Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  586  587  588   ..

 

 

Основы организации статистического учета в Российской Федерации

Основы организации статистического учета в Российской Федерации




3. Научно-методическая деятельность Госкомстата России

Научно-методологическая деятельность в Госкомстате России проводится в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", Положением о Государственном комитете Российской Федерации по статистике, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2001 г. N 85, Федеральным законом от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", другими правовыми актами по вопросам науки, федеральными целевыми комплексными программами, Федеральной программой статистических работ, приказами Госкомстата России, Положением об организации научно-методологической деятельности Госкомстата России и организуется на основе Программы долгосрочного развития государственной статистической системы и Плана научно-методологической работы Госкомстата России на год.

Под научно-методологической деятельностью Госкомстата России понимается разработка и совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологии для проведения государственных статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия официальной статистической методологии международным статистическим стандартам.

Основными целями и задачами научно-методологической деятельности Госкомстата России являются:

- переход к применению научно обоснованной системы статистических показателей, характеризующих состояние рыночной экономики и социальной сферы страны и отвечающих требованиям эффективного ее функционирования в интересах общества;

- формирование единой методологической основы разработки статистической информации, как в целом, так и по отдельным отраслям экономики и социальной сферы;

- обеспечение соответствия официальной статистической методологии в Российской Федерации международным статистическим стандартам;

- совершенствование методов сбора, обработки, хранения и представления статистических данных, в том числе на основе современных информационных технологий;

- обеспечение максимальной оперативности, объективности и качества разрабатываемой статистической информации.

Научно-методологическая деятельность Госкомстата России осуществляется по следующим направлениям: разработка и совершенствование научно обоснованной методологии проведения государственных статистических наблюдений и формирования статистических показателей; разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы страны; совершенствование методов анализа и обработки информации, получаемой в ходе статистических наблюдений; развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами по формированию государственных информационных ресурсов об экономическом, демографическом и социальном положении страны в едином информационном пространстве Российской Федерации; обеспечение хранения и защиты официальной статистической информации.

Планирование научно-методологической работы Госкомстата России на год осуществляется на основе Программы долгосрочного развития государственной статистической системы и программ развития отраслей статистики в пределах выделяемых средств бюджетных ассигнований на "фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу", а также средств из других предусмотренных законодательством источников.

Разработка Плана научно-методологической работы Госкомстата России на год и организация его исполнения осуществляется в соответствие с Положением об организации научно-методологической деятельности Госкомстата России

Результатами научно-методологических работ, полученными при выполнении Плана научно-методологической работы Госкомстата России на год, являются научные и научно-методологические отчеты, содержащие новые знания или решения, и следующие методологические разработки или их проекты: методологические положения; методические указания; методологические рекомендации; концепция; система статистических показателей; программа статистического наблюдения; научная экспертиза; инструкция по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения; указания о порядке разработки сводной статистической отчетности; алгоритм.

Одним из направлений научно-методической работы Госкомстата России является формирование системы статистических показателей, которые находят сове отражение в каталоге статистических показателей (КСП).

Действующая система КСП, постоянно актуализируемая, содержит по состоянию на 1 августа 2000 года около пятнадцати тысяч статистических показателей (абсолютных и относительных, стоимостных и натуральных, первичных и расчетных), характеризующих различные стороны состояния и поведения экономических субъектов, направления развития экономики на макро- и микроуровнях. В КСП содержится информация о периодичности, разрезах разработки, источниках формирования каждого показателя. Имеется система многокритериального поиска по заданным параметрам. Показатели систематизированы в рубрики (подрубрики), сформированные по отраслевому принципу.

Главной проблемой построения КСП является разработка единой методологии определения основания показателя и его признаков, критериев отнесения к основанию показателя или его признаку, разработка методологических основ систематизации (группировки) показателей.

В существующей статистической практике нет однозначного определения и методологического обоснования критериев формирования основания показателя и его призначной части.

