Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  725  726  727   ..

 

 

Оценка и проблемы развития инвестиционно-строительной деятельности (на примере Ивановской области)

Оценка и проблемы развития инвестиционно-строительной деятельности (на примере Ивановской области)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Ивановский государственный университет

Кафедра экономики и организации предпринимательства

На тему: ОЦЕНКА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Студент:

Сидоров Василий Иванович

Научный руководитель:

к.э.н., доцентв.

Удалова Е.Н.

Иваново, 2004


ВВЕДЕНИЕ

Строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономике.

Ведущая роль строительного комплекса в достижении стратегических целей развития общества определяется тем, что конечные результаты достигаются путем осуществления инвестиционно-строительных программ проектов на федеральном и региональном уровнях.

В соответствии с объективными закономерностями выход России на экономический уровень передовых зарубежных стран возможен при условии широкомасштабного повышения инвестиционной активности, роста объемов капитальных вложений в новое строительство, реконструкции техническое перевооружение существующих основных фондов, с опережающим развитием производственного потенциала строительной отрасли и её материально-технической базы.

При этом непременным условием является повышение эффективности капитального строительства, на основе наиболее рационального использования инвестиционных ресурсов, направление их в программы и проекты, позволяющие получить наибольшие экономические и социальные результаты, а также высокую эксплуатационную рентабельность возведенных объектов.

В условиях рынка строительство, как и все отрасли производственной сферы, приобретает новый экономический смысл, связанный со свободной динамикой капитала и свободой деятельности каждого объекта собственности. На смену вертикальным отраслевым связям, преобладающим в административно-плановой экономике, приходят горизонтальные связи инвесторов, поэтому строительство как процесс представляет собой непрерывную инвестиционную деятельность собственников капитала на протяжении жизненных циклов здания или сооружений, в возведение которых этот капитал был вложен.

В связи с изменением принципов хозяйствования изменилась роль государства в экономике: на смену тотальному контролю и фактическому субсидированию отраслей промышленности и, в частности, строительства, пришла необходимость разработки стройной, экономически обоснованной инвестиционной политики. Инвестиционная политика любого государства не должна идти в разрез с основной экономической стратегией страны и обязана придерживаться определенных принципов, которые разрабатываются на основе анализа внешних и внутренних факторов развития национальной экономики. Все эти принципы учитывают основные тенденции и направления экономической жизни страны, а также соблюдение ее национальных интересов и государственную безопасность.

Строительный комплекс очень значим для страны, но в литературе ему уделяется не достаточное внимание: существует мало периодических изданий, описывающих строительную отрасль, подавляющее количество журналов описывает техническую сторону строительства. Недостаточно учебников по экономике строительства, большей частью, это учебники, изданные при социализме, следовательно, они не могут дать полной информации о строительной отрасли, которая теперь существует в новой экономической формации.

Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы еще раз заострить внимание на одной из важнейших для экономики страны отрасли. Выявить положительные или отрицательные тенденции в развитии стройиндустрии и попробовать решить их как в общем российском, так и в региональном масштабе.

В дипломной работе предполагается рассмотреть ряд задач, с помощью которых будет проведен полный анализ инвестиционно-строительного комплекса.

В работе представлена теоретическая основа, где рассказывается о значимости строительного комплекса в экономике страны и региона рассмотрены методологические аспекты, позволяющие правильно и полноценно произвести анализ по выявлению позитивных и негативных тенденций в развитии инвестиционно-строительного комплекса.

В практической части работы предполагается провести анализ строительного комплекса на основе статистических данных, которые помогут выявить тенденции в отрасли. После полного анализ будет дана оценка проблемам, которые стоят перед строительной отраслью, а также определены направления для решения существующих проблем.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

 

1.1 Инвестиционно-строительный комплекс и его роль в развитии экономики

 

1.1.1 Строительство

Строительство – одна из крупнейших отраслей народного хозяйства, которая включает в себя строительно-монтажные подрядные организации, проектно-изыскательские, проектно-конструкторские организации, научно-исследовательские учреждения строительного профиля, а также органы хозяйственного управления строительством. Особенность строительства заключается в сооружении недвижимых объектов основных средств; создаваемая продукция неподвижна и используется по месту ее нахождения. Процесс строительства отличается большой длительностью, капиталоемкостью и материалоемкостью, продукция носит индивидуальный характер, поскольку предназначена для определенного заказчика. Каждый объект строительства осуществляется по индивидуальному проекту и привязан к определенной территории, поэтому средства труда и рабочая сила постоянно перемещаются с одного объекта на другой. Весьма разнообразен характер сооружаемых объектов и выполняемых работ, стоимость которых определяется специфической ценой – сметной стоимостью. Конечным результатом строительства является строительная продукция, представляющая собой сданные в эксплуатацию производственные мощности и основные фонды по полной сметной стоимости.

Строительство относится к числу ключевых отраслей, во многом определяющих развитие экономики страны, решение намеченных социальных, экономических и технических задач. Это особенно актуально в нынешний период, когда Россия осуществляет непростой переход от плановой экономики к рыночным отношениям. Тем более возрастает роль строительного комплекса, когда на рубеже столетий предстоит решать комплексные проблемы, связанные с обновлением основных фондов, модернизацией предприятий, решением многолетней жилищной проблемы, касающейся каждого россиянина, размещением вынужденных переселенцев, мигрантов, «чернобыльцев», военнослужащих и т.п. [36]

Комплекс объединяет значительное количество участников, выполняющих многообразные функции, которые взаимообусловлено связаны с осуществлением строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта предприятий и объектов всех отраслей и сфер экономики Российской Федерации.

Ведущая роль строительного комплекса в достижении стратегических целей развития общества определяется тем, что конечные результаты достигаются путем осуществления инвестиционно-строительных программ и проектов на федеральном и региональном уровнях.

Госстрой России, в соответствии с Положением, утвержденным Правительством Российской Федерации, продолжает выполнять многопрофильные задачи и функции, имеющие межотраслевой и межрегиональный характер. В эти функции входят:

– межотраслевая координация по вопросам государственной политики в области строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов и стройиндустрии;

– разработка и проведение во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральной жилищной и градостроительной политики;

– контроль и координация деятельности органов государственной экспертизы, лицензирования, ценообразования, сертификации, архитектурно-строительного надзора, жилищных инспекций;

– проведение научно-технической политики в области строительства, разработка и организация внедрения строительных норм, правил и государственных стандартов;

– формирование рыночной инфраструктуры и конкурентной среды в отрасли;

– выполнение обязанностей государственного заказчика по ряду федеральных целевых программ и другие функции [21].

В работе по реализации этих задач и функций осуществлялось постоянное взаимодействие практически со всеми федеральными министерствами и ведомствами, отраслевыми структурами, налажено тесное сотрудничество с субъектами Российской Федерации. Коренные изменения в экономике Российской Федерации в целом находят отражения и в инвестиционно-строительной сфере.

При этом непременным условием является повышение эффективности капитального строительства, на основе наиболее рационального использования инвестиционных ресурсов, направление их в программы и проекты, позволяющие получить наибольшие экономические и социальные результаты, а также высокую эксплуатационную рентабельность возведенных объектов.

В условиях сокращения капитальных государственных вложений проведена значительная работа по привлечению в жилищное строительство внебюджетных источников финансирования. В регионах успешно действуют внебюджетные фонды развития жилищного строительства, используются кредиты коммерческих банков, выделяются субсидии, выпускаются займы, облигации и сертификаты. В результате проводимой работы удалось увеличить объем внебюджетных инвестиций в жилищное строительство, и доля построенного жилья за счет внебюджетных источников финансирования достигла более 85 процентов.[4 с. 56]

Несмотря на сложные экономические условия, строительному комплексу в определенной мере удалось приспособиться к новой экономической ситуации и сохранить свой производственный потенциал. Одним из первых строительный комплекс создал структуру управления, адекватную рыночным отношениям. В настоящее время он представляет собой совокупность подрядных организаций, предприятий промышленности строительных материалов, стройиндустрии, механизации и транспорта, проектных, научно-исследовательских, инжиниринговых и лизинговых фирм и других формирований, осуществляющих работы по строительству, реконструкции, техническому перевооружению и капитальному ремонту предприятий и объектов всех отраслей и сфер народного хозяйства различных форм собственности.

В зависимости от ведомственной и территориальной принадлежности бывшие строительные министерства и территориальные объединения преобразованы в корпорации и акционерные фирмы, строящие свои взаимоотношения с входящими в их состав организациями и предприятиями на экономических принципах и методах управления. Созданы также федеральные территориальные органы государственного управления.

