Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
2004 г. |
2003 г. в % к |
млн. долл. США |
в % к |
2003 г. |
итогу |
2002 г. |
итогу |
Инвестиции, всего |
40509 |
136,4 |
100 |
150,1 |
100 |
из них |
прямые инвестиции |
9420 |
138,9 |
23,3 |
169,4 |
22,8 |
в том числе: |
взносы в капитал |
7307 |
в 3,3р. |
18,0 |
131,0 |
7,5 |
лизинг |
23 |
117,4 |
0,1 |
70,2 |
0,1 |
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций |
1695 |
80,5 |
4,2 |
161,9 |
7,1 |
прочие прямые инвестиции |
395 |
16,4 |
1,0 |
в 2,5 р. |
8,1 |
портфельные инвестиции |
333 |
83,0 |
0,8 |
84,9 |
1,4 |
в том числе: |
акции и паи |
302 |
81,8 |
0,7 |
130,5 |
1,2 |
долговые ценные бумаги организаций |
31 |
96,7 |
0,1 |
24,6 |
0,1 |
прочие инвестиции |
30756 |
136,6 |
75,9 |
147,1 |
75,8 |
в том числе: |
торговые кредиты |
3848 |
129,4 |
9,5 |
132,6 |
10,0 |
прочие кредиты |
26416 |
137,4 |
65,2 |
148,7 |
64,7 |
из них: |
на срок до 180 дней |
3790 |
95,0 |
9,3 |
105,8 |
13,4 |
на срок свыше 180 дней |
22626 |
148,6 |
55,9 |
166,3 |
51,3 |
прочее |
492 |
151,5 |
1,2 |
в 2,4 р. |
1,1 |
Накоплено |
В том числе |
Поступило в 2004 г. |
всего |
в % к итогу |
прямые |
портфельные |
прочие |
Всего инвестиций |
81997 |
100 |
36147 |
1593 |
44257 |
40509 |
из них по основным странам-инвесторам |
71150 |
86,8 |
30450 |
1372 |
39328 |
35088 |
в том числе: |
Кипр |
13790 |
16,8 |
10094 |
585 |
3111 |
5473 |
Нидерланды |
11996 |
14,6 |
8805 |
43 |
3148 |
5107 |
Люксембург |
11880 |
14,5 |
263 |
1 |
11616 |
8431 |
Германия |
9324 |
11,4 |
2550 |
8 |
6766 |
1733 |
Великобритания |
8673 |
10,6 |
1602 |
142 |
6929 |
6988 |
США |
6624 |
8,1 |
4310 |
418 |
1896 |
1850 |
Франция |
3874 |
4,7 |
433 |
0,3 |
3441 |
2332 |
Виргинские о-ва (Брит.) |
1902 |
2,3 |
1144 |
59 |
699 |
805 |
Швейцария |
1684 |
2,1 |
957 |
95 |
632 |
1558 |
Австрия |
1403 |
1,7 |
292 |
21 |
1090 |
811 |
Страна |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Мир в целом |
1396,5 |
825,9 |
716,1 |
632,6 |
648,1 |
Развитые страны |
1134,3 |
596,3 |
547,8 |
442,2 |
380,0 |
ЕС
|
696,3
|
382,6
|
420,4
|
338,7
|
216,4
|
Развивающиеся страны |
253,2 |
217,8 |
155,5 |
166,3 |
233,2 |
Африка |
9,6 |
20,0 |
13,0 |
18,0 |
18,1 |
Латинская Америка |
97,5 |
89,1 |
50,5 |
46,9 |
67,5 |
Азиатско-тихоокеанский регион |
146,0 |
108,7 |
92,0 |
101,4 |
147,6 |
Страны СНГ |
5,5 |
7,3 |
6,7 |
15,7 |
24,1 |
Россия
|
2,7
|
0,2
|
3,5
|
8
|
11,7
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Инвестиции, всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
В том числе: |
Собственные средства |
47,5 |
49,4 |
45,0 |
45,2 |
45,4 |
45,1 |
44,3 |
42,8 |
Привлеченные средства |
52,5 |
50,6 |
55,0 |
54,8 |
54,6 |
54,9 |
55,7 |
57,2 |
Из них: |
Кредиты банков |
2,9 |
4,4 |
5,9 |
6,4 |
7,9 |
8,3 |
8,9 |
10,2 |
Инвестиции из-за рубежа |
4,7 |
4,5 |
4,9 |
3,9 |
5,9 |
5,2 |
6,1 |
4,8 |
В том числе кредиты иностранных банков |
0,6 |
0,9 |
0,9 |
1,2 |
1,1 |
1,0 |
1,5 |
1,1 |
Средства от выпуска корпоративных облигаций и эмиссии акций |
- |
0,1 |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
0,6 |
2,3 |
2,4 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
прямые иностранные инвестиции, всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
Из них: |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
0,9 |
0,9 |
1,5 |
0,7 |
Добыча полезных ископаемых |
43,3 |
30,7 |
33,1 |
64,1 |
Обрабатывающие производства |
30,9 |
46,1 |
19,0 |
12,1 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
0,0 |
1,1 |
0,4 |
0,5 |
Строительство |
0,9 |
0,9 |
2,0 |
2,9 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
10,2 |
5,9 |
6,2 |
7,0 |
Транспорт и связь |
2,1 |
1,9 |
2,8 |
1,3 |
Финансовая деятельность |
3,8 |
4,5 |
11,0 |
2,3 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
6,9 |
7,1 |
23,5 |
8,4 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Структура инвестиционных вложений (в % к итогу) |
Инвестиционные вложения, всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Инвестиции в нефинансовые активы |
49,1 |
35,7 |
41,3 |
34,8 |
31,4 |
24,0 |
21,1 |
20,9 |
18,8 |
В том числе в основной капитал |
41,4 |
35,4 |
40,7 |
34,4 |
31,1 |
23,5 |
20,9 |
20,7 |
18,6 |
Финансовые вложения организаций |
50,9 |
64,3 |
58,7 |
65,2 |
68,6 |
76,0 |
78,9 |
79,1 |
81,2 |
Доходность вложений (в %) |
В нефинансовые активы |
Рентабельность активов |
н/д |
н/д |
н/д |
5,9 |
8,5 |
8,8 |
12,2 |
10,5 |
6,8 |
В финансовые активы |
Индекс РТС, изменение за год |
-18,2 |
81,5 |
38,1 |
58,0 |
8,3 |
83,3 |
70,7 |
19,2 |
