2.1Анализ внешней среды.
_______________________________________________ 13
2.2. Анализ финансового состояния
_________________________________________ 14
2.3 Анализ структуры продукции
___________________________________________ 26
2.5 Анализ использования трудовых ресурсов предприятия
_____________________ 29
2.6. Анализ материальных ресурсов.
________________________________________ 32
2.7 Анализ себестоимости, прибыли, рентабельности.
________________________ 35
3. Исследования влияние системы учета затрат и формирования себестоимости на конечные результаты деятельности ООО «Пластик»_________________________________ 42
3.1 Программа и методика работы
_________________________________________ 42
3.2 Классификация систем учета затрат на производство и калькуляции
_______ 48
продукции
_______________________________________________________________ 48
3.3 Организация учета затрат в ООО «Пластик»
____________________________ 64
Развитие рыночных отношений сопровождается повышением роли прибыли, как обобщающего показателя финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия. Хозяйственные субъекты сами планируют свою деятельность и перспективы развития, исходя из достигнутых результатов, разработанных хозяйственных и социальных задач, спроса и предложения товара, предполагаемых инвестиций.
В рыночных условиях хозяйствования, прибыль занимает ведущее место в самообеспечении предприятия, выступает источником производственного и социального развития, поэтому целью деятельности любого предприятия является получение прибыли. Рациональное решение этого вопроса зависит от того, насколько изучены внутризаводские факторы, оказывающие влияние на прибыль, насколько эффективно проводится контроль за ними.
Любой хозяйствующий субъект, в процессе своей деятельности осуществляет определенные виды расходов, связанных с производством продукции. В сфере материального производства предприятия осуществляется довольно сложный комплекс затрат, связанных с использованием основных фондов, с приобретением сырья, материалов, с покупкой полуфабрикатов, с оплатой труда работников, с расходами на топливо, энергию и т.д.
В связи с этим каждое предприятие для нормального осуществления своей деятельности должно располагать определенной суммой денежных средств для осуществления выше перечисленных расходов и уметь ими управлять. Управление издержками производства включает в себя следующие моменты: умение четко определить величину расходов предприятия, умение определить дополнительную потребность в финансовых ресурсах для обеспечения бесперебойного финансирования затрат на производство, умение эффективно использовать денежные средства, вложенные в затраты на производство.
Учитывая вышесказанное, процесс управления издержками производства можно определить следующим образом: управление издержками - это умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них.
Вопросам исследования этих факторов, а также изучением степени их влияния на величину прибыли, получаемой предприятием, посвящена эта работа.
Общество с Ограниченной Ответственностью «Пластик» было создано 10 августа 1998 г. как предприятие для выпуска полиэтиленовых пакетов типа «майка» и фасовочных из полиэтилена низкого давления.
Юридический адрес - 660073, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Ульяновский 18 б.
Учредителем предприятия являлись четыре частных лица.
С 2001 г. учредителем является одно частное лицо - Боголюбов Олег Владимирович.
Предприятие является частной собственностью.
Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный и валютный счета в Восточно-Сибирском банке Сбербанка РФ.
Предприятие возглавляет генеральный директор, который назначается, и увольняется приказом собрания учредителей ООО «Пластик». На должность директора может быть назначено лицо с высшим образованием, имеющее опыт работы на руководящей должности.
Структура управления предприятием – линейно-функциональная. Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Общая схема организационной структуры предприятия представлена на рис.1.
Руководящим звеном на предприятии является генеральный директор. Генеральный директор имеет три заместителя, в подчинении у которых находятся отделы, выполняющие определенные функции.
Деятельность отдела маркетинга направлена на организацию комплекса мероприятий по обеспечению эффективного сбыта и материально - технического обеспечения производства продукции, выпускаемой предприятием.
Планово-производственный отдел, возглавляемый заместителем директора, занимается анализом и планированием деятельности предприятия.
Отдел организации труда и заработной платы осуществляет контроль за расходованием фонда заработной платы, организует разработку штатных расписаний, подготавливает предложения по улучшению материального стимулирования сотрудников и т.д. Начальник производства обеспечивает постоянное повышение уровня технической подготовки производства учреждения. В функции отдела охраны труда и техники безопасности входит осуществление контроля и надзора за охраной труда, а также соблюдение в учреждении правил, норм и инструкций по вопросам охраны труда. Отдел бухгалтерии возглавляет главный бухгалтер.
