Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 12

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  595  596  597   ..

 

 

Национальный рынок и его равновесие

Национальный рынок и его равновесие

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

4.1 Экономические показатели потребительского рынка России

В последние годы, по данным Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), список пяти базовых наиболее прибыльных отраслей экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговля, транспорт и связь) почти всегда возглавляет розничная торговля (70-72% прибыльных предприятий).

А с 2002 года отрасль «Торговля» стала также лидером по привлечению иностранных инвестиций, обогнав «Промышленность». Это, по существу, опровергает мнение о том, что иностранцев интересует в России, прежде всего, ТЭК. Правда, следует отметить, что помимо розничной торговли сюда следует отнести также предприятия общественного питания и бытового обслуживания.

В этой активно растущей отрасли занято 11 млн. человек. Важно, что износ основных фондов – не более 30% (для других отраслей аналогичный показатель - на 20% больше). Очень высок уровень нового строительства - 70-75% вводимых торговых площадей ежегодно. Отрасль отличается также высокой долей частной собственности (96%) и все возрастающим уровнем конкуренции, что является стимулом ее дальнейшего роста.

В последние годы предприятия торговли, общественного питания и сферы услуг производят 20-23% ВВП России, что значительно превышает показатели (12-15%) ТЭК.

Формирование и уровень развития потребительского рынка происходит на фоне общей социально-экономической ситуации.

По оценкам ФСГС, показатель объема розничной торговли достиг $180 млрд. в 2006 году, что напрямую связано с ростом личных доходов населения. За 2007 год они увеличились на 7,8%, а оборот розничной торговли - на 12,1%. Таким образом, можно сделать вывод, что экономика стала более потребительски ориентированной[4]

По прогнозу МЭРТ, рост доходов населения к 2009 году составит 40%, поэтому можно ожидать аналогичного роста и объемов товарооборота.С 2000 года выросли не только личные доходы и объемы продаж, но начала меняться и структура потребления, повышаются стандарты питания. В частности, доля хлеба и хлебопродуктов сократилась с 8,6% до 7,1%. А в промтоварном секторе, если в 2000 г. стали покупать больше одежды и обуви, в настоящее время многие стремятся приобрести транспортные средства, бытовую электронику, предметы для отдыха и развлечений.

В структуре оборота розничной торговли (по состоянию на 1.06.04 г.) 46,4% составляют продтовары и 53,6% - непродовольственные товары.

Благодаря практике потребительского кредитования, то есть продаже товаров в кредит, потребители получили больше возможностей для расходования средств на покупки, увеличивая, таким образом, объем товарооборота. Чаще всего они приобретают в кредит такие товары, как видеомагнитофоны, стиральные машины-автоматы, микроволновые печи. Сегодня кредиты выдают уже более 100 банков. По оценкам СДМ-банка, рынок розничных кредитов в России освоен всего на 10%, а по Москве - на 25%, однако в ближайшие 1,5-2 года он должен вырасти в несколько раз.

В 2004 году объем выданных потребительских кредитов достиг 4 млрд. долл. (рост за год – 30%).

К 1 декабря 2007 года вклады населения на рублевых и валютных счетах составили 1,89 трлн. рублей (рост с начала года на 23%). В то же время опросы общественного мнения показывают, что примерно 70% жителей России не пользуются банками вообще, что со всей очевидностью свидетельствует о серьезном социальном расслоении населения. По данным ФСГС, на долю 10% наиболее обеспеченных россиян приходится 30% общей суммы доходов. На другом конце доходной шкалы находятся 10% наиболее бедных граждан страны, которым достается всего около 2% общего дохода.

Увеличивающийся спрос на высококачественные товары длительного пользования объективно ведет к постоянному росту импорта: в 2004 году - примерно на 25%. В 2006 году проблема конкуренции с импортными товарами обострилась, прежде всего, в легкой, пищевой и автомобильной промышленности, т.к. снижение курса рубля, по оценке МЭРТ, маловероятно, более того, прогнозируется его укрепление примерно на 8%.

Важно отметить в то же время, что в первой половине 2007 года впервые за несколько последних лет доля отечественных производителей в удовлетворении внутреннего спроса оказалась выше, чем импортеров, что позволяет российским смежникам потребительского рынка (легкой и пищевой промышленности) наращивать выпуск потребительских товаров.

