Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 11

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  815  816  817   ..

 

 

Функциональное разделение труда в системе управления

Функциональное разделение труда в системе управления

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Факультет менеджмента, повышения квалификации и переподготовки кадров

Кафедра теории и практики управления организацией

Студент 2 курса факультета менеджмента, повышения квалификации и переподготовки кадров

Функциональное разделение труда в системе управления персоналом

Научный руководитель:

Екатеринбург

2011

Оглавление

1. Введение

2. С древних времен

3. Принцип разделения труда

4. Виды разделения труда

5. Функциональное разделение труда как основа предприятия

6. Временной ресурс.

7. Кооперация труда как неотъемлемая часть разделения труда

8. Плюсы и минусы функционального разделения труда

9. Заключение

Введение

Актуальность .

В наше время очень сложно определить какой должна быть структура организации для успешного бизнеса и без высококлассных специалистов это просто невозможно. В зависимости от масштабов организации, материальных и нематериальных благ или услуг, которые она производит, исходит определение структуры организации труда. Одновременно может задействовано множество структур, но каждый менеджер видит единственно верной и основной одну из них, в которой все ресурсы будут задействованы по максимуму, принося выгоду и не нанося ущерба организации.

Цель.

Целью нашей работы является ознакомление со структурой организации, проведение анализа видов разделения труда, из которых основное внимание сосредоточим на функциональном разделении труда.

Задачи исследования :

1. Рассмотреть структурный подход к организации

2. Определить особенности функционального разделения труда в управлении.

Объект исследования – структура организации с функциональным разделением труда.

Предмет исследования – функциональное разделения труда в системе управления персоналом.

С тех пор, когда люди эволюционировали и перешли от охоты и собирательства к скотоводству и выращиванию растений, в тот момент когда им были необходимы взаимодействия не только для выживания и защиты от хищников и кочевников, но и для обмена редких благ и выполнения совместного их производства. Именно тогда зажглись первые очаги, которые через множество тысячелетий стали называться разделением труда. Общины, племена и прочие сообщества жили множество лет за счет того, что каждому была отведена роль, задача, целью которой являлось общее благосостояние. Так в каждой общине выделялось то что сейчас называется специализацией за счет их способностей. Выделения из племени охотников «оружейные» (который лучше других надеялся или сумел быстрее сделать луки и стрелы), превратив это умение в основное занятие, выменивая у других на свои изделия на скот или дичь. Другой выделился своим умением строить жилища, получая вознаграждение опять же скотом или дичью, постепенно это умение становиться его основным занятием, так из племени выделился «плотник». Таким же образом появляются другие «специальности». Следовательно, так же происходит разделение людей на различные «профессии», когда природные дарования развиваются до совершенства в какой-то отдельной области. И так, различие способностей во всех случаях является «не столько причиной, а следствием разделения труда». Различие между самыми несхожими людьми, создается «не столько природой, сколько привычкой, практикой и воспитанием». Так же если бы не склонность к торгу и обмену, каждому человеку пришлось бы добывать для себя все необходимое для жизни, всем пришлось бы выполнять одну и ту же работу и тогда не существовало бы такого различия занятий, которое породило и различие способностей и сделало это различие полезным. Различные продукты деятельности людей различных дарований и способностей как бы собираются в одну общую массу, благодаря торгу и обмену, из которой человек может купить себе произведения деятельности других людей, в которых он нуждается.

В настоящее время под разделением труда понимается разграничение производственной деятельности людей в ходе производственных процессов. Правильное разделение труда позволяет расставить всех участников производственного процесса по рабочим местам с учетом их личных особенностей, профессиональных и деловых качеств. Разделение труда означает обособление различных видов труда и закрепление их за участниками производственного процесса.

Принцип разделения труда - это базовый принцип организации, в основе которого – невозможность одинаково эффективного выполнения одним человеком комплекса разнородных видов деятельности. С другой стороны, этот принцип – отражение многообразия потребностей отдельных индивидов и общества в целом. В ходе социальной эволюции происходит группировка видов труда, соотносимая с определенными потребностями людей и групп. Такие же процессы происходят не только на уровне всей человеческой общности, но и в менее крупных образованиях – этносах, государствах, социальных группах, организациях.

На общесоциальном уровне различают общее и частное разделение труда. Общее разделение труда ведет к появлению отраслей производства и сферы услуг (промышленность, сельское хозяйство, инфраструктурные отрасли и т.д.); частное – к формированию подотраслей и сфер деятельности (промышленность добывающая и обрабатывающая, растениеводство и животноводство в сельскохозяйственном производстве и т.д.)

