Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  661  662  663   ..

 

 

Анализ финансового состояния предприятия

Анализ финансового состояния предприятия

 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Направления анализа хозяйственной деятельности

Партнерские группы Вклад партнерской группы Требования компенсации Объект финансового анализа
Собственники Собственный капитал Дивиденды Финансовые результаты и финансовая устойчивость
Инвесторы, заимодавцы Заемный капитал Проценты на вложенный капитал Кредитоспособность
Руководители (администрация) Знание дела и умение руководить Оплата труда и доля прибыли сверх оклада Все стороны деятельности предприятия
Рабочие Приведение в действие средств и предметов труда Заработная плата, премии, социальные условия Финансовые результаты предприятия
Поставщики средств и предметов труда Обеспечение непрерывности и эффективности процесса производства продукции Договорная цена Платежеспособность
Покупатели (клиенты) Реализация продукции Договорная цена Финансовые результаты предприятия
Налоговые органы Услуги общества Своевременная и полная оплата налогов Финансовые результаты предприятия
Актив баланса На начало периода На конец периода Абсолютное отклонение, Тыс. руб. Отклонение, %
Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу
Имущество (стр. 390) 924 100 962 100 +38 4,1
Иммобилизованные активы (стр. 190) 370 40 307 31,9 -63 17,0

Оборотные активы (стр. 290)

554 60 655 68,1 +101 18,2
Запасы (стр. 210) 237 25,7 323 33,6 +86 36,3
НДС по приобретенным ценностям (стр. 220) 19 2,1 7 0,7 -12 63,2
Дебиторская задолженность (стр. 240) 208 22,5 276 28,7 +68 32,7
Денежные средства (стр. 260) 90 9,7 49 5,1 -41 45,6

Показатели ликвидности имущества

Пассив баланса На начало года На конец года Отклонения за отчетный период
Тыс. руб. В % к итогу Тыс. руб. В % к итогу В абсолютной сумме В %
Собственный капитал (стр. 410 + 490) 704 76,2 863 89,7 +159 22,6
Собственный капитал 1754 189,8 1754 0 0 0
Непокрытые убытки прошлых лет (стр. 465) -1050 113,6 -891 92,6 +159 15,1
Краткосрочные обязательства (стр. 690) 220 23,8 99 10,3 -121 55,0
Кредиторская задолженность (стр. 620) 66 7,1 15 1,6 -51 77,3
Резервы предстоящих платежей и расходов (стр. 650) 80 8,7 0 0 -80 0
Прочие краткосрочные пассивы (стр. 660) 74 8,0 84 8,7 +10 13,5
Источники имущества (стр. 699) 924 100 962 100 +38 4,1
Группы имущества по ликвидности На начало года На конец года
Тыс. руб. В % к итогу Тыс. руб. В % к итогу
Первоклассные ликвидные средства (стр. 250+260) 90 9,7 49 5,1
Легко реализуемые активы (стр. 240+215+216) 208 22,5 276 28,7
Средне реализуемые активы (стр. 211+212+213+214+217+218+220+230) 256 27,7 330 34,3
Неликвидные активы (стр. 190) 370 40,0 307 31,9

По данным, приведенным в таблице, можно сделать вывод о невысокой ликвидности имущества.

Расчет показателей рентабельности.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность использования имущества или его отдельных видов, а также затрат на производство реализованной продукции.

Различают следующие показатели рентабельности:

- рентабельность имущества или его отдельных видов;

- рентабельность продукции и ее отдельных видов;

- рентабельность реализации.

По первой группе показателей исчисляют показатели рентабельности:

А) всего имущества;

Б) собственного капитала (собственных средств);

В) производственных фондов;

Г) финансовых вложений;

Д) чистых активов.

Первые три показателя исчисляют отношением валовой или чистой прибыли к средней стоимости соответствующего имущества за отчетный период. При этом стоимость производственных фондов определяют суммированием стоимости основных средств и материальных запасов (стр. 120+210).

