Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  87  88  89   ..

 

 

Монетарная или денежно-кредитная политика государства

Монетарная или денежно-кредитная политика государства

Министерство сельского хозяйства РФ

Глава 1. Основные теоретические концепции денежно-кредитной политики

Глава 2. Основные цели, инструменты и методы кредитно-денежной политики


Глава 3 Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе

3.1 Основные направления денежно-кредитной политики на 2005-2006 гг.

Денежно-кредитной политика направлена на обеспечение внутренней и внешней стабильности национальной валюты. Стабильно низкий уровень инфляции является условием для достижения устойчивого экономического роста, который позволит повысить уровень жизни населения. В 2006 году, как и в 2005 году, денежно-кредитная политика осуществляется в условиях влияния внешнеэкономических факторов конъюнктурного характера.

«Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год» предусматривалось, что темпы прироста потребительских цен не должны выйти за пределы 8,5%, а базовая инфляция будет находиться на уровне 7,5%.

В первые месяцы 2005 г. сохранялась тенденция к замедлению прироста денежной массы М2 (до 29,3% в феврале 2005 г). Со II квартала 2005 г. темпы роста денежной массы ускорились. В целом за январь–сентябрь прирост денежной массы (М2) составил 21,3%. Возросли также и годовые темпы прироста этого денежного агрегата – до 42% в сентябре 2005 г. В январе-сентябре 2005 г. скорость обращения денег М2 продолжала снижаться (по оценкам, на 4,3% за январь-сентябрь 2005 г.). [14, С. 10]

За январь–сентябрь 2006 года скорость обращения денег снизилась в среднегодовом выражении на 8,0%. Фактически в текущем году темпы прироста денежного агрегата М2 сохранялись на достаточно высоком уровне и за девять месяцев составили 28,3%, аналогичный показатель за 2005 год составил 21,3%.

Основным источником роста денежной массы в январе–августе 2006 года было увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования и требований банковского сектора к нефинансовым организациям и населению. В целом за 2006 г. прирост денежной массы составил 49%, что значительно больше прироста денежной массы в предыдущем, 2005 г. (39%).

В 2006 году усилилось влияние банковских кредитов реальному сектору российской экономики на рост денежной массы. Наиболее быстрыми темпами увеличивались кредиты населению. На 1.09.2006 по отношению к той же дате предыдущего года их объем увеличился на 86,8%. Их доля в общем объеме кредитов нефинансовым организациям и населению увеличилась к началу сентября до 24,5% (на 1.09.2005 - 19,2%).

Банком России несколько раз принимались решения о повышении процентных ставок по депозитным операциям. В результате ставки по депозитным операциям на стандартных условиях «том-некст» и «до востребования» были увеличены с 0,5 до 2,0% годовых, «1 неделя»- с 1 до 2,5% годовых. За январь–сентябрь текущего года средневзвешенная доходность депозитных операций составила 4,1% по сравнению с 2,9% за соответствующий период 2005 года, облигаций Банка России - 4,9 и 4,3% соответственно. Рост ставок по операциям Банка России отразился на увеличении объемов абсорбируемой ликвидности. Кроме того, с 1 октября 2006 года было принято решение о повышении норматива обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте с 2 до 3,5%, что наряду с другими мерами способствовало ограничению прироста денежного предложения и снижению темпов инфляции.

Для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов Банк России ежедневно предоставлял кредитным организациям внутридневные кредиты, объем которых за 2006 год достиг 7,5 трлн. рублей. В 2006 году была продолжена работа по расширению перечня ценных бумаг. По состоянию на начало октября 2006 года в структуре портфеля ценных бумаг 89,2% составляли облигации федерального займа, остальная часть разделилась между облигациями Банка России, облигациями субъектов Российской Федерации, облигациями кредитных организаций, облигациями прочих юридических лиц и ипотечными ценными бумагами.

В условиях замедления темпов инфляции Совет директоров Банка России дважды принимал решения о снижении ставки рефинансирования Банка России: с 26.06.2006 – с 12,0 до 11,5% годовых, с 23.10.2006 – до 11,0% годовых. [15, С. 10]

В 2006 г. в России продолжался экономический рост. ВВП увеличился на 6,7%. Реальные располагаемые денежные доходы населения возросли на 10,0%. Увеличился объем инвестиций в основной капитал на 13,5%.