Таким образом, внутренний потребительский рынок, по общему мнению, остается важным движущим моментом экономического роста. На фоне увеличения доходов населения, сокращения инфляции происходит очевидное изменение структуры потребительского спроса (соотношение непродовольственных товаров с продовольственными составляет 54/46). В целом, торговля приобретает все более цивилизованный характер, совершенствуется инфраструктура. Это сказывается и на потребительском поведении (покупки в организованном (в торговых точках) и неорганизованном секторе (на рынках и улицах) торговли соотносятся как 78/22).[5]

4.2 Особенности российской национальной розницы

Ежегодные темпы роста розничной торговли в России составляют 8-10%. Высокой динамике отрасли способствует также то, что развитие инфраструктуры торговли попросту не успевает за ростом спроса. По обобщенным оценкам участников рынка, сегодня удовлетворяется только 70-75% платежеспособного спроса, а действующие торговые предприятия именно в силу этого получают высокую норму прибыли (от 25-30% до 50-100%), что привлекает в этот сектор все новых участников. В последние годы в розничную торговлю активно приходили и финансово-промышленные группы, и крупные оптовики, и международные торговые сети.

Еще одной особенностью российской розницы является то, что среднестатистический житель расходует на потребление и услуги 2/3 всех получаемых доходов, что серьезно отличается от ситуации в развитых странах Запада.

Все большее количество россиян готово платить больше за гарантированное качество товаров и услуг, за более широкий ассортимент выбора, за удобство самого процесса покупки. Наиболее оптимальным путем создания таких условий является создание торговых сетей, преимущества которых очевидны.

Из потенциального объема потребительского рынка (примерно $200 млрд.) примерно 10% приходится на 30 крупнейших сетей, сложившихся в последние годы и продолжающих активное развитие. Особенно бурный рост количества магазинов в розничных сетях наблюдается в Москве. За последние три года здесь введено в оборот более 1 млн. кв. м. торговых площадей современных форматов.

Активный процесс в Москве и России, в целом, показал, что даже таким гигантам торговли, как ГУМ и «Детский мир» стало непросто с ними конкурировать. Поэтому и та, и другая фирмы приступили к созданию собственных сетей универсальных магазинов.[6]

Наибольшее развитие получили розничные сети, специализирующиеся на продажах в специализированных сегментах рынка, в первую очередь, таких как продтовары, бытовая техника и электроника, товары для дома, мебель, предметы роскоши, одежда, обувь, женское белье, товары для детей и т.п. Еще одним важным фактором развития рынка розничной торговли России является приход иностранных участников. Присутствие на рынке столь крупных конкурентов вызывает смешанные оценки со стороны российских предпринимателей. Но, по сути, это ведет к серьезному росту профессионализма, расширению маркетинговых служб, изменениям в ценовой и ассортиментной политике, способствует оздоровлению бизнес-среды, что весьма актуально, поскольку более половины рынка, по оценкам ТПП РФ, по-прежнему находится «в тени». В выигрыше остается и покупатель, поскольку борьба идет не только за снижение цен и расширение ассортимента, но и за повышение качества обслуживания.

Более половины валовой добавленной стоимости, создаваемой в торговле, приходится на оптовую торговлю, и эта доля возрастает вместе с количеством оптовых структур. Так, только за четыре года (с 2003 г. по 2007 г.) их число возросло в 1,7 раза – с 330,5 тысячи до 547,7 тысячи.

Среди крупных и средних оптовых организаций более трети осуществляют торговлю сельскохозяйственным сырьем, продовольственными товарами, пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями; примерно 10% из них продают топливо, несколько меньше - автомобили.

Среди малых предприятий-оптовиков 75,7% специализируются на продаже потребительских товаров, 11,1% - продукции производственно-технического назначения, 11,6% - в сфере посреднических услуг, 1,6% - внешнеторговой деятельности. [7]

Производители, в свою очередь, либо создают собственные сети дистрибуции, либо выходят напрямую на торговые сети. Процесс объединения производителей, оптовой и розничной торговли в холдинги набирает все большую силу и в торговле потребительскими товарами. В то же время многие производители начинают серьезно сокращать число своих дистрибьюторов. За последние несколько лет особенно очевидным стал этот процесс в пищевой, пивной индустрии.