На предприятии средняя стоимость имущества за год составила 943 тыс. руб. ((924+962)/2), собственных средств - 783,5 тыс. руб. ((704+863)/2), производственных фондов 303,5 тыс. руб. ((370+237)/2).

В виду того, что валовая прибыль на предприятии отсутствует, показатели рентабельности рассчитать невозможно.

Рентабельность финансовых вложений исчисляют отношением доходов, полученных по ценным бумагам и от долевого участия в других организациях (стр. 060,070 и 080 формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках") к средней стоимости финансовых вложений (стр. 140 и 250 формы № 1).

Рентабельность чистых активов определяют отношением чистой прибыли к средней за период величине чистых активов. Этот показатель характеризует эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия. Он служит основным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже. Рентабельность чистых активов должна быть такова, чтобы обеспечить окупаемость вложенных в предприятие средств акционеров.

Величину чистой прибыли определяют вычитанием из валовой прибыли налога на прибыль. Сведения и чистых активах (ЧА) на начало, и конец года содержатся в справке к Отчету о движении капитала (форма № 3) по строке 185.

Рентабельность продукции определяют отношением прибыли, полученной от реализации продукции, к полной ее себестоимости или к выручке от реализации продукции. Полную себестоимость продукции определяют суммированием строк 020,030,040 формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Рентабельность отдельных изделий исчисляют отношением разницы между продажной ценой и себестоимостью изделия на себестоимость изделия или его продажную цену.

Показатели валовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли на один рубль реализации служат для оценки эффективности управления предприятием.

Показатели оборачиваемости имущества (деловой активности предприятия).

Для характеристики оборачиваемости имущества и его составных частей используют следующие показатели:

- общие показатели, характеризующие оборачиваемость всего имущества;

- частные показатели, характеризующие оборачиваемость отдельных видов имущества (собственного капитал, оборотного капитала, материальных запасов, дебиторской задолженности и др.);

- показатели экономической эффективности ускорения или замедления оборачиваемости имущества или его составных частей.

Показатели оборачиваемости имущества и его составных частей исчисляют по формулам:

1) Р/C

2) С/P

3) С*Д/P

Где:

Р - сумма оборота - чистая выручка от реализации продукции, работ, услуг;

С - средние остатки имущества организации или его составных частей;

Д - число дней за отчетный период (за год 360 дней; за квартал - 90 дней; за месяц - 30 дней).

По первой формуле исчисляют коэффициент оборачиваемости, показывающий, сколько раз обернулось имущество за отчетный период;

По второй формуле - коэффициент закрепления имущества или его составных частей, показывающий, на сколько копеек нужно иметь имущества или его составных частей, чтобы произвести продукцию на 1 рубль;

По третьей формуле - оборачиваемость в днях, показывающую, сколько дней длится один оборот имущества или его составных частей.

Средние остатки имущества или его составных частей за месяц исчисляют как среднеарифметические остатки на начало и конец месяца, среднеквартальные и среднегодовые остатки определяют по формуле средней хронологической:

С = (1/2Х1 + Х2 + Х3+…1/2Хп+1) П

Где: Х1, Х2….- остатки на начало месяца;

П - количество месяцев за год или квартал

Пример расчета общего и частных показателей оборачиваемости имущества по третьей формуле приведен в таблице 5.

Таблица 5

Показатели На начало периода На конец периода Средние остатки Расчет показателей оборачиваемости (в днях) Показатели оборачиваемости за предыдущий год
1 2 3 4 5 6
Выручка от реализации (стр. 010, форма 2) - 195 -
Стоимость имущества всего (стр. 399, форма 1) 924 962 943 (Гр.4*360)/стр.1 гр.3=1740,9 3068,0
Собственный капитал (стр. 490) 704 863 783,5 (гр.4*360)/стр.1 гр.3=1446,5 2806,4
Оборотный капитал (стр. 290) 554 655 604,5 (гр.4*360)/стр.1 гр.3=1116,0 644,8
Дебиторская задолженность (стр.230+240) 208 276 242 (гр.4*360)/стр.1 гр.3=446,8 240,8

Показатели экономической эффективности от ускорения или замедления оборачиваемости имущества или его составных частей можно определить умножением показателя однодневного оборота на разницу в днях между базовой и фактической оборачиваемостью. Однодневный оборот определяют делением общей суммы оборота за отчетный период на количество дней в отчетном периоде.

