Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 1

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  566  567  568   ..

 

 

Учет и аудит расчетов по товарным операциям

Учет и аудит расчетов по товарным операциям

Факультет Экономики и управления

Н.Новгород

Кафедра учета, анализа и аудита

Студента: Катана Дмитрия Александровича

Руководитель _______________________________________

Раздел

Консультант

Подпись, дата

Задание принял

Задание выдал

В дипломе рассматривается вопрос расчетов с поставщиками и покупателями по товарным операциям.

Таблица № 1

ВВЕДЕНИЕ

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАСЧЕТОВ ПО ТОВАРНЫМ ОПЕРАЦИЯМ

1.1. Виды расчетов

1.2. Расчеты с использованием векселей

1.3. Расчеты осуществляемые на бартерной основе и в зачете взаимных требований

II.УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ТОВАРНЫМ ОПЕРАЦИЯМ

2.1. Учет расчетов с поставщиками в ООО «Стимул-2»

2.2. Учет расчетов с покупателями в ООО «Стимул-2»

2.3. Расчеты с разными дебиторами и кредиторами в ООО «Стимул-2»

III. Аудит расчетов по товарным операциям

3.1. Методика проведения внутреннего аудита

3.2. Аудит расчетов по товарным операциям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемой литературы

Приложения

Таблица № 2

Содержание операции

Д

К

Получены товары (материалы и т.д.), отражена кредиторская задолженность перед поставщиком.

41

60/1

Выделен НДС по полученным материальным ценностям, в соответствии с первичными учетными документами.

19

60/1

В счет задолженности поставщику выдан собственный вексель.

60/1

60/3

Отражены проценты, причитающиеся к уплате по векселю или разница между кредиторской задолженностью и суммой, указанной в векселе.

41

60/3

Таблица № 3

Содержание операции

Д

К

Отражена разница между кредиторской задолженностью и суммой, указанной в векселе.

98

60/3

Равномерное (ежемесячно) списание в течение действия векселя.

20

98

Оплата векселя, предъявленного к оплате по истечении установленного срока, включая начисленные проценты.

60/3

51

НДС, подлежащий взносу в бюджет уменьшается на сумму НДС, уплаченного поставщику за материальные ресурсы.

68

19

Содержание операции

Д

К

Отражена реализация отраженной продукции по продажной цене и образована задолженность покупателя в сумме, указанной в договоре.

62/1

90/1

Начислен НДС по реализованной продукции (для фин. учета).

90/3

68

В счет задолженности получен вексель.

62/1

62/3

Проценты по векселю

62/3

90/1

Получение денег по векселю, предъявленному к оплате на сумму векселя и сумму полученных процентов.

51

62/3

Договор поставки

Предприятие Б

Договор на оказание услуг по переработке давальческого сырья

Таблица №5

Содержание операции

Д

К

Погашение задолженности перед поставщиками

60

62

На сумму оплаченного (взаимозачетом) НДС

19/о

19/н

Зачет оплаченной суммы НДС

68

19/о

Содержание операции

Д

К

Акцептованы счета-фактуры поставщиков за поступившие и оприходованные материалы; также за транспортные услуги по неотфактурованным поставкам.

10

60

Приняты к оплате счета поставщиков за приобретенные товары, в т.ч НДС

41

60

Акцептованы счета поставщиков за оказанные ими услуги и выполненные работы при приобретении товаров

44

60

Отражена сумма НДС по поступившим ТМЦ

19/3

60

Перечислены поставщиками суммы, ранее отраженные по пересчетам; возврат перебора тарифов (фрахта)

51

60

Выдана сумма подотчетному лицу

71

50

Приняты материальные ценности по учетной стоимости

41

71

НДС по приобретенным материальным ценностям

19/3

71

Погашена задолженность перед поставщиками или подрядчиками

60

51

При оплате счетов-фактур произведены зачеты по предварительно выданным авансам и оплаченным счетам поставщиков и подрядчиков

