Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  703  704  705   ..

 

 

Отчёт по практике - Отчет по производственной практике (гостиничное дело)

Отчёт по практике - Отчет по производственной практике (гостиничное дело)

Общий объем отчета по преддипломной практике, без учета информационных источников и приложений составляет 75 страниц, количество рисунков 12, количество таблиц 25.

Ключевые слова: управление, организация, управленческий труд, менеджер, анализ, планирование, контроль, порядок, регламент, должностные обязанности, маркетинг, финансовое состояние, персонал, вертикальная структура горизонтальная структура, подчиненность, эффективность.

Выполнен анализ организации управленческого труда на предприятии размещения. Намечены основные направления совершенствования организации труда менеджеров на данном предприятии. Внесены предложения по оценке личных деловых качеств управляющих, а также исполнителей - работников предприятия.

Может быть полезен для предприятий, работающих в сфере размещения и туризма.

Содержание

. 1

Введение. 3

Раздел 1. Характеристика деятельности объекта практики. 6

Раздел 2. Характеристика функциональных подсистем.. 16

Раздел 3. Характеристика функционирования объекта практики в рыночных условиях. 29

Раздел 4. Характеристика проблемы, что оценивается в рамках дипломного проекта. 40

Раздел 5. Предложения по решению поставленной проблемы.. 46

Заключение (Выводы) 66

Список использованных источников. 72

Приложение 1. 75

Приложение 2. 87

Введение

Эффективность управленческих решений влияет на жизнь каждого индивида и чем выше уровень принимаемых решений, тем выше их ответственность перед обществом. Современный менеджмент Украины испытывает большую потребность в квалифицированных, грамотных управляющих. Подготовкой управленцев сегодня заняты многочисленные вузы различной аккредитации. Число таких вузов и программ подготовки растет, но пока что уровень управленческих кадров оставляет желать лучшего. Возможно, это происходит, потому что, в уважаемых учебных заведениях много времени уделяется изложению различных теорий и методов управления, но мало внимания посвящено практическим процессам организации эффективного управленческого труда. Именно оценка труда менеджера по конечным результатам, воплощенным в реальные дела фирмы позволяет определить эффективность затраченных усилий. Способствует достижению высоких результатов правильная организация управленческого труда.

Вышеперечисленные соображения позволяют подтвердить актуальность поднятой в работе темы. Исследованность данной проблемы в отечественной и зарубежной литературе небольшая, эта тема в небольшом освещается в работах, таких исследователей, как Гумеев В.Г. [5], Мартыненко Н.М. [10], Багиев Г.Л. [13], Папирян Г.А. [17], Базаров Т.Ю. [29], Поршнева А.Г. [30].

Непосредственным объектом исследования в преддипломной работе выступает реально действующее в рыночных условиях предприятие – предприятие туристической сферы ООО «Туристическая база «Восход»», расположенное по адресу: 98000, Автономная республика Крым, г. Судак, ул. Морская 23. Правовой статус объекта - общество с ограниченной ответственностью, форма частная.

Целью практики является закрепление теоретических знаний и приобретение практического опыта и навыков по данному направлению менеджмента. Целью освещения в отчете является отражение содержания и направлений совершенствования управленческого труда на конкретном предприятии сферы размещения.

Для достижения поставленной цели предполагается выполнить комплексный анализ деятельности представленного предприятия по следующим направлениям:

представить характеристику деятельности объекта практики по таким направлениям, как история создания объекта исследования, масштаб предприятия, организационная и производственная структура управления, анализ хозяйственной деятельности;

характеристика функциональные подсистемы объекта практики (маркетинг, сервис, персонал, финансово-экономическое состояние, инвестиционный ресурс, коммерческие функции, особенности коммуникационного процесса;

провести анализ функционирования объекта практики в рыночных условиях (сущность и факторы конкурентоспособности, степень влияния на бизнес конкурентных сил, оценка факторов риска, оценка организации труда работников предприятия и их стимулирования, дисциплинарный аспект управления персоналом);

дать оценку проблемы, что оценивается в рамках дипломного проекта;

раскрыть содержание предложений по решению выделенной в рамках дипломного проекта проблемы.

Методика выполнения дипломной работы тесно связана с использованием общенаучных методов, таких как анализ и синтез, индукция и дедукция, систематизация и конкретизация.

Информационными источниками в работе выступает финансовая отчетность, правовые основы организации и управления предприятием (устав), а также штатное расписание и содержание должностных инструкции менеджеров и исполнителей предприятия, материалы внутрихозяйственной и социальной отчетности по предприятию.

Практическая ценность работы заключается в том, что предложенные меры могут служить основой для реального совершенствования деятельности аналогичных предприятий в сфере размещения, туристического и гостиничного бизнеса.

Структурно отчет состоит из а, содержания, введения, пяти основных разделов, выводов и предложений, списка использованных источников и также приложений.

Раздел 1. Характеристика деятельности объекта практики

Краткая характеристика объекта исследования. Место прохождения преддипломной практики – 98000, автономная республика Крым, г. Судак, ул. Морская 23, ООО «Туристическая база «Восход»». Руководитель предприятия Шалаев Сергей Александрович. Идентификационный код юридического лица ООО «Туристическая база «Восход»» 32752210.

Организационно-правовая форма собственности – общество с ограниченной ответственностью. Форма собственности – частная.

