Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 13

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  83  84  85   ..

 

 

Анализ мероприятий, направленных на повышение экономической эффективности "Торгово-Технического дома ОАО "Татнефть"

Анализ мероприятий, направленных на повышение экономической эффективности "Торгово-Технического дома ОАО "Татнефть"

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Годы Длина, км Кол-во стыков, шт Кол-во -отказов, шт Удельная частота
1 2 3 4 5
1996 – 2008 11000 303030 22 0,0005
Основные показатели Ед.изм. Значение
1 Прочность при разрыве не более МПа 12,0
2 Относительное удлинение при разрыве, не менее % 300
Параметры термоусадки
3 - в долевом направлении, не менее % 40 – 50
- в поперечном направлении, не более 10
4 Прочность адгезионного соединения со сталью, не менее Н/см 5,0
5 Температура нанесения 0 С 130 – 150
Наименование Объем Продолжи- Экономический эффект
внедряемых конструкций труб внедрения, км тельность внедрения на 1 км, тыс.руб.

на

эффект млн.

1 2 3 4 5 6
Трубы облицованные полимерными оболочками (цеха НГДУ). 6200 1995-2000 983,6 6098 304,9
Трубы с внутренним полимерным покрытием. 1200 1998-2000 538,2 646 32,3
Трубы с внутренним цементно-песчаным покрытием. 35 1999-2000 633,9 22,2 1,1
Трубы с теплоизолированным наружным покрытием. 76 1997-2000 1411,6 107,3 5,4
Трубы гибкие коррозионно-стойкие. 566 1995-2000 333 188,5 9,4
Трубы с металлическими покрытиями 2 2000 920 1,8 0,1
ИТОГО 8079 7063,8 353,2
Показатель Ед.изм. 2005 год 2006 год Отклонения, +,- Темп роста, %
1 2 3 4 5 6
Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг тыс.руб. 701395 1470341 768946 209,6
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг тыс.руб. 651828 1380233 728405 211,7
Валовая прибыль тыс.руб. 49567 90108 40541 181,8
Коммерческие расходы тыс.руб. 6526 8178 1652 125,3
Прибыль от продаж тыс.руб. 43041 81930 38889 190,4
Прочие доходы тыс.руб. 93695 74600 -19095 79,6
Прочие расходы тыс.руб. 163340 109369 -53971 67,0
Прибыль до налогообложения тыс.руб. -26604 47161 73765 -177,3
Рентабельность % 6 5 -1 83,3
Показатель Ед.изм. 2006 год 2007 год Отклонения, +,- Темп роста, %
1 2 3 4 5 6
Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг тыс.руб. 1470341 1801654 331313 122,5
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг тыс.руб. 1380233 1696812 316579 122,9
Валовая прибыль тыс.руб. 90108 104842 14734 116,4
Коммерческие расходы тыс.руб. 8178 17540 9362 214,5
Прибыль от продаж тыс.руб. 81930 87302 5372 106,6
Прочие доходы тыс.руб. 74600 106034 31434 142,1
Прочие расходы тыс.руб. 109369 158866 49497 145,3
Прибыль до налогообложения тыс.руб. 47161 34470 -12691 76,1
Рентабельность % 5 6 1 120,0

Спецпредложения:

-паровые котлы производства Болгария

-склад, готовый к транспортировке

-труба алюминиевая

-смола-герметик «Батлер Тэк Интернешенел»

Перечень ТМЦ указан в прайс-листе в который еженедельно вносятся изменения. В зависимости от физического состояния, года выпуска, наличия соответствующей сопроводительной технической документации, комплектности, морального износа и в зависимости от рыночных цен на соответствующий вид товара применяется гибкая система скидок. В случае, если цена реализуемых товарно-материальных ценностей, которые имеют высокую ликвидность (металлопрокат, кабель, запорная арматура, фитинги и т.п.) значительно ниже существующих рыночных цен, применяется наценка, также зависящая от вышеуказанных параметров.

Для качественной и быстрой обработки заявки на товарно-материальные ценности, заявку необходимо составлять по форме указанной в прайс-листе. Дополнительно клиент может указать предпочтительные для него цены.

Для удобства работы с партнерами на официальном сайте Торгово-технического дома ОАО «Татнефть» даны бланки договоров, формы оплаты и другая необходимая информация.

6.Кабельная продукция.

-Кабели для погружных электронасосов. Кабели КПБП, КПпБП (кабель погружной с тремя медными жилами, с пластмассовой изоляцией в два слоя, бронированный, плоский) предназначен для подачи электроэнергии к электродвигателям погружных установок для добычи нефти, водоподъема и перекачки жидкостей из шурфов, резервуаров и водоемов, а также изготовления кабельных удлинителей.

-Обмоточные провода. С пленочной и эмалевой изоляцией для намотки статоров погружных маслонаполненных электродвигателей.

-Кабели контрольные с поливинилхлоридной изоляцией и оболочкой. Контрольные кабели предназначены для присоединения к электрическим приборам.

-Кабели силовые с поливинилхлоридной изоляцией и оболочкой. Кабели силовые предназначены для передачи и распределения электрической эгнергии в стационарных установках.

-Провода не изолированные. Провода предназначены для передачи электрической энергии в воздушных электрических сетях.

-Провода для электротехнических установок. Провода предназначены для распределения электрической энергии в силовых и осветительных сетях.

-Провода телефонные распределительные. Провода предназначены для эксплуатации в местных телефонных сетях.

Производство кабеля и кабельно-проводниковой продукции осуществляется на современном оборудовании итальянских фирм «De Angeli Industry», «Dea Tek Machinery» и американской фирмы «Tulsa Power Products».

Вся продукция сертифицирована и имеет сертификат соответствия Госстандарта России. Система менеджмента качества сертифицирована голландской фирмой КЕМА на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000.

7.Резинотехнические изделия.

-Оборудование для поддержания пластового давления

-Оборудование для капитального и подземного ремонта скважин

-Оборудование для эксплуатации скважин погружными насосами

-Оборудование для бурения скважин

-Прочие резинотехнические изделия

-Крановое оборудование

-Манжеты и уплотнения

Альметьевская центральная база производственного обслуживания по прокату и ремонту электропогружных установок (АЦБПО ЭПУ) ОАО «Татнефть» образована в апреле 1976 года в целях проведения единой технической политики в области ремонта и проката электропогружных установок, совершенствования их конструкции и эксплуатационных характеристик, концентрации технических средств и инженерных служб. Основным направлением производственной деятельности являлся прокат, текущий и капитальный ремонт погружных электронасосных установок для добычи нефти.

На сегодняшний день АЦБПО ЭПУ - многопрофильное предприятие. На данный момент помимо капитального ремонта, обслуживания УЭЦН (ЭЦН, ПЭД, ГЗ, СУ, ТМПН), винтовых насосов, гидрозабойных двигателей, ГНУ, насосов типа ЦНС, АЦБПО ЭПУ занимается изготовлением насосных установок для систем ППД, станций управления для станков-качалок, а также резинотехнических изделий.