Появление большого числа новых хозяйствующих субъектов в строительстве повышает уровень конкуренции и эффективность использования производственного потенциала отрасли, стимулирует рыночную активность.

Строительный комплекс России объединяет почти 6,5 млн. человек, которые трудятся на начало 2004 года в 113,0 тысячах организаций и предприятий. В 1997 году в строительном комплексе в основном был завершен процесс приватизации. В государственной собственности остались предприятия и организации, приватизация которых запрещена и нецелесообразна. Утвердилось многообразие форм собственности. Доля негосударственного сектора в общем объеме подрядных работ достигла 88 процентов. Частными фирмами выполняется более половины объемов работ. В промышленности строительных материалов государственные предприятия производят лишь 12,4 процента от общего объема производства продукции, а остальная часть производится частными предпринимателями и предприятиями со смешанной формой собственности.

Начиная с 1998 года, наблюдается стабилизация в строительном комплексе. Впервые за годы экономических реформ отмечается ырост объемов инвестиций в основной капитал и подрядных работ.

Сегодня в начале нового тысячелетия строительный комплекс остается одним из немногих реальных секторов экономики, от которого напрямую зависят решение жилищной проблемы, темпы обновления основных фондов, структурная перестройка промышленности и, в конечном счете, эффективность реорганизации всей экономики. Общеизвестно, что любой инвестированный в строительство рубль притягивает за собой 4-5 рублей в смежные отрасли. А это позволяет дать импульс к развитию других отраслей, оживить ситуацию на рынке (особенно, в трудоизбыточных регионах) и, в конечном счете, снизить социальную напряженность в обществе. Доля строительного комплекса в ВВП стабильно в течение десятилетий сохраняется на уровне 10-11 процентов.[14]

В стране устойчиво наращивается объем вводимого жилья со среднегодовым темпом 4-6 процентов. Рост выпуска эффективных конкурентоспособных на мировом рынке строительных материалов устойчиво сохраняется в пределах 10-15 процентов в год. Итоги работы отрасли в 2002 году свидетельствуют о сохранении и нарастании позитивных тенденций в инвестиционно-строительной деятельности.

Главная роль в реализации поставленных задач в рамках государственной жилищной политики, как и прежде, отводится рыночным субъектам деятельности как основным производителям товара и услуг в жилищной сфере.

С целью приведения объема и состава, жилищных прав граждан, обязательств государства и местного самоуправления в соответствие с Конституцией Российской Федерации и государственной жилищной политикой в ближайшие годы Госстроем России совместно с регионами намечено разработать новый Жилищный кодекс, внести изменения в федеральные законы «Об основах федеральной жилищной политики», «О приватизации жилья в Российской Федерации», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», в Гражданский кодекс Российской Федерации и др [21].

Достигнутые в отрасли за последние 2-3 года стабильные темпы роста объемов производства и услуг в сочетании с позицией правительства страны, которое рассматривает решение жилищной проблемы в качестве общероссийской задачи, дают все основания надеяться на успешное решение стоящих перед строительным комплексом задач.

1.1.2 Инвестиции

Под инвестициями понимаются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской или других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта [50].

Инвестиции в реальные активы можно разделить на следующие группы:

инвестиции в повышение эффективности производства, то есть, затраты на модернизацию оборудования или на перемещение производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства;

инвестиции в расширение производства;

инвестиции на создание новых производств;

инвестиции для удовлетворения требований государственных органов управления.

Кроме того, инвестиции обычно делят на краткосрочные и долгосрочные вложения. При высоком экономическом развитии страны и достаточно стабильной ситуации как внутри национальной экономики, так и в общемировом хозяйстве возрастает доля долгосрочных инвестиций. И наоборот, в обстановке экономической или политической нестабильности большинство инвестиций носит краткосрочный характер, так как возрастает риск потерять вложения вообще или получить от них слабую отдачу [13].

Инвестирование – более широкое понятие, чем собственно строительство или реконструкция объектов, поскольку воспроизводство основных производственных фондов в форме капитальных вложений является только частью инвестирования [3].

Это новое понимание инвестиций отражается и в российской системе макроэкономического учета, где произошел переход от системы баланса народного хозяйства к системе национальных счетов (СНС). В СНС выделяются экономические операции и показатели, которые относятся к приобретению, использованию и выбытию такого рода объектов, которые используются в течение длительного времени. Эти операции отражаются в счете операций с капиталом (счет капитальных затрат), которые характеризуют инвестиционный процесс не только в форме реального накопления основных и оборотных фондов, но и нематериальных активов и источников финансирования. СНС предусматривает классификацию субъектов хозяйственной деятельности не только по отраслям, но и по секторам экономики, что открывает дополнительные возможности макроанализа.

Под инвестиционной деятельностью понимается «вложение инвестиций, и осуществление практических действий в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта»

Капитальные вложения – инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательные работы и другие затраты [44].


1.2 Развитие малого бизнеса в строительном комплексе

Малый строительный бизнес способствует становлению конкурентной среды, оперативно реагирует на изменение рыночной конъюнктуры, придавая экономике строительства необходимую гибкость. Малые строительные фирмы позволяют мобилизовать и наиболее эффективно использовать материальные, финансовые и природные ресурсы [3].

Малые строительные фирмы играют немаловажную роль в осуществлении прорыва по ряду важнейших иных направлений научно-технического прогресса, прежде всего, в области материальных ресурсов, экологического и энергоемкого комплекса. Они создают ту среду и дух предпринимательства, без которых невозможна рыночная экономика, построенная на личной инициативе и заинтересованности производителей.

Малые строительные фирмы наиболее ориентированы на местный рынок и решение территориальных проблем, что дает основание видеть в нем экономическую основу местного самоуправления.

На протяжении длительного времени в работах отечественных экономистов деятельности малых строительных предприятий не уделялось должного внимания. С возрождением кооперативных движений в конце 80-х годов в нашей стране возрос интерес исследователей к феномену малого предпринимательства. Переходное состояние экономики актуализирует эту проблему. Появившиеся в 90-е годы публикации [1, 3, 4, 12, 18, 22, 23, 31, 34, 35, 53, 54] раскрывают различные вопросы, связанные с деятельностью малых строительных организаций.

В целях реализации государственной политики по развитию малого предпринимательства Государственным комитетом Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства разработана “Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, одним из исполнителей которой было определено строительное ведомство России.


1.3 Методы анализа функционирования инвестиционно-строительного комплекса

Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам инвестиционно-строительного комплекса. В работе использовались монографии, брошюры, статьи в сборниках и периодических изданиях по вопросам, рассмотренным в дипломной работе. В качестве фактических материалов использовались данные Государственного Комитета Статистики [31] и статистический сборник по Ивановской области [31], а также специальные исследования.

В дипломной работе использованы различные методы и приемы статистики [28]. К ним относятся средние и относительные величины, группировки, показатели динамики и другие. Наибольшее значение в анализе имеет метод группировок, который, в сочетании с другими приемами и методами, позволяет учитывать специфику сводного анализа и на этой основе выявлять особенности использования экономических законов в процессах освоения инвестиционных вложений и характеристики строительного производства. В анализе производственной деятельности строительных предприятий большое значение имеет и группировка по формам собственности, объему выполненных работ, численности занятых, числу предприятий. Широко применяются в анализе средние и относительные величины. Они могут использоваться самостоятельно или в сочетании с другими методами, например, группировкой. Особый интерес представляет анализ структуры и ее изменения.

Для изучения влияния на экономику строительства различных структурных изменений следует использовать показатели структурных сдвигов (изменение структуры во времени) и структурных различий (сравнение структур различных объектов). Основными из них являются:

Абсолютный прирост долей (удельных весов):


 или ,

где n – число интервалов времени,

 - абсолютный прирост удельного веса,

d1 и d0 – удельный вес структурной части в отчетном и базисном периодах.

Обобщающие показатели структурных сдвигов и структурных различий, например, линейный коэффициент структурных изменений:

,

где  - средний прирост по совокупности в целом,

k – Число структурных составляющих.

Роль статистики состоит также в изучении взаимосвязей между различными показателями рассматриваемой деятельности, в данном случае, строительства. Это изучение важно не только для установления самого факта наличия связей, но и для научно-обоснованного прогнозирования. Поэтому важно придать выявляемым связям математическую определенность, ведь без их количественных оценок невозможно довести результаты экономических разработок до практического применения.