Снижению инфляции способствовало то, что «немонетарные» факторы вели себя спокойно. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в 2006 г. повышены на 17,9% (в 2005 г. – на 32,7%). Цены на мясо и птицу повысились только на 5,9% (в предыдущем году– на 18,6%). Цены на сахар под влиянием мировых цен подскочили на 14,9% (в 2005 г. они снизились на 0,1%).

С целью снижения инфляции в 2006 г. правительство пошло на укрепление рубля относительно иностранных валют. С декабря 2005 г. по декабрь 2006 г. номинальный эффективный курс рубля повысился на 2,2%. Реальный эффективный курс рубля повысился на 7,4%, что ниже значения, предусмотренного «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год» (9%).Благодаря этому инфляция снизилась с 10,9% в 2005 г. до 9,0% в 2006 году. [5, С. 3]

3.2 Основные направления денежно-кредитной политики на 2007 год

В соответствии с «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год» предполагалось снизить инфляцию до 6,5–8%. Указанной цели по общему уровню инфляции соответствует уровень базовой инфляции 5,5–7%. Инфляция за первые три месяца текущего года составила 3,4% (за первые три месяца 2006 г. – 5%). За последние 12 месяцев – с марта 2006 г. по март2007 г. – она составила 7,4%.

Реальный эффективный курс рубля за три месяца 2007 г. повысился на 2,6% (за соответствующий период прошлого года – на 6,2%).

Ожидаемые снижение инфляции, рост экономики, повышение склонности населения к сбережению при сохранении процесса дедолларизации обусловили оценку прироста спроса на деньги по агрегату М2 в 2007 году в интервале 19–29%.[5, С. 4]

В январе-мае 2007 года темпы прироста денежного агрегата М2 в годовом выражении увеличивались и на начало июня 2007 года составили 60% (на начало июня 2006 года - 42.8%).

2005 год 2006 год 2007 год

Рисунок 1 - Изменение скорости обращения денег М2 (в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

Ослаблению инфляционных последствий роста рублевой денежной массы в 2007 году способствует существенное по сравнению с январем–маем 2006 года снижение скорости обращения денег. Под влиянием структурных изменений скорость обращения денег снизилась к началу июня 2007 года по отношению к началу июня 2006 года на 18,2%. Годовой темп прироста денежной базы на 1.06.2007 составил 38,6% по сравнению с 32,9% на 1.06.2006. Позитивные изменения в структуре денежного агрегата М2 проявляются в сокращении доли более ликвидного компонента- наличных денег (27,1% на 1.06.2007 против 31,3% на 1.06.2006). [15, С. 17]

Основным источником роста денежной массы в январе–мае 2007 года было увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования. Темп их прироста на 1.06.2007 по отношению к соответствующей дате 2006 года составил 55,4%. Другим источником опережающего роста денежной массы в 2007 году был прирост требований банковского сектора к нефинансовым организациям и населению, который на 1.06.2007 составил 49,4% в годовом выражении (на 1.06.2006 – 45,6%).

Продолжилась тенденция к снижению спроса экономических агентов на иностранную валюту. За январь–апрель объем продаж населению наличной иностранной валюты через обменные пункты сократился до 0,04 млрд долларов США по сравнению с 3,3 млрд долларов США за 2006 года. Объем наличной иностранной валюты вне банков сократился за I квартал 2007 года на 1,6 млрд долларов США.

Сохранялось влияние роста кредитов реальному сектору экономики на динамику денежной массы. Наибольшими темпами увеличивались объемы кредитов физическим лицам – 73,1% по состоянию на 1.05.2007.

При сохранении складывающихся в январе-мае 2007 года экономических тенденций, годовой прирост денежной массы и денежной базы может оказаться выше, чем было предусмотрено в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год». Усилившаяся в 2007 году тенденция замедления скорости обращения денег даёт основание повысить оценку годового прироста денежного агрегата М2 до 37-39%. В связи с этим оценка величины денежной базы в денежной программе увеличена до 4087 млрд рублей. [16, С. 11]

С учетом рассмотренных факторов уточнены и другие показатели денежной программы на 2007 год.

