5 |
10000–8704(весь износ)–1000=296 |
Синт.учёт долгосрочной аренды
У
арендодателя: при
передаче ОС в долгоср аренду ведется след.обр:
– отражается передача в
аренду по первонач.стоимости Д01 - К01;
– начисляется арендная плата
за год Д76 – К83;
– начисляется арендная
плата за месяц Д83 – К80;
– начисляется
ежемесячная амортизация Д80 – К02;
– возврат ОС Д01 – К01;
У
арендатора: он принимает на баланс арендованные ОС по договорной цене:
– поступление
арендованных ОС Д001
– начисляется арендная
плата за год Д31 – К76
– начисляется арендная
плата за месяц Д26 – К 31
– возврат К001
40. Учет общепроизводственных (ОПР)
и общехозяйственных (ОХР) расходов.
Общепроизводственные
расходы являются косвенными,
они составляют значительный удельный вес в себестоимости продукции - это
расходы, связанные с организацией, обслуживанием и управлением производством. В
их состав включаются: расходы на содержание аппарата управления; расходы на
содержание прочего общепроизводственного персонала; расходы на эксплуатацию и
ремонт производственного оборудования; расходы на содержание и ремонт
производственных зданий и инвентаря; по износу МБП и инвентаря, находящегося в
эксплуатации и т. п.
Учет
ОПР ведется на счете 25”ОПР” - этот счет активный,
собирательно-распределительный. По дебету в течение месяца собираются все ОПР,
по кредиту- списываются в конце месяца и включаются в себестоимость. Счет 25
сальдо не имеет и в балансе отдельной статьей не учитывается.
по Дебету
25 в корреспонденции
со счетами:
К02 начисление износа на
основные средства общепроизводственного назначения;
К10 стоимость материалов,
отпущенных на общепроизводственные цели;
К12 передача МБП со склада в
эксплуатацию стоимостью ниже установленного лимита;
К70 начисление зарплаты
общепроизводственному персоналу;
К68 начисление транспортного
налога;
К60 списание услуг,
оказанных сторонней организацией и т. п.
По
Кредиту 25 отражается
в корреспонденции со счетами:
Д20 списание затрат на
себестоимость годной продукции основного производства;
Д23 списание затрат на
себестоимость продукции вспомогательного производства;
Д28 списание затрат на
себестоимость забракованной продукции.
Общехозяйственные
расходы –
1) расходы на управление предприятием, которые состоят из: зарплата
управленческому персоналу, командировочные расходы и расходы по перемещению,
представительские расходы, расходы на содержание пожарной, военизированной и
сторожевой охраны, прочие расходы;
2) общехозяйственные
расходы, в состав которых включаются: содержание общеэксплуатационного
персонала; служебные командировки работников, не относящихся к аппарату
управления; амортизация основных средств общехозяйственного назначения;
содержание и ремонт зданий и сооружений, инвентаря хозяйственного назначения;
расходы по испытаниям, опытам, исследованиям и техническим усовершенствованиям;
расходы на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности; расходы
на проведение выставок, чтения лекций; расходы на подготовку кадров, на организацию
набора рабочей силы; прочие ОХР.
3) налоги, сборы и
прочие обязательные платежи
4) ОХР
непроизводительного характера: потери от простоев, от порчи и недостачи
материальных ценностей.
Учет ОХР ведется на сч.26”ОХР”:
По дебету в корреспонденции с кредитом счетов
собираются затраты:
К70 начисление зарплаты
управленческому и общехоз. персоналу предприятия;
К69 отчисления на социальное
страхование и обеспечение от суммы оплаты труда работников управления;
К02 начисление суммы износа
по основным средствам общехозяйственного назначения;
К05 начисление износа по
НМА;
К13 начисление износа МБП
общехозяйственного назначения;
К60 стоимость работ и услуг
общехозяйственного назначения;
К71 списание командировочных
и представительных расходов общехозяйственного назначения;
К76 другие расходы
общехозяйственного назначения.
К26-Д20 -
списываются на производственную себестоимость ОХР и включаются в ее состав
отдельной статьей.
41,42,47. Понятие, классификация, учет по
приобретению и выбытию НМА.
К нематериальным
активам относят долгосрочные активы, которые не имеют материальную форму,
но приносят доход предприятию. Их ценность - в долгосрочных правах или
преимуществах, которые они дают владельцу. Примеры нематериальных активов:
патенты, авторские права, лицензии, торговые марки, права на пользование
материальными ресурсами, программные продукты и др.
В БУ -
нематериальные активы учитываются по стоимости их приобретения, которая
определяется:
1. По цене договоренности
сторон, например, когда учредитель осуществляет вклад в уставной капитал.
2. По фактической
стоимости приобретения, когда нематериальные активы приобретаются у других лиц
за плату.