60

76

Содержание операции

Д

К

Отражена реализация товаров, работ и услуг по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате расчетным документам

62

90/1

Погашена задолженность покупателям и заказчикам

62

50, 51

Поступили платежи от покупателей и заказчиков

51

62

Отражен зачет задолженности между поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками)

60

62

Отражено списание на убыток некомпенсируемых долгов покупателей и заказчиков, т.к. не образуются резервы по сомнительным долгам

91/2

62

в ООО «СТИМУЛ-2»

3.1. Методика проведения внутреннего аудита

Аудиторский процесс – это ряд последовательных этапов, включающий в себя подготовку к проверке, составление ее программы, организацию работы на объекте, обследование хозяйства и документальную проверку операций и учетных данных.

Программа аудита представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана проверки предприятия. Программа служит подробной инструкцией для участников аудита и средством контроля качества их работы.

Деятельность службы внутреннего аудита должна осуществляться в соответствии с планом внутреннего аудита, разработанным руководителем службы и утвержденным руководителем организации. Выполнение конкретной работы по контролю того или иного объекта осуществляется внутренней аудиторской группой или аудитором в соответствии с программой внутреннего аудита. Программа разрабатывается ведущими специалистами аудиторской службы на основании плана внутреннего аудита, затем утверждаются руководителем службы (отдела) внутреннего аудита в соответствии с внутренними документами юридического лица.

Опираясь на правило (стандарт) аудиторской деятельности «Планирование аудита» планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур». Таким образом, можно заключить, что служба внутреннего контроля должна составить и утвердить общий план аудита, в котором будут содержаться сведения о порядке проверки филиалов, сроках проверок, объемах проверяемой информации. Затем должна быть составлена аудиторская программа.

Однако при внутреннем аудите необходимо придерживаться рекомендательного характера стандарта и поэтому целесообразно в рабочей документации ссылаться на методику планирования внутреннего аудита, а не на стандарт. Письменный отчет руководству экономического субъекта тоже должен иметь свои особенности и правила применения, поскольку он тоже носит для внутреннего аудита рекомендательный характер.

При планировании аудиторской проверки необходимо решить, какие документы должны быть подготовлены для проверки, определить порядок тестирования системы внутреннего контроля с целью установления возможности и объема выборки, порядок использования материалов постоянного досье. При подготовке этого раздела могут быть использовано не только правило (стандарт) «Планирование аудита», но и «Аудиторская выборка».

Необходимо отметить, что планирование работы службы внутреннего аудита должно проводиться в соответствие с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами:

- комплексность планирования, принцип, который мы смогли бы использовать в том же виде, в каком он содержится в стандарте: как «обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования - от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита».

- непрерывность планирования, принцип равномерного распределения спланированной нагрузки между всеми работниками службы, для выполнения всех поставленных перед службой внутреннего аудита задач.

- оптимальность планирования, как возможность варьирования при составлении программы аудита на основе критериев, определенных в положениях службы внутреннего аудита и мнения аудиторской бригады с учетом рейтинга неблагополучия.

Особенность этапов планирования при внутреннем аудите заключается в том, что общий план аудита разрабатывается службой внутреннего аудита в целях координации в централизованном порядке, что оптимизирует работу в особенности при проверке однотипных филиалов. Хотя типовая программа аудита может быть, и скорректирована после выезде бригады по месту нахождения конкретного филиала при ознакомлении с его спецификой финансово-хозяйственной деятельности. Также в процессе самого аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые при этом в план изменения, а также причины изменений должны подробно документироваться.

Что же касается правила (стандарта) «Аудиторская выборка», то наиболее приемлемую его часть для службы внутреннего аудита составляет общая методика проведения выборочных исследований. При этом решение вопроса связанного с объемом выборки и участками проверки, на которых она может применяться, относится к компетенции администрации головной администрации, которая определяет стратегию управления филиалами.