Система управления качеством сервиса электронасосных установок для добычи нефти и системы поддержания пластового давления сертифицирована на соответствие Международного Стандарта ISO 9001:2000 голландской фирмой «KEMA».

АЦБПО ЭПУ в настоящее время изготавливает резинотехнические изделия более 400 наименований, которые используются в узлах и агрегатах нефтепромыслового оборудования:

- кольца уплотнительные круглого сечения по ГОСТ 9833-73, манжеты и уплотнения по ГОСТ 6678-72, ГОСТ 8752-79, ГОСТ 14896-84 и ГОСТ 22704-77;

-манжеты, прокладки, шайбы для ТМПН;

- диафрагмы для гидрозащит;

- втулки и уплотнительные кольца для ЦНС;

- манжеты и уплотнения для буровых и цементировочных насосов;

- диафрагмы, манжеты для УНЦСВ;

- манжеты и уплотнения для вертлюгов, буровых ключей и различной устьевой арматуры и многое другое.

Для изготовления резинотехнических изделий используются, в основном, резиновые смеси III-3в-6 3826С и Н-410 ТУ2512.003.45055793-98. По требованиям заказчика, в зависимости от условий эксплуатаций и рабочих сред (нефть, газ, кислота и щелочи, топливо), могут быть использованы и другие материалы.

Изготовление резинотехнических деталей производится согласно нормативно-технической документации и по представленным образцам. Возможна разработка и изготовление изделий по техническим требованиям заказчика.


3.3 Анализ эффективности работы по основным направлениям

3.3.1 Трубная продукция и нефтепромысловое оборудование

В 2005 году предприятием были заключены договора на поставку ППТ с предприятиями: ЗАО «Лукойл-Энергогаз»-4 км, ОАО «НК Роснефть-Пурнефтегаз»-1,5 км, ООО «Лукойл-Пермь»-7 км, ОАО «НК Роснефть»-5км, ОАО «НК Роснефть-Ставропольнефтегаз»-12 км, ОАО «ТНК »-5 км, малые нефтяные компании -19,5 км, отгружено 43,5 км трубной продукции на сумму 62,7 млн. руб. Заключены и выполнены договорные обязательства по поставке МПТ ОАО «Самаранефтегаз»-25,2 км, ООО «Лукойл-Пермь»-8,3 км, ЗАО «Нефтеконсорциум»-5,6 км, прочие компании -15,2 км. Всего отпущено в количестве 54,3 км на сумму 29,3 млн. руб. Реализовано ТИТ труб компаниям системы ЖКХ-9,3 км, ООО «Горизонт», в количестве 7 км, всего 16,3 км на сумму 9,5 млн. руб. Выполнены договорные обязательства по поставке труб с ЦПП с ПНИ предприятиям ОАО «ТНК» -17км, ОАО «Самаранефтегаз»-60 км, малым нефтяным компаниям -40 км, прочим компаниям -4,8 км. Всего реализовано 117,4 км на сумму 39,5 млн. руб. Было реализованы п /э трубы и НКТ сторонним организациям в сумму 1,7 млн. руб. По вышеуказанным трубам продолжается их производство на БМЗ, ЦБПО по РНО, ЗНОК и ППД. ТТД в 2005 году было продано пакеров на -10,0 млн. руб.

Договорные обязательства по поставке ППТ за 2005 год представлены на рисунке 3.1.


Рис.3.1.Договорные обязательства по поставке ППТ ТТТ ОАО «Татнефть» за 2005 год

По диаграмме 3.1 видно, что наибольший объем поставок ППТ, согласно договорным обязательствам 2005 года, приходится на ОАО «НК Роснефть-Ставропольнефтегаз» - 12 км труб и на малые нефтяные компании объемом 19,5 км.

Заключенные и выполненные договорные обязательства по поставке МПТ за 2005 год ТТД ОАО «Татнефть» представлены на рисунке 3.2.

Рис.3.2. Выполненные договорные обязательства по поставке МПТТТД ОАО «Татнефть» в 2005 году


Реализация ТИТ и ЦПП с ПНИ в 2005 году представлено на рисунках 3.3. и 3.4.

Рис.3.3.Реализация ТИТ ТТД ОАО «Татнефть» в 2005 году

С развитием системы жилищно-коммунального хозяйства в стране в ходе реформ происходит повсеместное капитальное обновление трубопроводных систем, в связи с чем продукция ТТД ОАО «Татнефть» пользуется особым спросом, что необходимо учитывать при планировании ассортимента ТТД.

Рис.3.4.Реализация ЦПП с ПНИ ТТД ОАО «Татнефть» в 2005 году


По рисунку 3.4. видно, что наибольшая доля реализации ТТД ОАО «Татнефть» в 2005 году приходится на ОАО «Самарнефтегаз» - 60 км и ОАО «ТНК» - 44,8 км.

В 2006 году были заключены договора на поставку ППТ с предприятиями ОАО «Башнефть» - 85,2 км, ОАО «Меллянефть» - 53,7 км, ООО «Ураптрубпром» - 12,8 км, ООО «Волгахимпартнер» - 46,5 км, ООО «СТТ»-11,4 км, ЗАО «Глобалстройинженеринг» - 12,5 км, малые нефтяные компании -5,2 км. Всего отгружено 227,3 км трубной продукции на сумму 214,2 млн. руб. Заключены и выполнены договорные обязательства по поставке МПТ ЗАО «Глобалстройиненеринг» - 10,1 км, ООО «ИПЦ» - 31,2 км, ООО «МП Промсантех» - 4,8 км, ООО «СТТ» - 5,6 км, ООО «Техком» - 8,5 км, прочие компании -35,5 км. Всего отпущено в количестве 95,7 км на сумму 60,6 млн. руб. Выполнены договорные обязательства по поставке труб с ПНИ предприятиям ОАО «ТНК ВР-Холдинг» - 13,9 км, ООО «Самарастроймонтаж»-13,5 км, ООО «Лидер М» - 7,5 км, ООО «Волгахимпартнер»-148,5 км, ООО «СМУНефтепромстрой»-2,8 км, ООО «Стройтехсервис»-19,4 км, прочим компаниям -55,7 км. Всего реализовано 261,3 км на сумму 63,4 млн. руб.

Рис.3.5.Договорные обязательства по поставке ППТ ТТТ ОАО «Татнефть» за 2006 год


По диаграмме 3.5 видно, что наибольший объем поставок ППТ, согласно договорным обязательствам 2006 года, приходится на ОАО «Башнефть» - 85,2 км труб и на ООО «Меллянефть» объемом 53,7 км.

Также в 2006 году были реализованы п /э трубы и НКТ сторонним организациям в сумму 18,6 км на сумму 1,6 млн. руб. Промысловое оборудование БМЗ поставлено в ООО «ЦНО-Химмаш», ООО «НПО Фундаментстройаркос», ОАО «Хабаровский НПЗ» и др. на сумму 284 млн. руб.