На предприятии величина однодневного оборота составила 0,54 тыс. руб. (195/360). Следовательно, за счет ускорения оборачиваемости имущества на 1327 дней (3068-1740,9) высвобождено имущества на 716,58 тыс. руб.

По показателям оборачиваемости имущества и его составных частей нормативные значения отсутствуют. Однако руководители организаций должны стремиться ускорить оборачиваемость имущества и всех его составных частей, для того чтобы не прибегать к излишнему использованию заемных средств, за пользование которыми надо платить.

Основная часть рассматриваемых показателей оценки финансового состояния предприятия приведена в таблице 6, составленной по данным бухгалтерского баланса, других отчетных форм и учета данных.

Показатель оборачиваемости активов характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов предприятия независимо от источников их привлечения, т. е. показывают, сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая стоимостная единица активов. Судя по результатам расчетов, наблюдается увеличение оборачиваемости активов предприятия. Оборачиваемость собственного капитала также увеличилась. Можно было бы сделать вывод, что наблюдается повышение производственно-технического потенциала предприятия. Коэффициент устойчивости экономического роста показывает, какими в среднем темпами может развиваться предприятие в дальнейшем, не меняя уже сложившегося соотношения между различными источниками финансирования. Обобщив сравнительные данные, можно заключить, что, если руководство данного предприятия намерено наращивать свой производственный потенциал с целью увеличения объемов производства, необходимо изменить финансовую политику. Например, за счет повышения оборачиваемости, сокращения издержек производства, либо повышения доли привлеченных средств в общей сумме авансированного капитала.

Рассмотрев общие показатели оборачиваемости, нужно сказать, что данные результаты (хотя и имеют существенные погрешности в связи с искажающим действием различных факторов: инфляция, переоценка, и т.д.)могут быть основанием для принятия управленческих решений.

Таблица 6

Финансовые показатели СКТБ

№п/п Наименование показателя Условные обозначения Расчета
На начало года Средние значения На конец года
1 2 3 4 5 6
1 Актив баланса (стоимость имущества) АБ стр. 300 ф.1 924 943 962
2 Пассив баланса (источники формирования) ПБ стр. 700 924 943 962
3 Внеоборотные активы ВА стр. 190 370 338 307
4 Основные средства ОС стр. 120 ф.1 370 338 306
5 Оборотные активы ОА стр. 290 ф.1 554 604,5 655
6 Материальные запасы МЗ стр. 210 ф.1 237 280 323
7 Дебиторская задолженность ДЗ стр. 230+240 ф.1 208 242 276
В том числедолгосрочная ДЗд стр.230 ф.1 - -
краткосрочная ДЗк стр. 240 ф.1 208 242 276
8 Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения ДС стр. 250+260 ф.1 90 69,5 49
9 Прибыль организации П стр. 140 ф.2 - Х -
10 Прибыль от реализации продукции Пр стр. 050 ф.2 -90 Х 50
11 Объем реализации Р стр. 010 ф.2 225 Х 195
12 Собственный капитал СК стр. 490 ф.1 704 783,5 863
13 Заемный капитал (средства) ЗК стр. 590+690 ф.1 220 159,5 99
14 Собственные оборотные средства СОС стр. 490-190 ф.1 334 Х 556
15 Производственные активы ПА стр. 120+211+212+214+217 256 293 330
16 Долгосрочные заемные средства ДП стр. 590 ф.1 - -
17 Краткосрочные заемные средства КП стр. 690 ф.1 220 159,5 99
18 Кредиторская задолженность КЗ стр. 620 ф.1 66 40,5 15
1 2 3 3 5 6
19 Сумма амортизации по основным и нематериальным активам СА стр. 392 ф.5 Х Х 64
20 Легко реализуемые активы ЛА стр. 240+215+216 ф.1 208 242 276
21 Средне реализуемые активы СА стр. 211+212+212+214+217+218+230 ф.1 256 293 330
22 Краткосрочные обязательства КО стр. 610+620+630 66 40,5 15
23 Чистые активы ЧА стр. 185 ф.3 685 770,5 856