В условиях высокого уровня банковской ликвидности органы денежно-кредитного регулирования продолжили реализацию мер, направленных на частичное абсорбирование прироста денежного предложения. Бюджетная политика и механизм формирования Стабилизационного фонда Российской Федерации, как и в 2006 году, играют существенную роль в абсорбировании банковской ликвидности. Так, снижение чистого кредита расширенному правительству в январе–мае 2007 года составило 1,2 трлн рублей.

Банк России при реализации денежно-кредитной политики в 2007 г. активизировал проведение депозитных операций и размещение облигаций Банка России (ОБР). Задолженность Банка России по депозитным операциям и операциям с ОБР возросла за январь-май 2007 года на 1,4 трлн рублей против 0,3 трлн рублей за тот же период 2006 года.

В 2007 году Банк России продолжил политику сужения коридора процентных ставок путем повышения его нижней границы (фиксированной ставки по депозитным операциям на стандартных условиях «том-некст», «спот-некст», «до востребования») и снижения его верхней границы - ставки рефинансирования и ставки по кредитам «овернайт». Ставка рефинансирования и ставка по кредитам «овернайт» с 19.06.2007 были снижены с 10,5 до10% годовых, а со 2.04.2007 повышены процентные ставки по депозитным операциям Банка России «том-некст», «спот-некст» и «до востребования» с 2,25 до 2,5% и «одна неделя» – с 2,75 до 3,0% годовых.

В 2007 г. произошло изменение схемы размещения ОБР. Банк России начал выпускать краткосрочные облигации со сроком погашения до 7 месяцев и шестимесячным опционом «пут». Первый выпуск краткосрочных ОБР объемом 250 млрд рублей состоялся 15 марта. Для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов Банк России ежедневно предоставлял банкам внутридневные кредиты, объем которых за январь-май 2007 г. составил 4,4 трлн рублей и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 10%. В целом у кредитных организаций в январе-мае 2007 года не возникало значительной потребности в получении ликвидности от Банка России. [12, С. 43]

3.3 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики на 2008-2010 гг.

В соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 – 2010 гг. Правительство РФ и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2008 году до 6–7%, в 2009 году - до 5,5–6,5%, в 2010 году - до 5–6%. Банк России предполагает в зависимости от вариантов прогноза увеличение денежного агрегата М2 на 24–30% за год. Цены на газ предполагается повысить в 2008 году на 25%, 2009 – на 27,7%; на электроэнергию возрастут в 2008 – на 14%, в 2009 – на 15%, в 2010 – на 18%, на коммунальные услуги тарифы увеличатся в 2008 на 20%, в 2009 на 23%, в 2010 на 24%.[9, С. 68]

Денежная программа на 2008-2010 годы представлена в трех вариантах, соответствующих сценариям прогноза социально-экономического развития РФ на 2008-2010 гг. Темп прироста денежной базы в 2008 г. может составить 18–24%, в 2009 г. - 15–20%, в 2010 г. - 12–17%. Основным источником роста денежной базы будет увеличение чистых международных резервов (ЧМР) органов денежно-кредитного регулирования. Однако если в 2008 году по всем трем вариантам прирост ЧМР будет превышать прирост денежной базы, то с 2009 года ожидается увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования.

По первому варианту денежной программы прирост ЧМР в 2008 году может сократиться до 37,9 млрд долларов США. Увеличение денежной базы, по оценке, не превысит 765 млрд рублей, поэтому снижение объема ЧВА составит около 233 млрд рублей. При прогнозируемом замедлении прироста ЧМР в 2009 году (до 226 млрд рублей) и их абсолютном снижении в 2010 году на 118 млрд рублей для удовлетворения спроса на деньги потребуется увеличение объема ЧВА. Потребность в увеличении чистого кредита банкам, по оценке, возрастет с 793 млрд рублей в 2009 г. до 991 млрд рублей в 2010 г.