На уровне организаций разделение труда предполагает дифференциацию и специализацию трудовой деятельности, вычленение в рамках сложной деятельности более частных видов и подвидов деятельности.

В современных условиях развития рыночных тенденций в России, обусловленных качественно новой системой хозяйственных связей и механизмов конкурентных отношений, одной из актуальных задач адаптации хозяйствующих субъектов к условиям неопределенности является совершенствование стратегии и структуры организации управления производством. В новых условиях наметились основные тенденции и концепции управления, предъявляющие новые требования к организации управления предприятиями, заключающиеся, главным образом, в совершенствовании системы управления в целом и организационной структуры в частности как одной из важнейших ее составляющих. Необходимость изменения организационной структуры большинства предприятий, оздоровления и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для предприятий проблемы выбора организационной структуры управления предприятием, способствующей наиболее эффективному достижению целей. В качестве приоритетного способа решения указанной проблемы предлагается разработка и внедрение механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

Важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджеров, то есть специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности. В соответствии с этим рассмотрим три основных вида разделения труда профессиональных управляющих: функциональное, структурное, ролевое (технологическое).

Виды разделения труда в организациях

Горизонтальное разделение труда . Это дифференциация трудовой деятельности и выполняемых задач в пределах одного функционального уровня — по областям, единицам, действиям или операциям. Другими словами — по сферам приложения, профессиям, технологиям или направлениям исполнительской деятельности.

Результатом горизонтального разделения труда на общеорганизационном уровне становится система подразделений (департаментов), сосредоточенных на выполнении однотипных или схожих групп действий, которая, в свою очередь, является основой организационной структуры.

Поскольку современная деятельность многообразна и сложна, то, будучи разделенной на множество элементов, она нуждается в определенной координации и контроле. Во-первых, в любой деятельности выделяются управленцы и исполнители, во-вторых, сами управленцы разделяются по мере ответственности, масштабу принятия решений, объему исполняемых функций, сферам контроля. Этот процесс называется вертикальным разделением труда . В результате такого разделения труда в организации появляются уровни управления, ранги управленческой иерархии, должности.

Интегральным результатом горизонтального и вертикального разделения труда становится полная организационная структура, определяющая как функциональные позиции работников и подразделений, так и должностные позиции (формальные статусы) работников.

Разделение труда способствует росту профессиональных навыков, повышению качества работы, подъему производительности труда и т. д.

Иначе выделяют такие виды:

· - общее разделение труда предусматривает обособление различных видов деятельности в масштабе всей страны, например промышленное производство, сельское хозяйство, сфера услуг и т.д.;

· - частное разделение труда предполагает обособление различных видов деятельности внутри отрасли, например автомобилестроение, парикмахерские услуги и т.д.;

· - единичное разделение труда предусматривает обособление различных видов деятельности в рамках предприятия или его подразделения.

На предприятиях и организациях существует несколько форм разделения труда:

· - функциональное;

· - профессиональное;

· - технологическое;

· - квалификационное и другие.

Функциональное разделение труда означает разграничение и обособление деятельности групп работников по функциям управления как относительно самостоятельным сферам деятельности.

Функциональное разделение труда предусматривает обособление на предприятиях отдельных работ и категорий персонала в зависимости от их содержания и функций. В наиболее многочисленную функциональную группу персонала представляют рабочие, которые делятся на основных и вспомогательных. Первые заняты непосредственно осуществлением основных функций производства, вторые обеспечивают выполнение этих функций (наладка, ремонт оборудования, контроль материалов и т.д.)

По выполняемым функциям выделяют и другие известные категории персонала: руководители, специалисты, служащие, технические исполнители, младший обслуживающий персонал, ученики и др.

На современных предприятиях функциональное разделение труда служит основой эффективного использования всех категорий персонала.

Повышение эффективности функционального разделения труда предполагает специализацию рабочих, инженерно - технических работников и служащих на основе четкого разделения функций маркетинга, проектирования, менеджмента, производства товаров, управления персонала и т.д.

Таким образом, разделение труда по функциональному признаку может исходить из труда конкретных работников назначенных на выполнение той или иной конкретной операции и до старших менеджеров руководящих и контролирующих конкретные процессы.