3. По цене,
установленной экспертной оценкой, когда нематериальные активы поступают
безвозмездно.
Первичный
учет нематериальных активов осуществляется на основании:
– свидетельств на право
пользования,
– актов приемки работ
по разработке программного обеспечения,
– протоколов о внесении
нематериальных активов,
– протоколов о собрании
учредителей,
– патентов и др.
Аналитический
учет нематериальных
активов ведется по их видам в карточках, где отражается наименование объекта,
первоначальная стоимость, технико-экономическая характеристика, срок полезного
действия объекта (тк на него начисляется износ) и др.
Синтетический
учет нематериальных
активов осуществляется на счете 04 “Нематериальные активы”, счет активный, Сд
показывает наличие нематериальных активов.
По Д04
- поступление нематериальных активов в корреспонденции с:
– К08 “Капитальные
вложения” при приобретении за плату,
– К87 “Добавочный капитал”
при безвозмездном поступлении или субсидиях государства.
По К04
- выбытие нематериальных активов:
– Д48 “Реализация
прочих активов” при списании, реализации или безвозмездной передаче
нематериальных активов. Одновременно отражается износ Д05 “Амортизация
нематериальных активов” - К48.
Д48 - К68 “Расчеты с
бюджетом” - начисление НДС.
43,44. Учет выбытия ОС.
Причины:
1. Ликвидация объекта
полностью за ветхостью и износом или из-за стихийных бедствий.
2. Ликвидация части инвентарного
объекта в связи с модернизацией, реконструкцией, переоборудованием.
3. Безвозмездная передача.
4. Реализация
неиспользуемого оборудования или недостача, выявленная инвентаризацией.
Безвозмездная передача и
продажа : Дебет - 47, Кредит - 01.
списание износа: Дебет - 02,
Кредит - 47.
Списание износа при полной
непригодности Дт02 - Кт47;
списание с баланса при
продаже ОС Дт47 - Кт01;
зачисление выручки от
продажи Дт51 - Кт47
списание фин результата Дт80
- Кт47 (убыток) и наоборот - прибыль.
Синт учёт в журнале-ордере к счету 01- построен
по кредитовому признаку. Обороты по Дт ведутся в нескольких Ж -О.
Расходы по демонтажу: Дт47 -
Кт10,70,69,89,23,60.
При ликвидации ветхого
оборудования приходуется металлолом Дт10 - Кт47
46. Учет износа (амортизации)
нематериальных активов.
Как и
основные средства, нематериальные активы в процессе эксплуатации переносят свою
стоимость на себестоимость продаваемой продукции постепенно в виде износа
(амортизации).
Износ
нематериальных активов начисляется ежемесячно по норме, ее величина
рассчитывается исходя из первоначальной стоимости и сроков полезного
использования. По объектам, у которых нельзя определить срок полезного
использования, норма устанавливается в расчете на 10 лет, но не более срока
деятельности предприятия.
Учет износа нематериальных
активов производится на счете 05 “Износ нематериальных активов”.
Начисление износа: К05-Д20 “Основное производство”, 25 ”Общепроизводственные
расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 31 “Расходы будущих периодов” (в
зависимости от назначения нематериальных активов), начесления идут ежемесячно.
Потом Дт05 – Кт04 – полная стоимость НМА ( счет 04 закрывается)
При выбытии нематериальных
активов по различным причинам начисляется износ: Д05-К48”Реализация прочих
активов”.
48. Понятие и классификация ПЗ, их оценка и
задачи учета.
ПЗ - это предметы труда, обслуживающие
один производственный цикл и их ст-ть полностью включ-ся в себестоимость
продукции.
Операции
по ПЗ: заготовление и
приобретение у поставщиков; движение ПЗ на предприятии; реализация ПЗ.
Система показателей по ПЗ (в
натур и стоимостной форме): остатки на начало периода; остатки на конец
периода; приход за период; расход за период.
Учёт ПЗ
устанавливается учётной политикой предприятия, и оно может устанавливать по
след. моментам: метод оценки ПЗ; порядок отражения ПЗ на счетах; критерии
отнесения ПЗ к МБП; порядок списания МБП.
Классификация
ПЗ:
1) По критерию
функциональной роли ПЗ и их значению в процессе пр-ва (экономич
классификация): сырье, осн. материалы, покупные п\ф, вспомогат. материалы,
отходы, тара, топливо, запчасти, МБП.
2) По техническим
характеристикамм и физ-хим св-вам ПЗ (техническая классификация) -
систематизированный перечень потребляемых в процессе пр-ва мат.ценностей с
указанием наименования, сорта, марки, ед.измерения, каждой позиции
присваивается свой номенклатурный номер.
