Итого затрат на проведение мероприятий |
238 000 |
208000 |
30 000 |
3. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
НП ООО «КЛАСС-КОМ» самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штатное расписание, разрабатывает и реализует научно-техническую, экономическую, инвестиционную и социальную политику, координирует действия в сфере рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Осуществление функций управления подразделениями производится в соответствии с положениями о самостоятельных структурных подразделениях предприятия, положениями о должностных лицах, должностными инструкциями, стандартами предприятия, процедурами управления, инструкциями.
Структура управления предприятия совершенствуется по мере изменения рыночных условий путем создания новых и реорганизации (реструктуризации) существующих подразделений. Это вызвано необходимостью создания организационно-технических условий для эффективного воздействия на экономическую, финансовую, производственную, социальную, научно-исследовательскую деятельность предприятия в зависимости от конъюнктуры рынка.
Управление предприятием осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом организации на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и учредителей.
Руководителем предприятия является генеральный директор, назначаемый по контракту собранием учредителей. Генеральный директор самостоятельно решает все вопросы деятельности объединения, за исключением отнесенных действующим законодательством РБ к компетенции собственника, общего собрания (конференции) трудового коллектива и учредителей предприятия.
Генеральный директор действует от имени предприятия, представляет его интересы во всех предприятиях, учреждениях и организациях, распоряжается имуществом и средствами предприятия в пределах прав, установленных собственником.
Коммерческий директор отвечает за организацию сбыта продукции и внешнеторговой деятельности, возглавляет и осуществляет сбытовую политику, обеспечивает изучение и анализ конъюнктуры рынка, разрабатывает долгосрочную стратегию маркетинга, определяет программу деятельности по формированию спроса и стимулированию сбыта.
Кадровый сотрудник обеспечивает комплектование подразделений предприятия кадрами руководителей, специалистов, служащих и рабочих, организует учет, подготовку и переподготовку кадров, организует работу по поддержке социально-психологического климата в коллективе.
Главный бухгалтер руководит организацией бухгалтерского учета и отчетностью финансово-хозяйственной деятельности предприятия, осуществляет контроль за финансовыми, кредитными и расчетными операциями.
В условиях конкуренции на рынке возрастает роль маркетинговых служб предприятия. Для обеспечения успешной конкурентной борьбы предлагается использовать ряд мер: повышение качества продукции, снижение цен на продукцию в сравнении с ценами конкурентов (по крайней мере на первом этапе – для завоевания рынка), более широкое использование рекламы на новых рынках, использование услуг маркетинговых фирм, которые помогли бы продвижению продукции предприятия на новые рынки, а также участие в выставках. Также эффективными являются следующие меры: повышение известности и престижа марки и производителя, установление большего, нежели у конкурентов, гарантийного срока, дешевый ремонт, повышение требований к дизайну и оформлению готовой продукции.
Отдел маркетинга должен быть способен прогнозировать, планировать, организовывать, мотивировать, общаться и контролировать маркетинговую деятельность вышеуказанных отделов. От них требуется способность управлять, мотивировать и вдохновлять группы коммерческих отделов по сбыту продукции НП ООО «КЛАСС-КОМ», обладать навыками решения человеческих проблем.
Руководители, занимающиеся маркетинговой деятельностью в НП ООО «КЛАСС-КОМ»обязаны при планировании обеспечивать кратко-, средне-, и (возможно) долгосрочные прогнозы, на которых основываются цели НП ООО «КЛАСС-КОМ»; планировать получение прибыли в процентном отношении; оценивать затраты; анализировать рынки в поисках новых возможностей использования существующих товаров и перспектив новой продукции (в сотрудничестве со всеми отделами); планировать собственное время; планировать регулярные встречи с продавцами; планировать общее развитие и стимулирование персонала; планировать использование допустимой поддержки услуг там, где они применимы.
При планировании работы службы маркетинга и сбыта принимается во внимание производственные мощности НП ООО «КЛАСС-КОМ» и спрос на рынке на его продукцию, определяется соответствие получаемого заказа профилю предприятия и его специализации. При принятии заказа учитывается возможность максимальной загрузки производственных мощностей предприятия и коэффициент использования оборудования. Выявляется необходимость соответствия технологии производства.
В соответствии с мировой практикой предприятие осуществляет реализацию продукции двумя методами:
1. Работа под заказ.
