Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  183  184  185   ..

 

 

Применение нормативного метода планирования, учета и калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг) для выявления путей снижения себестоимости продукции

Применение нормативного метода планирования, учета и калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг) для выявления путей снижения себестоимости продукции

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра экономики народного хозяйства

Допустить к защите:

Зав. кафедрой экономики народного хозяйства

доктор экономических наук , профессор

В.В. Ивченко

«__» _________ 2004 год


ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Тема:

Применение нормативного метода планирования, учета и калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг) для выявления путей снижения себестоимости продукции

(на примере «Дирекции по обслуживанию пассажиров »

- Калининградской железной дороги –

Филиала ОАО «Российские железные дороги»)

Автор дипломного проекта

Специальность 06.11.00 « Менеджмент »

Специализация « Стратегический менеджмент »

Руководитель проекта Л.Б.Самойлова

кандидат экономических наук , доцент

Калининград

2004


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................... 5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ( РАБОТ, УСЛУГ) 8

1.1. Теоретические аспекты себестоимости продукции 8

1.2. Методы планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) 11

1.3. Особенности расчета себестоимости продукции нормативным методом 13

1.3.1. Сущность нормативного метода 13

1.3.2. Действие системы нормативного учета затрат 15

1.3.3. Установление нормативных затрат 19

2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «ДИРЕКЦИЯ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПАССАЖИРОВ » - КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ - ФИЛИАЛА ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» 21

2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия 21

2.2. Экономические показатели 26

2.3. Анализ финансового положения предприятия. 36

2.3.1. Анализ имущественного положения предприятия. 37

2.3.2. Оценка ликвидности платежеспособности. 38

2.3.3. Оценка финансовой устойчивости. 40

2.3.4. Оценка деловой активности. 43

2.3.5. Оценка рентабельности и прибыльности. 45

3. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТАНДАРТ – КОСТ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ.......................... 49

3.1. Особенности рассматриваемого предприятия 49

3.2. Совершенствование системы управления издержками на предприятии 60

3.3. Рекомендации применения нормативного метода для капитального ремонта подвижного состава предприятия 65

3.4. Пути снижения себестоимости продукции предприятия 80

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................ 86

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.......................... 88

Приложение А.............................................. 91

Приложение Б.............................................. 92

Приложение В.............................................. 93


ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях развития рыночных отношений перед производственными предприятиями встает проблема такой организации учета затрачиваемых ресурсов (материальных, трудовых, финансовых), которая позволила бы не только эффективно и оперативно отражать текущее состояние предприятия, но и проводить стратегическое планирование с целью повышения эффективности производства, увеличения конкурентоспособности продукции, получения максимально возможной прибыли.

Подход к учету затрат в соответствии с практикой западных стран имеет определенные отличия от принятого в нашей экономике до сих пор. Как для финансового, так и для управленческого учета принято обособлять затраты, связанные с производством продукции, услуг, и затраты, обеспечивающие функционирование предприятия, процесс реализации. В состав производственной себестоимости входят только три компонента - прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты и общепроизводственный расходы. Именно по такой неполной производственной себестоимости в западной практике отражаются в бухгалтерском балансе остатки незавершенного производства и готовой продукции; себестоимость проданных товаров, продукции, услуг в отчете о прибылях и убытках также представляет собой производственную себестоимость реализованной продукции.

Коммерческие расходы и управленческие (общехозяйственные) расходы рассматриваются в западной практике как периодические расходы. Считается, что эти расходы в большей степени связаны не с объемом производства, а с периодом времени. Поэтому эти расходы полностью списываются на уменьшение финансовой прибыли, они не попадают на остатки незавершенного производства и готовой продукции.

Вопрос формирования себестоимости является одним из наиболее важных для любого предприятия. От величины себестоимости зависит, какой налог на прибыль будет платить предприятие, какова будет оценка его рентабельности. Состав себестоимости регламентируется государством. Законодательством четко определяются затраты, включаемые в себестоимость продукции, и затраты, производимые за счет соответствующих источников финансирования.

Традиционно используются два показателя себестоимости – производственная и полная, последняя отличается от производственной себестоимости на величину коммерческих расходов. В состав производственной себестоимости входят как прямые затраты, так и косвенные – общепроизводственные и общехозяйственные.

В управленческом учете решается проблема калькулирования себестоимости единицы продукции как основы для принятия управленческих решений. Наиболее сложным вопросом в данном случае является распределение косвенных расходов по видам продукции, очень сложно выбрать базу их распределения, чтобы каждый вид продукции получил адекватную величину косвенных расходов. Неправильный выбор базы распределения означает некорректную величину себестоимости единицы продукции, что может привести к очень большим управленческим ошибкам. Если для общепроизводственных расходов сравнительно легко подобрать обоснованную базу распределения, то для общехозяйственных расходов это сделать намного труднее, поскольку нет тесной связи этих расходов с производством продукции. Вероятность ошибки особенно велика для компаний, у которых сфера деятельности очень разнообразна: торговля – производство – оказание услуг, что характерно для больших холдинговых компаний.

Важнейшая характеристика западных систем управленческого учета - оперативность учета затрат. С этой точки зрения учет затрат подразделяется на учет фактических (прошлых) затрат и учет затрат по системе "стандарт - кост". Система "стандарт - кост" включает разработку стандартов на затраты труда, материалов, накладных расходов, составление стандартной калькуляции и учет фактических затрат с выделением отклонений от стандартов с целью контроля за формированием фактической себестоимости и активного управления процессом ее формирования.

Цель данного исследования - на практическом примере (анализе показателей финансового состояния «Дирекции по обслуживанию пассажиров » - Калининградской железной дороги - Филиала ОАО «Российские железные дороги») показать эффективность применения управленческого метода стандарт-кост, как дающего более оперативную объективную оценку ситуации, нежели методы, основанные на учете полных издержек. В данной работе нами будет проведен анализ планирования затрат на капитальный ремонт подвижного состава с применением нормативного метода для минимизации себестоимости единицы продукции (капитального ремонта) и эффективного распределения финансовых средств на эти затраты.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ( РАБОТ, УСЛУГ)

1.1.Теоретические аспекты себестоимости продукции

Нормативными документами (ПБУ и НК) [1] предусмотрено, что затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

1. Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:

1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

3) расходы на освоение природных ресурсов;

4) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

5) расходы на обязательное и добровольное страхование;

6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

2. Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

Расходы, подлежащие отнесению на затраты производства и включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), регламентируются ПБУ 10/99 [Приложение Г]. В частности, эти расходы учитываются по таким направлениям:

затраты, связанные с расходами по сырью, материалам, полуфабрикатам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, по воспроизводству основных фондов и нематериальных активов (в форме амортизационных отчислений); расходы, связанные с изобретательством и рационализацией; затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности; затраты на оплату труда; расходы по обслуживанию производственного процесса; расходы, связанные с управлением производством; затраты на подготовку кадров; расходы по транспортировке работников к месту работы и обратно; плата за пользование кредитом и обслуживание банков; расходы на рекламу; расходы на строительство и ремонт автомобильных дорог и др.