Себестоимость
ПЗ формируется на базе
цен их приобретения (без НДС) за исключ отдельных групп товаров, по которым с
с-сть включ-ся НДС. В с-сть включ-ся % за отсрочку оплаты, предоставленной
поставщиками, наценки, комиссионные вознаграждения, оплата брокерских услуг,
тамож.пошлины, трансп.услуги, затраты на тару.
Задачи
БУ в отношении ПЗ:
– правильно и своеврем.
документально отразить по движению ПЗ;
– опред-ть факт.с-сть
приобретенных ПЗ;
– осущ-ть контроль за
их использованием;
своеременно выявлять излишки
или недостаток ПЗ.
49. Синтетический учёт ПЗ без
использования счетов 15 и 16.
Учёт
материалов в бухгалтерии ведется на основании первичных док-в в ведомостях по
приходу и расходу, а также сост-ся оборотная ведомость по каждому виду ПЗ. При
журн-ордерной форме учёт ПЗ ведется в ведомости № 10
Учёт
расчётов с поставщиками за приобретенные тов-мат ценности ведется в Ж-О №6. На
основании счетов поставщиков и первичных документов по приходу в разрезе
субсчетов ведется учёт по каждому поставщику поступление материалов и оплаты за
поступление тов-мат ценностей.
Синт.учёт
ПЗ ведется на сч.10
“Материалы” в разрезе субсчетов:
сырьё и материалы;
покупные п\ф, комплектующие, конструкции, детали; топливо; тара и тарные
материалы; запчасти; прочие материалы; материалы, переданные в переработку на
сторону; строит. материалы
Счёт 10 - активный.
Поступление мат: Д10 - К60,20,28,76,.75; начисление НДС по поступившим
материалам Д19-К60,76. Расход матер: Д20,25,26,28,48 - К10; начисление НДС за
продажу ПЗ Д48 - К68
50. Синтетический учет произв. запасов с
использованием счетов 15 и 16.
Учет
осуществляется на предприятии в соответствии с его учетной политикой на
основании первичных документов по приходу материальных ценностей.
Учет заготовления - на
счете 15 “Заготовление и приобретение материалов”.
По дебету
счета 15 отражается покупная стоимость материальных ценностей, по которым
предприятие получило расчетные документы поставщиков.
Д15 -
К60,23,71,76 - в зависимости от того, откуда поступили материальные ценности.
Отдельной
строкой в документах отражается НДС по поступившим ценностям Д19-К60 (от
поставщиков),76 (разовая поставка).
Оприходование
материальных ценностей по учетным ценам - Д10-К15 и отклонение между
фактической себестоимостью и учетной ценой - Д16-К15 “Отклонение в стоимости
материалов”.
При
поступлении материальных ценностей возможны их недостача или некачественная
поставка. На эту сумму составляется акт представителями обеих сторон и
предъявляются претензии к виновникам ( поставщикам или транспортной организации).
Отражение
суммы претензии : Д63-К60,76.
Поставка
материальных ценностей по претензии - Д10-К63.
Возврат денежных средств при
погашении долга по претензии Д51-К63.
51. Классификация затрат на пр-во по
элементам и статьям затрат.
1. По
экономическим элементам (необходимо для
планирования себестоимости продукции).
В
настоящее время для определения себестоимости продукции в зарубежной и
отечественной практике часто применяется данная классификация, что снижает
контроль за издержками производства.
Затраты
подразделяются на:
– Материальные затраты
(за вычетом стоимости возвратных отходов).
– Затраты на оплату
труда.
– Отчисления на
социальные нужды.
– Амортизация основных
средств.
– Прочие затраты.
Эта
классификация отвечает на вопрос, что необходимо для производства продукции.
2. По
статьям затрат (калькуляции) - необходима для определения себестоимости продукции. Применяется
следующая типовая номенклатура статей затрат при определении
себестоимости продукции:
1. “Сырье и материалы”
2. “Возвратные отходы” (“-”)
3. “Покупные изделия,
полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций”
4. “Топливо и энергия
на технологические цели”
5. “Зарплата
производственных рабочих”
6. “Отчисления на
социальные нужды”
7. “Расходы на
подготовку и освоение производства”
8. “Общепроизводственные
расходы”
9. “Общехозяйственные
расходы”
10. “Потери от брака”
11. “Прочие
производственные расходы”
(1-11) - Производственная
себестоимость.
12.”Коммерческие расходы”
(не всегда включается)
(1-12) - Полная
себестоимость.
Количество статей затрат
определяется особенностями отраслей, а также удельным весом того или иного вида
расходов в себестоимости продукции. Например, если расходы на топливо занимают
значительный удельный вес в себестоимости продукции, то они выделяются
отдельной статьей.
64. Учет
добавочного капитала.