Статистические показатели могут состоять между собой в различных типах связи:

балансовая характеризует взаимосвязь между источником формирования ресурсов и их потреблением

компонентная, когда изменение статистического показателя определяется изменениями его компонентов (сомножителей); это используется в индексном методе, например:


, где

Iqp – индекс объема строительно-монтажных работ в фактических ценах;

Iq – то же в сопоставимых ценах;

Ip – индекс сметных цен.

Факторная проявляется в согласованной вариации изучаемых показателей, один из которых считается факторным, другой – результативным.

Корреляционная, при которой изменение результативного признака обусловлено изменением факторного лишь частично, так как возможно влияние прочих факторов. По своему характеру корреляционные связи являются соотносительными.

В отличие от функциональной связи, проявляющейся с одинаковой силой у каждой единицы изучаемой совокупности, в корреляционном при одном значении учтенного фактора возможны различные значения результативного признака. Поэтому для изучаемой совокупности в целом здесь устанавливают соотношение, в котором изменению фактора соответствует среднее изменение результата. Таким образом, корреляционные связи проявляются в совокупности в целом.

При изучении корреляционной связи показателей строительной деятельности перед статистикой ставят следующие задачи:

проверка положений экономической теории о возможности связи между изучаемыми показателями и придание выявленной связи аналитической формы;

установление количественных оценок тесноты связи, характеризующих силу влияния факторных признаков на результат.

Для выявления закономерности развития инвестиционно-строительных процессов во времени и их прогнозирования используют методы выравнивания динамических рядов.

укрупнение интервалов применяется для выявления тренда в рядах данных, колебания в которых затушевывают основную тенденцию развития. Он состоит в простом объединении мелких периодов в более крупные интервалы и суммировании данных внутри новообразованных периодов;

при использовании метода скользящей средней каждую новую среднюю величину рассчитывают, отбрасывая один уровень слева и добавляя один уровень справа. Например: ,  и т.д.

Для выравнивания динамических рядов можно использовать различные математические функции:

уравнение прямой линии: ;

степенную функцию:

уравнение гиперболы:

уравнение параболы:

показательную функцию: ,

где y – уровень изучаемого показателя в зависимости от времени, t – период времени, a0, a1,a2 – параметры модели.

Параметры модели определяются путем решения системы уравнений, полученных методом наименьших квадратов по формулам, приводимым в учебниках статистики.

На основе выявленных тенденций развития основных показателей строительства можно спрогнозировать их на ближайшее будущее, то есть провести экстраполяцию:

по средним абсолютным приростам показателя в ретроспективе и их распространением на перспективу:


 - экстраполируемый уровень,

 - конечный уровень динамического ряда,

 - средний абсолютный прирост показателя в базисной динамике,

 - период упреждения.

При экстраполяции уровня показателей со стабильными темпами роста применяется формула:

,

где  - средний темп роста в базисной динамике

С использованием трендов развития показателей, полученных при выравнивании динамических рядов, например:

Результаты экстраполяции обычно даются в виде вероятностных интервальных оценок. Для определения доверительного интервала используется следующая формула:

,

где  - коэффициент Стьюдента,

Gt – средняя квадратическая ошибка тренда:

,

n – Число уровней базисного ряда динамики

m – Число параметров модели (для уравнения прямой m=2).

Вероятностные границы интервала прогнозируемого явления:


.

Нужно иметь в виду, что экстраполяция в рядах динамики носит не только приближенный, но и условный характер, поэтому ее следует рассматривать лишь как предварительный этап разработки прогнозов.

1.4 Система показателей оценки инвестиционно-строительной деятельности

Как и всякая отрасль, строительство изучают с помощью системы статистических показателей. Предметом изучения здесь являются: массовые экономические и социальные явления и процессы в совокупностях предприятий, в их связи с другими отраслями; проявление экономических законов в конкретных условиях, месте и времени; количественная сторона экономических явлений и процессов, представляющих результаты и факторы инвестиционно-строительной деятельности.

Для характеристики результатов и факторов этой деятельности необходимо использование научно обоснованной системы показателей.

Система показателей – это комплекс взаимосвязанных величин, характеризующих существенные стороны какого-либо процесса.

Статистический показатель – это величина, адекватно характеризующая реальный процесс во времени и пространстве.

Используемые показатели должны быть:

анализируемыми – пригодными для экономико-статистического и статистико-математического анализа;

аналитичными – способными объяснять причины явлений, отображаемых анализируемыми показателями;

корректными – обеспечивающими необходимую для практических целей достоверность отображения изучаемого объекта;

прогностичными и динамичными – отображать изменения процесса или явления во времени;

агрегируемыми – допускающими при сводке переход от одного уровня к другому как с помощью суммирования, так и более сложными методами;

однозначными – иметь при интерпретации только одного толкования;

измеримыми – поддающимися количественному выражению;

документальными – основанными на достоверных первичных данных;

эффективными – эффект применения показателей должен превышать затраты на их получение [28].

В современных условиях строительные предприятия можно подразделять по различным признакам: по форме собственности, по числу работающих, по вводимым площадям, по объему осваиваемых средств.

По форме собственности строительные фирмы, как и все прочие, делятся на 3 вида: государственные, муниципальные предприятия, акционерные общества и товарищества. У каждого вида свой заказчик и свои источники финансирования:

государственные – выполняют федеральные и социальные заказы; финансируются из федерального бюджета;

муниципальные – выполняют региональные заказы и финансируются из местного бюджета;

негосударственные (акционерные общества и товарищества) – работают по заказам фирм и даже частных лиц, которыми и финансируются. Поскольку по Закону акционерные общества – более крупные предприятия, чем товарищества, то и заказчики у первых крупнее, чем у вторых [57].

По числу работников строительные фирмы делятся на малые (до 15 человек), средние (до 100 человек) и крупные (свыше 100 человек) предприятия. Такое разделение хорошо согласуется с предыдущим – государству и региону принадлежат, в основном, гиганты, большим обществам – средние предприятия, а мелким фирмам, вынужденным самостоятельно бороться за выживание, остаются малые предприятия, которые гибко реагируют на изменения на рынке.

По объему работ за последние десять лет ситуация изменилась: на долю крупных государственных предприятий приходится теперь не более 13% вводимых площадей, поскольку после событий 1998 года выжили, в основном, мелкие и средние заказчики, а крупные, с которыми госпредприятия обычно имеют дело, сократили свою деятельность.

При оценке результатов деятельности строительства нельзя ограничиться каким-либо одним показателем продукции. Нужна система показателей, обеспечивающая возможность комплексного анализа результатов и условий строительного производства.

Продукцией строительной отрасли являются промышленные, социальные и жилые здания. Ее можно учитывать как в натуральном измерении (число объектов, суммарная площадь), так и в денежном выражении (себестоимость, расходы на единицу, рыночная стоимость объектов). Учет продукции в натуральных единицах измерения не позволяет получать общие итоги объемов выпуска разнородной продукции из-за несоизмеримости конкретных видов потребительской стоимости, а введение условно-натуральной единицы в строительстве не практикуется. Поэтому в данной отрасли продукцию учитывают чаще всего в денежном выражении. Структуру цен здесь можно представить следующей схемой:

Для оценки непосредственно инвестиционной и строительной деятельности в регионе используется следующая система показателей:

показатели капитальных вложений (инвестиций в основной капитал) позволяет изучать их объемы, динамику, структуру, основные направления и результаты инвестиционной деятельности, а также выделить основные группировки капитальных вложений:

по технологической структуре, что позволяет определять объемы строительно-монтажных работ, затрат на приобретение оборудования и прочее;

по экономическому назначению – для характеристики инвестиций в производственную и непроизводственную сферы экономики и соотношение между ними;

по направлениям воспроизводства – для определения инвестиций, связанных с созданием непосредственно новых, а также с модернизацией действующих основных фондов;

по источникам финансирования, что позволяет оценить степень государственной поддержки приоритетных сфер деятельности, долю собственных финансовых ресурсов предприятий, степень участия иностранных инвестиций и частного капитала;

по отраслям и подотраслям как производящим товары, так и оказывающим рыночные и нерыночные услуги;

по формам собственности, чтобы изучить долю государственных инвестиций, частных инвесторов как смешанной, так и российской собственности.

Показатели инвестиционной деятельности в целом охватывает процесс формирования инвестиционного капитала, реализацию инвестиций, результат инвестиционного процесса, инвестиционный климат.

Комплексный анализ инвестиционных процессов включает в себя, кроме показателей динамики и структуры инвестиций, их долю в ВВП, а главное – изучение экономической эффективности инвестиций (их доходности).