В общем плане рекомендуется предусмотреть:

- формирование аудиторской группы, ее численность, включая специалистов других подразделений, привлекаемых к проведению аудита;

- распределение проверяющих в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам;

- инструктирование всех членов группы об их обязанностях и правах, доведение информации о проверяемом объекте;

- ведение рабочей документации;

- документальное оформление проведенной работы и порядок её согласования с должностными лицами проверяемого объекта.

Перед проведением и в ходе аудита аудитор должен:

- получить информацию об организационной структуре проверяемого объекта, системе снабжения и сбыта, ценовой политике и т.д.;

- выявить юридические обязательства управления, ознакомиться с регистрами, документами, протоколами, контрактами, договорами и соглашениями, уберечь предприятие от лишних доходов (это касается внеплановых налогов);

- аудитору необходимо исследовать контрольные процедуры, такие как: наличие внутренних инструкций, руководств и реальность их применения, разделение обязанностей, методы составления документации и записей, схемы документооборота (желательно обобщить побольше оправдательных документов), обеспечение физической сохранности активов (ноу-хау, деловой репутации, прав и имущества);

- определить объем аудиторской выборки и подготовить следующую документацию:

а) информацию об организационной структуре подразделения;

б) выдержки из юридической документации (соглашений, протоколов собраний и т.д.);

в) анализ сделок и остатков по счетам;

г) анализ важнейших показателей и трендов характеризующих тенденции развития;

д) заключения, разъяснения представленные внутренним аудитором касающиеся наиболее важных аспектов хозяйственной деятельности в т.ч. различные необычные вопросы и исключения;

е) копии финансовой отчетности за предыдущие отчетные периоды, а также копии аудиторских заключений, справок, актов в т. ч. ревизионных проверок по этой отчетности.

- ознакомиться с имеющимися аудиторскими документами в следующей последовательности:

а) ознакомление с организацией бухгалтерского учета и состоянием системы внутреннего контроля;

б) ознакомление с организацией работы бухгалтерии, проверка укомплектованности штата, распределение обязанностей между работниками бухгалтерии, наличие должностных инструкций, текучести кадров работников бухгалтерии и т.д.;

в)ознакомление с обеспечением бухгалтерии законодательными и нормативными документами по учету и отчетности;

г) ознакомление с применяемыми формами бухгалтерского учета, автоматизации учетно-вычислительных работ;

д) проверка применения типовых и унифицированных форм первичной учетной документации;

е) проверка своевременности представления документов в бухгалтерию;

ж) ознакомление с актами предыдущих проверок, выполнением указаний и предложений по их результатам;

- сделать общий вывод о состоянии порядка учета и о состоянии системы внутреннего контроля.

Аудиторская проверка, являясь по существу документальной, обязывает сопровождать проверку обязательным документированием, т.е. отражать полученную информацию в рабочей документации аудита, к которой относятся:

- планы и программы проведения аудита;

- объяснения, пояснения и заявления работников подразделения по вопросам, вытекающим из существа проверки;

- копии первичных документов подразделения, свидетельствующие о хозяйственных операциях, фотографии объектов, акты, справки, протоколы, инвентаризационные описи и другие документы, составленные совместно с работниками подразделения и другими работниками, привлекаемыми для участия в проверке, служащие доказательством записей в акте проверки;

- регистры бухгалтерского учета;

- результаты инвентаризаций;

- бухгалтерская отчетность;

- записи об изучении и оценке систем оперативного и складского учета, вопросники, схемы документооборота и другие;

- производственно-финансовый анализ фактических показателей подразделения;

- материалы, свидетельствующие о работе выполненной не аудитором, но под его контролем;

- документы встречных проверок и объяснения лиц, не являющимися работниками данного подразделения;

- копии бухгалтерской, оперативной внутрихозяйственной отчетности.