Общество с ограниченной ответственностью - это общество, имеющее уставный фонд (капитал), разделенный на части, размер которых определяется учредительными документами. Участники общества несут ответственность в пределах их вкладов.

Имеется свидетельство о государственной регистрации ООО «Туристическая база «Восход»» Серия АОО, № 448742 (Приложение 1). Местом проведения государственной регистрации юридического лица выступает Исполнительный комитет Судакского городского совета Автономной Республики Крым. Дата проведения регистрации 09.03. 2004, номер записи о включении информации о юридическом лице –1 144 120 0000 000283.

Виды деятельности, согласно КВЕД - 55.23.0 – Предоставление мест для временного проживания и 63.30.0 - Услуги, связанные с организацией путешествий. Предприятие зарегистрировано в Едином Государственном реестре предприятий и организаций Украины, о чем имеются данные в Справке за номером 45-58-58/265 (Приложение 1). Институциональный сектор экономики, согласно классификатору S.11002 Частные нефинансовые корпорации.

Характеристика отраслевой особенности функционирования объекта.

Исследуемое предприятие относится к предприятиям сферы размещения и туристической сферы. Характеристика данной отрасли народного хозяйства может быть представлена следующим данными современного развития.

Современная индустрия туризма является одной из прибыльных и динамических областей мирового хозяйства. На данный момент в ней занято свыше 260 млн. человек, то есть каждый десятый работник в мире, а до 2008 года каждый восьмой трудоспособный человек в мире будет занят в этом секторе экономики. Туризм дает около 10% мирового валового национального продукта, 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских затрат, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами.

По мнению экспертов деньги, вложенные в туризм, оборачиваются быстрее, чем в других отраслях (например, в промышленности), что приводит к эффекту мультипликации, т.е. подталкивания им к развитию других отраслей хозяйства, особенно связанных с туризмом. Налоговые поступления от индустрии туризма составляют около 6% совокупных поступлений в бюджеты. Примерно на семьдесят процентов эта сумма возрастает за счет подоходного налога населении, занятого в данной отрасли. Туризм оказывает непосредственное влияние на занятость в смежных отраслях, например в производящих оборудование, предметы для отдыха и спорта, энергию, продовольствие, в строительстве и т.д. На долю внутреннего туризма приходится 75-80% общего числа туристов в мире, соответственно и по финансовым результатам во многих странах он значительно превосходит международный.

В Крыму осуществляют туристическую деятельность 479 субъектов предпринимательства, в том числе собственную базу размещения имеют 115 предприятий, собственную базу питания - 112 предприятий. Туризм – бюджетонаполняющая отрасль Автономной Республики Крым. По данным Министерства курортов АРК, на 31 октября 2005 г. в Крыму побывало 5,395 тыс. человек, что на 590 тысяч больше, чем в предыдущем году. (В 2004 году общая цифра колеблется на уровне 4,295 млн. чел). Организованно отдохнуло 3,014 млн. туристов. При этом из 646 здравниц работает в 2004 году уже 295. Коэффициент загрузки работающих здравниц составляет 47,2% (в прошлом году - 39,4%). Наибольшие объемы услуг туристических организаций, после украинцев, были предоставлены гражданам России (71,9%) и Эстонии (10,1%). Каждый третий турист в Крыму - гражданин России, так утверждают эксперты и подтверждают данные отчетности. Проводят свой отпуск на полуострове жители и других стран - Беларуси, Молдовы, Польши, Германии и государств Балтии. Около 40%, то есть почти половина отдыхающих организованно – иностранцы.

Очевидно, что любое предприятие туристической сферы в Крыму при правильном распоряжении средствами это прибыльный и высокодоходный бизнес.

Анализ организационной структуры (в соответствии с формой собственности). Целью деятельности ООО «Туристическая база «Восход»» выступает развитие новых экономических форм сотрудничества, производство конкурентоспособных товаров, предоставление различных услуг, а также получение прибыли в интересах участков (учредителей) общества и удовлетворение социально-экономических интересов персонала.

В Приложении 2 приводится Устав ООО «Туристическая база «Восход»» (в новой редакции от 29.11. 2006 года).

Устав ООО «Туристическая база «Восход»» (в новой редакции от 29.11. 2006 года) содержит следующие основные разделы

Основные положения

наименование и местонахождение предприятия

Учредители (участники) предприятия

Цель и предмет деятельности

Правовой статус общества

Имущество и уставный фонд общества

Участники общества, его права и обязанности

Переход части одного участника в уставном фонде другому участнику общества

Управление обществом и организация труда

Учет и отчетность общества

Внесение изменений в устав общества

Прекращение деятельности общества

Исследование структуры устава ООО «Туристическая база «Восход»» показывает, что это достаточно типичный документ для предприятий подобной формы собственности и организационной формы.

Отражение управления в данном аспекте может быть представлено рисунком 1.1.


Рис.1.1. Структура управления согласно Уставу

Согласно 9 разделу Устава ООО «Туристическая база «Восход»» Высшим органом управления ООО выступает собрание участников. Каждый участник имеет количество голосов, пропорциональное его вкладу в уставный фонд предприятия. Собрание участников избирает Председателя ООО.