Система показателей оценки масштабов и эффективности строительства включает в себя:

 показатели объемов, динамики, структуры строительно-монтажных работ, в том числе по договорам подряда;

состояние производственной программы, обеспеченность заказами, количество заключенных договоров (контрактов);

ввод в действие производственных мощностей и основных фондов;

труд в строительстве: численность занятых, среднюю заработную плату, производительность труда;

наличие и состояние основных фондов, парка основных строительных машин;

инвестиции в развитие строительной индустрии;

финансовое состояние строительных организаций: затраты на рубль строительно-монтажных работ, прибыль/убыток, доля прибыльных/убыточных организаций и так далее [13].

1.5 Особенности Ивановской области как объекта инвестиционно-строительного комплекса

Ивановская область, которая занимает примерно небольшую часть площади всей страны и население которой составляет 0,8% от всех россиян, является одним из самых типичных субъектов Российской Федерации. По крайней мере до 1998 года все тенденции, характеризующие все хозяйство России в целом, были свойственны и нашему краю. Кризис 1998 года ударил по Иванову больнее, чем по всем остальным областям и краям России и выправляемся мы несколько медленнее. Это объясняется нашей историей [57].

Ивановская область издавна славилась своими прядильными, ткацкими и ситцепечатными традициями. Поэтому и в советское время она сохраняла за собой роль столицы легкой, текстильной и швейной промышленности Союза. Вся экономика края была подчинена этой специализации: «Ивтекмаш» и «ИЗЧМ» непосредственно производили станки для текстильных фабрик, «Автокран» изготавливал технику для возведения фабричных корпусов, складов и жилья для работников фабрик. Сюда съезжались люди (в основном, женщины) со всей страны. Государство здесь допустило только один просчет (точнее, рискованный расчет): ради дешевизны продукции практически все текстильные предприятия были переведены на переработку хлопка, который привозили из Средней Азии, входившей тогда в состав СССР. Естественно, сразу же после его распада весь хлопок стал импортным и взлетел в цене, что практически загубило сначала текстильные предприятия, а потом и всю замкнутую на них экономику нашего края. Резко упал уровень жизни, что ударило по всем отраслям хозяйства, в том числе по строительству, поскольку исчез платежеспособный заказчик. За период до 1998 года ситуация понемногу выправилась, однако, кризис ударил по заказчикам так сильно, что, вплоть до настоящего времени о вводе новых промышленных объектов речи практически не идет. Основным видом строительной деятельности стала модернизация, перепланировка и ремонт уже введенных в строй зданий («Серебряный город», «Плаза», «МТС Иваново»). За последние два года в строй введено лишь несколько новых нежилых объектов, причем, большая часть из них – это не промышленные здания, а торговые комплексы («Кристалл», «Рекона-Фа», «Бимарт»). Это и понятно – сейчас все гонятся за «короткими» деньгами, а в промышленности, а тем более, в строительстве они достаточно «длинные», так что инвестор должен поверить в стабильность экономической ситуации и собственного положения. В этом смысле ситуация вновь начинает налаживаться, так что кризис в инвестиционно-строительной деятельности подходит к концу.

Это особенно важно потому, что последствия кризиса привели к снижению производственного потенциала области, как в количественном, так и в качественном отношении. В итоге он перестал соответствовать современным требованиям. Наблюдается низкий технический уровень ряда отраслей и производств, высокая степень износа основных фондов, особенно, оборудования, недостаточный технологический уровень и низкая конкурентоспособность. Поэтому важнейшими задачами являются оживление инвестиционного процесса, техническое переоснащение предприятий, обновление оборудования и усовершенствование технологических процессов.

Однако Ивановская область относится к регионам с низкой инвестиционной привлекательностью. Поддержание, здесь хотя бы минимальной инвестиционной активности является сложной проблемой, решение которой возможно лишь при усилении поддержки со стороны федерального бюджета, а также мобилизацию таких источников, как выпуск и размещение целевых займов под инвестиции в строительство (реконструкцию или техническое перевооружение) конкретных объектов. Резервы формирования финансовой базы инвестирования кроются также в аккумулировании на выгодных условиях свободных средств предприятий различных форм собственности, а также сбережений населения.

Кризис 1998 года оказал на строительный комплекс нашей области некоторое положительное влияние. В частности, к 2000 году мы сумели практически догнать Россию в целом по объему работ по договорам строительного подряда, приходящемуся на частные предприятия (52,7% у нас против 62,5% по России в целом). А по жилой площади в расчете на каждого жителя мы даже опередили средний показатель по стране (20,1м2 у нас против 19,3м2 по России). При этом есть показатели, по которым мы до сих пор чудовищно отстаем. Например, по числу вводимых жилых домов на 1000 жителей Ивановская область занимает 68-е место в России, а по числу квартир отстает от среднего показателя по России в 2,5 раза (1,1 квартира/тыс. жит против 2,6). Поэтому инвестиционно-строительная сфера Ивановской области заслуживает более пристального внимания.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

 

2.1 Анализ инвестиционной деятельности

Предприятиями и организациями всех форм собственности на развитие экономики и социальной сферы РФ только за 2000 – 2002 годы направлено в основной капитал свыше 4 трлн. рублей инвестиций (таблица 1), из них 1,36 трлн. рублей освоено в 2002 году. Объем инвестиций по России имеет тенденцию к росту, но в 2002 году по сравнению с 2001 он упал на 10 %.

Таблица 1 - Общий объем инвестиций в основной капитал (млрд. руб. в фактических ценах)

Годы 1998 1999 2000 2001 2002
Россия 407,1 670,4 1162,2 1509,2 1360,3
% к предыдущему году - 165 173 130 90
% к 1998 100 16,4,7 285,5 370,1 334,1
Ивановская область 1,52 1,119 2,156 2,303 2,912
% к предыдущему году - 73,7 192,7 106,8 126,4
% к 1998 100 73,7 141,8 151,5 191,6

В Ивановской области по сравнению с 1998 годом инвестиции выросли на 91,6% и в 2002 году составили 2,9 млрд. рублей, при этом тенденция роста более устойчива [33]. Однако, темпы этого роста в нашей области значительно отстают от соответствующих показателей России в целом. Так, коэффициент опережения базисных темпов роста по Российской Федерации были выше темпов роста по Ивановской области в 2000 году – вдвое, в 2001 – в 2,4 раза, в 2002 – в 1,75 раза.

Видовая структура инвестиций в основной капитал характеризуется преобладанием пассивной части создаваемого фонда (таблица 2).


Таблица 2 - Технологическая структура инвестиций в основной капитал в 2002 году, в %

Россия Ивановская область
Жилище 12,8 12
Нежилые здания и сооружения 41,9 48
Оборудование 33 34
Прочие инвестиции 12,3 6

На основе представленных данных можно видеть, что наибольший удельный вес инвестиций как в РФ, так и в Ивановской области направляется в обновление или строительство нежилых зданий и сооружений. Данная структура является укрупненной и не позволяет судить о том, в какие именно отраслях сосредоточены эти инвестиции. Безусловно, благоприятным явился бы факт формирования этой доли за счет инвестиций в реконструкцию производственных зданий, в реальный капитал, связанный с наращиванием производственного потенциала. Однако, более вероятным является объяснение, связанное с инвестициями в развитие торговых и посреднических предприятий, которые формируют рыночную инфраструктуру. То, что в Ивановской области доля таких инвестиций выше именно с занижением объемов инвестиций по другим направлениям, связанным с расширением промышленного производства. Высока доля инвестиций в общем объеме и инвестиций в оборудование, хотя если на макроэкономическом уровне ставятся цели форсированного экономического роста, что возможно лишь при совершенствовании технологической базы отечественного производства, то значимость данного направления в технологической структуре инвестиций должна быть принципиально иной. Данное направление инвестиций можно назвать капиталообразующим и совокупность действий по корректировке инвестиционной деятельности в желаемом направлении должно стать составляющей инвестиционной политики государства. Но кроме этого, опыт показывает, что доля долгосрочных инвестиций, к которым относятся и инвестиции в оборудование, возрастает при макроэкономической и политической стабильности. Но естественное развитие данного экономического процесса может быть не столь быстрым как это необходимо в соответствии с целями российской экономической политики.

Структура инвестиций по формам собственности в России в целом и в Ивановской области принципиально различаются (таблица 3). Общей тенденцией является сокращение государственных инвестиций и увеличение доли частного капитала. По России в целом за пять лет последняя возросла на 13,8%, в то время как по Ивановской области – лишь на 7%.

