Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  542  543  544   ..

 

 

Экономика предприятия

Экономика предприятия

1.Підприємництво як суб'єкт господарювання

Стадии технологического цикла товара (ТЖЦТ)

Технологический жизненный цикл товаров (ТЖЦТ) -совокупность стадий и этапов, применяемых на них средств методов для последовательного выполнения определенных операций, начиная от выявления запросов, их удовлетворения и завершая определением степени удовлетворенности потребителей. ТЖЦТ включает четыре стадии: предтоварную, товарную, послереализационную и утилизации. Каждой стадии присущи определенные этапы, на которых сначала формируются все товароведные характеристики товаров, а затем и обеспечивается сохранение части из них: качества и количества. Предтоварная стадия - совокупность этапов и операций, начиная от выявления запросов и заканчивая выпуском повара. 1 этап - разработка продукции(решили печь торты); 2 этап - заготовка сырья (МТ база, основ, сырьё, вспомогательное сырье); 3 этап - приёмочный контроль сырья и основного и вспомогательного; 4 этап - производство продукции: подготовительный, основной и заключительный; 5 этап - контроль готовой продукции (пропекли или нет, установление сортности, выявление дефектов); Товарная стадия - совокупность этапов и операций, предназначенных для обеспечения сохраняемости товара после его выпуска из производства. В отличие от предтоварной стадии, для которой характерна строгая последовательность этапов и возможность отсутствия некоторых из них в зависимости от новизны товаров, этапы товарной стадии могут менять свою последовательность. Однако. Единственный этап - реализация товаров - всегда является завершающим на этой стадии. Так, формирование товарных партий при наличии заказов на товар может быть начальным этапом, а при отлаженном спросе на первое место выступает хранение и транспортирование; например, перевозка товаров из производственных цехов на складго-товой продукции и хранение. 6 этап - формирование товарных партий (по смене, по накладной); 7 этап - хранение и транспортирование; 8 этап - предреализационная товарная обработка товаров (рыба во льду, пилы - в смазке); 9 этап - этап реализации; Послереализационная стадия - совокупность этапов и операций предназначенных для сохранения качества и количества товаров у потребителей после их приобретения, а так же удовлетворение потребностей за счет товароведных характеристик. На этой стадии всем товарам присущ один общий этап -потребление путем однократного или многократного использования (эксплуатации). Два других этапа - послепродажное обслуживание и перепродажа товаров, бывших в употреблении, - характерны только для отдельных видов товаров или особых ситуаций. 10 этап - потребление (эксплуатация); 11 этап - послепродажное обслуживание (тушенку необходимо разогреть, доставка товаров домой); Стадия утилизации товаров и уничтожения - совокупность операций и взаимозаменяемых этапов, предназначенных для обеспечения безопасности человека и окружающей среды. Так же установление степени удовлетворенности потребителей товарами. 12 этап - повторное использование либо утилизация (например, замерзший картофель либо выкинуть, либо на крахмал).

14.Способи поєднання окремих технологічних операцій у технологічному циклі

Технологический цикл партии предметов, обрабатываемых на нескольких операциях, зависит также от того, как сочетается выполнения операций над предметами партии. Существуют три способа сочетания операций технологического процесса (три способа передачи предметов): последовательный, параллельный, параллельно-последовательный.

Последовательное сочетание операций заключается в том, что следующая операция начинается только после окончания обработки всех предметов партии на предыдущей операции. Партия предметов передается с операции на операцию полностью.

Последовательное сочетание операций является достаточно простым по своей организации, облегчает оперативное планирование и учет. Но оно требует длительного цикла, ибо каждый предмет лежит, ожидая обработки всей партии. Последовательное сочетание операций применяется в единичном и серийном производствах.

Параллельное соединение операций характеризуется тем, что каждый предмет труда после окончания предыдущей операции сразу передается на следующую операцию и обрабатывается. Поэтому предметы одной партии изготавливаются параллельно на всех операциях. Малогабаритные нетрудоемкий предметы могут передаваться не поштучно, а транспортными (передаточными) партиями - nm. По поштучного передачи nm = 1.

