Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  288  289  290   ..

 

 

Производственная программа на примере ООО "Тихий Дон"

Производственная программа на примере ООО "Тихий Дон"

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО "Московский Государственный университет технологий и управления"

филиал в г. Ростове-на-Дону

Факультет экономики и предпринимательства

Кафедра экономики и менеджмента

"УТВЕРЖДАЮ"

Зав. кафедрой, доц., к.э.н.

_________________ В.В. Мозолин

"____" ____________ 200 ___ г.

На тему: "Производственная программа на примере ООО "Тихий Дон"

Специальность 080502

"Экономика и управление на предприятиях (пищевой промышленности)"

Автор дипломной работы Величко Юлия Валерьевна

Москва 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы формирования производственной программы на предприятии

1.1 Сущность, структура и показатели производственной программы

1.2 Методика планирования производственной программы

1.3 Методика анализа эффективности производственной программы

2. Технико-экономическая характеристика ООО "Тихий Дон"

2.1 Организационная характеристика ООО "Тихий Дон"

2.2 Анализ динамики основных показателей

2.3 Анализ производственной программы

3. Пути совершенствования реализации производственной программы

3.1 Минимизация затрат через планирование выпуска продукции

3.2 Управление производственной программой путем формирования портфеля заказов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературных источников

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

С переходом к рыночной экономике требования к организации производства изменились. Главной целью становится удовлетворение покупательского спроса в полном объеме и в установленные сроки. Страны с рыночной экономикой за последние полтора десятилетия накопили огромные знания в области управления производством, которые приобрели интернациональный характер. Экономические отношения в стране в настоящее время чаще всего рассматриваются на макроуровне. Вместе с тем очень актуальным остается вопрос о влиянии создания рынка на уровне деятельности промышленного предприятия. В этом отношении рынок следует рассматривать как экономическую среду, в которой функционирует предприятие. Предприятие изменяет свое поведение в условиях рынка, в связи с новыми социально-экономическими взаимоотношениями хозяйствующих субъектов на рынке, опираясь на предоставленную ему широкую самостоятельность.

Предприятия, принимая в условиях рынка определенные хозяйственные решения должны учитывать резко возросшее влияние на экономику, организацию и планирование производства внешних факторов, неопределенность рынка, чтобы постоянно поддерживать гибкость своего функционирования, где ведущая роль принадлежит маркетингу и стратегии развития.

Влияние рынка на хозяйственное поведение предприятия проявляется через ускорение решения ряда технико-экономических, социальных задач, а именно: изменения в подходе к ценообразованию, ориентацию производства на реальный спрос, развитие прямых межхозяйственных связей, повышение технического уровня производства, диверсификацию производства, развитие новых видов услуг.

На предприятии изменяются и значительно усложняются внутрихозяйственные взаиморасчеты, так как внутри крупного предприятия отдельные производства будут вести собственные расчеты стоимости выпускаемой продукции. Таким образом, в основу хозяйственной деятельности предприятия должен быть положен внутрихозяйственный расчет, который постоянно пытались привить сверху, но в условиях директивного планирования он продолжал оставаться формальным. В настоящее время он постепенно становится реальным. Продолжительность переходного периода зависит как от сложности производственного процесса на предприятии, так и от общего хода.

Многие торговые предприятия, выросшие и окрепшие на внутреннем рынке, пробуют свои силы во внешнеэкономической деятельности.

Это развитие происходит, несмотря на множество противодействующих факторов:

·несовершенство гражданского законодательства;

·нестабильность экономики;

·коррупцию.

Именно успешно развивающая торговля повергла многих людей в сферу бизнеса - только кто-то удачно движется по течению, а кого-то настигло разочарование. Возникает вопрос почему, от чего зависит успешный бизнес. Успех каждого предприятия, каждой фирмы в большей степени зависит от эффективности решений и действий, осуществляемых этим предприятием. А именно от успеха предприятия зависит, какую прибыль получит владелец. Ведь именно деньги значат в нашей жизни многое. Они являются не только средством к существованию, но и способом самореализации человека. А успех зависит от того, какое место займет фирма на рынке, что она предложит обществу и в каких количествах. Это должны быть четко отработанные действия, эффективно налаженная производственная программа.

Объектом исследования, является супермаркет "Тихий Дон", занимающийся розничной торговлей, действующий на рынке с конца ноября 2002 года . Юридический адрес предприятия: улица Береговая, 10. Супермаркет " Тихий Дон " представляет собой уникальный торговый комплекс- на площади свыше 1500 квадратных метров с ассортиментом более 35 тысяч наименований продукции.

Супермаркет " Тихий Дон" джействует как общество с ограниченной ответственностью, учрежденное несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенного учредительнными документами; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Супермаркет "Тихий Дон" представляет следующие виды услуг:

·реализация продуктов питания и товаров различной необходимости;

·услуга по изготовлению продукции по заказам потребителей, в том числе в сложном исполнении, изготовление блюд на любой вкус;

·Единая служба заказов и доставки (позвонив по телефону можно заказать необходимые продукты питания (в том числе различные шашлычные блюда по цене супермаркета, а водитель в одночасье совершенно бесплатно доставит заказ на дом или в офис)).

·Интернет-магазин;

·предоставляет процентные скидки для покупателей (именные, накопительным взносом);развития процессов рыночной экономики в стране.

Актуальность выбранной темы дипломной работы состоит в том, что она раскрывает вопросы, интересующие предпринимателей, которые необходимы для успешной коммерческой деятельности, ведь каждый предприниматель стремится выжить в сложившейся рыночной кризисной обстановке, получая прибыль. Только при четко налаженном процессе производства, использовании производственных и торговых площадей, рабочего времени можно ожидать максимальных результатов.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Сущность, структура и показатели производственной программы

Важнейшим разделом тактического плана предприятия является производственная программа предприятия, план производства и реализации продукции.

Производственная программа предприятия представляет собой развернутый или комплексный план производства и продажи продукции, характеризующий годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска требуемых рынком товаров и услуг. В рыночных условиях основу плана производства на различных предприятиях составляют заключенные договоры с потребителями, имеющийся портфель заказов и существующая потребность в товарах, а также действующие законы спроса и предложения на продукцию, работы и услуги. Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям продаж. Она обуславливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте. Этот раздел тесно связан с планом по труду и заработной плате, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности, финансовым планом.

Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе государственного заказа; заказов потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.

Производственная программа состоит из двух разделов:

·план производства продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении;

·план производства в стоимостном выражении.

План производства продукции в натуральном выражении содержит показатели выпуска продукции определенной номенклатуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах. Для измерения объемов производства в натуральном выражении используются такие показатели: штуки, тонны, квадратные, погонные, и кубические метры. На отдельных предприятиях применяются двойные измерители. Например, производство тканей может планироваться в погонных и квадратных метрах; бумаги- в тоннах и квадратных метрах; труб- в тоннах, погонных метрах. Применение двойных измерителей позволяет в плане более полно охарактеризовать физический объем производства и потребительские свойства продукции.

При планировании одинаковых по назначению видов продукции, имеющих разные потребительские свойства, применяются условно-натуральные единицы измерения.

На предприятиях, изготавливающих один вид продукции, различающейся мощностью, габаритами или трудоемкостью используются условные, условно-натуральные измерители

Планирование производства и продаж продукции в натуральном выражении дает возможность согласовать выпуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями предприятия, потребностью в ресурсах, необходимых для ее производства. Однако натуральные измерители не позволяют определить общий объем и структуру производства многопрофильных диверсифицированных предприятиях, рассчитать издержки, доход и прибыль предприятия от реализации продукции в стоимостном выражении.

План производства продукции в стоимостном выражении содержит следующие показатели: реализованная продукция (валовой доход); товарная продукция; валовая продукция.

Основным стоимостным показателем этого раздела плана является реализованная продукция (валовой доход). Реализованной считается продукция, оплаченная покупателем или сбытовой организацией, готовые товары или товарная продукция, запасные части и полуфабрикаты, работы и услуги, предназначенные для удовлетворения потребностей покупателей. Готовая продукция включает полностью изловленные изделия и выполненные работы, соответствующие стандартам, техническим условиям, рабочим чертежам, договорам с потребителями , требованиям заказчиков, показателям качества. Кроме того, она служит основой формирования производственной программы предприятия, организаций, фирм и корпораций. Ее объем как стоимость предназначенных к поставке по плану и подлежащих оплате заказчиком готовых изделий и полуфабрикатов собственного производства , запасных частей всех видов и назначении, товаров народного потребления, выполняемых работ и оказываемых услуг, реализуемых в соответствии с хозяйственными договорами с потребителями продукции или через собственную сбытовую сеть.

