Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  443  444  445   ..

 

 

Анализ хозяйственной деятельности предприятия ЗАО "Константин и К"

Анализ хозяйственной деятельности предприятия ЗАО "Константин и К"

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


Глава 1. Теоретические основы анализа хозяйственной деятельности



Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности на предприятии ЗАО «Константин и К»

2.1 Технико-экономическая характеристика ЗАО «Константин и К»

Закрытое акционерное общество «Константин и К», в дальнейшем именуемое «общество» зарегистрировано Администрацией г. Озерска Челябинской области № 1799 от 20.06.97 г.

Общество является юридическим лицом, действующим на основании устава и законодательства Российской Федерации без ограничения его действия. Общество для достижения целей своей деятельности имеет право от своего имени заключать сделки.

Общество является самостоятельной хозяйственной единицей, действующей на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Общество имеет обособленное имущество, приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде. Общество отвечает по своим обязательствам всем надлежащим ему имуществом.

Уставный капитал общества состоит из 100 000 рублей. Он разделен на 100 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1000 рублей каждая. Акции размещены и оплачены полностью.

Общество строит свои отношения с другими предприятиями организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров; в своей деятельности учитывает интересы потребителей, работ, услуг и другие условия обязательств. Акции общества распределяются только среди его учредителей, акционеров и работников общества.

В обществе создан резервный фонд в размере 15% от уставного капитала. Резервный фонд предназначен на покрытие расходов, убытков, а также на уплату долгов общества при его ликвидации, отчисления в который прекращается при достижении им 15% уставного капитала.

Органами управления Общества являются:

- общее собрание акционеров;

- единоличный исполнительный орган – Генеральный директор;

- председатель общества;

- в случае назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все функции по управлению делами общества.

Генеральный директор и ревизионная комиссия избираются общим собрание акционеров.

Целью общества является извлечение прибыли. Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

Общество создано с целью удовлетворения общественных потребностей в работах, продукции и услугах, создания конкурентоспособных товаров, работ и услуг, насыщения ими рынка, организации при этом дополнительных рабочих мест и получения прибыли.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Общество осуществляет следующие виды деятельности:

- торгово-закупочная деятельность (оптовая и розничная) с открытием торговых точек, отделов, магазинов, в том числе на комиссионной основе;

- посреднические услуги и агентирование;

- транспортно-экспедиционные, погрузо-разгрузочные, такелажные, складские работы и услуги;

- производство товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения;

- маркетинг, менеджмент, инжиниринг;

- организация и эксплуатация точек общественного питания;

- строительно-монтажные работы;

- иные виды деятельности, не запрещенные законом.

Для достижения Обществом задач оно:

- изучает конъюнктуру рынка, для чего проводит исследовательские работы, социологические опросы;

- самостоятельно устанавливает порядок и условия получения и передачи имущества, а также цены, ставки, тарифы и расценки на оказываемые услуги, выполняемые работы;

- совершает различные виды сделок, кроме прямо запрещенных законодательством, с любыми контрагентами;

- для собственных нужд приобретает, принимает в аренду или безвозмездно любое имущество, а также производит отчуждение любого имущества, принадлежащего ему, в соответствии с уставными задачами и действующим законодательством.

Общество имеет самостоятельный баланс. Общество обязано вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность в установленном законом порядке.

Общество имеет расчетный, балансовые счета на территории Российской Федерации, собственную эмблему, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак, круглую печать со своим наименованием и фирменный знак, штамп, бланки и другие средства визуальной идентификации.

Прибыль Общества за вычетом сумм по обязательным платежам и по взаимоотношениям с бюджетом, является собственностью Общества, направляется на создание и пополнение фондов Общества, а также распределяется Участниками Общества в порядке им устанавливаемом.

Объектом налогообложения ЗАО «Константин и К» признаются доходы организации. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим обществом и не может меняться в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

При определении объекта налогообложения обществом учитываются следующие доходы:

- доходы от реализации работ, услуг, реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового Кодекса Российской Федерации;

- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса Российской Федерации.

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Предприятие является перспективным, конкурентоспособным и в 2007 г. будет введено в эксплуатацию еще два предприятия.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положениями по бухгалтерскому учету и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкцией по его применению приказываю установить следующие методические аспекты учетной политики:

1. Учет основных средств и доходных вложений в материальные ценности.

1.1. Порядок определения сроков полезного использования приобретаемых предметов;

1.2. Порядок начисления износа (амортизации) по основным средствам:

Линейный способ – исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта.

1.3. Порядок начисления амортизации по основным средствам, стоимость которых не превышает 10000 рублей за единицу, а также приобретенным книгам, брошюрам.