По параллельного сочетание операций существенно сокращается технологический цикл против последовательного. Однако если при этом продолжительность операций не одинакова и не кратна, то есть, когда они не синхронизированы, то на всех операциях, кроме операции с максимальной продолжительностью, возникают перерывы в работе. Перерывы ликвидируются при условии синхронизации операции, когда

t1 \ M1 = t2 \ Mm = ... tm \ Mm

Параллельное соединение операций применяется в массовом и крупносерийном производствах. Параллельно-последовательное сочетание операций, которое еще называют смешанным, отличается тем, что обработка предметов труда на следующей операции начинается до окончания обработки всей партии на предыдущей, но при условии, чтобы партия обрабатывалась на каждой операции непрерывно.

Технологический цикл по параллельны-последовательного сочетания операций короче цикл последовательного сочетания на время параллельного выполнения смежных операций τ, т.е.

Время параллельного выполнения смежных операций равняется произведению количества деталей без одной транспортной партии и продолжительности меньшей операции. Если последнюю обозначить (t \ M) K, то в общем виде для любой пары смежных операций τ = (n-nm) (t \ M) K Для m операций таких совмещенные будет m - 1. Тогда можно окончательно записать:

По параллельно-последовательной сочетание операций технологический цикл длительный от цикла по параллельного и меньший чем цикл при последовательном сочетание операций. Применяется этот метод, когда предметы обрабатывают большими партиями, что соответствует условиям крупносерийного производства.

15. Методи організації виробництва

Существует два метода организации производства: поточное и непоточное производство. Непоточное производство используется преимущественно в единичном и серийном производстве. Его признаки: рабочие места размещаются однотипными технологическими группами без связи с последовательностью выполнения операций, на них обрабатываются разные по конструкции и технологии изготовления предметы труда, которые перемещаются в процессе обработки сложными маршрутами, создавая большие перерывы между операциями. В условиях единичного производства непоточный метод осуществляется в форме единично-технологического (обрабатываемые предметы труда не повторяются).

В серийном производстве непоточный метод принимает две формы:

1) партионно-технологический метод (предметы труда проходят обработку партиями, которые периодически повторяются);

2) предметно-групповой метод (вся совокупность предметов труда разделяется на технологически подобные группы).

Количество оборудования (N) в непоточном производстве исчисляется для каждой технологически однотипной группы станков:


N = n * t / (T * Kв.н. ),

где n - количество предметов труда, обрабатываемых на данном оборудовании;

t- норма времени на обработку предметов труда;

T - плановый фонд времени работы единицы оборудования за год;

K в.н. - коэффициент выполнения норм времени.

Поточное производство обеспечивает строго согласованное выполнение всех операций технологического процесса во времени и пространстве, оно характеризуется следующими основными признаками:

специализацией каждого рабочего места на выполнении определенной операции;

согласованным и ритмичным выполнением всех операций на основе единого расчетного темпа работы;

размещением рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью технологического процесса;

передачей обрабатываемого материала или изделий с операции на операцию с минимальными перерывами с помощью транспортера (конвейера).

Основным структурным звеном поточного производства является поточная линия – ряд взаимосвязанных рабочих мест, расположенных в порядке последовательности выполнения технологического процесса и объединенный общей для всех нормой производительности (ее определяет ведущая машина потока).

Поточный метод характерен для массового и крупносерийного производства.

Производственные потоки можно классифицировать по ряду признаков:

- по числу линий - на однолинейные и многолинейные;

- по степени охвата производства - на участковые и сквозные;

- по способу поддержания ритма - со свободным и регламентированным ритмами;

- по степени специализации - многопредметные и однопредметные;

- по степени непрерывности процесса - прерывные и непрерывные.

Для поточной линии рассчитываются основные ее параметры:

1) такт (ритм) поточной линии (r) – промежуток времени между выпуском двух, следующих одно за другим готовых изделий или партий готовых изделий:

r = Т / П,

где Т - плановый фонд времени работы линии за расчетный период, мин.;

П - объем производства продукции за тот же период в натуральном измерении.

При ритмичном производстве за определенный промежуток времени вырабатывается одно и то же равное количество продукта.

