Завод "Капролактам" (г. Дзержинск)
|
Каустическая сода, жидкий хлор, дихлорэтан, смола поливинилхлоридная
|
Группа факторов
|
НКНХ
|
ЛУКОЙЛ
|
Сибур-Нефтехим
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Отраслевые факторы
|
Темпы развития отрасли
|
Ожидается повышение объемов производства по отрасли при сохранении существующих тенденций развития отрасли
|
Темпы развития конкурентов
|
Высокие
|
Высокие
|
Высокие
|
Экспорт
|
Доля экспорта в 2003 г. — 56,5% Зависимость от конъюнктуры внешнего рынка Повышение конкуренции Сертификация н/х продукции
|
Доля экспорта в 2003 г. — 59% Зависимость от конъюнктуры внешнего рынка Сертификация н/х продукции
|
Низкие экспортные цены на продукцию общества Повышение конкуренции Сертификация н/х продукции
|
Сырьевая база
|
Недостаточное удовлетворение потребности, отсутствие собственной базы Энергоемкость производства Рост цен на энергоносители и сырье
|
Наличие собственной ресурсной базы
|
Отсутствие собственной базы
|
Техническая база
|
Высокая загрузка производственных мощностей
|
Высокая загрузка производственных мощностей (80%)
|
Нехватка мощностей по транспортировке сырья
|
Малый бизнес
|
Недостаточное развитие
|
Региональные факторы
|
Регулирование деятельности
|
Активная господдержка, решение вопросов сырьевого обеспечения
|
Субъекты госрегулирования различного уровня
|
Осложнения взаимоотношений — инициация процедуры банкротства
|
Инфраструктура
|
Развитая научная, образовательная, транспортная инфраструктура
|
Локальные самодостаточные производственные структуры Различный уровень развития инфраструктуры
|
Удобное географическое положение, развитая транспортная сеть
|
Финансовые факторы
|
Налоговые факторы
|
Недостаточное налоговое стимулирование экономического развития
|
Кредитные факторы
|
Долгосрочные непогашенные валютные кредиты с нефиксированной процентной ставкой
|
В силу возможности работы с кредитными ресурсами головной компании фактор влияет положительно
|
Высокая кредиторская задолженность перед АК "Сибур". Снижение процентных ставок по кредитам снижает сумму начисленных процентов, улучшает структуру баланса
|
Валютные факторы
|
Риск от изменения курсов иностранных валют (продажа товара — в долл. США, покупка сырья, оборудования — в основном в евро)
|
|
Доля валютных кредитов — 7% от общей суммы задолженности
|
Правовые факторы
|
Наличие противоречий в российской законодательной системе
|
Возможность неисполнения хозяйственных договоров
|
Третья глава
"Направления формирования инвестиционной стратегии повышения конкурентоспособности нефтехимической отрасли региона" характеризует стратегическую позицию и перспективы развития ОАО "Нижнекамскнефтехим" в нефтехимическом секторе РТ, определяет особенности государственного регулирования инвестиций в нефтехимическом комплексе Республики Татарстан, а также формулирует стратегию инвестирования в инновации как важнейший фактор повышения конкурентоспособности нефтехимического сектора РТ.
В работе установлено, что Республика Татарстан, обладая достаточными нефтяными ресурсами, движется по пути развития нефтехимического комплекса. Республика привыкла обеспечивать высокое качество жизни, реализовывать социальные программы. Но такое положение дел не может сохраняться длительное время, ведь завершается финансирование по федеральной программе и РТ не сможет рассчитывать на получение 11-12 млрд. рублей из федерального центра. Следовательно, возникающие потери необходимо будет восполнить. Машиностроение не даст таких темпов роста просто потому, что ограничен рынок сбыта. Вряд ли смогут резко увеличить объемы продаж КамАЗ, вертолетный завод, авиационное объединение, другие предприятия отрасли. Нефтехимический комплекс вполне позволит осуществить рывок. Республика Татарстан обладает сырьем, предприятиями, кадрами, инфраструктурой. И главное – есть спрос на эту продукцию как внутри России, так и за рубежом. С принятием программы по развитию НГХК, республика вступает в новую эру, где роль первой скрипки будет играть нефтехимический комплекс.
На основе проведенного анализа определено, что, увеличивая инвестиции в инновационные технологии, предприятия выигрывают не только в качественном продукте и валовой прибыли, но и в перспективных рабочих местах, позволяющих им оставаться конкурентоспособными на быстро изменяющемся рынке технологий.
