Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  314  315  316   ..

 

 

Определение оптимального объёма производства промышленного предприятия

Определение оптимального объёма производства промышленного предприятия

1. Анализ методов планирования

Метод сравнения предельных издержек с предельным доходом

Результаты по формулам (2.1) – (2.6) приведены в таблице 2.1.

Результаты по формулам (2.7) – (2.12) приведены в таблице 2.2.

Месяц

Средняя стоимость ОФ помесячно, тыс. грн

Средняя стоимость ОФ за квартал, тыс. грн

Средняя стоимость ОФ за год, тыс. грн

Фондоотдача

Фондоёмкость

Фондоворужённость труда,

Объём производства,

Январь

4073,3

8135,8

8241,4

0,0118

0,8874

84,5

1,12

1,76

48,2

Месяцы

Объём производства, тыс. грн

Среднемесячная стоимость ОС, тыс. грн

Среднеквартальная стоимость ОС, тыс. грн

Среднегодовая стоимость ОС, тыс. грн

Коэффициент оборачиваемости, оборотов

Коэффициент закрепления, тыс. грн / тыс. ед.

Период оборачиваемости, дней

Январь

3618

2007,3

1987

1954

1,80

0,55

16,6

Месяц

Объём производства

Среднесписочная численность работников помесячно, чел.

Среднесписочная численность работников за квартал, чел.

Среднесписочная численность работников за год, чел.

Производитель-ность труда

Трудоёмкость

Январь

48,2

3618

2314

2302

2320

20,8

1560

0,048

0,00063

На рисунке 2.5 показана линейная зависимость валовых издержек от объёма производства, а также линейное уравнение: ВИ(Vпр) = 64,115*(Vпр) + 258,08 и коэффициент детерминации R

Месяц

Налогооблагаемая прибыль, тыс. грн

Чистая прибыль, тыс. грн

Чистые денежные поступления, тыс. грн

Амортизационные отчисления помесячно, тыс. грн

Отношение налогооблагаемой прибыли к сумме ОФ и ОС, %

Отношение налогооблагаемой прибыли к валовым издержкам, %

Отношение чистой прибыли к валовым издержкам, %

Отношение чистой прибыли к сумме ОФ и ОС, %

Январь

256,2

179,3

266,2

86,855

4,21%

7,64%

5,38%

2,94%

Показатель

Значение показателя

Отклонение

Фактическая средняя, за год

При оптимальном объёме производства, за год

Абсолютное,

(+,–)

Относительное,

%

Средняя фондоотдача:

– тыс. ед. / тыс. грн, за год

– тыс. грн, за год

Средняя фондоёмкость:

тыс. грн / тыс. ед., за год

– тыс. ед., за год

Средний коэффициент оборачиваемости ОС: – оборотов в год

Средний коэффициент закрепления:

– тыс. грн / тыс. ед., за год

Средняя продолжительность 1-го периода оборота ОС:

– дней, за год

Средняя производительность труда:

- ед. / 1 чел., за год

- грн / 1 чел., за год

Средняя трудоёмкость работ:

- чел. / 1 грн, за год

- чел. / 1 ед., за год

Чистая прибыль:

– тыс. грн, за год

Рентабельность (средняя за год):

– отношение чистой прибыли к ВИ, %

– отношение чистой прибыли к ОФ+ОС, %

0,0109

0,8190

91,9

1,22

1,72

0,58

17,5

19,4

1449

0,0513

0,00068

1948,1

5,17%

2,71%

0,0114

0,8565

87,6

1,17

1,80

0,55

16,6

20,3

1520

0,0493

0,00065

2164,1

54,2%

17,7%

+0,0005

+0,0375

-4,3

-0,05

+0,8

-0,3

-0,9

+0,9

+71

-0,002

-0,00003

+216

+ 49,03

+ 19,99

95,6%

95,6%

104,9%

104,2%

95,5%

105,5%

105,4%

95,6%

95,3%

104,1%

104,6%

90%

9,5%

15,3%

Данные в таблице 3.1 получены по формулам (2.4–2.5), (2.10–2.12), (2.15 – -2.18), (2.20–2.26).