Цепные привода реализованы в количестве 71 шт. на сумму 34,2 млн. руб. малым нефтяным компаниям (ОАО «Шешмаойл», ЗАО «Татех», ЗАО «Кара Алтын», ЗАО «Ритэк-внедрение», ОАО «Булгарнефть») и АНК «Башнефть».

Заключенные и выполненные договорные обязательства по поставке МПТ за 2006 год Торгово-техническим домом ОАО «Татнефть» представлены на рисунке 3.6. Заключенные и выполненные договорные обязательства по поставке труб с ПНИ за 2006 год Торгово-техническим домом ОАО «Татнефть» представлены на рисунке 3.7.

Рис.3.6. Выполненные договорные обязательства по поставке МПТТТД ОАО «Татнефть» в 2006 году


Рис.3.7. Выполненные договорные обязательства по поставке труб с ПНИ ТТД ОАО «Татнефть» в 2006 году

В 2007 году были заключены договора на поставку ППТ с предприятиями ОАО «Башнефть», РУП «Беларуснефть», ООО «СТТ», ЗАО «Глобалстройинженеринг». Всего отгружено им 387,7 км трубной продукции на сумму 275,1 млн. руб. Заключены и выполнены договорные обязательства по поставке МПТ РУП «Беларуснефть», ООО «Самаранефтегаз-сервис», ООО «Строймонтаж», ООО «СТТ» и прочие компании. Всего отпущено в количестве 68,5 км на сумму 75,4 млн. руб. Выполнены договорные обязательства по поставке труб с ПНИ предприятиям ОАО «Стройтехсервис», ОАО «ТНК-ВР», ОАО «Меллянефть» и прочие компании. Всего реализовано 492,5 км на сумму 101,7 млн. руб. Было реализованы НКТ с ПЭП сторонним организациям 82,8 км на сумму 26,5 млн. руб. Малым нефтяным компаниям отпущено трубной продукции на сумму более 42,0 млн. руб.


Рис.3.8.Договорные обязательства по поставке ППТ ТТД ОАО «Татнефть» за 2007 год

Оборудование, производимое БМЗ, поставлено в ОАО «Московский НПЗ», ОАО «Уфимский НПЗ», ЗАО «Машпром», ОАО «Куйбышевский НПЗ» и др. на сумму 526,1 млн. руб. Цепные привода реализованы в количестве 69 шт. на сумму 33,7 млн. руб. малым нефтяным компаниям РТ, 2 цепных привода поставлены ОАО «Самаранефтегаз».

По рисунку 3.9. видно, что основная доля МПТ поставлена МПТ РУП «Беларуснефть».


Рис.3.9. Выполненные договорные обязательства по поставке МПТ

ТТД ОАО «Татнефть» в 2007 году

Далее рассмотрено, насколько эффективно работает ТТД ОАО «Татнефть» по обеспечению максимального сбыта трубной продукции. В данном контексте следует отметить, что вся трубная продукция, реализуемая ТТД ОАО «Татнефть» относится к категории повышенной надежности.

Анализ реализации любого вида продукции, согласно признанной и рекомендуемой в Российской Федерации, для изучения методики в высших учебных заведениях начинается с анализа выполнения плана по реализации продукции. Сравнение плановых и фактических данных нужно проводить с различных позиций. Сравнение объемов реализации по видам реализуемой продукции, позволяет выявить какая продукция является самой востребованной, самой рентабельной, а по какой необходимо усилить маркетинговые усилия.

Для оценки степени выполнения плана по реализации по трубной продукции ТТД ОАО «Татнефть» за 2005-2006 годы данные сводятся в таблицу 3.2.


Таблица 3.2.

Выполнение плана по реализации трубной продукции по видам труб ТТД ОАО «Татнефть» за 2007 год

Наименование показателя Норма Факт
Глубина проникновения иглы 0,1 мм: при 25 С° 91-130 125
Температура размягчения по кольцу и шару, С°, не ниже 43 44
Растяжимость, см, не менее: при 25°С 65 78
Изменение температуры размягчения после прогрева,Со не более 5 -
Температура вспышки, °С, не менее 230 -
Сцепление с песком выдерживает по контрольному образцу №2 №2
Вид продукции 2006 год 2007 год отклонение
план факт абсолютное относительное
2007 к 2006 гг 2007 г к плану 2007 к 2006 гг 2007 г к плану
1 2 3 4 5 6 7 8
Трубы МПТ, м.п. 55865 48671 41477 -14388 -7194 74,3 85,2
Трубы ППТ, м.п. 143289 230718 318147 174858 87429 222,0 137,9
Трубы ТИТ, м.п. 18435 18106 17777 -658 -329 96,4 98,18
Трубы ЦПП и ПНИ, м.п. 118242 137444 156646 38404 19202 132,5 113,9
Итого труб, м.п. 368923 434939 534047 165124 99108 144,8 122,8

Из таблицы 3.2 видно, что ТТД в натуральном исчислении объем реализации трубной продукции увеличился по сравнению с 2006 годом на 165124 м.п. или на 44,8%, а по сравнению с планом 2007 года на 99108 м.п. или на 22,8%.

Данное перевыполнение плана произошло за счет увеличения объема продаж по всем типам труб за исключением труб МПТ, спрос на них снизился за счет насыщения рынка данной продукцией. Недовыполнение плана по данной позиции объясняется отказом по одному из предварительно заключенному договору (ТИТ).

Исчисление объема реализации в натуральном исчислении имеет важное значение, но с точки зрения получения прибыли и дальнейшего формирования прибыли большее значение имеет стоимостная оценка объема реализации трубной продукции.

Для определения объемов поступления выручки в 2006 и 2007 годы используются данные таблицы 3.3., по которой видно, что, как и в физическом объеме, так и в стоимостном выражении объем реализации по трубной промышленности увеличивается, при этом значительное увеличение происходит по трубам ППТ и по трубам ЦПП и ПНИ.


Таблица 3.3.

Динамика объема реализации по трубной продукции ТТД ОАО Татнефть» за 2006 - 2007 годы

Показатели 2006 год 2007 год отклонение
абсолютное относительное
1 2 3 4 5
1. Трубы МПТ, тыс. руб. 55865 45625 -10240 81,67
2. Трубы ППТ, тыс. руб. 132686 225566 92880 169,99
3. Трубы ТИТ, тыс. руб. 10858 11857 999 109,20
4. Трубы ЦПП и ПНИ, тыс. руб. 152532 205206 52674 134,53
5. Итого реализовано трубной продукции 351941 488254 136313 138,73
6. Общий объем реализации по ТТД 1470341 1801654 331313 122,53
7. Удельный вес трубной продукции в общем объеме реализации, % 23,94 27,10 3,16 113,22

Таблица позволяет сделать вывод, что удельный вес трубной продукции в общем объеме реализации увеличился на 3,16%. Это произошло из-за увеличения объема реализации более быстрыми темпами над другими видами реализуемых товаров.