2. Работа на свободный рынок.
При работе на заказ, выпуск продукции предприятием осуществляется в соответствии с имеющимся портфелем заказов, заключенными контрактами и предварительными соглашениями о поставках произведенной продукции и оказания услуг. Заранее оговариваются сроки, технические характеристики товаров, объемы поставок продукции. Проблемы реализации в данном случае сводятся к соблюдению договорной дисциплины и взаимных соглашений: предприятие обязано своевременно произвести и предоставить потребителю соответствующий вид товаров и услуг, в то время как заказчик должен оплатить в указанные сроки получаемые товары.
При работе на свободный рынок предприятие выпускает продукцию на свободный рынок без заранее установленных ограничений относительно количественных и качественных характеристик товаров. Реализация продукции на свободный рынок осуществляется через оптовую и розничную торговлю.
Очевидно преимущество первого метода, потому что при этом снижаются складские запасы, и как следствие, «замораживание» средств, увеличивается их оборачиваемость. Это позволяет избежать дополнительных потерь, вызванных обесцениванием произведенной продукции.
В случае работы на свободный рынок сроки реализации произведенной продукции удлиняются, что приводит к вымыванию оборотных средств и к ухудшению финансового положения предприятия.
4. ПЛАНИРОВАНИЕ
Планированию деятельности предприятия предшествует разработка стратегии развития и философии его существования. Философия фирмы отражает способ ее функционирования во взаимодействии с клиентами, акционерами, государственными органами управления, общественностью. Если основной замысел предприятия совпадает с законами и моральными принципами общества, то философия направлена на благополучие фирмы и внешней среды. Если цель фирмы по извлечению доходов противоречит действующему законодательству или направлена на ущемление интересов третьих лиц, то философия такого предприятия ошибочна и чревата противоправной деятельностью. Жизнеутверждающая философия предприятия выражается в обеспечении процветания как собственников и работников, так и общества. В противном случае появляются многочисленные варианты полулегальных предпринимательских структур. К ним относятся предприятия теневой экономики, криминального бизнеса и прочие мошеннические организации.
Стратегия развития предприятия воплощается в стратегическом планировании.
Актуальность планирования работы предприятия имеет непреходящее значение. Это наилучший способ оценить шансы на успех, уберечься от коммерческой деятельности, обреченной на провал, взглянуть на свое предприятие со стороны, выявляя слабые стороны. Планирование является средством формирования целей фирмы и способов их достижения. Непременное условие эффективного планирования - знание экономических законов. Например, закон стоимости требует, чтобы цена товара устанавливалась исходя из общественно необходимых затрат на производство и реализацию продукции. Закон накопления проявляется в необходимости использования части прибыли для расширенного воспроизводства капитала. Без инвестиций в активы не стоит рассчитывать на победу в конкурентной борьбе. Закон повышающейся производительности труда ориентирует на снижение трудовых и материальных затрат при использовании инноваций.
Исходя из того, что планирование деятельности фирмы должно осуществляться с учетом экономических законов, сущность его можно сформулировать следующим образом. Планирование - это процесс разработки планов, программ и проектов на основе использования экономических законов и передового опыта.
Планирование деятельности предприятия, в зависимости от принятой в государстве политики регулирования экономических процессов, может быть централизованным или децентрализованным. При административно-командной модели планирование осуществляется сверху вниз в виде директивных плановых заданий по выпуску продукции и поставке ее потребителям, которые заранее указаны вышестоящими ведомствами. При рыночной модели экономики производитель самостоятельно ищет покупателя своей продукции. Результат хозяйственной деятельности - прибыль или убыток - в административной системе является предметом перераспределения, а в рыночной экономике - отражается на приросте или потере капитала.
Планирование деятельности предприятия - явление многогранное и может быть систематизировано в теории и на практике в зависимости от ряда факторов.
На 2006-2010 годы в НП ООО «КЛАСС-КОМ» прогнозируется дальнейшее снижение затрат на 1 рубль производимых работ (услуг) в размере 0,01 руб. За счет внедрения новой техники и новых прогрессивных технологий намечается сокращение материальных затрат, за счет совершенствования организации и управления производством уменьшение накладных расходов на 1 рубль выполненных работ. Предусматривается снижение удельных затрат в натуральном выражении на единицу продукции по топливу, электроэнергии, теплоэнергии.
