Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  856  857  858   ..

 

 

Потребность как основной мотив экономической деятельности

Потребность как основной мотив экономической деятельности

 

Введение

В центре внимания экономической теории находится человек с его потребностями и интересами, отношениями к другим членам общества, природе, материальным и другим ресурсам. Удовлетворение потребностей – это цель любой деятельности человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. И даже деяние, которое, казалось бы, не несет никакой пользы для человека, на самом деле имеет причину. Рыночный механизм и свободная экономика позволяют наилучшим образом удовлетворить все потребности человека.

Таким образом, из вышесказанного вытекает, что выбранная тема а весьма актуальна.

Целью данной работы является изучение сущности потребностей как основного мотива экономической деятельности.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

изучить сущность потребностей;

рассмотреть классификацию и структуру потребностей;

рассмотреть законы потребностей.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру работы, которая состоит из введения, 3 разделов и заключения. В заключении приводятся выводы, которые были получены в результате написания а. Завершает работу список использованных источников.

Для написания а были использованы методы научного исследования такие как диалектический, системный анализ, синтез и исторический метод, метод опроса, анализа документов, сравнительного анализа и группировки данных.

Для полного раскрытия темы работы использовались учебные пособия по авторов, изучающих данную тему (Базылев Н.И., Мамедов О.Ю.).

1. Понятие и сущность потребностей

Нужды людей очень разнообразны, многочисленны и сложны. Среди них выделяются физиологические, социальные и духовные нужды. Каждая конкретная нужда может по-разному восприниматься отдельными людьми. Это зависит от уровня образованности и культуры, характера и интересов каждого человека. Если же какая-то нужда человека не удовлетворяется, то он будет искать выход из создавшегося положения. Выхода может быть два: либо найти возможность для удовлетворения той или иной нужды, либо просто отказаться от ее удовлетворения.

Нужда человека в конкретной жизни проявляется через потребности.

Потребности — это прежде всего желания людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах и услугах, которые доставляют им удовлетворение или удовольствие. В экономической литературе встречаются и другие определения потребностей. К примеру, потребности — это осознанные запросы или нужды в чем-либо; объективно необходимые условия жизни; отношение человека к миру вещей; состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, и т.д.[1] .

Природа потребностей чрезвычайно разнообразна и сложна. С одной стороны, это потребности, заложенные в организме человека самой природой. К ним относятся биологические потребности, без удовлетворения которых не может протекать жизненный процесс. С развитием цивилизации расширяется круг таких потребностей и изменяется их характер. С другой стороны, человек - существо не только биологическое, но и социальное, общественное. Следовательно, многие его потребности возникают из того, что он живет среди других людей, общается с ними. Более того, формирование социальных групп, государства, общества порождает возникновение общественных потребностей.

С образом и уровнем жизни людей теснейшим образом связаны потребности. Связь с образом жизни проявляется через характер потребностей. Они могут быть возвышенными и низменными, рациональными и иррациональными, вредными. Связь с уровнем жизни проявляется через уровень удовлетворения потребностей людей. Исходя из этого, различают реальные и нормативные потребности.

Реальная потребность - это запрос конкретных людей или группы людей на получение определенного количества благ и услуг.

Нормативная потребность характеризуется нормой потребления, которая устанавливается исходя из анализа, расчета, опыта и возможностей.

Потребности людей удовлетворяются через потребление, а чтобы потреблять, необходимо производить. Между производством и потреблением, как граничными (крайними) стадиями воспроизводственного процесса, существует тесная связь. Производство формирует потребности. Потребности в свою очередь ориентируют производство на создание новых ценностей и благ для удовлетворения определенных потребностей человека. Наличие потребностей и желание их удовлетворить является главным стимулом развития производства, его технического прогресса.

Таким образом, потребности — это желания людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах и услугах, которые доставляют им удовлетворение или удовольствие.

2. Классификация потребностей и их структура

Классификации потребностей уделялось внимание начиная с древних времен. По крайней мере со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные. В настоящее время в основу классификации потребностей положены выводы американского психолога и экономиста А. Маслоу. Он считает, что человеческие потребности располагаются в определенной иерархической последовательности в зависимости от их значимости для индивидуума. По А. Маслоу, выделяют пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Предполагается, что перечисленные потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают либо в виде треугольной пирамиды, либо лестницы потребностей.