В процессе своей деятельности работники предприятия руководствуются действующим законодательством РФ, нормативно- правовыми актами РФ, санитарными нормами и правилами, «Правилами производства и реализации продукции», правилами производства и безопасности труда, пожарной безопасности и экологическими нормативами, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями.
Технологический регламент процесса изготовления пакетов полиэтиленовых с ручками типа «майка» и фасовочных пакетов.
Пакеты выпускаются в соответствии с требованием ГОСТ 12302 «Пакеты из полимерных материалов. Общие технические требования.»
Пакеты полиэтиленовые с ручками типа «майка», окрашенные, с нанесённым рисунком и из неокрашенного полиэтилена типа «фасовка» предназначаются в качестве упаковки для различных видов продукции, в том числе пищевых продуктов.
Сырьём для изготовления пакетов является полиэтилен низкого давления, отвечающий требованиям ГОСТ 16338 «Полиэтилен низкого давления. Технические условия».
Описание технологического процесса.
1. Изготовление полуфабриката – пленки полиэтиленовой (рукав или полурукав). Из гранулированного полиэтилена методом экструзии получают полиэтиленовую плёнку в виде рукава, которая наматывается на втулку.
Полимерные гранулы поступают через загрузочный бункер, установленный на одном конце цилиндра и перемещаются с помощью шнека вперед, вдоль цилиндра к головке. При движении вперёд гранула расплавляется за счёт контакта с горячими стенками цилиндра. Экструдер снабжён соответствующей головкой (фильерой) узла охлаждения расплавленной плёнки, тянущего механизма и наматывающего устройства.
Расплавленный полимер из экструдера поступает в головку снизу и, обтекая мундштук, выходит через кольцевое отверстие головки в форме рукава. Рукав раздувают до необходимого диаметра давлением воздуха, подаваемого через центр мундштука, экструдирование рукава осуществляется вверх. Давление в рукаве поддерживается зажимными валками и головкой, оно должно быть постоянным, чтобы обеспечить равномерную толщину и ширину плёнки. Намотка плёнки в рулон осуществляется с помощью единого контактного намотчика, имеющего счётчик метража. Плёнка выпускается смотанная в рулоны.
2. Нанесение рисунка на плёнку.
Рулон плёнки транспортируют от экструдера к ротогравюрной печатной машине (принтеру) для нанесения рисунка. Проходя через печатные валы и вальцы принтера, на рукав плёнки с определёнными промежутками наносится рисунок. На каждый цвет рисунка приходится один печатный вал.
3. Процесс изготовления пакетов типа «майка».
После нанесения рисунка рулон плёнки подаётся на станок для изготовления пакетов, где при температуре 240-250º С происходит резка рукава плёнки на пакеты необходимого размера и сварка швов с одновременной вырубкой ручек.
4. Процесс изготовления пакетов типа «фасовка».
Рулон полурукавной плёнки после экструдера транспортируют к станку для производства фасовочных пакетов. На станке при температуре 130-140º С происходит «нарезка» полурукава плёнки на пакеты с одновременным завариванием боковых швов.
5. Далее пакеты полиэтиленовые типа «майка» и «фасовка» поступают на стол упаковки готовой продукции, где упаковываются в мешки, или картонные коробки.
Готовые пакеты полиэтиленовые типа «майка» и «фасовка» проходят контроль на требования ГОСТ 12302.
Внешний вид – контроль визуальный, осуществляет оператор и технолог в течении смены.
Толщина плёнки – определяется микрометром несколько раз в течении смены.
Размеры (длина и ширина) пакета – определяются при помощи метрической линейки несколько раз в течении смены.
Остальные показатели: прочность плёнки при растяжении, прочность шва, стойкость пакетов с ручками к нагрузке определяются в испытательной лаборатории 1 раз в квартал.2
На рисунке 2. (приложение) приведена укрупнённая схема технологического потока изготовления пакетов типа «майка» и «фасовка».
Предприятие функционирует как производственное предприятие, основной целью которого является производство полиэтиленовых пакетов с фирменной символикой. Для этого была закуплена производственная линия, состоящая:
1. Экструдер для выдува рукавной плёнки.
