Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  386  387  388   ..

 

 

Организация и планирование производства

Организация и планирование производства

Московский государственный технический университет им.Н.Э.Баумана


Параметр

Товар ИП

Товар ПН

Структура рынка

Географическая децентрализация

Географическая концентрация

Тип потребителя

Массовый

Сравнительно небольшое число

Конкуренция

Множественная

Монополистическая

Тип товара

Относительно простои, стандартизированный по потребительным свойствам

Технически сложный; как правило, по индивидуальночу эаказу

Потребности покупате- лай, удовлетворяемые товаром

Личные и семейные

Производственные и социально-экономические

Решение о покупке

Принимается лично в семье, нередко спонтанно

Принимается осторожно, или после обсуждения коллегиально: число участников - от З до 7 человек

Требования к сервису и распределительной сети

Важные, но не всегда решающие для покупки

Очень существенные и всегда решающие для покупки

Мотивы покупки

По преимуществу эмоциональные, влияние рациональных мотивов второстепенное

По преимуществу рациональные. влияние эмоций ничтожно

Влияние рекламы

Значительное

Незначительное

Каналы товародвижения и сбыта

Многоступенчатые, заканчиваются по преимуществу розничным торговцем или универмагом

Короткие, как правило, одно- двухступенчатые. часто прямые: “продавец-покупатель”

Источники, из которых покупатель получает информацию о ценах

Прейскуранты, редко переговоры с агентом (дилером)

Прейскуранты, коммерческие предложения, переговоры с агентом, переговоры непосредственно с производителем товара

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Описание проблемы

Структурирование проблемы

Определение цели сбора информации

Формулирование гипотез

ВЫРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ СБОРА ИНФОРМАЦИИ

Построение проекта исследования (источники информации, кто проводит)

План исследований (затраты времени, стоимость)

Определение метода сбора данных

Определение объекта исследования и объема выборки

Претест

Приближенный план обработки данных

Разработка детального плана сбора данных

ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Организация, проведение и контроль сбора данных

Документирование

АНАЛИЗ ДАННЫХ

Предварительная проверка собранной информации

Подготовка к анализу на ЭВМ

Обработка материала

Интерпретация результатов

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Подготовка исследовательского отчета

Презентация полученных результатов

Метод

Определение

Формы

Экономический пример

Преимущества и проблемы

1.Первичные исследования

Сбор данных при их возникновении

Наблюдение

Планомерный охват органами чувств обстоятельств без воздействия на объект наблюдения

Полевое и лабораторное; с участием наблюдающего и без

Иитервью

Опрос участников рынка и экспертов

Письменное, устное, телефонное, свободное, стандартизи-рованное

Панель

Повторяющийся сбор данных у одной группы через равные промежутки времени

Торговая, потребитель-ская

Эксперимент

Исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов

Полевые, лабораторные

2. Вторичные исследования

Обработка уже имеющихся данных

Метод

Типичная постановка вопроса

Регрессионный анализ

Как изменится объем сбыта, если расходы на рекламу сократятся на 10 % ?

Какова будет цена на продукт в следующем году?

Как влияет объем инвестиций в автомобильной промышленности на спрос на сталь?

Вариационный анализ

Влияет ли вид упаковки на размеры сбыта?

Влияет ли цвет рекламного объявления на количество людей, вспомнивших рекламу?

Влияет ли выбор пути сбыта на величину продаж?

Дискриминационный

По каким признакам курящие отличаются от некурящих?

анализ

Какие характеристики работников службы сбыта наиболее существенны для их деления на преуспевающих и неудачников?

Можно ли определенного человека, учитывая его возраст, доход, образование, считать достаточно надежным для выдачи кредита?

Факторный анализ

Можно ли редуцировать множество факторов, которые покупатели автомобилей считают важными, до небольшого числа?

Как можно описать различные марки автомобилей с точки зрения этих факторов?

Кластер-анализ

Можно ли клиентов разделить на группы по их потребностям?

Имеет ли газета различные типы читателей?

Как можно классифицировать избирателей по тому, как они интересуются политикой?

Многомерное

Насколько продукт соответствует “идеалу” потребителей?

шкалирование

Какой имидж имеет предприниматель?

Как изменилось отношение потребителей к продукту в течение ряда лет?