Перечень рабочей документации аудита, прилагаемой к актам аудиторской проверки, определяет аудитор, проводящий проверку. Главное требование к этой документации – её убедительность и весомость при доказательстве выводов и предложений, вытекающих из материалов проверки. Поэтому ограничений по подбору доказательств не устанавливается.

При документировании ВА, составлении отчета, его согласовании и представлении руководству могут быть использованы как существующие аудиторские стандарты (документирование аудита; письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита; порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности; дата подписания аудиторского заключения и отражения в нем событий происшедших после даты составления и предоставления бухгалтерской отчетности; применимость допущения непрерывной деятельности), Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», так и зарубежный опыт.

ВА не требует составления официального аудиторского заключения, но требуется составление отчета ВА.

Из требований правила аудиторской деятельности «Дата подписания аудиторского заключения» для ВА применим раздел 3 (в нем говорится об ответственности аудитора за события происшедшие до даты подписания отчета ВА, но после окончания проверяемого периода).

СВА должна достичь уверенности в том, что все существующие обстоятельства и события, которые подлежат отражению в бухгалтерском учете и отчетности должным образом ею определены, оценены и проверены.

После планирования группа аудиторов приступает к аудиту финансово-хозяйственной деятельности. Правильная организация планирования аудиторской работы обеспечивает своевременная проверка деятельности подразделений, позволяет эффективно использовать контрольную службу или аудитора фирмы.

Методика является важным инструментом работы службы внутреннего аудита. Руководитель использует её при подготовке проверки, составлении программы и распределения обязанностей между внутренними аудиторами (членами бригады). Предлагаемая методика разработана на примере общего аудита и включает в себя три раздела:

1. Планирование внутреннего аудита и другая подготовительная работа (о чем было сказано выше).

2. Основные направления аудиторской проверки, что составляет непосредственное решение задач по проверке: операций с наличными денежными средствами; операций на счетах в банках; операций внешних расчетов; расчетов по заработной плате; операций с основными средствами; операций с НМА; учета производственных запасов; финансовых вложений; затрат; финансовых результатов, фондов, резервов, кредитов и займов; правильности исчисления и уплаты налогов.

3. Порядок составления отчета внутреннего аудита, его согласование и представление руководству.

Направленную на достижение целей при решении задач внутреннего аудита методику необходимо проанализировать в разных аспектах, которым присущи: вертикальный, горизонтальный, трендовый анализ отдельных статей баланса, а также расчет и оценку коэффициентов (ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности, финансовой независимости и определения его влияния на стратегии управления). Необходимая для определения этих коэффициентов информационная база готовится на основе бухгалтерской и статистической отчетности, а также данных бухгалтерского учета. При разработке этой части методики может быть использован аудиторский стандарт: «Аналитические процедуры».

В зависимости от специфики проверяемого сегмента анализ может, проводится по следующим направлениям:

- анализ финансового состояния по данным баланса, при этом производится вертикальный анализ (анализ удельного веса отдельной статьи баланса в его общем итоге), горизонтальный (анализ темпов роста или снижения сумм по статьям баланса в отчетном периоде по сравнению с предыдущим), трендовый (анализ определяется среднегодовым темпом прироста по статьям баланса и рассчитывается его прогнозное значение, хотя при этом и присутствует недостаток основанный на тенденции экстраполяции, переносе данных тенденции на будущее);

- расчет и оценка коэффициентов ликвидности, таких как общий показатель ликвидности, коэффициентами абсолютной и текущей ликвидности, коэффициентом обеспечения собственными средствами, коэффициентом восстановления или утраты платежеспособности (стоит заметить, что в России это основной коэффициент характеризующий жизнедеятельность предприятия);

- расчет и оценка финансовой устойчивости: абсолютная устойчивость, нормальная устойчивость, неустойчивое финансовое состояние, кризисное состояние.

- оценка деловой активности. Расчет и анализ финансового цикла;

- факторный анализ прибыли от реализации;

- анализ рентабельности организации. Расчет коэффициента финансовой независимости, его влияние на выбор стратегии управления;

- анализ движения собственного капитала. Расчет чистых активов.