Оценка рентабельности

1 Общая рентабельность имущества П/((АБ1+АБ2)/2) -
2 Чистая рентабельность имущества Пч/((АБ1+АБ2)/2) -
3 Общая рентабельность собственного капитала П/((СК1+СК2)/2) -
4 Чистая рентабельность собственного капитала Пч/((СК1+СК2)/2 -
5 Общая рентабельность производственных фондов П/((ОС1+ОС2)/2+((МЗ1+МЗ”)/2 -

Оценка эффективности управления

1 Прибыль от реализации на 1 рубль реализации Пр/Р 50/195=25,6%
2 Чистая прибыль на 1 рубль реализации Пч/Р -
3 Валовая (общая) прибыль на 1 рубль реализации П/Р -

Оценка деловой активности

1 Отдача (оборачиваемость) имущества Р/((АБ1=АБ2)/2) 195/943=0,2
2 Оборачиваемость оборотных активов Р/((ОА1+ОА2)/2) 195/604,5=0,3
3 Оборачиваемость материальных запасов Р/((МЗ1+МЗ2)/2) 195/280=0,7
4 Оборачиваемость дебиторской задолженности Р/((ДЗ1+ДЗ2)/2) 195/242=0,8
5 Оборачиваемость денежных средств и краткосрочных финансовых вложений З/((ДС1+ДС2)/2) 195/69,5=2,8
6 Оборачиваемость собственного капитал Р/((СК1+СК2)/2) 195/783,5=0,3
7 Оборачиваемость основных и нематериальных активов Р/((ОС1+ОС2)/2+(НА1+НА2)/2) 0,6

Оценка рыночной устойчивости

1 Коэффициент собственности (автономии) СК/ПБ 707/924=0,76 863/962=0,9
2 Коэффициент мобильности (маневренности) собственного капитала СОС/СК 334/704=0,47 556/863=0,64
3 Коэффициент соотношения внеоборотных активов и собственного капитала ВА/СК 370/704=0,53 307/863=0,36
4 Коэффициент обеспеченности оборотных средств собственными источниками СОС/ОА 334/554=0,6 556/655=0,85
5 Коэффициент устойчивости экономического роста Пч-ДА/СК - -
6 Коэффициент чистой выручки (Пч+СА)/Р Х (0+64)/195=0,33
7 Коэффициент соотношения производственных активов и стоимости имущества ПА/АБ 256/924=0,27 330/962=0,34

Оценка ликвидности и платежеспособности

1 Коэффициент первоклассных средств ДС/АБ 90/924*100=9,74 49/962100=5,1
2 Коэффициент легко реализуемых активов ЛА/АБ 208/924*100=22,51 276/962*100=28,7
3 Коэффициент средне реализуемых активов СА/АБ 256/924*100=27,7 330/962*100=34,3
4 Коэффициент труднореализуемых активов ВА/АБ 370/924*100=40,0 307/962*100=31,9
5 Коэффициент абсолютной ликвидности ДС/КО 90/66=1,36 49/15=3,3
6 Промежуточный коэффициент покрытия (ДС+ЛА)/КО (90+208)/66=4,52 (49+276)/15=21,7
7 Коэффициент текущей ликвидности ОА/КО 554/66=8,4 655/15=43,7

3. Основные направления улучшения финансового состояния

предприятия.

Проблема банкротств многих существующих предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности становится достаточно актуальной на данный момент времени. Сотни банков и других финансовых компаний, тысячи производственных и коммерческих фирм, особенно мелких и средних, уже прекратили свое существование. Анализ показал, что главной причиной этого оказалось неумелое управление ими, т. е. низкая квалификация большинства менеджеров, как среднего, так и высшего звена.