Существуют и другие теории классификации потребностей, в частности теория К. Альдерфера. Он выделяет три группы потребностей: существования, связи и роста, которые соответствуют классификации А. Маслоу и также имеют иерархическую структуру. Д. Мак-Клелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти, которые не имеют иерархической структуры и их взаимодействие зависит от индивидуальной психологии человека[2] .

В зависимости от масштабов и структуры производства потребности подразделяются на абсолютные (максимальные), действительные (подлежащие удовлетворению), фактически удовлетворяемые.

Абсолютные (максимальные) потребности - это потребности, которые ориентированы на предельные возможности производства, основанного на последних достижениях науки и техники. Они задают ориентир производству и подлежат удовлетворению в перспективе.

Действительные потребности – это потребности, подлежащие удовлетворению в условиях достигнутого уровня производства и научно-технического прогресса. Выступают они в форме платежеспособного спроса.

Фактически удовлетворяемые потребности выступают в форме удовлетворенного спроса.

В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы потребности подразделяются на [10, с.76]:

материальные (удовлетворение физических потребностей человека в пище, одежде, жилище, продолжении рода);

духовные (удовлетворение потребностей в образовании, культуре, отдыхе, вере, творчестве и т.д.);

социальные (возможности человека реализовать свои способности, занять положение в обществе, продвинуться по службе, милосердии и т.д.).

С точки зрения уровня развития общества различают элементарные (физиологические) и высшие (социальные) потребности. К элементарным (физиологическим) потребностям относятся те, которые связаны с обеспечением выживаемости человека как биологического существа (удовлетворение в пище, одежде, жилище и т.п.). К высшим (социальным) потребностям относятся те, которые непосредственно связаны с благосостоянием людей. Это и потребительские бюджеты людей, денежные сбережения, накопления, наличие собственности, условия и оплата труда, занятость и уровень безработицы, социальное обеспечение, экологическая безопасность и т.д.

В зависимости от социальной структуры выделяют потребности общества в целом, потребности классов, социальных групп, потребности отдельных людей (личные потребности).

Потребности общества могут быть представлены в виде государственных, национальных, территориальных, религиозных. Если говорить более конкретно, то к ним относятся потребности в безопасности, охране общественного порядка, правовой защите, сохранении национальной культуры и традиций, охране памятников, восстановлении и охране окружающей среды, предотвращении социальных конфликтов, поддержании мира и т.д.

Личные (потребности отдельных людей) распространяются на одежду, обувь, пищу, бытовые услуги, оборудование, охрану здоровья и т.д. Словом, личные потребности - все то, что необходимо каждому человеку. Они делятся на насыщаемые и ненасыщаемые. К примеру, потребность в пище - насыщаемая, потребность в одежде - менее насыщаемая, потребность в деньгах - ненасыщаемая.

С учетом очередности удовлетворения потребностей их делят на первичные (необходимые) и вторичные (избыточные). К первичным потребностям относят самые насущные потребности человека, без которых он существовать не может, причем они не могут быть заменены другими. К примеру, потребность в еде невозможно заменить потребностью во сне и наоборот, хотя одна и та же потребность может быть удовлетворена различными товарами. Например, фрукты можно заменить ягодами, мясо — грибами, животное масло — растительным. Что же касается вторичных (избыточных) потребностей, то они, во-первых, удовлетворяются после удовлетворения первичных; во-вторых, могут быть замещены одни другими. Например, вместо кино можно сходить в театр. Деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого человека.

Потребности подразделяются на эластичные и неэластичные. Эта классификация в большей части связана с предыдущей. В самом деле, первичные потребности являются неэластичными (жесткими), так как не отменяются в течение длительного времени, но быстро сменяются всякий раз, как только появляются средства, способные эти потребности удовлетворить (например, потребность в питании, утолении жажды и т.д.).

Вторичные потребности эластичные, так как их удовлетворение можно временно отложить или заменить.

В зависимости от участия в воспроизводственном процессе потребности делятся на производственные - потребление средств производства и рабочей силы в процессе производства - и непроизводственные потребление происходит за пределами производства и делится на личное и общественное потребление[3] .

Потребности бывают также экономические и неэкономические. К экономическим, потребностям относят те, для которых необходимо производство, т.е. те, которые в готовом виде не встречаются. К неэкономическим потребностям относят те потребности, которые могут быть удовлетворены без наличия производства (потребность в воздухе, воде, солнечном свете и т.д.).