- анализ движения денежных средств. Оценка достаточности денежных средств.

- анализ движения заемных средств;

- анализ дебиторской и кредиторской задолженности;

- анализ амортизируемого имущества (объем, динамика, структура, эффективность)

- анализ движения средств финансирования долгосрочных финансовых вложений.

Стоит отметить, что при оценке и расчете финансовой устойчивости важно рассматривать не отдельно взятые показатели, а их различные комбинации и зависимости.

3.2. Аудит расчетов по товарным операциям.

От состояния товарных операций, расчетов с дебиторами и кредиторами во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. Уверенность в достоверности показателей отчетности о состоянии этих операций необходима всем пользователям отчетности. Поэтому аудитор особенно тщательно проверяет эти разделы учета на предприятии.

Целью аудита товарных операций и расчетов с дебиторами и кредиторами является формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих эти операции, и о соответствии применяемой методики учета нормативным документам.

В ходе проверки должны быть решены задачи выраженные в таблице № 8

таблица № 8

Содержание операции

Д

К

Акцептованы счета транспортных организаций за оказанные ими услуги доставки

44

76

Отражена сумма НДС

19/3

76

Погашена задолженность перед транспортной организацией за транспортные услуги

76

51

Задачи аудита

Процедуры аудита расчетов по товарным операциям

Проверка полноты и
правильности учета
расчетов с поставщиками и покупателями

Наличие и правильность оформления договоров и первичных документов за реализованные покупателям товары.

Соответствие данных первичных документов договорам и учетным
регистрам

Полнота и правильность отражения операций на счетах в учетных регистрах

Правильность определения стоимостной оценки операций


Обоснованность и правильность отражения полученных авансов

Своевременность расчетов, обеспеченность и реальность числящейся дебиторской задолженности

Проверка соблюдения порядка списания дебиторской и кредиторской задолженностей

Для достижения поставленных задач необходимо получить доказательства, используя различные приемы и источники получения информации. При проверке товарных операций с покупателями и заказчиками и операций по реализации товаров, аудитор использует:

- основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации учета и налогообложения операций по реализации товаров, расчетных операций с покупателями и заказчиками;

- приказ об учетной политике;

- бухгалтерскую отчетность;

- регистры синтетического и аналитического учета расчетных операций с покупателями и заказчиками, составленные организацией;

- первичные документы.

По приказу об учетной политике аудитор знакомится с:

- рабочим планом счетов;

- формой бухгалтерского учета и перечнем учетных регистров, составляемых в организации;

- документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом операций расчетов с покупателями и заказчиками;

- перечнем лиц, которым предоставлено право подписи документов, оформляющих операции по расчетом с покупателями и заказчиками и операций по реализации продукции;

- организацией инвентаризации этих операций.

Для проведения проверки аудитору могут быть предоставлены разные формы регистров синтетического и аналитического учета в зависимости от формы бухгалтерского учета, применяемой в организации. Перечень необходимых для проверки регистров может быть установлен в приказе об учетной политике.

В организациях, применяющих единую журнально - ордерную форму учета, используются журналы - ордера № 6, 8, 11, в соответствии с рекомендациями по применению учетных регистров на предприятиях.

Если при выполнении процедуры сверки учетных и отчетных данных выявляются несоответствия, то аудитор устанавливает их существенность и причины образования.

Необходимо затребовать первичные документы по оформлению и отражению в учете товарных операций и операций по реализации товаров - это договоры, накладные, товарно - транспортные накладные, счета, счета - фактуры, отгрузочные документы, банковские документы (выписки банка, платежные поручения), кассовые документы (расходные кассовые ордера), акты инвентаризации расчетов с покупателями и пр.