Анализ реализации должен вестись не только с позиций видов реализуемой продукции, но и с позиций выполнения договорных обязательств по поставкам. Далее следует рассмотреть, каким образом выполнялись договорные обязательства по отгрузке трубной продукции покупателям. В отличие от товаропроизводителей, объемы отгрузки продукции покупателям носят ритмичный характер, ТТД реализует продукцию по мере заключения договоров, с учетом наличия требуемой продукции у структурных подразделений ОАО «Татнефть», и на общих складах.

По таблице 3.4 видно, что с точки зрения выполнения договорных обязательств ТТД имеет некоторые недостатки в работе, так по трубам ТИТ по одному из договоров был отказ. Это привело к уменьшению объема реализации по данному виду труб на 2088 тыс. руб. Причиной отказа стали условия поставки, предприятие покупатель после более глубокого изучения рынка трубной продукции нашло для себя более выгодным расторгнуть существующий договор и заключить новый с другим поставщиком на более выгодных условиях. Для ТТД, данный факт единичный, но с позиций расширения рынка сбыта необходимо учитывать, что вместе с увеличением количества покупателей и сервисный набор условия поставки должны становиться более дифференцированными и ориентированными на потребности покупателей.

Таблица 3.4.

Выполнение плана по отгрузке трубной продукции покупателям и заказчикам

Показатели Объем отгрузки по договорам Фактически отгружено в срок Фактически отгружено с нарушением сроков поставки Зачтено в выполнение плана по поставкам
1 2 3 4 5
1. Трубы МПТ, тыс. руб. 44256,25 44256,25 - 1368,75
2. Трубы ППТ, тыс. руб. 218799,02 218799,02 - 6766,98
3. Трубы ТИТ, тыс. руб. 11501,29 11501,29 355,71
4. Трубы ЦПП и ПНИ, тыс. руб. 199049,82 192961,82 6088 68,18
Итого, тыс. руб. 473606,38 467518,38 6088 8559,62

По трубам ЦПП и ПНИ ТТД не смогло вовремя обеспечить отгрузку труб в полном объеме. Это связано с недостаточным объемом данного вида труб к сроку отгрузки. По данному факту, при составлении договоров необходимо объективно оценивать производственные возможности структурных подразделений, наличие складских запасов по отдельным видам труб и сроки формирования необходимой партии.

На объем реализации в стоимостном выражении влияют два основных фактора – это объем реализации в натуральном исчислении и цены на реализуемую продукцию.

Для оценки степени влияния этих факторов на изменение объема реализации рассчитаем уровень цен на реализуемую продукцию по плану и фактически в таблице 3.5.

Таблица 3.5.

Расчет средних цен реализации на трубную продукцию за 2007 год

Вид продукции Объем реализации в м.п. Объем реализации в тыс. руб. Средние цены реализации в руб.
план факт план факт план факт
1 2 3 4 5 6 7
1 Трубы МПТ 88957 41477 55865 45625 628 1100
2. Трубы ППТ 143289 318147 132686 225566 926 709
3. Трубы ТИТ 18435 17777 10858 11857 589 667
4. Трубы ЦПП и ПНИ 118242 156646 152532 205206 1290 1310
ИТОГО 368923 534047 351941 488254 - -

На основании данных таблицы 3.5 рассчитаем влияние изменения объема реализации по формуле (3.1) и средних цен на величину объема реализации трубной продукции в 2007 году по формуле (3.2), используя метод абсолютных разниц.

∆Во =∑О1 * Ц0 - ∑О00 , (3.1.)

где О0,1 - объем реализации в м.п. по плану и фактически;

Ц0,1 – цена плановая и фактическая по видам труб.

∆Вц = ∑О11 - ∑О10 (3.2.)

По данным таблицы 3.5 влияние составит:

-изменения объема и структуры реализуемой продукции = ((45625*628)+(225566*926)+(11857*589)+(205206*1290))/1000-351941 тыс. руб. = 157285,13 тыс. руб.

-изменение средних цен =488254-366638 =121616 тыс. руб.

Факторный анализ показывает, что основной причиной увеличения объема реализации трубной продукции является не увеличение цен, а объемов реализации, потому что в результате увеличения объема реализации в м.п. объем реализации в стоимостном выражении вырос на 157285,13 тыс. руб., а в результате изменения цен объем реализации увеличился на 121616 тыс. руб. (несмотря на снижение цен на трубы ППТ на 217 руб. за п.м. при объеме реализации в 2007 году 387700 п.м.).

Учитывая, что по мере стабилизации партнерских отношений и заключения крупных контрактов, использовать ценовой фактор увеличения объема реализации все сложнее, так как превышение цен по сравнению с конкурентами может привести к отказу от сотрудничества, следует более глубоко изучить рынок потребителей трубной продукции, как в регионе, так и за его пределами и в первую очередь ориентироваться на увеличение объема реализации в физическом объеме. Решая эту проблему, ТТД окажет положительное воздействие на работу всех структурных подразделений ОПО «Татнефть» чья продукция реализуется. И именно данное направление деятельности является реальным резервом увеличения объема реализации трубной продукции повышенной надежности.

Динамика объемов реализации нефтепромыслового оборудования представлена на рисунке 3.10.


Рис.3.10.Динамика объемов реализации нефтепромыслового оборудования ТТД ОАО «Татнефть»

По рисунку 3.10 видно, что в динамике увеличивается объем продаж нефтепромыслового оборудования производства БМЗ. В 2006-2007 годах не продавались пакеры. Реализация цепных проводов в 2007 году несколько уменьшилась по сравнению с 2006 годом за счет снижения спроса. Судя по данным можно отметить, что выручка от реализации ТТД ОАО «Татнефть» нефтепромыслового оборудования занимает небольшую долю в общем объеме реализации, соответственно, 0,001%, 0,002% и 0,003%.

По срокам и объемам поставки нефтепромыслового оборудования договорные обязательства выполнены предприятием на 100%.

Эффективность коммерческой деятельности ТТД ОАО «Татнефть» оценивается с помощью показателей рентабельности по направлениям деятельности. Динамика показателей рентабельности продаж трубной продукции и нефтепромыслового оборудования показана на рисунке 3.11.


Рис.3.11. Динамика рентабельности продаж трубной продукции и нефтепромыслового оборудование в ТТД ОАО «Татнефть»

Отрицательная динамика рентабельности продаж продиктована увеличением коммерческих расходов и себестоимости продукции, что привело снижению доли прибыли в выручке по данным направлениям деятельности. Следует оптимизировать производственные и коммерческие затраты.