Размер затрат напрямую зависит от технического развития производства и организации производства и труда на предприятии, достигнутого уровня производительности труда, применяемых норм расходования материалов, от объема и структуры выполняемых работ.
Прогнозирование снижения себестоимости планируемых на 2006-2010 годы работ за счет влияния на нее технико-экономических факторов осуществлялось в следующей последовательности:
1. Определялись затраты на 1 рубль выполненных работ в предплановом году. Они равны 0,67 руб.
2. Рассчитывалась себестоимость планируемых работ в сопоставимых ценах, исходя из уровня затрат на 1 руб. выполненных работ предпланового года - 7830156 тыс. руб.
3. Определялась экономия от снижения себестоимости по всем технико-экономическим факторам - 125 000 тыс. руб.
4. С учетом полученной экономии определялась себестоимость работ планируемого года в ценах предпланового года - 7 705 156 тыс. руб.
5. В связи с изменением условий (цен) в планируемом году рассчитывалась сумма удорожания работ:
- за счет изменения цен на материалы;
- за счет изменения условий оплаты;
- за счет прочих изменений.
Эта сумма составила 1 044 844 тыс. руб.
6. Рассчитывалась себестоимость планируемых работ в 2006 году в фактических ценах - 8 750 000 тыс. руб.
7. Определялся норматив затрат на 1 руб. планируемых работ. Он равен 0,66 руб.
Следовательно, прогнозируется снижение затрат на 1 рубль планируемых на 2006 год работ на 2% по сравнению с достигнутым уровнем.
С учетом запланированного роста производительности труда к концу 2010 года определена среднесписочная численность в количестве 506 чел. Рост средней заработной платы на 2006-2010 годах прогнозируется в размере 20% ежегодно.
Мероприятия, внедрение которых обеспечит запланированный рост заработной платы на предприятии в 2006-2010 годах:
1. Внедрение новой техники, новых прогрессивных технологий.
2. Совершенствование организации и управления производством.
3. Улучшение организации труда, совершенствование нормирования труда, сокращение непроизводительных потерь.
4. Совершенствование материального стимулирования труда работников.
5. Повышение квалификации работников.
6. Более широкое внедрение вычислительной техники, создание локальной сети ПЭВМ.
Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности.
К концу 2010 года прогнозируется получение прибыли от реализации в сумме 15 472 039 тыс. руб.
Важными направлениями совершенствования финансово-хозяйственной деятельности являются:
- Внедрение на предприятии хозяйственного расчета в структурных подразделениях, основанного и направленного на снижение материальных и трудовых затрат, увеличение объемов и получение чистой прибыли коллективами подразделений и предприятием в целом.
- Сокращение запасов продукции на складе, снижение дебиторской задолженности, тем самым ускорение оборачиваемости денежных средств, создание резервных фондов, фондов накопления, обеспеченных денежными средствами.
Таблица 3.
План мероприятий, обеспечивающих достижение целевых параметров развития НП ООО «КЛАСС-КОМ» на 2006-2010 гг.
Наименование мероприятий |
Эффект от реализации |
Срок исполнения |
Мероприятия, реализуемые предприятием
|
1. Внедрение цифровых технологий обновления государственных топографических карт с использованием материалов космической съемки |
в 2006 г. не ожидается |
2008 г. |
2. Разработка и внедрение программных средств для создания картографического издательского комплекса |
рост производительности труда до 5%
|
2007 г. |
3. Оснащение нолевых подразделении спутниковыми навигационными приемными системами для определения координат |
рост производительности труда до 7% |
2006-2007гг. |
4. Оснащение структурных подразделений предприятия современными техническими средствами для внедрения в производстве цифровых технологий при выполнении геодезических и картографических работ государственного и специального назначения |
рост производительности труда до 5% |
2009 г. |
5. Повышение квалификации специалистов производства через отраслевой учебный центр и техническую учебу |
рост производительности труда до 2% |
2006 г. |
6. Разработка и внедрение норм и нормативов трудовых и материальных затрат |
снижение затрат до 3% |
2006 г.
|
7. Совершенствование управленческой, производственной и обслуживающей структуры предприятия |
рост производительности труда до 5% |
2010 г. |
Инвестиционный план
Общий объем инвестиций к концу 2010 года определен в сумме 531468 тыс. руб. Для реализации инвестиционных проектов на предприятии используется амортизационный фонд, фонд накопления и (привлеченные) кредиты банка. Предприятие стремится к финансовой независимости, приобретая основные средства, технологическое оборудование, вычислительную технику, проводит реконструкцию, капитальные ремонты общежития, жилого фонда по разработанной проектно-сметной документации с тем, чтобы основные средства и часть оборотных активов были покрыты уставным капиталом. Планируется осуществлять финансовые вложения в банки на депозитные счета и др. вложения, приносящие дополнительный доход.
