Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  427  428  429   ..

 

 

Денежно-кредитная политика и роль банков в стабилизации экономики Казахстана

Денежно-кредитная политика и роль банков в стабилизации экономики Казахстана

Финансово-экономический факультет

Возникновения и развитие кредитных отношений

Цели кредитно-денежной политики

Сущность и функции кредита

Формы кредита


Классификация банков и их функции

Кредитно-денежная политика (США)

Инструменты кредитно-денежной политики

Активы

Обязательства и собственный капитал

Ценные бумаги

424518

Резервы коммерческих банков

21791

Ссуды коммерческим банкам

313

Депозиты Казначейства

7692

Прочие активы

63257

Банкноты Федеральной Резервной системы (в обращении)

433581

Прочие обязательства и собственный капитал

25024

Итого

488088

Итого

488088

Способы государственного регулирования в Республике Казахстан

Кредитно-денежная политика, равновесный ЧНП и уровень цен

Кредитно-денежная политика: модель AD – AS

Дилемма целей

Кредитно-денежная политика и международная экономика

Установленная законом резервная норма (в %)

(2) Бессрочные вклады (тыс, дол.)

(3) Фактические резервы (тыс. дол.)

(4) Обязательные резервы (тыс. дол.)

(5) Избыточные резервы или (3)-(4) (тыс. дол.)

(6) Способность отдельного банка к созданию денег =(5) (тыс. дол.)

(7) Способность банковской системы к созданию денег (тыс. дол.)

(1)

10

20

5

2

3

3

30

(2)

20

20

5

4

1

1

5

(3)

25

20

5

5

0

0

0

(4)

30

20

5

6

-1

-1

-3,333

Кейнсианская теория занятости и политика

Роль и значение кредитной системы

Аналитический материал Клуба аналитиков. Финансовый кризис 2007 года в США и его причины

Как и предусматривалось аналитиками в конце 2006 года, экономика США в 2007 году вплотную подошла к черте, за которой начинается стагнация. Реализовать стратегию «мягкой посадки» экономики (то есть ее «охлаждение» с погашением инфляционных ожиданий и выводом на медленные темпы роста с последующей стабилизацией) в полной мере не удалось. Возникли кризисные процессы, в частности, в секторе ипотечного кредитования.

Результаты I кв. 2007 г. оказались намного пессимистичнее, чем ожидалось. Согласно данным министерства торговли США от 26 июня, рост валового внутреннего продукта в I кв. 2007 года составил лишь 0,7%. И хотя по итогам II квартала (данные на 27 июля 2007 г.) темпы роста составили 3,4%, среднегодовое значение роста ВВП продолжает колебаться на опасном для корпоративного сектора уровне в 2. Поэтому общая экономическая динамика продолжает находиться в зоне повышенного риска, демонстрируя тенденции к снижению.

Давление указанного фактора на экономику США усиливает угрозу банкротств корпораций и иных заемщиков, финансы которых по разным причинам были проблемными в предыдущие периоды.

В подтверждение этого тезиса поступают тревожные сигналы. В начале 2007 года в США резко увеличилась количество невозвращенных ипотечных кредитов. Из-за этого многие ипотечные компании вынуждены были прекратить свое существование или признать себя банкротами. Различные фонды, такие как Sowood Capital Management, покупавшие ценные бумаги ипотечных компаний, значительно подешевели, поскольку прибыльность инвестиций резко упала. Это привело к установлению больше жестких правил ипотечного кредитования.

По прогнозам аналитиков компании Merrill Lynchs Co., изменение условий выдачи кредитов может привести, с одной стороны, к снижению цен на жилищную недвижимость, а с другой - к спаду в строительной отрасли, снижению потребительской активности и, в конечном счете, - к общеэкономическому спаду в США.

В июле 2007 г. волна кризиса в сфере ипотечного кредитования докатилась до всего финансового сектора. Возникли трудности у хеджевых фондов Bear Stearns. 17 июля инвестиционный банк Bear Stearns обратился к инвесторам двух своих хеджевых фондов: High-Grade Structured Credit Strategies Enhanced Leveraged Fund и High-Grade Structured Credit Strategies Fund. Руководящая компания Bear Stearns Asset Management осуществила переоценку активов фондов за май и июнь и уведомила инвесторов о малоприятных результатах. Инвесторы High-Grade Structured Credit Strategies Enhanced Leveraged Fund не получат ничего, инвесторам High-Grade Structured Credit Strategies Fund повезло чуть больше, они смогут получить $0,09 на каждый вложенный доллар.

