Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  265  266  267   ..

 

 

Управление затратами на предприятии ОАО "ТНК-Нягань"

Управление затратами на предприятии ОАО "ТНК-Нягань"

СОДЕРЖАНИЕ

Анализ

Контроль

Все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в системе организации хозяйственных внутренних связей, направленной на решение целей управления.

СФ32/881 ЦКРТ: услуги ДНГ
СФ32/882 ЦКРТ: услуги ППД
СФ32/883 ЦКРТ: услуги ППН
3280000850 ЦППН: Подготовка и перекачка нефти
3280000851 ЦППН: Подготовка подтоварной воды
3280001850 ЦППН: Подготовка и перекачка нефти: услуги на сторону

Методика кодирование при составлении плана

Функциональные подразделения и администрация

101Б Аппарат Генерального директора.

Бюджетная единица "Аппарат Генерального директора" включает в себя все отделы и службы, непосредственно подчиняющиеся Генеральному директору, кроме Отдела корпоративного управления и собственности, который выделен в отдельный ЦО.

Затратами данной БЕ является заработная плата сотрудников вышеупомянутых отделов, канцелярские расходы, транспортные издержки (включая авиатранспорт), потребленные этими отделами и службами, а также иные другие услуги, которые необходимы для осуществления деятельности аппарата (юридические услуги для юридического отдела и т.д.). Таким образом, которые несут службы "Аппарата Генерального директора" по сути являются общехозяйственными.

Любые виды производственных затрат, например техническое обслуживание оборудования, ремонт, консультационные услуги технического плана (оптимизация добычи, разработка новых методов эксплуатации скважин и т.д.) не должны кодироваться на этот ЦО.

110Б Блок безопасности

Структура затрат бюджетной единицы "Блок безопасности" аналогична структуре затрат предыдущего БЕ 101Б: заработная плата, канцелярские расходы, транспорт на собственные цели и т.д. Для этих затрат должен использоваться МВЗ 9002 "Административная инфраструктура ОАО "ТНК-Нягань".

Охрана является централизованнымвидом затрат и должна кодироваться непосредственно на те БЕ, что использовали эти услуги. Основными потребителями услуг по охране являются промыслы, ППН, цеха, УПТО, и т.д.

Охрана административных зданий ОАО "ТНК-Нягань", находящихся в населенных пунктах, кодируется на ЦО 110Б с МВЗ 9099 "Административные здания и помещения ОАО "ТНК-Нягань". Охрана зданий в аренде кодируется на ЦО 120Б "Отдел корпоративного управления и собственности" и МВЗ 9299 "Помещения, оборудование и прочее имущество, переданное в аренду" или на соответствующие МВЗ общежитий и столовых.

120Б Отдел корпоративного управления и собственности

Структура затрат, которые должны быть закодированы на ЦО 120Б аналогична в части административных расходов двум вышеупомянутым ЦО. При этом используется МВЗ 9002 "Административная инфраструктура ОАО "ТНК-Нягань". Также на этот отдел кодируются все затраты, связанные с отданными в аренду имуществом и основными средствами: амортизация, содержание, текущий и капитальный ремонт, техосвидетельствование, налоги на имущество и землю, арендная плата, охрана, и т.д. Эти затраты должны кодироваться на МВЗ 9299 "Помещения и оборудование отданное в аренду" или на соответствующий МВЗ общежитий и столовых.

Соответственно, доходы от имущества, переданного в аренду, также кодируются на ЦО 120Б, что позволяет определить рентабельность этого вида деятельности.

140Б Департамент производственного контроля

Затраты этого центра ответственности аналогична административным затратам, описанным выше. Для таких расходов используется МВЗ 9002 "Административная инфраструктура ОАО "ТНК-Нягань". При этом нужно учитывать, что затраты по технике безопасности, охране труда, экологии и т.д., большая часть которых относится непосредственно к производственным ЦО (цехам, промыслам и т.д.) должны планироваться на соответствующие БЕ. Только затраты общего назначения (разработка нормативов отходов для всего предприятия в целом, общий экологический мониторинг для всего предприятия и т.д.) могут относиться на ЦО 140Б с МВЗ 9999 "Все месторождения".

Затраты по договору организации охраны пожарной безопасности объектов (ОГПС-11) не кодируются на данный ЦО, а распределяются на ЦО и МВЗ промыслов, ЦСТГ согласно удельному весу обслуживаемых объектов пожарной безопасности. Только затраты по обслуживанию объектов пожарной безопасности не принадлежащих "ОАО ТНК-Нягань" и объектов городских зданий "ОАО ТНК-Нягань" могут кодироваться на ЦО 140Б, МВЗ 9249 "Услуги, оказываемые сторонним организациям" или МВЗ 9002 "Административная инфраструктура ОАО "ТНК-Нягань". Затраты по договору на комплексное обслуживание по проведению противофонтанных работ распределяются аналогично только согласно фонду скважин на промыслах. Ответственным за распределение объектов/ фонда скважин и соответственно затрат на промыслы является руководитель Группы пожарной безопасности Отдела охраны труда и техники безопасности.

Затраты электроэнергии, тепло- и водоснабжения пожарных депо,находящихся на ЦТП "Красноленинский" и ЦПС "Южный", относятся на ЦО ППН, МВЗ - соответствующее пожарное депо (6161, 6162, 6169).

201Б Аппарат блока главного инженера

501Б Аппарат блока по геологии и разработке

Состав затрат бюджетных единиц "Аппарат блока главного инженера" и "Аппарат блока по геологии и разработке" аналогичен таковым для ЦО 101Б: заработная плата, канцелярские расходы, транспорт на собственные нужды и т.д. Для этих затрат должен использоваться МВЗ 9002 "Административная инфраструктура ОАО "ТНК-Нягань".

Планирование любых видов производственных издержек, например технического обслуживания оборудования, ремонта, КРС, ПРС, и т.д., не должны кодироваться на этот ЦО. Такие затраты должны кодироваться на БЕ промыслов, вспомогательных и ремонтных цехов и баз, к которым эти издержки относятся.

Только затраты общего назначения, которые нельзя отнести на конкретные производственные подразделения (цеха, службы, УНП и т.д.), могут относиться на БЕ 201Б или 501Б с МВЗ 9999 "Все месторождения", например:

- консультационные услуги технического плана (оптимизация добычи, разработка новых методов эксплуатации скважин),

- анализ технологических данных для всего предприятия,

- геологическое моделирование месторождения,

- исследование запасов нефти и газа для месторождения.

601Б Блок капитального строительства и ремонта

Данная БЕ является административной, поэтому структура ее затрат и методология кодировки полностью совпадает с другими административными ЦО, например 101Б или 201Б.

Все работы по капитальному ремонту и капитальным вложениям, ПИР, реконструкции, модернизации и любые иные работы капитального характера должны планироваться и кодироваться на те БЕ, для которых эти работы проводятся. Владельцы БЕ, для которых проводятся эти работы, должны официально принимать свои планируемые затраты от БЕ 601Б и отвечать за выполнение плана или перерасход затрат.

901Б Аппарат блока экономики и финансов

Данная бюджетная единица является административной, поэтому структура ее затрат и методология кодировки полностью совпадает с другими административными БЕ, например 101Б и 201Б. Кроме этого, на БЕ 901Б должны быть закодированы налоги и финансовые статьи (проценты за пользование кредитами, комиссии банков и т.д.).

911Б Отдел реализации нефти и нефтепродуктов

Данная бюджетная единица является административной, поэтому структура ее затрат и методология кодировки полностью совпадает с другими административными БЕ, например 100Б и 201Б. Кроме этого, на БЕ 911Б должны кодироваться все затраты, связанные с реализацией нефти и нефтепродуктов: акцизы, комиссия посредникам, агентское вознаграждение, экспортные пошлины, транспортные расходы, покупная стоимость нефтепродуктов и т.д.