Плановый объем реализованной продукции (Пр) в стоимостном выражении рассчитывается по формуле

Пр= ∑(Птi ±Опсi±Опоi)

(1.1.)

где Пр- плановый объем реализованной продукции;

Птi- объем товарной продукции i-го вида в оптовых ценах предприятия; Опсi- изменение остатков готовой продукции i-го вида на складе предприятия на начало и конец планируемого периода;

Опоi- изменение готовой продукции i-го вида , отгруженной, но не оплаченной потребителем на начало и конец планируемого периода

Реализованная продукция характеризует валовой доход предприятия (Дв) в планом периоде. Он определяется как произведение цены на количество проданных единиц изделий (услуг).


Дв = Пр = ∑Двi ;

Двi= Цi *Опi , (1.2.)

где Двi– валовой доход предприятия от реализации i-го вида продукции;

Цi- цена единицы i-го вида продукции (оптовая, договорная);

Опi-планируемый объем продаж i-го вида продукции ( i=1,2,3...,n)в натуральном выражении

Пр- плановый объём реализованной продукции.

Кроме валового дохода в плане может также предусматриваться средний доход. Эта величина денежных средств, получаемых предприятием от продажи одной единицы продукции или услуги. Величина среднего дохода (Дсi) определяется отношением общей выручки от реализации I-го вида продукции на количество проданных единиц изделий:

Дсi =Дв /Опi (1.3.)

где Дсi- в величина среднего дохода;

Дв -валовой доход предприятия;

Опi-планируемый объем продаж i-го вида продукции ( i=1,2,3...,n)в натуральном выражении

В условиях, когда в планируемом периоде предусматривается изменение отпускных цен, средний доход представляет собой не что иное, как среднюю цену, то есть Дсi= Цi

Товарная продукция включает стоимость: запланированных к выпуску готовых изделий ; полуфабрикатов, комплектующих деталей и сборочных единиц, предназначенных для реализации на сторону по кооперированным поставкам, капитального ремонта, выявленного собственными силами, а также изделий и запасных частей, изготовленных для капитального ремонта, капитального строительства и собственных непромышленных хозяйств предприятия, инструментов и приспособлений для собственного производства.

Товарная продукция выражается в оптовых ценах предприятия и в сопоставимых ценах. Первые используются для увязки плана производства с финансовым планом; вторые - для определения темпов, динамики и изменения структуры производства.

Товарная продукция характеризует объем произведенной готовой продукции и используется для расчета затрат на производство, финансовых результатов, рентабельности и других показателей эффективности производства.

Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство. Она обычно оценивается в сопоставимых ценах.

Объем валовой продукции (Пв) рассчитывается по формуле:

Пв=Пт + (Нк - Нн) + (Ик - Ин), (1.4.)

где Нк, Нн- остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового периода соответственно;

Ик , Ик - остатки инструментов и приспособлений собственного производства на конец и начало планового периода.

Изменение остатков производства в составе валовой продукции планируется при значительном увеличении объема производства в планируемом периоде по сравнению с отчетным , снятие с производства отдельных видов продукции, создание задела при переходе на выпуск новых изделий со значительной длительностью производственного цикла.

На предприятиях пищевой промышленности валовая продукция по своему составу совпадает с товарной. Валовую продукцию следует отличать от валового оборота, под которым понимается сумма стоимости продукции всех подразделений.

Показатели товарной и валовой продукции имеют один общий недостаток - они дают искаженное представление о собственном вкладе предприятия в конечный результат деятельности. Более эффективную картину о масштабах производства дают показатели чистой и условно-чистой продукции.

Чистая продукция характеризует вновь созданную на предприятии стоимость. В нее входят издержки предприятия на приобретения сырья, материалов, топлива, энергии и т. п., а также амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость продукции.

В состав чистой продукции включаются расходы на оплату труда с начислениями на заработную плату и прибыль предприятия.

Плановый объем чистой продукции (Пч) рассчитывается по формулам:

Пч = Пр – МЗ - Оа,

Пч = ЗП + Пб, (1.5.)

где МЗ - материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции;

Оа - амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов;

ЗП - заработная плата с начислениями на нее;

Пб - прибыль от реализации продукции.

Условно-чистая продукция (Пу) в отличие от чистой содержит амортизацию и рассчитывается по формулам:

Пу = Пр + МЗ,

Пу = ЗП + Пб+ Оа. (1.6.)


Показатели чистой и условно-чистой продукции служат для анализа структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда.

Планируемые показатели номенклатуры и годового объема выпуска продукции должны соответствовать среднегодовой величине предложения базового предприятия, фирмы или цеха.

В процессе разработки производственной программы цеха или предприятия возникает необходимость принятия оптимальных плановых решений. Под оптимальным решением обычно понимается достижение в заданных условиях максимальных результатов или минимальных издержек производства.

В условиях многопродуктового производства помимо четырехсекторной матрицы необходимо использовать девятисекторные модели. Как нам представляется, на российских предприятия в условиях экономической неопределенности, производственной нестабильности и финансовой неустойчивости могут быть использованны и более широкие матрицы типа "эффект - выпуск". На рис. представлена рекомендуемая модель ранжирования 25 видов товаров по системе показателей "рентабельность- доля рынка". Ранги на графике расставлены по критерию максимизации рентабельности того или иного изделия и его доли на рынке.


При разработке производственной программы также необходимо обеспечить максимальный совокупный доход, высокую финансовую устойчивость и платежеспособность каждого предприятия. Это предполагает отбор и включение в план производства наиболее конкурентоспособных и высокодоходных товаров. В американских корпорациях для этого применяется матрица БКГ, предусматривающая различное сочетание четырех основных товаров ("звезда", "корова", "собака" и "кошка"), имеющих наивысшие темпы роста и долю на рынке и, как следствие, дающих фирме наибольший эффект. Вместе с тем научный анализ и передовой опыт показывают, что данная матрица не является универсальной, а поэтому в конкретных условиях следует применять другие варианты выбора, отличающиеся от стандартной стратегии модели БКГ. Так, на японских фирмах в случае индивидуализированных продуктов разница между "звездой", "коровой" и "собакой" небольшая, а эффективность последний двух не всегда низкая. Кроме того, имеется много продуктов и хозяйственных подразделений, относящихся к группам "корова" и "собака", функциональные характеристики которых выгоднее улучшать, чем сворачивать производство.

Во-первых, продукты группы "звезда" обладают наибольшей эффективностью в отношении таких показателей, как рентабельность и ликвидность, а поэтому фирма должна иметь как можно больше подобных товаров независимо от степени диверсификации или специализации.

Во-вторых, у предприятия должны быть товары группы "звезда" в качестве центральной опоры своей производственной и финансовой деятельности, поддерживающий выпуск других продуктов.

В-третьих, если компания имеет возможность модифицировать свой продукт, она должна быть в состоянии повысить рентабельность и ликвидность, даже если он относится к "собачьей" групп

В-четвёртых, модель диверсификации и матричная модель "рост- доля рынка" могут дополнять друг друга. Специализированное производство может расти, если продукт не исчерпал своего развития и его доля велика на соответствующем рынке.

1.2 Методика планирования производственной программы

Производственная программа формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся производственных возможностей. Проблема состоит в том, что производственные возможности предприятия могут быть больше или меньше запланированного объема продаж.

Фактором производства, который чаще всего определяет возможности предприятия, является производственная мощность предприятия. Поэтому если производственная мощность больше объема продаж, то имеет место неполное использование (недогрузка) мощности, что, в свою очередь приводит к завышенным издержкам на производство продукции. Если же производственная мощность, наоборот, будет меньше объема продаж не может быть выполненным и необходимо либо увеличивать производственную мощность, либо уменьшать объем продаж. В этой связи производственная программа служит инструментом согласования возможного объема продаж с производственной мощностью предприятия в плановом периоде.

Производственная программа не только устанавливает объем выпуска конечной продукции, но и является основой для расчета планов производства структурных подразделений (цехов, корпусов, производств, участков, поточных линий) помимо объемов товарной продукции, необходимой для обеспечения плана продаж, учитывается также необходимость изменения цеховых и межцеховых заделов незавершенной производственным процессом продукции.

Задания по выпуску конечной продукции цехами последнего технологического передела, как правило, устанавливаются на уровне производственной программы предприятия. Что касается заданий промежуточным цехам, участвующим в изготовлении промежуточной продукции, то они могут быть больше показателей производственной программы, в случае если планируется увеличение межцеховых заделов, или менее производственной программы, если предусматривается их уменьшение.