Рынок ипотечных ценных бумаг США, выпущенных частными компаниями (без ценных бумаг федеральных агентств) оценивается в $2 трлн.

О причинах кризиса

Еще в 2006 году в прогнозных и аналитических статьях Института эволюционной экономики высказывались предположение, что повышение в мае 2006 года ставки по федеральным фондам ФРС на 0,25% (до 5,25%) было лишним. Отмечалось, что это повышение возникло в результате того, что президент США не позволил бывшему главе ФРС Алану Гринспену довести к концу начатую им стратегию вывода экономики США из «слабой полосы». В начале февраля 2006 года его на посту главы ФРС сменил Бен Бернанке бывший председатель совета экономических консультантов при президенте США. Гринспену не хватило четырех месяцев до окончания его четырехлетней стратегии. Формальной причиной изменения руководства ФРС стал возраст Гринспена, которому 31 января 2006 года исполнилось 80 лет.

После него к руководству ФРС пришел экономист, который, будучи председателем экономических советников при президенте США, неоднократно высказывался за изменение монетарной политики в пользу таргетирования инфляции. А. Гринспен осторожно возражал против такого подхода. Его сомнения касались не столько эффективности этой политики, сколько ограничения ею возможностей валютного курса как инструмента управления внешнеэкономическими потоками.

Аналитики сравнивают сегодня их действия таким образом: Б. Бернанке “видит первоочередную задачу в сохранении низкой инфляции и определенного уровня инфляционных ожиданий” и не хочет ее менять. Он использует в качестве ориентира прогнозы на предстоящие кварталы, А. Гринспен же больше интересовался текущими условиями, что в случае ослабления рынков предполагает возможность осуществления быстрых изменений в денежно-кредитной политике.

В 1987 году ему советовали подождать и изучить влияние на экономику 23% падения Dow Jones Industrial Average, но А. Гринспен заявил, что обеспечит ликвидность банковской системе. В 1998 году ФРС, управляемая А. Гринспеном, трижды снижала ключевую ставку, когда кризис, охвативший развитые рынки, привел к нестабильности на Wall Street. В январе 2001 года ФРС осуществила экстренное снижение ставки уже через семь недель после заявления о том, что «основным» риском является инфляционное давление.

Как отмечает Дайана Свонк, главный экономист фирмы Mesirow Financial Inc., если А. Гринспен был готов вмешиваться и исправлять, то Б. Бернанке “сохраняет старый курс до тех пор, пока ему не позволят от него отказаться Причем позволить должен “не рынок облигаций, а экономика”. Б. Бернанке и его коллеги не меняют ставку по федеральным фондам уже в течение года, что является самим продолжительным периодом ее «замораживания» за девять последних лет.

Проблемы мирового рынка энергоносителей

У проблемы, которая рассматривается, есть и вторая сторона - “нефтяная” - повышение инфляции затрат вследствие роста мировых цен на энергоносители и попытки ее укрощения.

Для поиска ответа на вопрос об истоках политики, которую демонстрирует последние полтора года Б. Бернанке, целесообразно вернуться в 2006 год, когда в июле все аналитики и операторы рынков ожидали снижения ставки, но его не последовало.

6 июня 2006 г. прозвучало дружное выступление членов Комитета ФРС, а также эмоциональное заявление его председателя Б. Бернанке о росте инфляционных ожиданий. Они вызвали цепную реакцию повышения ставок центральными банками стран мира. 8 июня 2006 г. Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) повысил процентную ставку на 0.25 б.п. до 2,75%. Председатель ЕЦБ Жан К. Трише тогда же заявил, что возможность повышения ставки остается очень высокой и в августе, а к концу 2006 года она может быть повышена до более чем 3%. Что фактически и произошло. ЕЦБ методически повышал учетную ставку на протяжении всего 2006 г. и, продолжая повышение, довел ее 6 июня 2007 г. до текущих 4%.