Отсутствие четкого представления о содержании понятий "показатель" и "призначная часть показателя" негативно влияет на состав показателей Каталога, так как происходит подмена основания показателя на призначную часть и, наоборот, при этом состав показателей в одних случаях обедняется, в других - неоправданно расширяется.

Основными методологическими проблемами являются:

- унификация на межотраслевой основе статистических показателей, которая означает приведение их к единообразию, когда однотипные по содержанию показатели не рассредоточиваются по блокам, отраслям, видам деятельности, а концентрируются в одном блоке, группе;

- методология разграничения основания показателя и его призначной части;

- методология формирования призначной части с учетом последовательности построения признаков, их многоуровневости;

- методология формирования межотраслевого рубрикатора КСП, основанного на унификации показателей;

- методология формирования КСП на основе межотраслевого рубрикатора.

Наряду с этим существует ряд частных методологических проблем: - методология понимания показателей с одинаковым наименованием, имеющих разные единицы измерения, оценки (стоимостная, натуральная), методики исчисления и др.; показатели с общим содержанием нередко представлены одновременно в нескольких рубриках; разграничение и взаимосвязь понятий "показатель" и "графа", "строка", "графоклетка" статистической таблицы (формы).

Решение перечисленных проблем формирования и ведения КСП будет способствовать более эффективному его использованию в системе Госкомстата Россия и расширению круга потенциальных его потребителей.

Совершенствование методологии формирования КСП позволит решить задачи:

- системности КСП, включающей упорядоченность статистических показателей, их взаимосвязей как внутри рубрик (подрубрик), так и между ними;

- построения КСП на межотраслевой основе;

- обеспечения унификации однотипных по содержанию показателей;

- определения понятия основания показателя и его признаков;

- устранения дублирования показателей;

- определения методологии охвата показателей КСП отдельными признаками или группой признаков и правил формирования многоуровневых признаков в КСП;

- методологического обоснования возможностей использования различных единиц измерения при формировании показателей (натуральных, стоимостных, оценки в разных валютах, сопоставимых ценах);

- разработки методологии однозначного определения показателя с изменяемой периодичностью разработки;

- разработки методологии группировки (рубрицирования) показателей в КСП;

- разработки методологии формирования архивов КСП.

3.1 Формирование призначной части показателя

По своей сути статистический показатель в КСП - это качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в обществе, отображающая сущность явления или процесса в конкретных условиях места и времени.

Статистический показатель в КСП включает в себя основания показателя и его призначную часть.

Основание показателя отражает сущность и общие отличительные свойства социально-экономического явления без указания места, времени и числового значения.

Призначная часть показателя нейтральна к сущности изучаемых явлений, поэтому одни и те же признаки могут применяться для характеристики различных оснований показателей. Признаки показателя - это совокупность характеристик, присущих основанию показателя.

В статистической практике действует система идентификации показателей с применением следующих признаков: временная характеристика - периодичность разработки (месяц, квартал, год, конкретная дата и т.д.); единицы измерения; территориальный, ведомственный, отраслевой разрезы разработки, разработка по формам собственности; номенклатура товаров и услуг; другие признаки, содержащиеся в утвержденных классификаторах или в локальных классификаторах и справочниках.

Перечисленные признаки не имеют связи с сущностью явлений, не выражают также их внутреннюю природу, что и составляет коренное отличие содержания понятия "признак показателя" от понятия "основание показателя".

Признаком показателя является многократно изменяемая часть показателя, которая может быть выделена в однородные справочники.

При определении основания показателя и его признаков все характеристики, не связанные с сущностью изучаемого явления или процесса, перенесется в призначную часть. Такими характеристиками, например для раздела "Сельское хозяйство", являются: единицы измерения, периодичность разработки, территории, каналы реализации сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с предлагаемой методологией из приведенных выше показателей действующего КСП выделяется основание показателя путем исключения из его наименования каналов реализации сельскохозяйственной продукции и перенесения их в призначную часть. За счет этого проведено сокращение числа показателей раздела КСП "Сельское хозяйство" и их систематизация".