В рамках второго варианта денежной программы, в котором прирост ЧМР в 2008 г. может составить 1,3 трлн рублей, предусмотрено уменьшение ЧВА на 421 млрд рублен. Общее снижение чистого кредита может составить 370 млрд рублей. В 2009-2010 годах прироста ЧМР (на 632 и 148 млрд рублей соответственно) будет недостаточно для обеспечения запланированных темпов роста денежного предложения. Поэтому прогнозируется увеличение ЧВА на 239 и 640 млрд рублей соответственно.

По третьему варианту денежной программы прогнозируемый прирост ЧМР в 2008 году(1,8 трлн рублей) и в 2009 году будет превышать прирост денежной базы. Необходимое снижение ЧВА может составить в 2008 г. 866 млрд рублей, в 2009 г. 295 млрд рублей. Ожидается, что в 2010 году прирост ЧМР будет недостаточен для обеспечения необходимого увеличения денежной базы и потребуется повысить объем ЧВА на 365 млрд рублей.

Параметры денежной программы не являются жестко заданными. Они могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией.

В 2008 году Банк России продолжит работу по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики. Приоритет будет иметь последовательное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России на денежном рынке. Банком России будет использоваться абсорбирование свободной банковской ликвидности, в первую очередь депозитные операции; рыночные инструменты (аукционы по продаже ОБР и депозитные аукционы).

Обязательные резервные требования будут использоваться в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности. В целях повышения эффективности операций рефинансирования (кредитования) кредитных организаций Банк России в 2008 г. продолжит работу по созданию единого механизма рефинансирования. Основной задачей Банка России является создание системы, которая предоставит финансово кредитной организации возможность получать внутридневные кредиты и кредиты на срок до 1 года под любой вид обеспечения. В 2008 году будет продолжена работа по включению в Ломбардный список Банка России ценных бумаг, отвечающих требованиям Банка России.

Глава 4. Эффективность и актуальность денежно-кредитной политики

4.1 Эффективность кредитно-денежной политики

Большинство экономистов рассматривают кредитно-денежную политику в качестве неотъемлемой части национальной стабилизационной политики. Действительно, в пользу кредитно-денежной политики можно привести несколько конкретных доводов.

1. Быстрота и гибкость.

Кредитно-денежная политика может быстро меняться: буквально ежедневно принимаются решения о покупке и продаже ценных бумаг, что быстро влияет на денежное предложение и процентную ставку.

2. Изоляция от политического давления.

По своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем другие виды политик, и представляется более приемлемой в политическом отношении.

3. Монетаризм.

Хотя большинство экономистов считают кредитно-денежную политику действенным инструментом стабилизации, но монетаристы полагают, что изменение денежного предложения - ключевой фактор определения уровня экономической активности.

Однако необходимо признать, что кредитно-денежная политика в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей.

Минусы кредитно-денежной политики: избыточные резервы, появляющиеся в результате политики дешевых денег, могут использоваться банками для расширения предложения денег; изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег; воздействие кредитно-денежной политики ослабится, если кривая спроса на деньги полога, а на инвестиции крута; кривая спроса на инвестиции может сместиться, нейтрализовав кредитно-денежную политику.

Кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой - они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно. Влияние политики дешевых денег на ЧНП усиливается расширением чистого экспорта, которое, ускоряется понижением процентной ставки в стране. Аналогичным образом политика дорогих денег усиливается сужением чистого экспорта. При определенных условиях может возникнуть альтернатива - использовать кредитно-денежную политику для уничтожения дисбаланса торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны.

4.2 Актуальные вопросы денежно-кредитной политики

Российская практика последних лет свидетельствуют о необходимости приведения методов формирования денежно-кредитной политики, параметров ее реализации в соответствии с требованиями экономического развития. Главный приоритет экономического развития - ускорение роста ВВП, поэтому реализация денежно-кредитной политики должна быть тесно связана с решением этой задачи. Важным условием повышения эффективности денежно-кредитной политики является учет структурных и институциональных изменений. Преувеличение значимости монетаристских принципов, в том числе их влияния на развитии инфляции, приводили к переносу нагрузки по стабилизации ценовой динамики на денежно-кредитную политику, в результате чего создавалось давление на экономику.