По данным регистров синтетического и аналитического учета аудитор устанавливает:

- участников сделок и их число;

- применяемые формы платежей (в безналичном порядке, с использованием наличных денежных средств, векселями, взаимозачетами);

- порядок ведения аналитического учета (виды продаж (опт, розница и т.д.) виды расчетов, участники, сроки возникновения и т.п.);

- нестандартные (нетипичные) бухгалтерские записи.

При большом числе участников расчетных отношений и разнообразии форм платежей возрастают аудиторские риски, что необходимо учитывать при определении выборки по данному участку.

В ходе аудиторской проверки правильности учета отгрузки и реализации товаров и расходов, связанных со сбытом товаров (коммерческих расходов) должно быть подтверждено, что:

- операции по продаже надлежащим образом санкционированы;

- на счетах бухгалтерского учета отражены все реально совершенные сделки по продаже;

- продажа своевременно отражена на соответствующих счетах учета;

- стоимостная оценка операций по продаже правильно определена;

- суммы продажи правильно классифицированы;

- суммы дебиторской задолженности по расчетам за поставку товаров (работ, услуг) правильно отражены на соответствующих счетах.

Аналитические процедуры проверки предполагают сопоставление данных о продаже за месяц с:

- данными других месяцев и всего цикла продажи;

- ежемесячными прогнозами объемов продажи;

- данными за соответствующий период прошлых лет.

Необходимо проверить соблюдение политики экономического субъекта в отношении предоставления кредитов покупателям, процедур доставки и ценообразования при выполнении ежедневных операций. Аудиторская проверка проводится путем сравнения фактических цен по различным видам продукции, условий оплаты транспортных расходов или доставки, указанных в счетах, с данными соответствующих документов, утвержденных руководством. Фактические цены и условия доставки можно узнать из счетов - фактур или товарно - транспортных накладных. Эти показатели могут быть сопоставлены с утвержденными прайс - листами, номенклатурой цен, иными документами, определяющими порядок и условия реализации.

Если продажные цены или условия продажи продукции определяются индивидуально для каждого заказчика, то необходимо удостовериться в том, что они были надлежащим образом санкционированы уполномоченным на это сотрудником экономического субъекта. В случае, если продажи базируются на выполнении нескольких крупных договоров, сумма и описание фактически доставленных товаров или оказанных услуг должны быть связаны с условиями этих соглашений.

Проверка наличия необходимых разрешений на совершение операций по продажам, как показывает аудиторская практика, осуществляется независимо от уровня эффективности системы внутреннего контроля, однако объем выборки для проверки может быть уменьшен в случае, если было получено подтверждение эффективности системы внутреннего контроля.

При проверке достоверности отражения сумм от продажи продукции, товаров следует выборочно сверить ряд записей в регистрах учета продаж с данными первичных документов (товарно - транспортных накладных и т.д.), а также с документами, свидетельствующими о приеме отгруженной продукции, для подтверждения того, что товары были действительно доставлены, и право собственности на них перешло от продавца к покупателю. В дополнение к этому необходимо также проверить условия поставки для точного определения момента перехода права собственности.

Проверка полноты учета продаж может быть эффективно осуществлена путем выборочной сверки данных товарно - транспортных накладных (или заменяющих их документов) отдела продаж со счетами - фактурами и данными бухгалтерского учета. При проведении этой проверки аудитор должен быть уверен, что все товарно - транспортные накладные собраны и надлежащим образом хранятся в отделе продаж. Это можно сделать путем анализа порядковой нумерации этих документов.

При проверке достоверности данных исходным пунктом является регистр учета продажи. На основе данных этого регистра делается выборка номеров счетов, которые затем сверяются с товарно - транспортными накладными и заказами на покупку, полученными от заказчиков (покупателей).

При проверке полноты учета, напротив, исходным пунктом служат товарно - транспортные накладные. Делается выборка товарно - транспортных накладных, данные которых сверяются с данными счетов - фактур и регистра учета продажи.