Научно-технический прогресс приводит к развитию и совершенствованию орудий труда - машин, механизмов, инструментов, к прогрессивным изменениям в технологии производства. Чем больше механизируется и автоматизируется производство, тем дальше отстоит рабочий исполнитель от предмета труда и от непосредственного его преобразования. Функции рабочего выполняют машина, автомат или соответствующая аппаратура. При этом появляются две несколько противоречивые тенденции: с одной стороны, процесс труда облегчается, но в то же время требует для своего осуществления более высокой квалификации работника (знание машины, навыки управления, изучение технологии и т.п.). С другой стороны, механизация трудовых процессов сопровождается глубоким их расчленением на мелкие и малосодержательные трудовые операции, что приводит к монотонности труда. В результате повышается утомляемость работника, утрачивается интерес к работе, возникает стремление оставить данное место работы и переменить область применения своего труда.

В рамках функционального разделения труда происходит изменение функциональных групп работников: в целом уменьшается число рабочих при увеличении численности служащих, а в числе рабочих происходит опережающий рост доли вспомогательных и обслуживающих по сравнению с основными.

Разделение труда по функциональному признаку как мы выяснили разделяется на непосредственных изготовителей, вспомогательных рабочих, обслуживающий персонал и управляющего персонала и специалистов.

В целом процесс разделения труда включает определение в деятельности:

· функциональных областей;

· функциональных единиц;

· действий (устойчивых трудовых функций);

· операций.

Для определения этих элементов деятельности используем так называемый функционально-уровневый подход , с позиции которого деятельность рассматривается как многоуровневая система, на каждом из уровней которой — свои элементы. Каждый из этих элементов реализует определенные функции по отношению к «вышестоящему» уровню или ко всей деятельности .

Функциональные области деятельности объединяют те ее элементы, которые связаны выполнением какой-либо организационной функции — управление финансами, производством или персоналом. Обычно в организации каждой из указанной функции соответствует своя структурная единица (или менеджер).

Функциональные единицы деятельности (ФЕД) — это уже компоненты области деятельности, «отвечающие» за реализацию каких-то близких по содержанию и сложности задач. Например, в деятельности менеджера, управляющего персоналом, несколько таких единиц: обучающая (подготовка и переподготовка персонала, повышение квалификации и т.д.), контрольная (контроль за соблюдением дисциплины, норм трудового законодательства и т.д.), коммуникативная (проведение собеседований и интервью с кандидатами) и другие.

Каждая ФЕД включает в себя определенные действия. Это наименьшие единицы деятельности, сохраняющие все ее характеристики. Действие — это устойчивая трудовая функция, то есть это такой поведенческий акт, в котором сохраняется осмысленность поведения — осознается предмет (на что направляется деятельность), осмысливается цель, продумывается процедура, и осознанно подбираются средства ее реализации. Продолжая процесс разделения труда на примере менеджера по персоналу, в обучающей единице его деятельности можно выделить такие действия: определение потребности в обучении, разработка целей обучения, составление плана обучения и т.д.

Действия состоят из операций — чаще всего из неосознаваемых, автоматизированных частиц действия. То есть, совершая определенную операцию, человек практически не задумывается о ее предмете и цели.

Например, создание нового файла при работе на компьютере — это действие. Вы осознаете, отдаете себе отчет в том, зачем (цель) его открывать — написать письмо или курсовую работу (предмет деятельности). А вот нажимание на соответствующие клавиши или соответствующие перемещения мыши — это операции. И (конечно, при условии, что вы хорошо владеете компьютером) это происходит автоматически, поскольку проделано уже не раз. Человек не задумывается, почему и зачем в данный момент надо нажимать на данную клавишу.

Работа на компьютере в целом — это функциональная единица, включающая в себя вполне осознаваемые действия по созданию файлов, их перемещению, оформлению и т.д. Предмет такой единицы — информация, цель — упрощение, упорядочение и ускорение ее обработки, средство — сам компьютер, технология — набор соответствующих действий и операций. Результат ФЕД зависит от цели — разработка базы данных, например, или написание курсовой работы.

Временной ресурс

Функциональное разделение труда может привести и к повышению эффективности производства и к ее снижению. Это требует определения рациональных границ разделения труда, которые могут быть исчислены по показателю использования рабочего времени, экономической эффективности и т.п. Рациональным показателем использования рабочего времени будет такое разделение труда, при котором граница между проектируемым и фактическим удельным весом оперативного времени в совокупном фонде нескольких рабочих выполняющих общую работу будет больше или равно нулю.

Приведем пример :

Бригада из 8 столяров собирает рамки для диванов-кроватей. Оперативное время для каждого при 8 часовом рабочем дне составляет 6,3 ч. Отсюда удельный вес оперативного времени в совокупном фонде рабочего времени составляет : (6,3х8):(8х8)= 0,788.