Период, когда огромное количество перепродавцов делало деньги из воздуха, постепенно приходит к концу. Создание и активное развитие розничных торговых сетей, строящих свою работу по лучшим мировым образцам, от посредников, приводит к постепенному выдавливанию оптового звена в другие сегменты рынка - в розницу, в производство, в специализированные линейки продуктов, в эксклюзивную дистрибуцию либо в организацию комплексных логистических услуг.

Среди других форм торговли наиболее успешно развивается сектор прямых продаж, представленный компаниями, работающими по принципу сетевого маркетинга. Суть его в том, что любой из членов системы может вовлечь в бизнес новых партнеров. Еще одно важное условие прямых продаж - товар не должен продаваться в магазинах, а быть доступен только через дистрибьютора.

Если говорить об объемах электронной торговли, сегодня в российской части Интернета, называемой «Рунет», насчитывается чуть больше 3 тысяч он-лайн магазинов, 2,3 тысячи из которых сосредоточены в Москве. Это объясняется тем, что к началу 2004 года Интернетом пользовалось уже 35% жителей столицы. Однако по всей стране лишь 16% населения имеют сегодня доступ в Интернет, и потому за пределами Москвы и Санкт-Петербурга Интернет-магазинов единицы. По оценкам самих участников, рынка покупки в он-лайне совершают от 200 до 500 тыс. человек ежегодно и большая часть из них москвичи. Хотя электронная коммерция не выделена в ФСГС в отдельный сегмент, все же ее развитие в регионах так же, как и в Москве, достаточно перспективно. Хороший пример - деятельность компании «М.Видео», в обороте которой доля электронной торговли составляет уже 2% от общего оборота.[8]

В отличие от электронной торговли, происходящей на базе сети Интернет, дистанционная торговля использует такое средство коммуникаций, как телефон. Дальнейшее развитие этого пока еще очень узкого сектора розничной торговли будет зависеть от качества предоставляемых услуг и товаров, а также от объема рекламы этого вида торговли.

4.3 Формирование рыночных отношений

Выбор конкретных методов регулирования и жесткости, интенсивности регулирующих воздействий находится в определенной зависимости от уровня развития экономических отношений, сбалансированности потребительского рынка, направленности самоуправления хозяйствующих субъектов. Условия формирования рыночных отношений в России, несбалансированность потребительского рынка, недостаточная развитость самоуправления и самоорганизации хозяйствующих субъектов, наличие целого ряда неблаго-приятных внешних и внутренних факторов обусловливают повышенную роль органов государственного управления и местного самоуправления в деятельности отрасли, повышенную жесткость, интенсивность применяемых при этом регулирующих воздействий. Вместе с тем в последнее время имела место неоправданно низкая роль органов государственного регулирования в функционировании экономики. Можно предположить, что в дальнейшем, по мере развития рыночных отношений и конкуренции, стабилизации потребительского рынка, усиления направленности самоуправления хозяйствующих субъектов на удовлетворение потребностей населения, развития самоорганизации, роль и методы регулирования должны изменяться, интенсивность регулирующих воздействий - несколько снижаться.

Развитие в России рыночной экономики, основанной на конкуренции независимых товаропроизводителей, породило ряд проблем, в том числе необходимость определения возможности, предела, объема и содержания государственного вмешательства в отношения, связанные с функциониро-ванием потребительского рынка в целом, установления границ его правового регулирования. Значительное влияние на состояние российского потребитель-ского рынка оказывает глобализация экономики, усиление мировых интеграционных процессов, осуществляемые в тесной взаимосвязи с правовыми институциональными преобразованиями.

В ходе экономических изменений в стране заметно возросло количество хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм, работающих в сфере потребительского рынка. От деятельности этих предприятий зависит благополучие потребителя, а также экономическая и социальная стабильность в России. Успех социально-экономических реформ должен заключаться не только в повышении реальных денежных доходов населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в предоставлении возможности потребителям использовать полученные доходы на приобретение качественных и безопасных товаров, работ, услуг. Проводимые преобразования требуют серьезного переосмысления всей системы государственного воздействия на базисные идеологические отношения, в том числе и на потребительском рынке, поскольку значительная часть предпринимателей в силу слабой профессиональной подготовки, недобросовестности либо, руководствуясь единственной целью извлечения максимальной прибыли, нарушают законодательство, выпускают на рынок низкокачественные товары, работы, услуги.