Поэтому планирование производственной программы основными подразделениями предприятия производится обратно ходу технологического процесса. Объемы производства по цехам планируются исходя из плановой себестоимости одного изделия или по планово-расчетным внутрипроизводственным ценам.

На небольших предприятиях производственная программа цехов рассчитывается в натуральных или условно-натуральных показателях, на средних и крупных предприятиях, у которых имеется внутрипроизводственный хозрасчет,- в стоимостных и натуральных показателях.

Производственная программа предприятия рассчитывается с разбивкой заданий по кварталам, а в квартальных по месяцам. В планах структурных подразделений задания производственной программы могут подразделяться по более коротким периодам.

Разработка производственной программы является наиболее сложным процессом, поскольку в нем приходится согласовывать и учитывать огромное число различных факторов.

В условиях рыночной неопределенности могут применяться различные методы составления производственной программы:

·уровневое прогнозирование;

·последовательное принятие плановых решений;

·создание ситуационных планов, линейное программирование;

·диверсификация продуктов и рынков;

·повышение конкурентоспособности продукции и другое.

Наиболее простой путь уменьшения неопределенности в планировании предполагает расширение рыночной информации о потребителях и конкурентах, о спросе и предложении и т.д. Уровневое прогнозирование представляет процесс предвидения ожидаемого объема продаж и прибыли по трем точкам: максимальный, вероятный, минимальный. Оно обладает многообразными достоинствами:

1) помогает увеличить число плановых альтернатив и подготовиться к возможным отрицательным последствиям;

2) представляет плановикам-экономистам реальное значение показателей, что позволяет избежать составления недостаточно обоснованных проектов;

3) способствует разработке системе раннего предупреждения или ситуационных планов, чтобы предотвратить снижение плановых и фактических показателей деятельности предприятия.

Ситуационное планирование считается довольно новым методом планирования, широко распространенным на американских фирмах и в компаниях. Процесс ситуационного планирования выполняется обычно в таком порядке

1) устанавливаются ключевые факторы среды, влияющие на планируемые результаты деятельности предприятия. В качестве критериев для отбора показателей используются как масштабы возможного воздействия на производство, так и вероятность возникновения самого процесса;

2) составляется нормативный план, исходящий из наиболее вероятного допущения комплексного воздействия системы производственных факторов на планируемый результат. Он становится главным компонентом разработки комплексного всеобъемлющего плана производственной деятельности всей организации;

3) отбирается для каждого продукта несколько определяющих или основных допущений, отличных от наиболее вероятной ситуации, и составляется автономный план, который не входит в комплексный. Ситуационный план не разрабатывается в деталях, он предписывает, что должен делать каждый исполнитель в той или иной ситуации и каких последствий можно ожидать при их наступлении;

4) определяется ситуация перехода к данному плану в процессе текущей производственной деятельности, уточняется точка или момент переключения с нормального плана действий на ситуационный, предусмотренный при возникновении непредвиденных обстоятельств.

Разработка производственной программы осуществляется в три этапа:

1) составление годового производственного плана для всего предприятия;

2) определение или уточнение на основе производственной программы приоритетных целей на плановый период;

3) распределение годового плана производства по отдельным структурным подразделениям предприятия или исполнителям.

В зависимости от таких факторов, как форма собственности и уровень управления, размеры и структуры предприятия, место возникновения и выполнения плановой стратегии и других, могут применяться три основных схемы планирования производственной программы: "снизу вверх", или децентрализованно, "сверху вниз", или централизованно, и во взаимодействии, или интерактивно. Планирование снизу вверх означает, что производственный план составляется на нижнем уровне управления, и подразделениях и ценах предприятия. При планировании сверху вниз планы разрабатываются на уровне корпорации в целом и служат для хозяйственных подразделений основой оперативного планирования. Интерактивное планирование предусматривает тесное взаимодействие между высшим руководством фирмы, плановым отделом и всеми оперативными подразделениями и функциональными службами.

Основными задачами анализа выполнения плана в отчетном и предшествующему плановому периоду являются:

·проверка выполнения плана выпуска и реализации продукции по всем стоимостным, натуральным и, условно-натуральным и стоимостным показателям;

·изучение причин положительно и отрицательно влияющих на выполнение плановых показателей;

·выявление резервов дальнейшего роста и повышение эффективности производства;

·разработка мероприятий по использованию резервов, выявленных в ходе анализа, и условий увеличения объема выпуска продукции и повышение ее качества;

·установление календарных сроков внедрения отдельных мероприятий,

·назначение подразделений и должностных лиц, ответственных за их выполнение, а также определение эффективности этих мероприятий.

Анализ объема производства начинается с исследование динамики товарной и валовой продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Анализ плана по номенклатуре базируется на сравнении фактического и планового объема продукции по изделиям. Особое внимание должно удалятся продукции, включенной в государственный заказ. Оценка выполнения плана по ассортименту может осуществляться:

·по способу наименьшего процента (позиция номенклатуры, имеющая наименьший процент выполнения плана);

·по удельному проценту в общем перечне наименований продукции, по которому выполнен план производства,

·с помощью среднего процента, который рассчитывается делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый объем выпуска (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная производственной программой, в выполнение плана по ассортименту не засчитывается).

При этом должны быть выявлены внутренние и внешние причины невыполнение плана по ассортименту.

Неравномерность выполнения плана по отдельным номенклатурным показателям приводит к изменению структуры производственной программы, то есть соотношение отдельных видов продукции в их выпуске. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостном измерении, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность и другое.

Влияние структуры производства на изменение стоимости выпущенной продукции можно оценить с помощью метода средневзвешенной цены. Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции , а затем- при плановой. Разность между ними умножается на фактический объем продукции в натуральном выражении, или взять разность между уровнями выполнения плана производства продукции в стоимостном и натуральном выражении и умножить ее на запланированный выпуск товарной продукции в стоимостном выражение.

Важное значение при анализе производственной программы отводится анализу ритмичности производства . Ритмичность характеризует равномерность выпуска продукции, установленную планом производства. Для измерения ритмичности выпуска продукции используется коэффициент ритмичности , определяемый делением суммы фактически выпущенной продукции, которая засчитывается в выполнение плана, на плановый выпуск продукции за анализируемый промежуток времени. При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается фактический выпуск продукции, но не превышающий уровень плана.

Кр = ∑ Азi / ∑ Апi (1.7.)


где Кр-коэффициент ритмичности;

Азi– фактический выпуск продукции, зачтённый в выполнение плана;

Апi – плановый выпуск продукции за i-й период в натуральном или стоимостном выражении.

Для оценки ритмичности может также рассчитываться коэффициент аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день, неделю, декаду, месяц (без учета знака).

Коэффициент аритмичности - показатель, обратный коэффициенту ритмичности. Чем ритмичнее работает предприятие, тем выше должен быть коэффициент ритмичности и меньше коэффициент аритмичности (в пределах от 0 до 1).

Оценка ритмичности позволяет не только судить о равномерности производства продукции, что является важнейшим условием выполнения плана продаж, но и подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой.

Резервы роста объемов производства на основе повышения ритмичности можно рассчитать разными методами. Наиболее простой - как разность между плановым (∑Апi) и зачтенным (∑Азi) выпуском продукции за анализируемый период, или разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства в анализируемом периоде.

Заканчивается анализ на данном этапе оценкой качества продукции. Она может проводиться по следующей системе показателей:

·обобщающие показатели (удельный вес новой сертифицированной продукции в общем выпуске, удельный вес конкурентоспособной продукции);

·единичные и комплексные показатели, характеризующие свойства продукции (полезность, надежность, технологичность);

·косвенные показатели (потери от брака, штрафы и пени за некачественную продукцию, затраты на устранение рекламаций

В процессе анализа необходимо изучить динамику этих показателей, оценить выполнение плана по их уровню, выявить причины их изменения и влияние качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия (выпуск товарной продукции, выручка от реализации продукции и прибыль).

Для обобщенной оценки качества продукции применяются различные методы. Наиболее часто используются следующие.

Балльный метод, сущность которого состоит в расчете средневзвешенного балла качества продукции. Процент выполнения плана по качеству определяется путем сравнения фактического и планового его уровня.

По продукции, качество которой определяется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства; средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:

а) отношением количества продукции первого сорта к общему выпуску;

б) отношением стоимости продукции всех сортов к этому же объему продукции по цене первого сорта:

Ксорт= ∑ (Аi* Цi) /(А * Ц1с) (1.8.)