В соответствии с п. 18 ПБУ 6/01 предприятие списывает указанные объекты полностью на продажу по мере ввода в эксплуатацию.

1.4. Контроль за сохранностью указанных ценностей обеспечивается путем введения аналитического учета по количеству и номенклатуре этих объектов.

1.5 Порядок учета финансирования ремонта производственных основных средств.

Затраты на ремонт включаются в себестоимость того отчетного периода, в котором были произведены ремонтные работы, что отражается проводкой Д 44 «Расходы на продажу» - К 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

1.6. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам:

Путем накопления соответствующих сумм на счете 05 «Амортизация нематериальных активов» (п. 21 ПБУ 14/2000).

1.7. Не амортизируемыми объектами нематериальных активов считаются те, стоимость которых на момент приобретения менее 10000 руб. за объект.

2. Порядок учета материально-производственных запасов.

2.1. Порядок отражения в бухгалтерском учете процесса приобретения и заготовления материалов:

- применение счета 10 «Материалы» с оценкой материалов на счете 10 по фактической себестоимости;

- способ учета материально-производственных запасов – количественно - суммовой метод;

- способ организации периодичности учета – система непрерывного учета.

3. Способ признания коммерческих расходов (счет 44 «Расходы на продажу»).

Коммерческие расходы признаются в себестоимости проданных продукции, товаров полностью в отчетном периоде их признания (Д 90/2 – К 44 без остатка на счете).

4. Структура и способы списания расходов будущих периодов.

1. Порядок списания расходов будущих периодов – равномерно (Д 44 – К 97).

2. В состав расходов будущих периодов входит стоимость используемой на предприятии бухгалтерской программы, стоимость лицензий на осуществление деятельности.

5. Порядок учета товаров.

Затраты по заготовке и доставке товаров до складов, производимые до момента их передачи в продажу, включаются в состав издержек обращения.

6. Оценка стоимости отгруженных товаров: оценка производится по продажным ценам.

7. Порядок учета выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей бухгалтерского учета.

7.1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) отражается в бухгалтерском учете по методу «отгрузки» (начисления).

Основание: Приказ Минфина Российской Федерации от 06.05.1999г. № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» п. 12,15.

7.2. Факторы, влияющие на квалификацию доходов в качестве доходов от обычных видов деятельности – регулярность в получении доходов.

7.3. Доходами от обычных видов деятельности является розничная торговля, подпадающая под особый режим налогообложения – единый налог на вмененный доход.

8. Порядок создания резервов по сомнительным долгам:

Организация не создает резервы по сомнительным долгам.

9. Предприятие не создает резервы предстоящих расходов и платежей.

10. Бухгалтерская служба организована самостоятельным структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.

11. Форма организации учета - централизованная.

12. Технология обработки учетной информации.

Формы бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники.

13. Порядок оценки стоимости сырья и материалов при списании их в производство.

Материалы, необходимые для обеспечения бесперебойного функционирования служб предприятия, списываются по себестоимости, в том числе канцелярские принадлежности, бумага, расходные материалы, инвентарь и оборудование офиса, числящееся на балансе предприятия, на балансовом счете 10 «Материалы». Основание: статья 254 налогового Кодекса.

14. Порядок определения стоимости покупных товаров при включении их в состав расходов:

- по себестоимости. Основание: статья 268 Налогового Кодекса Российской Федерации.

15. Уплата налога на прибыль производится:

Исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего квартала (в связи с тем, что за предыдущие четыре квартала выручка от реализации не превышала в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал). Основание: статья 286 Налогового Кодекса Российской Федерации.

16. Порядок ведения налогового учета:

Предприятие ведет следующие регистры налогового учета:

1. Расчет налоговой базы.

2. Учет доходов от реализации.

3. Учет отдельных видов внереализационных доходов.

4. Учет сумм расходов на производство и реализацию.

5. Учет отдельных видов внереализационных расходов.

6. Учет сумм начисленной амортизации по амортизируемому имуществу.

2.2 Анализ объема производства и реализации продукции

Объем производства, и объем реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. В условиях ограниченных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигаются объем производства продукции. По мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только и в таком объеме, который оно может реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

Основными задачами анализа являются:

- оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

- разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат: бизнес-план предприятия, оперативные планы, графики отчетность Ф-1, срочная отчетность промышленного предприятия по продукции Ф-2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация».

Величина объема выпускаемой продукции зависит от наличия многих факторов, условий и предпосылок, а именно производственных мощностей, площадей и их использование, наличие сырья и материалов, комплектующих изделий, ритмичности поставок, персонала соответствующей квалификации, рынков сбыта продукции, изучение рынка сбыта.