2. Ротогравюрная печатная машина для нанесения рисунка на плёнку.
3. Автомат для производства пакетов типа «майка».
4. Автомат для производства фасовочных пакетов.
Оборудование произведено в Тайване.
В Учреждении выпускаются следующие виды продукции:
- Пакеты типа «майка», серийный;
- Фасовочные пакеты с фирменной символикой;
- Пакеты типа «майка» с фирменной символикой;
Основными потребителями продукции являются супермаркеты: «Русская Тройка», «Сибсервис», «Орлан», «Ле Рой».
ОАО «Красноярский Хлеб», ОАО «Зубр», ООО «КрасГазСервис», ОАО «Каравай», ОАО «Назаровское Молоко».
Оптовые фирмы по продаже серийных пакетов.
За 2001 г. появились постоянные поставщики сырья и материалов. Полиэтилен низкого давления поставляет ООО «Антей-2000», г. Москва. Суперконцентраты для окраски полиэтиленовой плёнки – ООО «Экорт-Упаковка», г. Москва. Печатные краски для нанесения рисунка на плёнку – ОАО «Сан-Кемикэл», г. Новосибирск.
В результате того, что продукция предприятия разносторонняя, включает как серийные пакеты, так и заказные предприятие оказывает влияние на уровень конкуренции в городе, крае и регионах. Следует отметить, что продукция ООО «Пластик» имеет конкурентоспособные цены, а по качеству изделий не уступает московским производителям. Вследствие чего уровень конкурентоспособности высокий.
В таблице 1.1. представлены основные показатели деятельности предприятия ООО «Пластик» за 2000 - 2001 год.
Таблица 1.1 Основные показатели деятельности предприятия
Наименование показателей
2000 год
2001 год
Выручка от реализации продукции, т.р.
5897
7531
Себестоимость продукции
5322,3
6702,9
Прибыль от продаж, т.р.
+482,3
+715,7
Чистая прибыль
+269,1
+412,1
Оборотные активы (ОА) на конец года, т.р.
400,4
459,0
Удельный вес ОА в общей сумме активов, %
25,9
27,5
Дебиторская задолженность, т.р.
322,8
358,0
Кредиторская задолженность, т.р.
333,2
358,0
Размер чистых активов, т.р.
67,2
145,9
Выпуск продукции, т.р.
5897
7594
Затраты на 1 руб. продукции, руб.
0,964
0,943
Среднесписочная численность, чел
23
25
В т.ч. ППП
15
17
Выработка на 1 работающего, т.р.
393,1
446,7
Фонд заработной платы, т.р.
168,5
239
В т.ч. ППП
104,5
175,2
Среднемесячная заработная плата, руб.
610,5
796,7
Анализ основных показателей деятельности предприятия за два анализируемых года позволил выявить следующую тенденцию. Наблюдается увеличение практически по всем основным показателям деятельности предприятия. Выручка, по сравнению с прошлым годом, увеличилась на 1634 т.р. (27,71%) и в отчетном году составила 7531 т.р. Аналогичная ситуация сложилась и в отношении себестоимости продукции. В отчетном году себестоимость продукции увеличилась на 1380,6 т.р. (25,9%) по сравнению с прошлым годом и составила 6702,9т.р.
Прибыль от продаж в отчетном году увеличилась на 48,39% и составила 715,7 т.р. Темп роста чистой прибыли 153,14 % и в 2001 году она составила 412,1 тыс.рублей.
Еще одним положительным моментом в деятельности предприятия является и рост оборотных активов на 13,9 %, несмотря на то, что за анализируемый период размер дебиторской задолженности сократился на 10,9 %.
Затраты на 1 руб. продукции по сравнению с 2000 годом сократились на 2,1 коп. В динамике численности серьезных изменений не наблюдается, численность работников предприятия увеличилась на 8,7 % за счет увеличения численности ППП.
До начала деятельности ООО «Пластик» на рынке пакетов г. Красноярска преобладали московские компании ООО «ИнтерГрафика» и ООО «ПолимерБыт». С развитием производства ООО «Пластик» данные фирмы были полностью вытесненны с рынка пакетов. Компании ООО «Пластик» удалось вытеснить московских конкурентов за счет более гибкого подхода к заказчикам, выгодному географическим положению, более низким ценам и высокому качеству продукции.
