Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 11

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  822  823  824   ..

 

 

Метод сценарного прогнозирования

Метод сценарного прогнозирования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра Общего менеджмента

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Исследование систем управления

Метод сценарного прогнозирования

Казань 2010

Метод сценарного прогнозирования, дает возможность определить вероятные тенденции развития событий и возможные последствия принимаемых решений с целью выбора наиболее подходящей альтернативы управления. Метод предусматривает участие в разработке сценариев развития анализируемой ситуации, специалистов различного профиля и часто с различными взглядами на рассматриваемую проблему. Он включает приемы и методы содержательного и формализованного описания проблемной ситуации и конкретные методы, и алгоритмы построения и исследования сценариев её развития с широким применением новых информационных технологий.

Под сценарием понимается гипотетическая картина последовательного развития во времени и пространстве событий, представляющих в совокупности эволюцию управляемого объекта в интересующем исследователя разрезе. В сценарии в явном виде фиксируются причинно-следственные зависимости параметров, определяющих возможную динамику изменения состояния объекта, действующие факторы и условия, в которых эти изменения будут происходить. Сценарий является некоторой относительной, условной оценкой возможного развития системы, так как всегда строится в рамках предположений о будущих условиях развития, которые чаще всего принципиально непредсказуемы.

Сценарный метод принятия решений предусматривает многовариантность, т. е. разработку нескольких альтернативных вариантов возможного развития ситуации, рассмотрение которых позволяет определить критические ситуации для принятия решений, а также установить возможные последствия предлагаемых вариантов решений с целью их сопоставления и выбора наиболее эффективного.

Разрабатываемые специалистами сценарии развития анализируемой ситуации позволяют с, тем или иным уровнем достоверности определить возможные тенденции развития, взаимосвязи между действующими факторами, сформировать картину возможных состояний, к которым может прийти ситуация под влиянием тех или иных воздействий.
Профессионально разработанные сценарии позволяют более полно и отчетливо определить перспективы развития ситуации, как при наличии различных управляющих воздействий, так и при их отсутствии. С другой стороны, сценарии ожидаемого развития ситуации позволяют своевременно осознать опасности, которыми чреваты неудачные управленческие воздействия или неблагоприятное развитие событий.

Государственный деятель, занимающий ответственный пост, и бизнесмен, принимающий важное для судьбы проекта решение, финансист, анализирующий фондовый рынок, хирург накануне сложной нетрадиционной операции, конструктор, закладывающий основы принципиально нового объекта при принятии важных решений, как правило, пытаются предугадать возможный сценарий развития событий с тем, чтобы принять решение, обеспечивающее успех.
Считается, что первым сценарии для прогнозирования развития сложных систем использовал Герман Кан. Первые из разработанных сценариев носили преимущественно описательный характер. Впоследствии метод сценариев был в значительной степени развит за счет использования более точных качественно-количественных моделей.

В 2000 году, на примере оценки одиннадцати бразильских компаний, М. Джеймс и Т. Коллер показали, что применение сценарного метода прогнозирования при оценке деятельности компаний дает результат наиболее близкий к реальной рыночной ситуации. Полученные ими результаты были близки к рыночным котировкам, в то время как расчет обычными методами давал результат на 50-90% ниже рыночной стоимости.

Сценарный метод предполагает составление трех возможных вариантов (сценариев) развития ситуации - оптимистического, наиболее вероятного «планового» и пессимистического. Для каждого сценария определяется уровень дохода компании и вероятность его осуществления.

Построение сценариев позволяет компании подготовиться к различным вариантам будущего, продумать заранее свои действия, маркетинговую и финансовую политику при различном ходе событий. Фактически построение сценариев дает в руки руководства продуманный план действий, который позволит извлечь максимальную выгоду для предприятия при любом развитии ситуации.

Сценарное прогнозирование стало органической частью бизнеса лишь в одной отрасли - энергетике. Технологические изменения здесь не столь быстрые, а не слишком быстрые темпы этих изменений позволяют адаптировать их к планам. Считается, что пионером сценарного прогнозирования была корпорация Royal Dutch Shell, аналитики которой стали думать "о немыслимом" еще в начале 80-х годов. Тогда многие нефтяные компании полагали, что цены на нефть вырастут к 1990 году до 60-80 долл. за баррель, и планировали свою стратегию развития с учетом высоких цен. Royal Dutch/Shell Group разработала три возможных сценария, один из них - с учетом низких цен на нефть. Реальная цена в 1990 году составила 25 долл. за баррель. Таким образом, Royal Dutch/Shell Group оказалась наиболее подготовленной к подобному развитию ситуации, а использование сценарного планирования позволило ей стать нефтяным гигантом.

Сегодня можно смело сказать, что крупнейшие нефтяные концерны действуют сегодня в России по долгосрочным планам, использую методы сценарного прогнозирования.

В качестве примера можно привести сценарный прогноз ключевых финансовых показате­лей ОАО «ЛУКОЙЛ» на 2007 год, разработанный на основе комбиниро­ванного применения различных экономико-математических методов.

ПРОГНОЗНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ПОКА­ЗАТЕЛЕЙ ОАО «ЛУКОЙЛ» НА 2007 год

Наименования показателей

Сцена­рий 1

Сцена­рий 2

Сцена­рий 3

Экзогенные (внешние) факторы

Цена на нефть, $/баррель

47,2

58,6

67,6

Курс USD/RUR, руб.

27,1

26,8

26,2

Ставка ФРС,%

5,25

5,125

5,0

Индекс DJIA, пунктов

11 261,6

12 670,5

12 951,7

Основные финансовые показатели ОАО «ЛУКОЙЛ»

MV (market value) - рыночная капитализация, млн. руб.

1 057 756

2 053 679

2 503 300

MVA (market value added) - рыночная добавленная стои­мость, млн. руб.

861 585

1 793 413

2 185 162

Выручка от реализации про­дукции, млн. руб.

524 904

671 690

787 575

Чистая прибыль, млн. руб.

69 544

82 153

92 107

Активы, млн. руб.

439 374

520 062

583 763

ROA (return on assets) - рен­табельность активов, %

15,8

15,8

15,8

ROE (return on equity) - рен­табельность собственного (акционерного) капитала, %

22,8

26,2

28,8

EPS (earnings per share) - прибыль на акцию, руб.

81,76

96,59

108,29

P/E (price-to-earnings ratio) - отношение рыночной цены акции к EPS

15,2

25

27,2

P/S (price-to-sales ratio) - ка­питализация к выручке от реализации

2,0

3,1

3,2

Отношение капитализации к собственному (акционерно­му) капиталу

3,47

6,55

7,83

Отношение капитализации к активам

2,41

3,95

4,29

Отношение долга к совокуп­ному капиталу

0,23

0,21

0,20

При этом сценарий № 1 предусматривает пессими­стический вариант развития событий, сценарий № 3 - оптимистический, а сценарий № 2 является наиболее вероятным вариантом.

Результаты данного сценарного прогноза демонст­рируют высокую степень зависимости абсолютных финансовых показателей ОАО «ЛУКОЙЛ» от уровня мировых цен на нефть, а также учетной ставки про­цента Федеральной резервной системы США.

Это подтверждается также мнением самой Компании «ЛУКОЙЛ», которая считает, что ее деятельность суще­ственно зависит от мировых цен на энергоносители Мировые цены на нефть, нефтепродукты и газ подвержены значительным колебаниям, кото­рые зависят от множества факторов:

• состояние мировой экономики, а также экономическая и политическая обстановка в нефтедобывающих регионах;

• мировой спрос и предложение, а также оценка будущего спроса и предложения на нефть и газ (в меньшей степени);

• возможности ОПЕК и других стран -тэкспортеров нефти контролировать уровень мировых цен;

• стоимость и доступность альтернативных источников энергии;

• действия и постановления российских и зарубежных ор­ганов государственной власти, в том числе в отношении налогообложения и регулирования экспорта;

• погодные условия в странах, являющихся основными по­требителями нефти и газа [26].

ОАО «ЛУКОЙЛ» не может влиять на факторы, опре­деляющие цены на нефть и газ. Несмотря на то, что в последние несколько лет цены на энергоносители на­ходятся на высоком уровне, есть риск того, что в сред­несрочной и долгосрочной перспективе может про­изойти их снижение.

Также компания считает, что она подвержена рискам неблагоприятного изменения валютных курсов, основ­ным из которых является укрепление рубля по отноше­нию к доллару США. Это связано с тем, что основная часть выручки компании поступает от экспортных опе­раций и номинирована в долларах США, в то время как часть расходов компании номинирована в рублях.

Вместе с тем доходы компании от продаж нефти / нефтепродуктов на внутреннем рынке номинированы в рублях, что снижает негативный эффект от возможно­го укрепления курса рубля. Кроме того, валютная структура долга компании в целом отражает структуру ее доходов, что также снижает зависимость от колеба­ний валютных курсов.

Включение наименьшей величины курса доллара США к рублю из трех прогнозных значений в оптими­стический сценарий финансового развития ОАО «ЛУКОЙЛ» мотивировано тем, что именно приток экс­портной выручки в страну за счет роста мировых цен на энергоносители и является одной из основных при­чин укрепления реального курса рубля.

Основным источником заимствований ОАО «ЛУКОЙЛ» является международный рынок ссудных капиталов. По­этому показатели финансовой устойчивости и долговой нагрузки компании чувствительны к изменению учетных ставок, особенно ФРС США. Если ФРС будет повышать учетные ставки, это приведет к удорожанию кредитов для компании.

Изложенные выше результаты сценарного прогноза основ­ных финансовых показателей ОАО «ЛУКОЙЛ» на 2007 год были применены в процессе формирования финансо­вой политики и финансовой стратегии предприятия и послу­жили в качестве целевых ориентиров для высшего менедж­мента компании при различных условиях внешней среды.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  822  823  824   ..