Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  632  633  634   ..

 

 

Реформы в экономике России 60-80гг.

Реформы в экономике России 60-80гг.

 

Реформы в экономике России в 60-х - 80-х годах, достижения и неудачи.

От попыток реформ к кризису командно-бюрократической системы

После смещения Хрущева во главе страны оказался Брежнев. В сфере экономики ощущалась необходимость скорейших реформ. Но осуществление их шло с самого начала под воздействием административно-командного об­раза мышления. Ликвидировалась совнархозная система управления про­мышленностью. Вместо нее стали бурно создаваться министерства, причем число их постоянно увеличивалось и достигло к началу 80-х годов около 100 союзных и 800 республиканских.

В сентябре 1965 года принимается решение о начале экономической реформы. Предполагалось, что реформа позволит преодолеть недостатки о которых уже открыто говорилось в печати. Рост капиталовло­жений и незавершенного строительства, массовое производство изделий не находивших сбыта, несоответствие роста заработной платы росту произво­дительности труда.

Суть реформы состояла в следующем: сокращение плановых показате­лей, доводимых до предприятия; создание на предприятиях фондов матери­ального стимулирования; введение твердой, не зависящей от прибыли пла­ты за использование предприятиями производственные фонды, т.е. сво­его рода введение продналога в промышленности; финансирование промыш­ленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а путем выдачи кредитов; недопущение изменения планов без согласования с предприятиями. Активную роль в попытке реализовать реформу сыграл Ко­сыгин.

Первые шаги реформы вселяли надежду. Ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась по ряду важнейших экономический показателей выполненной. Но уже в ходе её осуществления начались корректировки, исправления, допол­нения, в результате которых к началу 70-х её сущность оказалась иска­жена настолько, что она фактически перестала действовать.

Попытка провести реформу при одновременном свертывании процесса демократизации в политической сфере оказалась безуспешной. В этом ос­новная причина неудачи реформы 1965 года. Необходимо учесть и то, что большая часть партийно-хозяйственного аппарата сформировалась в ста­линскую эпоху, с присущими ей методами хозяйствования и руководства. Сказывались и недостатки самой реформы, её непоследовательность, гос­подство вала, приведшее к формальному и перевыполнению планов многими предприятиями и отраслями. В начале 70-х годов, свертывание реформы оказалось не так болезненным, как в предыдущем периоде. Освоение за­падносибирских источников нефти позволило организовать значительный экспорт её за рубеж. Приток нефтедолларов позволил оттянуть проявление негативных последствий в экономическом развитии. Попытки улучшить ме­ханизм планирования, стимулирования и управления предпринимались уже в меньших масштабах ещё не раз, но они оказались малоуспешными. Принцип директивного управления оставался неизменным, проводились лишь частич­ные перемены и изменения. Осуществлялись меры по дальнейшей концентра­ции производства, создавались промышленные объединения - агропромыш­ленные, торгово-промышленные, научно-производственные, упразднялись отдельные бюрократические надстройки. Наряду с этим предусматривалось создание территориально-производственных комплексов и форсированное развитие отдельных отраслей экономики. В середине 70-х в СССР велась работа над 15 крупнейшими народнохозяйственными программами, в том чис­ле по развитию сельского хозяйства в Нечерноземной зоне РСФСР, созда­нию Западно-Сибирского территориально-производственного комплекса, строительству БАМа т.д. и т.п.

Однако эти задачи решались в основном экстенсивными методами. Ми­нистерства развивали строительство новых предприятий, вместо того, чтобы решать задачи более полного использования существующего оборудо­вания.

От предприятий постоянно требовали увеличения производственных показателей. Сохранение командного механизма лишало предприятия воз­можности делать чего-либо кроме выполнения плана любой ценой. Планиро­валась вся номенклатура изделий ( по стране более 20 млн. ), показате­ли, себестоимость. Нарастал дефицит бюджета, требовались постоянные денежные вливания в экономику.

Существующая система глушила всю инициативу снизу и сверху. Тру­довые коллективы не были заинтересованы во внедрении новой техники и технологии, так как это сказывалось отрицательно на результатах работы одного рабочего и предприятия в целом. Поэтому внедрение совершенно новой продукции затягивалось в нашей стране на десятки лет, а в разви­тых индустриальных странах этот срок не превышал нескольких лет. В промышленности к началу 80 было автоматизировано только 15% предприя­тий.

Ситуация в аграрном хозяйстве .

В рассматриваемый период партия и правительство прелагали много усилий для стабилизации положения в такой жизненно важной для советс­кого народа области как сельское хозяйство. Попыткой разработать эф­фективную аграрную политику стали решения мартовского Пленума ЦК КПСС 1965 года. Намечались распределение доходов экономики в сторону сель­ского хозяйства, решение социальных проблем села, повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Важной частью было решение пе­рехода от административного метода управления сельским хозяйством к экономическим, а так же интенсивное и всеобъемлюще-широкое введение хозрасчета.

Меры встретили поддержку крестьянства. В годы восьмой пятилетки в магазинах мелких, средних и крупных городах, на прилавках магазинов был вполне сносный набор продуктов.

Однако многое осталось нереализованным. Новые идеи не вписывались в старую систему. Рос аппарат по управлению сельским хозяйством. Раз­витие межхозяйственной кооперации и специализации, химизация и мелио­рация земель не принесли должных и эффективных результатов. Удорожания сельскохозяйственной техники и услуг привело к тому, что многие совхо­зы и колхозы вновь оказались убыточными к началу 80-х годов. Массиро­ванные инвестиции в сельское хозяйство не принесли желаемых результа­тов ( за 70-е годы и начало 80-х годов в аграрно-промышленный комплекс было вложено более 500 млрд. рублей ). Установление жесткого бюрокра­тического контроля гасило всю самостоятельность и инициативу предприя­тий, уничтожили заинтересованность в конечном результате своего труда.

Недостаточный социальный уровень села и ликвидации "неперспективных деревень" повлекли за собой большой отток жителей из деревни в го­род. Сокращение аграрного населения является общемировой закономер­ностью. Но при всем ускорении урбанизации в 70-80 года в сельском хо­зяйстве страны было занято 20% работающего населения. Это вдвое боль­шее количество народа, чем необходимо по мировым стандартам. Из дерев­ни уходила в основном молодежь. С 1967 по 1985 года, ежегодно деревню покидали в среднем 700 тысяч человек.

Противоречия и трудности, в том числе бесхозяйственность в сель­ском хозяйстве страны, руководство страны пыталось решить путем импор­та продовольствия и зерна. За 20 лет, импорт мяса, рыбы, масла, саха­ра, зерна вырос в денежном отношении более чем в 10 раз.

К началу 80 годов, сельское хозяйство страны оказалось в кризис­ном состоянии. Майский Пленум ЦК КПСС 1982 года принял специальную продовольственную программу однако она несла в себе ещё следы застоя. Не затрагивала главных интересов - интересов крестьянства, коренной перестройки всего хозяйственного механизма. Несмотря на постановления, продовольственная проблема ещё более обострилась. В середине 80-х го­дов практически везде были введены продовольственные карточки.

Список использованной литературы:

1) Ефремов В.А. История СССР. Москва, Наука 1984 год.

2) История с древнейших времен до наших дней. Саратов, Педагоги­ческая литература 1980. Под редакцией Батурина Д.С.

3) Страницы истории КПСС: факты, проблемы, уроки. Высшая школа 1989 год. Под редакцией Купцова В.И.

_

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  632  633  634   ..