Таким образом, анализируя вышеприведенную таблицу можно сделать вывод, что при оптимальном объёме производства по сравнению с производством в отчётном году:

1) Значительно увеличивается чистая прибыль – на 216 тыс. грн;

2) Увеличивается производительность труда – почти на 5%;

3) Увеличивается коэффициент оборачиваемости оборотных средств – на 4,5%;

4) Увеличивается фондоотдача – на 4,6%;

5) Уменьшается фондоёмкость – на 4,9%;

6) Уменьшается коэффициент закрепления ОС – на 5,5%;

7) Уменьшается трудоёмкость работ, как в натуральном, так и в стоимостном выражении – соответственно на 4,1% и 4,6%;

8) Увеличивается значительно рентабельность производства.

3.2 Анализ плана предприятия в условиях рынка

1) Рассчитаем оптимальный объём производства при снижении цены на 10%.

Для этого воспользуемся аналитическим методом сравнения валовых издержек с валовым доходом, который был представлен в разделе 2.3.

ВД(Vпр)= = Ц = 75–7,5 =67,5 грн / ед.

ВИ(Vпр) ̀ =. 0,0373*(Vпр) - 2,8049*(Vпр) + 91,676*(Vпр) + 1286,9.

Приравняем ВД(Vпр) и ВИ(Vпр), и, следовательно, из квадратного уравнения найдём оптимальный объём производства:

0,1119*(Vпр) – 5,6098*(Vпр) + 91,676 = 67,5;

0,1119*(Vпр) – 5,6098*(Vпр) + 24,176 = 0;

Из данного уравнения оптимальный объём производства (Vпр) равен 45,2 тыс. ед.

2) Рассчитаем оптимальный объём производства при увеличении цены на 10%.

ВД(Vпр)= = Ц = 75+7,5 =82,5 грн / ед.

ВИ(Vпр)=. 0,0373*(Vпр) - 2,8049*(Vпр) + 91,676*(Vпр) + 1286,9.

Приравняем ВД(Vпр) и ВИ(Vпр), и, следовательно, из квадратного уравнения найдём оптимальный объём производства:

0,1119*(Vпр) – 5,6098*(Vпр) + 91,676 = 82,5;

0,1119*(Vпр) – 5,6098*(Vпр) + 9,176 = 0;

Из данного уравнения оптимальный объём производства (Vпр) равен 48,4 тыс. ед.

3) Рассчитаем чистую прибыль предприятия при оптимальном объёме производства, которое равно 45,2 тыс. ед.

Для этого применим формулы (2.19–2.20) из подраздела 2.1:

и ,


где - валовые издержки, тыс. грн;

- валовой доход, тыс. грн;

АО – амортизационные отчисления, тыс. грн;

Пч – чистая прибыль, тыс. грн;

Пнал – налогооблагаемая прибыль, тыс. грн

Таким образом, Пнал = (3051 – 3144,7)*12= – 1124,4 тыс. грн в год.

При данном объёме производства 45,2 тыс. ед. и цене продукции 67,5 грн /1 ед. предприятие будет иметь убыток в размере 1124 тыс. грн.

4) Рассчитаем чистую прибыль предприятия при оптимальном объёме производства, которое равно 48,4 тыс. ед. и цене продукции 82,5 грн / 1 ед.

Найдём налогооблагаемую прибыль: Пнал= (3993–3382,5)*12 месяцев = 7326 тыс. грн. в год.

Найдём чистую прибыль: Пч = 7326*0,7=5128,2 тыс. грн в год.

При данном объёме производства 48,4 тыс. ед. и цене продукции 82,5 грн/ 1 ед. предприятие будет иметь прибыль за год в размере 5128,2 тыс. грн.

Вывод: таким образом, предприятие в условиях рынка должно придерживаться следующего интервала планового объёма производства [45200 ед.; 48400 ед.] и интервала прибыли [-1124 тыс. грн; 5128,2 тыс. грн].

3.3 Разработка мероприятий по достижению оптимального объёма производства продукции

Проверим достижимость оптимального плана производства продукции из условия наличия мощностей, для этого сравним оптимальный объём производства с производственными мощностями предприятия, под которыми будет пониматься максимальный объём производства предприятия в отчётном году.

Если Vопт > ПМ, то такой план для предприятия будет не достижим, а если Vопт < ПМ, то достижим.

В нашем случае Vопт < ПМ, т.е. 47 тыс. ед.< 48,1 тыс. ед. Следовательно, оптимальный план производства для предприятия достижим.