Таблица 2.2.1 Факторы влияния отклонений на фактический объем реализации

Показатели

По бизнес-плану,

руб.

Фактически,

руб.

Отклонения
абсолют. %

1.Остатки товаров отгруженных:

а) на начало года

б) на конец года

2.Остатки готовой продукции на складе:

а) на начала года

б) на конец года

3.Получено товарной продукции за месяц

4.Объем реализованной продукции за месяц

7950

8200

7450

8000

65800

65000

3030

6818

10068

15996

67784

65644

-4920

-1382

+2618

+7996

+1984

+644

38,1

83,1

135,1

200,0

103,0

99,0

В результате анализа видно, что снижение объема реализованной продукции по сравнению с объемом товарной продукции составил 800,0 тыс. руб. в том числе: за счет разницы остатков по отгрузке товаров (8200 - 7950) = 250 тыс. руб.; за счет роста остатков товаров на складах (8000 - 7450) = 550 тыс. руб.

Фактически реализованная продукция ниже товарной продукции на – 2140 руб. (65644 - 67784) в том числе: за счет снижения остатков отгруженной продукции на – 3788 тыс. руб. (3030 - 6818), что является положительным фактором, и повышением остатков на складах на + 5928 тыс. руб. (15096 - 10068). Остатки возросли в связи с невостребованностью продукции, или плохим изучением спроса.

Определим плановые и фактические темпы роста продукции за четыре года, используя справки производство валовой продукции.

Таблица 2.2.2 Плановые и фактические темпы роста продукции за четыре года

Годы

По бизнес-плану По отчету
в сопоставимых ценах, т.р. % к предыдущему году % к первому году в сопоставимых ценах, т.р. % к предыдущему году % к первому году

t – 1

t – 2

t – 3

отчетный

год - t

35000

41000

46000

65800

-

117,1

112,2

143,0

-

117,1

131,4

188,0

38154

42224

47373

67784

-

110,7

112,2

143,0

-

110,7

124,2

179,6

Из данных таблицы следует, что выпуск товарной продукции растет, что свидетельствует о расширенном воспроизводстве. Средний темп роста по бизнес-плану составил:

(2.2.12)

или по формуле:

(2.2.13)

По отчету средний темп роста составил

,

или

Особенно выпуск продукции возрос в отчетном году, который возрос к прошлому году на 143,0%, а к первому году на 177,6%.

По бизнес-плану рост к предыдущему году составил 131,4%, а к первому году на 188,0%. Процент роста отчетного года по бизнес-плану -188,0%, а фактически 177,6%. Разница обусловлена в ошибках планирования.

Выявим влияние факторов на отклонение от фактического объема реализованной продукции от бизнес-плана.

Первоначально, на основании данных годового отчета, оценим степень выполнения бизнес-плана по производству товарной продукции и объему реализации.

Таблица 2.2.3 Степень выполнения бизнес-плана по производству и реализации товарной продукции

Показатели

Фактически за предыдущий год

По бизнес-плану

на отчетный год

Фактически, за отчетный год
в абсолют величине, т.р. % к прошлому году в абсолют величине, т.р. в %
к бизнес-плану к предыдущему году

1.Товарная продукция

2.Реализованная продукция

47373

43573

65800

65000

138,9

149,2

67784

65644

103,0

101,0

143,1

150,6

Из полученных данных видно, что в текущем году произведено товарной продукции выше бизнес-плана на 103,0% или на 1984 руб. (67784 - 65800). Однако реализовано меньше чем произведено на -2140 руб. (65644 - 67784), товарная продукция, которая залегла на складах предприятия, возможно из-за снижения покупательской способности на данную продукцию или из-за плохого изучения сотрудником рынка сбыта.

В бизнес-плане намечалось пополнение текущих запасов лишь на 800 тыс. руб. Сумма реализации в отчетном году по сравнению с бизнес-планом составила 644 тыс. руб. или увеличение реализации произошло за счет объема выпущенной продукции.

По сравнению с прошлым годом выпущено продукции больше на 143,1%, реализовано больше, чем в прошлом году на 150,6%.

Если в прошлом году разность между реализованной и товарной продукцией составила 3800 руб. (43579 - 47373), которые остались на складах предприятия, то в отчетном году она составила -214 руб. (65644 - 67784). Необходимо привести в норму наличие товаров на складах в соответствии с нормативами.

Определим выполнение плана по структуре товарной продукции в таблице 2.2.4.

Таблица 2.2.4 Выполнение плана по структуре товарной продукции

Показатели

Товарная продукция в действующих ценах, тыс. руб.