В компетенцию собрания участников входит решение следующих вопросов:

определение основных направлений деятельности предприятия, утверждение планов и отчеты о их исполнении;

внесение изменений в Устав предприятия;

образование и отзыв исполнительного органа ООО;

Определение форм контроля за деятельностью исполнительного органа;

Утверждение годовых отчетов и балансов, распределение прибыли;

Решение вопросов о приобретении части участника;

Принятие решений о создании благотворительных организаций

Определение организационной структуры;

Утверждение договоров, стоимостью выше 5 000 грн;

Установление размера и форм дополнительных вкладов участников.

Исполнительным органом ООО является Директор, назначенный собранием участников. Директор решает все вопросы деятельности предприятия и подотчетен собранию участников. Директор принимает на работу персонал и утверждает штатное расписание. Персонал предприятия формируется в основном из граждан Украины. ООО самостоятельно определяет структуру и штат, систему и фонд оплаты труда, выплату премиальных и вознаграждений персоналу, распорядок рабочего дня, сменность работы, предоставление выходных дней, отпусков и их протяженность. Прием на работу осуществляется по индивидуальным трудовым договорам, контрактным соглашениям. Деятельность работы персонала регулируется действующим трудовым и гражданским законодательством Украины, условиями договоров, соглашений и контрактов. Должностные инструкции работников утверждаются Директор предприятия. Трудовые споры рассматриваются согласно законодательных норм.

Согласно 5 разделу Устава все работники ООО «Туристическая база «Восход»» подлежат социальному и медицинскому страхованию в соответствии с Законами Украины, нанимать на работу отечественных и зарубежных специалистов, самостоятельно определять форму, системы, размер и виды оплаты труда, включая оплату труда в натуральной форме и иностранной валюте. Средства, полученные в иностранной валюте, в результатате хозяйственной и внешнеэкономической деятельности, ООО использует по своему усмотрению, в том числе на оплату труда работников предприятия, улучшение условий труда и выплату дивидендов.

Таким образом, правовые условия предприятия направлены на эффективную организацию его деятельности и практически все социально - экономические аспекты функционирования ООО «Туристическая база «Восход»» отражены в Уставе предприятия.

Организационную ответственность за подбор кадров (определение штатного расписания) и наделение их функциональными обязанностями входит в компетенцию Директора ООО «Туристическая база «Восход»». Следует отметить, что общее количество работников меняется в зависимости от сезона, некоторые службы в несезон уменьшаются по составу работников (служба питания и размещения).

По объемам услуг, которые предприятие предлагает на рынке его можно отнести к малым предприятиям. Также количество работников в зависимости от сезона меняется от 17 - до 27-29 человек.

Организационно-производственная структура предприятия (рис.1.2) на сегодняшний день включает такие основные службы, как административно-хозяйственный отдел, а него входят директор предприятия и заместитель директора по хозяйственной части. Имеется в составе предприятия бухгалтерская служба, в которую входят три штатные единицы. Служба размещения Т/Б «Восход» представлена администраторами и горничной (4 человека). Служба питания обслуживают 8 человек. Имеются также работники, которые осуществляют уход за зданием и его коммуникациями и садом (всего 3 человека).

Мы видим, что в основе организационной структуры предприятия заложен принцип разделения функциональных обязанностей при условии вертикальной подчиненности (директор).


Рис.1.2. Организационно-производственная структура управления

Функциональное управление на предприятии существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей. Функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки.

Таблица 1.1. Преимущества и недостатки функциональной структуры управления

Преимущества

Недостатки

1) высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление

конкретных функций

2) освобождение линейных менеджеров

от решения некоторых специальных

вопросов

3) стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов

4) исключение дублирования и

параллелизма в выполнении

управленческих функций

5) уменьшение потребности в

специалистах широкого профиля

1) чрезмерная заинтересованность

в реализации целей и задач "своих" подразделений

2) трудности в поддержании

постоянных взаимосвязей между различными функциональными

службами

3) появление тенденций чрезмерной централизации

4) длительность процедур принятия решений

5) относительно застывшая

организационная форма,

с трудом реагирующая на

изменения


Анализ хозяйственной деятельности предприятия.

Имущество предприятия, оценено его учредительным договором в размерах – 982 529,80 грн. (Судак-Инвест). Уставной капитал сформирован следующим имуществом

целостный имущественный комплекс туристическая база «Восход», расположенная по адресу 98000, Автономная Республика Крым, г. Судак, ул. Морская 23, - стоимостью 726759.0 грн.

земельный надел, площадью 0,5962 га, расположенная по адресу 98000, автономная республика Крым, г. Судак, ул. Морская 23 (государственный акт на право собственности от 14.10. 2005 г., стоимостью 255 770 грн (в том числе НДС)

право пользования земельным наделом площадью 0,5692 га, расположенной по известному адресу.

За время существования предприятия его имущество было направлено в основной капитал и необоротные активы. Проанализируем состав и структуру имущества предприятия, показатели экономической деятельности, используя отчетность предприятия – его Баланс за три последовательных года, 2004-2006 (Приложение 3).

