Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 1

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  668  669  670   ..

 

 

Экзаменационные билеты из Плешки

Экзаменационные билеты из Плешки

Классификация  №
Содержание операции Дебет Кредит 1 Уплачено за материалы 10 51 2 Отпущены материалы 20 10 3 Прибыль на у/капитал 81 85
Наименование Остат. Оборот Остат.
синтет. счета Д К Д К Д К
Итого:
по кредиту счетов
по дебету счетов Матер. Осн. Пр И т. д. Итого
Материалы
Осн про-во
др.
Готовая прод.
Итого Должно =

Синт.учёт долгосрочной аренды

У арендодателя: при передаче ОС в долгоср аренду ведется след.обр:

– отражается передача в аренду по первонач.стоимости Д01 - К01;

– начисляется арендная плата за год Д76 – К83;

– начисляется арендная плата за месяц  Д83 – К80;

– начисляется ежемесячная амортизация Д80 – К02;

– возврат ОС Д01 – К01;

      У арендатора: он принимает на баланс арендованные ОС по договорной цене:

– поступление арендованных ОС Д001

– начисляется арендная плата за год Д31 – К76

– начисляется арендная плата за месяц Д26 – К 31

– возврат К001

 

40. Учет общепроизводственных (ОПР) и общехозяйственных (ОХР) расходов.

Общепроизводственные расходы являются косвенными, они составляют значительный удельный вес в себестоимости продукции - это расходы, связанные с организацией, обслуживанием и управлением производством. В их состав включаются: расходы на содержание аппарата управления; расходы на содержание прочего общепроизводственного персонала; расходы на эксплуатацию и ремонт производственного  оборудования; расходы на содержание и ремонт производственных зданий и инвентаря; по износу МБП и инвентаря, находящегося в эксплуатации и т. п.

Учет ОПР ведется на счете 25”ОПР” - этот счет активный, собирательно-распределительный. По дебету в течение месяца собираются все ОПР, по кредиту- списываются в конце месяца и включаются в себестоимость. Счет 25 сальдо не имеет и в балансе отдельной статьей не учитывается.

по Дебету 25 в корреспонденции со счетами:

К02 начисление износа на основные средства общепроизводственного назначения;

К10 стоимость материалов, отпущенных на общепроизводственные цели;

К12 передача МБП со склада в эксплуатацию стоимостью ниже установленного лимита;

К70 начисление зарплаты общепроизводственному персоналу;

К68 начисление транспортного налога;

К60 списание услуг, оказанных сторонней организацией и т. п.

По Кредиту 25 отражается в корреспонденции со счетами:

Д20 списание затрат на себестоимость годной продукции основного производства;

Д23 списание затрат на себестоимость продукции вспомогательного производства;

Д28 списание затрат на себестоимость забракованной продукции.

           Общехозяйственные расходы –

1) расходы на управление предприятием, которые состоят из: зарплата управленческому персоналу, командировочные расходы и расходы по перемещению, представительские расходы, расходы на содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны, прочие расходы;

2) общехозяйственные расходы, в состав которых включаются: содержание общеэксплуатационного персонала; служебные командировки работников, не относящихся к аппарату управления; амортизация основных средств общехозяйственного назначения; содержание и ремонт зданий и сооружений, инвентаря хозяйственного назначения; расходы по испытаниям, опытам, исследованиям и техническим усовершенствованиям; расходы на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности; расходы на проведение выставок, чтения лекций; расходы на подготовку кадров, на организацию набора рабочей силы; прочие ОХР.

3) налоги, сборы и прочие обязательные платежи

4) ОХР непроизводительного характера: потери от простоев, от порчи и недостачи материальных ценностей.

              Учет ОХР ведется на сч.26”ОХР”:

     По дебету в корреспонденции с кредитом счетов собираются затраты:

К70  начисление зарплаты управленческому и общехоз. персоналу предприятия;

К69 отчисления на социальное страхование и обеспечение от суммы оплаты труда работников управления;

К02 начисление суммы износа по основным средствам общехозяйственного назначения;

К05 начисление износа по НМА;

К13 начисление износа МБП общехозяйственного назначения;

К60 стоимость работ и услуг общехозяйственного назначения;

К71 списание командировочных и представительных расходов общехозяйственного назначения;

К76 другие расходы общехозяйственного назначения.

К26-Д20 - списываются на производственную себестоимость ОХР и включаются в ее состав отдельной статьей.

 

41,42,47. Понятие, классификация, учет по приобретению и выбытию НМА.

К нематериальным активам относят долгосрочные активы, которые не имеют материальную форму, но приносят доход предприятию. Их ценность - в долгосрочных правах или преимуществах, которые они дают владельцу. Примеры нематериальных активов: патенты, авторские права, лицензии, торговые марки, права на пользование материальными ресурсами, программные продукты и др.