Таблица 3 - Распределение инвестиций по формам собственности (в процентах к итогу)

Субъект Россия Ивановская обл.
Годы 1998 2002 п.п. 1998 2002 п.п
Всего 100 100 - 100 100
В том числе по формам собственности инвесторов (заказчиков) Государственные 22,8 19,5 -3,3 45 35 -10
Муниципальные 5,2 4,5 -0,7 3 5 +2
Частные 30,1 43,9 +13,8 32 39 +7
Смешанные 34,9 18,2 -16,7 13 13 0
Совместные 4,4 10,4 +6 7 4 -3

В результате анализа структуры инвестиций по формам собственности можно выявить, в каком секторе экономики находятся основные инвестиционные ресурсы.

По РФ наблюдается постепенное перераспределение доли отдельных заказчиков в направлении увеличения частных инвестиций, доля которых возрастает за 1998-2002 гг. на 13,8 п.п. и уменьшения доли инвесторов других форм собственности за исключением совместных предприятий с иностранными партнёрами (их доля то возрастает, то снижается). Наиболее значительное уменьшение удельного веса в общем объёме инвестиций наблюдается со стороны хозяйствующих субъектов, действующих на основе смешанного формы собственности. Это объясняется как динамикой их числа, так и изменениям масштаба финансируемых проектов ввиду снижения объёма инвестиционных ресурсов в бюджетах всех уровней государственной власти. Так как смешанные предприятия функционируют на основе сочетания государственной и частной собственности, то можно предположить, что в связи с постепенным процессом накопления капитала вес владельцев частного капитала в принятии решений постепенно возрастает, а частный капитал в первую очередь в условиях недостаточной стабильности российской экономики движется туда, где окупаемость инвестиций выше и быстрее. Это в основном развитие инфраструктурных составляющих рыночной экономики, а не реального сектора экономики, где необходимы более капиталоёмкие проекты. Именно с этими процессами и может быть связано уменьшение доли смешанных предприятий как заказчиков инвестиционных процессов. Муниципальные предприятия имеют свою сферу деятельности, инвестиции в которую осуществляются преимущественно только ими, а потому их доля наиболее стабильна и уменьшилась лишь на 0,7 п.п. Надо сказать, что снижение может объясняться недостатками системы формирования бюджетов муниципальных органов власти, связанных с неполным взысканием сумм по доходным статьям, что при опережающих темпах роста цен на строительные работы определяет возможность финансирования меньших по объёму строительных работ.

Доля совместных предприятий заметно выросла в 2000-2001 гг., но снизилась в 2002 г. Этот показатель напрямую зависит от объёмов иностранных инвестиций в России. Если 1999-2001 гг. давали надежду на устойчивый и достаточно высокий экономический рост на фоне смены политической власти, то доля этого инвестиционного потока возрастала, а если в 2002 году темпы роста ВВП стали ниже, и инвестиции из-за рубежа замедлились, что и дало снижение доли СП как инвестиционных заказчиков с 12,2 % до 10,4 %.

Анализ аналогичных данных по Ивановской области показывает, что доля частных инвестиций здесь также самая высокая, однако если по РФ наблюдается ежегодный рост этого показателя с 1999 года, то в нашей области в 2000 г произошло снижение удельного веса частных инвестиций на 9 п.п. и к 2002 году на них приходится чуть более 1/3 части от общего объёма инвестиций, в то время как по России в целом показатель составляет 43,9%. Это может свидетельствовать о том, что в области есть другие инвестиционные источники, кроме частных вложений. Действительно, по статистическим данным видим, что в нашей области высока доля от общей стоимости инвестиционных проектов, по которым заказчиками выступают государственные организации и, например в 2000, 2002 годах этот областной показатель почти в 2 раза выше общероссийского. Это может быть истолковано двояко. С одной стороны или для частного бизнеса недостаточно хороши условия накопления, что может быть связано с его сосредоточием в сфере торговли и общественного питания, где сформировалась уже конкурентная среда, а, кроме того, уровень платёжеспособного спроса не так велик, чтобы обеспечить дополнительные доходы за счёт роста цен. С другой стороны, на различия в структуре инвесторов по формам собственности может влиять дотационный характер экономики области и наличие к началу анализируемого периода крупных незавершённых объектов строительства регионального значения, которые необходимо было завершить, но для этого «выбивались» деньги из федерального бюджета и, значит, в статистике они учитывались как заказы государственных инвесторов.

К сожалению, очень мала доля СП как заказчиков инвестиционных проектов. Это объясняется невысокой привлекательностью нашей области для иностранных инвесторов, где кроме дешёвой, но недостаточно дисциплинированной рабочей силы нет никаких положительных факторов.

Текстильный бизнес в руках российских предпринимателей, и при наметившейся тенденции сокращения доли этой отрасли в экономике области вложения в эти предприятия не представляются эффективными.

Таким образом, видно, что оценка развития инвестиционной деятельности строительного комплекса области отражает всю специфику проблем экономики нашего региона.

В результате, доля государственного и муниципального инвесторов на 2002 год составляет по России 24%, а по нашему региону – 40%. Частная и смешанная формы собственности занимают в инвестициях по России 62,1% против 52,0% по Ивановской области. Совместные предприятия и прочие инвесторы также преобладают по России в целом, хотя их доля сократилась на 11,4%.

Анализ инвестиций по источникам финансирования позволяет отметить, что основным источником, как по России, так и по Ивановской области являются привлеченные средства (таблица 4). Их объем превышает половину всех инвестиций (в РФ 52%, у нас – 56,5%). Таким образом, собственные средства составляют, соответственно 48 и 43,5%. При этом изменение структуры характеризуется незначительным ростом доли собственных средств (0,5% по России и 1,4% по нашему региону).

Таблица 4 - Распределение инвестиций по источникам финансирования, в %

Собственные Привлеченные Бюджетные
Россия Ивановская область Россия Ивановская область Россия Ивановская область
1998 53,2 45,8 46,8 54,2 19,1 38,6
1999 52,4 55,3 47,6 44,7 17 14,2
2000 47,5 42,1 52,5 57,9 22 13,7
2001 49,4 42,8 50,6 57,2 20,4 34
2002 48 43,5 52 56,5 19,6 39,1

Собственные средства, направляемые на инвестиции, формируются, в основном, за счет прибыли, остающейся в распоряжении инвесторов (свыше 25%) и амортизации (около 20%).

Привлеченные средства – в основном, бюджетные, причем, большей частью из бюджета субъекта Федерации. При этом, по России в целом бюджетные инвестиции составляют около 20%, а в Ивановской области – 39%, то есть основную часть привлеченных средств.

Следует отметить недостаточную роль заемных средств и банковских кредитов. Их доля составляет 3,5 – 5% от общего объема инвестиций.

Инвестиции из-за рубежа по РФ в целом в 2001 году составляли всего 57,5 млрд. рублей или 4,2% от объема.

Подтверждение сделанных выводов может быть получено на основе анализа инвестиций по источникам финансирования - собственные, привлечённые и бюджетные. В Ивановской области доля бюджетного финансирования инвестиций значительно выше, чем по России в целом. Причём эта доля очень нестабильна и в 2001 году на 20,3 п.п. выше, чем в 2000 году, т.е. это определяется наличием или отсутствием трансфертов из центра в нашу область. 56,5% от общего объёма инвестиций в области – привлечённые средства, Однако большей частью это не предпринимательский капитал, а бюджетные средства, доля которых составляет 39,1%. Это показывает, что наша область в своём экономическом развитии в значительной степени зависит от помощи центра, так как такого хозяйственного механизма, который бы стимулировал наращивание и использование в пределах области собственных инвестиционных источников не создано. Следует отметить, что с 2000 года доля собственных инвестиционных ресурсов по Ивановской области стабильно ниже (43%) чем против 48-49,4% по РФ. При этом следует иметь в виду, что госбюджет РФ в течение целого ряда лет имел дефицитный характер. В настоящее время бюджетные инвестиционные трансферты объясняются ростом и поддержанием на очень высоком уровне мировых цен на нефть, что и обеспечивает увеличение доходной части бюджета. Однако, цены на нефть не могут оставаться столь высокими в течение длительного времени и возможны их колебания. Поэтому нельзя рассчитывать на решение инвестиционных проблем Ивановской области за счёт централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Для обеспечения гарантий возврата кредита будет внедряться система залога имущества в недвижимости, в частности земли. Законодательная база для этого уже создана Федеральным законом «О залоге». Это всё усложнит развитие экономики области и особенно это будет проявляться в сопоставлении с другими областями Центрального федерального округа, где экономический комплекс в большей степени задействует собственные инвестиционные источники. При формировании путей совершенствования инвестиционной политики в области, которая, как показал проведённый анализ, крайне необходима надо учесть и тот факт, что в перспективе государственные централизованные вложения предполагается направлять на реализацию ограниченного числа региональных программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, решение наиболее острых социальных и экономических проблем.