Все эти затраты подразделяются на переменные и постоянные. При рассмотрении организации системы управленческого учета необходимо учитывать: соотношение затрат и объема производства, т. е. как изменяются затраты в зависимости от величины объема производства.

Следует иметь в виду, что не всегда увеличение объема производства ведет к росту затрат. В ряде случаев роет затрат в процентном отношении будет меньше, чем соответствующий рост объема производства. Такую ситуацию предполагает концепция переменных и постоянных издержек.

Переменные издержки - издержки, общая сумма которых изменяется прямо пропорционально изменению объема производства (выпуску). Типичным примером являются издержки на расходуемые материалы, сырье, полуфабрикаты. Переменные издержки возрастают или уменьшаются автоматически с ростом или уменьшением объема производства (выпуска).

Постоянные издержки - часть затрат, общая сумма которых не изменяется при изменении объема производства за определенный период. Примером постоянных издержек могут быть арендная плата за помещение, заработная плата менеджеров предприятия и т. п. Такие расходы могут возрасти с течением времени, но они не изменяются прямо пропорционально изменениям объема производства. Например, арендная плата за помещение из-за инфляции в следующем периоде может быть выше, чем в текущем. Но в течение года арендная плата не зависит от ежедневных изменений в деятельности предприятия. Если общая сумма постоянных издержек не изменяется, то сумма постоянных издержек на единицу продукции уменьшается при увеличении объема производства и возрастает при его уменьшении.

Следует особо указать, что термин "постоянные расходы" не означает, что затраты вообще не изменяются: они не изменяются автоматически с изменениями объема производства. Постоянные расходы могут изменяться по другой причине, например, ввиду какого-либо управленческого решения.

Существуют так называемые частично переменные расходы. Они представляют сумму переменных и постоянных затрат. Общая сумма частично переменных затрат изменяется, но не прямо пропорционально изменению объема производства. Примером частично переменных издержек является плата за телефон: постоянная часть - абонентская плата за пользование телефоном, переменная часть - плата за междугородные переговоры. Другим важным теоретическим и методологическим вопросом в организации системы управленческого учета при определении издержек производства и исчислении себестоимости продукции является обоснование включения затрат в себестоимость продукции (работ, услуг). В указанном выше Положении и последующих изменениях и дополнениях четко разграничены расходы, производимые: за счет издержек производства, т. е. включаемые в себестоимость продукции; за счет финансовых результатов предприятия до налогообложения; за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (т. е. за счет чистой прибыли).

Так, к расходам и потерям, производимым за счет финансовых результатов предприятия до налогообложения, относятся, например, затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производство, не давшее продукции; потери от уценки производственных запасов и готовой продукции; суммы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями, а также отдельными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством (рисковый фонд); судебные издержки и арбитражные расходы; не компенсируемые потери от стихийных бедствий; не компенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных событий, вызванных экстремальными ситуациями, и др.

К расходам, осуществляемым за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий и организаций, и других целевых поступлений, относятся, в частности, затраты по содержанию объектов здравоохранения, домов престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта; расходы по оказанию помощи сельскохозяйственным предприятиям в строительстве объектов на селе и приобретении оборудования для них; выплата всех видов налогов, которые по действующему законодательству Правительства Российской Федерации и местных органов власти осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; взносы в создание объединенных инвестиционных фондов и т. п.

1.2.Методы планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)

Одним из основных показателей работы предприятия является себестоимость продукции. Исчисление себестоимости единицы отдельных видов продукции, работ или услуг и всей товарной продукции называется калькуляцией. Различают плановую, сметную, нормативную и отчетную (или фактическую) калькуляции[9].

Плановой калькуляцией определяют среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (год, квартал). Составляют их из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и нормы расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода. Разновидностью плановых являются сметные калькуляции, которые составляют на разовые изделия или определение цен, расчетов с заказчиками и других целей.

Нормативные калькуляции составляют на основе действующих на начало года, месяца, норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным мощностям предприятия на данном этапе его работы. Текущие нормы затрат в начале года, как правило, выше средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года, наоборот, ниже. Поэтому и нормативная себестоимость продукции в начале года, как правило, выше, а в конце года – ниже.

Отчетные или фактические калькуляции составляют по данным бухгалтерского отчета о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ. В фактическую себестоимость продукции включают и не планируемые непроизводственные расходы.

Калькулирование себестоимости произведенной продукции осуществляют различными методами. Под методом калькуляции понимают систему приемов, используемых для исчисления себестоимости калькуляционной единицы. Выбор метода калькулирования себестоимости продукции зависит от типа производства, его сложности, наличия незавершенного производства, длительности производственного цикла, номенклатуры вырабатываемой продукции.

На промышленных предприятиях применяют нормативный, позаказной, попередельный, попроцессный (простой) методы планирования, учета и калькуляции себестоимости продукции.

1.3.Особенности расчета себестоимости продукции нормативным методом

1.3.1. Сущность нормативного метода

Словари определяют термин норматив как определенный уровень соответствия требуемому, желаемому или возможному. В учете под нормативами понимают финансовые материальные затраты на единицу продукции.

Норматив устанавливается из заранее определяемых затрат рабочего времени, материалов и машинного времени, которые потребляются в производстве кухонного стола. Нормируются все элементы затрат, т. е. устанавливаются нормативы труда, расхода материалов и накладных расходов. Нормативные затраты по каждому элементу складываются вместе для определения единого норматива на выпуск единицы продукции.

Исходя из этого, нормативные затраты отражают заранее определяемые затраты для достижения целей в условиях эффективного производства. Эта категория отличается от сметных затрат: смета относится ко всей деятельности, норматив представляет собой ту же информацию, но на единицу продукции. Поэтому норматив отражает ожидания, связанные с производством единицы продукции, а смета — с общим объемом производства.[8]

Нормативный метод учета затрат на производство или калькулирования себестоимости продукции применяют, как правило, в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции.

Сущность его заключается в следующем: отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями; обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. Фактическая себестоимость продукции определяется алгебраическим сложением суммы затрат по текущим нормам, величины отклонений от норм и величины изменений норм:

Зф=Зн+О+И,

Где: Зф - затраты фактические;

Зн — затраты нормативные;

О — величина отклонений от норм;

И — величина изменений норм.

При этом фактическую себестоимость изделия можно установить двумя способами. Если объектом учета производственных расходов являются отдельные виды продукции, то и отклонения от норм, а также их изменения можно отнести на эти виды продукции прямым путём. Фактическую себестоимость этих видов продукции определяют способом прямого расчёта по приведенной формуле.

Если субъектом счёта производственных расходов являются группы однородных видов продукции, то фактическую себестоимость каждого вида продукции устанавливают распределением отклонений от норм и изменений норм пропорционально нормативным затратам на производство отдельных видов продукции.