Признаки показателей, обладающие многоуровневостью (иерархичностью), отражают, с одной стороны, многоступенчатые отношения между их уровнями, с другой, - тесно связаны с основанием показателя. Многоступенчатые связи между уровнями признаков отражают степень их детализации. Независимо от глубины детализации признаков все их уровни органически связаны с основанием показателя. Связь всех уровней признака, а не только признака 1-го уровня, с основанием показателя обеспечивает получение числовой характеристики изучаемого явления.

Например, в изучении стоимости жилья выделяются следующие уровни признаков: 1-й уровень - престижные районы и спальные районы; 2-й уровень - крупнопанельные и крупноблочные дома и кирпичные дома; 3-й уровень - жилые помещения типовые, в том числе однокомнатные, двухкомнатные, трехкомнатные, четырех- и более комнатные; 4-й уровень - жилые дома с улучшенной планировкой, в том числе однокомнатные, двухкомнатные, трехкомнатные, четырех- и более комнатные.

Все названные в примере уровни признаков органически связаны с основанием показателя "Средняя стоимость одного кв. м общей площади" и поэтому обеспечивают разнообразие числовых значений этого показателя.

Формирование показателей КСП на базе их основания и призначной части позволит существенно сократить их число и осуществить их систематизацию в рамках единой методологии построения Каталога.

3.2 Методология использования абсолютных и относительных величин при определении показателя и его признаков

В статистической практике широкое распространение имеет представление показателей одновременно его абсолютными и относительными значениями.

Если для получения показателя в относительной форме выражения используется иная, чем для показателя в абсолютном выражении, методология, то это приводит к изменению содержания показателя, и его следует считать самостоятельным показателем.

При формировании КСП показатели в абсолютной и относительной формах выражения, имеющие различные методики расчета, следует считать разными показателями. Например, показатели "объем произведенной промышленной продукции" и "индекс физического объема произведенной промышленной продукции" (цепной и базисный) являются разными показателями, так как индекс физического объема промышленной продукции, хотя и имеет единую основу с показателем объема произведенной промышленной продукции в абсолютном выражении, но в отличие от него рассчитывается по другой методике.

К числу распространенных расчетных показателей, получаемых на основе абсолютных и относительных величин, относятся средние. Это один из важнейших обобщающих показателей в статистике.

При решении вопроса о включении средних в КСП применяется аналогичный подход. Исчисление любых видов средних проводится по определенной методологии, связанной с выделением однородной совокупности, выбором весов для взвешивания и т.п. Средние считаются самостоятельными показателями.

3.3 Методология использования различных единиц измерения

Одной из проблем формирования и ведения КСП является решение вопроса об использовании различных единиц измерения (натуральных, стоимостных, стоимостных в разных валютах).

Натуральная и стоимостная оценка показателя. В статистической практике для оценки одних и тех же социально-экономических явлений одновременно применяются показатели в натуральной и стоимостной формах выражения.

Переход от натуральных единиц измерения к стоимостным и, наоборот, от стоимостных к натуральным изменяет содержание показателя. Оценка показателя в натуральном выражении дает представление о его материально-вещественной форме, а оценка по стоимости - дает представление о его товарно-денежной форме, которая в большой степени зависит от конъюнктуры рынка и может быть не адекватна первой.

Поэтому при формировании КСП показатели, отражающие натуральную и стоимостную формы их выражения, следует считать разными показателями.

Натуральная и стоимостная оценка показателя может быть выражена в разных единицах измерения (натуральных: т, кг, ц, штуки и др.; стоимостных: руб., долл. и др.).

Так как эти виды стоимостных оценок не меняют сущности самого показателя, а являются, по сути, видами оценок по стоимости, то они должны выступать в качестве признаков.

Оценка показателя в сопоставимых ценах используется также для ведения динамических рядов, элиминируя влияние изменения цен на динамику сравниваемых стоимостных показателей, и также выносится в призначную часть.

2. По предлагаемой методологии из наименования показателя исключаются стоимостная оценка в разных единицах (рублей и долларов), а также временная характеристика (на начало отчетного года) и переносятся в призначную часть показателя.