2) количество рабочих мест (N) исчисляется по каждой операции:

N = tц / r

где tц - длительность рабочего цикла.

Производственный поток проектируется на основе объемов производства, фонда рабочего времени, такта (ритма) поточной линии, числа рабочих мест на конвейере и длины рабочей части конвейера.


16.Роль і місце малого бізнесу в ринковій системі господарювання в Україні та за її межами

Роль и место малого бизнеса в национальной экономике лучше всего проявляется в присущих ему функциях. Рассматривая функции малого бизнеса в стабильной рыночной экономике, следует отметить следующем:

Во-первых, неоценимый вклад малого бизнеса в дело формирования конкурентной среды. Известно, что в условиях свободной рыночной экономики конкуренция является отражением отношений соревнования между хозяйственными элементами, когда их самостоятельная деятельность эффективно ограничивает возможности каждого из них повлиять на общие условия обращения товаров на данном рынке, а также стимулирует производство тех товаров, которых требует потребитель. Тогда деятельность участников рыночных отношений приобретает динамического характера, она связана с экономической ответственностью и риском предпринимателя, который превращает его в своеобразный социальный двигатель экономического развития. Малый бизнес помогает утверждению конкурентных отношений, так как является антимонопольным по самой своей природе, что проявляется в различных аспектах его функционирования. С одной стороны, малый бизнес, вследствие багаточисельности элементов, который составляют, и их высокого динамизма в значительно меньшей степени поддается монополизации, нежели крупные предприятия. С другой стороны, при узкой специализации и использования новейшей техники он выступает как действенное конкурент, подрывает монопольные позиции крупных корпораций. Именно эта черта малого бизнеса сыграла существенную роль в ослаблении, а иногда и в преодолении развитыми странами присущей крупному капиталу тенденции к монополизации и задержке технического прогресса. Во-вторых, малый бизнес, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Эта его черта получила в современных условиях особое значение вследствие быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорение научно-технического прогресса (НТП), рост номенклатуры промышленных товаров и услуг.

В-третьих, огромным вклад малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важных направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики, информатики. Способствуя ускорению реализации новейших технических и коммерческих идей, выпуска наукоемкой продукции, малый бизнес тем самым выступает проводником НТП. Например, большинство мелких фирм, появившихся в конце 80-х годов в Великобритании, является наиболее технически оснащенными. А в США на сектор малого бизнеса приходится около 50% научно-технических разработок.

В-четвертых, малый бизнес вносит весомый вклад в решение проблемы занятости. Эта функция проявляется в способности малого бизнеса создавать новые рабочие места и поглощать избыточную рабочую силу во время циклических спадов и структурных сдвигов экономики. В развитых странах на малый бизнес приходится в среднем 50% всех занятых и до 70-80% новых рабочих мест. Если в период кризисов 70-80-х годов в развитых странах шел процесс сокращения рабочих мест на крупных предприятиях, то мелкие фирмы их не только хранили, но и даже создавали новые.

В-пятых, важная функция малого бизнеса заключается в смягчении социальной напряженности и демократизации рыночных отношений, поскольку именно он является фундаментальной основой формирования среднего класса. Следовательно, он выполняет функцию ослабления присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации и расширения социальной базы реформ, осуществляемых на данном этапе. Без ориентации на такую социальную базу рыночной среды, каким является средний класс, введенные реформы обречены на провал.


17. Виробнича і соціальна інфраструктура підприємства

Производственная инфраструктура - это комплекс отраслей, обеспечивающих внешние условия для развития производства. Она включает в себя грузовой транспорт, дороги,электро-, газо- и водоснабжение, складское хозяйство, связь, информационное обслуживание. Производственная инфраструктура имеет целью обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования производственного процесса. Работы по обслуживанию основного производства выполняются вспомогательными подразделениями и обслуживающими хозяйствами: инструментальным, ремонтным, транспортным, энергетическим, складским, службами материально-технического снабжения и сбыта продукции. Совершенствование производственной инфраструктуры является одним из факторов улучшения деятельности предприятия.