Применение нормативного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции требует разработки нормативных калькуляций на основе норм основных затрат, действующих на начало месяца, и квартальных смет расходов по обслуживанию производства и управлению. На предприятиях, отличающихся относительной стабильностью технологических процессов, нормы затрат изменяются редко, поэтому плановая себестоимость мало отличается от нормативной. На этих предприятиях вместо нормативных калькуляций можно использовать плановые.

Отклонения фактических затрат от установленных норм по отдельным расходам определяют методом документирования или инвентарным методом.

Текущий учет затрат по нормам и отклонений от них ведут, как правило, только по прямым расходам (сырье и материалы, заработная плата). Отклонения по косвенным расходам распределяют между видами продукции по истечении месяца. Аналитический учет затрат на производство продукции осуществляют в карточках или особого рода оборотных ведомостях, составляемых по отдельным видам или группам продукции.

1.3.2. Действие системы нормативного учета затрат

Система нормативного определения затрат больше всего подходит организации, чья деятельность состоит из ряда одинаковых или повторяющихся операций. Поэтому ее использование уместно в промышленных фирмах, так как операции часто имеют циклический характер. Систему нормативного учета затрат можно применить и к непромышленным видам деятельности, для которых свойственны повторяющиеся операции. Гораздо труднее ее использовать в деятельности, где операции не цикличны, так как не существует базы для наблюдения и нельзя установить нормативы. Система нормативного учета затрат может быть применена организацией, которая производит разнообразные товары и производственный цикл которой состоит из ряда последовательных операций. К примеру, если на фабрике применяются пять видов операций, то на их основе можно производить широкий ассортимент различных товаров. Иными словами, можно произвести много разнообразных товаров, применяя небольшое количество операций. Поэтому нормативные издержки следует применять к повторяющимся операциям. Нормативные издержки продукта вычисляются простым сложением нормативных затрат на все операции, необходимые для производства товара.[7] Приведем пример в таблице 1.1:

Таблица 1.1 Нормативные затраты операций, необходимые для производства товара

Нормативные издержки, анализируемые по операциям и по продуктам

Центры ответственности

№ операции

Нормативные

издержки на операцию (руб)

Продукция

Общие нормативные

издержки, руб.

Фактические издержки, руб

500

501

502

503

504

505

506

А

1

50

*

*

*

*

*

*

300

В

2

60

*

*

*

180

С

3

70

*

*

*

210

D

4

80

*

*

*

*

320

Нормативные издержки на единицу продукции, руб.

200

190

150

110

120

110

130

1010

Предположим, что нормативные затраты по четырем операциям 50 , 60, 70 и 80 руб. соответственно. Нормативная себестоимость продукции 500 (200) вычисляется путем сложения 50 на операцию 1; 70 и 80 на операции 3 и 4. Нормативные издержки других продуктов вычисляются подобным способом. Кроме того, рассчитываются нормативные затраты общего выпуска продукции по каждой операции. Например, операция 1 применяется при производстве шести видов продукции, что в сумме дает 300 (6 х50); операция 2 используется при изготовлении трех товаров, что составляет 180 (3 х 60) и т.д.

Из таблицы 1.1 видно, что каждый центр ответственности отвечает за определенную операцию. Нет смысла с точки зрения контроля за себестоимостью сравнивать фактические затраты на производство продукта 500 с нормативными издержками в 200, так как три разных центра (А, С и D) несут ответственность за отклонения. Ни один из центров не является единственным ответчиком за отклонения. Эффективный контроль за издержками предполагает передачу информации о нормативных и фактических издержках за период менеджеру, который отвечает за операцию. Следовательно, если фактические затраты центра А сравниваются с нормативными затратами в 300 на выпуск шести видов продукции, менеджер этого подразделения будет отвечать за всю сумму отклонений. Заметьте, что термин "отклонения" используется для обозначения разницы между нормативными и фактическими издержками. Эффективный контроль может быть достигнут только путем сравнения общих фактических издержек с нормативными затратами за период по каждому центру ответственности. Сравнение нормативных и фактических затрат на единицу продукции не способно установить, на каком этапе производства были допущены отклонения. Анализ отклонений затрат на производство единицы продукции не подходит для эффективного контроля за издержками.

На рис. 1.1 изображена общая схема действия системы нормативного учета затрат. Видно, что нормативные затраты на фактически выпущенный объем продукции за определенный период рассматриваются по каждому центру ответственности (Центр ответственности — это подразделение организации, которое управляется менеджером, отвечающим за результат работ) отдельно. Фактические затраты за тот же период также записываются на счет центра ответственности. Путем сравнения нормативных и фактических издержек выявляются отклонения. К примеру если фактические затраты на выпуск шести видов продукции, производимых в центре А за период составляют 450, а нормативные затраты 300 (см. таблицу 1.1), то отклонение составит 150 руб.

Рис. 1.1 . Схема действия системы нормативного учета затрат

Действие системы нормативного учета затрат дает возможность детально проанализировать отклонения. К примеру, отклонения для каждого центра ответственности можно выявить по элементам затрат (материалы, труд, накладные расходы), а затем каждый элемент затрат проанализировать с позиции нормативного расходования ресурсов и нормативных цен на ресурсы. Бухгалтер помогает менеджерам, указывая на возникающие отклонения, а менеджер может принять необходимые меры для выявления их причин. Например, бухгалтер мог бы определить причину отклонения по использованию материалов как излишнее потребление материала в определенной операции, в то время как менеджер подразделения должен исследовать весь процесс и выявить реальные причины, вызвавшие перерасход. Результатом такого расследования будут корректирующие мероприятия. Если обнаружится, что причиной отклонения является постоянное изменение внешней среды, то норматив следует пересмотреть.

Можно поспорить о том, что нет смысла сравнивать фактические издержки с нормативными, потому что такое сравнение возможно только после завершения какой-либо операции. Однако, если человек заранее знает, что результаты его работы будут сравниваться с нормативами, он будет работать по другому, чем если бы он знал, что его работа не будет оцениваться вовсе. Даже если для менеджера не представляется возможным изменить результаты работы после окончания операции, показатель, насколько хорошо человек справился с работой в прошлом, подскажет как работнику, так и его начальнику пути получения лучших результатов в будущем.[7]

1.3.3. Установление нормативных затрат

Контроль над затратами наиболее эффективен в момент возникновения этих затрат. Поэтому нормативы по количеству потребляемых материалов, труда и услуг следует устанавливать на единицу продукции, а не заранее определять общие нормативные затраты на весь объем производства. Отклонения должны показывать причину своего возникновения. Нормативные затраты на производство продукции рассчитываются путем суммирования нормативных издержек всех операций, необходимых для производства определенного продукта. Если снова обратиться к таблице 1.1, будет видно, что нормативные издержки продукта 500 — 200 руб. Это число получается путем сложения нормативных издержек по операциям 1, 3 и 4. Существует 2 подхода, которые можно применить для расчета нормативных затрат. Во-первых, для оценки потребности в труде и материалах можно использовать записи прошлых лет. Во-вторых, нормативы можно установить, основываясь на инженерном исследовании. При инженерном исследовании на основе спецификации материалов, труда и оборудования осуществляется пристальное наблюдение за ходом каждой операции. Если для установления нормативов используются записи прошлых лет, существует опасность, что нормативы будут отражать прошлую неэффективность производства. Нормативы устанавливаются на основе опыта прошлых лет по одинаковым или подобным операциям. Излишнее потребление труда или материалов следует сократить, можно также ужесточить нормативы произвольным процентным уменьшением требуемого количества ресурсов. Недостатком этого метода является то, что в отличие от инженерного исследования он не ищет наилучшую комбинацию ресурсов, производственных методов и качества продукта.