Производство - процесс сложный по технологии, по организации, по сочетанию различных видов деятельности. Руководитель не может, да и не должен брать на себя то, что гораздо лучше могут сделать другие. Менеджер должен, прежде всего, проявить предприимчивость при подборе команд, он должен окружить себя профессионалами, довериться более компетентным специалистам - по производственным вопросам, по маркетинговым исследованиям, планированию финансов и т. д. Себе же оставить лишь то, что входит непосредственно в компетенцию организатора. Организовывать - значит определить цель, знать и трезво оценивать имеющиеся ресурсы и уметь использовать их для достижения целей. Организовывать - значит уметь формировать задачу, доводить её до непосредственного исполнителя и контролировать исполнение. Организовывать - значит уметь принимать решения, уметь распределять обязанности и ответственность. Организовывать - значит планировать, управлять, анализировать. Здесь недостаточно одной интуиции и даже таланта, нужны знания.

Руководителю СКТБ необходимо уделить особое значение подбору кадров, но в силу того, что управляющий не в силах осуществить данную работу, эти функции возлагаются на работников отдела кадров, которые в свою очередь должны быть подготовлены для выполнения данной работы на высоком профессиональном уровне. Для выполнения этой работы они нуждаются не только в специальных знаниях в своей области, но и должны быть осведомлены о нуждах руководителей не только высшего и среднего звена, но и низшего звена управления. Высококвалифицированные и инициативные работники составляют интеллектуальный потенциал предприятия, имеющий огромное значение для успешного развития фирмы. Каждый менеджер должен понимать, что производительность труда зависит от квалификации самих работников очень во многом, а не только от совершенной технологии и организации рабочих мест.

Определив потребности предприятия в кадрах, рекомендуется разработать программу, удовлетворяющую данную потребность, которая может включать график мероприятий по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации. Также в качестве рекомендации можно предложить формирование кадров производить на базе собственного персонала, т. к. данное мероприятие обходится дешевле, чем привлечение работников извне. Кроме того, повышается заинтересованность собственных работников в достижении лучших результатов деятельности, улучшается моральный климат, усиливается привязанность работников к фирме. Руководству необходимо прислушаться к данным рекомендациям, т. к. на сегодняшний день это предприятие испытывает большие трудности в управлении трудовыми ресурсами, это связано с большой текучестью кадров, что не может положительно влиять на общее благополучное развитие фирмы. В то же время желательно, чтобы на предприятие приходили и люди со стороны с новыми идеями, предложениями и свежими взглядами.

Положительные стороны системы участия персонала в управлении очевидны. Во-первых, участие персонала в управлении делает производственный процесс более демократичным. На предприятиях, где применяется данная система, как правило, легче разрешаются конфликтные ситуации. Во-вторых, осознание работниками факта своего участия в управлении предприятием служит стимулом к повышению качества своего труда и укреплению трудовой дисциплины. Следствием этого как раз и является снижение текучести кадров на предприятии. В-третьих, участие в управлении повышает у работников чувство ответственности за качество выполняемых работ, а, как известно, уровень качества продукции является одной из определяющих конкурентоспособности предприятия в целом.

Как было выявлено ранее, при помощи анализа финансового состояния СКТБ, данный хозяйственный субъект испытывает огромные трудности в плане предложения своих услуг.

Становится очевидным, что в условиях рынка СКТБ оказалось в крайне неустойчивом финансовом положении в связи с отсутствием государственных заказов, которое осложняется ещё и тем, что государство не покрывает затрат предприятия, банк не даёт кредиты на льготных условиях, к тому же появляются конкуренты. Все эти факторы встают на ту чашу весов, которая склоняется в сторону неминуемого разорения данной структуры. Чтобы выйти из подобной ситуации, руководству СКТБ необходимо не только осваивать новые методы и технику управления, но и менять стратегию в целом. Для этого необходимо:

- по возможности максимально масштабно участвовать в государственных программах развития и производства товаров и услуг, датируемых за счет бюджетных ассигнований;

- вести постоянный поиск российских заказчиков на услуги, которые могут быть оказаны предприятием;

- проанализировать спрос на предоставление новых услуг, которые отвечают возможностям фирмы;

- обеспечить эффективную рекламу всех услуг предприятия;

- проводить активную коммерческую деятельность (например, сбыт товаров других фирм, сдача в аренду пустующих помещений и территорий, и т. п.);

- уменьшение производственных издержек и накладных расходов по производимым фирмой товарам и услугам.