3.4 Масштаб единиц измерения

Требует решения проблема отражения в КСП показателя с разным масштабом единиц измерения (рубли, тыс. рублей, млн. рублей и т.д.). Например, при оценке входной, выходной, сводной информации меняется масштаб единиц измерения. Различия в масштабах единиц измерения не ведут к изменению сущности изучаемого явления и содержания показателя. Поэтому его следует считать одним показателем с изменяющейся признанной частью, выраженной разным масштабом единиц измерения.

3.5 Методология определения показателя с учетом различной периодичности его разработки

Формирование и ведение КСП требует уточнения методологии определения показателя с изменяемой периодичностью его разработки.

Если показатель имеет несколько временных характеристик (например: месячная, квартальная, годовая периодичность его разработки), то нет необходимости повторять один и тот же показатель с разными периодами разработки несколько раз.

В этом случае следует один раз определить основание показателя, а периодичность указывать виде признаков к этому показателю в соответствии с периодами разработки информации.

3.6 Формирование показателей с различной методикой исчисления

Показатели КСП, имеющие единое основание, но разные методики исчисления по отраслям и секторам экономики, рассматриваются как разные показатели.

Этот вывод основан на наличии отраслевых особенностей в формах количественного измерения и необходимостью модификации числовых значений одних и тех же показателей в разных отраслях экономики. В этом случае отличие показателей с одинаковыми наименованиями оснований возможно только средствами методологических пояснений к ним.

Показатели с единым основанием, но различной методикой расчета по периодичности, также рассматриваются как разные показатели.

3.7 Методология формирования рубрикатора КСП

Рубрикатор КСП - это структура построения (группировка) совокупности статистических показателей, упорядоченных на основе определенных правил и критериев и используемых в комплексном анализе экономики.

Для систематизации показателей и формирования рубрикатора КСП используется качественный критерий - учет системы научных взглядов на проблемы развития экономики в их единстве: определение факторов (ресурсов и условий) и результатов социально-экономического развития экономики.

Потребности в статистической информации наиболее полно удовлетворяются при условии, если ее состав и структура адекватно отражают проблемы развития экономики на современном этапе рыночных отношений.

Рубрикатор КСП предлагается построить с учетом следующей группировки статистической информации:

1. Блок показателей, характеризующих факторы развития экономики (наличные ресурсы; источники развития экономики; условия социально-экономического развития).

2. Блок показателей, характеризующих результаты развития экономики (экономические, социальные, демографические, экологические).

3. Блок показателей, характеризующих статистическую оценку степени реализации целей развития экономики.

Согласно правилу классификации (правило взаимоисключения) ни один элемент множества не должен одновременно входить в другое множество. На основе этого правила показатели с единым основанием объединяются в одну рубрику (подрубрику), независимо от отрасли или сектора экономики.

В соответствии с критерием систематизации показателей и правилом классификации формируется межотраслевая структура рубрикатора КСП без каких-либо исключений.

Получение статистической информации для комплексного анализа отдельных отраслей экономики обеспечивается по принципу формирования "собирательных" отраслей из показателей соответствующих межотраслевых блоков рубрикатора КСП на основе применения системы общероссийских классификаторов, локальных баз данных и кодирования.

Межотраслевая структура рубрикатора КСП отражает причинно-следственные связи блоков показателей, прежде всего, вертикальные логические связи, предопределяющие логику и устойчивость расположения рубрик в Каталоге, которые не могут изменяться произвольно.

За рубриками показателей ресурсов, источников развития экономики и условий социально-экономического развития следуют рубрики показателей результатов развития экономики.

Критерии систематизации показателей и правила упорядочения множества предопределяют наименования рубрик показателей в КСП и обеспечивают их относительную устойчивость во времени, которые не могут изменяться простым волевым решением.

Систематизация показателей внутри рубрик и подрубрик должна проводиться на основе правила упорядочения множества как порядка предшествования или следования. Например, внутри рубрики "Цены и тарифы" должны быть выделены следующие группы показателей, характеризующие: уровень цен и тарифов, динамику цен и тарифов (динамика цен, к примеру, не может предшествовать их уровню).