Кредитно-денежная политика не должна подстраиваться под формирующуюся по законам экономическую структуру, а должна передавать своё воздействие на экономику, которое эту структуру и сформирует.

Важным условием, обеспечивающим экономической системе импульс к развитию, является эмиссионный институт - Центральный Банк, который должен быть нацелен на решение внутриэкономических задач, ввод «новых» денег в национальную экономику. Для этого требуется создание набора принципов и стимулов, позволяющих направить некоторую часть совокупного денежного потока на указанные цели. Реализация этих принципов требует выбора соответствующих критериев предоставления кредита и активной политики регулирования процентных ставок.

В российской экономике процентная ставка утратила свое управляющее воздействие на формирование потенциала развития экономики. Нестабильность уровня процентных ставок создает для коммерческих банков ситуацию повышенного кредитного риска. Повышение эффективности процентной политики реализуется через активизацию операций на открытом рынке, которые в России в настоящее время недостаточно развиты. Активизация роли операций на открытом рынке невозможна без увеличения объема ценных бумаг с рыночными характеристиками. Банком России в этой связи намечен ряд мероприятий по формированию ликвидного рынка облигаций Банка России, которые усилят влияние процентных ставок по операциям Банка России на достижение целей денежно-кредитной политики.

Поэтому задачи совершенствования инструментария национальной денежно-кредитной политики и создания условий для повышения их эффективности по-прежнему остаются актуальными и значимыми. [11, С. 3]

Можно перечислить приоритеты денежно-кредитной политики, которые не в полном объёме согласуются с теми ориентирами и целями, которые устанавливаются Центральным банком.

1. Целевые ориентиры социально-экономического развития страны должны исходить из текущей динамики экономических процессов и предполагать положительную динамику процессов в будущем на основе: социальной стабильности, использование инструментов денежно-кредитной политики и за счёт увеличения государственного долга, дефицита бюджета.

2. Денежно-кредитная политика должна быть направлена на гарантированное обеспечение темпа экономического роста и инфляции. Она должна распадаться на две составляющие: одна гасит инфляцию текущую, другая исключает инфляцию будущую. Денежно-кредитная политика обеспечивает устойчивую динамику обменного курса национальной валюты с тем, чтобы исключить возникновение валютных кризисов. Тем самым обеспечивается валютная конкурентоспособность отечественной экономики.

3. Денежно-кредитная политика осуществляется в ситуации, когда одновременно требуется обеспечить повышение уровня жизни населения и структурную модернизацию экономики.

4. Критерием эффективности денежно-кредитной политики является обеспеченность экономических структур деньгами. Денежно-кредитная политика не проводится отдельно от бюджетной, фискальной политики. Необходимо постоянно тестировать их на предмет сочетаемости и полезности в решении конкретных задач экономического развития.

Важным фактором повышения эффективности денежно-кредитной политики должно стать совершенствование банковской системы. Развитие банковской системы будет способствовать активизации трансмиссионного механизма передачи сигналов от денежно-кредитной политики экономике, созданию условий, которые позволят использовать денежно-кредитные механизмы для стимулирования роста национальной экономики без угрозы усиления инфляционных процессов.[17, С. 55]


Заключение

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путём воздействия на уровень и на динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.

В современных условиях противостоят друг другу два теоретических подхода в теории денег: кейнсианский и монетаристский. С точки зрения кейнсианцев, в основе денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов - само предложение денег.

Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы и центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики – стремится с помощью присущих ему инструментов воздействовать и влиять на успешное выполнение политики правительства. К этим инструментам относятся: политика обязательных резервов (проведение межбанковских расчетов), рефинансирование коммерческих банков (выдача кредитов коммерческим банкам), операции на открытом рынке (купля-продажа государственных бумаг). Денежно-кредитная политика осуществляется и через политику дешевых и дорогих денег. Задача первой - сделать кредит дешевым и легкодоступным, с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость. Цель второй - ограничить предложение денег для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Преимущества кредитно-денежной политики состоят в ее гибкости и политической приемлемости. Кредитно-денежная политика сталкивается с рядом ограничений и проблем: избыточные резервы могут не использоваться банками для расширения предложения денег; изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег. Денежно-кредитная политика должна проводиться вместе с бюджетной и фискальной политикой.