где Аi – товарная продукция i- го сорта в натуральном выражении;

Цi – цена единицы продукции;

Ц1с– цена единицы продукции первого сорта.

Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу аттестованной (сертифицированной продукции), удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.

Всесторонний анализ выполнения плана производства продукции позволяет выявить резервы роста объемов роста производства и наметить мероприятия по их реализации, которые могут быть сгруппированы в следующие разделы:

·создание, освоение новой и повышение качества выпускаемой продукции;

·капитальный ремонт и модернизация основных фондов;

·внедрение прогрессивной технологии, механизация и автоматизация труда;

·научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

·технико-экономические уровни выпускаемой продукции и производства;

·технико-экономические результаты внедрения мероприятий.

1.3 Методика анализа эффективности производственной программы

После достижения баланса между производственной мощностью и проектом программы дается экономическая оценка проекта плана производства. Известно, что с изменением объема производства и реализации продукции изменяются совокупные издержки предприятия, доход и прибыль. При небольших объемах выпуска издержки превышают величину дохода и предприятие, как правило, несет убытки. По мере увеличения объемов производства рост совокупных издержек начинает отставать от роста совокупного дохода и разность между доходом и издержками (прибыль) становится положительной величиной. Затем тенденция изменяется: рост издержек начинает опережать рост совокупного дохода.

Нулевое значение прибыли достигается при двух объемах производства, в которых совокупные издержки и совокупный доход от реализации продукции равны. Эти объемы производства называются критическими . Любой объем выпуска продукции, находящийся между ними, позволяет предприятию получать прибыль от реализации продукции, а находящийся за их пределами - приносит убытки. В практике планирования эти объемы производства получили название "точек безубыточности".

В процессе обоснования производственной программы, необходимо проверить, находится ли планируемый объем производства в пределах точек безубыточности. Для этого делается укрупненный расчет постоянных и переменных издержек, совокупного дохода от реализации продукции и прибыли для различных объемов производства, и по ним рассчитываются критические объемы, с которыми сравнивается планируемый объем производства.

Наиболее распространенным методом экономического обоснования мощности является анализ критической точки.

Анализ критической точки предназначен для обоснования мощности путем отбора и идентификации объема выпуска с наименьшими затратами. Целью анализа является нахождение точки (в денежных единицах или единицах продукции), в которой затраты равны доходу; эта точка является критической точкой( точкой безубыточности). Анализ критической точки требует оценки постоянных затрат и дохода. Постоянные затраты - этозатраты , которые существуют даже если ничего не производится. Переменные затраты - это затраты, которые варьируются с изменением объема производства. Главная компонента в переменных затратах- это затраты труда или материалов.


Важным элементом анализа критической точки является функция дохода. Когда функция дохода пересекает линию общих затрат, это и есть критическая точка, от которой область прибыли лежит вправо, а область убытков влево.

Эффективность принимаемого плана оценивается также путем определения фондоотдачи (отношение стоимости товарной продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов), фондоемкости (обратный показатель фондоотдачи), рентабельности (отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных и оборотных средств), капитальных удельных вложений на один рубль прироста продукции.

Кроме того, рассчитывается относительная экономия основных фондов (Эоф) по формуле

Эоф=ОПФп-ОПФо*Jпт (1.9.)

где ОПФп, ОПФо- среднегодовая стоимость основных производственных фондов соответственно в отчетном (предплановом) и плановом году;

Jпт- индекс роста объема товарной продукции в плановом году.

На изменение уровня фондоотдачи оказывает влияние ряд факторов. Анализу подвергаются наиболее важные из них: изменение фондоотдачи активной части фондов; изменение доли активной части фондов в общей их сумме. Общая величина изменения фондоотдачи (∆ФО) за счет указанных факторов определяется по формуле

∆ФО=∆ФОуд +∆ФОакт (1.10.)

где ∆ФОуд - изменение фондоотдачи за счет изменения удельного веса активной части основных производственных фондов планового периода по сравнению с отчетным, руб;

∆ФОакт — изменение фондоотдачи активной части, руб.

∆ФОуд =(Уапао ).ФОАО (1.11.)

где Уа , Уа -удельный вес (коэффициент) активной части фондов соответственно в отчетном и плановом периодах;

Ф0а -фондоотдача активной части основных производственных фондов в отчетном периоде, руб.

∆ФОакт =(ФОап -ФОаоап (1.12.)

где ФОа -фондоотдача активной части основных производственных фондов в плановом периоде, руб.; Уап - удельный вес (коэффициент) активной части основных производственных фондов в плановом периоде.

Чтобы рассчитать, как повлияло изменение фондоотдачи на увеличение выпуска продукции, необходимо изменение фондоотдачи ОПФ за счет каждого фактора умножить на фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов.

С целью более глубокой оценки производственной программы может анализироваться изменение фондоотдачи активной части фондов в зависимости от следующих факторов: изменения структуры оборудования; изменения времени работы оборудования; изменения производительности и интенсивности работы оборудования в планируемом периоде.

Эффективность производственной программы характеризуют рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность капитала.

Рентабелъностъ продукциии ) (окупаемость издержек) рассчитывается путем отношения валовой (Пв ) или чистой прибыли (Пч ) к сумме затрат по реализованной или товарной продукции (С):

Ри = Пв ∕ С (1.13.)

Рентабелъностъ продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции на сумму полученной выручки (Вр ):

Рп = Пв ∕ В (1.14.)

Рентабелъностъ (доходность) капитала исчисляется отношением прибыли к среднегодовой стоимости основного и оборотного производственного капитала

Уровень рентабельности производственной деятельности зависит от трех основных факторов:

·изменения структуры производственной программы планового года по сравнению с отчетным;

·изменения себестоимости;

·цен реализации.

В процессе анализа необходимо выявить влияние на уровень рентабельности перечисленных факторов.

После всестороннего анализа проект производственной программы утверждается и доводится до структурных подразделений предприятия. Структурные подразделения на основе производственной программы предприятия разрабатывают планы производства цехов, корпусов, участков и других подразделений, после чего оценивают свою готовность к выполнению производственной программы. С этой целью по каждому рабочему месту проводится расчет загрузки оборудования.

Утвержденный вариант производственной программы оформляется по форме таблиц Предметом планирования выполнения производственной программы является метод изготовления и тип производства. Основная задача данного этапа состоит в том, чтобы задание производственной программы предприятия довести до всех структурных подразделений ( цехов, участков, рабочих мест) и организовать их выполнение. Эта задача решается средствами оперативного- календарного планирования, которое является неотъемлемой частью тактического планирования предприятия.

После экономической оценки проекта плана производства производится анализ производственной мощности предприятия. Мощность- это максимально возможный выход системы за определенный период. Производственная мощность определяет норму выхода производства, такую как максимально возможный объем выпуска продукции определенного наименования (номенклатуры) за календарный период (неделю, месяц или год). Производственная мощность как возможность производить определенную продукцию предполагает наличие на предприятии или в его подразделении соответствующих производственных ресурсов: оборудования, площадей, персонала, материалов и т.д. Именно имеющийся на предприятии или в подразделении набор ресурсов данного состава и объема, определенным образом взаимосвязанных в пространстве и времени, определяет возможность выпуска конкретной продукции в установленном объеме.


В рыночной экономике основным ограничением планируемых объемов производства товаров и услуг служит редкость ресурсов. Вследствие большой редкости экономических ресурсов и предела, который они ставят перед всякой производственной деятельностью, объем производства на каждом предприятии ограничивается многочисленными факторами. Для всех видов выпускаемых продуктов и применяемых ресурсов существует кривая производственных возможностей.


Каждая из точек на этой кривой представляет максимальный объем производства двух продуктов. Чтобы осуществить наилучшие варианты производства двух товаров на предприятии, необходимо обеспечить полную занятость всех имеющихся ресурсов. Конкретным выражением производственных возможностей каждого предприятия служит его производственная мощность .

Под производственной мощностью предприятия понимается максимально-возможный выпуск продукции за определенный период в определенных количественных соотношениях и номенклатуре и ассортименте, предусмотренном планом продаж, при плановом использовании производственного оборудования и площадей, с учетом прогрессивной технологии, передовой организации труда и производства. Она характеризует максимально возможный годовой объем выпуска продукции, работ и услуг в запланированной номенклатуре при полном использовании всех имеющихся экономических ресурсов на основе прогрессивной технологии, передовых форм и методов организации труда и производства.