Кроме того, при систематизации показателей внутри рубрик (подрубрик) учитывается ранжирование отраслей экономики по классификатору ОКОНХ в порядке возрастания кодов (промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д.).

Показатели блока "Результаты развития экономики" структурируются в строгом соответствии с системой целей социально-экономического развития (экономические, социальные, демографические, экологические, по обеспечению правопорядка, национальной безопасности).

Показатели блоков "Факторы развития экономики" и "Результаты развития экономики" в структуре рубрикатора КСП формируются преимущественно из показателей действующей государственной статистической отчетности, выходных статистических материалов и публикаций, информации ведомств и других сторонних организаций.

Показатели национальной безопасности в КСП имеют, как правило, единое основание с соответствующими показателями других рубрик, подрубрик, например, показателями ВВП, объема производства товаров и услуг, инвестиций и т.д. Принципиальное отличие показателей национальной безопасности состоит в том, что в рубрике (код 2600 в структуре рубрикатора) они представлены в виде отношений фактических и пороговых значений показателей безопасности. Эти показатели отражают степень соответствия (приближения или отдаления) фактического состояния экономики принятым допустимым границам.

Показатели блока степени реализации целей развития экономики (код 3000) представлены как отношения фактических и принятых прогнозных, плановых и нормативных значений показателей развития экономики. Эти отношения характеризуют степень достижения принятых основных параметров развития экономики с учетом ее потенциальных возможностей к устойчивому росту.

Специфические показатели различных отраслей и секторов экономики, в соответствии с правилом классификации и положением о формировании межотраслевой структуры рубрикатора КСП, вводятся в те рубрики (подрубрики), которые соответствуют их характеру. Например, показатели наличия скота, многолетних насаждений отражаются в рубрике 1100, подрубрике 1110 "Материальные и нематериальные ресурсы", в группе "Основные фонды".

Структура рубрикатора КСП является открытой системой с возможностями совершенствования, уточнения, изменения, обладает перспективой развития. Это положение диктует необходимость обеспечения достаточного резерва кодов показателей.

3.8 Методология построения и ведения КСП

Унификация показателей в КСП - основное направление совершенствования Каталога статистических показателей. Унификация статистических показателей означает приведение их к единообразию, при котором однотипные по содержанию показатели не рассредоточиваются по блокам, отраслям, видам деятельности, а концентрируются в одном блоке, группе, что предопределяет формирование рубрикатора КСП на межотраслевой основе. Объединение однотипных показателей в рамках КСП аналогично процессу унификации показателей форм статистической отчетности, которые имеют межотраслевое значение. Следствиями унификации показателей КСП в условиях формирования его межотраслевой структуры являются:

- уменьшение числа показателей в КСП:

- исключение их дублирования;

- увеличение информационной нагрузки на призначную часть;

- более полное информационное отражение в КСП возможностей сравнительного анализа отдельных проблем экономики, являющихся общими для любой отрасли (сектора);

- развитие единообразия в средствах сбора, передачи и обработки статистических данных;

- облегчение поиска статистической информации, когда однотипные по содержанию показатели сосредоточены в соответствующем блоке рубрикатора КСП.

3.9 Методология и критерии систематизации призначной части КСП

Каждый показатель КСП характеризуется набором признаков (единица измерения, периодичность, территория, номенклатура продукции и т.д.). В зависимости от характера изучаемых явлений, показателя, статистической задачи признаки используются в различных сочетаниях, с разной степенью детализации. Требуется упорядочение множества признаков показателей с учетом их последовательности и многоуровневости.

Призначная часть выполняет свою роль только в сочетании с конкретным основанием показателя, и в зависимости от комбинации признаков обеспечивается многообразие числовых значений показателей.

Призначная часть показателей, являясь нейтральной к характеру изучаемых явлений, может служить типовой характеристикой показателей с различными основаниями. При этом одни признаки и разрезы разработки, например, единица измерения, периодичность, территория, являются общими для всех показателей КСП, другие - являются призначной частью показателей в рамках одной отрасли или сектора экономики. Это делает возможным использовать в качестве основы систематизации признаков степень охвата признаками показателей КСП.