8 июня 2006 г. Банк Кореи, Резервный банк Индии и Южноафриканский резервный банк тоже повысили свои процентные ставки. Волна повышений прокатилась по всему миру. В начале 2007 года Центральный банк Японии повысил ставку с практически нулевого уровня.

По информации агентства Reuters на сегодняшний день к вопросу о взаимодействии мировых центральных банков привлечены международные организации, в частности, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), МВФ. ОЭСР рекомендует продлить паузу с ужесточением денежно-кредитной политики ФРС до конца года.

В конце 2006 года МВФ посоветовал Банку Японии перейти к плавному и постепенному повышению ставки, что и было сделано Банком Японии. Председатель Банка Тошихико Фукуии (Toshihiko Fukui) прокомментировал свои действия словами, которые дословно совпадают с предложениями МВФ. Экономика Японии отреагировала на это уже в I кв. 2007 года сокращением экспорта и замедлением темпов экономического роста. Снова, как и в предыдущие годы, появились дефляционные тенденции. После этого Японию оставили в покое: МВФ сообщил, что дальнейшее повышение процентной ставки Банком Японии нежелательно. То же повторил и Б. Бернанке в своем докладе 19 июля 2006 г., выступая пред Банковским комитетом Сената США.

Сегодня ставка ФРС США составляет 4,75 процента.

В полугодовом экономическом прогнозе ОЭСР ожидает, что:

- к концу года ЕЦБ повысит ставку до 4,25 процента (текущий уровень 4%);

- Банк Японии сохранит ставку на настоящем уровне 0,5 %;

- Банк Англии также сохранит ставку к концу года на уровне 5,5 процента.

Казалось, что в первой декаде июня 2006 года темпы роста мировой экономики пойдут на спад так, как это было в 2000 году, когда аналогичное одновременное повышение ставок центральными банками привело к снижению темпов роста мировой экономики, а в США началась «слабая полоса». Однако темпы роста уменьшались не так сильно, как в 2000 г. благодаря активности азиатского региона. Вместо этого в мире резко пошла на спад инфляция, вызванная волатильностью цен на энергоресурсы.

Важно обратить внимание на не случайное совпадение во времени начала выхода экономики США из предыдущей «слабой полосы» и начала роста мировых цен на нефть (2001 г.). Именно тогда в США осуществлялась активная монетарная политика, ставка по федеральным фондам была сниженная до 1%, Большой выброс денег в период 2000 - 2006 гг. стал причиной излишнего денежного предложения и подстегивания мировой инфляции, выразившейся в инфляции затрат из-за роста цен на энергоносители.

Цена нефти на мировых рынках в августе 2006 года упала и восстановилась на прежнем уровне лишь в 2007 году после того, как ОПЕК сократила ее добычу Цена на нефть и газ на мировых рынках повысилась, начиная с 2000 года и сих пор ниже отметки 2000 г. не снижалась.

Учитывая этот факт, напрашивается предположение, что настоящее упорное удержание ФРС ставки на очень высоком уровне, в данной конкретной ситуации является способом борьбы с инфляцией не столько в национальной экономике, сколько с мировой инфляцией затрат, вызванной ситуацией с энергоносителями на мировых рынках.

Глядя на одновременное повышение в 2006-2007 гг. ставок центральными банками практически всех ведущих стран-членов G7, можно предположить, что эти банки «де -факто» начали исполнять функцию глобального центрального банка.

Учитывая то, что институты глобальной экономики и сегодня находятся в стадии формирования, мировая экономика не имеет единого центра и инструмента управления, в том числе и глобальными инфляционными процессами. Эффективная борьба с мировой инфляцией может вестись лишь из единого мирового центра, которым мог бы стать глобальный эмиссионный центр, не связанный с одной, пусть и самой большой, национальной экономической системой. Из-за отсутствия такого центра антиинфляционное регулирование в масштабах глобальной экономики может осуществляться (как временный и не совсем эффективный вариант) лишь центральными банками стран, которые представляют ведущие макроэкономические регионы планеты и при условии, если они будут осуществлять свои действия скоординировано, иногда вопреки национальным интересам. В таком случае может происходить ограничение деловой активности, которое всегда возникает вследствие усиления жесткой монетарной политики во время борьбы с инфляцией. В случае соблюдения этих условий центральный банк может взять на себя роль коллективного эмиссионного центра. Примером реализации описанного взаимодействия банков, координированных из единого центра, является все та же ФРС.