2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «ДИРЕКЦИЯ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПАССАЖИРОВ » - КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ - ФИЛИАЛА ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

2.1.Краткая характеристика деятельности предприятия

Предприятие «Дирекция по обслуживанию пассажиров » - Калининградской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» зарегистрировано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 585 от 18 сентября 2003 года.

Установленный капитал 203000 рублей. Место нахождения: г. Калининград, ул. Киевская, 3.

Исследуемое предприятие имеет два вида деятельности: эксплутационная и подсобная.

Эксплутационная деятельность – обеспечение, организация перевозок пассажиров и деловой ремонт вагонов. Доходом по основной деятельности является право по эксплуатации, получаемое централизованно от управления железной дороги.

К подсобной деятельности относится база обслуживания пассажиров, зарядка огнетушителей, реализация товарно–материальных ценностей бывших в употреблении и непригодных для эксплуатации в пассажирских вагонах и других цехах депо, реализация излишних и неиспользуемых товарно – материальных ценностей по договорным ценам и другое. По подсобной деятельности выручка от реализации работ, услуг определяется по моменту поступлению оплаты.

Организационная структура ДОП представляет собой иерархическую схему. Организационная структура в целом соответствует масштабам и специфике деятельности предприятия, ориентирована на рыночные условия. Соблюдается разделение между различными служащими таких функций, как:

- непосредственный доступ к активам предприятия

- разрешение на осуществление операций с активами

- непосредственное осуществление хозяйственных операций

- отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

Применяемый на предприятии стиль работы руководства не соответствует желаемому, является слабым местом в системе внутреннего контроля. Система внутреннего контроля включает в себя:

- систему бухгалтерского учета

- контрольную среду

- отдельные средства контроля

Под контрольной средой понимают осведомленность и практические действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля.

Кадровая политика ДОП направлена на создание постоянных квалифицированных кадров. При найме на работу определяют испытательный срок – 3 месяца. При несоответствии работника занимаемой должности, нарушения трудовой дисциплины, руководство принимает соответствующие меры, вплоть до увольнения.

На предприятии ежегодно проводится инвентаризация остатков материальных ценностей. Недостача списывается на финансовый результат, либо удерживается из заработной платы материально-ответственного лица.

Ежегодно, перед составлением годовой отчетности, проводится инвентаризация основных средств.

С работниками предприятие в лице директора заключило двухсторонний «договор о материальной ответственности». В случае причинения ущерба виновная сторона обязана возместить его стоимость.

Анализ хозяйственной деятельности организации состоит из управленческого анализа и финансового анализа.

К управленческому анализу можно отнести внутрихозяйственный производственный анализ и внутрихозяйственный финансовый анализ, которые заключаются в исследовании следующих аспектов деятельности организаций:

- обоснованность и реализация бизнес-планов;

- маркетинг;

- эффективность деятельности организации;

- условия производства;

- использование производственных ресурсов;

- производство продукции;

- экономическая эффективность производства и реализации прибыли.

К финансовому анализу относятся внутрихозяйственный финансовый анализ и внешний финансовый анализ, которые заключаются в исследовании следующих аспектов деятельности организаций:

- абсолютные показатели по прибыли;

- рентабельность производства и реализации;

- ликвидность, платежеспособность и финансовая устойчивость;

- использование собственного капитала;

- эффективность использования заемных средств.

Вышеуказанный перечень не является исчерпывающим при проведении организацией анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Необходимо иметь в виду, что на финансовые показатели организации оказывают влияние не только технические, организационные и природные условия самого процесса производства, но и те социальные условия производственного коллектива, финансово-экономические условия организации, так как от степени этих условий зависит степень использования производственных ресурсов, средств и предметов труда, то есть фондоотдача, материалоемкость продукции, производительность труда.

Реализация задач организации осуществляется посредством совместной деятельности людей. Чтобы она достигла своей цели, ее нужно координировать, направлять в нужную сторону, обеспечивать необходимый уровень взаимодействия между участниками.

Так, ни одна задача не будет решена с должным качеством и минимальными затратами, если работники-руководители и исполнители- не будут в этом заинтересованы. От сюда вытекает важнейшая функция менеджмента – мотивационная. Она заключается в определении потребностей людей, выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить их максимальную активность в процессе достижения целей, стоящих перед организацией.

Результаты деятельности организации и ее сотрудников необходимо время от времени проверять, оценивать и корректировать. Это составляет содержание контрольной функции менеджмента, которой в «Дирекции по обслуживанию пассажиров» уделяется большое внимание.

Организационная структура управления ДОП определяется назначением предприятия, его местоположением, спецификой работы и другими факторами. Она является отражением полномочий и обязанностей, возложенных на каждого работника. Обязанности руководителя «Дирекции по обслуживанию пассажиров» исполняет начальник ДОП как высший менеджер. В его подчинении находятся основные производственные структуры, как видно на рис 2.1


Рис. 2.1 Организационная структура управления ДОП

Эта структура позволяет быстро и оперативно принимать решения и обеспечивать их выполнение, не прибегая к системе стимулов. Вместе с тем эта структура имеет ряд минусов: недостаточная компетентность отдельных руководителей, келейность при принятии решения, кастовый подбор кадров. В практике нынешнего российского менеджмента это чаще всего выражается в чрезвычайной семейственности как производства, так и государственного строительства.

Среди методов, применяемых в менеджменте, различают массу узконаправленных: методы постановки целей, принятия решений, прогноза, планирования и т.д. В месте с тем и достаточно общие, связанные с ведущей функцией менеджмента, управления. Функции управления реализуются с помощью определенных методов: организационных, административных, экономических и социально-психологических.

В условиях необходимости оперативно решать самые разнообразные проблемы «Дирекции по обслуживанию пассажиров», административные методы, сковывающие инициативу исполнителей, перестали соответствовать реальным потребностям управления. Нужны методы, позволяющие рядовым работникам на основе материальной заинтересованности самим проявлять инициативу и отвечать за результаты принимаемых ими решений. И такие методы, получившие название экономических, начали внедряться в 2001 году в ДОП. В отличие от административных, экономические методы предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. Непосредственным исполнителем устанавливаются только цели, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они сами ищут оптимальные способы решения проблем. Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается различного рода денежными выплатами, которые являются не только заслуженными, а заработанными, например, за счет экономии или дополнительной прибыли, полученной вследствие проявления личной инициативы. Поскольку размер выплат напрямую зависит от достигнутого результата, работник непосредственно экономически заинтересован в его улучшении.