Систематизация групп признаков производится на основе следующих критериев:

- по степени охвата показателей;

- по частоте использования одного или группы признаков.

Систематизация групп признаков производится на основе следующих критериев: по степени охвата показателей; по частоте использования одного или группы признаков.

Классификационные группировки первой группы признаков в КСП могут быть применены к отдельным показателям не в полном объеме (например, территориальный аспект не будет указываться, если какой-либо показатель не предусматривается разрабатывать с участием этого признака), тогда по умолчанию предполагается, что данный показатель берется в целом по России. Это положение в равной мере относится к разработке показателей в рамках СНС.

Применение временных характеристик в призначной части отражает несколько аспектов: периодичность представления статистической информации (например, недельная, месячная, квартальная, годовая и т.д.); время совершения (например, объем производства промышленной продукции в отчетном периоде, за месяц, нарастающим итогом с начала года и т.д., наличие основных фондов на начало или конец отчетного периода); временные изменения изучаемого процесса или явления (например, среднемесячная заработная плата в процентах к предыдущему месяцу или соответствующему месяцу предыдущего года) и т.д.

При необходимости уточнения одних признаков другими признаки в КСП строятся по принципу мyогоуровневости. Последовательность и уровни формируются индивидуально к каждому конкретному показателю исходя из смыслового значения характеристик, описываемых признаками, и с учетом степени детализации каждого уровня. Последовательность и уровни согласуются с заинтересованными структурными подразделениями Госкомстата России.

3.10 Методология формирования КСП на основе межотраслевого рубрикатора

КСП формируется на основе следующей информации:

а) первичных показателей статистической отчетности (показатели форм государственного статистического наблюдения, утверждаемые Госкомстатом России, включая показатели нецентрализованной в органах государственной статистики отчетности);

б) показателей, полученных в процессе обработки (преобразования) первичных данных (из комплексов электронной обработки данных, отраслевых и межотраслевых баз данных);

в) показателей других организаций, используемых в комплексном статистическом анализе экономики;

г) показателей, включенных в официальную статистическую информацию Госкомстата России и публикации.

Последовательность расположения всех показателей внутри рубрик, подрубрик, групп должyа быть следующей: а) абсолютные показатели в натуральном выражении; б) абсолютные показатели в стоимостном выражении; в) относительные характеристики явлений (темпы роста (снижения), показатели структуры, коэффициенты, показатели координации, сравнения, интенсивности и т.д.).

Эта последовательность расположения статистических показателей должна быть одинаковой для любого уровня экономики (макроэкономического, отраслевого, секторного, территориального).

Описание оснований показателей и их призначной части в КСП проводится на основе следующих правил: 1) формирование кода основания показателя; 2) наименование основания показателя, принятое в статистической практике; 3) формирование перечня признаков, идентифицирующих показатель с данным основанием.

Последовательность их расположения должна быть следующей: единица измерения (классификатор ОКЕИ), периодичность и другие временные характеристики; разрезы разработки (территории (по классификатору ОКАТО), категории предприятий и организаций (ОКПО), виды экономической деятельности (по классификатору ОКДП), отрасли экономики (по классификатору ОКОНХ), федеральные органы исполнительной власти (по классификатору ОКОГУ), организационно-правовые формы (по классификатору ОКОПФ), формы собственности (по классификатору ОКФС), по государственному сектору, по секторам экономики (для показателей СНС раздела "Обобщающие показатели национальных счетов")); признаки с учетом специфики (виды продукции (по классификатору ОКП), виды услуг (по классификатору ОКУН).

К основаниям показателей КСП по всем рубрикам, подрубрикам, группам должны быть даны методологические пояснения.

Правила описания, однозначно определяющие положение каждого показателя и признаков в КСП, сохраняются на всех этапах статистических работ - сбора, передачи, обработки, использования, распространения, хранения статистической информации.

