Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  612  613  614   ..

 

 

Комплексный анализ особенностей российской инфляции и антиинфляционной политики государства

Комплексный анализ особенностей российской инфляции и антиинфляционной политики государства

Содержание

Инфляция в России за 1998-2008 гг.[5]

Годы

1992

1993

1994

1995

1998

1999

2000

Индексы потребительских цен, %

2680

1008

312

230

184

137

120

Года

Показатели инфляции, %

1998

84,4

1999

36,5

2000

20,2

2001

18,6

2002

15,1

2003

12,0

2004

11,7

2005

10,9

2006

9,0

2007

11,9

2008

13,3

Отобразим табличные данные в графической интерпретации на рис. 2.1.2.


Рис. 2.1.2. Динамика инфляции в России за 1998-2008 гг.

Прирост потребительских цен составил 20,2 % в 2000 году, 18,6 % в 2001 году и 15,1 % в 2002 году против 36,5 % в 1999 году. Снижения уровня инфляции в 2000-2002 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2002 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.

Снижению инфляции в немалой мере способствовало проведение взвешенной тарифной политики в сфере естественных монополий, совершенствование процесса регулирования цен в 2001-2002 гг. В 2002 году повышение цен и тарифов объявлялось правительством заранее, что способствовало снижению инфляционных ожиданий и обеспечивало предсказуемость финансово-хозяйственной деятельности потребителей их продукции. Следует отметить, что замедление темпов инфляции проходило в условиях растущего платежеспособного спроса населения. На инфляцию повышающее давление оказывали также:

- значительный рост регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные и другие услуги вследствие сокращения субсидий;

- рост издержек на производство, связанный с повышением оплаты труда и других элементов затрат; высокие цены на нефть и нефтепродукты на мировых рынках.

В течение последних восьми лет Центробанк вместе с Министерством финансов России активно проводил политику сдерживания цен, которая основывалась на принципах «стерилизации». Другими словами, она состояла из рублевых заимствований денежных средств из обращения для сокращения ликвидности и последовательном искусственном снижении курса доллара на внутреннем рынке.

Сегодня мы видим, что подобные меры приносят ожидаемые результаты, уровень инфляции в России медленно, но снижается. Если еще два год назад, инфляция в 2009 году прогнозировалась на уровне 12-12,5%, то сегодня о перспективах инфляции в России на конец 2009 года, эксперты говорят, что возможно она достигнет 10-11 %. Нельзя не учитывать тот факт, что процесс развития инфляции в 2009 году проходит в условиях мирового финансового кризиса.

Первую неделю сентября 2009 года инфляция в России была нулевой, как и по итогам августа. Об этом сообщает Росстат. В целом же с начала года она составила 8,1 процента[6] .

В конце последнего летнего месяца даже была зафиксирована дефляция - небольшое снижение цен. До этого нулевая инфляция была в России в августе 2005 года. В 2008 году в первую неделю сентября рост цен составлял 0,1 процента, а с начала прошлого года на 7 сентября инфляция была 9,8 процента.

Как отмечают статисты, цены "замерли" в августе и начале сентября благодаря сезонному удешевлению плодоовощной продукции. Так, с 1 по 7 сентября оно составило в целом 3,6 процента. В том числе капуста, лук, морковь и картофель "полегчали" на 5,2-6,5 процента. Более весомому снижению инфляции препятствует высокий рост стоимости бензина. За неделю он составил 0,9 процента, дизельное топливо подорожало на 0,2 процента. Что касается остальных товаров, то также подорожали куры, яйца, пшено, крупа гречневая ядрица. Они повысились в цене на 0,3-0,7 процента. При этом масло подсолнечное, сыр, мука пшеничная, рыба подешевели на 0,2-0,4 процента.

Временная остановка инфляции дает аналитикам основания полагать, что по итогам года инфляция окажется меньше официального прогноза минэкономразвития в 11,6-12 процентов.