921Б Отдел информационных технологий

Данная бюджетная единица является административной, поэтому структура ее затрат и методология кодировки полностью совпадает с другими административными БЕ, например 101Б и 201Б. Следует учитывать, однако, что затраты по связи и обслуживанию информационных систем должны кодироваться не этим ЦО, а теми подразделениями (ЦО), которые являются потребителями этих услуг. На этот ЦО относятся лишь затраты общего плана, которые охватывают множество ЦО, например: обслуживание оргтехники, которая используется многими службами, обслуживание внутренней телефонной сети и т.д.

Нефтедобывающие подразделения

Цеха добычи нефти и газа – ЦО 211Б, 221Б, 222Б, 231Б, 241Б,291Б, 292Б.

Структура затрат этих БЕ представляет собой производственные затраты различного характера: зарплата, социальные отчисления, КРС, ПРС, амортизация оборудования, текущий и капитальный ремонты, содержание промыслового оборудования и т.п.

Зона ответственности цехов добычи охватывает скважины (включая нагнетательные с блоками гребенками), кусты скважин, и часть нефтесбора от кустов до ДНС, а также административные и производственные базы, здания и помещения (АБК, промысловые склады и т.д.).

Цеха добычи не должны кодировать затраты на сами ДНС, так как их обслуживание находится в ведении ЦППН. Если затраты относятся ко всему нефтепромыслу или участку месторождения, то для этого должны использоваться МВЗ "Зона охвата ДНС ХХ", а не ДНС, т.к. в данном случае ДНС представляет собой только саму станцию, а не прилегающие к ней объекты.

Если издержки имеют общецеховой характер (например, содержание дороги, соединяющей несколько ДНС и кустов, обслуживание телеметрии для всех кустов того или иного цеха добычи и т.д.), то их следует относить на МВЗ "Весь ЦДНГ". Это же относится к зарплате цехового персонала (начальников цехов, технологов и т.д.).

Содержание и ремонт цеховых баз и подразделений (в части используемых цехами добычи) следует относить на МВЗ "АБК" или "Производственные цеха и участки".

ЦО – 218Б, 227Б, 228Б, 238Б Цеха поддержания пластового давления

Структура издержек цехов поддержания пластового давления абсолютно аналогична структуре затрат цехов добычи с той лишь разницей, что зона их ответственности простирается от УПСВ до КНС и до блоков гребенок. МВЗ должны использоваться в разрезе КНС, водозаборов и "Всего ЦППД".

Содержание и ремонт производственных помещений, используемых ППД, должны быть закодированы на МВЗ "АБК" или "Производственные цеха и участки".

Внутренние обслуживающие подразделения

Данные подразделения обслуживают "внутренних клиентов" .

Оперативная смета затрат на внутренние обслуживающие подразделения служит для:

- контроля затрат;

- составления бюджета каждой бюджетной единицы и финансового плана ТНК-Нягань;

- определения стоимости внутренних услуг данного подразделения.

Внутренние обслуживающие подразделения разбиваются по двум группам.

Ремонтный цех: Ремонтный цех обслуживает и проводит ремонт основных средств других БЕ. Цех капитального ремонта и обслуживание трубопровода вляется Ремонтными цехами.

Вспомогательное производство и вспомогательные услуги:

ЦППСН, Цех по сбору и транспортировке газа, Участок завозы-вывоза и ЦНИПР являются вспомогательным производством и вспомогательными услугами. Эти подразделения оказывают услуги неремонтного характера.

При планировании и кодирование затрат, Ремонтные цеха должны выделить ТМЦ и оборудование, которые можно кодировать прямо на "внутренних клиентов". См. раздел по планированию МТР ниже.

Ремонтные цеха

411Б ЦКТРТ: Участок №1

412Б ЦКТРТ: Участок №2

Затраты Ремонтных цехов разделяются в двух категориях

Затраты, входящие в расчет стоимости единицы услуг данного подразделения.

При расчете стоимости внутренних услуг, затраты на зарплату, социальные отчисления, общехозяйственные расходы, транспорт, оборудование и материалы, не относящиеся к объекту ремонта, принимаются в расчет.

Прямые "ремонтные" затраты (ТМЦ, расходуемые во время оказания услуг, строительные материалы, оборудование для установок, и т.п.), которые могут быть отнесены и закодированы на "внутреннего клиента", т.е. на объекта ремонта.

На объект ремонта следует относить только оборудование и инструмент, приобретенные исключительно для проведения работ на данных МВЗ. Если оборудование и инструмент будет использоваться в дальнейшем, то его амортизацию или списание следует относить на общий МВЗ соответствующего ремонтного цеха.

При составлении плана и заполнении первичных форм, "Прямые "ремонтные" затраты" (МТР), кодируются на МВЗ. При кодированиифакта, "Прямые "ремонтные" затраты" (МТР), кодируются на МВЗ – объекта ремонта и должны быть утверждены Владельцем или уполномоченным лицом соответствующего БЕ.

При составление плана, Владелец бюджета или уполномоченные им исполнители обязаны придерживаться таблицы "Сопоставление ЦО,БЕ и МВЗ для кодирования\планирования" приложение № 2 .

Вспомогательное производство и вспомогательные услуги

ЦО - 320Б ЦППСН – 1, 330Б ЦППСН – 2, 291Б ЦСТГ – 1, 292Б ЦСТГ – 1, 421Б Участок завоза-вывоза: Трубная площадка № 1, 422Б Участок завоза-вывоза: Трубная площадка № 1, 514Б ЦНИПР: Лаб. техники и технологии добычи нефти, 515Б ЦНИПР: Лаб. гидродинамических исследований, 516Б ЦНИПР: Лаб. физико-химического анализа

На эти БЕ планируются производственные затраты (зарплата рабочих, социальные отчисления, материалы, амортизацию производственного оборудования, ТМЦ, техосвидетельствование, транспорт, ремонт и содержание собственных баз этих подразделений, и т.д.)

Все вышеперечисленные затраты учитываются при расчете стоимости внутренних услуг этих вспомогательных цехов.

Администрации вспомогательного производства

ЦО - 259Б ЦППД: Администрация, 299Б ЦСТГ: Администрация, 419Б ЦКТРТ: Администрация, 429Б Вспомогательное производство: Администрация, 519Б ЦНИПР: Администрация

На эти БЕ планируются административные (зарплата администрации, социальные отчисления, канцтовары, ремонт помещение, амортизация т.д.)

При планировании, общехозяйственные и административные затраты кодируются на МВЗ "Весь ЦНИПР", "Весь ППН" и т.д., если более подробная разбивка невозможна.

Все вышеперечисленные затраты учитываются при расчете стоимости внутренних услуг этих вспомогательных цехов.

Материально-техническое обеспечение

Ответственным лицам всех БЕ следует планировать ПОТРЕБНОСТЬ в материалах и оборудовании, а не закупку. Из потребности НЕ следует вычитать остатки на производственных бытовках и складах поскольку данное планирование приведет к перерасходу при сравнении с фактическим списании в производство. При планировании, потребность в материалах и оборудовании следует относить на ЦО конечного потребителя продукции. Например, если Отдел Главного Энергетика планирует оборудование для промысла, то это оборудование должно быть запланировано на ЦО соответствующего промысла. Только материалы и оборудование которые невозможно отнести на отдельный ЦО конечного потребителя (например информационный сервер для всей Организации) следует относить на ЦО заказчика (в данном примере Отдел информационных технологий).