Производственная мощность определяет уровень производства продукции, товаров и услуг, степень сдерживания объема выпуска или верхний предел продаж продукции. В конечном итоге производственная мощность означает способность предприятия производить свою продукцию в течение заданного периода рабочего времени. Верхний ее предел обусловлен наличием производственных площадей, технологического оборудования, трудовых ресурсов, материала и капитала. Производственная мощность может быть выражена в единицах продукции, массы товаров, линейных величинах, рублях, человеко- часах и других показателях.

Для управления мощностью в условиях колебаний спроса важно выделение в составе набора производственных ресурсов двух составляющих - постоянной и переменной. Постоянная составляющая - персонал и материалы. При изменении спроса возникает потребность в адекватном изменении объема выпуска, что требует изменения всех видов производственных ресурсов. Постоянная составляющая остается неизменной на протяжении длительного периода и не может быть увеличена в краткосрочный период, если часть ее не была заранее зарезервирована. В связи с этим управление производственной мощностью предполагает принятие как стратегических, так и тактических и оперативных решений.

Стратегические решения о производственной мощности связаны с планированием и обоснованием ее экономически целесообразного размера на долгосрочный период на основе прогноза максимального спроса. Такие решения принимаются, как правило, при строительстве новых, расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующих цехов, производств, предприятий, их перепрофилировании и реорганизации. Решения такого рода носят долгосрочный характер, сопряженны со значительными единовременными затратами видов ресурсов и требуют привлечения крупных инвестиций. Принятые на этом этапе решения о размере производственной мощности уставливают верхний предел объема выпуска продукции и нижний предел текущих производственных издержек ( рентабельности производства).

Тактические решения связаны с планированием загрузки имеющихся (созданных ) производственных мощностей при удовлетворении спроса в среднесрочном и краткосрочном периоде, когда прогнозы текущего спроса более точны и имеются конкретные заказы потребителей. Такие решения принимаются при агрегатном планировании производственных потребностей ресурсов, составлении краткосрочных расписаний работ.

Оперативные решения связаны с учетом фактической загрузки и состояния отдельных элементов производственных мощностей, контролем их соответствия плановым значениям и регулированием путем перераспределения отдельных работ в режиме реального времени. Подобные решения составляют содержание производственного диспетчирования. В рамках производственного планирования решается задача полного удовлетворения запросов потребителей при эффективном использовании всех видов производственных ресурсов, что предполагает достижение баланса между степенью загрузки мощностей и степенью удовлетворения спроса. Поддержание объема выпуска продукции на постоянном уровне независимо от колебаний спроса возможно, если запасы, накапливаемые в периоды малого спроса, удается полностью реализовать в периоды высокого . Но накопление запасов, особенно в таких размерах, обычно экономически не целесообразно, в сервисе - вообще невозможно. Возникает необходимость в текущем регулировании выпуска в соответствии с колебаниями спроса, что возможно только в ограниченных пределах: путем приема временного персонала, использования сверхурочных работ, закупок, субконтрактов и других мер, доступных при агрегатном планировании производства.

Количество и состав производственного оборудования, площадей, штатного персонала, места географического размещения заводов, застройку их территорий, планировку цехов и расстановку оборудования достаточно сложно и экономически не целесообразно изменять часто и на короткое время, приспосабливаясь к текущему состоянию спроса. Поэтому реакция производства на частые и краткосрочные изменения спроса заключается прежде всего в соответствующем регулировании загрузки имеющихся мощностей. При этом неизбежны временные потери как от недогрузки мощностей, когда спрос ниже уровня мощности, когда спрос ниже уровня мощности, так и от упущенной выгоды, когда спрос выше уровня мощности. Общие потери можно минимизировать, определив соответствующий этому минимуму уровнь мощности.

Мощности определяются наличием производственных ресурсов, поэтому могли измеряться в единицах имеющегося оборудования, площадей рабочей силы, материалов. Но спрос обычно изменяется в единицах товаров (работ, услуг). Поэтому производственная мощность как максимально возможный объем производства в условиях его ориентации на спрос тоже должна измеряться в единицах товаров (работ, услуг).

При производстве товара одного наименования измерение мощности может быть прямым: это максимальное число единиц, которое может быть произведено предприятием или подразделением за определенный период. При производстве товаров многих наименований с использованием различных технологических процессов разной производительности измерение мощности в единицах товаров становится невозможным. В этих случаях универсальной единицой измерения мощности, применимой ко всем выпускаемым товарам и используемым процессам, служит рабочее время, затрачиваемое на производство продукции. Принято различать теоретическую, практическую, нормальную и другие виды производственная мощности.

Теоретическая производственная мощность представляет собой объем хозяйственных операций, который может быть достигнут в идеальных условиях работы с минимально возможными отрицательными результатами. Это максимально возможный выход продукции, называемой паспортной производственной мощностью предприятия.

Практическая производственная мощность определяет наивысший уровень производства, который достигается при сохранении приемлемой степени эффективности с учетом допустимых или неизбежных потерь рабочего времени, связанных с ремонтом оборудования и режимом работы предприятия.

Нормальная производственная мощность характеризует средний уровень хозяйственной деятельности, достаточный для удовлетворения спроса на производимые предприятием товары и услуги в течении ряда лет с учетом сезонных и циклических колебаний спроса, тенденций его роста или сокращения.

Плановая производственная мощность соответствует годовой нормальной производственной мощности предприятия.

Также различют проектируемую, ожидаемую и нормативную мощность. Проектируемая мощность - это максимум мощности, который может быть достигнут в идеальных условиях. В реальных условиях практически невозможно достигнуть 100% проектируемой мощности. Поэтому предприятия оперируют ожидаемой мощности , которая обычно составляет около 92% от проектируемой. Отношение ожидаемой мощности к проектируемой в процентах называют эффективностью мощности. Большинство предприятий в действительности оперируют мощностью еще в меньшем размере, чем ожидаемая, так как предпочитают иметь определенный резерв можности. Эта нормативная мощность , используемая в плановых расчетах. Для определения нормативной мощности применяется коэффициент использования мощности, представляющий собой отношение действительного выхода системы к ожидаемой мощности ( в процентах). Нормативная мощность определяется как произведение проектируемой мощности, эффективности и коэффициента использования мощности. Нормативная мощность не можеть быть выше проектируемой мощности, так как эффективности и коэффициент использования мощности не могут превышать единицу.

Расчет производственной мощности предприятия является важнейшим этапом обоснования производственной программы и его подразделений, а также для выявления резервов использования основных производственных фондов предприятия. На основе расчетов производственной мощности выявляются внутрихозяйственные резервы роста производства, устанавливаются объемы выпуска продукции и определяется потребность в увеличении производственных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции и расширения действующих и строительства новых мощностей.

При расчете мощности принимаются во внимание следующие факторы:

1 структура и величина основных производственных фондов;

2 качественный состав оборудования, уровень физического и морального износа;

3 передовые технические нормы производительности оборудования, использование площадей, трудоемкости изделий, выход продукции из сырья;

4 прогрессивность применяемых технологических процессов;

5 мощности специализации;

6 режим работы предприятия,

7 уровень организации производства и труда;

8 фонд времени работы оборудования;

9 качество сырья и ритмичность поставок.

В условиях рынка руководство предприятий и фирм может устанавливать в процессе текущего планирования верхний предел производственной мощности, принимая во внимание существующие технические, экономические и социальные факторы. Верхняя граница производственной мощности предприятия определяется на рынке внутренними, а не внешними факторами.

Основной задачей предприятий в современных условиях является подъем производства и насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией. Ее успешное осуществление предполагает не только полную экономическую свободу производителей и самостоятельность предприятий в планировании производственно- финансовой деятельности, но и свободный доступ ко всем производственным ресурсам, а также соответствующий платежеспособный спрос, доступные цены и тарифы на товары, работы и услуги.

К важнейшим экономическим ресурсам, широко используемых в процессе производства товаров, выполнения работ и оказания услуг на предприятии всех форм собственности, относятся в первую очередь средства производства и предметы труда. Как известно, на предприятии величина этих производственных ресурсов ограничена множеством различных факторов и показателей. Следовательно, планирование производственной программы должно основываться на полном использовании всех видов ресурсов предприятия, главным из которых являются применяемые технологические машины и материалы. Полное использование технологического оборудования означает соответствие планируемой производственной программы предприятия или подразделения его производственной мощности.

Правильное планирование производственной мощности имеет важное значение не только в рациональном использовании ресурсов, но и в стабилизации производства и насыщении рынка необходимыми товарами. В рыночных условиях производственная мощность по своему существу определяет годовой объем предложения предприятия, учитывающий наличие и использование ресурсов, уровень и изменение действующих цен и другие факторы.