В частности для обеспечения экономической независимости предполагается в качестве приоритетного направления бюджетного финансирования считать развитие сырьевых и аграрных районов, поддержание научно-технического потенциала. И лишь после этого выделять субсидии слаборазвитым регионам с чрезмерно низким уровнем жизни населения и не имеющим возможности приостановить его падение собственными силами. Рассчитывать на такую помощь Ивановская область не может. Во-первых, здесь нет таких чрезвычайных обстоятельств, которые характерны для районов стихийных бедствий, военных действий, куда и будут в основном направляться инвестиционные ресурсы из государственного бюджета. Во-вторых, есть производственный потенциал, который надо более эффективно использовать, чтобы собственные инвестиционные ресурсы стимулировали экономический рост в нашем регионе.

В России инвестиции вкладываются, в основном, в отрасли, оказывающие услуги, а в Ивановской области – в отрасли, производящие товары (таблица 5).

Таблица 5 - Структура инвестиций в основной капитал по отраслям, производящим товары и оказывающим рыночные и нерыночные услуги (в процентах к итогу)

Россия Ивановская область
1998 2002 1998 2002
Инвестиции в основной капитал 100 100 100 100
Отрасли, производящие товары 40,6 48,7 61 68
Отрасли, оказывающие услуги 59,4 51,3 39 32
Из общего объема инвестиций
Промышленность 33,3 42,7 50 27
Строительство 4,1 2,7 4 30
Сельское хозяйство 3,0 3,1 7 10
Транспорт 14,1 19,1 1 2
Связь 3,5 40 7 6
ЖКХ 24,7 15,4 9 8

Отраслевая структура инвестиций позволяет отметить, что свыше половины российских инвестиций направляется в отрасли оказывающие услуги. В целом этот факт может быть оценён положительно, т.к. инфраструктурные отрасли обеспечивают условия для нормального хода процесса производства и жизнедеятельности людей. Поэтому считается, что интенсивное развитие инфраструктуры – это общая тенденция в развитии экономики на современном этапе. Статистические данные не обеспечивают возможности проанализировать более подробно с развитием, каких именно направлений сферы услуг связаны эти инвестиции и, можно только предположить, что высокий удельный вес инвестиций в производство услуг в РФ возникает ввиду сильных стимулов к инвестированию в финансовый сектор, сферу торговли и общественного питания, развитие современных систем связи и телекоммуникаций. Это обуславливается возможностью быстрой окупаемости вложений ввиду или относительно небольшого объёма инвестиций, или ввиду наличия неудовлетворённого спроса на определённые виды услуг, что обеспечивает быстрое получение поступления денежных средств. Конечно, с точки зрения инвестора – это рациональное решение, но интересы частного бизнеса не всегда согласуются с интересами общенационального развития. Роль такого координатора должно выполнять правительство посредством имеющихся у него в распоряжении инструментов законодательной и исполнительной власти. Для достижения более благоприятной ситуации в перспективе стране необходимо реструктуризировать свой производственный потенциал, а для этого необходимо приоритетное распределение ограниченных инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики. Как мы знаем, в настоящий момент в экономике РФ относительно высокорентабельными являются лишь несколько отраслей ввиду их экспортной направленности, как нефтегазовый комплекс, чёрная и цветная металлургия, или ввиду их монопольного положения на рынке, как электроэнергетика. Поэтому из 48,7 % инвестиций в основной капитал отраслей, производящих товары, в 2002 году большая часть обеспечена именно этими капиталоёмкими отраслями, и во внутриотраслевой их структуре по отраслям промышленности распределение не имеет равномерного характера.

Обращает на себя внимание и высокая доля от общего объёма инвестиций вложений в развитие транспорта. Это объясняется двумя фактами: с одной стороны, транспорт традиционно является той отраслью, где очень быстро происходит обновление основных средств, а с другой стороны, во второй половине 90-х годов – начале нового столетия в РФ завершались некоторые крупные инвестиционные проекты, как, например, строительство Байкало-Амурской магистрали, было уделено большее внимание развитию системы автомобильных дорог в крупных региональных центрах и Московском федеральном округе. В целом высокая доля транспорта и связи отражает реализуемую общенациональную стратегию, направленную на развитие современной инфраструктуры для активизации хозяйственной жизни и упрощения деловых контактов между хозяйствующими субъектами разных регионов России и зарубежными партнёрами.

Жилищно-коммунальное хозяйство оттягивает более 15% от общего объёма инвестиций в основной капитал. Это связано с тем, что здесь накоплен очень значительный износ основных фондов и инвестиции, связанные с их восстановлением являются крайне необходимыми для нормальной жизнедеятельности общества в целом. То, что доля этой сферы за 5 лет анализируемого периода существенно снизилась, связано, в первую очередь, с более высокими темпами роста капиталовложений в другие сферы национального хозяйства.

В Ивановской области общероссийские особенности распределения инвестиций не подтверждаются, за исключением наибольшей доли инвестиций в основной капитал отраслей промышленности области. В целом же для Ивановской области характерна совершенно иная пропорция распределения инвестиций в основной капитал между отраслями, производящими товары и отраслями, производящими услуги. Инвестиционные вложения в развитие услуг составляют здесь лишь 32 % от общего объёма против 51,3 % по общероссийским данным. Основные объёмы (68%) в 2002 году направлялось в производство товаров. Данный факт можно объяснить недостаточным платёжеспособным спросом населения на современные виды услуг в связи с ограничениями финансового характера. На фоне данных по РФ обращает на себя внимание тот факт, что инвестиции в основные фонды строительной отрасли составляли в 2002 году 30% от общего объёма инвестиций в основной капитал области. Доля инвестиций в развитие строительного комплекса в Ивановской области оказывается значительно выше, чем по российским данным, видимо, именно на фоне стагнации общего промышленного развития. Это свидетельствует о том, что строительная деятельность в нашей области оказывается более привлекательной, чем другие сферы деятельности и именно данная отрасль обеспечивает активизацию деловой активности и вносит свой существенный вклад в положительные показатели прироста валового регионального продукта.

А вот развитию транспорта и связи в Ивановской области уделяется значительно меньшее внимание ввиду недостаточности инвестиционных ресурсов в централизованных источниках. В течение прошедших после 1998 года лет структура инвестиций по Ивановской области существенно изменилась, причём обозначившуюся динамику далеко не всегда можно считать рациональной. Так, например, почти в 2 раза снизилась доля инвестиций в промышленность, в результате чего данный показатель оказался существенно ниже, чем по РФ. Это показывает, что в течение анализируемых лет экономический комплекс области не наращивал производственный потенциал, а, скорее утрачивал имевшийся и основная доля инвестиций в отрасли промышленности связана с развитием производства потребительских товаров.

По существу это свидетельствует об отсутствии на уровне области продуманной и реализуемой в практической деятельности промышленной и инвестиционной политики, которая бы позволила управлять инвестиционными потоками в соответствии со стратегическими направлениями развития региона.

2.2 Анализ и оценка развития строительной индустрии

 

2.2.1 Наличие, динамика и состав строительных предприятий

Строительный комплекс играет особую роль в экономике страны и региона. Это связано с тем, что именно данный вид работ позволяет реализовать инвестиционные проекты, а значит, формирует условия для перспективного развития экономики в целом. Если оценивать роль строительного комплекса по статистическим данным, то можно проанализировать значение данной отрасли по доле в общем числе занятых, по доле в ВВП и валовом региональном продукте, по доле в общем объёме инвестиций в основной капитал и некоторым другим показателям.

Таблица 6 - Роль строительного комплекса в экономике

Показатели Удельный вес строительства в системе народного хозяйства в 2002 году, %
Российская федерация Ивановская область
Число предприятий 3,14 6,4
Численность занятых 7,8 4,7
Объем производства работ и услуг 13,2 7,7
Ввп/врп 8,6 6,5
Инвестиции 2,7 30,0

Как показывают данные таблицы строительный комплекс играет довольно заметную роль в экономике страны как по числу хозяйствующих субъектов, так и по обеспечению населения рабочими местами, и по доле в общем объёме таких макроэкономических показателей как ВВП и валовой региональный продукт. Кроме того, важным условием прогрессивного развития любой экономики являются инвестиции в обновление производственной базы, совершенствование инфраструктурных элементов, в улучшение условий жизнеобеспечения людей. Поэтому особенно важна в оценке доля той или иной отрасли в объёме общегосударственных инвестиций в основной капитал. В связи с этим, наглядно видна особая роль строительной отрасли в экономике нашей области, когда именно строительство реализует 30% от общего объёма инвестиций в основной капитал, что позволяет сделать очевидный вывод об особой роли анализируемой отрасли в экономике области. Доля строительства в ВВП и ВРП также оказывается очень существенной - 8,6; 6,5% соответственно. Это объясняется тем, что строительство относится к отраслям, имеющим высокую добавленную стоимость. В совокупности представленные данные позволяют сделать вывод, что состояние и наличие благоприятных перспектив развития строительного комплекса – очень важные условия экономического роста в нашей стране.