Социальная сфера
801Б Аппарат блока по работе с персоналом

В бюджете БЕ 801Б, входят: все затраты по работе с персоналом, включая: зарплату, общехозяйственные расходы, транспорт, и т.п. Отдел мотивации труда, отдел по работе с персоналом, и образовательный центр, руководство Блок по работе с персоналом; благотворительность, медецинские услуги, обучение сотрудников, массовые и спортивные мероприятия, внутренние соревнования между сотрудниками, гранты студентам. (ПРИ ЭТОМ, по возможности факт и план на эти затраты должен кодироваться на БЕ и МВЗ, использующие эти услуги.);

150Б Блок общих вопросов

В бюджете БЕ 150Б, входят: все затраты Блока общих вопросов, включая: зарплату, общехозяйственные расходы, транспорт, содержание и ремонт АБК (административного здания ОАО "ТНК-Нягань, корпус -2, корпус - 3) и соцсфера непроизводственного назначения (коттедж, гостиница "Соболь" до передачи в аренду, и другие объекты соцсферы непроизводственного назначения, не переданные в аренду);

электроэнергия, тепло и вода на АБК (административного здания ОАО "ТНК-Нягань, корпус -2, корпус - 3) и соцсфера непроизводственного назначения (коттедж, гостиница "Соболь" до передачи в аренду, и другие объекты соцсферы непроизводственного назначение, не переданные в аренду);

Следует отметить что этот ЦО также заказывает общехозяйственные материалы и оборудование (канцелярию, медицинское оборудование и пр.) для прочих ЦО. Данные материалы и оборудование должны кодироваться на ЦО заказчиков.

Прочие Бюджетные единицы

803Б Санаторий-профилакторий

На этот БЕ кодируются все затраты санатория-профилактория. При этом применяется МВЗ 8002 "Нягань: Санаторий-Профилакторий".

После заполнения первичных плановых форм, планово – экономический отдел производит консолидацию данных по бюджетам. Эта процедура занимает не много времени, продукт на базе которого происходит планирование очень гибок и прост в программирование. Консолидация осуществляется простыми формулами Excel такими как: СУММ, СУММЕСЛИ, ВПР, прямыми ссылками. Практически это три формулы, которые используются при планировании в ТНК-Нягань. Для отчетов используется функция "Сводные таблицы", которая позволяет консолидировать, контролировать, проверять данные, как с использованием всей аналитики, так и по конкретной, а также конфигурировать отчетные формы, как по вертикали, так и по горизонтали.

С консолидированных бюджетах структурных подразделений приложение №8, автоматически консолидируются в бюджет предприятия (он идентичен бюджету ЦО).

Для наглядности консолидацию можно рассмотреть на рисунке №1.

После полной консолидации начинается этап закрытия себестоимости. Методика закрытия внутренних служб на основное производство ни чем не отличается от закрытия себестоимости по факту. Одно единственное используются плановые объемы натуральных показателей (добыча нефти, бригада часы, машино-часы, штук-анализа, тонн жидкости, койко-места и т.д.).

После распределения себестоимости, бюджеты структурных подразделений рассылаются владельцам бюджетов на утверждение. Бюджет предприятия отправляется на утверждение в головную компанию. Если бюджет предприятия утверждают (практически этого некогда не происходит) бизнес планирование на этом закончено. Если не проходит утверждение, тогда начинается этап корректировок. Например, приходит директива снизить расходы по бизнес – плану на 10 процентов. В этом случае выпускается приказ генерального директора на корректировку бизнес – плана в срок согласно приказа. Финансовые службы определяют, какому бюджету, по каким статьям и насколько снизить расходы в будущем плановом периоде, после чего рассылает распоряжение по направлениям сфер деятельности. Начинается вторичный - корректировочный этап планирования с низу в верх. Все ответственные лица за планирование и заполнение первичных плановых форм начинают работу по снижению затрат согласно распоряжения финансовых служб.

После всех исправлений начинается этап повторной консолидации бюджетов, распределение внутренних служб на основное производство. После чего утверждение бюджетов БЕ, и формирование бюджета предприятия. После всех итераций цикла, бизнес – план отправляется в головную компанию на повторное утверждение. Итак до тех пор пока не утвердят бизнес-план предприятия на будущий период.

2.3 Анализ систем управления и отчетность

Анализ системы управленческого учета

В самом начале работы говорилось, что цель предприятия была создать единую интегрированную систему управления затратами. Создать единое информационное пространство, в которой системы будут сопоставимы.

Анализируя систему управленческого учета можно со сто процентной гарантией можно сказать, что система дала положительные результаты в области контроля, прозрачности, регулирования затрат, а так же минимизированы трудозатраты. В рамках проекта был значительно изменен документооборот. Единая система бухгалтерского и управленческого учета отражающая в едином информационном продукте позволила конфигурировать бухгалтерии свою отчетность, планово-экономическому отделу свою отчетность, финансовой службе свою независимо друг от друга. Ведь что происходило раньше бухгалтерия выводила учетные данные на бумажных носителях и предоставляла ее в планово-экономический отдел, где происходило ручное раскладывание данных в не постатейную смету затрат согласно плана счетов, а на консолидированные статьи, что в последствии при проверках приводило к расхождению с главной книгой. Появилась возможность калькулирования себестоимости услуг поступивших от внутренних подразделений, а также более точного калькулирования услуг оказанных на сторону. Изменения в организационной структуре также оказали положительный результат. По итогам 2002 и 2003 года были выявлены не эффективные структурные подразделения, то есть с другим видом деятельности. В связи с не эффективным управлением и большой себестоимостью услуг были выведены из структуры ОАО "ТНК-Нягань" такие предприятия как: Управления технологическим транспортом –1 и 2, Няганьнефтемаш, Няганьэнергонефть, Управление по капитальному и текущему ремонту скважин, Управление промышленной автоматизации. Содержать громадный штат и основные фонды этих структурных подразделений, где на предприятии основной вид деятельности добыча нефти и газа не выгодно. По средством управленческого учета были сокращенны не материальные структурные подразделения например такие как Административные хозяйственные группы на промыслах, социальные отделы на промыслах, администрации нефтесервисов, администрации укрупненных нефтяных промыслов, геологи на промыслах. Произошло глобальное переподчинение, сокращенные руководители промыслов стали руководителями цехов добычи нефти и газа, геологи на промысле стали подчиняться руководству на промысле и выполнять для них работу, а не для блока геологии как раньше. Тоже самое упразднение произошло и со службами вспомогательного производства.

Большое значение имеет управленческая отчетность, которая стала предоставляться планово-экономическим отделом руководителям структурных подразделений. Теперь руководители начали понимать не только производственные процессы, но и сколько эти процессы стоят. В таблице №1 приведен цех добычи нефти и газа №3. В нем отражены все текущие операционные (первичные), на прямую закодированные затраты, и вторичные затраты распределенные от вспомогательных структурных подразделений за 2003 год (реальные данные).Отчет сформирован по первому уровню аналитики ЦО. Эти учетные данные можно формировать за любой период без помощи бухгалтерии и программистов на уровне пользователя.

Таблица №2.3.1. Затраты ЦО ЦДНГ-3 за 2003 год.