Инфляция в России развивается совсем не так, как в других странах мира, в силу территориального устройства нашей страны, а также преобладания сырьевой промышленности, она в большей степени зависит от факторов мировой общественности, и, по мнению многих экспертов, оказывает сильное негативное влияние на стабильность нашего рынка. Интересно, но именно для России характерна повышенная инфляция не только в кризисные периоды, но и при обычных условиях.


2. Анализ антиинфляционной государственной политики

2.1 Цели и меры регулирования антиинфляционной политики государства

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

- сокращение инфляционного потенциала;

- предсказуемость динамики инфляции;

- снижение темпов инфляции;

- стабилизация цен.

Стратегическая цель антиинфляционной политики — привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.

В рамках первого предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию.

Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.

Второй подход рекомендуется сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование , косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру через изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия). В экономиках рыночного типа центральные банки воздействуют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными лагами, которые различны в разных странах и в разных условиях. Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы, являются:

1) Операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая – сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг. Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РФ – ставка рефинансирования). Учетная ставка – это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.

2) Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы – это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.

3) Валютная политика (валютное регулирование). Целевые показатели валютного курса (фиксированные или фиксированные с возможностью корректировок (скользящая привязка)) предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен. Что касается фиксированных курсов с возможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинство стран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешних спекулятивных атак.

4) Таргетирование инфляции - установление целевых показателей. Получило в последние 8-9 лет большое распространение как метод регулирования национального финансового рынка: в настоящее время таргетирование инфляции применяют около 21 стран (8 развитых и 13 развивающихся). Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции – главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.

Денежную эмиссию Центральный банк осуществляет через приобретение каких-либо уже функционирующих в экономике активов. В связи с этим можно выделить три наиболее распространенные канала эмиссии денег:

1) Валютный канал эмиссии. Увеличение денежной массы через пополнение валютных резервов государства действует как инфляционный фактор. Данный канал эмиссии наиболее эффективен в условиях экономического роста, обеспечивающего автоматическое увеличение спроса на деньги.

2) Фондовый канал эмиссии. Этот канал активно используется в некоторых странах, например в Японии и Германии. Правительство выпускает и размещает облигации займа в целях аккумулирования средств для финансирования бюджетов развития, потом они превращаются в активы ЦБ, который обменивает их на деньги.

3) Кредитный канал эмиссии. ЦБ РФ непосредственно кредитует коммерческие банки или гибко управляет их ликвидностью. Данный канал эмиссии опасен тем, что исключает реальную оценку финансируемых проектов, который осуществляется через механизм фондового рынка.

Монетарные методы воздействия на инфляцию могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда изменение денежного предложения затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс. В этих случаях возникновение несоответствия между денежной и товарной массами, расширение спроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия («перегрев» экономики») можно, главным образом монетарными методами, воздействующими на экономику в целом в основном путем сжатия денежного предложения.

Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую политику цен и доходов . Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен – ростом расходов на оплату труда.

Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способность монополий повышать цены, а профсоюзов – зарплату. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня.

Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут отмены контроля, а в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Поэтому «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную. Такая политика использовалась для борьбы с инфляцией в ряде развивающихся странах в 80-е годы. В Аргентине, Бразилии, Перу она не дала положительного эффекта, тогда как в Мексике и Израиле она оказалась успешной. В Боливии успех в борьбе с инфляцией был достигнут чисто монетарными методами, без введения какого-либо контроля за уровнем цен и доходов. Поэтому целесообразность использования «политики цен и доходов» даже в качестве дополнения к традиционным антиинфляционным методам сомнительна, во всяком случае, при высоком уровне инфляции.