3.3.2 Кабельно-проводниковая продукция

Кабельно- проводниковая продукция в 2005 году реализована на сумму 336,5 млн. рублей. Продукция была поставлена ОАО «ТНК», ОАО «Алнас-Н», ООО « Усинск-Алнас-Сервис», ЗАО «ТД Фамильный». В 2006 году кабельно- проводниковая продукция реализована на сумму 616 млн. рублей. Продукция была поставлена ОАО «ТНК ВР - Холдинг», ОАО «Усинк -Алнас-Сервис», ЗАО ТД « Трейд-Альянс», ООО «Удмурнефть» и др. В 2007 году кабельно- проводниковая продукция реализована на сумму 553,2 млн. рублей. Продукция была поставлена ОАО «ТНК -ВР», ОАО «ТД-Лукойл», РУП ПО «Беларуснефть», ООО «ТД «Нефтегазсервис» и другие регионы.

Объемы реализации по направлениям представлены на рис. 3.12.-3.14.


Рис.3.12.Объемы реализации кабельно-проводниковой продукции

ТТД ОАО «Татнефть» в 2005 году

Как видно по данным рисунка 3.12 наибольший объем реализации кабельно-проводниковой продукции в 2005 году приходится на ООО «Усинск-Алнас-Сервис» - 32%, 26% - на ОАО «Алнас-Н», 24% ОАО «ТНК» и 18% - на ЗАО ТД «Фамильный».

Рис.3.13.Объемы реализации кабельно-проводниковой продукции ТТД ОАО «Татнефть» в 2006 году


Рис.3.14.Объемы реализации кабельно-проводниковой продукции ТТД ОАО «Татнефть» в 2007 году

В 2006 году наибольший объем реализации пришелся на ЗАО ТД «Трейд-Альянс» - 58,58%, в 2007 году - на РУП По «Беларуснефть» - 52,61%.

Договорные обязательства по кабельно-проводниковой продукции были выполнены на 100%. Ритмичность поставок по сравнению с планом представлена на рисунке 3.15.


Рисм.3.15.Ритмичность поставок кабельно-проводниковой продукции

по договору ТТД ОАО «Татнефть»

Коэффициент ритмичности поставок кабельно-проводниковой продукции ТТД ОАО «Татнефть» за период 2005-2007 годы составляет 0,99.

В таблице 3.6 показан расчет средних цен на кабельно-проводниковую продукцию, реализованную черед ТТД ОАО «Татнефть», расчет влияния таких факторов, как среднереализационные цены на метр кабельно-проводниковой продукции и объем реализации в натуральном выражении на выручку предприятия.

По данным таблицы 3.6. видно, что в 2007 году по сравнению с планом объем реализации в стоимостном выражении уменьшился на 62800 тыс.руб., что обусловлено изменением структуры, объема и цены реализации.


Таблица 3.6.

Расчет средних цен реализации на кабельно-проводниковую продукцию за 2007 год

Вид продукции Объем реализации в натуральных единицах Объем реализации в тыс. руб. Средние цены реализации в руб.
план факт план факт план факт
1 2 3 4 5 6 7
1 Эмаль-провод, кг 11064 93763 24640 11064 120 118
2. Кабель, м. 1058750 881913 67760 60852 64 69
3. Провод, м 3566316 2992721 203280 182556 57 61
4. Погружной кабель, м 2669333 2818189 320320 298728 120 106
ИТОГО 7305463 6786586 616000 553200 х х

На основании данных таблицы 3.6 рассчитаем влияние изменения объема реализации по формуле (3.1) и средних цен на величину объема реализации трубной продукции в 2007 году по формуле (3.2), используя метод абсолютных разниц.

По данным таблицы 3.6 влияние составит:

-изменения объема и структуры реализуемой продукции = ((93763*120)+(881913*64)+(2992721*57)+(2818189*120))/1000-616000 тыс. руб. = -39538,23 тыс. руб.

-изменение средних цен =553200-574853,88 =-21653,88 тыс. руб.

Факторный анализ показывает, что основной причиной снижения объема реализации кабельно-проводниковой продукции является не снижение цен на эмаль-провод на 2 руб./кг и на погружной кабель на 14 руб./м, а также снижение объемов реализации: в результате увеличения снижения реализации в натуральных показателях объем реализации в стоимостном выражении снизился на 39538,23 тыс. руб., а в результате изменения цен объем реализации уменьшился на 21654 тыс. руб.

Эффективность коммерческой деятельности ТТД ОАО «Татнефть» оценивается с помощью показателей рентабельности по направлениям деятельности. Динамика показателей рентабельности продаж кабельно-проводниковой продукции показана на рисунке 3.16.

Рис.3.16. Динамика рентабельности продаж кабельно-проводниковой продукции в ТТД ОАО «Татнефть»

В 2006 году по сравнению с 2005 годом рентабельность продаж снизилась на 1% несмотря на существенный рост объема продаж за счет превышения темпов роста затрат на производство и реализацию над темпами роста выручки. В 2007 году по сравнению с 2006 годом наблюдается незначительное снижение рентабельности продаж за счет снижения цен на некоторые виды кабельно-проводниковой продукции и объемов реализации за счет небольшого спада спроса. Снижение цен на кабельно-проводниковую продукцию обусловлено конъюнктурой рынка и стремлением привлечь покупателей.

В целом можно отметить, что рентабельность данной коммерческой деятельности сравнительно невелика, но имеет положительное значение. Кроме того, потребителям продукции, реализуемой черед ТТД ОАО «Татнефть» удобно приобретать несколько видов продукции в одном месте. Можно рекомендовать оптимизировать производственные и коммерческие затраты, работать в режиме экономии, чтобы компенсировать падение цен.

3.3.3 Продукты нефтехимии

Реализация дорожного нефтебитума за 2005 год составила всего: 27102 тонн на сумму- 89,0 млн. руб. Продукции нефтехимии было реализовано на сумму- 73,5 млн. руб. В 2006 году продукции нефтехимии было реализовано на сумму - 109,6 млн. руб. предприятиям ОАО «Ондео Налко», «НИИнефтепромхим», ООО «Гектор» и другим заказчикам. Продукции нефтехимии в 2007 году было реализовано на сумму - 134,2 млн. руб. предприятиям ОАО «Ондео Налко», «НИИнефтепромхим», и другим заказчикам.

Динамика объемов реализации продуктов нефтехимии представлена на рисунке 3.17.

Рис.3.17.Динамика объемов реализации продуктов нефтехимии через ТТД ОАО «Татнефть»


По данным рисунка 3.17 видно, что в 2006 году по сравнению с 2005 годом выручка от реализации продукции нефтехимии уменьшилась на 52,9 млн.руб. или на 32,55%. Это произошло за счет уменьшения натуральных объемов реализации, как по причине падения спроса, так и объемов предложения со стороны производителей. В 2007 году увеличение выручки

составило по сравнению с 2006 годом – 24,6 млн.руб. или на 24,6%, однако, по сравнению с 2005 годом показатели 2007 года ниже на 28,3 млн.руб. или на 17,42%.

В 2007 году на увеличение объемов выручки на 62% повлиял рост цен на продукты нефтехимии за счет увеличения мировых цен на нефть и другое сырье, участвующее в производстве продуктов нефтехимии. На 38% выручка увеличилась за счет увеличения объемов реализации.