Абсолют.

отклонение

Выполнение бизнес-плана по структуре товарной продукции, %
по бизнес-плану фактически

1.Вино-водочные изделия

2.Колбасы

3.Молочные продукты

4.Мясо продукты

5.Сыры

6.Прочие продукты

45970

14500

2500

1500

1000

330

51270

13374

-

1542

1264

334

+5300

-1126

-2500

+42

+264

+4

111,5

92,93

-

102,8

126,4

101,2

Всего товарной продукции 65800 67784 +1984 103,0

По данным таблицы видно, что основным товаром производства служат вино - водочные изделия, которые составляют в общем объеме товарной продукции. Бизнес-план по этой продукции перевыполнен на 9,5%. Перевыполнение бизнес-плана обеспечено почти по всей структуре, кроме колбасных изделий (возможно в виду больших остатков на складах, а так же по причине завышенного плана при планировании). Это вина планового отдела, который при планировании не учел товарные запасы на складах, не изучена конъюнктура спроса.

В целом предприятие с заданием по выпуску продукции справилось успешно, достигнуто перевыполнение на 1984 тыс. руб. или на 3,0%.

Используя данные движения товаров и их поступление, установим степень обеспечения запланируемого объема реализации товаров необходимыми материальными ресурсами, их использование.

Исчислим показатели материалоемкости товаров.

Таблица 2.4.5 Определение материалоемкости товаров

Показатели

Предыдущий

год

Отчетный год % к предыдущему году

% к

бизнес-плану

по бизнес-плану факт

1. Расход материальных ресурсов, тыс. руб.

2. Объем реализованной продукции, тыс. руб.

3. Материалоемкость продукции, руб. (стр.1/стр.2)

30707

47373

0,6432

42730

65800

0,6494

42014

67784

0,6198

136,8

143,1

95,6

98,3

103,0

95,4

Из таблицы видно, что предприятие снизило материалоемкость как по сравнению с прошлым годом, так и с бизнес-планом, что является положительным фактором, так как снижаются затраты на производство одного рубля товаров. Положительным является факт опережения роста продукции над ростом материальных затрат по сравнению с прошлым годом на 6,3% (143,1 – 136,8), а бизнес-план на 4,7% (103,0 – 98,3).

2.3 Анализ использования основных фондов

Проанализируем состав основных средств, поскольку от наличия оборудования, его технических качеств, сроков эксплуатации зависит объем товарооборота, его сохранность, наглядность.

Таблица 2.3.1 Наличие, структура, движение и динамика основных фондов предприятия

Виды основных

фондов

Наличие на

начало года

В отчетном году тыс.руб.

Наличие

на конец

года

Изменение за очет.

год

Темп

роста

тыс.

руб.

% к

итогу

посту-

пило

выбы-

ло

тыс.

руб.

% к

итогу

тыс.

руб.

%

1 2 3 4 5 6 7 8 9

I Основные средства

1.Земельные участки и объекты природопользования

2.Здания

3.Сооружения

4.Машины и обору-

дование

5.Транспортные средства

6.Производственный и хозяйственный инвентарь

7.Рабочий скот

8.Продуктивный скот

9.Многолетние на-

саждения

10.Другие виды основных средств

-

13364

2757

10305

4406

122

-

-

-

293

-

42,77

8,82

32,98

14,10

0,39

-

-

-

0,94

-

702

-

886

620

-

-

-

-

118

-

-

-

27

190

-

-

-

-

-

-

14066

2757

11164

4836

122

-

-

-

411

-

42,17

8,27

33,47

14,50

0,36

-

-

-

1,23

-

702

-

859

430

-

-

-

-

118

-

105,3

100,0

109,3

109,3

100,0

-

-

-

140,3

Итого 31247 100,0 2326 217 33356 100 2109 106,7

в том числе: производственные

непроизводственные

31247

-

100,0

-

2326

-

217

-

33356

-

100

-

2109

-

106,7

Расчеты произведем по формуле:

. (2.3.14)

Согласно данным таблицы «Амортизируемое имущество», например, здания

Структуру основных фондов (% к итогу) определим по формуле:

, (2.3.15)

здания - ,

сооружения - .

Изменения за отчетный год, определяются путем разницы между наличием их на конец года и наличием на начало года:

, (2.3.16)

,

.

Темп роста определяется по формуле:

, (2.3.17)

,

.

Анализируя исчисленные данные можно сделать вывод, что на предприятии сумма основных производственных фондов возросла на 2109 тыс. руб., в том числе за счет ввода нового оборудования рост составил 2326 тыс. руб., а за счет выбытия эта сумма сократилась на 217 тыс. руб.