Теперь рассчитаем потребность предприятия в дополнительных оборотных средствах. Для этого воспользуемся данными из таблицы 3.1, а именно:

1,8 оборотов, 1,72 оборотов,

где - коэффициент оборачиваемости ОС для оптимального объёма производства;

- коэффициент оборачиваемости ОС для текущего объёма производства.

Далее найдём оборотные средства для оптимального ( ) и фактического ( ) объёма производства, используя следующие формулы:

, (3.1)

, (3.2)

где и - оптимальный и фактический объём производства за год, соответственно, тыс. грн.

= 42300000: 1,8 = 23500000 грн;

= 40496000: 1,72 = 23544180 грн.

Для достижения оптимального объёма производства предприятию требуется 23544180 грн – 23500000 грн = 44180 грн. Источники их привлечения:

1) Денежный кредит или займ;

2) Акции;

3) Кредиторская задолженность;

4) Прочие пассивы.

Разработаем мероприятия увеличивающие:

1) Производительность труда;

К данным мероприятиям по повышению производительности труда относят:

- механизацию и автоматизацию производства;

- внедрение новых видов оборудования;

- внедрение новых технологических процессов;

- улучшение конструктивных свойств изделия;

- повышение качества сырья и новых конструктивных материалов;

- повышение норм и зон обслуживания;

- уменьшение числа рабочих, не выполняющих нормы;

- изменение рабочего периода;

- повышение уровня специализации производства;

- изменение трудоёмкости производственной программы;

- изменение удельного веса новой продукции [17, стр. 175 ] .

2) Фондоотдачу;

К данным мероприятиям по повышению фондоотдачи относят:

- повышение производительности оборудования в результате технического перевооружения и реконструкции действующих и строительства новых предприятий;

- повышение коэффициента сменности работы оборудования;

- улучшение использования времени и мощностей;

- ускорение освоения вновь вводимых мощностей;

- замена ручного труда машинным;

- снижение стоимости единицы мощности вновь вводимых, реконструируемых и перевооружаемых предприятий [17, стр. 222] .

3) Коэффициент оборачиваемости;

К данным мероприятиям по повышению коэффициента оборачиваемости относят:

- на стадии создания производственных запасов – внедрение экономически обоснованных норм запаса; приближение поставщиков сырья, полуфабрикатов и др. к потребителям; широкое использование прямых длительных связей; расширение складской система материально-технического обеспечения, а также оптовой торговли материалами и оборудованием; автоматизация погрузочных и разгрузочных работ на складах;

- на стадии незавершенного производства – ускорение научно-технического прогресса; развитие стандартизации, унификации, типизации; совершенствование форм организации промышленного производства; применение более дешёвых конструктивных материалов; увеличение удельного веса продукции, пользующейся повышенным спросом;

- на стадии обращения – приближение потребителей продукции к её изготовителям; совершенствование системы расчётов; увеличение объёма реализованной продукции в следствии выполнения заказов по прямым связям, досрочного выпуска продукции, изготовления продукции из сэкономленных материалов; тщательная и своевременная подборка отгружаемой продукции в строгом соответствии с заключёнными договорами [17, стр. 247] .

Разработаем мероприятия понижающие себестоимость продукции:

- снижение затрат на производство и реализацию продукции;

- экономия ресурсов, потребляемых в процессе производства;

- снижение трудоёмкости выпускаемой продукции, роста производительности труда;

- сокращения численности административно-обслуживающего персонала;

- контроль за качеством сырья и материалов [17, стр. 576–579] .

Разработаем маркетинговые мероприятия, которые будут способствовать росту сбыта:

- нужно знать рынок, всесторонне изучать состояние и динамику потребительского спроса на данный товар, использовать полученную информацию в процессе разработки и принятия научно-технических производственных решений;

- максимально приспособить производство к требованиям рынка для повышения эффективности функционирования предприятия. Производить то, что продаётся.

- воздействовать на рынок, на спрос с помощью всех доступных средств для его формирования в необходимых для предприятия направлениях;

- обеспечить целевое управление процессом: научные разработки – производство – реализация – сервис;

- завоёвывать рынок товарами наивысшего качества и надёжности;

- добиваться преимуществ в конкурентной борьбе за счёт повышения технического уровня и качества продукции, предоставления покупателю большого объёма и лучшего качества сопутствующих услуг;

- ориентировать стратегию маркетинга на перспективу, ставя конкретные задачи по завоеванию рынка, расширению объёма продаж, особенно на перспективных секторах рынка.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  314  315  316   ..