Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 1

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  676  677  678   ..

 

 

Понятие, предмет бухгалтерского учета (БУ)

Понятие, предмет бухгалтерского учета (БУ)

1. Понятие, предмет бухгалтерского учета (БУ).

На предприятиях любого вида собственности сущ-ют 3 вида учета:

--оперативный (оперативно-технический, оперативно-производственный)

--балансовый (бухгалтерский)

--статистический.

В соответствии с положением по ведению БУ и бухг. отчетности в РФ и приказам №34-Н от 27.07.1998г., в соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

БУ представляет собой упорядоченную сис-му сбора, регистрации и обобщения информации в ден. выражении об имуществе, обязательствах орг-ии и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хоз-ых операций.

Объектами БУ явл-ся имущество предприятий, их обязат-ва и хоз-ые операции, осущ-ые организациями в проц-се деят-ти.

Объекты БУ подразделяются на три взаимосвязанных раздела: имущество организации по составу и размещению; имущество организации по источникам его образования (собственные и заемные обязательства); хозяйственные операции и их результаты, получаемые в сферах снабжения, производства и продажи.

Предметом БУ явл-ся финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Фин.-хоз. деятельность складывается из: формирования источников, необходимых для деятельности (источники м.б. фин-ми и матер-ми); размещения привлеченных и сформированных средств: создание производственных запасов, затрат на производство продукции, реализации продукции, взаимоотношений с бюджетом в части налогообложения и иные хозяйственные операции.

Метод бухгалтерского учета - ведение учета финансово-хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их выражения.

Метод бухгалтерского учета охватывает способы и приемы, при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учета. Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс и отчетность.

БУ - изучает количественную сторону хоз-х явлений, в неразрывной связи с их качественной стороной, путём сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации хоз-х фактов, как в денежном, так и натуральном измерителях. Исходя из этого определения можно выделить следующие особенности БУ: 1. Он сплошной, т.е. имеет место сплошное отражение фин-й и хоз-й деят-ти п/п. 2. Он непрерывен, т.е. осущ-ся непрерывность во времени отражены в проис-их в хоз-ых факторах. 3. Он документальный, т.е. каждый хоз-ый факт оформляется документально, а именно бумажным первичным документом, кот имеет правовую основу, согласно док-ту устанавливается ответственность лиц за выполняемую хоз-ую операцию, а след-но док-т приобретает юр. силу. 4. Все средства и хоз-ые процессы обязательно отражаются в денежном выражении, обобщая натур показатели.

Виды измерителей: сущ-ет 3 вида измерит-х исп-ых в учёте: 1. натуральный измеритель, они раскрывают количественную хар-ку однородного объекта учёта и служат для получения информации в указанных единицах зав-ти от его особенностей. 2. Трудовые, предназначены для учёта затраченного времени на выполнение опред-ых работ (часы, дни) С помощью труд-х измерителей нормы выработки, произв-ть труда, начисления зарплаты. 3. денежный измеритель- он явл-ся обобщающим показателем, позволяющем объединить разнородные объекты.

Осн. задачи БУ:

1. формирование достоверной и полной инфы о деят-ти орг-ии и ее имущественном положении;

2. обеспечение информацией;

3. предотвращение отриц. рез-ов хоз-ой деят-ти орг-ии и выявление внутрихоз-ых резервов, обеспечение финансовой устойчивости.

Рук-ль орг-ии в завис-ти от объема учетной работы может:

1) учреждать бухг-ую службу как структурное подразделение;

2) ввести в штат должность бухгалтера;

3) передать на договорных началах ведение БУ централизованной бухгалтерии, специализированной орг-ии или бухгалтеру – специалисту;

4) вести БУ лично.


2.Закон о БУ.

21 ноября 1996 г. вступил в силу Федеральный закон “О БУ”, который вобрал в себя опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике применительно к российским традициям и действующему в России гражданскому и финансовому праву. В законе определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета; права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управляющего персонала; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации; порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета.

Закон о БУ состоит из 3ех разделов и 19 статей.

Федеральным законом от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О БУ» определены:

--регулирование БУ (статья 5)

--организация бухгалтерского учета в организациях (статья 6)

--главный бухгалтер (статья 7)

--основные требования к ведению бухгалтерского учета (статья 8)

--первичные учетные документы (статья 9)

--регистры бухгалтерского учета (статья 10)

--оценка имущества и обязательств (статья 11)

--инвентаризация имущества и обязательств (статья 12)

--состав бухгалтерской отчетности (статья 13)

--отчетный год (статья 14)

--адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности (статья 15)

--публичность бухгалтерской отчетности (статья 16)

--хранение документов бухгалтерского учета (статья 17)

--ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете (статья 18).

В первом разделе – «Общие положения» - дано определение сущности БУ, названы его объекты (имущ-во орг-ии, ее обязательства и хоз. операции), указаны задачи БУ, приведены осн. понятия, используемые в БУ (синтетический и аналитический учет, план счетов, бух. отчетность…). В разделе указан также свод законодательных актов РФ о БУ: Федеральный закон, устанавливающий единые правовые и методологические основы орг-ии и ведения БУ, др. федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Определена сфера действия Федерального закона (он распростр-ся на все орг-ии, находящиеся на терр-ии РФ, филиалы и представительства иностранных орг-ий, если иное не предусмотрено м/н договорами РФ). Изложен порядок регулирования БУ, в соответствии с к-ым общее методологическое руководство БУ осущ-ся Правительством РФ, а органы, к-ым предоставлено право регулирования БУ, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по БУ и др. нормативные акты и методические указания по БУ.