В БУ - нематериальные активы учитываются по стоимости их приобретения, которая определяется:

1. По цене договоренности сторон, например, когда учредитель осуществляет вклад в уставной капитал.

2. По фактической стоимости приобретения, когда нематериальные активы приобретаются у других лиц за плату.

3. По цене, установленной экспертной оценкой, когда нематериальные активы поступают безвозмездно.

Первичный учет нематериальных активов осуществляется на основании:

– свидетельств на право пользования,

– актов приемки работ по разработке программного обеспечения,

– протоколов о внесении нематериальных активов,

– протоколов о собрании учредителей,

– патентов и др.

Аналитический учет нематериальных активов ведется по их видам в карточках, где отражается наименование объекта, первоначальная стоимость, технико-экономическая характеристика, срок полезного действия объекта (тк на него начисляется износ) и др.

Синтетический учет нематериальных активов осуществляется на счете 04 “Нематериальные активы”, счет активный, Сд показывает наличие нематериальных активов.

По Д04 - поступление нематериальных активов в корреспонденции с:

– К08 “Капитальные вложения” при приобретении за плату,

– К87 “Добавочный капитал” при безвозмездном поступлении или субсидиях государства.

По К04 - выбытие нематериальных активов:

– Д48 “Реализация прочих активов” при списании, реализации или безвозмездной передаче нематериальных активов. Одновременно отражается износ Д05 “Амортизация нематериальных активов” - К48.

Д48 - К68 “Расчеты с бюджетом” -  начисление НДС.

43,44. Учет выбытия ОС.

Причины:

1. Ликвидация объекта полностью за ветхостью и износом или из-за стихийных бедствий.

2. Ликвидация части инвентарного объекта в связи с модернизацией,  реконструкцией,  переоборудованием.

3. Безвозмездная передача.

4. Реализация неиспользуемого оборудования или недостача,  выявленная инвентаризацией.

Безвозмездная передача и продажа : Дебет - 47, Кредит - 01.

списание износа: Дебет - 02, Кредит - 47.

Списание износа при полной непригодности Дт02 - Кт47;

списание с баланса при продаже  ОС  Дт47 - Кт01;

зачисление выручки от продажи Дт51 - Кт47

списание фин результата Дт80 - Кт47 (убыток) и наоборот - прибыль.

Синт учёт в журнале-ордере к счету 01- построен по кредитовому признаку. Обороты по Дт ведутся в нескольких Ж -О.

Расходы по демонтажу: Дт47 - Кт10,70,69,89,23,60.

При ликвидации ветхого оборудования приходуется металлолом Дт10 - Кт47

46. Учет износа (амортизации) нематериальных активов.

Как и основные средства, нематериальные активы в процессе эксплуатации переносят свою стоимость на себестоимость продаваемой продукции постепенно в виде износа (амортизации).

Износ нематериальных активов начисляется ежемесячно по норме, ее величина рассчитывается исходя из первоначальной стоимости и сроков полезного использования. По объектам, у которых нельзя определить срок полезного использования, норма устанавливается в расчете на 10 лет, но не более срока деятельности предприятия.

Учет износа нематериальных активов производится на счете 05 “Износ нематериальных активов”. Начисление износа: К05-Д20 “Основное производство”, 25 ”Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 31 “Расходы будущих периодов” (в зависимости от назначения нематериальных активов), начесления идут ежемесячно. Потом Дт05 – Кт04 – полная стоимость НМА ( счет 04 закрывается)

       При выбытии нематериальных активов по различным причинам начисляется износ: Д05-К48”Реализация прочих активов”.


48. Понятие и классификация ПЗ, их оценка и задачи учета.

ПЗ - это предметы труда, обслуживающие один производственный цикл и их ст-ть полностью включ-ся в себестоимость продукции.

Операции по ПЗ: заготовление и приобретение у поставщиков; движение ПЗ на предприятии; реализация ПЗ.

Система показателей по ПЗ (в натур и стоимостной форме): остатки на начало периода; остатки на конец периода; приход за период; расход за период.

Учёт ПЗ устанавливается учётной политикой предприятия, и оно может устанавливать по след. моментам:  метод оценки ПЗ; порядок отражения ПЗ на счетах; критерии отнесения ПЗ к МБП; порядок списания МБП.

Классификация ПЗ:

       1) По критерию функциональной роли ПЗ и их значению в процессе пр-ва (экономич классификация): сырье, осн. материалы, покупные п\ф, вспомогат. материалы, отходы, тара, топливо, запчасти, МБП.