Службы материально-технического снабжения и сбыта продукции играют важную роль не только в нормальном функционировании производственного процесса. Они оказывают существенное влияние на величину издержек производства путем создания и поддержания оптимального запаса при минимуме затрат, обеспечивая при этом надлежащее складирование, хранение и учет материальных ресурсов и готовой продукции.

Инструментальное хозяйство на предприятии создается для выполнения работ по обеспечению производства инструментом и технологической оснасткой, организации их хранения, эксплуатации и ремонта. От уровня организации инструментального хозяйства и качества инструмента зависят интенсивность использования оборудования, технологические параметры его работы, уровень производительности труда и в целом результаты работы предприятия.

Основной задачей ремонтного хозяйства является обеспечение бесперебойной работы всего парка машин и оборудования за счет проведения планового ремонта и текущего обслуживания. Для предупреждения нерациональных потерь в производстве и сокращения затрат на ремонт служит система планово-предупредительного ремонта, которая включает различного вида работы по техническому уходу и ремонту оборудования по заранее составленному плану с целью обеспечения эффективной эксплуатации оборудования.

Основной задачей транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса. По своему назначению транспортные средства могут быть подразделены на внутренний, межцеховой и внешний транспорт. Совершенствование организации транспортного хозяйства предполагает ликвидацию чрезмерно дальних перевозок, встречных, возвратных, пустых и не полностью загруженных транспортных средств.

Энергетическое хозяйство обеспечивает потребности предприятия в электро- и теплоэнергии, технологическом паре, сжатом воздухе, техническом кислороде, природном газе. Однако целесообразнее по возможности заключить длительный договор на обслуживание с крупными производителями на поставку энергоносителей.

18. Прогнозування, планування і регулювання діяльності підприємства

Прогнозирование деятельности предприятий и фирм – это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период.

Результаты прогнозирования деятельности предприятий и фирм учитываются в программах предприятий по маркетингу, при определении возможных масштабов реализации продукции, ожидаемых изменений условий сбыта и продвижения товаров. Прогнозирование как результат маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю. Основная цель прогноза – определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка. При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные – на1-1.5 года, среднесрочные – на 4-6 лет и долгосрочные – на 10-15 лет. Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Здесь учитываются также временные, случайные факторы. Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов – конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.

Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Основные принципы планирования: Принцип обоснованности целей и задач предприятия; Принцип системности; Принцип научности; Принцип непрерывности; Принцип сбалансированности плана; Принцип директивности. Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке.

Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию предприятия в рамках, "продукт-рынок". При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях.

Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план.

Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д.

19. Матеріальні ресурси і виробництво, якість і конкурентоспроможність продукції

Материальные ресурсы - совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта: сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.

Отмеченный выше комплекс состоит из следующих элементов:

Материалов, непосредственно добываемых из окружающей природы (сырье)

Материалы, уже подвергшиеся предварительной обработке.

Классификация материальных ресурсов:

1. По форме существования:

наличные ресурсы (запасы готовой продукции и резервы)

потенциальные ресурсы (т.е. которые могут быть получены за счет производства, импорта и повторного использования)

Материальные ресурсы выступают в виде разнообразных элементов производства, используемых в основном в качестве предметов труда (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и энергия, полуфабрикаты, запасные части, спецодежда, инструмент)

Продукция - результат производственной деятельности предприятия, назначение которой - удовлетворение производственных и личных потребностей общества в виде конкретных продуктов (материалов, машин, энергии, услуг)

Продукция производственно - технического назначения - часть созданного обществом ВНП, предназначенного для использования в отраслях производственной и непроизводственной сфер (сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия, запасные части, инструменты)

2. По роду функции, выполняемой в процессе производства: сырье, основные материалы, вспомогательные материалы, топливо и энергия, полуфабрикаты, незавершенной производство

Сырье - исходная форма предметов труда, на добычу или производство которых затрачен труд.

3. По способу получения различают: промышленной сырье, то есть добываемое из недр или производимое промышленным путем: природно – минеральное, искусственное, сельскохозяйственное сырье, то есть получаемое в различных отраслях сельского хозяйства, растительное (зерно, плоды), животное (мясо, шерсть, шкуры), Материалы - сырье, уже подвергшееся предварительной переработке.