Темп роста основных фондов составил 106,7%, что подтверждает факт работы предприятия по обновлению производственным, более эффективным оборудованием.

Выбытие оборудования и машин, а так же транспортных средств обусловлено их физическим износом, что является неизбежным фактором любого производственного процесса.

За текущий период изменилась структура основных фондов (доля), хотя их сумма имеет абсолютный прирост.

Для зданий доля снизилась на -0,6% (42,17 - 42,77), для сооружений -0,55 (8,27 – 8,82).

Сумма основных фондов по зданиям возросла на 702 тыс. руб. (построен склад), но поскольку эти фонды пассивны и не зависят от роста выпуска продукции, то их доля будет естественно снижаться.

Положительным фактором является рост доли по машинам и оборудованию на 0,49% (33,47 - 32,98) и по транспортным средствам на 0,40% (14,50 -14,10), так как именно они обеспечивают процесс увеличения объема выпуска продукции, да и рост основных фондов произошел по этим видам основных фондов.

Хотя по производственному и хозяйственному инвентарю произошло снижение доли на -0,03% (0,36 – 0,39) при неизменности суммы, но это будет положительным явлением, так как с ростом выпуска продукции должна расти и сумма тары, но с применением новых видов эффективного тарооборудования, их сумма может остаться неизменной и даже снизиться.

Доля других видов основных фондов (измерительные приборы, вычислительная техника и инструменты) возросла на 0,29% (1,23 – 0,94), или на 118 тыс. руб., темп роста 140,3%. Такое положение говорит об облегчении труда работников и его эффективности использования.

Используя полученные данные, исчислим коэффициенты, характеризующие эффективность работы предприятия с основными фондами:

- коэффициент обновления основных фондов на конец года;

- коэффициент выбытия основных фондов;

- коэффициент износа на начало и конец года.

Коэффициент обновления характеризует долю новых фондов сумма их стоимости на конец года:

, (2.3.18)

Коэффициент выбытия основных фондов определяется отношением стоимости выбывших фондов к стоимости основных фондов на начало периода:

, (2.3.19)

Коэффициент износа – сумма износа основных средств к первоначальной стоимости на соответствующую дату:

. (2.3.20)

Определим сумму износа тыс. руб., тогда

Коэффициент годности оборудования:

(2.3.21)

Можно утверждать по коэффициенту годности, что предприятие имеет хорошее действующее оборудование, которое постоянно обновляется ( ), а коэффициент выбытия достаточно низок 0,7%. Такое состояние основных фондов способствует росту объема выпуска продукции и росту фондоотдачи.

Кроме движения, структуры и динамики основных фондов необходимо проанализировать обеспеченность предприятия основными видами оборудования, расчет, который произведем в таблице 2.3.2.

Таблица 2.3.2 Анализ структуры оборудования
Виды оборудования Потребность оборудования по бизнес-плану (ед.)

Фактическое наличие обо-

рудования (ед.)

Отклонение от плановой пот-

ребности (ед.)

% к бизнес-плану

Холодильник «Аляска»

Морозильные камеры

Холодильник «Пепси»

Кассы

Прилавки-витрины

пристенные

8

10

3

3

10

6

8

1

2

5

-3

-3

-2

-1

-5

75,0

80,0

33,3

66,6

50,0

Итого 34 22 -14 64,7

Как видно из таблицы магазин обеспечен оборудованием лишь на 58,8%. Самый большой дефицит по пристенным витринам 50,0%, но они заказаны в строительную организацию. Холодильники «Аляска» в количестве 8 ед. необходимы для организации рабочего места по продаже овощей и фруктов.

При анализе основных фондов необходимо проанализировать состав оборудования, расчет произведем в таблице 2.3.3.


Таблица 2.3.3 Возрастной состав установленного оборудования

Виды оборудования

Общее кол. установленного оборудования Сроки эксплуатации
до 10 лет от 10-20 лет свыше 20 лет
ед. % ед. % ед. %

1.Холодильник «Аляска»

2.Морозильные камеры

3.Холодильник «Пепси»

4.Кассы

5.Прилавки, витрины

6

8

1

2

5

6

5

1

2

2

37,5

31,25

6,25

12,50

12,50

-

3

-

-

3

-

50,0

-

-

50,0

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Итого 22 16 100,0 6 100,0 - -

В основном на предприятии оборудование со сроком службы от 10 лет, что составляет 72,7% ( ), до 10 лет – 27,3% ( ) и свыше 20 лет – нет.