Проведя анализ инвестиций можно сделать вывод, что уровень интеграции Республики Татарстан в мировую экономику сегодня низок. Прямые иностранные инвестиции, которые представляют собой инструмент ускорения технического прогресса, едва используется в экономике республики (таблица 4).
Таблица 4 Объем иностранных инвестиций в РТ (в тыс. долл.)
Страна
|
2000 г.
|
2001 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
Великобритания
|
274931
|
88,5
|
20651,3
|
162357,9
|
Германия
|
315000
|
1093,4
|
1873,3
|
126153,9
|
США
|
42141
|
133435,1
|
28540,9
|
0,6
|
Швейцария
|
0
|
0
|
69092,1
|
323793,8
|
На федеральном и региональном уровнях России необходима более активная политика привлечения и эффективного использования поступивших иностранных инвестиций. На наш взгляд проводимая политика позволит увеличить приток иностранных инвестиций в республику.
Проведенный анализ состояния нефтехимического комплекса России показывает, что потребление нефтехимической продукции в РФ будет расти опережающими темпами в значительной мере за счет пластиков. Из продуктов, входящих в "спектр" НКНХ, на пластики будет приходиться свыше 80% потребления в РФ. Конкурентоспособность на внутреннем рынке в ближайшее время будет достаточно высока. Значительные транспортные расходы и таможенные пошлины создают преимущества для российских производителей на внутреннем рынке (рисунок 2).
Рисунок 2 Себестоимость полиэтилена, произведенного в различных регионах, на российском рынке
Определено, что привлечение инвестиций является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности предприятия. В настоящее время существует большое количество форм и способов инвестирования, среди которых, на наш взгляд, наиболее оптимальными являются следующие формы: иностранные инвестиции; проектное финансирование; венчурное инвестирование; первичное размещение ценных бумаг компании на фондовом рынке; прямое инвестирование. Нами рассмотрены преимущества и недостатки приведенных выше форм и способов инвестирования и на основе анализа выявлено, что наиболее рациональной формой привлечения инвестиционных ресурсов для ОАО "Нижнекамскнефтехим" является прямое финансирование.
В работе установлено, что государственное регулирование экономики нефтехимического комплекса Республики Татарстан необходимо не только с точки зрения прямого регулирования, для сдерживания роста цен на основное сырье, но также как инструмент создания благоприятного инвестиционного климата в Республике. Создание промышленных округов в Республике Татарстан позволит преодолеть высокий уровень безработицы, сократить разрыв между минимальным и максимальным уровнем заработной платы, а также увеличить конкурентоспособность нефтегазохимического комплекса республики Татарстан.
Выявлено, что адекватная роль правительства состоит в том, чтобы оно выступало в роли катализатора и искателя нового, оно должно подталкивать компании к внедрению инноваций и движению к более высоким уровням конкуренции, даже несмотря на то, что этот процесс может оказаться весьма неприятным и сложным. Правительство не может создавать конкурентоспособные отрасли, это могут делать только сами компании. Правительство играет роль, которая оказывается значимой и ведет к успеху лишь тогда, когда его действия срабатывают вместе с наличием благоприятных основополагающих условий, таких как факторы производства, состояние спроса, присутствие родственных и поддерживающих отраслей и существование устойчивой стратегии и конкуренции.
В заключении
работы содержатся основные выводы и результаты, полученные в рамках исследования.
Публикации
Издания, рекомендуемые ВАК:
1. Бусыгин В.М., Бариева А.Ф. "Анализ конкурентоспособности ОАО "Нижнекамскнефтехим" /В.М.Бусыгин, А.Ф.Бариева// Экономика и производство, 2005. - №3. (0,6 п.л./0,4 п.л.)
Остальные публикации:
1. Бариева А.Ф. "Инвестиции в инновации – основное направление повышения конкурентоспособности" /А.Ф.Бариева// Основные направления повышения эффективности экономики, управления и качества подготовки специалистов: Сборник статей. Пенза, 2004, - 232 с.
2. Бариева А.Ф. "Государственная политика привлечения инвестиций в малый и средний бизнес Республики Татарстан" /А.Ф.Бариева// Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики: Сборник статей. Пенза, 2004, - 170 с.
3. Бариева А.Ф. "Методика анализа конкурентоспособности предприятия /А.Ф.Бариева// Экономико-математические методы анализа хозяйственной деятельности. Организация и информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности предприятия. Анализ результатов хозяйственной деятельности: Сборник материалов. Пенза, 2006, - 114 с.
содержание ..
732
733
734 ..
|
|