СФ32/850 ЦППН: Подготовка и перекачка нефти
СФ32/851 ЦППН: Подготовка подтоварной воды
ЦО 211Б ЦДНГ-3
1.Первичные 1043235076.24
320101* Заработная плата, премии, ЕСН,ДМС, страхование 20299291.23
3201011010 Заработная плата штатных работников -3201011010 11773530.67
3201011020 Заработная плата штатных работников-дополнительные отпуска -3201011020 4231.95
3201012000 Заработная плата внештатных работников и плата по договорам оказ. услуг -3201012 35800.00
3201021000 Премии и поощрения производственного характера -3201021000 3609765.41
3201022000 Премии и подарки социального характера -3201022000 32500.00
3201033000 Выплаты персоналу при сокращении -3201033000 113182.93
3201041000 Единый соцналог -3201041000 2300371.84
3201042000 Обязательное страхование от несчастных случаев -3201042000 76328.21
3201043000 Обязательное пенсионное страхование -3201043000 1483624.92
3201051100 ДМС, принимаемое для целей НУ -3201051100 162082.93
3201054000 Негосударственное пенсионное страхование -3201054000 355987.37
3201061000 Льготный проезд работника и иждивенцев - членов семьи -3201061000 133738.40
3201062000 Льготный проезд, не принимаемый для целей НУ -3201062000 13527.89
3201072100 ОиПК по договорной стоимости -3201072100 18784.30
3201072300 Расходы на ОиПК, не принимаемые для целей НУ -3201072300 -
3201081100 Материальная помощь по семейным обстоятельствам -3201081100 1500.00
3201081400 Мат. помощь в связи со смертью работника, на похороны его близких родственников 7224.00
3201083000 Расходы на оплату услуг по организации лечения и отдыха -3201083000 27378.00
3201083010 Расходы по возмещению стоимости путевок -3201083010 116792.76
3201083020 Прочие расходы по организации лечения и отдыха(отраж. расх. по возм. -3201083020 28204.65
3201084000 Культурно-массовые и спортивные мероприятия для персонала -3201084000 4735.00
320202* Материалы, инвентарь, спецодежда, запасные части 9873602.68
3202021700 Трубы и металлы -3202021700 61656.12
3202021900 Строительные материалы -3202021900 137281.59
3202022100 Запасные части и комплектующие к передаточным устройствам -3202022100 259462.14
3202022200 Запасные части и комплектующие к машинам и оборудованию -3202022200 4909095.81
3202022900 Прочие запасные части и комплектующие детали -3202022900 2106412.64
3202023001 Спецодежда и средства индивидуальной защиты по норме -3202023001 139651.97
3202023002 Спецодежда и средства индивидуальной защиты сверх норм -3202023002 49365.84
3202023900 Прочие материалы на охрану труда и ТБ -3202023900 22795.71
3202024000 Тара и тарные материалы -3202024000 1371.01
3202024100 Инвентарь и хозяйственные принадлежности -3202024100 100728.19
3202024900 Прочие покупные материалы -3202024900 2074781.66
320203* ГСМ, электроэнергия, водоснабжение,теплоснабжение 48847799.85
3202041000 Технологические потери при добыче,сборе,подготовке и перекачке нефти -3202041000 323550.92
3202051000 Нефть на собственные технологические нужды -3202051000 710665.38
3202054000 Нефтепродукты на собственные нужды -3202054000 3125.50
3202056000 Газ на собственные нужды-топливо для котельных-3202056000 14376.90
3203071000 Плата за расход электроэнергии -3203071000 15128036.86
3203072000 Плата за мощность (нагрузка) -3203072000 29451536.00
3203081000 Горячая вода -3203081000 3171765.69
3203091000 Водоснабжение -3203091000 23742.60
320401* КРС 172268496.16
3204010102 КР1-2 Отключение отдельных пластов -3204010102 945020.00
3204010201 КР2-1 Устранение негерметичности тампонированием -3204010201 974480.00
3204010301 КР3-1 Извлечение оборудования из скважин после аварий -3204010301 14309851.24
3204010303 КР3-3 Очистка забоя и ствола скважины от металлических предметов -3204010303 3785097.50
3204010304 КР3-4 Очистка ствола и забоя от параф.-гидрат. Отлож-й, солей и пробок -32040103 2438327.00
3204010306 КР3-6 Восстановление циркуляции (размыв ПГП) в эксплуатационной колонне и НКТ -3 19578089.50
3204010401 КР4-1 Переход на другие горизонты -3204010401 8899347.50
3204010403 КР4-3 Приобщение доп. пластов дострелом для совм. эксплуатации -3204010403 8951677.00
3204010701 КР7-1 Проведение кислотной обработки -3204010701 3080227.90
3204010710 КР7-11 Проведение КИИ-95 (ИПТ и др.) -3204010710 556060.00
3204010712 КР7-13 Выравнивание профиля / восстан-е приемистости нагнетательной скважины -32 345978.50
3204010713 КР7-14 Прострелочные и взрывные работы (перфорация, торпедирование и т.д.) -3204 27691452.95
3204010714 КР7-15 Опытные работы по испытанию новых видов скважинного оборудования -3204010 304260.00
3204010802 КР8-2 Оценка технического состояния скважины (обследование скважины) -3204010802 27192348.00
3204010901 КР9-1 Освоение скважины под нагнетание -3204010901 1732175.50
3204011001 КР10-1 Восстановление приемистости нагнетательной скважины -3204011001 245322.00
3204011002 КР10-2 Смена пакера в нагнетательной скважине -3204011002 574071.50
3204011301 КР13-1 Подготовительные работы к ГРП (ПР) -3204011301 19937047.26
3204011402 Проведение ГРП на проппанте (КР 7-2) -3204011402 29507662.81
3204011500 Сопутствующие операции при КРС и ГРП -3204011500 1220000.00
320402* ТРС 82649662.45
3204020222 ТР2-3 Перевод: Фонтанный - УЭЦН -3204020222 5775449.62
3204020241 ТР2-10 Перевод: ШГН - УЭЦН -3204020241 1396928.91
3204020251 ТР2-13 Перевод: УЭЦН - ШГН -3204020251 3156263.10
3204020301 ТР3-1 Изменение глубины подвески, смена типоразмера ШГН -3204020301 1771858.00
3204020302 ТР3-2 Изменение глубины подвески, смена типоразмера УЭЦН -3204020302 7927934.29
3204020401 ТР4-1 ШГН: Ревизия и смена насоса -3204020401 10976549.55
3204020402 ТР4-2 ШГН: Устранение обрыва штанг -3204020402 247284.19
3204020403 ТР4-3 ШГН: Устранение отворота штанг -3204020403 75366.00
3204020405 ТР4-5 ШГН: Замена полированного штока -3204020405 313080.31
3204020408 ТР4-8 ШГН: Ревизия и смена устьевого оборудования -3204020408 524000.61
3204020409 ТР4-9 ШГН: Прочие виды ремонтов по ШГН -3204020409 123311.60
3204020410 ТР4-10 ШГН - Извлечение НПО -3204020410 800168.90
3204020501 ТР5-1 УЭЦН: Ревизия и смена насоса -3204020501 40565951.88
3204020503 ТР5-3 УЭЦН: Устранение повреждения кабеля -3204020503 78562.00
3204020506 ТР5-6 УЭЦН: Ревизия и смена устьевого оборудования -3204020506 79794.00
3204020508 ТР5-8 Электронасос - Извлечение НПО -3204020508 4037421.76
3204020604 ТР6-4 Фонтанные скважины: Прочие виды ремонтов по фонтанным скважинам -320402060 153360.80
3204020801 ТР8-1 Ревизия и смена оборудования артезианских скважин -3204020801 303710.00
3204020802 ТР8-2 Ревизия и смена оборудования поглощающих скважин -3204020802 52580.00
3204020905 ТР9-5 Обработка ПЗП химреагентами (СКО, ГКО, БФА и т.д.) -3204020905 620100.00
3204020906 ТР9-6 Прочие виды очистки забоя и ствола скважины -3204020906 543400.00
3204021400 Дополнительные операции при ТРС -3204021400 2729586.93
320406* Услуги по ТР зданий, дорог, резервуаров, оборудования 68535878.56
3204061200 УпоДТОСОиТР-Административные здания -3204061200 101760.96
3204061300 УпоДТОСОиТР-Здания социальной сферы -3204061300 71110.28
3204062200 УпоДТОСОиТР-Площадки -3204062200 501239.00
3204062300 УпоДТОСОиТР-Резервуары -3204062300 5500.00
3204062600 УпоДТОСОиТР-Дороги -3204062600 3505850.03
3204063100 УпоДТОСОиТР-Устройства электропередачи и связи -3204063100 20198666.32
3204064302 УпоДТОСОиТР-Текущий ремонт КИПиА -3204064302 850038.66
3204064303 УпоДТОСОиТР-Техосвидетельствование КИПиА -3204064303 13642.50
3204064304 УпоДТОСОиТР-Текущий ремонт скважинного оборудования -3204064304 99269.03
3204064305 УпоДТОСОиТР-Сервисное обслуживание УЭЦН-3204064305 36047881.14
3204064399 УпоДТОСОиТР-Прочее нефтепромысловое оборудование -3204064399 6387253.19
3204064900 УпоДТОСОиТР-Прочие машины и оборудование -3204064900 562993.45
3204066300 УпоДТОСОиТР-Компьютеры, оргтехника и ЛВС -3204066300 155674.00
320407* Услуги по КР зданий, дорог, резервуаров, оборудования 18686390.68
3204072600 Кап.ремонт-Дороги -3204072600 316881.00
3204073100 Кап.ремонт-Устройства электропередачи и связи -3204073100 440602.80
3204074200 Кап.ремонт-Нефтепромысловое оборудование -3204074200 4531178.60
3204081100 Оценка нефтегаз. запасов и вед-я баланса осв. -3204081100 281334.20
3204081200 Геологическое моделирование осв. -3204081200 1303678.69
3204081300 Геолого-технический план разработки осв. -3204081300 895235.49
3204081900 Прочие геологические услуги и анализ осв. -3204081900 921484.28
3204091200 Геофизические исследования и каротаж осв. -3204091200 9695995.62
320415* Услуги транспорта 32788573.47
3204151200 Услуги прочего пассажирского транспорта -3204151200 7653545.59
3204152100 Услуги грузового транспорта -3204152100 992795.62
3204152200 Услуги спецтехники -3204152200 18909713.16
3204154102 Вертолет - аварийный облет нефтепромысла -3204154102 32519.10
320416* Прочие услуги сторонних организаций 16386579.61
3204161000 Услуги по инвентаризации и паспортизации замазученных земельных участков -320416 440510.41
3204163000 Услуги по лабораторному эко-аналитическому контролю -3204163000 187984.60
3204165000 Услуги по утилизации -3204165000 82591.25
3204166000 Услуги по противопаводковым мероприятиям -3204166000 306684.00
3204167000 Услуги по ликвидации нефтезагрязнений (замазученности) -3204167000 525018.00
3204171000 Услуги по спецпитанию -3204171000 77921.60
3204176100 Услуги по медосв. работников, принимаемые для целей НУ -3204176100 3405.00
3204177000 Санитарная обработка объектов -3204177000 4525.68
3204181001 Услуги по проведению текущих противофонтанных работ -3204181001 386393.00
3204182000 Услуги сторожевой охраны объектов -3204182000 8687128.32
3204192100 Услуги по обяз. страхованию гражд. Ответст-ти, Ответст-ти за нанесение вреда -32 35293.74
3204201000 Услуги телефонной связи -3204201000 180742.77
3204202000 Услуги радиосвязи -3204202000 338136.40
3204206000 Услуги выделенных цифровых каналов связи -3204206000 290105.32
3204209000 Услуги по прочим видам связи -3204209000 189765.00
3204234000 Услуги по проведению испытаний и исследований -3204234000 1736.12
3204245000 Маркшейдерские услуги -3204245000 19219.69
3204249000 Прочие инженерные и технические услуги -3204249000 336059.49
3204272000 Типографские услуги -3204272000 1154.40
3204273000 Медицинское обслуживание -3204273000 25022.23
3204274000 Услуги метеорологии -3204274000 3445.59
3204275000 Услуги по питанию -3204275000 1393212.00
3204282000 Прочие услуги, не принимаемые для целей НУ -3204282000 70525.00
3205050000 Аренда районной земли 2605870.77
3205070000 Налог на добычу полезных ископаемых - нефть 415434163.27
3206031000 Лизинг, аренда и прокат-Скважины 188244.06
320704* Командировачные расходы 64764.57
3207041200 Проживание -3207041200 21613.87
3207041300 Суточные (по норме) -3207041300 4800.00
3207041400 Суточные (сверх норм) -3207041400 9600.00
3207041900 Прочие командировочные расходы (не принимаемые для НУ) -3207041900 1950.00
3207110000 Расходы, подлежащие включ-ю в себест-ть прошлых лет, выявленные в отчетном году 24800.70
3207140003 Штрафны некоммерческим организациям 30000.00
3208011000 В использовании 154575758.88
2.Вторичные 174216915.32
3280000804 УПТО: услуги 657577.98
3280000847 участок завоза-вывоза подземного оборудования: услуги 25802880.70
3280000848 Участок ППД: услуги 39257146.61
3280000850 ЦППН: Подготовка и перекачка нефти 53142665.14
3280000851 ЦППН: Подготовка подтоварной воды 3291285.31
3280000870 ЦНИПР: услуги ЦНИПР 6030656.73
3280000873 УНП: Администрация: услуги 16011833.21
3280000874 ЦКРТ: услуги 19824946.30
3280000883 УКК: услуги 86962.72
3280000885 Блок по работе с персоналом: затраты по столовым 235898.36
3280000886 Участок по приготовлению технологических жидкостей 9875062.26
3.Закрывающая проводка на себестоимость нефти (43/01 счет) 1217451991.56