2.2.Экономические показатели

Доходами предприятия являются: комиссионный сбор, получаемый от продажи билетов пассажирам, доходы от временного хранения багажа, от реализации газет, журналов, канцелярских товаров, платный туалетов, реализации постельных принадлежностей и кондитерских изделий, доходы от продажи бывших в употреблении и неходовых товарно- материальных ценностей по договорным ценам, реализация металлолома, перевозки корреспонденции, сдачи имущества в аренду: комнаты отдыха, услуги носильщика.

Доходы от услуг предоставляемых пассажирам на вокзале, доходы от подсобно – вспомогательной деятельности вокзала ст. Пассажирская, доходы от услуг предоставляемых пассажирам в поездах за 2002 год можно проанализировать к 2001 году.

Таблица 2.1 Доходы от услуг, предоставляемых пассажирам на вокзале

Наименование

2001г.

2002г.

к 2001г

Камера хранения

186,3

272,6

146%

Багажное отделение

194,1

518,5

276%

Услуги носильщика

11,2

25,7

22,9%

Комната отдыха

219,7

396,7

181%

В т.ч. проживания

261,7

401,9

185%

Справочное бюро

11,9

51,3

431%

Сервис центр

315,6

Комиссионный сбор всего:

2531

3368

133%

В т.ч. международные кассы

366,7

287,9

79%

Всего:

3154,2

4948,4

157%

Таблица 2.2 Доходы от подсобно вспомогательной деятельности вокзала

Наименование

2001г.

2002г.

к 2001г.

Киоск газетный

1372

Киоск книжный

451,7

Платный туалет

122,1

Доход от аренды

751

414

55%

Всего:

751

2359,8

Таблица 2.3 Доходы от услуг предоставляемых пассажирам в поездах

Наименование

2001г.

2002г.

к 2001г.

Реализация постельных

принадлежностей

6315,7

9110,1

144%

реализация кондитерских изделий

2671,2

5298,3

198%

В том числе реализация пива

1309,1

Комиссионный сбор

11,6

16,5

142%

Реализация пакетов

1101,3

1391,0

126%

Реализация книг

27,7

306,5

1106%

Реализация одноразовой посуды

11,1

54,4

490%

Всего:

10138,6

16176,8

160%

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуется суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности.

Прибыль – часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние.

Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Расчет прибыли по дирекции исследуемого предприятия в 2002 году показан в табл.

Таблица 2.4 Финансовый результат по «Дирекции обслуживания пассажиров»

Наименование

Сумма

доходы

142147

расходы

128240

прибыль

13907

в том числе:

доходы от перевозки пассажиров

126130

расходы от перевозки пассажиров

112772

прибыль от перевозки пассажиров

13358

доходы от подсобно-вспомогательной деятельности

16017

расходы от подсобно-вспомогательной деятельности

15646

прибыль от подсобно-вспомогательной деятельности

549

Прочие операционные доходы

4277

в том числе:

продажа основных средств, продукции, товаров

2678

предоставления имущества в аренду

1518

сумма взысканная с виновных лиц за похищенные тмц

81

прочие операционные расходы

13992

в том числе:

продажа основных средств, продукции, товаров

1989

предоставление имущества в аренду

1085

налоги и сборы

10849

в том числе:

налог на имущество

8402

налог на содержание ЖКХ

2057

налог на образовательные нужды

377

целевой сбор на содержание правоохранительных органов

13

расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых

кредитными организациями

69

Результат (убыток)

- 9715

Прочие внереализованные доходы

149

в том числе:

невостребованная депонированная зарплата

8

принятие к учету имущества, оказавшегося в излишке

по результатам инвентаризации

117

доходы от списания основных средств

24

Прочие внереализованные расходы

4214

в том числе:

убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году

7

убытки от списания основных средств

4207

Результат (убыток)

- 4065

Прибыль отчетного периода

127

Анализ эксплуатационных расходов за 2002 год к соответствующему периоду прошлого года

Эксплуатационные расходы за 2002год увеличились на 39458 тыс. руб. или 158% и составили 107404 тыс. руб.

По элементам затрат:

По фонду оплаты труда – 9013 тыс. руб. или 141%

• индексация заработной плату – 4888 т.р. или 122%

• увеличение доплат за разъездной характер работ – 758 т.р.

• доплаты за сверхурочное время – 365,1 т.р.

• за счет снижения количества часов в режиме неполного рабочего времени на 79586,5 час., (условное высвобождение:99 г. – 51чел., 00г. – 12 чел.), что увеличило фонд оплаты не 603 т.р.

• за счет увеличение штата проводников – 25 чел. – 617 т. р.

• оплаты часов за не предоставленные отгулы за работу в летний период 2001г. – 124 т.р.

• оплаты по тарифу и премий за счет недосодержки штата проводников на выполняемый объем работ – 897 т.р.

• выплат единовременных премий – 186 т.р.

• выплат проводникам пригородных поездов за продажу билетов 15 т.р.

• выплат за учебные отпуска – 57 т.р.

• выплат по договорам порядка – 374,9 т.р., в т. ч. за аттестацию рабочих мест, согласно титульного списка – 173 т.р.

• компенсации за неиспользованный отпуск – 128 т.р.

по причине роста фонда оплаты труда

По материалам – 5057 т.р. или 179%

• за счет роста цен по деповскому ремонту вагонов – 339 т.р.

• за счет увеличения объема работ по капитальному ремонту, согласно титульного списка – 997 т.р.

• за счет увеличения объема работ по программе ТО – 3 – 100 ваг. (отчет 01г. – 234 ваг., отчет 02г. – 334 ваг.)- 184 т.р.

• замена форменного обмундирования для работников резерва проводников – 345 т.р.

• содержание и эксплуатация оборудования – 291 т.р.

• затраты на обновление постельных принадлежностей и инвентаря в пассажирских поездах – 1141 т.р.

• расходы на техническое обслуживание по программе ТО – 1, ТО – 2 – 1026 т.р., за счет роста цен

• износ малоценных предметов – 147 т.р., в т.ч. по вокзалу приобретение мебели для комнаты отдыха, комнатных растений, кассетонов, кассовых аппаратов и пр.

• расходы на охрану труда – 85 т.р.

• за счет роста объема пассажирских перевозок на 23%, увеличили затраты на обслуживание в пассажирских поездах – 123 т.р.

• расходы на текущий ремонт и содержание северного и южного вокзалов – 379 т.р.

По топливу – 406 т.р. или 151 %

• за счет роста объема перевозок на 23% увеличилось количество потребляемого угля на пассажирские вагоны и роста цен на 21%

• увеличение количества угля на 172 тонны.

(расход угля: отчет 01г. – 1598 тонн по цене 970 руб., отчет 02г. – 1770 тонн по цене 446 руб.) – 198 тыс. руб.