Через полтора года после начала работы ООО «Пластик» появился местный производитель «ЮнкерМК». Часть заказчиков фирменных пакетов переразместили свои заказы в «ЮнкерМК». Несмотря на более высокие цены этой компании, она имеет преимущество в допечатной подготовке. «ЮнкерМК» имеет двухцветную флексо печать, которая является более дешовой и требует меньше времени на допечатную подготовку, что повлияло в основном на заказчиков, объем заказа которых составлял до 20 000 пакетов.
ООО «Пластик» имеет четырехцветную машину глубокой печати, что позволяет наносить печать более высокого качества, производить эксклюзивные пакеты с фотопечатью, но срок исполнения заказа увеличивается из-за того, что печатные формы изготавливаются в Сингапуре. Печатные формы для глубокой печати в два раза дороже флексоформ.
Из-за более дорогой допечатной подготовки равенство в цене наступает с 20 000 тысячи пакетов, а с увеличением объема заказа продукция ООО «Пластик» становится более конкурентоспособной. В связи с этим ЮнкерМК преобладает на рынке небольших тиражей, а «Пластик» занимает рынок крупных тиражей и серийной продукции.
На сегодняшний день на рынке установилось равновесие «ЮнкерМК» с долей рынка 25 %. В основном это выпуск пакетов с фирменной символикой. На рынке серийной продукции 10 % пренадлежит московским компаниям. Доля рынка ООО «Пластик» составляет 65%.
Финансовое положение ООО “Пластик” характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования - собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов. Эти сведения предоставлены в форме № 1 “Бухгалтерский баланс” По данным формы № 1 за 2001 год составим сравнительный аналитический баланс (таблица 2.1).
Таблица 2.1 Сравнительный аналитический баланс
ООО“Пластик” за 2001 год
Наименование статей
Код строки
Абсол. величина руб.
Относительная величина %
на нач. года
на конец года
Измен.(+,-)
Нач. года
кон.
года
Изм. (+,-)
% нач. года
в % к изм. бал.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1. Внебюджетные активы
1.1. Основные ср-ва
1.2. Нематер.активы
1.3. Прочие внебюд.
Средства
120
110
130
140
1211704
1017
--
1209645
1814
--
-2059
797
--
75,1
0,06
--
72,4
0,11
--
-2,7
0,05
--
-0,2
78,4
--
-3,60
1,4
--
Итого по разделу 1
190
1212721
1211459
-1262
75,2
72,5
-2,7
-0,1
-2,2
2. Оборотные активы
2.1. Запасы
2.1. Дебит.задолж.
(медленно реализ. Активы, более 12 м.)
2.3. Дебит.задолж.
(в теч. 12 месяцев)
2.4. Кратс. Фин.влож.
2.5. Денежные ср-ва
Наибол.ликв. активы
210,
220
230,
210,
220
240
250
260,
250
302277
—
302277
20503
—
77576
77576
357680
—
357680
253
—
101113
101113
55403
—
55403
-20250
—
23537
23537
18,7
—
18,7
1,27
—
4,8
4,8
21,4
—
21,4
0,02
—
6,1
6,1
2,7
—
2,7
-1,25
—
1,3
1,3
18,3
—
18,3
-98,8
—
30,3
30,3
96,5
—
96,5
-35,3
—
41
41
Итого по разделу 2
400356
459046
58690
24,8
27,5
2,7
14,7
102,2
3. Стоимость имущества
190
290
1613077
1670505
57428
100
100
--
3,6
100
4. Капитал и резервы
4.1.Уставной капит.
4.2.Доб. и рез. капит.
4.3.Специальные фонды и целевые
4.4. Нерасп. приб.
410
420
440,
450
470,
480
448
1192109
—
87337
448
1195672
—
161255
—
3563
—
73918
0,03
73,9
—
5,4
0,03
71,6
—
9,7
—
-2,3
—
4,3
0
0,3
—
84,6
0
6,2
—
128,7
Итого по разделу 4
490
1279892
1357375
77483
79,3
81,3
+2,0
6,1
134,9
5. Долгосрочные пассивы
590
--
--
--
--
--
--
--
--
6. Краткосрочные пассивы
6.1. Заемные ср-ва
6.2.Кредит.задолж.
