Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  567  568  569   ..

 

 

Основы бизнеса

Основы бизнеса

Основы бизнеса

Тема 1. Понятие и сущность бизнеса. Три концепции

Тема 2. Материальные блага и человеческие качества, лежащие в основе устройства экономического развития общества

Тема 3. Бизнес как экономические отношения. Родовые признаки бизнеса

Позитивная

Критическая

Прагматическая

Цель бизнеса

Всеобщее благо

Корысть бизнесменов

Удовлетворение потребностей участников

Осуществляется в интересах

Всего общества

Бизнесменов

И бизнесменов, и общества

Явление

Непротиворечивое

Нежелательное в жизни общества

Противоречивое


Тема 4. Субъекты бизнеса. Основные виды деятельности в сфере бизнеса


Тема 5. Основы рыночной экономики


Тема 6. Миссия и цели организации. Цикл менеджмента

Экономика

Бизнес

Широта понятия

Более общее понятие, охватывает макро-, микро- и мегауровни производства, обмена деятельностью и потребления продукции

Более конкретная характеристика отношений, развивающихся между определенными субъектами

Характер отношений субъектов

Состязательность отношений необязательна

Отношения должны быть состязательными

Отношение к конкуренции

Ограничивается указанием на необходимость конкуренции

Важен характер поведения конкурентов: пассивный, агрессивный или нейтральный, причины такого поведения и их коррекция

Отношение к правовым нормам

Фиксация (констатация) наличия правовых норм

Правовые нормы определяют «коридор свободы» в поведении субъектов бизнеса

Организация

Миссия

Коммерческий банк

Содействие становлению и развитию среднего и малого бизнеса в России путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников

Ювелирно-художественная фирма

Производство и реализация изделий из драгоценных металлов и камней, доступных широкому кругу потребителей с различным достатком

Государственное предприятие, опытно-конструкторское бюро

Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду

Компания, производящая оборудование для офисов

Наша цель — это решение проблем. Мы помогаем решать административные, научные и человеческие проблемы, создавая комфорт и заботясь об условиях вашего труда

Инвестиционная компания

Мы готовы инвестировать капитал в любую область, работающую прибыльно и имеющую потенциал дальнейшего роста

Функциональная подсистема

Ключевая цель

Маркетинг

Выйти на первое место по продаже продукции (определенного вида) на рынке

Производство

Достичь наивысшей производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции

Научно-исследовательские разработки (инновации)

Завоевать лидерские позиции по вводу новых видов продукции (услуг), используя на исследования и разработки определенный процент доходов от объема реализации (продаж)

Финансы

Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов

Персонал

Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе

Менеджмент

Определить критические области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов


Тема 7. Основы построения бизнес-плана организации


Тема 8. Сущность финансов предприятия


Тема 9. Инвестиции организаций


Тема 10. Маркетинговая деятельность на предприятиях

10.1. Жизненный цикл товара на рынке

Американскими учеными-маркетологами Гомбатом и Левиттом было предложено применить понятия о фазах — циклах в развитии жизни человека — детство, юность, зрелость, старость и уход. Фазы жизненного цикла товаров более подробно изучил Юнг и дал свою классификацию. Жизненный цикл товара сравнивают с существованием живой системы. Так же, как и человеку в разные периоды жизни оказывается разная помощь, так и товару может быть оказана соответствующая поддержка. Например, усиленная реклама, акции распродажи залежавшихся товаров, замена экономичной упаковкой, презентабельный вид товара, предоставление дополнительных услуг, проведение лотерей и розыгрышей и т.д.

I фаза. Разработка товара

Сбыта нет, прибыли нет, идут затраты на маркетинговые исследования, НИОКР (научно- исследовательские, опытно- конструкторские разработки) и выпуск первой партии товара. Маркетинговые исследования заканчиваются позиционированием. Это комплекс мер, благодаря которым в сознании целевых потребителей данный товар занимает собственное, отличное от других и выгодное для компании место по отношению к аналогичным товарам.

II фаза. Внедрение товара на рынок

Цена высокая, т.к. товар является новинкой. Однако товар вынужден конкурировать с другими аналогичными товарами, его торговля на этом этапе не может быть убыточной. Маркетинговые расходы особенно велики на рекламу, проводится стимулирование спроса и сбыта.

III фаза. Рост товара

Это период быстрого восприятия товара рынком и быстрого роста прибыли. Расходы на рекламу стабилизируются, увеличивается спрос на товары. Цена высокая или идет незначительное ее снижение.

IV фаза. Фаза зрелости

В этот период большинство покупателей уже приобрели этот товар. Его реализация замедляется, наступает насыщение рынка. Прибыль растет медленнее (может стабилизироваться или снижаться) в связи с ростом затрат на защиту товара от конкурентов. Главная задача фирмы — поддержание стабильного спроса, для чего необходимо усилить рекламу, по возможности снизить цену, работать над повышением качества товара, улучшить сервисное обслуживание, придумать товарный шлейф (набор предметов, работ и услуг, которые уместно предложить покупателю основного товара) и др.