Таблица 1.2

Анализ собственных ресурсов предприятия

Показатель

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Отклонение (+,-)

(2006-

2004)

2006/

2004,%

Сумма

Уд. вес.,%

Сумма

Уд. вес.,%

Сумма

Уд. вес.,%

Уставный

726,7

88,0

726,7

96,1

982,5

104,9

+255,8

135,2

Дополнительно вложенный капитал

-

-

-

-

-

-

-

-

Резервный капитал

-

-

-

-

-

-

-

-

Нераспределен. прибыль

98,7

12,0

28,4

3,9

(45,9)

-4,9

-144,6

-46,0

Неоплаченный капитал

-

-

-

-

-

-

-

-

Итого

825,4

100,0

755,1

100,0

936,6

100,0

+111,2

113,4

По данным таблицы 1.2. можем отметить, что предприятие уменьшило сумму уставного капитала, а в целом за три года рост собственных средств составил 13,4%, что в абсолютном выражении составляет 111,2 тыс. грн. Проанализируем привлеченные средства предприятия (долгосрочных привлеченных средств предприятие не имеет) за те же периоды (табл.1.3).

Таблица 1.3.

Анализ привлеченных средств предприятия

Показатель

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Отклонение (+,-)

(2006-

2004)

2006/

2004,%

Сумма

Уд. вес.,%

Сумма

Сумма

Уд. вес.,%

Сумма

Привлеченные финансовые ресурсы

Краткосрочные кредиты банков

-

-

-

-

10,0

23,2

+10,0

100,0

Кредиторская задолженность за товары и услуги

17,1

45,9

20,4

57,1

30,5

69,7

+13,4

178,3

Текущие обязательства по расчетам

4,0

11,7

4,2

11,7

1,1

2,5

-2,9

27,5

Прочие текущие

обязательства

12,9

37,9

10,0

28,5

1,4

3,2

-9,7

24,8

Итого

34,0

100,0

35,6

100,0

43,0

100,0

+9,0

129

Анализ привлеченных средств показывает, что общая сумма их в период за три года выросла на 9 тыс. грн. или на 29.%. При этом в структуре привлеченных средств наибольшую долю занимает кредиторская задолженность за товары и услуги (среднее значение 56,5%). Рассмотрим политику формирования оборотных и необоротных ресурсов предприятия за анализируемые периоды (таблица 1.4).


Таблица 1.4

Основные направления использования средств предприятия

Показатель

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Отклонение (+,-)

(2006-

2004)

2006/

2004,%

Сумма

Уд. вес.,%

Сумма

Уд. вес.,%

Сумма

Уд. вес.,%

Необоротные активы

Нематериальные активы

-

-

-

-

-

-

-

-

Основные средства

704,8

99,8

662,9

99,8

938,5

99,3

+233,7

133,2

Незавершенное строительство

-

-

-

-

-

-

-

-

Другие необоротные активы

0,8

0,2

0,8

0,2

0,8

0,7

0,0

100,0

Итого необоротных средств

705,6

100,0

663,7

100,0

944,3

100,0

+238,7

133,2

Доля в имуществе

82,1

83,8

96,3

+14,2

117,2

Оборотные активы

Производственные запасы

24,2

15,6

27,0

21,6

29,4

64,4

+5,2

120,8

Товары

0,4

0,2

-

-

-

-

-

-

Дебиторская задолженность за товары

119,4

77,7

66,1

52,8

8,4

17,7

-111,0

6,7

Дебиторская задолженность по расчетам

6,8

0,8

7,5

5,6

1,8

4,0

-5,0

26,4

Денежные средства

0,2

0,002

2,1

1,6

0,6

1,3

+0,4

300,0

Другие оборотные активы

2,8

1,8

23,2

18,4

5,1

11,3

+2,3

182,1

Итого оборотные средства

153,8

100,0

125,9

100,0

45,3

100,0

-108,5

29,4

Доля в имуществе

17,9

16,2

3,7

-14,2

20,6

Все имущество, тыс. грн.

859,4

100,0

790,7

100,0

979,6

100,0

+120,2

113,9

Исследуя данные таблицы 1.4. можно заключить, что большая часть имущества предприятия представлена необоротными активами, в части основных средств (на конец 2006 года удельный вес необоротных активов в имуществе предприятия составил 96,3%). На долю оборотных средств приходится в 2004-2005 годах в среднем 16,8%, а в 2006 году всего лишь 3,7%. Оборотные средства по большей части сформированы в виде дебиторской задолженности по товарам, услугам (среднее значение в структуре оборотных средств 66%), на втором месте производственные запасы, в наименьшей степени в структуре оборотных средств представлены денежные средства. Соотношение оборотных и необоротных (основных) средств в имуществе предприятия представим рис.1.1.

Рис.1.1. Соттношение оборотных и необоротных средств в имуществе предприятия,%

Раздел 2. Характеристика функциональных подсистем

Функциональная подсистема предприятия – маркетинг. Маркетинговые стратегии предприятия вырабатывает также Директор, определенную помощь в оценке рыночной ситуации оказывает руководству также Заместитель директора. Для того чтобы привлечь клиентов предприятие активно использует современные средства коммуникации.

Взаимоотношения между основными субъектами операций туризма юридически оформляются несколькими договорами (контрактами), например между туристической базой и туристом. Такой контракт, как правило, содержит следующие типовые условия [15, с.67]:

предмет договора (приобретение туристом прав (гарантий) на тур, оформленных в виде путевки;

стоимость услуг фирмы и форма их оплаты (наличными или перевод денег на расчетный счет фирмы);

обязанности туристической фирмы (по предоставлению туристического продукта в полном объеме и качественно, и» медицинскому страхованию туристов; по оформлению для ни посольских виз);

ответственность и освобождение от ответственности сторон (в случае форс-мажорных обстоятельств, изменения качества предоставляемых услуг, сроков их предоставления, отказа сторон от тура);

обязанности туриста (по оплате, предоставлении необходимых документов для оформления виз и т.п.).