Не редкость на потребительском рынке и фальсифицированные товары, количество которых увеличивается, принимая крупные масштабы, что ставит под угрозу безопасность граждан и государства в целом. Регулирующее воздействие государства на данном этапе на потребительскую политику не только оправдано, но и необходимо. В этих условиях все большее значение приобретают государственный контроль и надзор, призванные защитить потребителя, обеспечить безопасность и качество реализуемых товаров, работ, услуг.


Заключение

потребительский рынок розница равновесие

В самом общем виде рынок – это система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Рынки различаются по разным признакам. Рынок характеризуется не только количеством продавцов и видом продаваемых товаров. Разные рынки различаются способом, посредством которого товар поступает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, а также степенью легализации рыночных процессов. В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру. Роль рынка в общественном производстве велика: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает» устаревшее производство.

Национальный рынок – это рынок, который охватывает всю национальную территорию. Как мы выяснили, в состав национального рынка входят региональные рынки.

Все вышеперечисленные региональные рынки функционируют в едином территориальном информационном пространстве, тесно взаимосвязаны между собой общими целями, экономическими ресурсами и эквивалентно-возмездными формами экономических отношений, придавая процессу территориального воспроизводства целостный и специфический характер. Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению.

Список используемой литературы:

1. Гличев А.В. Единая система государственного управления качеством продукции. - М.: Инфра-М, 2007. – 518 с.

2. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н. проф. Киселевой Е.А. Киров, 1999.

3. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие /под. Общ. Ред. А.В. Сидоровича - М.: МГУ им. Ломоносова, "ДИС", 2001.

4. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. М, Республика, 1992.

5. Нуреев Р.М. основы экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для вузов. - М.: Высшая школа, 2003.

6. Планирование и прогнозирование экономики. Под редакцией В.И. Борисевича, Н.Н. Кандауровой. Минск, 2002.

7. Сажина М.А., Чибрикова Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.:Издательство НОРМА, 2003.

8. Сероштан М.В., Ткач А.В. и др. Потребительская кооперация: Учебное пособие. – М.: МУПК, 2006. – 334 с.

9. Ульянова В.Н. Проблемы административно-правового регулирования потребительского рынка // Правовая политика и жизнь. - 2007. - № 3. - С. 70-73.

10. Федин С.В., Тесленко И.Б., Российская модель экономики: Основы экономической теории России 21 века. Учеб. пособие-Владимир: ВГПУ, 2000.

11. Царева Г.Б. Административно-правовая деятельность милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка // Право и экономика. – 2006. – №2. - С. 12.

12. Экономика. Липсиц И.В. М.: Омега-Л, 2006.

13. Экономика: учебник/Под ред. Доц. А.С. Булатова. - М.: Издательство БЕК, 2002.

14. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд.- СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер»,2004.

15. Экономическая теория. Учебник. Под редакцией И.П. Николаевой, Проспект: - М, 2001.

16. Экономика в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004

Размещено на http://www.


[1] Экономика в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004, стр. 76.

[2] Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие /под. Общ. Ред. А.В. Сидоровича - М.: МГУ им. Ломоносова, "ДИС", 2001, стр. 189.

[3] Сажина М.А., Чибрикова Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.:Издательство НОРМА, 2003, стр. 48.

[4] Гличев А.В. Единая система государственного управления качеством продукции. - М.: Инфра-М, 2007. – 69 с.

[5] Гличев А.В. Единая система государственного управления качеством продукции. - М.: Инфра-М, 2007. – 112-114 с.

[6] Сероштан М.В., Ткач А.В. и др. Потребительская кооперация: Учебное пособие. – М.: МУПК, 2006. – 105-106 с.

[7] Сероштан М.В., Ткач А.В. и др. Потребительская кооперация: Учебное пособие. – М.: МУПК, 2006. – 108 с.

[8] Царева Г.Б. Административно-правовая деятельность милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка // Право и экономика. – 2006. – №2. – 8 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  595  596  597   ..