4. В зависимости от роли в процессе производства: основные, то есть вещественно входят в готовый продукт; вспомогательные - используются для производственно - эксплуатационных нужд и не образуют вещественного содержания изготовляемой продукции топливо и энергия; полуфабрикаты - продукты, которые подлежат использованию или окончательной доработке либо на другом предприятии, либо внутри предприятия.

Конкурентоспособность товара - способность товара отвечать требованиям рынка данного вида товара. Оценка конкурентоспособности товара производится на основе сопоставления данной продукции с соответствующей продукцией других фирм. Под качеством понимается степень соответствия совокупности свойств данного продукта требованиям, которые предъявляются данному продукту его предназначением. Качество продукции определяется всей совокупностью ее свойств.

Конкурентоспособность продукции – это совокупная относительная характеристика продукции, которая отображает ее отличие в лучшую сторону от продукции конкурента по степени качества и удовлетворения данной потребности, по затратах на производство и потребления, по цене. Конкурентоспособность продукции определяет реальную возможность ее сбыта на конкретном рынке.

20. Маркетингова діяльність, основні принципи і концепції маркетингу, його стратегія і тактика

Сущность маркетинга как управленческой деятельности заключается в том, что эта деятельность направлена на ориентацию производства, создание видов продукции, которая отображает требования рынка. Под ней понимают, прежде всего, изучение текущего и перспективного спроса на продукцию на определенном рынке и требований потребителей к таким характеристикам товара, как качество, новизна, технико-экономические и эстетичные показатели, цена. Исходя из комплексного учета рыночного спроса, составляется программа маркетинга товара; устанавливается верхняя граница цены и рентабельности его производства. Дальше на основе программы маркетинга разрабатывается инвестиционная политика предприятия, проводится расчет полных расходов производства и определяется конечный результат хозяйственной деятельности предприятия (валовая прибыль и чистая прибыль). Методы маркетинговой деятельности состоят в проводке анализа внешней среды предприятия и формировании банка данных для его оценивания и возможностей, анализа реальных и потенциальных потребителей; в разработке концепции создания новых товаров и/или модернизации стариков; планировании товародвижения и сбытую; в обеспечении формирования спроса и стимулирование сбыта; обеспечении ценовой политики; обеспечении безопасности использования товара и защиты окружающей среды; в управлении маркетинговой деятельностью как системой, т.е. планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы.

Принципы маркетинга - это базовые основы маркетинговой деятельности, вытекающие из законов и закономерностей развития мировой экономики, мирового рынка, а также региональных рынков. Принципы маркетинга как закон определяют направления деятельности всех участников создания, выпуска и реализации продукции как единого, слаженного, согласованного процесса. Концепция маркетинга - это ориентация на нужды, запросы и потребности клиентов, подкрепленная комплексными усилиями организации маркетинга, нацеленными на создание потребительской удовлетворенности в качестве основы для достижения целей организации. Выделяют такие концепции маркетинговой деятельности:

Стратегия маркетинга — это комплекс мероприятий, способствующих продвижению на внутренний и внешний рынки наукоёмкой продукции, разработанной в результате научной деятельности Института. Процесс разработки стратегии маркетинга заключается в определении целей и поиска возможностей для их реализации: 1.Эффективность использования маркетинговых возможностей зависит от конкурентоспособности товара. Поэтому необходимо проведение научных семинаров, где осознаются новые идеи аккумулирования этих возможностей 2. Главная цель маркетинговой стратегии — созданная продукция должна быть приспособленной к потребности покупателя. 2.1. Дать обоснованные рекомендации потребителям. 2.2. Изучение требований потребителей. 2.3. Осуществление рекламы и консультаций на оборудование.

3. Максимальная стратегия — предложение на рынок высококачественного оборудования по повышенным ценам.

Тактика маркетинга разрабатывается исходя из стратегических целей на год-полтора и регулярно подвергается ревизии, и если необходимо - коррекции.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  542  543  544   ..