ВВП США и ЕС составляет по $ 13 трлн. в год (свыше половины мирового продукта). Поэтому присоединение к такому союзу иных стран, например, Японии, становится достаточным для начала реализации скоординированных действий, направленных на контроль мировой инфляции. Стимулирующим условием для заключения такого «коллективного договора» является сокращение издержек от глобальной инфляции, если она превышает издержки от сокращения деловой активности в каждой из привлеченных к такому регулированию в национальных экономиках.

Предположение о наличии такого «коллективного договора», может быть объяснением упорной стойкости политики Б. Бернанке относительно сдерживания ставки ФРС на высоком для США уровне. Это также может объяснить жесткую монетарную политику ЕЦБ ЕС, для которого темпы инфляции несколько более 2% никак не могут быть оправданием роста ставок и подавления деловой активности корпоративного сектора европейского макрорегиона.

Опосредованным подтверждением верности этого тезиса является поведение «добывающих» стран, которые так обогатились на «нефтяном ценовом прыжке», что не знают куда девать полученные деньги и возводят новые «чудеса света». Повышенная активность хеджевых фондов, волна слияний и поглощений - это все работа «лишних нефтедолларов». Ведь все эти финансы выкачаны как раз из экономик США, Европы, стран Азии. Как следует из Таблицы 4, рост доходов стран ОПЕК за 2000-2006 гг. составил 254%.

Таблица 4 - Рост доходов ОПЕК в 2000-2006 гг., $ млрд.

(1) Политика дешевых денег

(2) Политика дорогих денег

Проблема: спад, медленный рост

Проблема: инфляция

Политика дешевых- денег (более низкая процентная ставка)

Политика дорогих денег (более высокая процентная ставка)

Сократившийся спрос на доллары за границей

Возросший спрос на доллары за границей

Доллар обесценивается

Стоимость доллара повышается

Чистый экспорт расширяется (расширяется совокупный спрос)

Чистый экспорт сокращается (сокращается совокупный спрос)

Страна

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Алжир

14.204

11.736

12.37

16.476

23.05

32.882

38.342

Ангола

7.059

5.774

7.538

8.711

12.579

23.1

27.5

Индонезия

7.742

6.904

6.535

7.175

7.62

15.186

15.33

Иран

25.443

21.42

19.219

26.124

34.289

53.219

59.131

Ирак

19.771

15.685

12.593

7.519

17.751

21.48

28.8

Кувейт

18.185

14.969

14.06

19.005

26.675

42.441

54.726

Ливия

12.23

10.875

9.472

13.567

16.85

28.3

36.95

Нигерия

20.04

17.188

17.083

22.184

33.309

47.642

52.523

Катар

7.834

6.964

6.885

8.814

11.694

17.585

24.29

Саудовская Аравия

70.866

59.788

63.815

82.271

110.896

161.784

193.663

ОАЕ

26.148

22.414

21.768

25.153

38.099

49.9

69.81

Венесуэла

26.153

19.84

18.558

18.551

27.745

39.072

48.391

ОПЕК

255.675

213.557

209.895

255.549

360.557

532.591

649.457

По нашему мнению, именно фактор мировой инфляции может быть причиной, заставлявшей ФРС удерживать ставки по федеральным фондам на уровне 5,25%, несмотря на замедление экономического роста США. Давление этого же фактора заставляет центральные банки других стран, не заинтересованных в повышении цен на нефть, действовать аналогично. Вместе с тем, этой причины недостаточно для обоснования действий, которые мы называем инструментом «коллективного договора» центральных банков мира. Для подтверждения этого тезиса должно появиться еще хотя бы одно свидетельство такого взаимодействия, желательно в противоположном направлении.

И такое свидетельство центральные банки ведущих макрорегионов дали в середине августа 2007 г. Жесткая монетарная политика принесла ожидаемые печальные последствия. Цепная реакция краха хеджевых фондов заставила центральные банки осуществить одновременное и единодушное приращения ликвидности мировой банковской системы.

