В международной экономической практике используется еще один вид анализа - анализ прибыльности - это изучение взаимозависимости затрат валового дохода и цены реализации.
Рассмотрим ситуацию на конкретном примере. Сумма постоянных затрат (С) анализируемой организации равна 7950 тыс. руб. Удельные переменные затраты на единицу продукции (v) составили 9,77 тыс. руб. Исходя из этих показателей ответим на вопрос: «Сколько нужно реализовать изделий К1
, чтобы возместить всю сумму затрат?» Ответ зависит от того, по какой цене будет продаваться изделие К1
. Рассмотрим варианты цен (см. таблицу 5).
Таблица 5. Анализ влияния разных вариантов цены на безубыточность
Вариант цены (р), тыс. руб.
Сумма, идущая на покрытие удельных переменных затрат (v), тыс. руб.
Сумма, идущая на покрытие удельных постоянных затрат, тыс. руб.
Количество продукции в точке безубыточности, т.е. покрытие постоянных и переменных затрат (qк
), шт.
1
2
3 = 1-2
4=7950 : кол. 3
27,77
9,77
18,00
422
30,53
9,77
20,76
383
33,70
9,77
23,93
332
39,86
9,77
30,09
264
Вывод: объем производства и реализации продукции, необходимый для достижения безубыточности, при цене 27,77 тыс. руб. за штуку составляет 442 штуки. При повышении цены до 39,86 тыс. руб. за штуку (на 70%) объем реализации изделия К1
сокращается почти в 2 раза - до 264 штук. Кажется, что решение о цене вполне ясно. Но здесь в ситуацию вмешивается влияние состояния рынка – эластичность спроса на изделие К1
.
Анализ состояния рынка показывает, что при цене 39,86 тыс. руб. можно продать в лучшем случае 222 штук изделия К1
. При снижении цены реализации до 33,70 тыс. руб. объем реализации повышается до 373 штук. При цене 30,53 тыс. руб. продажа может составить 416 изделий, а при цене 27,77 тыс. руб. - 422 штуки. Посмотрим данные таблицы 6.
Таблица 6. Зависимость прибыльности от цены и спроса
Цена, тыс. руб.
Возможная реализация,
шт.
Количество изделий в точке безубыточности (qк
), шт.
Количество изделий, которое принесет прибыль, шт.
1
2
3
4=2-3
27,77
422
422
0 (безубыточность)
30,53
416
383
33 (прибыль)
33,70
373
332
41 (прибыль)
39,86
222
264
-42 (убыток)
Вывод: данные таблицы 6 показывают, что при сложившемся в анализируемой организации уровне затрат и существующей рыночной ситуации наиболее разумной будет стратегия, предполагающая производство 373изделий К1
и реализацию их по цене 33,70 тыс. руб. за штуку.
Последняя строка таблицы показывает, что ситуация перемещается в зону убытка. При цене 39,86 тыс. руб. организация, чтобы возместить все затраты, должна произвести и реализовать не менее 264 изделия К1
. Но продать по такой цене можно только 222 штук, следовательно, получаем убыток.
Из данной курсовой работы мы видим, что анализ точки безубыточности коммерческого предприятия просто необходим для безубыточной деятельности предприятия.
Также мы смогли узнать, что безубыточность – это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима, чтобы предприятие начало получать прибыль.
Разность между фактическим количеством реализуемой продукции и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние коммерческого предприятия. Определить их уровень, как мы уже убедились, можно графическим и аналитическим способом.
Анализ безубыточности позволяет нам :
1. Быстро определить, какой объем продукции предприятию необходимо произвести и реализовать для получения желаемой прибыли в планируемом периоде;
2. По какой цене нужно продавать продукцию, чтобы обеспечить спрос на нее и получить запланированную прибыль;
3. Выбрать наиболее эффективные технологии производства, затраты времени при которых значительно меньше чем при традиционных методах анализа;
4. Найти решение задач, связанных с планированием ассортимента, обновлением выпускаемой продукции, что особенно важно в условиях рыночной экономики;
5. Как при нестабильном спросе, на который влияет множество факторов, независящих от производителя или торгующей организации, определить, насколько предприятие может снизить объем реализации, не потерпев при этом убытка, для чего следует произвести анализ разницы между фактическим, плановым и безубыточным объемом реализации;
6. Сделать прогноз критического объема производства изделий и рассчитать влияние факторов на критический объем реализации в будущем периоде;
7. Произвести анализ прибыльности, при котором происходит изучение взаимосвязанности затрат, валового дохода и цены реализации.
Из всего вышеизложенного мы еще раз убеждаемся в том, что анализ безубыточности коммерческого предприятия – важнейшая составляющая, для устойчивой финансовой деятельности предприятия.
1. Грибалев Н.П., Игнатьева И.Г. Бизнес-план. Практическое руководство по составлению / Н.П. Грибалев, И.Г Игнатьева. – СПб: «Белл», 1994.
2. Долан Эдвин Дж. Микроэкономика / Дж. Долан Эдвин - СПб: АО «Санкт Петебург оркестр», 1994.
3. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет / К.Друри - М: «Аудит», 1994.
4. Ковалев В.В. Финансовый анализ / В.В.Ковалев - М: «Финансы и статистика», 1996.
5. Нидлз Б. Принципы бухгалтерского учета / Б. Нидлз, Х.Андерсон, Д.Колдуэлл - М: «Финансы и статистика», 1994.
6. Питерс М. Предпринимательство / М.Питерс, Р. Хизрич - М: «Прогресс-Универс», 1989.
7. Штиглер Харальд, Роман Хофмайстер Контроллинг. Часть I и II. / Харальд Штиглер - Вена: «Институт содействия экономике Федеральной палаты экономики Австрии», 1993.