Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 2

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  212  213  214   ..

 

 

Финансовая система Франции

Финансовая система Франции

% 1997год дефицит бюджета в % к ввп

Долг %

Уровень

Учетная ставка %
Франция -3,0 58,0 1,3 5,6

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ

ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Франция занимает одно из первых мест среди развитых капиталистических стран по величине государственного сектора. Получившего развитие в послевоенные годы в результате буржуазной национализации. На него приходится около 1/10 ВНП, более четверти всех инвестиций и около 15 % всего занятого населения страны. Государственные предприятия сосредоточены в энергетике ( угольной, нефтяной, газовой, энергетической), сфере главных потребителей энергии ( почти все виды транспорта), а также наиболее динамичных и новых отраслях (аэронавтики, электроники, химии). Эти предприятия, будучи юридическими лицами, имеют определенную финансовую самостоятельность. Они составляют автономные бюджеты или финансовые сметы . контроль со стороны парламента за ними незначительный . в соответствии с уставом государственные предприятия правомочны заключать контракты , отвечать по своим обязательствам , распределять прибыль, принимать решения по инвестированию.

Ресурсы государственного сектора формируются из различных источников : собственных средств 25%, безвозвратных дотаций и субсидий из госбюджета-18% , долгосрочных кредитов, внутренних и внешних займов, полученных на денежном рынке (57%).

Государственные предприятия делятся на прибыльные и убыточные. Прибыльные предприятия вносят в бюджет налог на прибыль корпораций и отчисления от прибыли.

Основная причина убыточности предприятий – политика заниженных цен и тарифов на товары и услуги предоставляемые монополиям.

Дефицит государственных предприятий покрывается безвозвратными субсидиями и дотациями, а также кредитами из бюджета и специальных фондов.

РАЗДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ “ЦЕНТРОМ” И МЕСТНОЙ ВЛАСТЬЮ.

Главной проблемой всегда было соотношение центра и местной власти. Сейчас сложилась система с наибольшей степенью влиятельности и самостоятельности местных финансов. Можно выделить 5 принципов построения системы местных финансов:четкое разделение полномочий между различными уровнями местного самоуправления:

- обеспечение полномочий необходимыми финансовыми ресурсами на базе обособленных и независимых местных финансов.

- законодательное обеспечение выделенных полномочий,

- голосование местных бюджетов.

- разделение между распорядителями и бухгалтерами,

- независимый контроль на региональном уровне.

Распорядитель – общественное лицо, в компетенцию которого входит выдача распоряжений о доходах и расходах. Таким лицом является , например: мер для коммуны, президент генерального совета для департамента. Однако он непосредственно деньгами не оперирует, а только дает инструкцию о получении или выдаче средств.

Бухгалтер – общественное лицо, уполномоченное совершать операции с фондами и ценностями общественных организаций . такими лицами являются служащие финансовой администрации, бухгалтеры государственной казны, сборщики налогов, таможенных пошлин. Они:

-оплачивают расходы в соответствии с решениями распорядителей.ведут бухгалтерский учет

принимают на себя ответственность за решения распорядителей связанную с доходами.

Распределение ответственности между различными уровнями территориального управления:

Комунна : городская инфраструктура, начальная школа

Департамент: социальная помощь, инфраструктура связи между комуннами , школьный транспорт, междугородний транспорт, аэродромы , колледжи.

Регион: планирование и регулирование экономического развития региона, инфраструктура связи между департаментами, дороги.

Государство: включение территорий в систему национального регулирования, прямое или частичное управление расположенным на территории производством общественных товаров и услуг общегосударственного значения ( дороги, мосты, почта, телеграф, производство, научно-исследовательские работы).

Приложение 1

Государственный бюджет Франции (!987)

Вид налога Доля в % Млн. франков
НДС 41,4 669962
Подоходный налог с физ.лиц 18,1 293110
Налог на предприятия 10,6 170140
Пошлина на нефтепродукты 7,3 118618
Прочие налоги 15,2 245120
Неналоговые поступления 7,4 120267
ИТОГО 100 1617217
А. Операции окончательного характера ДОХОДЫ РАСХОДЫ
Млрд.фр. % Млрд.фр. %
1. Общий бюджет в т.ч. 767,3 69,9 882,6 72,7
Текущие гражданские расходы Х Х 648,4 53,4
Капитальные расходы Х Х 75,3 6,2
Военные расходы Х Х 158,9 13,1
2. Спец. Счета Казначейства в т.ч. 9,5 0,9 9,3 0,8
Текущие гражданские расходы Х Х 7,8 0,7
Капитальные расходы Х Х 1,3 0,1
Военные расходы Х Х 0,2 -
3. Присоединенные бюджеты в т.ч. 207,7 18,9 207,7 17,0
Текущие гражданские расходы Х Х 165,6 13,6
Капитальные расходы Х Х 37,0 3,0
Военные расходы Х Х 5,1 0,4
ИТОГО: 984,5 89,7 1099,6 90,5
Б. Операции временного характера 112,6 10,3 115,2 9,5
1097,1 100 1214,8 100

Приложение 2

Доходы и расходы Франции ( в % к ВВП)

франция 1985 1989 1991 1993 1997
Доходы ФБ 50,2 49,1 49,5 50,1 51,4
Расходы ФБ 50,1 47,6 48,6 52,5 50,8
Предварит. Чистые заимствования 0,0 -1,5 -0,8 2,4 -0,7
Выплаты % по госуд. Долгу 2,9 2,7 2,9 3,4 3,8
Чистые заимствования 2,9 1,2 2,1 5,8 3,0

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Международные финансы: - Учеб. Пособие, М., 1997.

2. Матук Жан Финансовые системы Франции и других стран:-М., 1994г.

3. Новикова Т.С. Местные финансы во Франции: Новосибирск, 1996г.

4.Роль денежно-кредитной, бюджетной политики в экономическом развитии промышленно развитых стран: - Учеб. Пособие ,С-Пб., 1995г.

5.Франция/Пресняков В.Ю., Шумакин Н.Е.и др.-М.: Международные отношения , 1990.-174 с.

1. Финансово-экономический словарь:М., 1987


[1] МЭ и МО №6 1997г.

[2] Финансы капиталистических государств/ Ред. Болдырева.-М: 1985, 355с.

[3] Налоги/Учеб.пособие под ред.Черника.-М.:1998г.

[4] Налоги: Учеб. Пособие/ Под. Ред. Черника, издание 4-е, 1997г.

[5] Финансы капиталистических государств/ Ред. Болдырева.-М: 1985, 355с