К сожалению, коллективная жесткая монетарная политика оказалась чрезмерной. Из-за недостаточной ликвидности пошатнулась вся мировая финансовая система. И снова центральные банки продемонстрировали единогласные действия: не снижая учетных ставок, они «влили» в мировую экономику новые миллиарды.

Спусковым механизмом для новой фазы финансового кризиса стал французский банк BNP Paribas, который заявил о приостановлении деятельности трех хеджевых фондов из-за недостаточной ликвидности. Эти хеджевые фонды, которые работают в США, сократили прибыльность. 9 августа ЕЦБ выдал кредиты на общую сумму 94,8 млрд. евро ($130,2 млрд.) чтобы улучшить острую нехватку краткосрочных ресурсов. Эта сумма превысила кредиты, выданные европейским центрбанком 12 сентября 2001 года (69,3 млрд. евро). Тогда же ФРС США, проведя операции репо, «влила» в финансовую систему $24 млрд.

На следующий день примеру ЕЦБ и ФРС последовали Резервный банк Австралии, Банк Японии, Национальный банк Швейцарии и Банк Канады. Банк Японии выдал 1 трлн. иен ($8,5 млрд.), а Резервный банк Австралии предоставил кредиты отечественным банкам на общую сумму 4,95 млрд. австралийских долларов ($4,2 млрд.).

10 августа ФРС и ЕЦБ снова осуществили масштабные «вливания». В пятницу ФРС предоставила краткосрочные кредитные ресурсы в целом на $38 млрд. (начав с $19 млрд., добавив $16 млрд. и закончив суммой в $3 млрд.). Меры такого масштаба не применялись ФРС с 11 сентября 2001 г.

11 августа Банк Японии добавил в финансовую систему страны еще 600 млрд. иен, ЕЦБ «влил» 47,67 млрд. евро, а ФРС США - $2 млрд. 12 августа ЕЦБ снова предоставил банкам кредиты на сумму 7,7 Евро, а потом - на все 73,5 млдр. евро, стремясь в очередной раз улучшить ситуацию на кредитных рынках еврозоны. То есть за этот период ЕЦБ довел общую сумму выданных краткосрочных кредитов до 310 млдр. евро. Потребности финансовой системы в ликвидности оказались существенно выше, нежели предполагал ЕЦБ.

“ЕЦБ продолжает осуществлять шаги, направленные на нормализацию условий на денежном рынке“, - говорится в заявлении ЕЦБ от 13 августа.

Процесс «вливания» денег в мировую экономику продолжается. Это может говорить о наличии кризиса ликвидности в основных макрорегионах мира (за исключением Китая, Индии, Канады, Скандинавии) и дает основание для прогноза, что на сентябрьском заседании Комитета ФРС США ставка по федеральным фондам может быть снижена. (Что фактически и произошло. 18 сентября ФРС снизила обе ставки и по федеральным фондам, и учетную на 0,5%. Данный аналитический материал был подготовлен немногим ранее этого события.)

Об этом возможном снижении также свидетельствует и выступление председателя ФРС Бена Бернанке. В пятницу 31 августа он заявил о готовности ФРС поддержать финансовые рынки, хотя здесь же оговорился, что “... в обязанности ФРС не входит защита кредитных организаций”.

«Эффект бумеранга»

Проблема имеет еще одну сторону. Экономический кризис, который был «экспортирован» из США в регионы мира, в частности в ЕС, в 2001 году вернулся в Соединенные Штати в середине 2007 года.