3.11 Методология формирования кода показателя с учетом построения рубрикатора КСП

Кодирование показателей проводится в соответствии с межотраслевой структурой рубрикатора КСП.

Каждая рубрика, подрубрика получают код, являющийся общим для однотипных показателей.

Показатели, объединенные в один блок по единому основанию, имеют различные коды в случаях: наличия различий в методике исчисления показателей, вызванных отраслевыми особенностями; изменения в методике расчета показателя из-за различий в степени полноты исходных данных при переходе с одной периодичности на другую; наличие различий в методике определения показателей в абсолютной и относительной формах выражения; различий в единицах измерения. Во всех остальных случаях основания показателей имеют один код.

От межотраслевых рубрик показателей нетрудно перейти к характеристике показателей конкретных отраслей на основе использования действующих классификаций и системы кодирования.

Кодирование показателей осуществляется службой администрирования КСП с использованием программно-технологических средств ведения КСП. Показатели кодируются одиннадцатизначными кодами, из которых первые четыре знака отводятся рубрикам, следующие два - подрубрикам, еще два - группам показателей внутри рубрик, а последние три - являются непосредственным кодом показателя внутри группы показателей данной рубрики и подрубрики.

Кодирование статистических показателей проводится после выполнения работ по их перегруппировке на межотраслевой основе и систематизации показателей внутри групп. Степень детализации оснований показателей внутри групп определяется многими факторами и может быть неодинаковой в разных рубриках, подрубриках и группах показателей.

3.12 Методология ведения КСП

Каталог статистических показателей - развивающаяся система, способная к изменениям применительно к новым условиям и потребностям в статистической информации, которая постоянно актуализируется.

Ведение Каталога представляет собой совокупность операций, связанных с его функционированием, движением, изменением состава, характера показателей и признаков, системой кодирования, хранения, рассматриваемых как постоянный процесс.

Все показатели, используемые в органах государственной статистики, подлежат обязательной загрузке в КСП, согласно "Временному порядку ведения Электронного каталога статистических показателей", утвержденному руководством Госкомстата России 01.04.1999 г.

Изменение оснований показателей во времени при изучении одних и тех же явлений, по определению, невозможно. Поэтому процесс изменения показателей КСП сводится к процессу изменения их состава, характера, тесно связанных с практикой пересмотра форм статистической отчетности, совершенствования комплексов, уточнения других источников информации.

Все регистрируемые в КСП показатели являются отражением процесса этих изменений. Задача состоит в том, чтобы своевременно, а также структурно и методологически грамотно загружать в КСП показатели с учетом разработанных в данном проекте положений, исключая при этом дублирование ранее загруженных показателей.

Загрузка показателей в КСП должна проводиться в полном соответствии с предлагаемой межотраслевой структурой рубрикатора с учетом их систематизации внутри рубрик (подрубрик). Это означает, что местоположение новых показателей определяется соответствием их характера характеру отдельных рубрик (подрубрик) в КСП. При этом они должны располагаться не в конце рубрики (подрубрики), а внутри соответствующих рубрик (подрубрик), групп, подгрупп, выделенных в процессе внутренней систематизации показателей.

Реализации правил загрузки показателей должно способствовать наличие резерва кодов, предусматриваемого для групп, подгрупп, где отражаются первичные и другие конкретные статистические показатели КСП. Только при этом условии возможно сохранять последовательность расположения показателей и принятую форму их систематизации при ведении КСП.

Утратившие актуальность, отмененные показатели, параллельно с загрузкой новых показателей, должны своевременно выгружаться. Такие показатели не должны накапливаться в КСП.

В начале каждого года формируется архив состава показателей за предыдущий год. Все показатели (действующие и отмененные) КСП отражаются в архиве в систематизированном виде, а не общим массивом. Для этой цели формируется структуре архива, тождественная межотраслевой структуре рубрикатора КСП, куда должны выгружаться для хранения показатели в соответствии с их характером и органической связью с отдельными рубриками (подрубриками), группами их. Архивы показателей в КСП хранятся по годам.