Юридический аспект деятельности в договоре с клиентом отражается в виде таких сведений, как дата заключения договора, сроки предоставления услуг, вид транспорта до места отдыха и обратно, класс гостиницы, ее наименование и место расположения.

В зависимости от содержания отношений между турфирмами договор между туроператором и турагентом может быть нескольких видов.

Агентские соглашения предусматривают, что производитель услуг передает туристическому агенту право на продажу отдельных видов услуг и инклюзив-туров от имени и за счет туоператора.

В договоре обычно содержатся четкие инструкции по выполнению возложенных задач, территориальное ограничение сферы действия, устанавливаются права и обязанности сторон, а тюке порядок выплат комиссионных вознаграждений. В отдельных случаях соглашение предусматривает внесение оговорки, обязывающей агента не вступать в деловые отношения с другими фирмами, а также оговорки о монопольном праве продажи отдельных туристических услуг. Подобная форма деятельности, с одной стороны, дает возможность работать, не имея больших затрат на рекламу, маркетинг, организацию туров и получая комиссионные, но с другой - препятствует существенному расширению и получению больших прибылей. Подобно многим другим туристическим фирмам организация договоров с клиентами происходит задолго до начала туристического сезона.

Последовательность этого процесса следующая: договора заключаются с середины января. Для этого поддаются заявки в письменном виде на количество мест. Затем предприятие в обязательном порядке участвует в туристических ярмарках, которые достаточно широко были охарактеризованы в первом разделе работы. Основными ярмарками для заключения договоров выступают мартовские ярмарки в Ялте, Москве, Киеве. На эти ярмарки фирма привозит каталоги полно цветные и черно-белые, также оформляется соответствующий сайт в Интернет. Этот сайт достаточно широко на своих страницах характеризует стоимость тур продукта, цены в зависимости от сезона. На ярмарках заключаются договоры почти на 100%, за редким исключением.

Рассмотрим описанную выше последовательность на рис.2.1.


Рис.2.1. Последовательность основных этапов договорной работы

При заключении договоров на свои услуги ТБ использует такой канал позиционирования услуг, как ярмарки. Именно здесь заключается 99,9% договоров с клиентами, чаще всего это посредники, но есть и заказы напрямую с государственными интересами (оздоровление детей из Беслана).

К числу наиболее важных относятся ежегодные Ярмарки «Крым. Курорты. Туризм». Местом проведения этой ярмарки служит известная гостиница «Ялта-Интурист».

Следующая по значению для заключения договоров это московская ярмарка MITT «Путешествия и туризм», которая проходит в Выставочном зале на Красной Пресне (Экспоцентр).

В Киеве ежегодно в конце марта начале апреля проходит ярмарка UITT, она организовывается в здании на Броврском проспекте.

В мае, в Москве организуется и проводится Ярмарка MITF. Место ее проведения выставочный центр «Гостиный двор», на улице Ильинка 4.

Активно участвует предприятия в ярмарке «Крым. Курорты. Туризм».

Содействуют развитию туризма такие специализированные учреждения, как агентство курортно-туристической информации и маркетинга (АКТИМ), ФОТОбанк «Ривьера», Крымское отделение РАТА к каждому сезону при поддержке Министерства курортов и туризма АР Крым выпускают ежегодный иллюстрированный каталог здравниц, турфирм и курортно-туристических ресурсов Крыма «КРЫМ. КУРОРТЫ. ТУРИЗМ». Тираж каталога - 5000 экз., формат А4, объем 100-120 страниц, полноцветная печать. Информация в каталоге предназначена для использования в работе участниками курортно-туристического бизнеса Крыма, Украины, России и Беларуси, в первую очередь туроператорами и турагентами.

Данное издание, как правило, приурочивается к дате одноименной ярмарки и служит мощным подспорьем в договорной работе.

Продемонстрируем таблицей 2.1. каковы результаты подготовительной работы к сезону по удельному весу договоров, заключенных на весенних ярмарках.

Таблица 2.1.

Удельный вес заключения договоров на весенних ярмарках

Показатели

Годы

Рост,%

(2006/2004)

2004

2005

2006

Полностью заключенные юридические договора,%

95,5

98,8

99,8

+104,4

Предварительные договоренности,%

4,5

1,2

0,2

-4,4

Помимо заключенных (привезенных) на ярмарку позиций, оставшиеся номинации продаются через агентскую сеть и Интернет, при этом имеет место следующая динамика структуры данных соглашений (таблица 2.2).

Таблица 2.2.

Динамика структуры договорных оформлений через агентов и Интернет

Показатели

Годы

Рост,%

(2006/2004)

2004

2005

2006

Интернет-договора,%

5,8

10,3

25,4

500,0

Агентские продажи,%

94,2

89,7

74,6

68,8

Функциональная подсистема – персонал.

Управление предприятием ТБ «Восход» осуществляется через делегирование полномочий (определение должностных обязанностей) в отношении персонала (его среднего и низового звена). Чем детальнее разработаны должностные инструкции для персонала, тем более упорядочен труд всех служб, подразделений и работников предприятия.