6.3. Проч.пассивы
6.4. Краткоср.пассив.
610
620
630
670
—
333185
—
--
—
285341
27789
--
—
-47844
27789
--
—
20,7
—
--
—
17,1
1,7
--
—
-3,6
1,7
--
—
-14,4
0
--
—
-83,3
48,4
--
Итого по разделу 6
690
333185
313130
-20055
20,7
18,7
-2,0
-6,0
-34,9
Всего заемн.средств
590,
690
333185
313130
-20055
20,7
18,7
-2,0
-6,0
34,9
Итог баланс
399,
699
1613077
1670505
57428
100
100
--
3,6
100
Величина собст. средств в сбор.
490-190-390
67171
145916
78745
4,2
8,7
4,5
117,2
137,1
На основе данных аналитической таблицы 2.1. можно сделать следующие выводы:
1. Увеличение стоимости оборотных средств на 2,7 % произошло за счет увеличения запасов на 55403 рублей или на 2,7 % и увеличение наиболее ликвидных активов на 23537 или на 1,3 %, в то же время дебиторская задолженность (платежи по которым ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) уменьшилась на 20250 рублей или на 1,3 %.
2. Пассивная часть баланса характеризуется преобладающим удельным весом собственных источников средств, причем их доля в общем объеме увеличилась в течение года на 2 %. Доля собственных средств в обороте также увеличилась на 78745 рублей или на 4,5 %.
3. Доля кредиторской задолженности поставщикам и др. уменьшилась на 3,6 % или на 47844 рублей.
В целом наблюдается высокая автономия п\п (высокий удельный вес собственного капитала - 81,3 %) и низкая степень использования заемных средств - 18,7 %.
Оценка ликвидности баланса.
Анализ ликвидности баланса сводится к проверке того, покрываются ли обязательства в пассиве баланса активами, срок превращения которых в денежные средства равен сроку погашения обязательств.
Из сравнительного аналитического баланса выделяются наиболее важные показатели для анализа ликвидности баланса (таблица 2.2.). Результаты расчетов по анализу ликвидности баланса по данным таблицы 2.3. показывают, ООО «Пластик» сопоставление итогов групп по активу и пассиву имеет следующий вид:
На начало 2001 года - { А 1< П 1; А 2 > П 2; А 3 > П 3; А 4 < П 4 }
На конец 2001 года - { А 1 < П 1; А 2 < П 2; А 3 > П 3; А 4 < П 4 }
Исходя из этого, можно охарактеризовать ликвидность баланса анализируемого предприятия как недостаточную.
Сопоставление А 1 - П 1 и А 2 - П 2 позволяет выявить текущую ликвидность п\п, что свидетельствует о неплатежеспособности в ближайшее время. Процент покрытия по наиболее срочным обязательствам, на конец года составил 35,4 %, что явно недостаточно.
Таблица 2.2. Анализ ликвидности баланса ООО «Пластик»
Актив
На начало года, руб.
На конец года, руб.
Пассив
На начало года, руб.
На конец года, руб.
Платежный излишек (+)
Недостаток -
% покрытия обязательств
нач-ло года, руб.
[2-5]
конец года, руб.
[3-6]
нач-ло года, руб.
2:5x100
конец года, руб.
3:6x100
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Наиб-ее ликвид. Активы
А 1
77576
101113
Наиб-ее срочные пассивы П 1
333185
285341
-255609
-184228
23,3
35,4
Быстро реал-ые
Активы
А 2
20503
253
Кратко-срочные пассивы П 2
--
27789
20503
-27536
--
0,01
Медлен.
Реали-ые активы
А 3
296660
354550
Долго-срочные пассивы
П 3
--
--
+
296660
+
354550
--
--
Трудно-реал-ые
Активы
А 4
1212721
1211459
Постоянные пассивы
П 4
1274275
1354245
-
61554
-
142786
95,1
89,5
Баланс
1607460
1667375
Баланс
1607460
1667375
--
--
--
--
Сравнение А 3 и П 3 отражает перспективную ликвидность, на ее основе прогнозируется долгосрочная ориентировочная платежеспособность. В данном анализе ликвидности баланса анализируемого предприятия третье неравенство отражает платежный излишек.