Метод

Определение

Формы, диапазон

Экономический пример

Преимущества и проблемы

1. Коли- четвен-ные методы прогноза

Оценка будущего на основе прошлых данных с помощью статистических методов

Кратко- и среднесрочные

Получение количественных данных на будущее Опора на прошлые данные. Необходимо сильное структурирование проблемы

Экстрапо- ляция тренда

Проекция данного временного ряда в будущее

Краткосрочные

Развитие сбыта или прибыли для определенного промежутка времени

Невысокие затраты, быстрое получение данных. Резкие изменения тренда. Низкий потенциал раннего обнаружения

Прогнозы на основе индика-торов

Оценка хода развития процесса, мало зависящего от предпринимателя, на базе одной или многих предпосылок

В основном применяется в отраслях, изготовляющих средства производства; оценка поступления заказов на основе анализа инвестиционного климата и поступления заказов в отраслях, потребляющих продукцию

Более раннее обнаружение изменения тренда, чем при экстраполяции Трудность в отыскании подходящих индикаторов. Стабильность связей между индикаторами

Регресси- онный анализ

Метод определения направления и силы связи между независимыми и зависимой переменными

Простая и многофак-торная регрессия. Эконометри-ческие модели. Кратко-срочные

Оценка доли рынка (зависимая переменная) при различных расходах на рекламу и цене (независимые переменные)

Невысокие расходы Взаимозависимость независимых переменных

2. Качест-венные методы прогноза

Оценка, словесное формулирование будущего с помощью человеческих знаний и интуиции. Как правило, оценки экспертов

От средне-срочных до долгосрочных

Подходит для комплексных, плохо структурируемых проблем. Нет необходимости в числовом выражении исходных данных. Ограниченная объективность и надежность

Дельфи- метод

Форма опроса экспертов, при которой их анонимные ответы собираются в течение нескольких туров и через ознакомление с промежуточными результатами получают групповую оценку интересующего процесса

Долгосрочные

Производство, сбыт отрасли при различных величинах влияющих факторов, например прогресса международного разделения труда, изменения общественных норм поведения

Наглядность результатов, привлечение экспертов по интересующей проблеме, анонимность участников Негибкая методика, высокая потребность во времени, тенденция к консервативным оценкам, технические изменения особенно непредсказуемы

Сценарии

Предсказание развития и будущего состояния факторов, влияющих на предприятие и определение возможных действий предпринимателя

Исследования типа: — автомобиль90-х годов —будущее коммуникационной техники — будущее европейских космических исследований

Подходит для очень комплексных проблем типа генерации идей новых продуктов или структурирования стратегического планирования диверсификации Высока доля субъективных оценок, затруднена проверка процесса

Фаза

Мероприятия, методы, источники

1. Поиск идей

Анализ потребностей и деятельности конкурентов, опыт внешней службы и результаты испытания товаров; творческие методы

НИОКР

Исследования

Разработки (проекты)

Области

Фундамен-тальные исследования

Целевые исследова-ния

Новые разработки

Модифи-кации

Испыта-ния

Содержание

Работы, по которым на момент постановки задачи еще не ясны возможные области использова-ния

Работы с целевой постанов-кой задачи, “решения научно-технической проблемы”

Работы по переносу результатов исследований в область хозяйственного “решение производственой и сбытовой проблемы, прототип”

Работы по производству рыночно зрелой “нулевой серии”

Предмет

Фундамен-тальные знания

Продукты, технологии, возможности применения

Сбор информации о реальном процессе

Мысленное представление физики процесса

Определение цели исследования

Схематизация процесса

Содержательное описание матмодели процесса

Подбор и получение экспериментальных данных

Разработка матмодели процесса

Разработка моделирующего алгоритма и программ

Проверка адекватности

Исследование процесса на модели

Анализ полученных данных

Применение полученных данных


ТЗ

ТЗ

Этап 1

Этап 1

Этап 2

Этап 2

Этап 3

Продолжать или вернуться

Этап 4

Этап 3

Линейная стратегия

Циклическая стратегия


Этап 1

Параллельные этапы

Решить, что делать на этапе 1

Выполнить этап 1

Этап 2а

Этап 2б

Этап 2в

Результат

этапа 1

Этап 3

Этап выбора

Решить, что делать на этапе 2

Выполнить этап 2

Выбрать 4 или 5

Конкурирующие этапы

Результат

этапа 2

Этап 4

Этап 5

Решить, что делать на этапе 3

Выполнить этап 3

Этап 6

1 - определение потребности в объекте проектирования, исследование и прогнозирование условий функционирования проектируемого объекта;

15 - составление сметной стоимости реализации проекта;

Стадия разработки

Этапы выполнения работ

Техническое предложение

Подбор материалов.