Добавочный
капитал создается в результате переоценки имущества пр-я, безвозмездного
поступления имущества пр-я или эмиссионного дохода.
Синтетический
учет добавочного
капитала ведется на счете 87 “добавочный
капитал” - счет пассивный; по Крадиту отражается увеличение добавочного
капитала в соответствии с приростом ст-ти; по Дебету отражается
использование добавочного капитала. Сальдо кредитовое и показывает наличие
добавочного капитала на предприятии.
Формирование
добавочного капитала регулируется нормативными актами. Из-за различных источников
формирования доб. капитала в БУ открываются различные субсчета:
Образование и
пополнение доб. кап., кот. связано с приростом ст-ти, отражается по К87-1 в корреспонденции
с Д разных счетов:
Д01”Основные
средства” - при переоценке основных средств,
Д04”Нематериальные
активы” - при переоценке нематериальных активов,
Д07”Оборудование
к установке” - переоценка оборудования к установке,
Д10”Материалы”
- переоценка материалов и др. счетов.
Уменьшение доб.
кап. возвожно
1. При использовании средств
на увеличение уставного капитала Д87-К85 ”Уставной капитал”.
2. При погашении непокрытого
убытка Д87-К88 ”Нераспределенная прибыль”
3. При переоценке имущества
в результате снижения его стоимости Д87-К01,04,07,10 и т.д.
На
субсчете 87-2 “Эмиссионный доход” учет ведется следующим образом: ведется учет эмиссионного
дохода от продажи ценных бумаг в том случае, если сумма разницы между продажной
ст-тью и номинальной будет положительной.
Учет эмиссионного дохода: Д51,52
- К87-2.
Учет по субсчету 87-3
(нематер. ценности):
Оприходование имущества Д 01
”Основные средства”, 04 “НМА”, 07 ”Оборудование к установке”, 10 ”Материалы” и
др. - К87-3.
Использование - Д87.3 К
разных счетов.
Образование - аналогично
учету на 87.1.
62. Способы исправления ошибок.
В связи с
большим объемом экономической информации, применяемом в БУ, возможны различные
ошибки, которые допускаются как в первичных документах, так и в учетных
регистрах.
В связи с
этим существуют различные способы исправления ошибок.
1 способ. Метод
зачеркивания неправильной записи. При этом методе неправильную запись
зачеркивают тонкой линией (чтобы было видно, что зачеркивается). Сверху
подписывается правильная запись, а в углу документа делается запись
“исправленному с ... на ... верить” и подпись лица, кот. провел исправление.
Исправление
таким способом применяется при обнаружении ошибок в первич. документах.
2 способ. Метод
красное сторно. При этом методе красными чернилами дополнительной строкой
производится запись, по которой обнаружена ошибка.
След. строкой производится
правильная запись.
Такой
способ исправления ошибок применяется в регистрах аналитич. учета.
3 способ. Исправление
ошибок путем обратной записи.
Пример: Неправильная запись: Дт20 - Кт70 -
500
Для ликвидации: Дт70 - Кт20
- 500 И теперь правильная запись: Дт25 - Кт70 - 500.
Такой
способ исправ. ошибок в регистрах синт. учета.
В
отчетности исправление ошибок недопускается. При обнаружении неправильной
записи, отчетность переписывается.
Исправление
ошибок недопускается также при составлении документов (как первичных, так и
УчРег) по начислению з/п и по банковским документам.
61. Бухгалтерская отчетность организации,
состав и содержание.
Завершающим
этапом учетного процесса является бух. отч. В ней нарастающим итогом отражаются
показатели, характеризующие имущественное и финансовое положение предприятия, а
также результат хоз. деятельности за отчетный период.
Т.о. отчетность
- это система показателей фин.- хоз. деятельности предприятия.
Анализ показателей
отчетности позволяет определить общую стоимость имущества предприятия, величину
собств. капитала предприятия и заемных средств.
Данные бух
отчетности позволяют выявить фин. положение предприятия, его платежеспособность
и доходность.
1 - Бух
отчетность дает возможность более глубоко заглянуть во внутренние и внешние
отношения хоз субъекта и предприятия, оценить его способность своевременно и
полностью рассчитывать по обязательствам.
2 -
Внешние пользователи бух информации по данным отчетности получают возможность
оценить целесообразность приобретения имущества того или иного предприятия,
избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам, правильно построить отношения с
имеющимися заказчиками, а также оценить фин. положение потенциальных партнеров.
3 - По данным отчетности
руководитель предприятия отчитывается перед учредителями и прочими структурами
управления и контроля. Тщательный анализ отчетности позволяет раскрыть причины
недостатков в работе предприятия, выявить резервы и наметить пути улучшения его
содержание ..
668
669
670 ..
|
|