V фаза. Фаза спада

Несмотря на снижение цен и использование других мер воздействия на покупателя рост продажи товаров прекращается, сокращается прибыль, товар завершает свой жизненный цикл. Он вытесняется с рынка новыми перспективными товарами. Товар снимается с производства и идет распродажа по сниженным ценам.

Выводы: жизненный цикл товара состоит из 5 основных фаз; при заметном снижении продаж и прибыли фирма реанимирует товар; при рентабельности от продаж, равной банковской (депозитной) ставке товар считается «больным», чтобы не ликвидировать фирму надо предвидеть такой исход и заранее начать разработку новых товаров.

10.2. Термин Тренд. Уравнение Тренда

Тренд (закономерность, тенденция) — общее направление развития событий в экономике, социальной сфере, политической жизни и природных явлениях.

Уравнение Тренда — математическое уравнение, в котором функцией является какой-нибудь сложный показатель, а аргументом — более простые показатели.

Пример:

В данных примерах «P» и «d» являются функциями, а «p» и «y» — аргументами.

10.3. Схема маркетинговой разработки товара

Схема маркетинговой разработки товара представляет собой алгоритм (последовательность) от зарождения идеи товара до вывода его на рынок. Его общий вид приведен на рис. 10.2.

Основные требования к разработке товара:

1. максимальная оперативность, собранность на всех звеньях;

2. многовариантность (ассортимент);

3. конфиденциальность (коммерческая тайна).

Цены спот и форвард. Их использование

Цена — это стоимость общественно необходимого труда, затраченного на товар, плюс рыночная норма прибыли. Цены спот и форвард-это цены биржевых сделок. Относятся не только к фондовому рынку, но и к валютному. Цена спот (spot) — цена, устанавливаемая в день заключения контракта, исполнение которого производится в этот же день. Цена форвард(forward) — цена, устанавливаемая в день подписания контракта, вписываемая в него, а сделка исполняется в будущем. Расчет производится именно по этой, сегодняшней цене, в независимости от фактически сложившейся цены в этот, оговоренный контрактом, день.

Фактурная цена. Базисные условия поставки

Фактурная (доставочная) цена — это цена с учетом доставки в конкретный пункт, т.е. включающая все транспортные расходы. В 1936 году Парижская международная торговая палата предложила мировой коммерции 13 стандартных пунктов передачи груза от продавца покупателю. Каждый из этих пунктов назывался базисным условием поставки. Сборник Incoterms «международные торговые правила» содержит базисные условия поставки. Последняя редакция вышла в 1990 году. Самая низкая цена получается, когда покупатель сам приезжает к продавцу за товаром. Эта цена обозначается EXW. Цена с доставкой обозначается DDP.

10.4. Показатели допустимой монополизации

Отрасли в значительной степени отличаются друг от друга по таким характеристикам, как: размеры рынка, масштабы конкуренции, темпы роста рынка, число фирм-покупателей (продавцов) и их относительные размеры, сложность вхождения в отрасль и выхода из нее, степень вертикальной интеграции продавцов, темпы технологических изменений, размер экономии на масштабах производства и эффект кривой опыта, степень стандартизации или дифференциации продукции фирм-конкурентов, доходность (прибыльность).

Показатели допустимой монополизации зависят от отраслевой принадлежности, от ассортимента продукции, от экономического состояния в стране и государственной политики. Одним из наиболее простых показателей является доля рынка, регулируемая монополистом на отраслевом или региональном рынке. Для различных стран эта доля колеблется от 40 до 60%. Ее определение связано с наличием на рынке товаров, не имеющих заменителей и препятствующих доступу на рынок других аналогичных товаров, от других хозяйственных субъектов. В России положение хозяйствующего субъекта является доминирующим, если его доля на рынке составляет 65%. Уровень ниже 35% не является доминирующим. Антимонопольный комитет РФ может снижать своими решениями долю участия на рынке.

За нарушение антимонопольного законодательства предусматривается гражданская и уголовная ответственность — начиная от штрафа и заканчивая тюремным заключением.

Существует государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур руководствуется следующими методами нормативно-регулирующего воздействия:

· государственный заказ;

· дифференциация налогооблагаемой базы;

· льготная система налогообложения для определенных экономических субъектов;

· льготная система кредитования для развития малого бизнеса;

· государственные субсидии;

· поддержка малого бизнеса и т.д.

На рис. 10.3 представлена развернутая схема государственного антимонопольного регулирования бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  567  568  569   ..

 

Критерии классификации

Группы целей

Период установления

Стратегические, тактические, оперативные