Эффективность коммерческой деятельности ТТД ОАО «Татнефть» оценивается с помощью показателей рентабельности по направлениям деятельности. Динамика показателей рентабельности продаж продуктов нефтехимии показана на рисунке 3.16.

Рис.3.16. Динамика рентабельности продаж продуктов нефтехимии в ТТД ОАО «Татнефть»


В 2006 году по сравнению с 2005 годом рентабельность продаж увеличилась на 1% за счет превышения темпов роста выручки над темпами роста затрат на производство и реализацию, несмотря на уменьшение объемов реализации. В 2007 году по сравнению с 2006 годом наблюдается увеличение рентабельности продаж, оно составило 1,01% за счет увеличения цен на продукты нефтехимии и объемов их реализации.

3.4 Сравнение технико-экономических показателей работы ТТД ОАО «Татнефть» по основным направлениям деятельности

Сравнение объемов реализации по рассматриваемым в данной работе направлениям деятельности в стоимостном измерении в динамике представлено в таблице 3.7.

Таблица 3.7.

Динамика и структура объемов продаж ТТД ОАО «Татнефть» в 2006 году

2005 год 2006 год Отклонение, +,-
Тыс.руб. Уд.вес, % Тыс.руб. Уд.вес, % Тыс.руб. Уд.вес, %
1 2 3 4 5 6 7
Трубная продукция 99995 14,26 351941 23,94 251946 9,68
Нефтепромысловое оборудование 10000 1,43 318200 21,64 308200 20,21
Кабельно-проводниковая продукция 336500 47,98 616000 41,9 279500 -6,08
Продукты нефтехимии 162500 23,17 109600 7,46 -52900 -15,71
Всего 701395 100 1470341 100 768946 х

По данным таблицы видно, что наибольший удельный вес в структуре продаж имеет кабельно-проводниковая продукция, соответственно, 47,98% и 41,9%. Однако, по данным вышеприведенного анализа видно, что наибольшая рентабельность продаж наблюдается по трубной продукции, поэтому данное направление деятельности считается наиболее перспективным, преимущественно, за счет роста спроса на данный вид продукции.

В динамике наблюдается рост выручки по всем направлениям деятельности, кроме продуктов нефтехимии, - в 2006 году по сравнению с 2005 годом видно снижение выручки за счет снижения объемов реализации. В структуре продаж наблюдается уменьшение доли кабельно-проводниковой продукции на 6,08% и продуктов нефтехимии на 15,71%, что характеризуется положительно, так как растут доли наиболее рентабельной по продажам продукции.

13,16% в 2005 году и 5,06% в 2006 году – доля реализации излишних и невостребованных ТМЦ. Реализация невостребованных излишних товарно-материальных ценностей выросло с 6 млн. руб. в 2002 г. до 92,4 млн. руб. в 2005 г., то есть увеличилось в 15,4 раз. Реализация излишних товарно - материальных ценностей за 2005 год 92,4 млн.руб., при плане 90,0 млн. руб., перевыполнение 2,4 %, также производилось перераспределение между структурными подразделениями товарно - материальных ценностей на сумму – 21,9 млн. руб. На 1 января 2006 года на складах ТТД ОАО «Татнефть» числились ТМЦ на сумму 206,1 млн. руб.

Реализация невостребованных излишних товарно-материальных ценностей выросла с 6 млн. руб. в 2002 г. до 74,6 млн. руб. в 2006 г., то есть увеличилась в 12,4 раз. На 1 января 2007 года на складах ТТД ОАО «Татнефть» числились ТМЦ на сумму 202 млн. руб.

Таблица 3.8.

Динамика и структура объемов продаж ТТД ОАО «Татнефть» в 2007 году

2006 год 2007 год Отклонение, +,-
Тыс.руб. Уд.вес, % Тыс.руб. Уд.вес, % Тыс.руб. Уд.вес, %
1 2 3 4 5 6 7
Трубная продукция 351941 23,94 488254 27,1 136313 3,16
Нефтепромысловое оборудование 318200 21,64 559800 31,07 241600 9,43
Кабельно-проводниковая продукция 616000 41,9 553200 30,71 -62800 -11,19
Продукты нефтехимии 109600 7,46 134200 7,45 24600 -0,01
Всего 1470341 100 1801654 100 331313

По данным таблицы видно, что наибольший удельный вес в структуре продаж имеет кабельно-проводниковая продукция в 2006 году - 41,9% и нефтепромысловое оборудование в 2007 году – 31,07%.

В динамике наблюдается рост выручки по всем направлениям деятельности, кроме кабельно-проводниковой продукции, - в 2007 году по сравнению с 2006 годом видно снижение выручки за счет снижения объемов реализации на 62800 тыс.руб. Как видно из вышеприведенного анализа, снижение выручки по данному направлению деятельности произошло также за счет снижения цен по некоторым видам кабельно-проводниковой продукции. В структуре продаж наблюдается уменьшение доли кабельно-проводниковой продукции на 11,19% и продуктов нефтехимии на 0,01%, что характеризуется положительно, так как при этом растут доли наиболее рентабельной по продажам продукции.

5,06% в 2006 году и 3,67% в 2007 году – доля реализации излишних и невостребованных ТМЦ. Реализация невостребованных излишних товарно-материальных ценностей выросла с 6 млн. руб. в 2002 г. до 66,2 млн. руб. в 2007 г., то есть увеличилась в 11раз.

Динамика структуры продаж представлена на рисунке 3.17.


Рис.3.17.Динамика структуры выручки от продаж по видам продукции в ТТД ОАО «Татнефть»

Важным показателем ТЭП является себестоимость реализованной продукции.

Сравнение себестоимости реализованной продукции по рассматриваемым в данной работе направлениям деятельности в стоимостном измерении в динамике представлено в таблице 3.9.

Таблица 3.9.

Динамика и структура себестоимости по видам реализованной продукции ТТД ОАО «Татнефть» в 2006 году

2005 год 2006 год Отклонение, +,-
Тыс.руб. Уд.вес, % Тыс.руб. Уд.вес, % Тыс.руб. Уд.вес, %
1 2 3 4 5 6 7
Трубная продукция 75698 11,61 299149,9 21,67 223452 10,06
Нефтепромысловое оборудование 8700 1,33 305624 22,14 296924 20,81
Кабельно-проводниковая продукция 329770 50,59 609840 44,18 280070 -6,41
Продукты нефтехимии 160875 24,68 107408 7,78 -53467 -16,9
Всего 651828 100 1380233 100 728405 х

Наибольшую долю в структуре общей себестоимости занимают затраты на производство кабельно-проводниковой продукции, соответственно, 50,59% и 44,18%. В динамике доля себестоимости кабельно-проводниковой продукции и продуктов нефтехимии снижается, соответственно, на 6,41% и 16,9%. По всем направлениям, кроме продуктов нефтехимии, сумма затрат возросла.

Таблица 3.10.