Развитие инвестиционной деятельности находит отражение в динамике числа строительных предприятий, т.к. именно они являются непосредственными участниками реализации инвестиционных проектов отдельных хозяйствующих субъектов.

Таблица 7 - Динамика изменения числа предприятий в строительном комплексе

Россия Ивановская область
годы 1998 2002 1998 2002
Число строительных организаций 137156 112971 1024 1479
% к 1998 году 100 82,4 100 144,4
В т. ч. малые предприятия 118744 102471 993 1367
% к 1998 году 100 86,3 100 137,7

В РФ данный процесс в течение 1998 -2002 гг. характеризуется отрицательной динамикой, и в итоге число строительных организаций России в 2002 г. составляло лишь 82,4% от уровня 1998 г. Так если в 1999 уменьшение числа строительных предприятий составляло 0,3%, то в 2001г. уже 8,5%, в 2002 г дальнейшее снижение составило 4,6%. (см. приложение 1) Уменьшение происходит в первую очередь за счёт малых предприятий, занятых строительной деятельностью в России, число которых ежегодно уменьшается с 2000 г, и к 2002 году число малых строительных предприятий сократилось до 86,3 % от уровня 1998 года. Можно проанализировать какой удельный вес имеют малые предприятия в общем, числе выбывших. Оказывается, что в 2000г это 72%, в 2001г - 84%, 2002 г - около 68%, а в целом, из общего числа предприятий строительной отрасли, прекративших своё существование с 1999 по 2002 гг. на малые приходится 76,6%. (приложение1)Это показывает, что в строительстве предпочтительнее более крупные фирмы с чётко определённой функциональной специализацией работающих. Они оказываются более конкурентоспособны на рынке строительных услуг за счёт большей мобильности, лучшего качества строительных работ ввиду узкой специализации работающих, лучшего знания рынка строительных материалов и лучшей системы менеджмента. Но нельзя игнорировать и тот факт, что 23,4% от общего снижения числа строительных организаций – это более крупные организации, т.е. и для них строительный бизнес не всегда оказывается эффективным. Кроме условий, специфических для каждого отдельного случая, видимо можно, судить и о некоторых закономерностях. Думается, что здесь мог иметь место перелив капитала в более доходные отрасли, т.к. строительство, как вид экономической деятельности отличается и большими объёмами затрат и длительностью процесса, что отвлекает деньги из оборота, и недостаточно быстрыми темпами роста спроса на строительные работы. В связи с этим некоторые другие виды деятельности в существующих условиях могут оказаться более привлекательными.

В Ивановской области динамика числа строительных предприятий несколько отличается от общероссийской. Это может быть связано с региональными особенностями развития. В целом Ивановская область на фоне других российских регионов является депрессивной и экономический рост в нашей области в основном связан с развитием сферы услуг, а не сферы реального производства. Данная сфера, выполняя очень важные функции в экономике, не реализует столь капиталоёмкие проекты как в реальном промышленном производстве. Это определяет и особенности в инвестиционно-строительной деятельности в Ивановской области. Например, темпы роста числа строительных организаций в Ивановской области в 2001-2002гг более высокие, чем в целом по РФ, но в основном это происходит за счёт строительных фирм, которые по стандартам российского законодательства относятся к малым. Поэтому, если по РФ отмечается уменьшение малых предприятий, специализирующихся на этой деятельности, то в Ивановской области наблюдается постоянный рост их числа.

Таблица 8 - Доля малых строительных организаций, в %

РФ Ивановская область
1998 год 0,86 0,97
2002 год 0,91 0,92

В 2002г. из 298 новых строительных предприятий в Ивановской области 283 были малыми, что составляет почти 95%. Это объясняется тем, что для обеспечения спроса на строительные работы частных лиц для потребительских нужд и небольших коммерческих фирм, занимающихся торгово-посреднической деятельностью нет необходимости создавать средние и крупные строительные компании. Поэтому мы видим, что особенности развития строительного комплекса области определяются развитием экономики региона в целом. Тот факт, что по Ивановской области более высокие темпы роста числа строительных организаций объясняется тоже именно тем, что множатся мелкие фирмы, которые не имеют долгосрочной стратегии, а ориентируются на текущую конъюнктуру рынка.

Если анализировать состав строительных организаций по числу работающих, то оказывается, что среди всех типов строительных компаний преобладают те, которые имеют число работающих до 100 человек, что связано с их отнесением к малым предприятиям, на которые распространяется система льгот при разработке соответствующей федеральной и региональной программы.


Таблица 9 - Распределение строительных организаций по числу работников на 1.01.03, в процентах

РФ Ивановская область Структурное различие п.п.
Всего 100 100 -
В т.ч. до 100 человек 95,3 98,8 +3,5
101 – 200 человек 2,4 0,8 -1,6
свыше 200 человек 2,3 0,4 -1,9

Данные показывают, что в Ивановской области доля малых строительных организаций выше, чем по РФ на 3,5 п.п. Доля более многочисленных организаций в областном строительном комплексе ниже аналогичной доли по РФ в существенно большей степени: с числом работающих от 101 до 200 человек в 3 раза, а более крупных – в 5.75 раза. Можно выявит и некоторые качественные характеристики, если сравнить размер организаций по числу работающих с той формой собственности, на основе которой они функционируют.

Но, кроме этого, на общероссийском уровне 9% строительных организаций, основанных на смешанной форме собственности, имеют число работающих от 100 до 200 человек. Выше этого уровня удельный вес строительных организаций с такой численностью по МУП (11,2%) и по государственным строительным организациям (18,3%). Отсюда следует такой вывод, что участие государственного капитала в деятельности компании предопределяет её больший размер по численности работающих, что по существу указывает на то, что эти компании менее уязвимы и не нуждаются в особой системе защиты в виде системы государственной поддержки. Видимо, это связано с тем, что они пользуются известностью, репутацией и производственной базой, сформированной за годы работы в условиях административно-командной экономики. Но с другой стороны в этом можно увидеть и потенциальные слабости крупных строительных компаний, действующих при участии государственного капитала. Так, они обладают меньшей мобильностью, их деятельность в большей степени опирается на протекцию государства, а не на рыночный спрос, т.е. опыт работы в условиях жёсткого соперничества у них меньше. Специфика ситуации на Ивановском рынке строительных организаций состоит в том, что рынок предложения строительных работ представлен исключительно малыми предприятиями, а доля субъектов с числом работающих более 100 человек в строительстве составляет всего лишь 1,2 %. Это говорит об отсутствии или очень небольшом числе крупных заказов со стороны промышленных предприятий на проведение работ по реконструкции или расширению производственных площадей, т.е. структура строительных организаций по числу работающих определяется и таким фактором, как особенности спроса на строительные работы. При всём видимом благополучии отсутствие положительных устойчивых изменений в развитии реального сектора ивановской экономики проявляется и качественными особенностями в строительном комплексе области. В целом, как показывают данные таблицы 9 ситуация по области такова, что если объявят конкурс на проведение строительных работ по какому-то крупному проекту, то в нём будут участвовать лишь около 10-12 участников. В теории рынка такой рынок является олигополистическим, на котором возможен сговор между продавцами по формированию более высокой цены предложения, что будет отрицательно сказываться на развитии спроса.

Характеристика строительных организаций по формам собственности приводятся в приложении 2 и таблице 10.