• количество потребления бензина увеличилось на 4 тонны, рост цен составил 169%

• (расход бензина: отчет 01г. – 31 тонна по цене 4352 руб., отчет 02г. – 35 тонн по цене 7343 руб.)- 122 тыс. руб.

• увеличение расходов на смазочные материалы, топлива используемого для приготовления чая, в связи с ростом объема перевоза и роста цен – 86 тыс.руб.

• По амортизации – 22819 т.р. или 260% за счет переоценки основных фондов и начисления амортизации на вагоны – рестораны- 1360 т.р.

По электроэнергии – 110 тыс. руб. или 111% за счет роста цен. (отчет 01г. – средняя цена 0,47 коп. за 1квт.ч., отчет 02г. соответственно 0,44 коп.)

Прочие материальные затраты – экономия 160т.р. или 98%

Прочие – экономия 1152 т.р., в сопоставимых условиях без резерва но годовое вознаграждение (5209 т.р. в 01г.) имеется перерасход 4057 т.р., за счет начисления налога на пользователей автодорог – 3196 т.р., расходов на подготовку кадров – 213 т.р., текущий ремонт вокзалов – 561 т.р., расходы на инкассацию – 87т.р. (по отчислениям ЕСН –4851 тыс. руб. или 140% )

Основные средства исследуемого предприятия оцениваются в учете по их первоначальной стоимости на дату приобретения в размере установленном «Положением о бухгалтерском учете и ответственности». На балансе исследуемого предприятия на 31 декабря 2002 года числилось основных средств на сумму 525848 тыс. руб. При централизованном способе приобретения основных средств через счета внутренних расчетов предприятия затраты по капитальным вложениям объектов основных средств и суммы налога на добавленную стоимость для возмещения из бюджета. Износ начисляется в соответствии с установленными нормами в течение нормативного срока службы объектов основных средств. При переводе объектов, относящимся к основным средствам, на консервацию отчисления амортизации прекращается при поставки объектов основных средств в запас, начисление амортизации продолжается.

На исследуемом предприятии основные фонды постоянно подвергаются техническому обслуживанию по программе ТО – 3, деповскому ремонту, в условиях депо, капитальному ремонту в условиях депо и в условиях завода – ремонт пассажирских вагонов. Анализ себестоимости ремонтов по сравнению с 2001 г. по элементам затрат показывает увеличение затрат в 2002 году.

Таблица 2.5 Ремонт вагонов в депо.

Отремонтировано вагонов

143

130

Себестоимость

Результат

Элементы затрат

фактические расходы

уд. вес

уд. вес

01 г.

02 г.

01 г.

02 г.

т.руб.

т.руб.

т.руб.

т.руб.

Фонд оплаты

1353

1475

9462

41%

11346

38%

1000

120%

516

579

3608

16%

4454

15%

845

123%

Материалы

1370

1709

9580

41%

13146

44%

3566

137%

Топливо

6

6

42

0%

46

0%

4

110%

Электроэнергия

72

74

503

2%

569

2%

66

113%

Прочие

516

599

3608

16%

4608

15%

845

123%

Всего

3317

3863

23196

100%

29715

100%

6366

128%

Таблица 2.6 Капитальный ремонт пассажирских вагонов.

Отремонтировано вагонов

42

44

Себестоимость

Результат

Элементы затрат

фактические расходы

уд. вес

уд. вес

01 г.

02 г.

01 г.

02 г.

т.руб.

т.руб.

т.руб.

т.руб.

Фонд оплаты

891

1203

21214

41%

27341

46%

6127

129%

Материалы

936

900

22286

43%

20455

34%

-1831

92%

Топливо

5

6

119

0%

236

0%

17

115%

Электроэнергия

19

28

452

1%

636

1%

184

141%

Прочие

343

480

8167

16%

10909

18%

2629

132%

Всего:

2194

2617

52238

100%

59477

100%

7126

114%

В тоже время из приведенных данных видно, что все показатели на исследуемом предприятии выполнены. К отчету прошлого года отмечается рост по всем показателям, за исключением деповского ремонта пассажирских вагонов.

Учет поступления материальных ценностей осуществляется по учетным ценам с обособленным отображением расходов по приобретению на счете «отклонение в стоимости материалов по фактической себестоимости приобретения». Списание материальных ценностей на издержки производится по учетным ценам с доведением их до фактической себестоимости путем распределения и списания отклонения или средневзвешенным ценам. При сравнительном анализе товарно-материальных ценностей на исследуемом предприятии, наблюдается увеличение их стоимости относительно 01.01.2001 г. к 01.01.2002 г.


Таблица 2.7 Товарно-материальные ценности (тыс. руб.)

Всего:

6182

13642

в т.ч. материалы

5445

1714

из них: топливо

320

797

издержки обращения

151

196

(комбинат питания)

готовая продукция и товары для перепродажи

519

1570

расходы будущих периодов

67

162

В цепях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства дирекция создает следующие резервы предстоящих расходов и платежей:

- на капитальный ремонт основных средств

- на выплату вознаграждения по итогам работы за год

- на оплату отпуска персонала.

У предприятия возникают взаимоотношения с персоналом, выполняющим производственные задания, и другими физическими лицами, именуемые – контингентом.

Таблица 2.8 Анализ контингента и фонда оплаты труда

Наименование

ед. изм.

2001 г отчет.

2002 г. план

2002 г. отчет

% к плану

% к отчету

Всего:

Контингент

чел.

1284

1317

33 чел

Фонд оплаты

т.руб.

21199,9

35718,1

168%

Средняя зарплата

руб.

1375,9

2260,1

164%

среднем.з\п без вознаграждения

руб.

1375,9

2023,9

147%

в т.ч. проводники

контингент

чел.

568

590

593

3

25

фонд оплаты

т.руб.

8857,2

14880,0

15617,4

105%

176%

среднем. зарплата

руб.

1299,5

2101,7

2194,7

104%

169%

среднем.з\п без вознаграждения

руб.

2056,8

158%

За отчетный период контингент по дирекции увеличился на 33 чел, или на 2,6% к аналогичному периоду прошлого года за счет присоединения комбината питания (157 чел. – 9 мес. 01г.), и исключения цеха движения ст. К-д (30чел.).

По перевозкам контингент вырос на 41 чел., в т.ч. по проводникам на 25 чел, в связи с увеличением объема перевозок и назначением пригородного поезда на Советск. Увеличение контингента без проводников на 16 чел, связано с укомплектованием цеха экипировки – 11 чел, и цеха БОП – 5 чел, т.к. в 2001 г. штат не был укомплектован.

Среднемесячная зарплата по ДОП составила 2260,1 руб., без годового вознаграждения 2023,9руб. Рост к аналогичному периоду составил 64% или 884,2 руб., без год. вознаграждения – 2023,9 руб., соответственно – 47% или 648 руб.

Среднемесячная зарплата за 2002 год по эксплуатации составила 2369, 8., что выше отчета 01г. на 59% или 877,7 руб., без год. Вознаграждения – 2102,9 руб. соответственно – 41 % или 610,8 руб. за счет индексации минимальной тарифной ставки ОЕТС рост составил 22% или 112 руб. к аналогичному периоду прошлого года.