Исходя из этих данных по этому структурному подразделению можно посчитать себестоимость товарной нефти. Необходимо взять все затраты в сумме 1 217 451 991,56 и разделить на объем добытой нефти 522 410 тонн, получаем 2330,45 рублей за тонну нефти делим на коэфицент приведения плотности тонны к баррелю 7,3 и делим на курс доллара 29,5 получаем себестоимость товарной нефти 10,82 доллара за 1 баррель.

При необходимости можно посчитать во сколько обходится ЦДНГ-3 стоимость услуг поступивших от других подразделений. Рассмотрим одну из них. Для примера возьмем цех подготовки и перекачки сырой нефти. Этот цех оказывает две услуги, по подготовке и перекачки нефти и подготовке подтоварной воды. Для того, что бы вывести себестоимость услуги, необходимы натуральные статистические показатели. В 2003 году ЦППСН подготовил и перекачал для ЦДНГ-3: - 3 059 309 тонн жидкости, берем сумму распределенных услуг от ЦППСН (согласно таблицы №1) 53 142 665.14 делим на тоннаж жидкости получаем 17,37 рублей за тонну. Это себестоимость подготовки и перекачки нефти именно в этом цехе, в другом она совсем другая. Такой же алгоритм применяем и для исчисления себестоимости подготовки подтоварной воды. Берем сумму распределенных затрат 3 291 285,31 делим на объем приготовленного реагента 1 835 375 получаем 1,79 рублей за одну тонну приготовленного реагента.