Призначная часть показателей загружается в КСП по максимальной разрезности. Изменения в призначной части показателей КСП могут иметь следующие аспекты: - изменение в составе групп признаков показателя (увеличение или уменьшение их числа). В этом случае, например, часть порядковых номеров, присвоенных группам признаков, не будет задействована в зависимости от потребностей практики, хотя в КСП группы признаков загружены в форме справочников по их максимальному количеству; - изменения числа позиций внутри групп признаков. Например, изменения многоуровневых признаков могут приводить к изменению числа уровней и позиций внутри уровней иерархии, что диктует изменения соответствующих порядковых номеров.

Унифицированные показатели должны кодироваться и загружаться в КСП в соответствии с предложенными методологическими положениями. В этом случае значительно увеличивается информационная нагрузка на призначную часть показателя. Получение информации пользователями КСП предусматривается на основе системы многокритериального поиска с применением одного и/или совокупности следующих критериев: коду основания показателя (его фрагменту); наименованию основания показателя (его фрагменту); единице измерения; периодичности разработки; разрезности разработки; по признакам с учетом их многоуровневой структуры; по отдельным позициям признаков; по формам государственного статистического наблюдения (или ОКУД).

Кроме того, программно-технологические средства должны обеспечивать возможность формирования на основе КСП как системы метаинформации локальных баз данных показателей для структурных подразделений Госкомстата России - пользователей КСП в соответствии с их задачами. В этих базах данных структурные подразделения должны иметь возможность хранить свой состав показателей в необходимом им объеме, который должен формироваться в автоматизированном режиме на основе фрагментирования из КСП. Структуры локальных баз данных должны быть тождественны структуре КСП, программные средства должны обеспечивать все необходимые режимы работы пользователя.


заключение

В процессе написания работы были достигнуты цели и решены задачи поставленные во введении к работе.

Было определено, что целью проведения официального статистического учета в Российской Федерации является формирование в соответствии с государственной статистической методологией полной, объективной, актуальной и надежной статистической информации, необходимой для решения стоящих перед нею задач.

Государственные статистические наблюдения проводятся на основе данных первичных учетных документов либо путем опроса юридических лиц, их представительств и филиалов, граждан, в том числе занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, об их деятельности, включая разработку, тиражирование и рассылку отчетно-статистической документации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений.

Главным учетно-статистическим центром в Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России).

Осуществление деятельности Госкомстата России происходит в соответствии с Федеральной программой статистических работ, которая включает в себя перечень мероприятий по проведению официального статистического учета, сведения об исполнителях и о сроках его проведения. Федеральная программа статистических работ ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации и финансируется за счет средств федерального бюджета.

В процессе осуществления статистического учета Федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы взаимодействуют с судами, Центральным банком Российской Федерации, органами прокуратуры, государственной налоговой инспекцией государственными внебюджетными фондами и другими государственными организациями.

В рамках свое деятельности Госкомстат России осуществляет значительный объем научно-методологической деятельности. Под научно-методологической деятельностью Госкомстата России понимается разработка и совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологии для проведения государственных статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия официальной статистической методологии международным статистическим стандартам.

Одним из направлений научно-методической работы Госкомстата России является формирование системы статистических показателей, которые находят сове отражение в каталоге статистических показателей (КСП).

Совершенствование методологии формирования КСП позволит решить задачи: системности КСП; устранения дублирования показателей; определения методологии охвата показателей КСП отдельными признаками или группой признаков и правил формирования многоуровневых признаков в КСП; методологического обоснования возможностей использования различных единиц измерения при формировании показателей (натуральных, стоимостных, оценки в разных валютах, сопоставимых ценах); разработки методологии однозначного определения показателя с изменяемой периодичностью разработки; разработки методологии группировки (рубрицирования) показателей в КСП; разработки методологии формирования архивов КСП.

Наибольшая актуальность разработки методологических основ построения и ведения каталога статистических показателей заключается в том, что он является развивающейся системой, способной к изменениям применительно к новым условиям и потребностям в статистической информации, которая постоянно актуализируется.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  586  587  588   ..