Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  146  147  148   ..

 

 

Некоторые вопросы государственной экономической политики

Некоторые вопросы государственной экономической политики

Донецкий национальный технический университет

Донецк 2010г.

Попеременное частичное выполнение каждой из противостоящих целей — наиболее рациональный ключ решения задач в экономике, имеющей определенный уровень равновесного состояния.

ОТВЕТ: Проблемы выбора экономических субъектов в сфере общественного сектора анализирует концепция общественного выбора. Особенностью подхода теории общественного выбора является то, что частный интерес является основным побудительным мотивом не только в бизнесе, но и в общественной жизни.

Хотя целью общественного сектора является максимизация благосостояния нации, но и ему характерна проблема выбора, которая, как известно, является результатом ограниченности используемых ресурсов. При этом нужно определить, какие блага нужно произвести, чтобы получить максимум социального благополучия.

Решение этой проблемы связано с сопоставлением результата и затрат производства, однако здесь в качестве результата рассматривается общественный выигрыш, а в качестве затрат — социальные издержки. Производство социальных благ следует расширять до тех пор, пока предельная социальная выгода сравняется с предельными социальными издержками. Т.е. любой общественный проект приемлем, пока соотношение выгоды (ОВ) и издержек (СИ) будет больше 1: ОВ > СИ.

Социальные издержки фиксированы, поэтому соотношение выгода — издержки будет стремиться к равновесию, т.е. к 1.

На основе данного правила принимаются оптимальные решения. Индивидуальные желания переводятся в действия правительства через политические институты. Одним из таких институтов является принцип правления большинства, т.е. одобрение действия более 50% голосовавших. Задача экономической политики состоит в том, чтобы заключить соглашение о выборе варианта распределения затрат. Для максимизации полезности люди сравнивают предельную полезность блага с размером дополнительного налога: пока предельная полезность будет превосходить налог, их положение будет улучшаться. Решение будет зависеть еще от политической структуры, в которой осуществляется выбор.

Выбор зависит от способа распределения затрат: в случае с открытием зоопарка в городе, жители должны платить ежегодный одинаковый по величине налог (т.е. издержки на содержание этого зоопарка будут одинаковыми). Что касается выгоды, то она различна для различных групп жителей города. На основе предоставленных данных можно сделать вывод, что:

а) в случае, если размер ежегодного налога на содержание зоопарка будет равно 260 тыс. грн. «за» открытие зоопарка проголосуют все жители города. Поэтому будет принято решение об его открытии;

б) в случае, если размер ежегодного налога на содержание зоопарка достигнет суммы 1200 тыс. грн., то «против» проголосуют 2-я и 5-я группы жителей города, т.к. для них размер ежегодной выгоды гораздо меньше ежегодных затрат;

в) в среднем на каждую группу жителей приходится ежегодная выгода в сумме 1362,5 тыс. грн., если размер ежегодного налога на содержание данного зоопарка не будет превышать этой суммы — зоопарк в городе будет открыт.

Таким образом, задача экономической политики состоит в том, чтобы заключить соглашение о выборе варианта распределения затрат. Для максимизации полезности люди сравнивают предельную полезность блага с размером дополнительного налога: пока предельная полезность будет превосходить налог, их положение будет улучшаться.

Задание № 7

Эффект вытеснения состоит в том, что:

а) увеличивающиеся государственные расходы выполняют расходы частного сектора;

б) увеличивающиеся налоги вытесняют новые инвестиции;

в) политическая и социальная нестабильность дестимулирует инвестиции в экономику;

г) часть государственных расходов финансируется за счет новых займов;

д) частные инвестиции вытесняют государственные

ОТВЕТ: а) увеличивающиеся государственные расходы выполняют расходы частного сектора. В период спада стимулирующая фискальная политика складывается из: 1) увеличения государственных расходов; 2) снижения налогов; 3) сочетания роста государственных расходов со снижением налогов. Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

В краткосрочном периоде рост государственных расходов вызывает уменьшение частных плановых инвестиций, что может приводить к сдерживанию роста производства. Этот эффект получил в экономической теории название «эффекта вытеснения».

Фискальная политика, предполагающая рост государственных расходов, вызывает в краткосрочном периоде: 1) увеличение номинального ВНП (объема производства) в соответствии с мультипликатором государственных расходов; 2) повышение процентных ставок; 3) появление «эффекта вытеснения» государственными расходами частных плановых инвестиций.