Можно посчитать стоимость услуг ЦППСН всего предприятия. Необходимо взять все затраты ЦППСН

Первичные затраты - 323 281 588 рублей

Вторичные затраты - 11 915 680,72 рублей

Минус услуги оказанные на сторону – 20 593 055,40 рублей

Итого затрат по ЦППСН всего – 314 604 214 рублей

Берем тоннаж добытой жидкости 25 000 974

Тоннаж подготовленного реагента 20 750 331

Для того, что бы правильно распределить сумму затрат на две услуги необходимо тоннаж в натуральном выражение привести к стоймостному. Для этого необходимо взять калькуляцию на стоимость этих услуг. Она составляет по подготовке и перекачке нефти 162,06 рублей, по подготовке подтоварной воды 18,26 рублей. Необходимо сделать следующие расчеты:

25 000 974*162,06 = 4 051 657 846

20 750 331*18,26 = 378 901 044 это необходимо для пропорционального распределения фактических затрат по услугам. Эти приведенные данные являются базой распределения. Производим дальнейший расчет:

4 051 657 846 + 378 901 044 = 4 430 558 890 это необходимо для расчета

Далее производим пропорциональное деление фактических затрат ЦППСН.

4 051 657 846/4 430 558 890*314 604 214 = 287 699 286 рублей – полная стоимость услуги подготовка и перекачка нефти.

378 901 044/4 430 558 890*378 901 044 = 32 403 587 рублей – полная стоимость услуги по подготовке подтоварной воды.

Расчет себестоимости на одну тонну. Необходимо полную стоимость услуг разделить на объем оказанных услуг:

287 699 286/25 000 974 = 11,50 рублей за одну тонну подготовленной и перекаченной нефти,

32 403 587/11 915 680,72 = 2,71 рублей за одну тонну подготовленной товарной воды.

Исходя из расчета можно сделать заключения, что в целом по предприятию подготовка и перекачка нефти дешевле чем в ЦДНГ-3, соответственно она и дешевле в других ЦДНГ. А вот подготовка подтоварной воды в ЦДНГ – 3 дешевле, чем в целом по предприятию соответственно в других ЦДНГ она дороже. Это обусловлено тем, что месторасположение ЦДНГ различно по отношению к центральному товарному парку. Конечно же, можно произвести еще множество расчетов, если в этом будет необходимость, как у финансовых служб, так и у производственных. Это говорит о том, что прозрачность затрат в разрезе структурных подразделений дает возможность производить точные расчеты. При желании можно просчитать и стоимость перекачки одного километра или даже метра, опять же, если в этом будет необходимость.

Такие анализы система позволяет проводить по любому структурному подразделению. Выводить графики отслеживать, динамику различного рода. Осуществлять распределение по методу функционально-стоймостного анализа, если говорить о попроцессном подходе, рассчитывать стоимость функций, действий, с расчетом на конечный продукт.

По объектный учет, безусловно, так же имеет положительную сторону. Он позволяет анализировать затратную часть непосредственно объектов внутри структурных подразделений.

В таблице №2 сформирован отчет по четвертому уровню аналитики номера скважин, в разрезе скважин. Можно произвести расчет по рентабельности скважины.

Выявить насколько окупаемая скважина (высоко дебетная, низко дебетная), или убыточная. Это дает возможность законсервировать скважину, и вложить капитал в более эффективную, или принять решение по проведению технологических мероприятий.

ТАБЛИЦА №2.3.2. Анализ скважин.

№ скважины
Период Счет наименование ем290 ем522
01.01.03 Геофизические исследования и каротаж осв. 35 223.50
02.02.03 КР2-1 Устранение негерметичности тампонированием 230 000.00
Проведение ГРП на проппанте (КР 7-2) 1 793 073.50
Геофизические исследования и каротаж осв. 277 231.00
03.03.03 Проведение ГРП на проппанте (КР 7-2) 2 122 969.28
Геофизические исследования и каротаж осв. 40 848.40 1 817.20
04.04.03 КР13-1 Подготовительные работы к ГРП (ПР) 1 540 001.00
Проведение ГРП на проппанте (КР 7-2) 18 976.52
Сопутствующие операции при КРС и ГРП 230 000.00
ТР3-2 Изм.глуб.подвески, смена типоразмера УЭЦН 124 804.40
ТР5-8 Электронасос - Извлечение НПО 286 635.18
Геофизические исследования и каротаж осв. 161 304.80
05.05.03 КР7-7 Промывка призабойной зоны 256 824.00
Проведение ГРП на проппанте (КР 7-2) 768 085.22
Сопутствующие операции при КРС и ГРП 464 636.87
ТР5-1 УЭЦН: Ревизия и смена насоса 113 504.80
06.06.03 Проведение ГРП на проппанте (КР 7-2) 13 244.01
ТР2-13 Перевод: УЭЦН - ШГН -3204020251 280 214.00
07.07.03 Дополнительные операции при ТРС 19 000.00
08.08.03 Проведение ГРП на проппанте (КР 7-2) 376 566.00
Сопутствующие операции при КРС и ГРП 376 566.00
ТР4-1 ШГН: Ревизия и смена насоса 242 040.40
10.10.03 ТР5-1 УЭЦН: Ревизия и смена насоса 156 858.80
11.11.03 КР13-1 Подготовительные работы к ГРП (ПР) 1 793 073.50
Проведение ГРП на проппанте (КР 7-2) 1 793 073.50
12.12.03 ТР4-9 ШГН: Прочие виды ремонтов по ШГН 102 841.20
Общий итог 4 500 179.88 9 119 233.20

В отчете отражены две скважины по итогом 2003 года, имеется календарная история, наименование мероприятий и реальные суммы по отчетному году.

Остается взять частично финансовые и технологические показатели по этим скважинам и произвести расчет. В таблице №3 приведен пример по объекту социального объекта. Согласитесь красивая табличка. Отчет сформирован по второму уровню аналитики МВЗ. Прекрасно видно, сколько это общежитие за 2003 год потребила денежных ресурсов и на что. Это поможет при составлении более корректного бизнес-плана на бедующий отчетный период.

Таблица №2.3.3. Анализ общежития.

МВЗ
Счет наименование 8406 Общежитие ЦТП
3202021900 Строительные материалы 4 360.07
3202024900 Прочие покупные материалы 682.43
3202056000 Газ на собственные нужды 855.24
3203071000 Плата за расход электроэнергии 36 846.00
3203072000 Плата за мощность (нагрузка) 65 360.00
3203081000 Горячая вода 366 302.57
3203091000 Водоснабжение 4 459.97
3204061300 УпоДТОСОиТР-Здания социальной сферы 228 333.42
3204177000 Санитарная обработка объектов 1 190.24
3208011000 В использовании 212.41
3280000804 УПТО: услуги 16.12
Общий итог 708 618.47

Конфигурировать отчетность можно в различной форме и объеме, как по горизонтали, так и по вертикали. В таблице №4 мы видим сформированный отчет по определенной статье в разрезе структурных подразделений. Он дает прекрасную возможность энергетикам спланировать электроэнергию на бедующий отчетный период, или провести мероприятия по снижению этих затрат.