Производственная мощность и предложение характеризуют существующую на предприятии технологию и организацию производства, состав и квалификацию персонала, а также динамику их роста и перспективы развития. Являясь величиной динамичной, производственная мощность должна быть сбалансирована с производственной программой, или необходимо достижение равновесия между спросом и предложением на продукцию и услуги. Производственная мощность устанавливается на начало планового периода (входная) и на конец этого срока (выходная).

Входная мощность определяется с учетом имеющихся на начало года производственных фондов, рабочей силы и других ресурсов.

Выходная мощность это мощность на конец планового периода, рассчитываемая на основе входной мощности, выбытия и ввода мощности в течение планового периода. Планирование выпуска осуществляется исходя из среднегодовой мощности ( Мс ), рассчитываемой по формуле

Мс = Мн + Му*(Ч1 / 12) + Мр *(Ч2 / 12)+М*( Ч3 / 12) - Мв*( 12-Ч4) / 12 (1.14.)

где Мн - производственная мощность на начало планируемого периода (года); Му - увеличение мощности за счет организационных мероприятий, не требующих капитальных вложений; Ч1; Ч2; Ч3; Ч4- соответственно число месяцев работы мощности, Мр - прирост мощности за счет технического перевооружения, расширения и реконструкции предприятия; Мун - увеличение(+), уменьшение (-) мощности в связи с изменением номенклатуры и ассортимента продукции, поступлением промышленно-производственных фондов от других предприятий и передачи их другим организациям, включая лизинг; Мв - уменьшение мощности за счет ее выбытия вследствие ветхости.

В общем виде годовая величина производственной мощности предприятия или его подразделения определяетсяотношением соответствующего фонда времени работы оборудования к трудоемкости единицы продукции по формуле

Мп=Фэф/Тшт(1.15.)

где Мп- производственная мощность,шт./год; Фэф- эффективный фонд времени работы оборудования,мин; Тшт- трудоемкость еденицы работы или продукции,мин/шт.

Необходимо различать фактическую и проектную мощность. Их соответствие характеризуется степенью освоения.

Степень освоения проектных мощностей характеризуется следующими показателями:

·продолжительностью (сроком) освоения;

·уровнем освоения проектной мощности;

·коэффициентом (процентом) использования вводимых в действие мощностей;

·объектом производства продукции в период освоения;

·достижение проектных уровней себестоимости, производительности труда и рентабельности.

Под периодом (сроком) продолжительности освоения проектной мощности предприятия или его части (участка, цеха, агрегата) понимается время со дня подписания акта приемки в эксплуатацию до устойчивого выпуска продукции планируемым объектом. Объем производства продукции на объектах, находящихся в стадии освоения проектных мощностей, должен определяться с учетом этого показателя. При чем при его планирование не должно учитываться время, затраченное на подготовку производства к выпуску новой продукции на вводимом в действие объекте, проведение пусконаладочных работ и комплексного опломбирования оборудования. Уровень освоения - это устойчиво достигнутый на определенную дату процент (коэффициент) освоения проектной мощности. Он рассчитывается как отношение выпуска продукции в определенный период (час, сутки, месяц, год) к соответствующей (часовой, суточной, месячной, годовой) проектной мощности.

2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО "ТИХИЙ ДОН"

2.1 Организационная характеристика ООО"Тихий Дон"

Супермаркет "Тихий Дон" действует на рынке как общество с ограниченной ответственностью, учрежденное несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенного учредительнными документами; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Адрес предприятия: г.Ростов-на- Дону, ул. Береговая, 10.

Фирменное наименование содержит наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью".

Учредительными документами ООО "Тихий Дон" является учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав, который содержит:

·условия о размере уставного капитала;

·размер долей каждого из участников;

·размер, состав, срок и порядок внесения ими вкладов, ответственность участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов;

·состав и компетенции органов управления обществом и порядке принятии ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большиством голосов, а также иные сведения, предусмотренные законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Уставной капитал ООО "Тихий Дон" составляется из стоимости вкладов его участников.

Высшим органом управления общества является общее собрание его участников.

Общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников.

Участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников. При этом ему должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале общества в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены законом об обществах с ограниченной ответственностью и учредительными документами общества.

Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета, печать.

Супермаркет "Тихий Дон" имеет световую вывеску, на которой указаны его наименование, режим работы, адрес предприятия.

Девиз предприятия гласит - "Мы любим наш город".

Супермаркет "Тихий Дон" представляет следующие виды услуг:

·реализация продуктов питания и товаров различной необходимости;

·услуги по изготовлению продукции по заказам потребителей, в том числе в сложном исполнении, изготовление блюд на любой вкус;

·единая служба заказов и доставки (позвонив по телефону можно заказать необходимые продукты питания (в том числе различные шашлычные блюда по цене супермаркета, а водитель в одночасье совершенно бесплатно доставит заказ на дом или в офис)).

·интернет-магазин;

·предоставляет процентные скидки для покупателей (именные, накопительным взносом).

В супермаркете "Тихий Дон " открыт отдел кулинарии собственного производства - покупателям предлагаются различные блюда первоклассных поваров, блюда, приготовленные на гриле.

Ассортимент супермаркета состоит более чем из 35000 наименований, в котором представлены и эксклюзивные продукты питания стран, славящихся бережно передающими из поколения в поколение традициями, концептуально предлагающих самых изестных видов и марок продукции.

Ассортимент товаров постоянно расширяется, ведется работа по расширению ассортимента в соответствие со спросом покупателей.

ООО "Тихий Дон" от своего имени заключает договора, приобретает права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде.

ООО "Тихий Дон" имеет право:

1. приобретать и арендовывать основные и оборотные средства; осуществлять материально-техническое обеспечение; оcуществлять все виды коммерческих сделок; планировать свою деятельность;

2. использовать чистую прибыль; определять и использовать фонд оплаты труда; определять штатное расписание;

3. устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, и сокращенный рабочий день и иные социальные льготы.

ООО "Тихий Дон"обязан:

1. нести ответственность в соответствие с законом Российской Федерации за нарушение законодательства и иных правил хозяйствования;

2. обеспечить своим работникам безопасные условия труда;

3. осуществлять оперативный, бухгалтерский учет, вести статистическую отчетность.

Сегодня супермаркет "Тихий Дон" представляет собой уникальный торговый комплекс-на площади торгового зала свыше 1500 квадратных метров, где работает банкомат, пункт обмена валют, существует гибкая система скидок, работает кафе-бар, бесплатная и удобная парковка.

Организация труда на предприятии направлена на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий.

Численность работников составляет 100 человек, в том числе 5 человек – управленческий персонал.

Структура организации ООО"Тихий Дон" является линейно – функциональной, построенной по региональному принципу (логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.)

Выбор данной функциональной структуры обусловлен четким разделением всех полномочий на предприятии. Такая структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей, упрощает связь организации с клиентами, а также связь между членами организации. Она позволяет устранить в значительной мере недочеты как линейного так и функционального управления. На предприятии структура упрвления построена по принципу "каждый работник -это личность". Здесь нет знакомых и друзей, каждый приходит в организацию на общих основаниях и обусловлен личными качествами сотрудников. Только благодаря этому обеспечивается рационнальность и непременно качество работы каждого сотрудника. То, наверное, к чему стремится каждый руководитель в ожидании наилучшего функционирования предприятия. Как и в любой организации, присутствуют определенная бюрократизация управления, характеризующая способ функционирования аппарата, обусловленный личными качествами сотрудников, и особенностями положения в нем. В нашей организации действуют принципы, обеспечивающие рациональность бюрократии и смягчающие ей отрицательные черты.

Рассмотрим распределение линейных полномочий в супермаркете "Тихий Дон".

Управление предприятием осуществляет генеральный директор , который руководит планово-экономической работой, который осуществляет непосредственный контроль за деятельность предприятия, которому непосредственно подчиняются бухгалтера, товароведы, производственный персонал и разнорабочие.

Коммерческий директор наделен полномочиями установления связей с различными точками закупки, для того чтобы расширить ассортимент продукции для увеличения прибыли организации, представляет интересы перед генеральным директором, контролирует деятельность товароведов (контроль за закупкой товаров).

Начальник отдела кадров - занимается подбором кадров и организует повышение их квалификаций.

Главный бухгалтер занимаетя учетом и отчетностью товарно-материальных ценностей, проверкой товарных отчетов, расчетами с поставщиками, принимает от материально-ответственных лиц денежные отчеты, проверяет, обрабатывает их, учитывает денежные средства, а также выполняет другие бухгалтерские операции.