Теоретически недостаток средств по одной группе активов компенсируется избытком по другой, на практике менее ликвидные средства не могут заменить более ликвидные.
Проводимый по изложенной схеме анализ ликвидности баланса является приближенным. Более детальным является анализ платежеспособности, при помощи финансовых коэффициентов (см. табл. 2.4. ).
Оценка чистого оборотного капитала.
Следует обратить внимание на один важный показатель - чистый оборотный капитал, или чистые оборотные средства. Это абсолютный показатель помощью которого так же можно оценивать ликвидность п\п.
Чистый оборотный капитал равен разнице между итогами раздела 2 баланса “Оборотные активы” и разделом 6 баланса “Краткосрочные пассивы”. Изменение уровня ликвидности определяется по изменению (динамике) абсолютного показателя чистого оборотного капитала. Он составляет величину, оставшуюся после погашения всех краткосрочных обязательств. Рост этого показателя - повышение уровня ликвидности п\п.
На ООО «Пластик» краткосрочные пассивы полностью покрываются оборотными средствами (табл. 2.3.). За отчетный период значение чистого оборотного капитала увеличилось на 117,2 %, следовательно, ООО «Пластик» ликвидно и платежеспособно.
Динамика коэффициентов характеризующих платежеспособность предприятия положительная. В конце отчетного периода предприятие могло оплатить 32% своих краткосрочных обязательств за счет денежных средств.
Коэффициент критической оценки показывает, какая часть краткосрочных обязательств п\п может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам с дебиторами, нормальное ограничение 0,7-0,8. На предприятии коэффициент критической оценки значительно ниже нормы составляет 0,32. Это отрицательная тенденция. Коэффициент текущей ликвидности позволяет установить, в какой кратности текущие активы показывают краткосрочные обязательства, интервал зависит от производственного цикла для торговли - 1,0, машиностроения -1,5, для судостроения - 2,5. У анализируемого предприятия на конец отчетного периода коэффициент текущей ликвидности составляет 1,46, т.е. превышает 1,0, можно сделать вывод о том, что п\п располагает некоторым объемом свободных ресурсов, формируемых за счет собственных источников.
Предприятие можно считать платежеспособным, т.к. сумма ее оборотных активов больше суммы краткосрочной задолженности. Коэффициент текущей ликвидности обобщает предыдущие показатели и является одним из показателей, характеризующих удовлетворенность бухгалтерского баланса.
Следует отметить снижение за анализируемый период коэффициента маневренности функционирующего капитала на 2,34. Из этого следует, что часть функционирующего капитала обездвиженная в производственных запасах и долгосрочной дебиторской задолженности, уменьшилась, что является положительным фактом.
Значение, коэффициента обеспеченности собственными средствами (L=0,31) дает основание считать структуру баланса удовлетворительной, так как показывает наличие собственных оборотных средств у предприятия необходимых для ее финансовой устойчивости.
Абсолютные показатели финансовой устойчивости ООО «Пластик»
Определим и оценим финансовую устойчивость п\п (таб 2.5.).
Таблица 2.5. Анализ финансовой устойчивости.
Показатель
На начало периода, руб.
На коней периода, руб.
Абсолютное отклонение, руб.
Темп роста, %
1. Источники собственных средств (Ис)
2279892
1357375
77483
106,1
2. Внеоборотные активы (F)
1212721
1211459
-1262
99,9
3. Собственные оборотные средства (Ес) [1-2]
67171
145916
78745
217,2
4. Долгосрочные кредиты и земные средства (Кт)
--
--
--
--
5. Наличие собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников для формирования запасов и затрат (Ет) [3+4]
67171
145916
78745
217,2
6. Краткосрочные кредиты и
займы (К 1)
333185
285341
-47844
85,6
7. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (Е ) [5+6]
400356
431257
30901
107,7
8. Величина запасов и затрат (Z)
302277
357680
55403
118,3
9. Излишек (недостаток) собственных оборотных средств для формирования запасов и затрат (+,-Ес) [3-8]
-235106
-211764
-23342
90
10.Излишек (недостаток) собственных оборотных средств и долгосрочных заемных средств для формирования запасов и затрат (=,- Ет) [5-8]
-235106
-211764
-23342
90
11.Излишек (недостаток) общей величины основных источников формирования запасов и затрат (=,- Ет) [7-8]
98079
73577
-24502
75
12. Трехмерный показатель типа финансовой устойчивости (9; 10; 11)
На начало периода
(0; 0; 1)
На конец периода
(0; 0; 1)
--
--
Как показывают данные табл. 2.5, на п\п неустойчивое состояние и в начале и в конце 2001 года. Такое заключение сделано на основании следующих выводов:
- запасы и затраты не покрываются собственными оборотными средствами (Ес), на начало года покрывалось только 22,2 % ((67171:302277)х100%), но уже к концу года 40,8 %, но это явно недостаточно. Финансовая устойчивость может быть восстановлена путем обоснованного снижения запасов и затрат.