таблице №2.3.4 Электроэнергия в разрезе ЦО

Счет наименование
ЦО Наименование Плата за расход электроэнергии Плата за мощность
211Б Ем-Еговский УНП: ЦДНГ-3 15 128 036.86 29 451 536.00
218Б Красноленинский участок: ЦППД 4 316 176.56 8 690 912.00
221Б ЦДНГ № 1 14 564 736.53 28 953 112.00
222Б ЦДНГ № 2 39 769 514.19 79 331 072.00
227Б участок ППД №1 12 797 986.02 25 929 776.00
228Б участок ППД №2 8 085 833.19 15 791 312.00
231Б Ем-Еговский УНП: ЦДНГ-4 17 030 817.21 33 861 888.00
238Б Ем-Еговский участок: ЦППД 8 598 312.97 17 168 480.00
291Б ЦСТГ: Участок №1 20 502.00 42 080.00
292Б ЦСТГ: Участок №2 22 350.00 95 888.00
320Б ППН 1: Талинский 8 212 971.00 16 444 784.00
330Б ППН 2: Ем-Еговский 3 281 093.88 6 465 184.00
411Б ЦКТРТ: Участок №1 60 936.00 122 528.00
412Б ЦКТРТ: Участок №2 14 130.00 29 600.00
Общий итог 131 903 396.41 262 378 152.00

Под давлением топ-менеджеров разрабатываются программы по снижению себестоимости, например: Главный энергетик, предлагает оптимизировать производство, заменить мощные электродвигатели на менее слабые при возможности, отключить от электроэнергии и тепла здания и помещения которые на производстве не востребованы. Отдел корпоративного управления собственности предлагает реализацию основных средств, в которых предприятие не нуждается или сдача их в аренду. Производственный отдел предлагает оптимизацию скважин, заменить штанговый глубинные насосы, которые служат 290 суток по техническому паспорту и ремонту не подлежат на электроцентробежные насосы с подбором мощности. Срок эксплуатации в два раза больше и ремонт в пять раз дешевле. Возрастут затраты на электричество, не спорю, зато с экономим на текущих, капитальных ремонтах и закупе оборудования.

Анализ системы бюджетирования и отчетность.

Мы с вами рассмотрели и проанализировали систему управленческого учета и отчетность. Смогли детально рассмотреть возможности системы. Оценить доступность пользователей к этой информации и использование ее. Но так как я являюсь сторонником тех людей которые считают, что разделять управленческий учет и бухгалтерский нельзя, и тем более настроив систему управленческого учета, это не значит управлять затратами, а лишь их определение. Я придерживаюсь мнения, что система бухгалтерского, управленческого учета и бюджетный процесс, и являются той самой единой интегрированной системой управления предприятием в едином информационном пространстве. Считаю необходимым проанализировать систему бюджетирования.

Как мы знаем что, MicrosoftOffice совместим практически со всеми информационными продуктами, хотя бы в части Excel. Это важно, так как импорт, экспорт из ИП "Парус" и в ИП "Парус", где происходит совместимость данных. С появлением компьютеров и автоматизации производства, весь персонал на предприятии владеет данным приложением. Только одни в большей мере другие в меньшей мере, но как правило научиться использовать приложение не сложно, по сути это программный калькулятор с большими возможностями. Вот именно поэтому было принято решение составление бюджетов в данном продукте.

Разработанные унифицированные формы для всех структурных подразделений позволяют более эффективно обслуживать их. Можно добавить, что администраторами по поддержанию более 150 первичных бюджетных форм на предприятии занимается всего два человека, постоянно заменяющие друг друга по направлениям. Нет практически такой формы, с которой они были бы не знакомы и не имели представления как с ней работать.

Для того, что бы бюджетные формы заполнялись структурными подразделениями и кураторами договоров, на предприятии разработаны и утверждены следующие документы, способствующие этому.

"Единый регламент планирования бюджетов",

"Временный регламент по кодированию первичных данных",

"Положение распределения себестоимости по плановым показателям". Определены зоны ответственности каждого ответственного исполнителя, в регламенте жестко прописаны действия каждого ответственного по статье ответственности. Создан БИК – Бюджетный исполнительный комитет, который следит за исполнением бюджетов. В него входят Генеральный директор и его заместители по направлениям.

Бюджетный исполнительный комитет собирается один раз в месяц после закрытия отчетного периода. Планово экономический отдел формирует отчетность по бюджетам, где показываются отклонения план факт. БИК совместно с владельцами бюджетов и кураторами договоров анализируют суммы отклонений, определяют причину отклонений и виновных. Рассматривают предложения решению задач, после чего принимается большинством управленческое решение.

Созданные плановые бюджеты в разрезе структурных подразделений могут выступать как оперативный учет, так как плановые показатели отличаются от фактических в сумме по предприятию на пять процентов. Появляется возможность управления затратами на стадии когда они еще не произошли, но будут понесены завтра или послезавтра. Это очень важно, потому, что вчерашние цифры ни кому не интересны.

Принцип детализации расходов

С целью экономии ресурсов и контроля за использованием средств все значительные расходы детализируются, такие как электроэнергия, транспортные расходы, текущие и капитальные ремонты. Смысл детализации в том, чтобы более точно определить расхождения план факта.

"Прозрачность" информации

Чтобы исключить возможность искажения информации и усилить контроль за исполнением бюджета, специалисту, анализирующему данные итоговых бюджетных форм, разрешен доступ к бюджетам каждого центра учета, а также к операционным бюджетам в рамках самих центров учета, вплоть до самого нижнего уровня. Кроме того, он располагает информацией о том, в какой стадии находится формирование бюджетов на всех нижестоящих уровнях. И если какое-то подразделение представило бюджет позже, чем нужно, то экономит, ответственный за бюджетирование, своевременно получает информацию о причинах, по которым это произошло. Поэтому осуществляется постоянный мониторинг процесса бюджетирования по всем уровням. Исходя из практической литературы, в автоматизированных программах бюджетирования такой мониторинг осуществлять легко, гораздо сложнее это сделать, если бюджеты формируются в обычных электронных таблицах. Мое мнение, дело привычки. Специалисту по бюджетированию необходимо открыть сводный бюджет предприятия, увидеть отклонения в какой ни будь статье и по ссылке определить первичную форму, в которой есть не доработки. Из личного опыта знаю, что автоматизированные информационные продукты для составления бюджетов не такие гибкие, как Excel, и в них не предоставляется возможным запрограммировать все "хотелки" структурных подразделений. Из этого следует, что в ближайшие 2 года на предприятии ОАО "ТНК-Нягань" планирование будет осуществляться на базе Excel.

Теперь о самом главном из всего выше сказанного следует , что на предприятии существует один и самый главный управленческий отчет, который определяет все и всех на предприятии и этого отчета боятся все перед совещанием. Данный отчет не отличается от других которые были в работе, только он содержит помимо плановых учетных данных но еще и фактические, плюс ко всему отклонения суммы отклонений (приложение №9).

На совещании проводят "разбор полетов по затратам". Бюджетному исполнительному комитету предоставляется отчетность по исполнению бюджета каждого структурного подразделения, где определяется виновник перебюджета, степень вины ответственного лица, метод наказания. Также обсуждаются пути снижения себестоимости работ, услуг, продукции. Выслушиваются все предложения, и принимается управленческого решение. Вытекает все это, как правило, в форме приказа к выполнению.


ГЛАВА III . ПРЕДЛОЖЕНИЯ

3.1 Пути снижения себестоимости

Анализируя системы управления затратами внедренные на предприятии, появляется желание дать оценку оценить эффект от этих систем. Полученная прозрачность в разрезе любого расходования денежных средств, наталкивает на мысль о снижении издержек. Можно провести экономический анализ на примере хотя бы одного структурного подразделения и найти там узкие места. После определения действий принять управленческое решение для решения проблемы по не эффективному расходованию денег.

Рассмотрим пример на одном структурном подразделении. Для анализа возьмем Участок завоза-вывоза подземного оборудования 1 и 2 ЦО, 421Б и 422Б. Для анализа будут использоваться учетные данные декабря 2003 года. В приведенной таблице № 3.1.1 приведены затраты выше указанных структурных подразделений, мы не будем рассматривать весь куб данных по элементам (статьям). Рассмотрим лишь те элементы которые приведут к принятию управленческого решения.