       2) По техническим характеристикамм и физ-хим св-вам ПЗ (техническая классификация) - систематизированный перечень потребляемых в процессе пр-ва мат.ценностей с указанием наименования, сорта, марки, ед.измерения, каждой позиции присваивается свой номенклатурный номер.

Себестоимость ПЗ формируется на базе цен их приобретения (без НДС) за исключ отдельных групп товаров, по которым с с-сть включ-ся НДС. В с-сть включ-ся % за отсрочку оплаты, предоставленной поставщиками, наценки, комиссионные вознаграждения, оплата брокерских услуг, тамож.пошлины, трансп.услуги, затраты на тару.

Задачи БУ в отношении ПЗ:

– правильно и своеврем. документально отразить по  движению ПЗ;

– опред-ть факт.с-сть приобретенных ПЗ;

– осущ-ть контроль за их использованием;

своеременно выявлять излишки или недостаток ПЗ.

49.   Синтетический учёт ПЗ без использования счетов 15 и 16.

Учёт материалов в бухгалтерии ведется на основании первичных док-в в ведомостях по приходу и расходу, а также сост-ся оборотная ведомость по каждому виду ПЗ. При журн-ордерной форме учёт ПЗ ведется в ведомости № 10

Учёт расчётов с поставщиками за приобретенные тов-мат ценности ведется в Ж-О №6. На основании счетов поставщиков и первичных документов по приходу в разрезе субсчетов ведется учёт по каждому поставщику поступление материалов и оплаты за поступление тов-мат ценностей.

Синт.учёт ПЗ ведется на сч.10 “Материалы” в разрезе субсчетов:

     сырьё и материалы; покупные п\ф, комплектующие, конструкции, детали; топливо; тара и тарные материалы; запчасти; прочие материалы; материалы, переданные в переработку на сторону; строит. материалы

     Счёт 10 - активный. Поступление мат: Д10 - К60,20,28,76,.75; начисление НДС по поступившим материалам Д19-К60,76. Расход матер: Д20,25,26,28,48 - К10; начисление НДС за продажу ПЗ Д48 - К68

50. Синтетический учет произв. запасов с использованием счетов 15 и 16.

Учет осуществляется на предприятии в соответствии с его учетной политикой на основании первичных документов по приходу материальных ценностей.

Учет заготовления - на счете 15 “Заготовление и приобретение материалов”.

По дебету счета 15 отражается покупная стоимость материальных ценностей,  по которым предприятие получило расчетные документы поставщиков.

Д15 - К60,23,71,76 - в зависимости от того, откуда поступили материальные ценности.

Отдельной строкой в документах отражается НДС по поступившим ценностям Д19-К60 (от поставщиков),76 (разовая поставка).

Оприходование материальных ценностей по учетным ценам - Д10-К15 и отклонение между фактической себестоимостью и учетной ценой - Д16-К15  “Отклонение в стоимости материалов”.

При поступлении материальных ценностей возможны их недостача или некачественная поставка. На эту сумму составляется акт представителями обеих сторон и предъявляются претензии к виновникам ( поставщикам или  транспортной организации).

Отражение суммы претензии   : Д63-К60,76.

Поставка материальных ценностей по претензии - Д10-К63.

Возврат денежных средств при погашении долга по претензии Д51-К63.

 

51.   Классификация затрат на пр-во по элементам и статьям затрат.

1. По экономическим элементам (необходимо для планирования себестоимости продукции).

В настоящее время для определения себестоимости продукции в зарубежной и отечественной практике часто применяется данная классификация, что снижает контроль за издержками производства.

Затраты подразделяются на:

– Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов).

– Затраты на оплату труда.

– Отчисления на социальные нужды.

– Амортизация основных средств.

– Прочие затраты.

Эта классификация отвечает на вопрос, что необходимо для производства продукции.

2. По статьям затрат (калькуляции) - необходима для определения себестоимости продукции. Применяется следующая типовая номенклатура статей затрат при определении себестоимости продукции:

1. “Сырье и материалы”

2. “Возвратные отходы” (“-”)

3. “Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций”

4. “Топливо и энергия на технологические цели”

5. “Зарплата производственных рабочих”

6. “Отчисления на социальные нужды”

7. “Расходы на подготовку и освоение производства”

8. “Общепроизводственные расходы”

9. “Общехозяйственные расходы”

10. “Потери от брака”

11. “Прочие производственные расходы”

(1-11) - Производственная себестоимость.

12.”Коммерческие расходы” (не всегда включается)

(1-12) - Полная себестоимость.

Количество статей затрат определяется особенностями отраслей, а также удельным весом того или иного вида расходов в себестоимости продукции. Например, если расходы на топливо занимают значительный удельный вес в себестоимости продукции, то они выделяются отдельной статьей.

 

64 Учет добавочного капитала.