- негативным моментом является неудовлетворительное исполнение п\п внешних заемных средств. Долгосрочные кредиты и займы не привлекаются. Краткосрочные обязательства предоставлены в отчетности лишь кредиторской задолженностью, но она снизилась за анализируемый период на 14,4 %, т.е. администрация не использует заемные средства для производственной деятельности.
Относительные показатели финансовой устойчивости.
Исходя из данных бухгалтерского баланса коэффициенты характеризующие финансовую устойчивость имеют значения, приведенные в таблице 2.6.
2. Коэффициент обеспечения собственными источниками финансирования (И2)
0,17
0,32
+0,15
3. Коэффициент финансовой независимости (И 3)
0,79
0,81
+0,02
4. Коэффициент финансирования (И 4)
3,84
4,34
+0,5
5. Коэффициент финансовой устойчивости (И 5)
0,79
0,81
+0,02
6. Коэффициент финансовой независимости в части формирования запасов (И 6)
0,22
0,41
+0,19
Динамика коэффициента капитализации свидетельствует о достаточной финансовой устойчивости п\п, т.к. для этого необходимо, чтобы этот коэффициент был не выше единицы. На величину этого показателя влияют следующие факторы: высокая оборачиваемость, стабильный спрос на реализуемую продукцию, однако коэффициент капитализации даст лишь общую оценку финансовой устойчивости. Этот показатель необходимо рассматривать в увязке с коэффициентом обеспеченности собственными средствами. Он показывает, в какой степени материальные запасы имеют источником покрытия собственные оборотные средства. Как показывают данные табл. 2.6., у анализируемого предприятия этот коэффициент достаточно низок. Собственными оборотными средствами покрывалось на конец года лишь 32 % оборотных активов.
Значение коэффициента финансовой независимости выше критической точки, что свидетельствует о благоприятной финансовой ситуации, т.е. собственникам принадлежит 81 % в стоимости имущества. Этот вывод подтверждает и значение коэффициента финансирования.
Проведем обобщающую интегральную бальную оценку финансовой устойчивости предприятия (табл. 2.7.)
Таблица 2.7. Показатели платежеспособности финансовой устойчивости за 2001 год.
Показатели финансового состояния
На начало периода
На конец периода
Фактическое значение
Количество баллов
Фактическ-ое значение
Количество баллов
Коэффициент абсолютной ликвидности (L 2)
0,23
8
0,32
14
Коэффициент критической оценки (L 3)
0,29
0
0,32
0
Коэффициент финансовой независимости (И 3)
0,79
17
0,81
17
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования (И 2)
0,17
5
0,32
12
Коэффициент финансовой независимости в части формирования запасов (И 6)
0,22
0
0,41
1
Итого
36
55,5
По данным табл. 2.7. можно заметить, предприятиеза отчетный период будучи на начало года п\п IV класса финансовой устойчивости, т.е. могло потерять средства и проценты даже после принятия мер к оздоровлению бизнеса, становится п\п III класса финансовой устойчивости. То есть ООО «Пластик» по методике интегральной бальной оценки финансовой устойчивости, на конец 2001 года является проблемным п\п, вряд ли существует угроза потери средств, но выполнение обязательств представляется сомнительным.
Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усилении конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. По этому анализ данных показателей имеет важное значение.