В долгосрочном периоде расширительная фискальная политика приводит: 1) к росту цен, 2) усилению «эффекта вытеснения», 3) возврату реального объема производства к естественному уровню. «Эффект вытеснения» вызывается ростом государственных расходов. Вместе с тем, этот эффект может быть следствием любого из направлений расширительной фискальной политики (снижением ставки налогов, уменьшением налогооблагаемой базы и т.п.).

Фискальная политика, направленная на сдерживание экономического роста, уменьшает совокупный спрос и приводит к противоположному результату: номинальный ВНП падает, спрос на денежном рынке уменьшается и при неизменном денежном предложении приводит к падению процентных ставок. Реальные частные плановые инвестиции увеличиваются, частично предотвращая действие «сдерживающей» фискальной политики. «Эффект вытеснения» заменяется «эффектом привлечения», увеличения частных плановых инвестиций.

Задание № 8

ЗАДАЧА

Определите параметры прироста инструментов фискальной и монетарной политики при условии, что объем производства остается неизменным, а инфляция должна быть снижена на 1%. Пусть а1 = 1,33; а2 = 0,28; b1 = 0,14; b2 = 0,13.

Решение. Зная цель и инструменты экономической политики, важно найти такое их соотношение, которое может обеспечить максимальный эффект. Я. Тинберген использовал общую линейную модель, в которой имеются два целевых показателя Т1 и Т2 и два инструмента I1 и I2 . Правительственные органы координируют свои действия согласно целей и имеющихся инструментов. Если закрепить за указанными параметрами конкретное экономическое содержание, то получим модель, причем достичь можно столько целей, сколько имеется линейно независимых инструментов.

В данном случае по заданному условию имеем: Т1 = Q — выпуск продукции, соответствующий потенциальному ВВП; Т2 = Р = 1% — инфляция. Пусть используют два инструмента: фискальную политику Y и монетарную М. Цель заключается в том, чтобы выпуск остался прежним, а инфляция была ликвидирована. Можно ли это сделать?

В рамках этой модели необходимо, чтобы цели были линейно независимы. В модели можно абсолютные значения переменных Y и М заменить их отклонениями от базовых значений (ΔY, ΔМ). Тогда:

— первая цель ΔQ = 0, т.е. экономика находится в состоянии, когда выпуск продукции равен потенциальному;

— вторая цель ΔР = -1, т.е. инфляция будет ликвидирована.

Получим систему уравнений с двумя неизвестными:

ΔQ = a1 *ΔY + a2 *ΔM

ΔP = b1 *ΔY + b2 *ΔM.

Подставим значения в уравнение и получим, что:

ΔY = а2 / (а1 *b2 – a2 *b1 ); ΔМ = -а1 / (а1 *b2 – a2 *b1 ).

При этих параметрах денежной и фискальной политики возможна стабилизация цен, которая не ведет к снижению объемов производства. Для этого нужно, чтобы фискальная и монетарная политика оказывали линейно независимое влияние на выпуск и цены. По имеющимся моделям на конец 80-х начало 90-х годов коэффициенты модели таковы:

а1 = 1,33; b1 = 0,14; a2 = 0,28; b2 = 0,13,

т.е. влияние фискальной политики b1 / а1 = 0,14/ 1,33 = 0,11, а денежной политики b2 / а2 = 0,13/ 0,28 = 0,46 и денежная политика оказывает более сильное воздействие на инфляцию по сравнению с фискальной. Данные коэффициенты независимы и модель Тинбергена можно использовать, при этом можно сочетать сдерживающую денежную политику и расширять правительственные расходы.

Расчет дает следующий результат: для того, чтобы снизить инфляцию на 1% количество денег должно быть сокращено на 9,9% от исходного уровня, фискальная экспансия должна составлять 2,1% ВНП. Это неприемлемое решение с политической точки зрения.