Таблица 10 - Структура строительных организаций по формам собственности на 1.01.03

РФ, % Ивановская область, % Структурное различие п.п.
Всего 100 100 -
В т.ч. частные 90,7 89,7 -1
Смешанные 4,7 3,8 -0,9
государственные 2,5 4,4 +1,9
муниципальные 0,9 0,5 -0,4

Данные таблицы показывают, что наибольшая часть строительных организаций являются частными фирмами, что является общероссийской характеристикой, и Ивановская область в этом плане не является исключением. Так по общероссийским данным доля частных фирм составляет 89,7%, а по Ивановской области – 89,65%. На втором месте по удельному весу в общем числе строительных организаций смешанные компании, к которым относятся хозяйствующие субъекты, у которых уставный капитал сформирован на паевых началах вследствие объединения частного и государственного капитала. Как правило, это организации, функционирующие на базе прежних строительных трестов и строительно-монтажных управлений, но которые в новых условиях действуют совместно с капиталом отдельных лиц.

Данные показывают, что по РФ доля смешанных предприятий составляет по данным на 1.01.03 14,3%, но в Ивановской области эта доля ниже – всего 3,8%. С другой стороны по нашей области выше доля государственных строительных организаций: по РФ – 2,3%, по области – 4,4%. В совокупности с муниципальными унитарными предприятиями их доля возрастает до 3,1% и 4,9% соответственно. В целом, это характеризует различную структуру строительных организаций по формам собственности в РФ и в Ивановской области. Основное отличие состоит в том, что в Ивановской области более сильные позиции в строительстве сохраняет государство в лице строительных организаций, полностью находящихся в государственной собственности и в собственности субъектов Федерации. По сути это может указывать на то, что общеэкономическая ситуация в нашем регионе не стимулирует активное увеличение числа субъектов в этом виде бизнеса, т.к. или недостаточным является спрос на строительные работы со стороны других экономических субъектов региона, или не реализуется действенной системы поддержки данной деятельности, а также тех видов деятельности и тех отраслей, которые могут сформировать инвестиционный спрос. Без сомнения можно предположить, что это окажет влияние и на другие характеристики инвестиционно-строительной деятельности в Ивановской области по сравнению с общероссийскими данными.

2.2.2 Анализ и оценка масштабов и эффективности строительной деятельности

Экономический спад в развитии строительной отрасли, обусловленный общим кризисом в стране, понемногу преодолевается, и положение дел стабилизируется. Наблюдавшееся в 90-е годы резкое падение объемов строительных работ характеризуется в настоящее время ежегодным ростом стоимости работ по договорам строительного подряда, как в целом по России, так и в Ивановской области (таблица 11).

Таблица 11 - Объем строительно-монтажных работ за 2000-2002 годы (млрд. руб. в фактических ценах)

Годы 2000 2001 2002 В среднем за год
Россия 558,5 776,9 915,5 750,3
% к предыдущему году -- 139,1 117,9 128,05
Ивановская область 1,321 1,441 1,722 1,495
% к предыдущему году -- 109,1 119,5 114,05

Объем работ в 2002 году по сравнению с 2000 годом вырос в РФ в 1,639 раза, то есть, в среднем, на 28% в год, а в Ивановской области – в 1,3 раза или по 14% в год. Данная закономерность свойственна строительным организациям всех форм собственности, хотя проявляется в различной степени. Для того, чтобы выявить, какой формы собственности строительные организации развиваются наиболее интенсивно можно сравнить темпы роста стоимости строительных работ ими выполненных. В этом случае получим объективную базу для выводов о причинах изменения внутриотраслевой структуре строительства по формам собственности исполнителей.


Таблица 12 - Динамика объёма строительных работ по договорам строительного подряда по формам собственности исполнителей по РФ (в процентах к предыдущему году)

годы 1999 2000 2001 2002
Всего 136,97 169,28 139,09 117,85
Государственные 124,78 151,05 112,19 105,46
МУП 117,78 154,75 150,78 100,4
Частные 146,60 188,06 149,54 124,20
Смешанные 125,88 136,85 118,52 92,72
Прочие 133,59 185,34 163,32 172,29

Темпы роста объёма строительных работ показывают, что быстрее всего увеличивался объем работ по частным строительным организациям, что связано с их большей приспособленностью к рыночным условиям хозяйствования, большей предпринимательской инициативой их учредителей, что обуславливало и рост их числа. Ввиду всех этих причин, как показал предыдущий анализ, они в настоящий момент преобладают в структуре строительных организаций. Ниже темп роста выполненных строительных работ у государственных и муниципальных строительных организаций, что в первую очередь связано с особенностями финансирования их деятельности, когда данные хозяйствующие субъекты могут иметь целевое финансирование по договорам строительного подряда, заказчиком в которых выступают органы государственного власти. Это факт снижает их активность в поиске заказов на строительные работы. Поэтому на их деятельность большое влияние оказывает состояние бюджетов субъектов РФ.

Данный вывод можно подтвердить и по аналогичным данным по Ивановской области.


Таблица 13 - Динамика объёма строительных работ по договорам строительного подряда по формам собственности исполнителей по Ивановской области (в процентах к предыдущему году)

годы 1999 2000 2001 2002
Всего 149,53 166,24 109,08 119,44
Государств. 163,04 110,48 110,23 90,94
МУП 179,22 123,19 97,06 149,69
Частные 170,94 172,60 106,85 87,05
Смешанные 103,64 230,40 112,09 195,29
Прочие 100,00 50,00 1366,67 107,32

Расчеты показывают, что темпы роста объёма строительных работ, выполненных государственными и муниципальными строительными организациями Ивановской области заметно ниже показателей общероссийских. Это может объясняться многолетним дефицитом областного бюджета, когда на необходимый для области объём строительных работ не выделялось финансирования. Те крупные договора строительного подряда, которые были связаны со строительством в Кинешме моста через р. Волгу и восстановлением Медицинской академии и некоторые другие, финансировались за счёт федерального бюджета, а исполнители этих работ не всегда были государственные или муниципальные строительные организации. Что касается частных строительных компаний, то по выполненному ими объёму работ в 2001г. наблюдается замедление темпа роста, а в 2002 г. уменьшение в абсолютном выражении. При этом стоит обратить внимание на то, что в данном случае по данным официальной статистики анализируется информация о стоимости строительных работ в текущих ценах, которые ежегодно возрастают. Если учесть, что мы наблюдаем развитие небольших ивановских предприятий в системе торговли, общественного питания, открытие частных лечебных учреждений и т.д., что связано с осуществлением строительных работ по перепланировке помещений, их отделке, оформлению фасадов. Поэтому такая динамика по данным статистики может объясняться только тем, что в официальную отчётность многие договора строительного подряда не попадают и данные за 2001-2002 гг. по объёму работ частных строительных организаций не соответствуют действительности. Хотя по Ивановской области оказывается значительно больше динамика объёма строительных работ, выполненная строительными организациями смешанной формы собственности. Возможно, наблюдается тенденция, когда именно компании, основанные на смешанной форме собственности, получают преимущественное право на заключение строительных контрактов при проведении тендеров на определённые виды работ, т.к. в этом случае обеспечивается соединение интересов власти и частного бизнеса, когда органы власти могут контролировать ход строительных работ при использовании предпринимательских талантов отдельных лиц, имеющих долю в собственном капитале смешанной компании.

Важной характеристикой любого бизнеса является размер хозяйствующих субъектов, в нём задействованных. Поэтому чтобы сделать нужные выводы надо сопоставить уже проведённый анализ с числом субъектов разных форм собственности, действующих в строительной отрасли. Поделив данные за 2002 г. объёму строительных работ на число строительных организаций получаем следующие данные о среднем объёме работ по договорам строительного подряда на одну организацию:

В среднем по отрасли по РФ – 7,743 млн. руб.; по Ивановской области – 1,164 млн. руб.

По государственным строительным организациям по РФ – 25,116 млн. руб.; по Ивановской области – 3,7 млн. руб.

По МУП по РФ – 8,074 млн. руб.; по Ивановской области – 3,08 млн. руб.

По частным строительным организациям по РФ – 6,254 млн. руб.; по Ивановской области – 0,488 млн. руб.;

По смешанным строительным организациям по РФ – 8,03 млн. руб.; по Ивановской области – 14, 35 млн. руб.

Расчёты показывают, что наибольшая стоимость строительных работ приходится на государственные строительные организации Российской Федерации, где приведённый показатель в 3,24 раза выше, чем среднеотраслевой и в 4 раза больше, чем по частным строительным организациям. Это показывает, именно эти организации выполняют наиболее крупные общефедеральные или региональные проекты. По частным строительным организациям РФ средний объём строительных работ минимальный из всех типов строительных организаций и составляет лишь 80,8% от среднеотраслевого показателя.

В Ивановской области общероссийские характеристики не подтверждаются, т.к. здесь наибольшая средняя стоимость строительных работ оказывается по смешанным строительным организациям, где этот показатель в 14 раз выше среднеотраслевого по области.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  725  726  727   ..