Расчет эффективности бизнес-плана
Эффективность бизнес-плана во многом зависит от экономического, производственного и финансового анализа. На предприятии будут планироваться, просчитываться и анализироваться такие показатели как фондоотдача, материалоемкость, доводиться до подразделений и рассчитываться нормативы оборотных средств. Больше внимания будет уделяться платежеспособности, ликвидности, а именно планироваться необходимость срочных платежей и долгосрочных в рамках нормативов, просчитываться ожидаемые поступления денежных средств, ожидаемое получение прибыли на определенную дату. В течение всего 2005 года у предприятия не было задолженности по выплатам по заработной плате, оплате счетов поставщиков, за тепло-, электроэнергию, уплате налогов и др. платежей.
5. ЭКОНОМИКА. ТРУД И ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ
Производительность труда – это результативность (эффективность) живого конкретного труда, который выражается количеством материальных благ производимых одним рабочим в единицу времени.
Рост производительности труда сопровождается экономией численности работников. Различают 2 вида:
- абсолютная экономия
- относительная экономия
Абсолютная экономия – это высвобождение работников за пределы данного структурного подразделения в результате роста производительности труда.
Абсолютная экономия = численность в базовом периоде – численность в отчетном периоде.
Относительное высвобождение выражается в росте производительности труда при неизменной численности работников.
Относительная экономия = численность в базовом периоде × Индекс выпуск. продукции - численность в отчетном периоде.
Различают прямое и косвенное влияние производительности на экономику.
Прямое влияние. Производительность труда прямо влияет на следующие экономические показатели:
- выпуск продукции. Для оценки производительности труда на выпуск рассчитывают показатель – доля прироста выпуска продукции за счет производительности труда:
Д∆ВПпт
=(1-∆Ч(%)/∆ВП(%))×100%,
где Ч – численность, ВП – выпуск продукции.
- численность рабочих. Чем выше производительность труда, тем ниже численность работников.
- уровень заработной платы работников. Чем выше производительность труда, тем выше заработная плата.
- себестоимость продукции. Чем выше производительность труда, тем ниже себестоимость продукции.
Косвенное воздействие. Снижение себестоимости ведет к росту конкурентоспособности. Повышение конкурентоспособности ведет к росту объема продаж. Это сопровождается ростом прибыли. Это в свою очередь ведет к росту накопления. А значит, происходит рост производительности труда.
Показатели эффективности труда НП ООО «КЛАСС-КОМ» представлены в таблице 4.
Таблица 4
. Показатели эффективности труда НП ООО «КЛАСС-КОМ» на 2006 год
Наименование позиций |
Ед. изм. |
2004 отчет |
2005 оценка |
2006 прогноз |
2005г. к 2004г. % |
2005г. к 2004г. % |
Среднесписочная численность работающих, всего |
чел. |
478 |
482 |
486 |
100,8 |
100,8 |
в том числе ПП |
чел. |
349 |
354 |
358 |
101,4 |
101,1 |
Удельный вес основных рабочих в общей численности ПП |
% |
67,9 |
66,9 |
67,2 |
98,5 |
100,4 |
Темп роста производительности труда в сопоставимых условиях |
% |
100,0 |
125,0 |
133.0 |
125,0 |
106,4 |
Среднемесячная заработная работающих за: последний месяц соответств. периода |
тыс. руб. |
537 |
820 |
980 |
152,7 |
119,5 |
-«- -«- год |
тыс. руб. |
426 |
675 |
810 |
158,5 |
120,0 |
Среднемесячная заработная плата ПП (ИТР) за: последний месяц соответств. периода |
тыс. руб. |
497 |
820 |
990 |
165,0 |
120,7 |
-«- -«- год |
тыс. руб. |
395 |
680 |
850 |
172,2 |
125,0 |
Среднемесячная заработная плата ПП (рабочие) за: последний месяц соответств. периода |
тыс. руб. |
377 |
615 |
740 |
163,1 |
120,3 |
-«- -«- год |
тыс. руб. |
302 |
510 |
635 |
168,9 |
124,5 |
Удельный вес заработной платы в: затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) |
% |
56,8 |
58,0 |
57,8 |
102,1 |
99,7 |
Объеме производства продукции (работ, услуг) |
% |
39,0 |
39,0 |
38,5 |
100,0 |
98,7 |
Среднесписочная численность работников за 2005 год на предприятии НП ООО «КЛАСС-КОМ» составила 233 человека.