Особенностью предприятий размещения и гостеприимства служит то, что в зависимости от сезона производственная необходимость таких предприятий в работниках разная, поэтому штатное расписание анализируемого предприятия значительно разнится в зависимости от сезонного функционирования ТБ «Восход». Основной приток отдыхающих планируется предприятием с 1 мая по 30 сентября каждого года. В связи с этим штатные расписания ТБ «Восход» включают больше работников в сезон и меньше в несезон.

Горизонтальное разделение труда на предприятии выражается в создании служб и оценке их деятельности. Немаловажное значение в данном процессе имеет оценка персонала. Обратимся к количественной и качественной оценке персонала предприятия в 2004-2006 годах. Основой для анализа послужат данные штатных расписаний за те же периоды, но только в сезон (Приложение 4). Учтем, что все работники туристической базы поделены на три основные категории – административно управленческий персонал, служебный персонал и технический персонал. Представим данную оценку в таблице 2.1.

Таблица 2.3.

Количественная и качественная оценка персонала ТБ «Восход»

Показатель

Годы

Изменения 2006 года по отношению к 2004

2004

2005

2006

Чел.

Уд вес,%

Чел.

Уд вес,%

Чел.

Уд

вес,

%

1

2

3

4

5

6

7

6-2

7-3

Общее число работников

27

100,0

22

100,0

22

100,0

-5

0

Административно-управленческий персонал

4

14,81

4

18,18

4

18,18

0

3,37

Служебный персонал

19

70,37

14

63,64

14

63,64

-5

-6,73

Технический персонал

4

14,81

4

18,18

4

18,18

0

3,37

Гендерный анализ

Мужчины

12

44,44

12

54,55

12

54,55

0

10,11

Женщины

15

55,56

10

45,45

10

45,45

-5

-10,11

Возрастной анализ

Лица до 25 лет

2

7,41

4

18,18

4

18,18

2

10,77

Лица от 26 до 45 лет

11

40,74

10

45,45

10

45,45

-1

4,71

Старше 45 лет

14

51,85

8

36,36

8

36,36

-6

-15,49

Квалификационный анализ

Законченное

высшее образование

5

18,52

5

22,73

5

22,73

0

4,21

Среднее специальное

20

74,07

15

68,18

15

68,18

-5

-5,89

Общее среднее

2

7,41

2

9,09

2

9,09

0

1,68

Представим оценку персонала предприятия графически. Ни рисунке 2.2. отразим в динамике структурный состав персонала предприятия по трем основным категориям.

Рис.2.2. Структура персонала предприятия по основным категориям в динамике, %

Анализ структуры персонала по основным категориям работающих в 2004 году показывает, что наибольшая доля принадлежит служебному персоналу, эта тенденция сохраняется и в последующие два периоды, однако имеет место небольшое сокращение служебного персонала в пользу технического и административно-управленческого. К кону 2006 года административный и технический персонал вырос на 3,37%. Следует отметить, что структура персонала в 2005-2006 годах остается практически неизменной, что указывает на сложившиеся принципы формирования кадров на предприятия.


Проведем аналогичную оценку персонал предприятия в гендерном выражении, для этого обратимся к анализу рисунка 2.3.

Рис.2.3. Структура персонала предприятия в гендерном разрезе,%

Анализ рисунка 2.3. показывает, что распределение работников в гендерном отношении больше в сторону мужчин в два последние года, число работников женщин за это период сократилось на 10% или на 5 человек. Оценим структуру персонала в возрастном аспекте (рис.2.4).

Рис.2.4. Структура персонала предприятия по возрастному признаку,%


Данная оценка свидетельствует о преобладании в последние годы лиц в возрасте от 26 до 45 лет, следует отметить, что это самый продуктивный возраст в отношении высокой производительности и обучаемости. В 2004 году самой большой категорией была возрастная категория от 45 лет и старше. Данная категория сократилась на 15%. Наибольший рост работников зафиксирован в категории до 26 лет (рост на 10% по сравнению с 2004 годом). Последняя оценка табличных данных (см. табл.2.1) в графическом виде предполагает анализ персонала предприятия по уровню образованности (рис.2.5).

Рис.2.5. Структура персонала предприятия по образовательному признаку, %

Лидирующие позиции в структуре персонала предприятия занимают работники с средним специальным образованием, - их доля в 2004 году составляла 74,07%, а в последующие два года 68,18%. Лица с высшим образованием в структуре занимают от 18,52% (2004 год) до 22,73% (2005 и 2006 год). Имеет место рост данной категории на 4% в сравнении с 2004 годом.

Подытоживая оценку персонала в различных аспектах анализа хочется сделать общий вывод о сложившейся структуре персонала предприятия. Персонал предприятия в последние годы численно (22 человека) и структурно не изменялся. При этом персонал предприятия сформирован в основном за счет служебного персонала (63%), в гендерном выражении представлен более мужчинами (54,55%), по возрасту преобладают лица от 26 до 45 лет (45.45%) и наконец, по уровню образования лидируют лица со средним специальным образованием (68,18%).

Следует отметить, что предприятие не имеет кадровой службы и ее функции выполняет Директор предприятия. Это безусловно целесообразно для малого предприятия, но все же специалист по кадрам нужен для оценки персонала и анализу его деятельности.

Функциональная финансово-экономическая подсистема

Так как предприятие частное, то оценка его финансовой деятельности осуществляется независимыми экспертами – аудиторами на основе отчетности предприятия. Мощным инструментом анализа финансового состояния предприятия в краткосрочном периоде выступает анализ ликвидности баланса предприятия. Информационной базой для данного анализа служит Форма № 1–Баланс. Проведем анализ ликвидности баланса за 2005-2006 годы, используя табличную форму группировки информации (таблица 2.4-2.6).