Наибольшую долю оборудования со сроком службы до 10 лет составляет – холодильник «Аляска» (37,5%) и лишь три морозильные камеры сроком службы более 10 лет, которые были приобретены в начале открытия магазина.

Качественным показателем эффективного использования основных фондов является исчисление фондоотдачи, которую исчислим в таблице 2.3.4.

Таблица 2.3.4 Анализ фондоотдачи

Показатели

Предыду-щий год

Анализируемый

год

Темпы прироста

по биз-

нес-плану

Факт

относительно

бизнес-плана

относительно

к предшест.году

1 2 3 4 5 6

1.Объем товарной продукции, тыс. руб.

2.Основные фонды всего, тыс. руб.

в том числе

активная часть

47373

31247

14711

65800

-

-

67794

32301,5

15355,5

+1984

-

-

+20411

+1054,5

+644

3.Фондоотдача общая, руб.

активная часть

1,5161

3,2202

-

-

2,0935

4,4143

-

-

+0,5824

+1,1941

Определяем фактическую среднюю стоимость основных фондов:

тыс. руб.

Исчислим активную часть основных фондов за прошлый год:

тыс. руб.

тыс. руб.

Средняя стоимость основных фондов активной части составит:

тыс. руб.

Определяем фондоотдачу:

(2.3.22)

Фондоотдача активной части:

Таким образом, прирост товарной продукции тыс. руб. по сравнению с прошлым годом, в том числе за счет:

- прироста основных фондов

-

(2.3.23)

- роста фондоотдачи

(2.3.24)

Таким образом, 7,83% прироста обеспечено за счет роста основных фондов ( ) и 92,17% за счет роста фондоотдачи ( ).

По активной части основных фондов прирост выпуска продукции в сумме 20 411тыс. руб. обусловлен:

- ростом стоимости основных фондов

тыс. руб. или 10,17% ( );

- за счет роста фондоотдачи активной части основных фондов

тыс. руб. или 89,83% ( )

Рост фондоотдачи – положительный фактор, так как это ведет к росту выпуска товарной продукции. Однако, следует отметить, что прирост ее от использования основных фондов активной части ниже, чем по приросту общей фондоотдачи на -3,3% (81,5-84,8), что свидетельствует о недостатках в использовании машин, оборудования и транспортных средств.

Составим таблицу 2.3.5, где отразим использование рабочего времени работы оборудования за месяц.

Прежде всего, исчислим календарный (номинальный) фонд времени работы оборудования ( )

( ) хол. «Аляска» = ,

( ) мороз. камеры = ,

( ) хол. «Пепси» = ,

( ) кассы = ,

( ) прилавки, витрины = .

Исчислим режимный фонд времени работы оборудования, который определяется вычитанием из календарного времени оборудования простои на ремонт коммуникаций, трубопроводов. Простои в магазине составили 4%.

хол. «Аляска» =

мороз. камеры =

хол. «Пепси» =

кассы =

прилавки, витрины =

Таблица 2.3.5 Структура фонда рабочего времени
Виды оборудования Наличие установленного оборудования

Фонд времени установлено-

го оборудования

Фактически отработанно

календар-

ный

режим-

ный

действии-

тельный

1 2 3 4 5 6

1.Холодильник «Аляска»

2.Морозильные камеры

3.Холодил. «Пепси»

4.Кассы

5.Прилавки-витрины

6

8

1

2

5

4320

5760

720

144

3600

4147

5530

691

1382

3516

4127

5530

685

1380

3456

3962

5254

671

1242

3516

Итого 22 15840 15266 15178 14645

Определим действительный (рассчитанный по плану) фонд времени работы оборудования, который равен режимному времени за минусом планового ремонта.

Рассчитаем фактический отработанный фонд времени путем вычитания из действующего фонда часов за минусом простои (%).

хол. «Аляска» =

мороз. камеры =

хол. «Пепси» =

кассы =

прилавки, витрины =


Таким образом, все простои составили: (15266-15178)+(15178-14645)=621 час или (

Доля эффективной работы оборудования составила: (

Фактически отработанно: (

Таким образом, рабочее время составило 92,46% всего фонда времени или 14645 часов, а не рабочее время 4,06% или 621 час. Использование рабочего времени достаточно высокое, а потери в работе оборудования незначительные.

2.4 Анализ труда и заработной платы

Достаточная обеспеченность предприятия нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеет важное значение для увеличения выпуска продукции и повышения эффективности производства.

Основными задачами анализа являются:

-изучение и оценка обеспеченности предприятия и его структурных подразделений трудовыми ресурсами в целом, а так же по категориям и профессиям;

- определение и изучение текучести кадров;

-выявление резервов трудовых ресурсов, более полного и эффективного их использования.

