ИТОГО
|
100
|
1617217
|
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ
ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Франция занимает одно из первых мест среди развитых капиталистических стран по величине государственного сектора. Получившего развитие в послевоенные годы в результате буржуазной национализации. На него приходится около 1/10 ВНП, более четверти всех инвестиций и около 15 % всего занятого населения страны. Государственные предприятия сосредоточены в энергетике ( угольной, нефтяной, газовой, энергетической), сфере главных потребителей энергии ( почти все виды транспорта), а также наиболее динамичных и новых отраслях (аэронавтики, электроники, химии). Эти предприятия, будучи юридическими лицами, имеют определенную финансовую самостоятельность. Они составляют автономные бюджеты или финансовые сметы . контроль со стороны парламента за ними незначительный . в соответствии с уставом государственные предприятия правомочны заключать контракты , отвечать по своим обязательствам , распределять прибыль, принимать решения по инвестированию.
Ресурсы государственного сектора формируются из различных источников : собственных средств 25%, безвозвратных дотаций и субсидий из госбюджета-18% , долгосрочных кредитов, внутренних и внешних займов, полученных на денежном рынке (57%).
Государственные предприятия делятся на прибыльные и убыточные. Прибыльные предприятия вносят в бюджет налог на прибыль корпораций и отчисления от прибыли.
Основная причина убыточности предприятий – политика заниженных цен и тарифов на товары и услуги предоставляемые монополиям.
Дефицит государственных предприятий покрывается безвозвратными субсидиями и дотациями, а также кредитами из бюджета и специальных фондов.
РАЗДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ “ЦЕНТРОМ” И МЕСТНОЙ ВЛАСТЬЮ.
Главной проблемой всегда было соотношение центра и местной власти. Сейчас сложилась система с наибольшей степенью влиятельности и самостоятельности местных финансов. Можно выделить 5 принципов построения системы местных финансов:четкое разделение полномочий между различными уровнями местного самоуправления:
- обеспечение полномочий необходимыми финансовыми ресурсами на базе обособленных и независимых местных финансов.
- законодательное обеспечение выделенных полномочий,
- голосование местных бюджетов.
- разделение между распорядителями и бухгалтерами,
- независимый контроль на региональном уровне.
Распорядитель –
общественное лицо, в компетенцию которого входит выдача распоряжений о доходах и расходах. Таким лицом является , например: мер для коммуны, президент генерального совета для департамента. Однако он непосредственно деньгами не оперирует, а только дает инструкцию о получении или выдаче средств.
Бухгалтер –
общественное лицо, уполномоченное совершать операции с фондами и ценностями общественных организаций . такими лицами являются служащие финансовой администрации, бухгалтеры государственной казны, сборщики налогов, таможенных пошлин. Они:
-оплачивают расходы в соответствии с решениями распорядителей.ведут бухгалтерский учет
принимают на себя ответственность за решения распорядителей связанную с доходами.
Распределение ответственности между различными уровнями территориального управления:
Комунна : городская инфраструктура, начальная школа
Департамент: социальная помощь, инфраструктура связи между комуннами , школьный транспорт, междугородний транспорт, аэродромы , колледжи.
Регион: планирование и регулирование экономического развития региона, инфраструктура связи между департаментами, дороги.
Государство: включение территорий в систему национального регулирования, прямое или частичное управление расположенным на территории производством общественных товаров и услуг общегосударственного значения ( дороги, мосты, почта, телеграф, производство, научно-исследовательские работы).
Приложение 1
Государственный бюджет Франции (!987)
А. Операции окончательного характера |
ДОХОДЫ
|
РАСХОДЫ
|
Млрд.фр.
|
%
|
Млрд.фр.
|
%
|
1. Общий бюджет
в т.ч. |
767,3 |
69,9 |
882,6 |
72,7 |
Текущие гражданские расходы |
Х |
Х |
648,4 |
53,4 |
Капитальные расходы |
Х |
Х |
75,3 |
6,2 |
Военные расходы |
Х |
Х |
158,9 |
13,1 |
2. Спец. Счета Казначейства
в т.ч. |
9,5 |
0,9 |
9,3 |
0,8 |
Текущие гражданские расходы |
Х |
Х |
7,8 |
0,7 |
Капитальные расходы |
Х |
Х |
1,3 |
0,1 |
Военные расходы |
Х |
Х |
0,2 |
- |
3. Присоединенные бюджеты
в т.ч. |
207,7 |
18,9 |
207,7 |
17,0 |
Текущие гражданские расходы |
Х |
Х |
165,6 |
13,6 |
Капитальные расходы |
Х |
Х |
37,0 |
3,0 |
Военные расходы |
Х |
Х |
5,1 |
0,4 |
ИТОГО: |
984,5 |
89,7 |
1099,6 |
90,5 |
Б. Операции временного характера |
112,6 |
10,3 |
115,2 |
9,5 |
1097,1 |
100 |
1214,8 |
100 |
Приложение 2
Доходы и расходы Франции ( в % к ВВП)
франция |
1985 |
1989 |
1991 |
1993 |
1997 |
Доходы ФБ |
50,2 |
49,1 |
49,5 |
50,1 |
51,4 |
Расходы ФБ |
50,1 |
47,6 |
48,6 |
52,5 |
50,8 |
Предварит. Чистые заимствования |
0,0 |
-1,5 |
-0,8 |
2,4 |
-0,7 |
Выплаты % по госуд. Долгу |
2,9 |
2,7 |
2,9 |
3,4 |
3,8 |
Чистые заимствования |
2,9 |
1,2 |
2,1 |
5,8 |
3,0 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Международные финансы: - Учеб. Пособие, М., 1997.
2. Матук Жан Финансовые системы Франции и других стран:-М., 1994г.
3. Новикова Т.С. Местные финансы во Франции: Новосибирск, 1996г.
4.Роль денежно-кредитной, бюджетной политики в экономическом развитии промышленно развитых стран: - Учеб. Пособие ,С-Пб., 1995г.
5.Франция/Пресняков В.Ю., Шумакин Н.Е.и др.-М.: Международные отношения , 1990.-174 с.
1. Финансово-экономический словарь:М., 1987
[1]
МЭ и МО №6 1997г.
[2]
Финансы капиталистических государств/ Ред. Болдырева.-М: 1985, 355с.
[3]
Налоги/Учеб.пособие под ред.Черника.-М.:1998г.
[4]
Налоги: Учеб. Пособие/ Под. Ред. Черника, издание 4-е, 1997г.
[5]
Финансы капиталистических государств/ Ред. Болдырева.-М: 1985, 355с