Бухгалтерский аппарат принимает от материально-ответственных лиц денежные отчеты, проверяет, обрабатывает их, учитывает денежные средства, а также выполняет другие бухгалтерские операции

Товароведы выполняют основные фунуции изучения спроса населения на товары, контроль за состоянием товарных запасов осуществляют контроль за наличием продукции в продаже, выкладкой товара, составления заявок.

Администраторы следят за состоянием выкладки товаров и рекламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли, принимают решения по претензиям покупателей.

Менеджеры по приему товаров - осуществляют приемку товаров по количеству и качеству, обеспечивают сохранность материальных ценностей, выполняют другие функции, связанные с работой отделов.

Менеджеры товарной группы организуют работу своих отделов, следят за поддержанием товарных запасов на определенном уровне, составляют заявки на завоз товаров.

Продавцы -консультанты -в их обязанности входят подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей.

Кассиры- контролеры - готовят рабочее место к выполнению расчетных операций (проверяет исправность контрольно-кассовой машины, записывает показанмя счетчиков,получает разменную монету), выполняет расчетные операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки.

Вспомогательный персонал -обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. В эту категорию входят рабочие, младший обслуживающий персонал (уборщицы), фасовщицы, электромонтеры, техники.

Таким образом, для успешной деятельности организации должна быть четкая организация в ней взаимодействии и распределение полномочий.

2.2 Анализ динамики основных технико-экономических показателей

На основе данных таблицы 2.1. можно сделать следующие выводы, что в деятельности предприятия ООО "Тихий Дон" наблюдается снижение объема продукции в сопастовимых оптовых ценах на 430 тысяч рублей, но наблюдается повышение объема реализации продукции в ценах прошлого года на 12010 тысяч рублей что говорит о спросе на изготавливаемую продукцию и о эффективности работы предприятия.

Таблица 2.1. Объем выпущенной и реализованной продукции в сравнении с прошлым годом и планом (тысяч рублей)

Показатели

По отчету за предыдущий год

По плану за отчетный год

По отчету за отчетный год

Отклонение от прошлого года

Отклонение от прошлого года (%)

Отклонение от плана

Отклонение от плана (%)

1

2

3

4

5

6

7

8

Объем продукции в сопоставимых оптовых ценах

41028

40512

40598

-430

-26

-26

99

Объем реализации продукции в ценах прошлого года

31702

х

43712

12010

137.8

х

х

Таблица 2.2. Выполнение плана выпуска продукции по ассортименту (тысяч рублей)

Наименование изделий

План

Отчет

Выполнение по плану по объему

Факт в счет плана

Выполнение плана по ассор тименту, %

А

1

2

3

4

5

Салат "Сельдь под шубой"

6165,6

6252

101,4

6252

101,4

Салат "Мимоза

976.8

986,4

103,9

8863,2

100,9

Салат "Пикантный"

8863,2

9208,8

103,9

3676,8

103,9

Салат "Оливье"

3676,8

3681,6

100,1

2768,4

100,1

Салат "Вдохновение"

2768.4

2800,6

100,1

2800,6

101,2

Мясо "по-французски"

5395,2

5445,6

100,9

5395,2

100,9

Итого

27846

28375

100,9

-

101,9

Из исходных данных таблицы видно, что в целом наблюдается перевыполнение плана выпуска продукции по ассортименту, хотя и незначительно - в среднем на 1,5%. Этот результат достигнут за счет сверхпланового выпуска блюд салат "Сельдь под шубой", салат "Пикантный". Их произведено выше нормы на 5,3 %.

Таблица 2.3. Выполнение плана производства (тысяч рублей)

Год

План

Факт

В % к плану

Отклонение от плана

1

2

3

4

5

2006

19800

20000

101

+200

2007

22400

22400

100

-

2008

22800

22900

100,4

+100

Как видно из таблицы план производства продукции выполняется. В 2006 и 2008 годах даже наблюдается перевыполнение плана на 200 и 100 тысяч рублей соответственно, что свидетельствует о эффективности работы предприятия ООО "Тихий Дон".

Таблица 2.4. Динамика объема производства (тысяч рублей)

Год

Объема производства

Абсолютный прирост

Темп роста базисный

Темп роста цепной

1

2

3

4

5

2006

19800

0

100

100

2007

27846

+8046

140

140

2008

28375

+526

101,9

98.1

Как видно из таблицы динамика объема производства продукции в течении 3 лет, то возростала, то падала. В 2006 году объем производства составил 19800 тыс. руб., а в 2007 году произошло повышение объема производства на 8046 тыс.руб. (40%), что составило 27846 тыс. рублей. В 2008 году объем производства увеличился всего на 526 тыс. рублей по сравнению с 2006 годом и составил 28375 тыс. рублей.

Таблица 2.4. Динамика объема реализации (тысяч рублей)

Год

Объема производства

Абсолютный прирост

Темп роста базисный

Темп роста цепной

1

2

3

4

5

2005

18950

0

100

100

2006

27846

+8896

146

146

2007

28375

+526

101,9

98.1


Как видно из таблицы динамика объема реализации продукции в течении 3 лет то возростала, то падала. В 2005 году объем реализации составил 18950 тыс. руб., а в 2006году произошло повышение объема реализации на 8896 тыс.руб. (46%), что составило 27846 тыс. рублей. В 2007 году объем реализации увеличился по сравнению с 2006 годом на 526 тыс. рублей и составил 28375 тыс. рублей. Рассчитаем темпы роста и среднегодовой темп прироста объема производства и реализации продукции. Среднегодовой темп роста рассчитаем по среднегеометрической

Т пр вп= 101,9 - 100=1,9%, Т пр рп =102,7-100= 2,7%

Таким образом, среднегодовой темп прироста объема производства продукции равен 1,9%, а реализации продукции - 2,7%. Если сопоставить объем реализации и объем выпуска продукции видно, что при увеличении объема выпуска есть реальная возможность увеличить объем реализации. Отрицательное влияние на объем продаж могло оказать увеличение готовой продукции на складах.

Таблица 2.5. Розничный товарооборот (тысяч рублей)

Показатели

Прошлый год

Отчетный год (план)

Отчетный год (факт)

отклонение от плана

Отклонение от прошлого года

Товарооборот, тыс.руб

50000

54000

56850

+2850

6850

Среднегодовая стоимость основных фондов

17587

17300

17102

-198

-485

Площадь, м2

15000

1500

1500

-

-

Численность ,чел.

99

100

100

-

-

Прибыль

22000

26800

25000

-1800

+3000

Фондоотдача, тыс.руб.

2,8

3,1

3,3

+0,2

+0,4

Фондоемкость,тыс. руб.

0,3

0,3

0,3

-

-

Рентабельность

125,1

154,9

146.1

-8,8

+21

Основные фонды на 1 м2. руб.

177,6

173

171

-2

-6,6

Основные фонды на 1 чел. руб.

11,7

11,5

11,4

-0,01

-0,02


Из таблицы видно, что в целом товарооборот по магазину по сравнению с прошлым годом увеличился на 13,3% за счет снижения стоимости основных фондов на 198 тысяч рублей.

Таблица 2.5. Состав и структура имущества предприятия (тысяч рублей)

Виды активов

На начало года, тыс. руб.

На конец года, тыс. руб.

Отклонение,

тыс. руб

Отклонение (%)

Имущество в распоряжении предприятия в том числе:

26210

31976,4

5611.6

122

Основные средства и прочие внеоборотные активы

19531

16738

-2793

85,7

В % к имуществу

74.5

52,6

-21,9

70,6

Оборотные средства

35209

50272,4

15063,4

142,7

В % к имуществу

134,3

157,9

23,6

117,6

Запасы и затраты

13365

23754,4

10389,4

177,7

В % к оборотным

20.3

26.9

6.6

132.5

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

х

38,4

38,4

х

В % к оборотным

х

0.07

0,07

x

Реальные активы

17587,2

17102,4

-484,8

97.2

В % к имуществу

67.1

53.7

-13.4

80.02

Исходя из данных таблицы 2.5., видим, что в отчётном году за счёт технического перевооружения и совершенствования технологического процесса производственные мощности предприятия возросли на 221913 изделий или на 142 %. Это связано, прежде всего, с увеличением использования площадей оборудования, с хорошей организацией рабочего процесса.

Таблица 2.6. Анализ состава и динамики балансовой прибыли

Наименование показателей

№ стр.

Единица измерения

За преды-дущий год

За отчет-ный год

Отклонение сумма,

тыс.руб.