Эскизный проект

Разработка эскизного проекта. Изготовление и испытание макетов (при необходимости).

Технический проект

Разработка технического проекта. Изготовление и испытание макетов (при необходимости).

Рабочая конструкторская документация:

Разработка конструкторской документации, предназначенной для изготовления и испытания опытного образца (опытной партии), без присвоения литеры.

б) серийного (массового) производства

Изготовление и испытание установочной серии по документации. Корректировка конструкторской документации по результатам изготовления и испытания установочной серии, а также оснащения технологического процесса изготовления изделия.

Стадии разработки

Что проверяется

Техническое предложение

Правильность выбора варианта конструктивного решения в соответствии с требованиями технологичности

Эскизный проект

Правильность выбора принципиальной схемы конструкции, обеспечивающей простоту компоновки изделия и технологичность

Технический проект

Возможность проведения сборки и контроля изделия и его основных составных частей независимо и параллельно

Технический проект

Оптимальность номенклатуры контролируемых параметров, а также методов и средств их контроля

Рабочая документация

На стадии разработки рабочей документации проверяют данные, указанные для технического проекта, а также:

Коэффициент стандартизации по ГОСТ:

где: NГОСТ

Коэффициент преемственности:

где: Nпр

Общий коэффициент конструктивной унификации:

где: Nост

Коэффициент конструктивной унификации по трудоёмкости:

где: tуниф

Коэффициент конструктивной унификации по массе:

где: Mуниф

Коэффициент унификации конструктивных элементов:

где: Nобщ.к.э.

Коэффициент преемственности (для машин):

где: Nпр.маш.

Объекты интеллектуальной собственности (составлено по [12, 13, 14])

ОИС, охраняемые патентами и свидетельствами, выдаваемыми Патентным ведомством и Госкомиссией РФ:

ОИС, охраняемые авторским правом и по желанию правообладателя, свидетельствами, выдаваемыми органом уполномоченным государством:

Объекты авторского права или смежных прав:

Ноу-хау, подтвержденные документами предприятия (организации):

изобретения;

программы для ЭВМ и базы данных;

произведения науки, литературы и искусства.

результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных и производственных работ;

Что искать?

Где искать?

Как искать?

Результат поиска

Формулировка темы поиска (содержание)

Библиотечные каталоги, картотеки

Выбор заглавия документа

Определить информационную ценность документа

Установление требовании к содержанию документов

Указатели библиографических пособий

Ознакомиться с аннотацией или ом документа

Отсев документа

Установление границ поиска (хронологические, языковые)

Издания ВИНИТИ:

Уточнить библиографическое описание документов, отобранных для изучения.

Определение информационных издании по теме

Издания регистрационной библиографии:

Требование в библиотеку. Заказ по МБА

Организация личной картотеки учета изученной литературы

Информационные издания неопубликованных документов (отчеты НИР, алгоритмы и программы)

Информационные издания:

Информационные издания зарубежных источников

Стадии разработки документации:

- техническое задание;

- технический проект;

- рабочий проект.

В зависимости от:

применяется:

сложности изделий,

централизованная,

объемов выпуска,

децентрализованная,

сложившихся традиций.

смешанная система организации служб технологической подготовки.

единичное

маршрутные карты на деталь (сборочную единицу) с перечнем операций технологического процесса, оборудования и инструмента,

мелкосерийное

применяемых на каждой из них.

крупносерийное

операционные карты с операционным эскизом обработки (сборки).

массовое

Кроме вышеперечисленного, разрабатывают инструкционные карты по каждому отдельному переходу. В картах технологического процесса сборки (в целом на сборочную единицу или для отдельных операций) приводят перечень входящих в сборку деталей.

основные методы перехода:

последовательный,

параллельный,

параллельно-последовательный.

Кривые освоения:

Изменение затрат на производство в процессе освоения изделия

Расчет цикла стадии проведения работ

где: t

Выполнение комплекса работ

Последовательный метод:

где: u

Параллельно-последовательный метод:

где: к

Расчет трудоемкости:

Т

где: Т

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  386  387  388   ..

 

Ранний срок начала i-j работы

T

Поздний срок начала i-j работы:

T

Ранний срок окончания i-j работы:

T

Поздний срок окончания i-j работы:

T

Резерв события --

Ri

Резерв пути --

RL