Спад темпов экономической динамики США в 2000 году стал причиной роста безработицы и волны банкротств. Наиболее громким из них был случай с энергетической корпорацией “Enron” в декабре 2001 года. В отличие от официально провозглашенных, мы считаем, что основной причиной разорения “Enron”, а также еще 1 млн. 442 тыс. компаний, обанкротившихся в 2001 году (в том числе, тех, которые воспользовались условиями ст. 11 закона США о защите от банкротств), было снижение темпов экономического роста США до уровня ниже 2% в год

Фирмы и корпорации, которые имели определенные проблемы с финансами, вложили в свои планы доходы, которые должны были перекрыть риски, но темпы прироста ВВП снизились. Значение прироста в 2% на год является опасным для финансов корпораций (ВВП, за определением, есть суммой доходов всех институциональных секторов экономики, полученной на протяжении определенного периода). При таком приросте фирмы с проблемными финансами начинают банкротиться из-за снижения доходов, а на многих из благополучных фирм менеджмент начинает осуществлять антикризисные мероприятия, сущность которых состоит в сокращении разнообразных затрат. Началась, за высказыванием А. Гринспена «слабая полоса» для экономики США. Фактически темпы прироста ВВП стали меньшими 1% на год.

Как раз в этот период ФРС США предприняла снижение ставки процента по федеральным фондам (см. Рис. 4), с целью благоприятного повышения деловой активности и продолжала это действие вплоть до 2004 года. Эта мера имела положительное следствие, вывел экономику США из «слабой полосы», в 2004 году когда темпы прироста достигли ВВП почти 4%

До 2000 г. экономика ЕС, в отличие от экономики США, имела положительный тренд прироста, но именно в 2000-2001 гг. ее динамика резко изменила знак на отрицательный. С лагом в один год прирост ее ВВП достиг такого же минимума (меньше 1%), как и экономика США.

Мы считаем, фактором этого снижения стал рост курса евро относительно доллара (вследствие возрастания денежного предложения из-за снижения ставки ФРС курс доллара снизился) и, как следствие, произошло усиление внешнеэкономической экспансии США на европейские рынки. Кроме этого нужно учесть кумулятивный эффект внешнеэкономической экспансии, который впоследствии жесткой привязки к доллару США валют развивающихся стран (например, СНГ). Курсы их валют также, вслед за долларом, ушли вниз относительно евро. А низкие валютные курсы стран азиатского макрорегиона добавили к этой экспансии свои экспортные потоки. Рост курса евро к доллару и отсутствие противодействия этому росту со стороны ЕЦБ оказал содействие изменению экспортных потоков в направлении к европейскому экономическому пространству и снижению прироста ВВП ЕС.

Тем временем экономика США восстановила темпы роста (рис. 5), продемонстрировав уже в 2001 году положительный тренд.

2001-2004 годы стали испытанием для экономики США и ЕС. Корпоративный сектор с целью сокращения затрат и сократил количество занятых (в ЕС уровень безработицы вырос до 12-14%) и искал иные инвестиционно привлекательные регионы планеты. Китай, получив дополнительный импульс для развития своей экономики благодаря описанным факторам, стал как раз таким регионом.

Потому в 2000 г. тренд экономической динамики Китая изменил свой знак с отрицательного на положительный (рис. 6) и это стало дополнительным стимулом для перевода корпоративным сектором своих мощностей в этот регион. Кстати, совокупность этих валютно-курсовых факторов оказала содействие также и развитию экономик Украины и других стран СНГ, в которых тогда же восстановилась тенденция к приросту ВВП Как раз в 2000 году, впервые после системного кризиса 1990-х лет, прирост ВВП стран СНГ возымел положительным (+ 6%).

Уже в 2003 году активное сальдо внешнеэкономического баланса Китая достигло $25,4 млрд. Общий объем торговли с основными торговыми партнерами (Японией, США, Европой) превысил $100 млрд. В Китай перевели свои производственные мощности гиганты и лидеры мировой индустрии: BMW, Intel, IBM. Поэтому Китай, как мощный насос, «качнул» в свою экономику высокотехнологические капиталы. Его экономика стала быстрыми темпами наращивать потребление ресурсов. Этот фактор, вместе с монетарным, оказал воздействие на глобальную инфляцию, которая бумерангом ударила по США (и экономикам всех стран мира) приростом затрат на энергоносители, увеличив экономические риски и усилив угрозы энергетической безопасности.

Рост производства на фоне благоприятной валютной политики сделал Китай мощным экспортером товарной продукции. Его валютные резервы резко возросли, превысив триллион долларов. За этой позицией он вышел на первое место в мире, опередив Японию. В это же время в США по совокупности факторов отрицательное сальдо платежного баланса приблизилось к $ 900 млрд. Этот негативный фактор стал угрозой не только для США, но и для всего мира, через риски девальвации доллара. Чтобы сегодня свести к нулю отрицательное сальдо платежного баланса, доллар следует девальвировать на 30-45%.