Многие организации в России сейчас сталкиваются с рыночными трудностями. Их руководители изо всех сил борются за выживание в рамках меняющихся потребительских отношений и скудеющих финансовых ресурсов. В поисках ответов на возникающие перед ними проблемные вопросы многие организации поневоле поворачиваются лицом к маркетингу. Маркетинг выступает основной концепцией управления в условиях рынка. При этом важно не только изучение теории маркетинга, но и улучшение умения его практически применять.

Маркетинг - это одновременно и комплекс мероприятий в области исследования торгово-сбытовой деятельности предприятия, связанный с изучением всех факторов, оказывающих воздействие на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю. В него входит: изучение потребителя, мотивов его поведения на рынке; исследование продукта (услуг); анализ форм и каналов сбыта продукции, а также объёма товарооборота предприятия; изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции; выявление особенностей рекламной деятельности; определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке; изучение своей “ниши” на рынке (имеется ввиду область производственной деятельности, в которой предприятие располагает наилучшими возможностями в сравнении с потенциальными конкурентами) в целях реализации своих сравнительных преимуществ для увеличения товарооборота.

На сегодняшний день маркетинг представляет нечто большее, нежели просто проталкивание товаров и услуг на рынке. Маркетинг - двусторонний процесс: в распоряжение фирмы поступает информация о потребностях покупателя с тем, чтобы она могла разработать и предложить ему необходимые товары и услуги. Маркетинг, таким образом, основан на союзе потребителя и производителя. Следовательно, маркетинг выступает как процесс планирования и управления разработкой изделий и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров к покупателю и сбытом.

Если предприятие намерено получать прибыль, нужно продавать продукцию, а для этого необходимо искать покупателя, выявлять его нужды, создавать соответствующие товары, продвигать их на рынке, договариваться о ценах.

Как показал проведенный анализ, СКТБ обладает значительной товарно-материальной базой и достаточным производственным потенциалом для ведения хозяйственной деятельности. Один из них - избавление от незадействованных основных фондов, товарно-материальных запасов, сдача в аренду производственных помещений и т. д.

Принятие указанной политики выживания путем наименьшего сопротивления позволило бы судить о пассивности и нежелании руководства принимать решения и действовать в направлении развития собственного предприятия. Проведение активной политики, направленной на развитие, разумеется, связано с трудностями в плане решения огромной массы различных проблем, но ни тех задач, которые не смог бы разрешить руководитель, есть только его нежелание и неумение.

Трудности, охватившие в настоящее время львиную долю промышленного потенциала России, усугубляют сложившуюся ситуацию, но нельзя пренебрегать возможностью привлечения средств, находящихся у населения, являющихся достаточно важными источниками финансовых вложений.

Несколькими из основных проблем, встающих на пути реализации этой программы, являются проблемы, связанные с реализацией данных услуг, поиском потенциальных клиентов. Обозначенные проблемы как раз и позволит решить вновь вводимое в структуру предприятия подразделение - маркетинговая служба. Как трактует одна из концепций маркетинга, направление на повышение и интенсификацию коммерческих усилий базируется на том, что товары организаций не будут покупать в достаточных количествах, если не побуждать потребителей к этому с помощью энергичных усилий в сфере сбыта и его стимулирования.

К сожалению, иногда настоящие рыночные идеи рождаются только вследствие бедственного положения фирмы. Думаю, что данное сложившееся положение должно подтолкнуть руководство СКТБ на решительные действия для создания условий по стабилизации рыночных позиций.