И, наконец, в зависимости от сроков возникновения (удовлетворения) различают текущие (краткосрочные) и перспективные (долгосрочные) потребности.

Наряду с рассмотренной общей схемой классификации потребностей могут рассматриваться и частные схемы, связанные со спецификой анализируемой проблемы. К примеру, для юриста будет естественным деление потребностей на законные и незаконные, для врача—на полезные (здоровые) и вредные и т.д.

При классификации потребностей должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения. К примеру, для материальных потребностей человека, связанных с удовлетворением его физиологических потребностей, выделяют три основных уровня: минимальный, нормальный и уровень роскоши. Минимальный обеспечивает выживание человека и возможность появления социальных и духовных потребностей. Нормальный — это оптимальный уровень удовлетворения потребностей, когда потребительский бюджет считается достаточным для гармоничного развития личности человека. Уровень роскоши — это такое удовлетворение потребностей, при котором оно становится самоцелью и(или) средством демонстрации высокого общественного положения. Рассмотренные уровни не исчерпывают всех ступеней удовлетворения физиологических потребностей. Однако исторически доказано, что у большинства людей уровень удовлетворения физиологических потребностей существенно влияет на структуру социальных и духовных потребностей[4] .

Для социальных и духовных потребностей также могут быть определены уровни удовлетворения, но на них существенное влияние будут оказывать индивидуальные особенности людей.

В заключение следует повторить, что классификации потребностей уделялось внимание, начиная с древних времен. Потребности можно подразделить на материальные, духовные, социальные; элементарные и высшие; потребности общества в целом, групп, классов; насыщаемые и не насыщаемые; экономические и неэкономические и прочие.

3. Законы потребностей

В широком смысле слова потребности человека безграничны. Они эластичны и постоянно меняются. Если у нас достаточно пищи и одежды, чтобы избавиться от голода и холода, мы стремимся удовлетворить другие потребности. И даже когда основные (главные, первичные) потребности будут насыщены, люди перейдут к тому, чтобы изменять способы удовлетворения тех же первичных потребностей. Они будут лучше и разнообразнее питаться, чаще обновлять свой гардероб, будут покупать более комфортабельные автомобили и т.д. Требования растут. Планка уровня жизни повышается. Одновременно мы хотим иметь больше хороших картин живописи, произведений литературы, музыки, больше путешествовать и пр., т.е. того, что расширяет наши интеллектуальные возможности, тем более, что к человеческим потребностям относятся потребности не только индивидуальные, но и семьи, социальной группы, производственного коллектива, населения, народа, государства[5] .

Количество благ, товаров и услуг, в которых испытывают потребность люди, непрерывно расширяется и растет как в количественном, так и в качественном отношении. Такую тенденцию и закономерность в экономической теории называют законом возвышения потребностей. Его действие указывает не только на стремление к количественному возрастанию потребления, но и к изменению структуры потребностей, расширению их круга, разнообразия, смещению приоритетов, развитию взаимозаменяемости, качественному совершенствованию[6] .

Закон возрастающих потребностей – экономический закон движения потребностей. Он проявляется в возрастании уровня и качественном совершенствовании потребностей.

Это всеобщий закон, действующий во всех общественно-экономических формациях. Ему подчиняются потребности всех социальных слоев и групп населения, и каждого их представителя в отдельности. Но конкретные формы проявления этого закона, интенсивность, сфера и характер его действия зависят от формы собственности на средства производства, уровня развития производительных сил и господствующих производственных отношений.

Прогресс человечества, рост культуры и знаний, расширяющиеся возможности научно-технического прогресса неизбежно обусловливают возвышение потребностей как закономерность человеческой цивилизации.

Суть закона убывающей интенсивности, или закона насыщения потребности, заключается в том, что человек, испытывая множество потребностей, наиболее интенсивно потребляет какую-то часть определенного товара и по мере его потребления сначала происходит процесс уменьшения, а затем и полного насыщения потребности.

Конечно, некоторые потребности отдельного потребителя можно полностью удовлетворить, насытить. Если же говорить о коллективных, общественных, государственных потребностях, то они действительно не ограничены, беспредельны.

Смена формы собственности и рождение нового способа общественного производства всегда служат стимулом и условием для более полного проявления закона возрастающих потребностей, усиления интенсивности и расширения сферы его действия.