Когда в стране инфляция достигает таких размеров, что грозит перерасти в гиперинфляцию, выбор правительства имеется только в отношении того, как сокращать темп роста денежной массы: резко («шоковая терапия») или постепенно (градуировано). Эта задача решается по-разному в зависимости от социально-экономической обстановки в стране. Достоинством шоковой терапии считают то, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются, следовательно, инфляция пойдет на убыль. Издержками шоковой терапии является резкое сокращение объема производства и занятости. Среди республик бывшего СССР удачными примерами шоковой терапии можно считать антиинфляционную политику, проводимую с середины 1992 г. в Эстонии, Латвии. Введя собственную валюту, эти страны защитили себя от влияния инфляционных процессов в странах рублевой зоны. Одновременно была осуществлена либерализация цен, ликвидировано большинство субсидий и дотаций, бюджетный дефицит был сведен к минимуму (1-1,5%).

Одним из вариантов шоковой терапии является проведение предваряющей либерализацию цен (или совмещение с ней) денежной реформы конфискационного типа с последующим проведением жесткой монетарной политики. Реформы такого типа предполагают проведение обмена старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен. При этом на суммы подлежащих обмену старых денег нередко накладываются определенные ограничения, иногда дифференцированные для различных экономических субъектов.

Реформы конфискационного типа могут оказаться полезными при переходе от подавленной к открытой инфляции. В этом случае конфискационная денежная реформа выравнивает номинальную массу новых денег по сложившемуся уровню реальных доходов. Такого рода денежная реформа может оказаться эффективной в долгосрочном аспекте при условии одновременного изменения денежной и кредитной политики в сторону ее ужесточения. При проведении политики постепенного снижения темпов роста денежной массы – градирования – инфляционные ожидания порождают инфляционную инерцию - прошлая инфляция рождает будущую. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле провоцирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. Попытки следовать этим путем приводили лишь к увеличению инфляции. В середине 80-х годов в большинстве стран индексация как средство приспособиться к инфляции или игнорировать ее была либо существенно модифицирована, либо прекращению Политика градирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в годовом исчислении.


Рисунок 2.1. Месячные темпы прироста потребительских цен при переходе от централизованно управляемой к рыночной экономике в условиях шоковой терапии (слева) и градуирования (справа)

Необходимой составляющей антиинфляционной политики, направленной на предотвращение гиперинфляции, является снижение темпа прироста денежной массы , приводящее к спаду производства и сокращению занятости. Выбор между шоковой терапией и градуирования осуществляется в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в стране. В условиях высокой инфляции перед правительством стоят две главные задачи: не допустить глубокого спада производства и защитить население от обнищания.

2.2 Эффективность государственной антиинфляционной политики

Серьезные исследования в области организации денежных отношений позволили развитым странам выработать достаточно эффективный механизм воздействия денежно-кредитной политики на процессы в реальной экономике. В развитых странах уровень инфляции составляет 2-3%. В США в 2005 г. индекс потребительских цен составил 3,4%, что выше показателя за 2004 год, когда этот индекс составил 2,7%. Причем связано это было с повышением цен на энергоносители, продукты же питания подорожали лишь на 2,3%, а продукты животного происхождения всего лишь на 1,4%. [7] В зоне евро уровень инфляции еще меньше. Можно отметить характерную особенность: даже при удорожании энергоносителей в развитых странах их воздействие на уровень инфляции не оказывается определяющим. В России удорожание определенных товаров или услуг называется в качестве основной причины возникновения инфляционных процессов.

В развивающихся странах наблюдается более активное участие государства в регулировании денежных отношений. Несмотря на признание России страной с рыночной экономикой, по сути, она продолжает оставаться типичным примером экономической системы с развивающимися рынками. Характерными особенностями таких систем являются незавершенность структурных изменений, неразвитость финансовых рынков, подверженность угрозе внешних шоков. Неустойчивая внутренняя и внешняя среда способствует к накоплению системных дисбалансов, к которым относится открытая инфляция. Характерной особенностью России является устойчивый, достаточно высокий уровень инфляции, несмотря на усилия властей. Это свидетельствует о наличии постоянно действующих факторов, влияющих на характер денежных отношений, а также об ограниченности и неэффективности действующих методов управлениями этими отношениями.