При проверке своевременности учета продажи, как правило, сопоставляются даты, указанные в товарно - транспортных накладных, с датами соответствующих счетов - фактур, датами записей по счетам учета реализации и дебиторской задолженности. Значительные расхождения в датах свидетельствуют о потенциальных проблемах своевременности учета реализации.

Точный расчет суммы продаж влияет на правильное выставление счетов - фактур за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги и последующее отражение этих данных в бухгалтерских регистрах.

Проверка правильности оценки продажи включает пересчет данных учета для выявления возможных математических ошибок. Как правило, подсчитываются итоговые суммы счетов - фактур либо осуществляется проверка контрольных документов, подготовленных самостоятельно.

В ходе проверки классификации операций необходимо на основании первичных документов определить правильность корреспонденции счетов в регистре учета продажи и правильность разноски по Главной книге.

При аудите операций по реализации продукции необходимо обратить внимание на учет расходов, связанных со сбытом продукции. Они учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».

Счет 44 "Расходы на продажу" предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.

В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

По дебету счета 44 "Расходы на продажу" накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 "Продажи". При частичном списании подлежат распределению расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца);

Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).

Аналитический учет по счету 44 "Расходы на продажу" ведется по видам и статьям расходов.

Полнота отражения данных о продаже в регистре учета расчетов с покупателями и заказчиками имеет важное значение, поскольку влияет на возможность экономического субъекта контролировать оплату непогашенной дебиторской задолженности.

Во многих случаях разноска данных на счетах учета дебиторской задолженности в Главной книге основывается не на данных регистра учета продажи, а на данных журналов - ордеров по учету дебиторской задолженности, которые включают не только сведения о выставленных за период счетах, но и информацию о полученных платежах. В этом случае необходимо проверить, что сумма выставленных счетов, указанная в журналах - ордерах по учету дебиторской задолженности, соответствует сумме продаж по регистру учета продажи. Кроме того, необходимо удостовериться, что данные журналов - ордеров по счетам учета расчетов с покупателями и заказчиками надлежащим образом разнесены по соответствующим счетам Главной книги.

Заключительная стадия аудиторской проверки предусматривает проведение следующих мероприятий:

- систематизацию результатов проверки;

- анализ результатов проверки;

- составление заключения.

Систематизация результатов проверки состоит в приведении в определенную последовательность всех полученных результатов. Необходимо четко произвести систематизацию полученных сведений. Систематизируют данные по разделам проверяемых тем (учет реализации, расчетов с поставщиками и т.п.), а внутри тем - по аналитическим и другим признакам. Выделяют более существенные замечания: неверные записи на счетах, нарушение налогового законодательства, отсутствие записей на счетах и пр.

Анализ результатов проверки может проводится по полученным данным и имеет несколько целей:

- общий анализ учетной политики, принятой клиентом;

- правильность ведения учета по отдельным разделам и счетам;

- соблюдение налогового законодательства;

- анализ финансового состояния клиента

Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта представляет мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности.

Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудитора соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного анализа учета расчетов по товарным операциям в ООО «Стимул-2» был выработан ряд рекомендаций по совершенствованию процесса учета товарных операций в ООО «Стимул-2»

ООО «Стимул-2» оформляет счета-фактуры, но не ведет журнал учета выставленных счет-фактур и книгу продаж по формам утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000г. №914. В журнале учета выставленных покупателям счетов-фактур, должны хранится их вторые экземпляры.

Контроль за правильностью ведения книги продаж должна будет осуществляется главным бухгалтером ООО «Стимул-2».

Допускается ведение книги продаж в электронном виде. В этом случае по истечении налогового периода, но не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, книга продаж должна будет распечатываться, страницы пронумеровываться, прошнуровываться и скрепляться печатью.

ООО «Стимул-2» может самостоятельно обеспечивать себя бланками книг продаж.

Кроме журнала учета выставленных счет-фактур и книги продаж также необходимо вести журнал учета полученных счетов-фактур и книгу покупок.