Таблица 2.9 Анализ сверхурочных часов по ДОП за 2002 год

цех

2001 год

2002 год

+увеличение

-уменьшение

год

Декабрь

год

декабрь

год

Декабрь

1.

Резерв проводников

5869

5869

95986

9142

+90117

+3273

2.

ПТО

523

19

+523

+19

3.

Электроцех

951

-

+951

4.

Экипировка

392

-

+392

5.

БОП

1543

-

1593

6.

РХЦ

564

-

+564

7.

Вокзал

565

-

+565

Итого:

5869

5869

100524

9161

+94655

3192

Сверхурочные часы работы по ДОП за 2002 год составил 100524 час., в том числе по резерву проводников – 95986 час., по ПТО – 523 час., по электроцеху – 951 час., по цеху экипировки – 392 час., по БОП – 1543 час., по РХЦ – 564 час., по вокзалу – 565 час.

За декабрь 2002г.: по резерву проводников – 9142 час., по ПТО – 198 час.

По резерву проводников сверхурочные часы работы допущены в связи с укомплектованностью штата проводников на выполняемый объем перевозок. За год «вагон – км» выросли (за счет увеличения схем. Поездов) по сравнению с прошлым годом на 23 %, за декабрь – 13 %. Недосодержка проводников за год составила 81 чел., в декабре – 45 чел.

Сверхурочная работа по другим цехам была допущена в период июнь – август и вызвана также недосодержкой штата на выполняемый объем работ.

По ПТО сверхурочные часы работы были допущены в декабре месяце осмотрщиками – ремонтниками вследствие графиковой переработки – за техническое обслуживание поезда № 420/419 московского формирования (прибытие в 21.39, отправление 2.00).

2.3.Анализ финансового положения предприятия.

Информация о недостатках в работе предприятия может непосредственно присутствовать в бухгалтерской отчетности в явном или завуалированном виде. Первый случай имеет место, когда в отчетности есть «больные» статьи, которые можно подразделить на две группы:

- Свидетельствующие о крайне неудовлетворительной работе предприятия в отчетном периоде в результате этого плохом финансовом положении.

- Свидетельствующие об определенных недостатках в работе предприятия.

Причины возникновения сумм по этим статьям могут быть различными. Однако если наблюдается их рост в динамике, это свидетельствует о серьезных недостатках в организации учета и внутреннего контроля в предприятия.

Таблица 2.10 Выявление «больных» статей баланса.

Статьи

2001

2002

% изменения

Непокрытые убытки прошлых лет (88)

7589

7589

0

Непокрытые убытки отчетного года

-

-

-

Кредиты и займы, не погашенные в срок

-

-

-

Кредиторская задолженность просроченная

-

-

-

Векселя выданные просроченные

-

-

-

Анализ «больных» статей показал, что большой вес в их структуре имеют «непокрытые убытки прошлых лет». В целом можно сказать, что состояние предприятия удовлетворительное, поскольку наблюдается малое количество «больных» статей.

2.3.1. Анализ имущественного положения предприятия.

Устойчивость финансового положения предприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы. Активы динамичны по своей природе. В процессе функционирования предприятия и величины активов, и их структура претерпевает постоянные изменения. Выводы об имевших место качественных изменениях в имущественном положении предприятия, их прогрессивности делают на основании ряда критериев. В качестве формальных критериев выступают показатели динамики и структуры хозяйственных средств: доля материальных активов в общей сумме внеоборотных средств, доля быстрореализуемых активов, коэффициент годности основных средств, характеристика возрастного состава и т.п.

Таблица 2.11 Анализ имущественного положения.

Наименование показателя

Формула

Расчета

2001

2002

Сумма хозяйственных ср-в находящихся в распоряжении предприятия

Итог баланса-нетто

617941

619445

Доля ОС в активах

Стоимость/

Итог баланса-нетто

564088 = 0,91

617941

525848 =0,85

619445

Коэф. Износа ОС

Износ ОС/

Первонач. ст-ть ОС

579291 =0,51

1113379

605384 =0,54

1131232

Коэф. Обновления ОС

ПС поступивших за период ОС / ПС ОС на конец периода

0,22

0,11

Коэф. Выбытия ОС

ПС выбывших за период ОС / ПС ОС на начало периода

0,003

0,045

Сумма хозяйственных средств находящихся в распоряжении предприятия по сравнению с 2001 г. увеличилась на 1504 т.р., что свидетельствует о наращивании имущественного потенциала «Дирекция по обслуживанию пассажиров». Доля активной части ОС в 2002 г. снизилась на 0,06 %. На фоне этого коэфф. Обновления в 2002 г. уменьшился в 2 раза, а коэфф. Выбытия увеличился на 0,042 %. Это говорит о том, что состояние предприятия изменилось не в лучшую сторону, хотя и незначительно, но в тоже время у него появилось больше сводных средств для приобретения новых основных средств.

2.3.2. Оценка ликвидности платежеспособности.

Ликвидность хозяйственного субъекта – это способность его быстро погашать свою задолженность. Она определяется соотношением величины задолженности и ликвидных средств, т.е. средств, которые могут быть использованы для погашения долгов (наличные деньги, депозиты, ценные бумаги, реализуемые элементы оборотных средств и др.) по существу, ликвидность хозяйствующего субъекта означает ликвидности его баланса. Ликвидность баланса выражается в степени покрытия обязательств хозяйствующего субъекта его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность означает безусловную платежеспособность и предполагает постоянное равенство активами обязательствами как по общей сумме, так и по срокам наступления.

Платежеспособность означает наличие в организации денежных средств и их эквивалентность, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности является:

- наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете.

- Отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

Таблица 2.12 Оценка ликвидности и платежеспособности.

Наименование показателей

Форма расчета

2001

2002

Величина собственных оборотных средств

Оборотные активы – краткосрочные пассивы

53765-20754=33011

93470-25937=67533

Маневренность собственных оборотных средств

Денежные средства / функционирующий капитал

295/33011 =0,009

934/67533 =0,014

Коэфф. Текущей ликвидности

Оборотные активы / краткосрочные пассивы

53765/20754 =2,59

93470/25937 =3,60

Коэфф. Быстрой ликвидности

Обор. активы за минусом запасов / краткосрочные пассивы

(53765-6152)/ 20754 = 2,29

(93470-13642) / 25937 =3,08

Коэфф. Абсолютной ликвидности

Денежные средства / краткосрочные пассивы

295/20754= 0,014

934/25937 = 0,036

Доля оборотных средств

Оборотные активы/ всего хоз. ср-в (нетто)

53765/ 617941 = 0,09

93470/ 619445 =0,15

Доля собственных об. ср-в общая их сумма

Собств. Об. Ср-ва/ оборотные активы

33011/ 53765 = 0,61

67533/ 93470 = 0,12

Доля запасов в обор. Ср.