Должностные оклады и тарифные ставки рассчитываются на основании тарифных коэффициентов, определенных по Единой тарифной сетке Республики Беларусь, и действующей тарифной ставке первого разряда на предприятии, которая на конец года составляет 90038 рублей.
Для рабочих-сдельщиков рассчитаны часовые тарифные ставки и в соответствии с коллективным договором оплата рабочих-сдельщиков производится за объем выполненных работ, услуг и продукции.
Премирование по результатам работы на предприятии производится согласно Положениям о премировании. Премии за результаты финансово-хозяйственной деятельности выплачиваются ежемесячно. Не выплачиваются при наличии задолженности по платежам в бюджет, расчетам за энергоресурсы и при наличии просроченной задолженности по заработной плате. Премия свыше 30 % выплачивалась за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
В соответствии с коллективным договором, на предприятии установлены надбавки к должностным окладам за сложный и напряженный труд, за увеличение объемов работ, за совмещение обязанностей, которые включаются в себестоимость в пределах 20% от суммы должностных окладов этих категорий работающих. Надбавки свыше 20% выплачиваются за счет прибыли.
Фонд заработной платы за 2005 год составил 1853,6 млн. руб. Средняя заработная плата составила 682563 рублей. Задержек в выдаче заработной платы в 2005 году не было. Выработка на 1 работающего - 19 434 тыс. руб.
Среднесписочная численность работников НП ООО «КЛАСС-КОМ» на 30 декабря 2005 г. составила 255 человек. Из них: руководителей - 28 чел., специалистов - 106 чел., других служащих - 2 чел., рабочих - 56 чел.
74 человека имеют высшее образование, 111 человек - среднее специальное, 55 человек - профтехническое и среднее.
От общей численности женщины составляют 243 человека.
Численность работников, достигших пенсионного возраста - 52 человека.
Принято на работу в течение 2005 года 24 человека. Уволено в 2005 году 21 человек.
Трудовой потенциал предприятия НП ООО «КЛАСС-КОМ» представлен в таблице 5.
Таблица 5.
Трудовой потенциал предприятия НП ООО «КЛАСС-КОМ» на 2006 год
Наименование мероприятий |
2005 оценка |
2006 прогноз |
1. Комплектование кадров (списочная численность), чел.
|
518 |
524 |
Прием - всего |
73 |
79 |
в т.ч. на замену уволенных по уважительным причинам (ВС, пенсия, по состоянию здоровья, учеба и др.) |
49 |
55 |
прирост численности в связи с ростом объема производства |
24 |
24 |
2. Источники комплектования, чел.