Таблица 2.4

Анализ ликвидности баланса за 2005 год

Актив

На начало

На конец

Пассив

На начало

На конец

Платежный излишек

1

2

3

4

5

6

7=2-5

8=3-6

А1

0,2

2,1

П1

17,1

20,4

-16,9

-18,3

А2

119,8

66,1

П2

16,9

15,2

102,9

50,9

А3

33,8

58,8

П3

0,0

0,0

33,8

58,8

А4

705,6

663,7

П4

825,4

755,1

-119,8

-91,4

Баланс

859,4

790,7

Баланс

859,4

790,7

0,0

0,0


Анализируя таблицу 2.4. и пользуясь методическим неравенством 2.1.


А1> П1;

(2.1.)

а2 > П2;

А3 > П3;

А4 < П4

Можем сделать вывод, что баланс предприятия в 2005 году не является абсолютно ликвидным, имеет место нарушение структуры баланса. Перейдем к анализу таблицы 2.5, которая покажет состояние ликвидности баланса в следующем аналитическом периоде, 2006 году.

Таблица 2.5.

Анализ ликвидности баланса за 2006 г.

Актив

На начало

На конец

Пас

сив

На начало

На конец

Платежный излишек

1

2

3

4

5

6

7=2-5

8=3-6

А1

2,1

0,6

П1

20,4

30,5

-18,3

-29,9

А2

66,1

8,4

П2

15,2

12,5

50,9

-4,1

А3

58,8

36,3

П3

0,0

0,0

58,8

36,3

А4

663,7

934,3

П4

755,1

936,6

-91,4

-2,3

Баланс

790,7

979,6

Баланс

790,7

979,6

0,0

0,0

В 2006 году ситуация с ликвидностью средств меняется только в худшую строну (нарушение имеет место во всех группах средств и баланс предприятия не является абсолютно ликвидным). Анализ групп активов предприятия в 2005-2006 году по сравнению с пассивами показывает, что баланс предприятия не является абсолютно ликвидным и имеет место значительное снижение ликвидности предприятия.

Проведем коэффициентный анализ ликвидности, используя коэффициенты текущей ликвидности, быстрой ликвидности и абсолютной ликвидности (таблицы 2.6-2.7).


Таблица 2.6.

Анализ коэффициентов ликвидности предприятия в 2005 г.

Наименование показателя

Значение показателя

Изменение показателя

На начало периода

На конец

периода

Абсолютное

Относительное%

1

2

3

=3-2

=3/2*100%

Коэффициент текущей ликвидности

4,5

3,6

-0,9

0,8

Коэффициент быстрой ликвидности

3,5

1,9

-1,6

0,542857

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,005882

0,058989

0,053107

10,02869

Коэффициент текущей ликвидности в 2005 году приближается выше нормативного в 1,5 раза, предприятие своевременно погашает свои долги, коэффициент быстрой ликвидности выше нормативных значений по Украине (1,5), но имеет тенденцию к понижению, а коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) крайне низок, но далее к концу года стремительно растет уменьшается, что свидетельствует о увеличении возможности предприятия погашать свои долги наиболее ликвидными средствами, то есть в 2005 году предприятие отнести к числу платежеспособных.

Таблица 2.7.

Анализ коэффициентов ликвидности за 2006 г.

Наименование показателя

Значение показателя

Изменение показателя

На начало периода

На конец

периода

Абсолютное

Относительное%

1

Коэффициент текущей ликвидности

3,6

1,053488

-2,54651

0,292636

2

Коэффициент быстрой ликвидности

1,9

0, 209302

-1,6907

0,110159

3

Коэффициент абсолютной

ликвидности

0,058989

0,844186

0,785197

14,31091

К концу 2006 года коэффициенты текущей и быстрой ликвидности утратили свое высокое значение, их показатели ниже нормативных значений по Украине. Однако, в 2006 году значение абсолютной ликвидности (платежеспособности) прямо указывает на рост денежных средств предприятия и это можно оценить как рост абсолютной платежеспособности. Анализ ликвидности проведенный различными способами указывает на снижение общей ликвидности средств, однако растет платежеспособность предприятия. Это свидетельствует о сложном финансовом положении предприятия.

Оценка управления инвестиционным потенциалом предприятия. Можно констатировать, что данное управление осуществляется только по решению собственника и на сегодняшний день инвестиционно привлекательный бизнес, такой как туризм совершенно не разрабатывается. Очевидно, что любое предприятие туристической сферы в Крыму при правильном распоряжении средствами это прибыльный и высокодоходный бизнес. К сожалению, изучение финансового положения предприятия указывает на определенные проблемы хозяйствования (низкая ликвидность). Поэтому с точки зрения кредиторов предприятие не может претендовать на получение кредитов или займов. Поэтому рациональным выходом из сложившейся ситуации служит получение займа под залог недвижимости. Этот займ может быть использование на расширение услуг предприятия, введение дополнительных мест для проживания с более комфортабельными условиями, тогда возможно привлечение клиентов и в несезон (семинары, конференции).