История регулирования российской инфляции обнаруживает несамостоятельность денежно-кредитного регулирования. Несмотря на освоение Центральным банком РФ всех инструментов воздействия на масштабы денежного обращения и стоимость денег, инфляция не находится в полной мере под контролем центрального эмиссионного органа страны. И причина не только в немонетарных причинах инфляции. Кредитно-денежная политика жестко связана с другими видами экономической политики, в частности валютной и фискальной, и конкретным состоянием экономики.

Анализ использования инструментов денежно-кредитной политики в России показывает, что наиболее важные их них, прежде всего, уровень процентных ставок и валютный курс за последние годы стабилизировались. Процентные ставки по кредитам до одного года (в рублях) юридическим лицам в течение 2009 г. изменялись за первый квартал - 16,6 %, за второй - 15,8 %. Это свидетельствует о том, что процентная политика исчерпала свои возможности по стимулированию экономики. Ставки по кредитам находятся на пределе инфляционного уровня и могут быть снижены только после сокращения инфляции. С 3 февраля 2008 г. ставка рефинансирования ЦБ РФ снижена до 10% годовых.[8] Динамика ставки рефинансирования отображена на рис. 2.2.1.


Рис. 2.2.1. Ставка рефинансирования Центрального банка РФ[9]

Несмотря на то, что новая процентная ставка стала одной из самых низких с 1992 г., всплеска активности на российском экономическом пространстве, по мнению финансовых аналитиков, это не вызовет. "Ставка рефинансирования не регулирует денежно-кредитную политику России. Наша экономика, в отличие от экономики США, насыщается деньгами за счет валютных интервенций. Основной источник финансов для России - Центральный Банк, так что понижение ставки - это следствие снижения инфляции в стране", - прокомментировал ситуацию главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков.[10]

Стабилизировался валютный курс. Официальный курс доллара США и евро по отношению к рублю в 2004-2006 гг. не претерпел существенных изменения. Наоборот наблюдается тенденция укрепления рубля по отношению к доллару, что должно способствовать снижению инфляции (см. рисунок 2.2.1).

Таблица 2.2.1

Динамику курса доллара 1998-2009 гг.

Года

Курс доллара, руб.

1998

5,99

1999

22,28

2000

28,27

2001

28,37

2002

30,48

2003

31,82

2004

28,84

2005

28,02

2006

28,22

2007

26,53

2008

24,5

2009

32,5

Отобразим табличные данные в графической интерпретации на рис. 1.2.1.


Рисунок 2.2.1. Динамика курса доллара 1998-2009 гг.


Влияние монетарных методов воздействия на инфляцию в условиях российской экономики ослабляется низким уровнем монетизации по причине несбалансированности российской экономики в целом. Особенностью структуры российской экономики является слабой развитие товаров народного потребления. Диспропорция между накопленными денежными средствами и товарным предложением досталась ей в наследство от планового хозяйства. Резкий рост инфляции должен был дать толчок развитию производства потребительских товаров. Однако усилия руководства страны по стимулированию роста ВВП затронули, прежде всего, экспортные отрасли, а также традиционно развитые в России предприятия: добычу полезных ископаемых, оборонные отрасли, транспортное машиностроение, авиацию и некоторые другие. В то же время, отрасли связанные с производством потребительских товаров, постоянно отстают в своем развитии как от других отраслей, так и от ускоренного роста дохода населения. Постоянный рост инфляции сказывается на качестве использования доходов населения. Наблюдается постоянный рост доли расходов населения, используемых на покупку товаров и услуг, в общем объеме доходов. Если в январе 2004 г. она составляла 71,4%, в 2005 г. – 84,3%, в январе 2006 г. – уже 87,2%. [11] Снижение доли доходов населения, используемых на накопление, ограничивает возможности расширения производства продукции в стране, что затрудняет выход из инфляционных процессов.