Отклонение в % к предыдущему году

Отклонение в % к балансовой прибыли

Прибыль от реализации продукции

1

тыс. руб.

8800

9460

660

107,5

53,3

Результат от прочей реализации

2

тыс. руб.

535,2

799,2

264

149,3

45

Доходы от внереализационных операций

3

тыс. руб.

1291,2

1460

-168

113

0,82

Расходы от внереализационных операций

4

тыс. руб.

124,8

124,8

-

-

-

Балансовая прибыль

5

тыс. руб.

9589,2

17752

8362,8

185,1

-

Прибыль от реализации продукции по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 53,3 %, от прочей реализации также увеличилась на 45 %. Она определяет сумму доходов от внереализационных операций, от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг, осуществлением хозяйственных операций, являющихся доходами от обычных видов деятельности уровне.

На материально-техническую базу предприятия влияет площадь предприятия и рациональность её использования. Необходимо рассчитать использование площади. Площадь предприятия составляет 1500 квадратных метров, численность работников 100 человек.

Расчет использования площади предприятия произведем по следующей формуле


Использование площади=Оф/S (2.1.)

где Оф- среднегодовая стоимость фондов предприятия,

S- площадь предприятия

Использование площади=16738/1500=11,1

2.3 Анализ производственной программы

Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям продаж. Она обуславливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте. Этот раздел тесно связан с планом по труду и заработной плате, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности, финансовым планом. Главной задачей анализа производственной программы, динамики изменения объема продукции является систематическое нлюдение и контроль за выполнением организацией ченных ею планов и договорных обязательств.

Таблица 2.7. Состояние и движение основных производственных фондов

Наименование показателя

Единицы измерения

№ строки

Фактически за предыдущий год

Фактически за отчетный год

А

Б

В

1

2

Начисление ОПФ на начало года

тыс.руб.

1

33127,2

35827,2

Вход в действие ОПФ

тыс.руб

2

6175,2

2308,8

Выбытие ОПФ

тыс.руб

3

3475,2

3307,2

Наличием ОПФ На конец года

тыс.руб

4

35827,2

34828,8

Изменение ОПФ, сумма

тыс.руб

5

2700

-998,4

Коэффициент обновления ОПФ

Кобн

6

0,17

0,07

Коэффициент выбытия ОПФ

Квыб

7

0.096

0.094

Коэффициент интенсивности обновления ОПФ

Кинт

8

0.6

1.2

Повышение эффективности использования основных средств имеет важное значение, как источник расширения производства, так как фондоотдача показывает, сколько рублей товарной продукции приходится на один рубль основных средств. Основными показателями функционирования предприятия являются фондоемкость, фондоотдача и рентабельность. Для расчета этих показателей необходимо знать основные фонды и товароборот.

Фондоотдача=N/S (2.2.)

Фондоемкость=S/N (2.3.)

где N-объем выпуска товарной продукции, S- среднегодовая стоимость основных производственных фондов

Таблица 2.8. Фондоотдача и фондоемкость за период 2007 и 2008 гг. (тысяч рублей)

Показатели ,тыс. руб

Предыдущий год

Отчетный год

Отклонение (+,-)

Темп изменение

А

1

2

3

4

1.Объем выпуска товарной продукции

54016

54591

575

101,1

2. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

17587

17102

-485

97,2

3. Фондоотдача

3,1

3,2

+0,1

25.8

4. Фондоемкость

0.32

0,3

-0,02

93,6

Среднегодовая стоимость основных фондов снизилась на 485, а фондоотдача увеличилась на 0,1 из-за роста товарооборота. Фондоемкость снизилась на 0, 02 из-за снижения среднегодовой стоимости основных фондов.

Коэффициент фондовооружённости (ФВ) определяется следующим образом:

ФВ = О / Ч (2.3.)

где О - стоимость основных фондов, тыс. руб; Ч - среднесписочная численность работающих предприятия.

Таблица 2.9. Коэффициент фондовооружённости (тысяч рублей)

Показатели

Ед. изм.

Предыдущий год

Отчётный год

Абсолют. отклонение (+, -)

Относит. отклонение (%)

Среднесписочная численность работающих

чел.

99

100

- 1

96.6

Общая стоимость оборудования

тыс. руб.

14656

14252

- 404

97.2

Коэффициент фондовооружённости

тыс. руб.

148

142,5

-5,5

96,2

По сравнению с предыдущим годом фондовооружённость предприятия в отчётном году возросла на 0.7%, что говорит о повышении производственного потенциала предприятия, общая стоимость оборудования снизилась, среднесписочная численность работающих увеличилась, но не значительно.

Таблица 2.10. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами

Наименование показателей

Промышленно- производственный персонал

Рабочие

Руководители, специалисты, служащие

Руководители

Специалисты

А

1

2

3

4

5

1.Среднесписочная численность,чел.

За отчетный год

-план

-факт

- за предыдущий год

3088

2560

2580

2678

2088

2692

410

384

403

146

134

116

230

220

188

2. Темп роста к предыдущему году,%

120

128

106

108

104

3. Выполнение плана,%

120

128

106

108

104

4. Удельный вес в общей численности ППП, %

47,1

10,9

6,2

2,2

3,5

Немало важное значение для анализа использования трудовых ресурсов имеют следующие коэффициенты:

·Коэффициент оборота по приему рабочих (Кпр):

Кпр= Количество принятого на работу персонала / среднесписочную численность персонала

·Коэффициент оборота по выбытию (Кв):

Кв = Количество уволившихся работников / Среднесписочная численность персонала.

·Коэффициент текучести кадров (Кт):

Кт = (Число принятых + Число выбывших) / среднесписочная численность персонала

Кпр= 10/100=0,1

Кв = 12/100=0,12

Кт= ( 10+12)/100=0,22

Таблица 2.11. Использование трудового времени сотрудников на предприятии

2006

2007

2008

план

факт

откл

план

факт

откл

план

факт

откл

Число календарных дней

365

365

0

365

365

0

366

366

0

Нерабочие дни

112

100

-12

113

110

-3

112

112

0

Неявки на работу всего

29

30

+1

29

30

+1

29

23

-6

В т.ч. отпуска

24

20

-4

24

24

0

24

15

-9

болезни

5

10

+5

5

6

+1

5

8

+3

Итого раб дней

224

234

+10

224

226

+2

224

228

+4

Средняя продолжительность рабочеговремени

8

8

-

8

8

-

8

8

-

Фонд рабочего времени

1792

1872

+80

1792

1808

+16

1792

1824

+32

Как показывают приведенные данные, имеющиеся трудовые ресурсы предприятие используются достаточно полно. В среднем одним рабочим отработано 224 дней вместо 229. Фонд рабочего времени в 2006 году больше планового на 80 часов, в 2007 году - на 16 часов, в 2008 году - на 32 часа.

Таблица 2.12. Эффективность трудовых ресурсов

Показатели

План

Факт

Выполнение плана (%)

А

Б

1

2

3

1

Товарооборот на год. тыс. руб.

60700

62000

102,1

2

Численность работающих, чел..

99

100

101

в том числе продавцы

60

61

101

3

Товарооборот на одного работника тыс. руб.

613,1

620

101,1

4

Товарооборот на одного продавца тыс. руб.

1011,7

1016,4

100,5

5

Фонд заработной платы, в сумме тыс руб.

9900

10000

111,1

в % к товарообороту

16,3

16,1

98,7

6

Средняя заработная плата одного работника в мес. руб.

150

100

66.7

Численность работников снизилась на 1 человека, однако численность продавцов возрасла, фонд заработной платы увеличился на 11,1 %.


Таблица 2.13. Соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы работающих

Наименование показателей

№стр.

Един. измерения

Предыдущий год

Отчетный год

Темп роста по сравнению с предыдущим годом, %

А

Б

В

1

2

3

Среднегодовая выработка на одного работающего

1

руб.

49233

48717

98,9

Среднегодовая заработная плата на одного работающего

2

руб.

6129.6

11644,8

189,9

По данным в таблице видно, что среднегодовая выработка на одного работающего увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 0.8 % и среднегодовая заработная плата на одного работающего тоже увеличилась практически в два раза (189,9 %).Вывод: за счет повышения производительности труда работников предприятие обеспечит выполнение и перевыполнение плана производства и реализации продукции

Таблица 2.14. Оценка уровня материальности продукции.

Наименованме показателей

Единица измерения

Предыдущий год

Отчетный год (факт)

Абсолютные отклонения(%)

Относительные отклонения

А

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  288  289  290   ..