Таблица 2.8. Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием ООО «Пластик» за 2001 год
Продукция
Производство продукции,
т.руб
Реализация продукции,
т.руб
План
Факт
+,-
%
к плану
План
Факт
+,-
%
к плану
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1. Пакеты серийные типа «майка»
3588
3933
345
9,60
3567
3912
345
9,66
2. Пакеты фасовочные (фирменные)
1305
1423
118
9,03
1295
1402
107
8,25
3. Пакеты «майка» заказные (фирменные)
2045
2238
194
9,48
2033
2217
185
9,10
ИТОГО
6938
7594
656
9,46
6895
7531
636
9,23
Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 9,46 %, а по реализации план перевыполнен на 9,23%, что на 636 тыс. рублей больше запланированного.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства продукции. Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции (табл.2.9).
Таблица 2.9. Выполнение производственного плана в натуральном выражении.
Продукция
2001 год
2000 год
факт тыс. штук
+,-
%
Темп
Роста
План
тыс. штук
Факт
тыс. штук
1
2
3
4
5
6
7
1. Пакеты серийные типа «майка»
13800
14045
10845
245
101,78
129,51
2. Пакеты фасовочные (фирменные)
4500
4590
4101
90
102,00
111,92
3. Пакеты «майка» заказные (фирменные)
4350
4389
4017
39
100,90
109,26
Итого
22650
23024
18963
374
101,65
82,36
Анализ таблицы показывает, что в натуральном выражении отмечен рост следующих видов продукции: объем производства серийных пакетов типа «майка» увеличился на 29,51 %, что в натуральном вырожении состовляет 3200 тыс. пакетов. Объем производства фасовочных пакетов и заказных пакетов типа «майка» увеличился на 11,92% и 9,26%.
Таблица 2.10. Динамика цены реализации произведенной продукциии
Продукция
2000 год
руб.
2001 год
руб.
"+" "-"
%
1. Пакеты серийные типа «майка», в шт.
0,26
0,28
0,02
107,69
2. Пакеты фасовочные (фирменные), в шт.
0,29
0,31
0,02
106,90
3. Пакеты «майка» заказные (фирменные), в шт.
0,47
0,51
0,04
108,51
Средняя цена
0,34
0,37
0,03
107,84
Из таблицы видно, что в среднем цены на продукцию предприятия в 2001 году выросли на 7,84 % по сравнению с 2000 годом.
2.4. Анализ использования производственных фондов.
Далее необходимо провести анализ движения и структуры основных фондов. Данные для анализа представлены в таблице 2.11.
Таблица 2.11 Наличие, движение и структура основных фондов
Группа основных фондов
Наличие на начало года
Поступило за год
Выбыло за год
Наличие на конец года
т.руб
%
т.руб
%
т.руб
%
т.руб
%
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Промышленные производственные фонды
1480
91,8
101
100
30
100
1551
92,8
Производственные основные фонды других отраслей
-
-
-
-
-
-
-
-
Непроизводственные основные фонды
133
8,2
-
-
-
-
120
7,2
ВСЕГО основных фондов
1613
100
101
100
30
100
1671
100
Из таблицы 2.11 видно, что за отчетный период произошли изменения в наличии и структуре основных фондов. Стоимость основных фондов возросла на 58 т.руб за счет увеличения стоимости основных производственных фондов. Увеличилась доля основных производственных фондов в общей сумме основных средств на 1,0 % и соответтвенно сократилась доля непроизводственных основных фондов.
К трудовым ресурсам предприятия относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятия нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется сравнением фактического количества работников по категориям с плановой потребностью (табл.2.12).
Таблица 2.12 Численность работников предприятия
Показатели
План
2001г.
Факт
Отклонения
в абсолютных величинах
в %
2000г.
2001г.
От плана
От 2000г
К плану
К 2000г
1
2
3
4
5
6
7
8
Весь персонал
23
23
25
+2
+2
108,7
108,7
в т.ч. ППП
15
15
17
+2
+2
113,3
113,3
Руководители, специалисты, служащие
5
5
5
-
-
100
100
Непромышленный персонал
3
3
3
-
-
100,0
100
Из таблицы видно, что серьезных изменений в численности работников предприятия в 2001 году не произошло. По категориям руководителей, специалистов, служащих и непромышленному персоналу численность сотрудников не изменилась. Увеличилась по сравнению с прошлым годом численность промышленно производственного персонала на 2 работника, в связи с увеличением объемов производства.