Для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:

- оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства;

- разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого производства;

- усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;

- изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления;

- стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков;

- совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов;

- формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т.д.;

- восстановление государственных структур управления и контроля за ценами, доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении свободных рыночных цен;

- создание условий для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения для национальной экономики;

- изменение денежно-кредитной политики, а также платежно-расчетного механизма в пользу безналичных расчетов в целях тесной увязки всех элементов рыночных товарно-денежных отношений;

- стимулирование экспортной продукции, в том числе вооружения, и проведение разумной протекционной политики.

Осуществление этих мероприятий в комплексе потребует определенного времени, но они неизбежно приведут к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы России в целом. Уже сегодня наметились некоторые позитивные моменты в экономике, а темпы инфляции приобрели, хотя и слабую, тенденцию к затуханию.

Считается, что инфляция в нынешнем году составит уже не 13%, а 12% или даже 11,6%. Таким образом, можно будет говорить о том, что положение в области потребительских цен лучше прошлогоднего, ведь тогда инфляция составила 13,3%. Можно даже вспомнить, что ровно на 12% цены выросли в 2003 году — и это был единственный случай, когда антиинфляционный план был в точности исполнен.

Получается, что Россия (как представляется властям) в ценовом отношении следует за другими странами, где глобальный финансово-производственный кризис привел к замедлению инфляции — потребители стали значительно разборчивее и тратят деньги с большой неохотой, не зная, будет ли у них возможность в будущем иметь хоть какие-нибудь источники дохода. Но следует за ними Россия исключительно оригинальным образом — снижает инфляцию с 13% до 12%, то есть до такого уровня, который в индустриальных и многих развивающихся странах был бы признан невообразимо высоким.

Впрочем, август показал, что российские продавцы, которым, казалось бы, никакой кризис нипочем, все-таки иногда умеряют свои аппетиты в повышении цен. Наверное, они считают, что всегда успеют наверстать упущенное.

Наш прогноз: в сентябре, под влиянием августа, инфляция пока тоже будет сравнительно невысокой — 0,4% .[12]

Одним из направлений регулирования инфляции являются ее внешние факторы, значение которых возросло в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности России. Курсовая политика Банка России, сглаживание резких колебаний курса рубля по отношению к доллару и евро, ползучая девальвация в целях поощрения экспорта, то есть, политика "слабого" рубля снижает эффективность регулирования инфляции, направленного на укрепление рубля на внутреннем рынке. Это связано с зависимостью внутренних цен от валютного курса рубля в условиях значительной доли (до 50%) импортных товаров на российском потребительском рынке. Причем даже при временном повышении курса рубля к доллару цены не снижаются.

В условиях российской экономики основным фактором наблюдаемой инфляции выступает покупка Банком России выручки в иностранной валюте, поступающей от экспортных операций. Это приводит к появлению избыточной денежной массы в экономике. Инфляционного эффекта валютных интервенций можно было бы избежать, используя такой инструмент денежно-кредитного регулирования как операции на открытом рынке, а именно путем оперативной продажи Банком России государственных ценных бумаг коммерческим банкам.

В результате поступающая в результате валютных интервенций дополнительная денежная масса оперативно изымается и, соответственно, инфляционного эффекта не возникает. Влияние валютных интервенций на уровень инфляции в России объясняется между тем не столько невозможностью стерилизовать денежную массу, сколько неумением её правильно трансформировать в форме интервенций в реальный сектор экономики. Следовательно, проблема заключается не в избытке денежной массы, а в неумении правильно «канализировать» дополнительный её выпуск, в результате чего денежные средства аккумулируется на корреспондентских счетах в коммерческих банках.

В связи с вышеизложенным, основная задача, стоящая в настоящее время перед Банком России, заключается в определении способов трансформации денежной массы в реальный сектор экономики.