Динамика и структура себестоимости по видам реализованной продукции ТТД ОАО «Татнефть» в 2007 году

2006 год 2007 год Отклонение, +,-
Тыс.руб. Уд.вес, % Тыс.руб. Уд.вес, % Тыс.руб. Уд.вес, %
1 2 3 4 5 6 7
Трубная продукция 299149,85 21,67 417521 24,61 118371,2 2,94
Нефтепромысловое оборудование 305624 22,14 544632 32,1 239008 9,96
Кабельно-проводниковая продукция 609840 44,18 547668 32,28 -62172 -11,9
Продукты нефтехимии 107408 7,78 130174 7,67 22766 -0,11
Всего 1380233 100 1696812 100 316579 х

По данным таблицы 3.10 видно, что наибольшую долю в структуре

общей себестоимости занимают затраты на производство кабельно-проводниковой продукции, соответственно, 44,18% и 32,28%. В динамике доля себестоимости кабельно-проводниковой продукции и продуктов нефтехимии снижается, соответственно, на 11,9% и 0,11%. По всем направлениям, кроме продуктов нефтехимии, сумма затрат возросла.


Динамика структуры себестоимости представлена на рисунке 3.18.

Рис.3.18.Динамика структуры себестоимости продаж по видам продукции в ТТД ОАО «Татнефть»

Важной характеристикой коммерческой деятельности предприятий, аналогичных ТТД ОАО «Татнефть» является уровень коммерческих затрат на продвижение и реализацию товаров по их видам.

ТТД ОАО «Татнефть» проводится большая работа для представления продукции ОАО «Татнефть» на рынках сбыта за пределами Республики Татарстан. Для этих целей ТТД принимал участия практически во всех выставках в составе делегации ОАО «Татнефть»: г.Москва, г.Казани, г.Уфа, Казахстан г.Астана и др.

В течение 2007 года Торгово-технический Дом ОАО «Татнефть» провел большую работу по увеличению объемов реализации трубной продукции:

1. Проведена презентация продукции ОАО «Татнефть»с участием крупнейших нефтяных компаний РФ( Лукойл, ТНКВР, Роснефть, Сибнефть, Башнефть)

2. Организовано участие в выставках в г.г.Москва, Уфа, Казань,Алма-Ата.

3. Налажены контакты с проектными организациями г.Пермь, г.Уфа, г.Томск, г.Усинск, г.Самара, г.Саратов с целью включения продукции ОАО «Татнефть» в проекты обустройства месторождений нефтяных компаний РФ.

4. ТТД принимал участие практически во всех тендерах на поставку трубной продукции проводимых нефтяными компаниями.

Планируется заключение договоров на поставку трубной продукции :ОАО «ТНК-ВР», ООО «Лукойл-Пермь» , ОАО «Самаранефтегаз»,ООО «Глобалстройинжиниринг» и др.

ТТД также планирует участие в выставках, которые будут проводиться в различных регионах страны для продвижения продукции предприятий ОАО «Татнефть». В ОАО «Татнефть» нашло применение множество эффективных технологий, таких как:

-Профильные перекрыватели;

-Стеклопластиковыми трубами (СПТ).

-Большая номенклатура нефтепромыслового оборудования;

Для успешного продвижения этой продукции на внешний рынок необходимо:

-организовать активную рекламную деятельность, для чего подготовить привлекательную и доступную для покупателя техническую документацию в необходимых количествах ;

-провести сертификацию и аттестацию продукции на соответствие ТУ, ГОСТу, ISO 9001,14001.

-создать сервисные структуры для внедрения новых технологий


Таблица 3.11.

Динамика и структура коммерческих затрат по видам реализованной продукции ТТД ОАО «Татнефть» в 2006 году

2005 год 2006 год Отклонение, +,-
Тыс.руб. Уд.вес, % Тыс.руб. Уд.вес, % Тыс.руб. Уд.вес, %
1 2 3 4 5 6 7
Трубная продукция 5589 85,64 5241 64,09 -348 -21,55
Нефтепромысловое оборудование 558 8,55 1455 17,79 897 9,24
Кабельно-проводниковая продукция 3,58 0,05 2,55 0,03 -1,03 -0,02
Продукты нефтехимии 1,5 0,02 0,89 0,01 -0,61 -0,01
Всего 6526 100 8178 100 1652 х

По таблице 3.11 видно, что в 2005-2006 годы наибольшие коммерческие усилия были направлены на продвижение трубной продукции, доля коммерческих расходов по данному направлению деятельности составляет, соответственно, 85,64% и 64,09%. В динамике она снизилась на 21,55% за счет роста доли затрат на продвижение нефтепромыслового оборудования.

Таблица 3.12.

Динамика и структура коммерческих затрат по видам реализованной продукции ТТД ОАО «Татнефть» в 2007 году

2006 год 2007 год Отклонение, +,-
Тыс.руб. Уд.вес, % Тыс.руб. Уд.вес, % Тыс.руб. Уд.вес, %
1 2 3 4 5 6 7
Трубная продукция 5241 64,09 9987 56,94 4746 -7,15
Нефтепромысловое оборудование 1455 17,79 7512 42,83 6057 25,04
Кабельно-проводниковая продукция 2,55 0,03 5,87 0,03 3,32 0
Продукты нефтехимии 0,89 0,01 1,1 0,01 0,21 0
Всего 8178 100 17540 100 9362

По таблице 3.11 видно, что в 2006-2007 годы наибольшие коммерческие усилия были направлены на продвижение трубной продукции, доля коммерческих расходов по данному направлению деятельности составляет, соответственно, 64,09% и 56,94%. В динамике она снизилась на 7,15% за счет роста доли затрат на продвижение нефтепромыслового оборудования на 25,04%.

Динамика структуры коммерческих расходов показана на рисунке 3.19.

Рис.3.19.Динамика структуры коммерческих расходов по видам продукции в ТТД ОАО «Татнефть»

Доля коммерческих расходов на реализацию прочей продукции составляет за рассматриваемый период 2005-2007 годы, соответственно, 5,61%, 18,08% и 0,19%.

Ранее в разрезе эффективности работы Торгов-технического дома ОАО «Татнефть» по направлениям деятельности проведен анализ рентабельности продаж, по которому выяснилось, что наиболее рентабельной в части коммерческой деятельности является реализация трубной продукции. В целях полноты анализа следует рассмотреть рентабельность всей деятельности ТТД и рентабельность коммерческих расходов.

Поэтому сопоставление основных технико-экономических показателей по направлениям деятельности продолжается сравнительным анализом прибыли от продаж по видам продукции.

Таблица 3.13.