Источниками информации для анализа служит план по труду, статистическая отчетность, «Отчет по труду», данные табельного учета и отдела кадров [23, с. 163].


Таблица 2.4.1 Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами

Категории работников По бизнес-плану Факт

Выполнение,

%

Отклонения
руб. %

Работники – всего

в том числе:

-основные

-вспомогательные

-специалисты

-служащие

-младше обслуживающий персонал

24

22

2

3

-

2

22

20

2

3

-

2

91,7

90,9

100,0

100,0

-

100,0

-2

-2

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Исходя из таблицы видно, что штатное расписание магазина имеет недокомплект в количестве двух человек по основным рабочим. Укомплектованность в целом составляет 91,7%, а по продавцам и вспомогательным работникам 90,9%.

Далее произведем анализ движения промышленно-производственного персонала.

Таблица 2.4.2 Определение коэффициентов оборота рабочей силы
Показатели Предыдущий год Анализируемый год

1. Выбыло работников на предприятии, чел.

2. Принято на предприятие, чел.

3. Среднесписочное число рабочих

4. Коэффициент оборота рабочей силы по увольнению (срт.1 / стр.3)

5. Коэффициент оборота рабочей силы по приему (стр.2 / стр.3)

5

5

24

20,8

20,8

5

3

22

22,7

13,6

На основании данных таблицы видно, что в анализируемом году коэффициент рабочей силы по увольнению возрос на 1,9% (22,7 – 20,8), а по приему коэффициент рабочей силы снизился на -7,2% (13,6 – 20,8). Такое положение вызвано текучестью кадров из-за режима рабочего времени, рабочий день составляет 12 часов, низкая заработная плата. Руководству необходимо разработать мероприятия по закреплению работников на рабочих местах: режим труда, увеличить заработную плату, или набрать большую численность торгового персонала.

Среднесписочную выработку определяем путем деления объема выпуска товарной продукции на среднесписочную численность работников. Определим среднее количество дней, отработанных одним работником (стр.7 / 8), среднюю продолжительность рабочего дня (стр.8 /7), среднегодовую выработку на одного работника определяем делением (стр. 1 / стр.8).

Рассмотрим влияние факторов на прирост продукции по сравнению с прошлым годом, в том числе:

- за счет среднегодовой выработки на одного работающего на 156,1%. Этот прирост можно определить исходя из среднесписочной численности работников и среднемесячной выработки одного работника:

(2.4.25)

.

Прирост реализованной продукции по сравнению с бизнес-планом составил 1984 тыс. руб., в том числе


Таблица 2.4.3 Анализ выполнения бизнес-плана и динамики основных показателей по трудовым ресурсам и их использованием

Показатели

За

предшест.

год

Отчетный

месяц

Выполнение бизнес-плана Отклонения Отчетный год к предшествующему году
план факт
баз. факт.

1. Товарная продукция, тыс. руб.

2.Среднесписочная численность, работающих, чел.

3.Среднесписочная численность работников, чел.

4. Удельный вес рабочих работающих, чел

5. Среднегодовая

выработка на 1-го работающего тыс. руб.

6.Среднегодовая выработка 1-го работника тыс. руб.

7.Общее число отработанных человеко-часов

8.Общее число отработанных человеко-часов

9.Среднее количество дней, отработанных одним работником

47373

24

22

91,7

1974

2153

5520

43060

230

65800

24

22

91,7

2742

2991

5520

43610

230

67784

22

20

90,9

3081

3389

5060

38960

220

103,0

91,7

90,9

99,1

112,4

113,9

92,3

89,3

95,7

+1984

-2

-2

-0,8

+339

+398

-460

-4650

-10

138,9

100,0

90,9

100,0

138,9

138,9

100,0

90,3

100,0

143,1

91,7

90,9

99,1

156,1

157,3

94,7

90,5

95,7

10.Средняя продолжительность рабочего дня

11.Среднечасовая выработка 1-го работника

7,8

1,174

7,9

1,509

7,7

1,740

97,5

115,3

-0,2

+231

101,3

128,5

94,0

152,6

а) за счет численности работающих:


(2.4.26)

б) за счет среднегодовой выработки на одного работающего:

(2.4.27)

То есть -276,4% ( ) прироста продукции обеспечено за счет снижения численности рабочих, а +376,4% ( ) за счет среднегодовой выработки на одного работающего.

Этот же прирост товарной продукции обусловлен численностью работников, ростом среднегодовой выработки работников.

Определим методом цепных подстановок влияние на отклонение фактического выпуска продукции от бизнес-плана изменения среднегодовой выработки одного рабочего от изменения среднего числа отработанных дней, изменение средней продолжительности рабочего дня и среднечасовой выработки. Расчет представим в таблице 2.4.4.