Заключение

Инфляция является одной из форм макроэкономической нестабильности рыночного хозяйства, вызывающей ряд нарушений в экономических взаимосвязях и оказывающей разрушительное воздействие на производство, распределение и обмен, на мотивацию работников, на функционирование всего рыночного механизма.

Возникновение инфляции связано с изменением природы и роли денег в экономике — переходом от товарных денег, роль которых на протяжении длительного исторического периода выполняли благородные металлы, к кредитным деньгам, появившимся с переходом к капитализму. В отличие от товарных денег, имевших свою внутреннюю ценность, кредитные деньги приобретают ценность (покупательную способность) непосредственно на основе соотношения с товарной массой. Если денег в экономике становится больше, чем товаров, ценность денежной единицы падает, что вызывает рост уровня товарных цен, процентных ставок, курсов акций и облигаций и т. п. В командной экономике, где цены контролируются государственными и административными органами, падение покупательной способности денег проявляется в дефиците материальных благ.

Рост денежной массы в экономике происходит, прежде всего, под влиянием дефицита государственного бюджета. Печатая деньги для своих расходов, государство увеличивает предложение денег и в результате облагает все общество инфляционным налогом. Инфляционный налог в точности равен количеству напечатанных денег. Доход государства от печатания новых денег получил название сеньораж.

При значительном бюджетном дефиците, покрываемом дополнительной эмиссией, инфляция может приобретать стремительные темпы и принимать форму гиперинфляции, при которой происходит резкое обесценивание всех доходов, в том числе налоговых поступлений, что еще больше усугубляет проблему бюджетного дефицита. Данное явление получило в экономической теории название эффекта Танзи Оливера.

Инфляция может принимать разные формы: открытую и скрытую (подавленную); ползучую, галопирующую и гиперинфляцию; инфляцию спроса и инфляцию издержек; прогнозируемую и непрогнозируемую.

Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте уровня цен, который формирует у хозяйствующих субъектов адаптивные инфляционные ожидания, скрытая — в усилении дефицита товаров и услуг, следствием чего является в конечном счете деформация рыночного механизма, поскольку экономические агенты лишаются ценовых сигналов.

Деление инфляции на ползучую, галопирующую и гиперинфляцию осуществляется в зависимости от скорости протекания инфляционных процессов.

Инфляция спроса порождается избытком совокупного спроса над совокупным предложением, инфляция издержек (инфляция продавцов) — ростом цен на факторы производства.

Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов до своей реализации.

Непрогнозируемая инфляция — это инфляция, которая становится для населения неожиданностью, в связи с чем в обществе наблюдаются перераспределительные процессы, обогащающие одни группы населения за счет Других.

Борьба с инфляцией возможна только на макроэкономическом уровне и силами государства. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции; подавленная не поддается ограничению, поскольку ее нельзя измерить. Первым шагом в борьбе с подавленной инфляцией должен быть перевод ее в открытую инфляцию. Чтобы антиинфляционная политика государства была действенной, необходимо, прежде всего, выявить причины инфляции. Комплекс государственных мер по борьбе с инфляцией включает:

а) ограничение денежной массы;

б) повышение учетной ставки;

в) повышение нормы обязательного резервирования;

г) сокращение государственных расходов;

д) совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Среди этих мер особого внимания заслуживает проблема ограничения денежной массы, которую можно сокращать методом шоковой терапии или методом градуирования. Антиинфляционная политика цен и доходов означает, что правительство либо "замораживает" цены и номинальные доходы, либо "привязывает" рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов — к повышению производительности труда.

При выработке антиинфляционных мероприятий необходимо учитывать цену инфляции, которая зависит от того, какие методы использует государство в своей политике. Выбор определяется конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране: уровнем реальных доходов, состоянием промышленности, сельского хозяйства и других базовых для страны отраслей, масштабами бюджетного дефицита, состоянием и перспективами развития внешнеэкономических связей и тому подобное.