Таблице № 3.1.1

П/№ Счет наименование 421Б Участок завоза-вывоза: Трубная площадка № 1 422Б Участок завоза-вывоза: Трубная площадка № 2 Общий итог %
3201011010 Заработная плата штатных работников –3201011010 3139433 3045285.65 6184718.65
3201021000 Премии и поощрения производственного характера –3201021000 750558.66 709520.51 1460079.17
3201022000 Премии и подарки социального характера –3201022000 12000 51500 63500
3201034002 Проживание работников в общежитиях –3201034002 15343.02 15343.02
3201041000 Единый соцналог –3201041000 689111.69 653514.26 1342625.95
3201042000 Обязательное страхование от несчастных случаев –3201042000 19539.64 19020.43 38560.07
3201043000 Обязательное пенсионное страхование –3201043000 447467.58 424410.31 871877.89
3201051100 ДМС, принимаемое для целей НУ –3201051100 54445.89 52207.49 106653.38
3201054000 Негосударственное пенсионное страхование –3201054000 23036.63 23036.63 46073.26
3201061000 Льготный проезд работника и иждивенцев – членов семьи –3201061000 19912.3 13758.56 33670.86
3201062000 Льготный проезд, не принимаемый для целей НУ –3201062000 11846.48 746.76 12593.24
3201081100 Материальная помощь по семейным обстоятельствам –3201081100 1500 1500
3201081200 Материальная помощь в связи с выходом на пенсию –3201081200 100000 50000 150000
3201081400 Мат. помощь в связи со смертью работника, на похороны его близких родственников 7224 7224 14448
3201083010 Расходы по возмещению стоимости путевок –3201083010 13689 13689
3202021700 Трубы и металлы –3202021700 19278.01 19278.01
3202021900 Строительные материалы –3202021900 25584.16 12832.02 38416.18
3202022200 Запасные части и комплектующие к машинам и оборудованию –3202022200 2092759.09 949191.13 3041950.22
3202022900 Прочие запасные части и комплектующие детали –3202022900 312524.57 92564.95 405089.52
3202023001 Спецодежда и средства индивидуальной защиты по норме –3202023001 53366.71 46426.68 99793.39
3202023002 Спецодежда и средства индивидуальной защиты сверх норм –3202023002 11763.43 4136.9 15900.33
3202023900 Прочие материалы на охрану труда и ТБ –3202023900 6935.72 5137.64 12073.36
3202024000 Тара и тарные материалы –3202024000 27630.11 27630.11
3202024100 Инвентарь и хозяйственные принадлежности –3202024100 222358.36 84618.67 306977.03
3202024900 Прочие покупные материалы –3202024900 102277.47 79246.6 181524.07
3202056000 Газ на собственные нужды-топливо для котельных-3202056000 161.16 161.16
3203071000 Плата за расход электроэнергии –3203071000 8478 89416.39 97894.39
3203072000 Плата за мощность (нагрузка) –3203072000 16704 16704 33408
3203081000 Горячая вода –3203081000 40582.08 40582.08
3203091000 Водоснабжение –3203091000 5801.5 3964.26 9765.76
3204061200 УпоДТОСОиТР-Административные здания –3204061200 25617.56 25617.56
3204062600 УпоДТОСОиТР-Дороги –3204062600 34224 34224
3204063100 УпоДТОСОиТР-Устройства электропередачи и связи –3204063100 167544.31 26185.69 193730
3204064201 УпоДТОСОиТР-Текущий ремонт НКТ и штанги –3204064201 28481258.71 21961879.1 50443137.81
3204064299 УпоДТОСОиТР-Прочие операции с НКТ и штангами –3204064299 4160834.37 259382.36 4420216.73
3204064304 УпоДТОСОиТР-Текущий ремонт скважинного оборудования –3204064304 2227723.94 555909.44 2783633.38
3204064900 УпоДТОСОиТР-Прочие машины и оборудование –3204064900 22440.49 18347.04 40787.53
3204066300 УпоДТОСОиТР-Компьютеры, оргтехника и ЛВС –3204066300 29504 25254 54758
3204071200 Кап.ремонт-Административные здания –3204071200 512224.19 512224.19
3204074200 Кап.ремонт-Нефтепромысловое оборудование –3204074200 70115.57 38169.29 108284.86
1.Первичные
1 3204151100 Услуги легкового транспорта –3204151100 381997.68 453171.11 835168.79 1%
2 3204151200 Услуги прочего пассажирского транспорта 724055.17 724055.17 1%
3 3204152100 Услуги грузового транспорта –3204152100 16610.22 1339.12 17949.34 0%
4 3204152200 Услуги спецтехники –3204152200 12754319.42 8221765.94 20976085.36 16%
3204171000 Услуги по спецпитанию –3204171000 14339.12 9611.31 23950.43 0%
3204182000 Услуги сторожевой охраны объектов –3204182000 1095584.16 998477.28 2094061.44 2%
3204201000 Услуги телефонной связи –3204201000 41370.89 7726 49096.89 0%
3204202000 Услуги радиосвязи –3204202000 37132.8 64972.8 102105.6 0%
3204206000 Услуги выделенных цифровых каналов связи –3204206000 46848 46848 0%
3204209000 Услуги по прочим видам связи –3204209000 6218.4 6218.4 0%
3204272000 Типографские услуги –3204272000 4080 4080 0%
3208011000 В использовании –3208011000 16412621.07 6071109.54 22483730.61 17%
5 ИТОГО ПЕРВИЧНЫХ 74976720.12 45689020.07 120665740.19 93%
2.Вторичные
6 3280000804 УПТО: услуги-3280000804 208359.33 84307.32 292666.65 0%
3280000847 УНП: участок завоза-вывоза подземного оборудования: услуги-3280000847 3106587.29 3106587.29 2%
3280000878 УНП: участок завоза-вывоза подземного оборудования: прочие услуги-3280000878 531363.42 492189.07 1023552.49 1%
739722.75 3683083.68 4422806.43 3%
3280000847 УНП: участок завоза-вывоза подземного оборудования: услуги-3280000847 -75716442.87 -49372103.75 -125088546.6 -97%
-75716442.87 -49372103.75 -125088546.6 -97%
-1.49012E-08 7.45058E-09 1.49012E-08 0%
7 3280000847 Участок завоза-вывоза: услуги 531363.42 3598776.36 8130139.78 6%
8 ИТОГО ВСЕГО 75716442.87 49372103.75 129088546.62 100%

В таблице приведены первичные затраты на услуги автотранспортных средств по видам техники (легковой, грузовой, пассажирский и спецтехника) в сумме 22 553 257 рублей. Весь куб первичных затрат составляет 120 665 740 рублей, он состоит из заработной платы, затрат на оборудование и материалы, амортизации, электотеплоэнергии и водоснабжения, налогов и прочее. Далее в таблице приведены вторичные затраты, это первичные (операционные) перераспределенные затраты внутренних структурных подразделений. В эти затраты входят затраты на услуги УПТО (Центральный склад) в сумме 292 666рублей и затраты на услуги участка завоза-вывоза подземного оборудования. Получается, что данное структурное подразделение оказывает сам себе, какие то услуги. Из последнего столбца таблицы видно, эти услуги в процентном соотношении составляют 6%. На мой взгляд в данном подразделении таких затрат вообще не должно быть.

Эти структурные подразделения согласно "Приложения к учетной политике закрытия себестоимости", распределяется на основное производство пропорционально машино-часам, так как основная услуга участков является доставка подземного нефтяного оборудования, используя автотранспорт такую как: автокраны и турбовозы.

К чему я подвожу? Рассмотрим теперь таблицу № 3.1.2, в ней приведено процентное соотношение прямых затрат на автотранспорт к вторичным услугам, которые были перераспределены пропорционально машино-часам на основании отчета "О внутрихозяйственных услугах", предоставленный руководителями данных участков завоза-вывоза подземного оборудования.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  265  266  267   ..