Ответственность за организацию БУ в орг-ях, соблюдение законодательства при выполнении хоз. операций возложено на руководителей орг-ий.

Во втором разделе – «Осн. правила ведения БУ» - изложены треб-ия к ведению БУ (обязательность двойной записи хоз. операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте РФ, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущ. затрат и кап. и фин. вложений), к документированию хоз. операций, ведению регистров БУ, оценке имущ-ва и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

В третьем разделе – «Осн. правила составления и предоставления бух. отчетности» - изложены осн. треб-ия к составлению бух. отчетности, порядок ее предоставления, осн. правила составления сводной бух. отчетности и порядок хранения док-тов БУ.

Федеральный закон о бухгалтерском учете распространяется на все организации, находящиеся на территории России, если это не противоречит договорам нашей страны с другими государствами. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет своих доходов и расходов в интересах налогообложения и в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.


3. Виды БУ и его основные отличия.

Бухгалтерский учет можно разделить на несколько видов, каждый из которых требует специальных знаний и регулируется особыми правилами, а занимающиеся им люди объединены в особые профессиональные ассоциации. Такими разновидностями являются: 1) финансовый учет, 2) управленческий учет, 3) налоговый учет и 4) аудит. Из них наибольшее значение имеет финансовый учет, так как все прочие виды бухгалтерской деятельности исходят из принципов и понятий, применяемых в финансовом учете.

Финансовый учет призван снабжать информацией внешние по отношению к предприятию заинтересованные стороны. В число тех, кто пользуется данными финансового учета, входят реальные и потенциальные инвесторы, кредиторы, государственные учреждения, служащие и конкуренты. В связи с тем, что полученная с помощью финансового учета информация предназначена людям, не имеющим доступа к подробным сведениям о ресурсах и операциях предприятия, в практике финансового учета действуют некоторые основополагающие принципы и правила, гарантирующие объективность, проверяемость и беспристрастность. Результаты учета доводятся до пользователей в форме основного финансового отчета, который обычно является частью годового отчета предприятия перед акционерами и нередко дополняется докладом президента компании, управленческим анализом деятельности и перспектив предприятия и отчетом об аудиторской проверке финансовой деятельности. Финансовый отчет обычно включает: 1) бухгалтерский баланс, 2) счет прибылей и убытков, 3) счет движения денежных средств. Каждый элемент по-разному отражает функционирование и финансовое состояние организации. Изучение их в комплексе и с учетом примечаний, которые обычно сопровождают отчеты и дополняют представленную в них информацию, позволяет извлечь сведения, помогающие заинтересованным лицам оценить финансовое положение и результаты работы предприятия. Для облегчения сопоставлений наряду с информацией текущего года в отчетах должны быть представлены данные за прошлый год. Открытые акционерные компании обязаны представлять счета прибылей и убытков и счет движения средств за текущий и два предшествующих года и баланс за текущий и предшествующий годы. Баланс содержит информацию об объеме и структуре активов, пассивов и капитала компании на определенный момент времени. Как правило, активы упорядочиваются по степени их ликвидности и разбиваются на две категории – текущие (оборотные) и основные. К текущим активам относятся те ресурсы, которые должны быть обращены в деньги или полностью потреблены в течение следующего отчетного периода. Пассивы (обязательства) обычно группируются по срокам их оплаты и также делятся на две категории – текущие и долгосрочные. Предполагается, что текущие обязательства будут оплачены до окончания предстоящего отчетного периода. Структура капитала зависит от типа предпринимательской организации. Единоличные предприятия и товарищества фиксируют в балансе капитал владельцев. Собственный капитал корпораций обычно складывается из двух основных компонентов: вложенного, или оплаченного, акционерного капитала – суммы, поступившей от реализации акций; и нераспределенной прибыли, т.е. совокупной накопленной прибыли, полученной предприятием за все время его существования, за вычетом суммы дивидендов, распределенных среди акционеров. Счет прибылей и убытков подытоживает результаты основной хозяйственной деятельности организации за определенный период времени. В нем приводятся данные о доходах, расходах, прибылях и убытках, на основе которых рассчитывается чистая прибыль (или убыток) за отчетный период. К доходам относят увеличение стоимости активов или снижение стоимости обязательств в результате осуществления поставок или производства товаров, предоставления услуг либо иных действий, которые входят в основную хозяйственную деятельность организации. Под расходами соответственно понимают снижение стоимости активов или рост стоимости обязательств в результате этой деятельности. Прибылями и убытками называют изменения в стоимости активов и обязательств, вызванные операциями и событиями, выходящими за рамки основной хозяйственной деятельности организации. Представленная в счете прибылей и убытков информация предназначена не только для оценки прошлой деятельности предприятия, но и для прогнозирования будущих ее результатов. Счет движения денежных средств призван служить двум целям. Главная задача заключается в объяснении причин увеличения или уменьшения суммы денежных средств предприятия за определенный период времени.


Продолжение вопроса 3

Для решения этой задачи указываются основные источники поступления средств и статьи их расходования с указанием соответствующих сумм за отчетный период. Конкретные поступления и платежи отнесены к различным категориям,