Используемые источники и литература

1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – Изд.: Питер, 2008, 228 с.

2. Всемирный банк. Макроэкономические факторы послекризисного роста / Вопросы экономики, 2006. - №5.

3. Голуб А. Факторы роста Российской экономики и перспективы технического обновления// Вопросы экономики, 2006. - № 6.

4. Зелтынь А.С. Государственная промышленная политика в рыночных экономиках / ЭКО, 2006. - №7.

5. Информационно-аналитический портал Индустрии управления активами фондов - http://www.fundshub.ru

6. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник.-М.: Юристъ, 2004.- 861 с.

7. Красавина Л.Н. Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России: Деньгр и кредит, 2006. - 320 с.

8. Камаев В.Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. – М.: КНОРУС, 2007. - 384 с.

9. Корявцев П.М. Инфляция и кризис экономики России. Роль коррупции госаппарата в росте темпов инфляции. СПб., 2005. - 370 с.

10. Корявцев П.М. Инфляция и кризис экономики России: через десять лет. СПб., 2007. - 320 с.

11. Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник / Л.М. Куликов. – М.: Проспект, 2005. – 432 с.

12. Научные подходы к оценке масштабов теневой экономики в финансово-кредитной сфере и меры по их снижению: Научный альманах. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 272 с.

13. Куранов Г., Засов О. Факторы экономического роста / Экономист. – М., 2006. - №4.

14. Красавина Л.Н., Пищик В.Я. Регулирование инфляции: мировой опыт и российская практика. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 312 с.

15. Ланкина В.Е. Экономическая теория. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 304 с.

16. Ларионов И.К., Щербаков В.Н., Герасин А.Н. Экономическая теория. – М.: Сфера, 2008. – 373 с.

17. Макашева Н. Загадка Н.Д. Кондратьева: Неоконченная теория динамики и методологические проблемы экономической науки / Вопросы экономики, 2006. - № 4.

18. Нешитой А. Анализ возможностей роста экономики / Экономист, 2006. - № 10.

19. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Владос, 2004. - 520 с.

20. Плышевский Б. Факторы послекризисного восстановления экономики / Экономист, 2007. - №4.

21. Радыгин А. Россия в 2002-2006 гг: на пути к государственному капитализму / Вопросы экономики, 2007. - №5.

22. Семенов В. П. Инфляция: метрика причин и следствий. Монография. — Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. Московский государственный институт электроники и математики. М., 2005. — 383 с.

23. Стратегия развития России до 2010 года (концепция) / Российская газета, 2007. - № 56.


[1] Ивашовский С.Н. Макроэкономика, 2004. С. 129.

[2] См.: Вопросы экономики. 1995. № 8. С. 107.

[3] См.: Лейард Р. Макроэкономика. М., 1994. С. 33.

[4] Источник: Россия в цифрах . 2004. Крат. стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. М., 2004

[5] Источник: Финансово-экономическое издание группы «Интерфакс» - http://ifx.ru/

[6] Финансовые Известия: Инфляция за неделю оказалась нулевой - http://www.finiz.ru/ournews/article1259323/

[7] В.С. Пашковский «Особенности инфляционных процессов в России»// «Деньги и кредит»-№10-2006-с.49

[8] Источник: Центральный банк РФ - ttp://www.cbr.ru/statistics/print.asp?file=credit_statistics/refinancing_rates.htm

[9] Источник: Центральный банк РФ - ttp://www.cbr.ru/statistics/print.asp?file=credit_statistics/refinancing_rates.htm

[10] «Проблемы системы образовательного кредитования»// «Банковское кредитование»-№1-2007.

[11] В.С. Пашковский «Особенности инфляционных процессов в России»// «Деньги и кредит»-№10-2006-с.51

[12] КомерсантЪ Власть: Экономический еженедельник - http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1231851

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  612  613  614   ..