Динамика и структура прибыли от продаж по видам реализованной продукции ТТД ОАО «Татнефть» в 2006 году

2005 год 2006 год Отклонение, +,-
Тыс.руб. Уд.вес, % Тыс.руб. Уд.вес, % Тыс.руб. Уд.вес, %
1 2 3 4 5 6 7
Трубная продукция 18708 43,47 47550,15 58,04 28842,15 14,57
Нефтепромысловое оборудование 742 1,72 11121 13,57 10379 11,85
Кабельно-проводниковая продукция 6726,42 15,63 6157,45 7,52 -568,97 -8,11
Продукты нефтехимии 1623,5 3,77 2191,11 2,67 567,61 -1,1
Всего 43041 100 81930 100 38889 х

По данным таблицы 3.13 видно, что наибольшую долю в прибыли от продаж занимает трубная продукция: в 2005 году ее доля составила 43,47%, в 2007 году – 58,04%, увеличение доли в динамике составило 14,57%. Второй вид рентабельной продукции – нефтепромысловое оборудование также увеличил свою долю в прибыли от продаж – на 11,85%. Доли кабельно-проводниковой продукции и продуктов нефтехимии по подробно проанализированным выше причинам снизились, соответственно, на 8,11% и 1,1%.


Таблица 3.14.

Динамика и структура прибыли от продаж по видам реализованной продукции ТТД ОАО «Татнефть» в 2007 году

2006 год 2007 год Отклонение, +,-
Тыс.руб. Уд.вес, % Тыс.руб. Уд.вес, % Тыс.руб. Уд.вес, %
1 2 3 4 5 6 7
Трубная продукция 47550,15 58,04 60746 69,58 13195,85 11,54
Нефтепромысловое оборудование 11121 13,57 7656 8,77 -3465 -4,8
Кабельно-проводниковая продукция 6157,45 7,52 5526,13 6,33 -631,32 -1,19
Продукты нефтехимии 2191,11 2,67 4024,9 4,61 1833,79 1,94
Всего 81930 100 87302 100 5372 х

В 2007 году в связи с повышением мировых цен на нефть увеличилась доля прибыли от реализации продуктов нефтехимии на 1,94%, в связи с чем снизилась доля в прибыли нефтепромыслового оборудования. Доля трубной продукции в формировании прибыли от продаж увеличилась на 11,54%, доля кабельно-проводниковой продукции в динамике уменьшилась на 1,19%.

Динамика структуры прибыли от продаж представлена на рисунке 3.19.

Рис.3.20.Динамика структуры прибыли от продаж по видам продукции в ТТД ОАО «Татнефть»


По рисунку 3.20 видно, что прибыль от продажи прочей продукции вносит важный вклад в формирование общей прибыли от продаж, соответственно, 35,41%, 18,2% и 10,71%. Значит, значительные коммерческие усилия по продвижению данных товаров имеют высокий экономический эффект.

На рисунке 3.21 показана динамика показателей рентабельности всей деятельности ТТД ОАО «Татнефть». На рисунке 3.22 показана динамика уровня коммерческих затрат на рубль товарной продукции по направлениям деятельности в ТТД ОАО «Татнефть».

Рис.3.21.Динамика рентабельности деятельности ТТД ОАО «Татнефть» по ее направлениям


Рис.3.22.Динамика коммерческих расходов ТТД ОАО «Татнефть» на рубль товарной продукции по ее направлениям

Для увеличения эффективности реализации продукции на сторону в 2008 году совместно с производителями продукции и технологий ТТД ОАО «Татнефть» планирует:

-Активизировать участие в выставках, которые будут проводиться в различных регионах страны.

-Продолжить практику активного участия в проводимых научно-практических конференциях по технологиям и с тематикой, в которой заинтересовано ОАО « Татнефть» и на которых принимают участие большое количество потенциальных заказчиков и потребителей нашей продукции.

-Подготовить программу агрессивного внедрения в неохваченные регионы и в другие отросли промышленности продукцией и технологии с организацией широкого спектра услуг.


3.5.Анализ основных показателей ТТД ОАО «Татнефть»

Анализ производительности труда коллектива ТТД ОАО «Татнефть» проведен в таблице 3.15.

Таблица 3.15.

Анализ производительности труда в ТТД ОАО «Татнефть»

Показатель 2005 год 2006 год 2007 год Отклонение, +,- Темп роста, %
2006 к 2005 гг 2007 к 2006 гг 2006 к 2005 гг 2007 к 2006 гг
1 2 3 4 5 6 7 8
Объем продаж, тыс.руб. 701395 1470341 1801654 768946 331313 209,63 122,53
Численность работников, чел. 30 30 30 0 0 100 100
Производительность труда, тыс.руб/чел. 23379,8 49011,4 60055,1 25631,5 11043,8 209,63 122,53

По данным таблицы 3.15 видно, что за период росла выручка от продаж, а численность персонала при этом оставалась неизменным. Поэтому в 2006 году по сравнению с 2005 годом производительность труда возросла на 109,63% пропорционально темпам роста объемов продаж, а в 2007 году по сравнению с 2006 годом прирост производительности составил 22,53%. Это оценивается положительно.

Таблица 3.16.

Оценка эффективности использования основных фондов в ТТД ОАО «Татнефть»

Показатель 2005 год 2006 год 2007 год Отклонение, +,- Темп роста, %
2006 к 2005 гг 2007 к 2006 гг 2006 к 2005 гг 2007 к 2006 гг
1 2 3 4 5 6 7 8
Объем продаж, тыс.руб. 701395 1470341 1801654 768946 331313 209,63 122,53
Прибыль от продаж, тыс.руб. 43041 81930 87302 38889 5372 190,35 106,56
Стоимость основных фондов, тыс.руб. 2064 2037 1930 -27 -107 98,69 94,75
Численность работников, чел. 30 30 30 0 0 100 100
Фондовооруженность, тыс.руб./чел. 68,8 67,9 64,33 -0,9 -3,57 98,69 94,75
Фондоотдача, тыс.руб./тыс.руб. 339,822 721,817 933,50 381,99 211,68 212,41 129,33
Фондорентабельность, % 2085,32 4022,09 4523,42 1936,77 501,33 192,88 112,46

Стоимость основных фондов предприятия за период только снижалась, а выручка и прибыль от продаж росли, поэтому прирост фондоотдачи составил в 2006 году – 112,41%, в 2007 году – 29,33%, а фондорентабельность увеличилась, соответственно, нВ 92,88% и 12,46%.

Таблица 3.17.

Оценка эффективности использования оборотных средств и производственных запасов в ТТД ОАО «Татнефть»

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  83  84  85   ..

 

Показатель 2005 год 2006 год 2007 год Отклонение, +,- Темп роста, %
2006 к 2005 гг 2007 к 2006 гг 2006 к 2005 гг 2007 к 2006 гг
1 2 3 4 5 6 7 8
Объем продаж, тыс.руб. 701395 1470341 1801654 768946 331313 209,63 122,53
Прибыль от продаж, тыс.руб. 43041 81930 87302 38889 5372 190,35 106,56
Стоимость оборотных средств, тыс.руб. 306490 330255 299205 23765 -31050 107,75 90,60
Среднегодовая стоимость запасов, тыс.руб. 250562 213765 174492 -36797 -39273 85,31 81,63
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 2,29 4,45 6,02 2,16