Современной рыночной экономике присущи деформирующие ее инфляционные процессы. В строго экономическом смысле инфляция есть рост цен как результат опережения объема платежеспособного спроса по сравнению со стоимостным объемом предложения. Поэтому дефляционная политика ограничена выбором:

— или стабилизация совокупного платежеспособного спроса (а следовательно, и денежной массы), что требует жесткого ограничения прироста денежных доходов населения;

— или переход к «равновесным» (свободным) рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен;

— или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

Драма антиинфляционной политики в том, что первые два средства, сулящие наибольший эффект, социально крайне болезненны, а третье — малоэффективно в ситуации «бегства от денег», подталкивающей предпринимателей к росту цен, а не производства. Разумная антиинфляционная политика должна строиться на оптимальном сочетании монетарных и немонетарных методов.

При выборе эффективного варианта экономической политики инструменты должны быть не только независимы, но и их значения должны изменяться так, чтобы эти изменения были допустимы, разумны с политической точки зрения.

Нужно отметить, что, во-первых, существует определенный временной лаг (период) между принятием мероприятий в экономической политике и достижением желаемой цели. Величина этого лага зависит от многих факторов. Реализация экономической политики требует длительного времени, в большинстве случаев — более 10 лет. Это обуславливает определенные требования к формированию и деятельности государственного аппарата:

1) стабильное пребывание в должности в течение довольно длительного периода (двух-трех сроков избрания), частая смена государственных деятелей и служащих не позволяет осуществить какую бы то ни было экономическую политику;

2) преемственность в экономической политике каждого нового состава органов государственного управления.

Во-вторых, государственное вмешательство в экономическую жизнь вызывает не только положительные изменения, но и отрицательные. На первоначальном этапе положительное воздействие растет, достигает определенного максимума, потом происходит снижение и могут наступить отрицательные последствия. Поэтому необходимо искать другие способы достижения цели.


Заключение

Несовершенства рыночной системы и функции государства

Модель рыночной системы — лишь первое приближение к пониманию того, как функционируют ее важнейшие механизмы. Более того, в реальной действительности даже тех стран, где эта модель традиционна и функционирует несколько столетий, она не считается идеальной. Любое описание рыночной системы служит своеобразным эталоном, к которому должна стремиться реальная экономика, идеология которой не ограничивает прав экономической свободы и инициативы людей, выбора ими сферы приложения труда в соответствии с вознаграждением.

Главным мотивом экономического поведения людей в мире экономики был и остается личный доход. В этом смысле рыночная система оказалась наиболее приспособленной для сочетания личных и общественных экономических интересов. Однако и эта система способна функционировать лишь при наличии определенных условий, создаваемых государством. К ним относятся:

— законодательное определение прав собственности на экономические ресурсы и механизмов их осуществления;

— защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной сферы приложения труда, знаний, опыта, интеллектуальной и иных форм собственности в сферах, разрешенных законом;

— гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации законного получения доходов в соответствии с результатами хозяйственной деятельности;

— использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков, ограничение монопольных тенденций, как в государственном, так и негосударственном секторах экономики;

— осуществление социальной политики защиты населения с низкими доходами;

— поддержание стабильности, эффективного и устойчивого роста хозяйственных единиц, как в государственном, так и негосударственном секторах экономики.

Вмешательство государства в экономику необходимо также в тех случаях, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения существующих проблем.


Список использованной литературы:

1.Конспект лекций по курсу «Государственное регулирование экономики». сост. В.В. Дементьев, Г.И. Рыбникова., Донецк: ДИП,1998.

2. Бичик С.В. Основы экономической теории: Пособие. – Мн.: Высшая школа, 2004. – 237с.

3. Курс экономической теории: учебник /Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2000. – 752с.

4. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – К.: ХаГар, 2000. – 785 с.

5. Панчишин С.М. Макроекономіка: Навч. посібник, - К.: Либідь, 2002. – 616с.

6. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс», 2000. – 544с.

7. Селезнев В. Основы рыночной экономики Украины: Уч. пособие. – К.: Изд. А.С.К., 2003. – 656с.

8. Экономическая теория: Уч. для студ. высших уч. завед. /Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 640с.

9. Экономика: Уч. /Под ред. доц. А.С. Булатова. – М.: Изд. БЕК, 1996. – 632с.

10. http/Economicus.Ru /50 лекций по микроэкономике/

11. http://www.minfin.gov.ua/

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  146  147  148   ..

 

Группы жителей

Ежегодная выгода каждой группы (тыс. грн.)

1

1800

2

260

3

1600

4

1200

5

600

6

2200

7

1540

8

1700

ИТОГО

10900, в среднем: 10900/ 8 = 1362,5