Заключение

1. Сложившаяся ситуация увеличивает риск наступления экономического кризиса не только для экономики США, но и для всей мировой экономики. Кризис в ипотечном секторе кредитования способен распространиться на мировую экономику в целом.

2. Инфляция в глобальном экономическом просторе является причиной соблюдения центральными банками G7 «жесткой» монетарной политики, которая вызвала:

1) кризис в ипотечном секторе;

2) кризис ликвидности.

3. Основной причиной этих кризисов и усиления риска наступления мирового экономического кризиса есть отсутствие в мире мощного глобального инновационного процесса, который стал бы источником дополнительных доходов.

4. Перегрузка традиционной экономикой традиционных ресурсных областей становится риском приближения энергетического кризиса мирового масштаба.

5. Необходимость формирования в глобальной экономике условий для разворачивания мощного инновационного процесса выдвигает на повестку дня задачу изменить «мировой порядок» - создать инструменты управления глобальной экономикой.

6. Сегодня роль этих инструментов пока что играют скоординированные ФРС США действия центральных банков стран-лидеров.

Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег.

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма; включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров.

В данное время в большинстве стран мира функционирует двухуровневая банковская система: первый уровень - Центральный Банк, второй – коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции. В этой главе будут рассмотрены функции этих звеньев, т.е. Центрального Банка и коммерческих банков.

Функции ЦБ:

· банкнотная и безналичная эмиссия;

· денежно-кредитное регулирование экономики;

· контроль за деятельностью кредитных учреждений;

· аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений;

· кредитование коммерческих банков;

· кредитно-расчётное обслуживание правительства;

· хранение официальных золотовалютных резервов.

Главной функцией ЦБ является кредитное регулирование, которое осуществляется путем проведения политики минимальных резервов, открытого рынка и политике учётной ставки.

Основными функциями коммерческих банков являются:

· привлечение временно свободных денежных средств;

· предоставление ссуд;

· осуществление денежных расчетов и платежей в хозяйстве;

· выпуск кредитных средств обращения;

· консультирование и предоставление экономической и финансовой информации.

Существует три основных средства кредитно-денежного контроля:

· Операции на открытом рынке.

· Изменение резервной нормы.

· Изменение учетной ставки.

Дилемма политики.

Если цель политики Федеральной резервной системы состоит в стабилизации процентной ставки, поскольку колебания процентной ставки дестабилизируют инвестиционные расходы и, воздействуя через мультипликатор доходов, дестабилизируют экономику. Представим теперь, что в результате роста экономики увеличивается ВНП, который, в свою очередь, увеличивает спрос на деньги для сделок и, следовательно, общий спрос на деньги. В результате равновесная ставка процента поднимется. Для стабилизации процентной ставки - то есть снижения ее до первоначального уровня - Совет управляющих обязан увеличить предложение денег. Но это может превратить здоровый подъем в инфляционный бум, который Федеральная резервная система стремится предотвратить.

Эта дилемма целей возникает в силу того, что руководящие кредитно-денежные учреждения не Могут стабилизировать то и другое одновременно.

Роль кредитно-денежной политики.

Кредитно-денежная политика, проводимая центральным банком как орудие государственного регулирования экономики, имеет свои слабые и сильные стороны. К числу последних, например, относят и дилемму целей кредитной политики, возникающую вследствие невозможности для руководящих учреждений стабилизировать одновременно и денежное предложение, и процентную ставку. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что правильное применение указанных рычагов для улучшения экономической ситуации в стране реально лишь при точном планировании и прогнозировании влияния кредитной политики ЦБ на внутригосударственную деловую активность.

В современной экономике широко используются кредитные отношения. Поэтому знание теоретических основ кредита является необходимым условием для рационального использования ссуд в качестве инструмента, позволяющего обеспечить удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах. Кредитная система расширяет масштабы денежного накопления, позволяет осуществить переход денежных средств из одной отрасли в другую и поэтому способствует росту эффективности производства.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  427  428  429   ..