Запасы/ оборотные активы

6152/ 55765 = 0,11

13642/ 93470 =0,15

Доля собственных оборотных средств покрытии запасов

Собственные оборотные ср-ва/ запасы

33011/6152= 5,37

67533/ 13642 = 4,95

Коэфф. Покрытия запасов

«нормальные» источники покрытия/запасы

35256/ 6152 = 5,73

69102/ 13642 = 5,07

Рост показателя «величины собственных оборотных средств» рассматривается как положительная тенденция в деятельности ДОП, в тоже время наблюдается и повышение маневренности этого показателя. Из таблицы можно увидеть, что в отношении ликвидности положение предприятия хорошее, поскольку коэффициент текущей ликвидности и коэффициент быстрой ликвидности, соответственно 3,60 и 3,08 выше 1. Незначительный рост коэффициента абсолютной ликвидности рассматриваем как положительную тенденцию.

Однако снижение коэффициента покрытия запасов говорит об ухудшении состояния предприятия.

2.3.3. Оценка финансовой устойчивости.

Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия – стабильность ее деятельности в своей долгосрочной перспективе. Она связана с общей финансовой структурой предприятия, степенью ее зависимости от внешних кредитов и инвесторов, условиями на которых привлечены и обслуживаются внешние источники средств.

Количественно финансовая устойчивость может оцениваться двояко:

Во-первых, с позиции структуры источников средств, во-вторых, с позиции расходов, связанных с обслуживанием внешних источников. Соответственно выделяют две группы показателей, называемые условно коэффициентами покрытия и капитализации.

В нашем анализе важна вторая.

Коэффициент концентрации собственного оборотного капитала показывает, какова доля владельцев предприятия в общей сумме средств, вложенных в предприятие. Чем выше значение этого показателя, тем более финансово устойчиво и независимо предприятие. Показатель имеет маленькую величину и увеличивается, это говорит о том, что собственный капитал достаточно полно использовался, а значит организация достаточно финансово устойчива.

Коэффициент финансовой зависимости – это обратный показатель к коэффициенту концентрации собственного капитала. Уменьшение его говорит о том, что уменьшилась доля заемных средств в финансировании коммерческой деятельности предприятия.

По коэффициенту маневренности собственного капитала можно судить, какая его часть используется для финансировании текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, а какая капитализирована. Рост этого показателя к 2002 году до 0,11 показывает, что 11 % составляют собственные оборотные средства в общей доле капитала.

Коэффициент структуры долгосрочных вложений показывает, какая часть внеоборотных активов профинансирована за счет долгосрочных заемных средств.

Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств характеризует долю долгосрочных кредитов и займов, привлеченных для финансирования деятельности предприятия наряду с собственными средствами, в общем капитале предприятия, под которым понимается общая величина долгосрочных источников средств.

Отсутствие величины этого показателя в 2002 году означает, Что предприятие не зависит от внешних инвесторов.

Коэффициент заемного капитала позволяет установить долю долгосрочных пассивов в общей сумме заемных средств.

Коэффициент соотношения собственных средств и заемных дает общую оценку финансовой устойчивости предприятия. Увеличение показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от заемного капитала, т.е. о некотором уменьшении финансовой устойчивости.

Таблица 2.13 Расчет финансовой устойчивости ДОП

Наименование показателя

Формула расчета

2001

2002

Коэффициент концентрации собственного капитала

Собств. Кап. /всего хоз.ср. (нетто)

597187/ 617941= 0,97

593508/ 619445= 0,97

Коэфф. Финансовой зависимости

Всего хоз.ср. (нетто)/собств. Кап.

617941/ 597187= 1,04

619445/ 593508=1,03

Коэфф. Маневренности собств. Кап.

Собств. Обор. Ср-ва / собств.кап

33011/ 597187= 0,06

67533/ 593508=0,11

Коэфф.концентр.заемного кап.

Заемн.кап./ всего хоз.ср. (нетто)

20754/ 617941=0,03

25937/ 619445=0,04

Коэф.структуры долгоср.вложений

Долгосрочн. Пассивы/ внеоборотн.пассивы

0

0

Коэф.долгосрочного привлечен.заемных ср-в

Долгосрочн.пассивы/ долгосрочн пассивы + собств.кап.

0

0

Коэф.структуры заемного кап.

Долгосрочные пассивы/ заемный кап.

0

0

Коэф.соотношения собств.заемных средств

Заемн.кап./ собств.кап.

20754/ 597187 =0,03

25937/ 593508=0,04

Из расчетов можно сделать ряд выводов:

- во-первых, ДОП не является финансово зависимым от внешних кредиторов и инвесторов, поскольку коэффициенты отвечающие за состояние заемных средств равны 0.

- Во-вторых, коэффициент концентрации собственного капитала к концу исследуемого периода составил 97 % ,а, как известно, чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно, и независимо от внешних кредиторов предприятие.

2.3.4. Оценка деловой активности.

Деловая активность проявляется в динамичности развития предприятия, достижение ею целей , что отражает натуральные и стоимостные показатели, эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции.

Оборачиваемость – один из важнейших показателей деловой активности. Он показывает как быстро тот или иной вид оборотных средств проходит полный оборот, т.е. из вещественной формы перетекает в денежную и опять в вещественную. Чем меньше оборачиваемость, тем лучше работает организация.

Фондоотдача - это показатель, показывающий сколько выручки приходится на 1 рубль фондов, тоже растет, т.е. основные фонды задействуются более полно.

Коэффициент погашения дебиторской задолженности повысился.

Операционный цикл характеризует время, в течении которого финансовые ресурсы омертвлены в запасах и дебиторской задолженности. Наше предприятие имеет стабильный размер операционного цикла 43 дня.

Финансовый цикл вырос по сравнению с 2001 года на 24 дня, т.е. это говорит об общем ухудшении обращения денежной наличности.

Таблица 2.14 Расчет показателей деловой активности.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  183  184  185   ..

 

Наименование

показателей

Форма

Расчета

2001

2002

Выручка от реализации, т.руб.

-

125776

14147

Чистая прибыль, т.руб.

Прибыль – налоги

-

+ 160

-7

Фондоотдача руб/руб.

Выручка от реализации/ средняя стоимость ОС

125776/ 564088 = 0,22

142147/ 525848 =0,27

Оборачиваемость ср. в расчетах (В оборотах)

Выручка от реализац./ ср. дебиторская задолженность

12776/ 675 =186,3

142147/1180 =120,5

Оборачиваемость ср. в расчете (в днях)

360/ пок 4

360/ 186,3 =1,9

360/ 120,5 =3,0

Оборачив.запасов (в оборотах)

Себестоим-ть реализации/ средние запасы

13301 /6349 =17,8

(стр.210+220)

121774 /13788 =8,83

Оборачив. Запасов (в днях)

360/ пок.8

360 / 17,8 =20,2

360/ 8,83 =40,8

Оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях)

Средняя кредит-я задолженность* 360 дней / с-с реализации

2245*360/ 113301 = 7,1

1569*360/ 121774 =4,6