Основные направления, по которым развиваются личные потребности, обусловленные действием этого закона, следующие: рост общего их объема; усложнение, объединение в крупные комплексы; качественные изменения в структуре, выражающиеся в ускоренном росте прогрессивных потребностей на базе полного удовлетворения самых необходимых и настоятельных потребностей, ускоренный рост потребностей в новых высококачественных товарах и услугах; равномерность возрастания потребностей всех социальных слоев и связанное с этим сглаживание социально-экономических различий в уровне и структуре личных потребностей; приближение личных потребностей к разумным, научно обоснованным ориентирам потребления.

Стадии развития потребностей – этапы, которые проходят потребности, в процессе развития. Выделяют четыре стадии: зарождение потребности, её интенсивное развитие, стабилизация и угасание[7] .

Понятие стадий наиболее применимо к потребностям в конкретных товарах. Потребность в каждом новом изделии проходит все эти стадии. Сначала при зарождении потребность существует как бы в потенции, в основном у лиц, связанных с разработкой и опытной проверкой нового изделия. Когда оно освоено для массового производства, спрос начинает быстро возрастать. Это соответствует стадии интенсивного развития потребности. Развитие научно-технического прогресса ведет к созданию более совершенных предметов, удовлетворяющих ту же потребность. В результате потребность в конкретном изделии переходит в стадию угасания, начинает сокращаться. Одновременно возникает потребность в, усовершенствованном изделии, которая так же, как и прежняя, попеременно проходит все рассмотренные стадии. В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они характеризуют потребности всего общества.

Таким образом, закон возрастающих потребностей – экономический закон движения потребностей. Он проявляется в возрастании уровня и качественном совершенствовании потребностей. Суть закона убывающей интенсивности, или закона насыщения потребности, заключается в том, что человек, испытывая множество потребностей, наиболее интенсивно потребляет какую-то часть определенного товара и по мере его потребления сначала происходит процесс уменьшения, а затем и полного насыщения потребности.

Заключение

Потребности — это желания людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах и услугах, которые доставляют им удовлетворение или удовольствие. Потребности — это осознанные запросы или нужды в чем-либо; объективно необходимые условия жизни; отношение человека к миру вещей; состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти и т.д..

Все потребности можно подразделить на материальные, духовные, социальные; элементарные и высшие; потребности общества в целом, групп, классов; насыщаемые и не насыщаемые; экономические и неэкономические и прочие.

Закон возрастающих потребностей – экономический закон движения потребностей. Он проявляется в возрастании уровня и качественном совершенствовании потребностей. Суть закона убывающей интенсивности, или закона насыщения потребности, заключается в том, что человек, испытывая множество потребностей, наиболее интенсивно потребляет какую-то часть определенного товара и по мере его потребления сначала происходит процесс уменьшения, а затем и полного насыщения потребности.

Список литературы

Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 512с.

Курс экономики / под ред. Б.А.Райзберга. – М.: Инфра-М, 1997. – 540с.

Курс экономической теории: Конспект лекций / Е.М. Анципович, А.В. Бондарь, Л.В. Воробьева и др.; Под общ. ред. Э.И. Лобковича. – Мн. ООО «Мисанта», 1997. – 336с.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. – М.: Республика, 1992, – 399с.

Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. 2-е изд., сокращ. – СПб: Питер, 2000. – 496с.: ил.

Основы экономической теории: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В. Черченко и др.; Под ред. В.Л. Клюни. – Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1996. – 336с.

Современная экономика: 100 экзаменационных ответов (экспресс-справочник для студентов вузов). Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1999. – 192с.

Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие; под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2000. – 544с.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1993. – 864с.

Экономическая теория / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Экоперспектива, 2002. – 637с.


[1] Экономическая теория / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Экоперспектива, 2002. – 637с. – С.68.

[2] Современная экономика: 100 экзаменационных ответов (экспресс-справочник для студентов вузов). Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1999. – 192с. – С.36.

[3] Курс экономической теории: Конспект лекций / Е.М. Анципович, А.В. Бондарь, Л.В. Воробьева и др.; Под общ. ред. Э.И. Лобковича. – Мн. ООО «Мисанта», 1997. – 336с. – С.201.

[4] Основы экономической теории: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В. Черченко и др.; Под ред. В.Л. Клюни. – Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1996. – 336с. – С.74.

[5] Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие; под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2000. – 544с. – С.54.

[6] Экономическая теория / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Экоперспектива, 2002. – 637с. – С.84.

[7]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  856  857  858   ..