Таким образом, оценка функциональных подсистем предприятия показывает, что практически все важные для современного предприятия аспекты управления (персонал, маркетинг, инвестиции, контроль хозяйственной деятельности) находятся в Компетенции Директора Предприятия и его Заместителя. Объективная оценка этих направлений управления предприятием указывает на необходимость изменений.

Раздел 3. Характеристика функционирования объекта практики в рыночных условиях

Конкурентные позиции предприятия. На сложившихся рынках главный итог конкуренции для потребителя заключается не столько в прямых ценовых эффектах, сколько в возможности более широкого выбора услуг с учетом дополнительных возможностей для отдыха, скидок и льготных условий проживания взрослых с детьми, к примеру.

Предприятие ТБ «Восход» имеет четырех основных конкурентов предприятия сферы размещения на местном рынке (Судак) – это базы подобные нашему предприятию. Первый конкурент – База «Волна», второй конкурент – «Славутич», третий конкурент «Прибой», четвертый конкурент «Прибрежный». Каждый из перечисленных конкурентов характеризуется сходным ассортиментом основных и дополнительных услуг и примерно одинаковым временем работы на рынке – последние три года. Мы видим, что для Судака конкуренция среди предприятий, предоставляющих сходные услуги достаточно высокая. Обратимся к анализу обычной и абсолютной конкурентной силы исследуемого предприятия с позиций конкурентного анализа (таблица 3.1).

Таблица 3.1.

Определение обычной и абсолютной конкурентной силы исследуемого предприятия

Фактор

Оценка (1-10 баллов)

Сk11

Т/Б

Приб-режный

Сk12

Т/Б

Прибой

Сk13

Т/Б

Слав-утич

Сk14

Т/Б

Волна

Организация

Т/Б «Восход»

С1

С1-мах Сki,j

1

Прибыльность

7

7

8

8

9

+1

2

Репутация (имидж)

8

8

9

9

9

0

3

Рентабельность

6

7

9

9

8

-1

4

Услуги

7

8

10

9

10

0

5

Финансовые ресурсы

7

8

10

10

9

-1

6

Имущественное положение, основные фонды

8

8

8

9

10

+1

7

Введение новых услуг

7

7

7

7

9

+2

8

Организационная структура

8

8

8

9

10

+1

9

Персонал

9

9

8

10

10

0

10

Социальная ответственность

5

6

7

7

8

+1

Итого

72

76

84

87

92

4

Абсолютная конкурентная сила Т/Б «Восход» составляет 4 бала. Определим абсолютную конкурентную силу всех четырех конкурентов. Этот показатель составляет для ГК Прибрежный – 13 баллов, для ГК Прибой – 15 баллов, для ГК Славутич - 19 баллов, для ГК Волна – 19 баллов. Таким образом два ближайших конкурента отстают от исследуемого предприятия на 4-(-19) на 23 балла. С учетом исследований, проведенных в данном разделе исследуемому предприятию следует использовать активные действия для укрепления своей конкурентной позиции на рынке, путем увеличения своей доли, или диверсификации услуг, введения на рынок новых услуг. Благоприятная ситуация в настоящий момент требует выделения дополнительных средств на разработку новых высоко позиционированных привлекательных для потребителя услуг, от которых он не сможет отказаться.

Оценка факторов риска организации. Рассмотрим внешние возможности и угрозы для нашего предприятия в таблице 3.2.


Таблица 3.2.

Учет внешних возможностей и угроз для предприятия

Возможности

Угрозы

1. Экономика

Экономический рост, увеличение доходов населения

Рост инфляционных ожиданий

2. Политика/законодательство

Совершенствование законодательных норм развития отрасли

Усиление налогового гнета

3. Научно-технический прогресс

Развитие информационных и коммуникационных технологий

Рост зависимость от инноваций

4. Природная среда

Предложение лучших условий отдыха и туризма с точки зрения экологической ситуации

Ухудшение экологической ситуации следствии влияния различных непредвиденных обстоятельств

5. Социальная сфера

Создание особого культурно-этнического климата, связанного с разнообразием культур народов и народностей, проживающих в Крыму

Дальнейшая конфронтация со стороны представителей крымско-татарского народа, захват земель и блокирование дорог к крымским базам отдыха

Оценим внешние угрозы и возможности предприятия в таблице 3.3.

Таблица 3.3.

Оценка внешних возможностей и угроз ТБ «Восход» (парные факторы)

Внешние возможности

Внешние угрозы

Факторы

Mi

PMi

Mi*PMi

Факторы

Mi

PMi

Mi*PMi

Рост экономики и доходов населения

10

0,5

5,0

Рост инфляции

10

0,5

5,0

Совершенствование законодательства

8

0,4

3,2

Усиление налогового гнета

8

0,6

4,8

Развитие технологий и коммуникаций

6

0,6

3,6

Зависимость от инноваций

6

0,4

2,4

Лучшие условия отдыха в Крыму и Украине

6

0,7

4,2

Возможность экологических катастроф

6

0,3

1,8

Особая культурная среда (большое этническое разнообразие традиций и культур)

8

0,5

4,0

Национальные конфликты, препятствующие развитию бизнеса

8

0,5

4,0

Итого

38

20,0

38

18,0

Проведем аналогичный анализ парных возможностей для оценки сильных и слабых сторон предприятия, для этого оформим таблицу 3.4.

Таблица 3.4.

Оценка сильных и слабых сторон ТБ «Восход» (парные факторы)

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  703  704  705   ..

 

Сильные стороны

Слабые стороны