Таблица 2.4.4 Влияние трудовых факторов на реализацию продукции

Факторы Годовая производительность, руб. Влияние взаимодействующих показателей на среднечасовую выработку Численность рабочих фактическая, чел. Влияние факторов на объем выпущенной продукции шт., тыс. руб.
Число дней, отработанных рабочими Средняя продолжительность рабочего дня Среднегодовая выработка, руб.
95,9 97,5 112,4 113,3 115,27 91,7 103,0

На рост реализации продукции уменьшение продолжительности рабочего дня повлияло отрицательно. Однако рабочие смогли повысить среднегодовую выработку (повышение квалификации, внедрение новых технологий) на 112,4%. В результате чего годовая производительность труда возросла на 113,3%. Учитывая, что численность работников снизилась до 91,7%, которые не дали дополнительного выпуска продукции, предприятие смогло увеличить выпуск продукции на 103,0% или на 1984 тыс. руб.

Оценим выполнение плана по производительности труда в таблице 2.4.5.

Согласно таблице 2.4.5 можно сделать следующий вывод, что % выполнения плана реализации продукции составляет 103,0%, в том числе: за счет среднесписочной численности -91,7%, а за счет среднегодовой выработки на одного работающего 112,4%; (91,7 112,4) = 103,0%; за счет среднесписочной численности работников снижение составило 90,9, а за счет среднегодовой выработки на одного рост составил 113,3%. Итого (90,9 113,3) = 103,0.

Несмотря на то, что в течение года работников было два человека меньше, бизнес-плана их отдача была велика и составила среднегодовой прирост выработки 398 тыс. руб.

Таблица 2.4.5 Показатели производительности труда

Показатели По бизнес-плану По отчету Выполнение бизнес-плана

Отклонения

от бизнес-плана

сумма %

1. Реализовано продукции, тыс. руб.

2.Среднесписочная численность персонала, чел.

в том числе рабочих

3.Среднегодовая выработка, т.р.

в том числе:

- на одного работающего

- на одного работника

65800

24

24

2742

2991

67784

20

22

3081

3389

103,0

91,7

96,9

112,4

113,3

+1984

-2

-2

+339

+398

+3,0

-8,3

-9,1

+12,4

+13,3

Методом цепных подстановок определяем влияние отдельных факторов на отклонение фактических показателей производительности труда от их планового уровня, используя таблицу 2.4.6.

Таким образом, годовая выработка одного работника повлияла в сторону снижения средней продолжительности рабочего дня 0,975 и ростом часовой производительности одного работника 1,115, что является положительным фактором.

Рассмотрим влияние экстенсивных факторов на производительность труда, где - дневная выработка одного работника.

= 1,509 7,9 = 0,119 тыс. руб.

= 1,74 7,7 = 0,134 тыс. руб.

Таблица 2.4.6 Влияние факторов на производительность труда

Показатели По бизнес-плану Факт

Коэффициент

изменения

Абсолют.

отклонение

1 2 3 4 5

1.Годовая выработка на одного работающего, тыс. руб.

2.Удельный вес работников в составе рабочих, %

3. Годовая выработка на одного работника, тыс. руб.

4.Среднее количество дней, проработанных за год одним работником

5.Дневная выработка производительности одного работника, руб.

6.Продолжительность рабочего дня в среднем за год

7.Часовая производительность одного работника, руб

2742

91,7

2991

230

130,0

7,9

1,509

3081

99,1

3389

220

15,4

7,7

1,740

1,124

0,991

1,153

0,957

1,185

0,975

115,3

+339

-0,8

+338

-10

+2,4

-0,2

0,231


Анализ использования трудовых ресурсов на предприятии, уровня производительности труда необходимо тесно рассматривать в связи с оплатой труда. С ростом производительности труда создается предпосылки повышения уровня его оплаты.

Средства на оплату труда нужно использовать таким образом, чтобы темп роста производительности труда обгоняли темпы роста его оплаты. Только при таких условиях создается возможность для наращивания темпов роста воспроизводства.

Произведем расчет анализа использования фонда оплаты труда по категориям в таблице 2.4.7.

Таблица 2.4.7 Анализ использования фонда оплаты труда по категориям

Категор.

персонала

Предыдущ.

год

Отчетный

год

Отклонение

от плана

Факт. % к предыг
план факт абсолют. относ.

1.Про-

давцы

2.Кассиры контролеры

3.Зав.

отделом

4. Зам. отделом

5.Работники

611400

187440

75600

132600

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  443  444  445   ..