-72,4 |
Заключение
Прямые иностранные инвестиции играют сейчас важнейшую роль в создании интегрированной интернациональной производственной системы – производственного ядра мировой экономики. Развитые страны создали эффективную систему государственной поддержки национальных компаний стремящихся внедриться в рыночную структуру других стран, причем субсидии или запретительные меры, как правило, в нее не входят. К сожалению, в России еще не выработано такой системы. Это происходит во многом потому, что государственная политика нацелена, прежде всего, на защиту так называемых "государственных интересов", а не интересов отечественных компаний и фирм. Следует также отметить, что меры по укреплению конкурентоспособности отечественных компаний, как правило, дают больший эффект, чем ущемление интересов иностранных фирм с целью поддержки своих производителей.
Проведенный в работе анализ позволяет сделать следующие выводы: прямые иностранные инвестиции являются фактором, оказывающим ярко выраженное позитивное воздействие на экономику; создание преференциального режима для прямых иностранных инвестиций достаточно активно способствует их привлечению. Тем не менее федеральное законодательство не было и в настоящий момент не является достаточно благоприятным, "либеральным" для такого рода вложений; частичная коррекция сложившегося положения происходит за счет принятия законодательных актов регионального уровня.
И все же иностранные инвесторы продолжают называть российский рынок перспективным.
В опубликованном отчете союза немецкой экономики отмечается, что "было бы стратегической ошибкой списывать Россию со счетов под впечатлением ее плохого в настоящее время имиджа".
В настоящее время в России происходит увеличение притока прямых иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности. Более того, неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые российские компании отказываются от уже выделенных иностранных средств, поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и таможенные сборы, невыгодно. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий. Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, отсутствие оперативной процедуры банкротства, сохранение неэффективного директорского корпуса и сложность замены старого руководства предприятия. Все это определило низкую конкурентоспособность российского производства, а также дальнейшее уменьшение доли рынка, занятой товарами российского производства.
Препятствием является также отсутствие надежных структур по привлечению и гарантированию иностранных инвестиций. Отрицательное влияние оказывают экономическая и социально-политическая нестабильность в стране, неразвитость банковской и прочей инфраструктуры, высокий уровень преступности и коррумпированности, профессиональная неподготовленность, а следовательно, низкая компетентность российских деловых кругов.
В силу названных причин Россия остается страной высокого инвестиционного риска. Это обстоятельство сдерживает не только иностранных, но и отечественных инвесторов.
Увеличение доли прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных капиталовложений идущих в Россию и повышение эффективности инвестиционной деятельности должны стать одними из важнейших направлений корректировки современных экономических реформ проводимых в России. Это обусловлено совокупностью причин, главная из которых заключается в том, что без увеличения объемов прямых иностранных инвестиций Россия не в состоянии самостоятельно осуществить подъем национальной экономики, а следовательно, и переломить негативные тенденции в социальной сфере. Повышение инвестиционной активности на всех уровнях экономики – главное условие решения этих задач.
Список использованных источников
1. Россия как объект инвестиций. 2005 / Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ http://www.economy.gov.ru
2. Дзедзичек М.Г. Об иностранных инвестициях в Россию // Информационно-аналитический бюллетень Бюро экономического анализа. 2004.
3. Балацкий Е., Павличенко Р. Иностранные инвестиции и экономический рост: теория и практика исследования // Мировая экономика и международные отношения. 2002.
4. Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике //Вопросы экономики. 2002.
5. Воронина Н.В. Особенности инвестиционного климата России на современном этапе // Финансы и кредит. 2004.
6. Журнал "экономика" за 2008, 2009 год, статьи: "Риски внешнего финансирования российской экономики"; "Экономические итоги 2008 года"
содержание ..
598
599
600 ..
|
|
|