Важным фактором повышения эффективности денежно-кредитной политики должно стать совершенствование банковской системы, системы инструментов и их оперативного использования. Приоритет будет иметь последовательное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России на денежном рынке. За последние годы прослеживается тенденция к приросту денежного агрегата М2. За последний квартал 2007 года становится заметным значительное повышение инфляции. В соответствии с основными параметрами прогноза социально-экономического развития РФ на 2008 год и на период до 2010 года Правительство РФ и Банк России определили задачу к дальнейшему снижению инфляции (к 2010 году снизить до 5-6%) и увеличению денежного агрегата М2 на 24-30% за год. Основным источником роста денежной базы в 2008-2009 годах будет увеличение чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитная политика в значительной части может быть отнесена к регулированию, основанному на позитивной теоретической базе. Но, по моему мнению, механизм денежно-кредитного регулирования в нашей стране не эффективен. В немалой степени это объясняется множественностью центров принятия экономических решений (Министерство финансов, Центробанк, правительство). Необходимо переориентироваться на политику стимулирования экономического роста, т.е. замкнуть финансирование на реальный сектор, перекрыть каналы утечки капиталов. Стратегические задачи можно решать лишь посредством “возвращения в экономику”.

Список использованных источников

1. Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общей ред. А.С. Сидоровича.- М.:МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во “ДИС”, 1997.- 416с.

2. А.С. Селищев. Макроэкономика. Учебник для вузов. СПб.: Изд-во “Питер”, 2000.- 448с.

3. Бункина М.К., Семёнов А.М. Макроэкономика. Учебник.- 3-е изд.- М.: Изд-во “Дело и Сервис”, 2000.- 512с.

4. Введение в рыночную экономику: Учеб. Пособие для экономистов спец. вузов / А.Я. Лившиц, И.Н. Никулина, О.А. Груздева и др.; Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной.- М.: Высш. шк., 1994.- 447с.

5. Воронов Ю. Управление государственным долгом// Экономист.- 2006.-№ 1.- С. 58-68.

6. Выступление Председателя Банка России С.М. Игнатьева на 18 съезде Ассоциации российских банков. // Деньги и Кредит.- 2007.-№ 4.- С.3-6.

7. Гальперин В.М., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник.- 2-е изд., СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.-719с.

8. Гуревич М.И. К вопросу о совершенствовании кредитно-денежной политики// Деньги и Кредит.- 2007.-№ 5.- С. 43-46.

9. Деньги. Кредит. Банки. Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.- 662с.

10. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина.- 2-е изд.,- М.: Финансы и статистика, 1999.- 464с.

11. Ершов М. Актуальные проблемы российской кредитно-денежной политики // Российский экономический журнал.- 2006.-№ 7-8.- С. 3-10.

12. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний: Эксперим. учебник для общ. учреждений с углубленным изуч. экономики.- М.: Фонд “За экономическую грамотность”, 1995.- 624с.

13. Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.- 304с.

14. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006г. // Деньги и Кредит.- 2005.-№ 12- С. 3-14.

15. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007г. // Деньги и Кредит.- 2006.-№ 11- С. 3-21.

16. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008г. // Деньги и Кредит.- 2007.-№ 9- С. 4-31.

17. Салимжанов И.К. Рынок и регулирование цен // Финансы.- 2007.-№ 7.- С. 68-70.

18. Сухарев О.С., Курьянов А.М. Актуальные вопросы денежно-кредитной политики // Финансы.- 2007.-№ 9- С. 55-58.

19. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова, 2-е изд.,- М.: Изд-во БЭК, 1997.- 816с.

20. Экономическая теория: Учебник для студентов высш. учеб. Заведений./ Под ред. В.Д. Камаева.- 10-е изд.- М.: Гуманитар изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- 592с.

21. Экономическая теория. Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой, А.С. Тарасевича.- М.: ИНФРА.- 2003.- 714с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  87  88  89   ..