Счета-фактуры, полученные ООО «Стимул-2» от продавцов, должны регистрироваться в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты (в том числе за наличный расчет) и принятия на учет приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

В целях более точного определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету, счета-фактуры, составленные налогоплательщиками регистрируются в книге покупок.

Книга покупок как и журнал учета полученных счет-фактур должны будут прошнуровываться, а ее страницы нумеруются и скрепляются печатью. Контроль за правильностью ведения книги покупок должно осуществляться бухгалтером ООО «Стимул-2» в соответствии с должностными инструкциями утвержденными руководителем организации. Допускается ведение книги покупок как и книги продаж в электронном виде. В этом случае по истечении налогового периода, но не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, книга покупок распечатываются, страницы пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью.

Не должны подлежать регистрации в книге покупок счета фактуры, имеющие подчистки и помарки.

Введение книг продаж и покупки позволит ООО «Стимул-2» систематизировать учет расчетов с поставщиками и покупателями на уровне счетов-фактур, сделать движение товаров от поставщиков к покупателям прозрачным и упростить исчисление налога на добавленную стоимость.

Учет расчетов с поставщиками, покупателями и прочими дебиторами и кредиторами ведется в ежеквартальных журналах-ордерах № 6, 8, 11. Во избежании переполнения данных регистров записями и предотвращения путаницы рекомендую журналы-ордера №6,8,11 открывать ежемесячно.

Среди многообразия хозяйственных операций на оптовом торговом предприятии учет товарных операций является наиболее трудоемким. Одна из основных задач бухгалтерского учета товарных операций в оптовой торговле состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о ходе поступления товаров о выполнении договорных обязательств поставщиками и покупателями товара, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации ценностей и контроле за их сохранностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят Федеральным законом от 05.08.2000 г. №117-ФЗ.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят Федеральным законом от 26.01.1996 г. №61-ФЗ.

3. Федеральный закон от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете»

4. Федеральный закон от 07.08.2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

5. Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 №914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. №94н.

7. Положение ЦБ РФ от 03.10.2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в РФ».

8. Николаева Г.А., Сергеев Т.С. – Учет товарных операций в оптовой торговле. – М.: «Издательство Приор», 2000, 96с.

9. Николаева Г.А., Сергеев Т.С. – Бухгалтерский учет в оптовой торговле. – М.: «Издательство Приор», 2001, 272с.

10. Варламова Т.П., Фофанов В.А. – Безналичный расчет: организация и учет. –М.: «Экзамен», 2004, 176с.

11. Тумасян Р.З. – Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: «Нитар Альянс», 2004, 730с.

12. Касьянова Г.Ю. – Счета-фактуры: новое в оформлении и учете. – М.: «Информцентр XXI века», 2004, 64с.

13. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н.- Бухгалтерский учет в организациях. – М.: «Финансы и статистика», 2003, 752с.

14. Геворкян Е. А., – Бухгалтерский учет товарных операций в торговле: Учебное пособие. – М.: «Феникс», 2003, 224с.

15. Керимов В.Э., - Бухгалтерский учет на производственных предприятиях. – М.: «Дашков и К»,2001, 348с.

16. «Нижегородский бухгалтер» №2 (4), февраль-март 2003 г., ежемесячное обозрение.

17. «Нижегородский бухгалтер» №8 (10), август-сентябрь 2003 г., ежемесячное обозрение.

18. «Практический бухгалтерский учет» №6 (29), июнь 2003 г., ежемесячный журнал.

19. http://www.buhgalt.ru - Журнал «Бухгалтерский учет»

20. http://audit-it.ru Бухгалтерский учет, налогообложение, аудит в Российской Федерации

21. http://www.buhgalteria.ru Журнал «Практический бухгалтерский учёт»

22. http://finpress.ru Журнал «Бухгалтерский учет и налоги в торговле».