Поэтому для того, чтобы обеспечить производство и сбыт своей продукции, анализируемому предприятию рекомендуется пересмотреть свою ценовую политику, в надежде, что снижение цен вызовет благожелательную ответную реакцию потребителей. Руководству СКТБ необходимо было иметь собственную методику установления оптимальной цены посредством изучения цен конкурентов.

Заключение.

Главная цель производственного предприятия в современных условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.

Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Если дела на предприятии идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то борьба за выживание становится непрерывной.

В первой главе данной работы был показан механизм формирования финансовых ресурсов предприятия, составляющих основу экономического потенциала государства. Основным источником финансовых ресурсов действующих предприятий выступает выручка от реализации продукции, услуг, работ. В процессе перераспределения выручки отдельные её части принимают форму доходов и накоплений.

В главе второй, занимающей большую часть работы, было обследовано действующее предприятие и его финансовое положение. В ходе работы было установлено реальное положение дел на предприятии; выявлены изменения в финансовом состоянии и факторы, вызвавшие эти изменения.

В третьей главе был составлен и проанализирован прогноз некоторых основных тенденций развития предприятия. Проделанный анализ выполнен по методикам Н.П. Кондракова.

Исследования показали, что деятельность предприятия финансируется за счет собственных средств и целевых источников, полученных в виде поддержки государства. Баланс предприятия можно считать ликвидным, хотя оно и постоянно испытывает недостаток в денежных средствах. Произведенные расчеты оборачиваемости элементов текущих активов привели к выводу, что руководство предприятия не в достаточной мере использует имеющиеся резервы, т. к. изменение скорости оборота не отражает повышения производственно-технического потенциала предприятия.

Нужно сказать, что необоснованно высокий уровень производственных запасов, значительно влияющий на общую оборачиваемость активов предприятия; негибкая политика расчетов с заказчиком и клиентом на условиях взаимной выгоды, предполагающейв частности систему скидок - все это говорит о неумелом управлении капиталом. Проведенный анализ также показал, что доходность собственного капитала снизилась в отчетном году. Это вызвало уменьшение отдачи с каждого рубля вложенных средств за прошлый год.

Налицо тенденция к снижению финансовой устойчивости фирмы. Поэтому для стабилизации финансового состояния предприятия хотя бы до уровня прошлых лет предлагается провести следующие мероприятия:

- необходимо в первую очередь изменить отношение к управлению производством,

- осваивать новые методы и технику управления,

- усовершенствовать структуру управления,

- самосовершенствоваться и обучать персонал,

- совершенствовать кадровую политику,

- продумывать и тщательно планировать политику ценообразования,

- изыскивать резервы по снижению затрат на производство,

- активно заниматься планированием и прогнозированием управления финансов предприятия.

Как уже говорилось выше, предприятия являются основными звеньями хозяйствования и формируют основу экономического потенциала государства.

Чем прибыльнее фирма, чем стабильнее её доход, тем большим становится её вклад в социальную сферу государства, в её экономический потенциал, наконец, тем лучше живут люди, работающие на таком предприятии.

Список использованных источников.

· Положение по бухгалтерскому учету Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/96), утв. Приказом Министерства финансов РФ от 08.02 96. N10

· Инструкция Министерства финансов Российской Федерации от 19.10.95. N115.

· Баканов М. И. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 1994.

· Ефимова О.В. Финансовый анализ - М.: Бухгалтерский учет, 1996.

· Ковалев В. В. Финансовый анализ. - М.:Финансы и статистика,1996.

· Моляков Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. - М.: Финансы и статистика, 1996.

· Библиотека "Главбух" 1998 год

· Журнал "Главбух" №№ 1-12 за 1999 год

· Управленческое консультирование в 2-х т. Т.2: пер. с английского языка. М.: СП Интерэксперт, 1992.

· Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 1994..

· Финансовый анализ деятельности фирмы. Москва Ист-сервис 1995

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  661  662  663   ..