|
73 |
79 |
а) принято по направлению из высших и средних спец. учебн. завед. |
16 |
18 |
б) прочие источники |
57 |
61 |
3. Распределение персонала по уровню образования
|
Количество руководителей, всего |
27 |
27 |
В т.ч. имеющих высшее образование |
21 |
21 |
среднее специальное образование |
6 |
6 |
среднее образование |
- |
- |
Количество специалистов линейного персонала, всего |
116 |
118 |
В т.ч. имеющих высшее образование |
60 |
62 |
среднее специальное образование |
56 |
56 |
среднее образование |
- |
- |
Количество работников производственного состава, всего |
375 |
379 |
В т.ч. имеющих высшее образование |
82 |
83 |
среднее специальное образование |
163 |
164 |
среднее образование |
130 |
132 |
4. В резерве состояло, чел. |
15 |
15 |
Выдвинуто из резерва, чел. |
1 |
2 |
В состав автоматизированной системы обработки экономической информации в НП ООО «КЛАСС-КОМ» входят:
1) техническое обеспечение: сервер, обеспечивающий работу внутренней сети, которая состоит из нескольких компьютеров (компьютеры NTT с процессором IntellPentium 4), сканеры, для сканирования необходимых документов, принтеры для распечатки документов, ксерокс, модем, обеспечивающий выход в Internet;
2) системное программное обеспечение: операционная система WindowsXP и Windows2000;
3) сетевое обеспечение: внутренняя сеть, т.к. вся информация хранится в электронном виде, обмен информацией происходит с помощью внутренней и внешней электронной почты; отделы предприятия сотрудничают между собой при помощи внутренней сети, для повышения качества, быстроты, эффективности работы, а также для большей информационной безопасности;
4) средства организации баз данных: базы данных разработаны в Access, т.к. в Access имеются все необходимые для работы инструменты и возможности, и для создания необходимых баз данных и работы с ними не нужны более сложные программы. В Microsoft Access поддерживаются два способа создания базы данных. Имеется возможность создать пустую базу данных, а затем добавить в нее таблицы, формы, отчеты и другие объекты. Этот способ является наиболее гибким, но требует отдельного определения каждого элемента базы данных. Можно также воспользоваться мастером баз данных для создания всех необходимых таблиц, форм и отчетов для базы данных выбранного типа. Это простейший способ начального создания базы данных. В обоих случаях созданную базу данных можно в любое время изменить и расширить;
5) прикладное программное обеспечение: почтовая программа LotusNotes для приема заявок в электронном виде и для обмена необходимой информацией между подразделениями;
6) информационное обеспечение: информация необходимая для работы сотрудника хранится на компьютере - рабочем месте на специальном диске, защищенным паролем, также она дублируется на сервере; результат работы сотрудников и архивы информации хранятся на сервере. Если сотруднику необходимо получить какую-либо информацию он обращается к серверу, или непосредственно к тому, у кого есть эта информация. Информация выдается по внутренней электронной почте. Источниками информации являются нормативно-справочная документация.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация труда – составная часть экономики труда – это организация труда людей в процессе производства. Она способствует рациональному соединению техники и персонала, оптимизирует эффективное использование живого труда, обеспечивает сохранение здоровья работников и повышения удовлетворенности трудом за счет изменения его содержания. Под организацией труда понимают деятельность по внедрению рекомендаций науки с целью рационализации процесса труда.
Преддипломная практика в НП ООО «КЛАСС-КОМ» была пройдена успешно, были изучены особенности управления предприятием, организация труда и производства, была выявлена роль научно-технического прогресса в производстве. Подробно разобран вопрос повышения производительности труда в НП ООО «КЛАСС-КОМ».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие/ Под общ. ред. Л. Л. Ермолович. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 576 с.
2. Беляцкий Н. П. и др. Управление персоналом: Учеб. пособие. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. – 352 с.
3. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: Учебник / А. А. Чернюк. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004. – 496 с.
4. Волкогонова О. Д., Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Форум: Инфра-М, 2004. – 256 с.
5. Гончаров В. И. Менеджмент: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 624 с.
6. Золотогоров В. Г. Организация и планирование производства. Практическое пособие. - Мн.: ФУАинформ, 2001. – 528 с.
7. Ильин А. И., Синица Л. М. Планирование на предприятии: Учебное пособие. В 2-х частях. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 728 с.
8. Лебедева С. Н., Мисникова Л. В. Экономика и организация труда. – Мн.: ООО «Мисанта», 2002 – 166 с.
9. Левкович О. А., Бурцева И. Н., Акулич Ю. И. Бухгалтерский учет по новому плану счетов: Учебное пособие. – 2- е изд. – Мн.: ООО «Амалфея», 2003. – 640 с.
10. Организация, нормирование и оплата труда: Учеб. пособие/А. С. Головачев, Н. С. Березина, Н. Ч. Бокун и др.; Под общ. Ред. А. С. Головачева. – М.: Новое знание, 2004. – 496 с.
11. Пашуто В. П. Организация и нормирование труда на предприятии: Учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2001. – 304 с.
12. Раицкий К. А. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дашков и К», 2002. – 1012 с.
13. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, 7-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2002. – 704 с.
14. Савицкая Г. В. Экономический анализ: Учеб. - 10-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2004. – 640 с.
15. Суша Г. З. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2003. – 384 с.
содержание ..
222
223
224 ..
|
|