Добавочный капитал создается в результате переоценки имущества пр-я, безвозмездного поступления имущества пр-я или эмиссионного дохода.

Синтетический учет добавочного капитала ведется на счете 87 “добавочный капитал” - счет пассивный; по Крадиту отражается увеличение добавочного капитала в соответствии с приростом ст-ти; по Дебету отражается использование добавочного капитала. Сальдо кредитовое и показывает наличие добавочного капитала на предприятии.

Формирование добавочного капитала регулируется нормативными актами. Из-за различных источников формирования доб. капитала в БУ открываются различные субсчета:

     Образование и пополнение доб. кап., кот. связано с приростом ст-ти, отражается по К87-1 в корреспонденции с Д разных счетов:

Д01”Основные средства” - при переоценке основных средств,

Д04”Нематериальные активы” - при переоценке нематериальных активов,

Д07”Оборудование к установке” - переоценка оборудования к установке,

Д10”Материалы” - переоценка материалов и др. счетов.

         Уменьшение доб. кап. возвожно

1. При использовании средств на увеличение уставного капитала Д87-К85 ”Уставной капитал”.

2. При погашении непокрытого убытка Д87-К88 ”Нераспределенная прибыль”

3. При переоценке имущества в результате снижения его стоимости Д87-К01,04,07,10 и т.д.

На субсчете 87-2 “Эмиссионный доход” учет ведется следующим образом: ведется учет эмиссионного дохода от продажи ценных бумаг в том случае, если сумма разницы между продажной ст-тью и номинальной будет положительной.

Учет эмиссионного дохода: Д51,52 - К87-2.

    Учет по субсчету 87-3 (нематер. ценности):

Оприходование имущества Д 01 ”Основные средства”, 04 “НМА”, 07 ”Оборудование к установке”, 10 ”Материалы” и др. - К87-3.

Использование - Д87.3 К разных счетов.

Образование - аналогично учету на 87.1.

62. Способы исправления ошибок.

В связи с большим объемом экономической информации, применяемом в БУ, возможны различные ошибки, которые допускаются как в первичных документах, так и в учетных регистрах.

В связи с этим существуют различные способы исправления ошибок.

1 способ. Метод зачеркивания неправильной записи. При этом методе неправильную запись зачеркивают тонкой линией (чтобы было видно, что зачеркивается). Сверху подписывается правильная запись, а в углу документа делается запись “исправленному с ... на ... верить” и подпись лица, кот. провел исправление.

Исправление таким способом применяется при обнаружении ошибок в первич. документах.

2 способ. Метод красное сторно. При этом методе красными чернилами дополнительной строкой производится запись, по которой обнаружена ошибка.

След. строкой производится правильная запись.

Такой способ исправления ошибок применяется в регистрах аналитич. учета.

3 способ. Исправление ошибок путем обратной записи.

Пример: Неправильная запись: Дт20 -  Кт70  - 500

Для ликвидации: Дт70 - Кт20 - 500  И теперь правильная запись: Дт25 - Кт70 - 500.

Такой способ исправ. ошибок в регистрах синт. учета.

В отчетности исправление ошибок недопускается. При обнаружении неправильной записи, отчетность переписывается.

Исправление ошибок недопускается также при составлении документов (как первичных, так и УчРег) по начислению з/п и по банковским документам.

61. Бухгалтерская отчетность организации, состав и содержание.

Завершающим этапом учетного процесса является бух. отч. В ней нарастающим итогом отражаются показатели, характеризующие имущественное и финансовое положение предприятия, а также результат хоз. деятельности за отчетный период.

Т.о. отчетность - это система показателей фин.- хоз. деятельности предприятия.

Анализ показателей отчетности позволяет определить общую стоимость имущества предприятия, величину собств. капитала предприятия и заемных средств.

Данные бух отчетности позволяют выявить фин. положение предприятия, его платежеспособность и доходность.

1 - Бух отчетность дает возможность более глубоко заглянуть во внутренние и внешние отношения хоз субъекта и предприятия, оценить его способность своевременно и полностью рассчитывать по обязательствам.

2 - Внешние пользователи бух информации по данным отчетности получают возможность оценить целесообразность приобретения имущества того или иного предприятия, избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам, правильно построить отношения с имеющимися заказчиками, а также оценить фин. положение потенциальных партнеров.

3 - По данным отчетности руководитель предприятия отчитывается перед учредителями и прочими структурами управления и контроля. Тщательный анализ отчетности позволяет раскрыть причины недостатков в работе предприятия, выявить резервы и наметить пути улучшения его

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  668  669  670   ..

 

Год Начислено амортизации
1 10000*40%=4000
2 (10000–4000)*40%=2400
3 (6000–2400)*40%=1440
4 (3600–1440)*40%=864
5 10000–8704(весь износ)–1000=296