Планом предусмотрено введение дополнительного подсобного рабочего, который освободил бы станочников от дополнительных работ и занимался бы планово-предупредительным обслуживанием всех рабочих мест (деталями, уборкой, доставкой инструментов и др.), в результате чего оперативное время у каждого рабочего увеличивается до 6,8ч., а удельный вес оперативного времени при этом составит 0,887. Вычитая из проектируемого удельного веса оперативного времени фактический : 0,877 – 0,788=0,099, следовательно планируемое разделение рационально, так как разница между проектируемым и фактическим удельным весом оперативного рабочего времени в совокупном фонде рабочего времени больше нуля.

Так же добавление дополнительных рабочих может быть не оправдано, в масштабных просчетах менеджера, это может нанести экономический урон организации.

Заглянем поглубже :

МЕТОДЫ РАСЧЕТА ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ

Способы определения плановой численности персонала в целом по организации, по какому-либо подразделению или качественному критерию; потребности в персонале (напр., по определенной профессии и т.п.). Основные М.р.п. в п.: метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса. Данные о времени процесса дают возможность рассчитать численность рабочих-сдельщиков или рабочих-повременщиков, количество которых определяется непосредственно трудоемкостью процесса. Для расчета следует пользоваться следующей типовой зависимостью:

Численность рабочих = Время, необходимое для выполнения производственной программы (Тн)/Полезный фонд времени одного рабочего (Тпол) - Коэффициент перерасчета явочной численности в списочную

В свою очередь,

Тн = ∑n NiTi + Тн.пр.i/Кв

i=1

где: n- количество номенклатурных позиций изделий в производственной программе;

Ni - количество изделий i-й номенклатурной позиции;

Ti - время выполнения процесса (части процесса) по изготовлению изделия i-ой номенклатурной позиции;

Тн.пр.i - время, необходимое для изменения величины незавершенного производства в соответствии с производственным циклом изделий i-й позиции;

Кв - коэффициент выполнения норм времени (в зарубежной литературе - уровень производительности, уровень использования времени).

Разновидностью рассматриваемого метода может быть подход, основанный на определении численности адм.-управленческого персонала с использованием формулы Розенкранца:

Ч = ∑n МiTi - Кнрв,

i=1

где: Ч - численность адм.-управленческого персонала определенной профессии, специальности, подразделения и т.п.;

n - количество видов организационно-управленческих работ, определяющих загрузку данной категории специалистов;

Mi - среднее количество определенных действий (расчетов, обработки заказов, переговоров и т.п.) в рамках i-гo организационно-управленческого вида работ за установленный промежуток времени (напр., за год);

Ti - время, необходимое для выполнения единицы М в рамках i-гo организационно-управленческого вида работ;

Т - рабочее время специалиста согласно трудовому договору (контракту) за соответствующий промежуток календарного времени, принятый в расчетах;

Кнрв - коэффициент необходимого распределения времени;

Кнрв = Кдр - Ко - Кп,

где: Кдр - коэффициент, учитывающий затраты на дополнительные работы, заранее не учтенные во времени, необходимом для определенного процесса (М - t); как правило, находится в пределах 1,2 < Кдр < 1,4;

Ко - коэффициент, учитывавший затраты времени на отдых сотрудников в течение рабочего дня; как правило, устанавливается на уровне 1,12;

Кп - коэффициент пересчета явочной численности в списочную.

Метод расчета по нормам обслуживания. В зарубежной литературе принято название "агрегат-метод", показывающее зависимость рассчитываемой численности от количества обслуживаемых машин, агрегатов и др. объектов. Количество рабочих-повременщиков или служащих по нормам обслуживания рассчитывается по формуле: Ч = Число агрегатов - Коэффициент загрузки/Норма обслуживания - Коэффициент пересчета явочной численности в списочную. В свою очередь, нормы обслуживания определяются по формуле:

Норма обслуживания = Т пол/∑n (tедi - npi) + Тд,

i=1

где: n - количество видов работ по обслуживанию объекта;

tедi - время, необходимое для выполнения ед. объема i-гo вида работ;

npi - число ед. объема i-гo вида работ на ед. оборудования или иного объекта расчета (напр., ед. производственной площади);

Тпол - полезный фонд времени работника за день (смену);

Тд - время, необходимое для выполнения работником дополнительных функций, не включаемых в t ед.

Метод расчета по рабочим местам и нормативам численности следует рассматривать как частный случай использования метода норм обслуживания, т.к. и необходимое число работников по числу рабочих мест, и нормативы численности устанавливают исходя из норм обслуживания. Численность работников по рабочим местам определяется по формуле:

Ч = Необходимое число работников (число рабочих мест) - загрузка - Коэффициент пересчета явочнойчисленности в списочную

Нормативы численности определяются из отношения:

Нч = Объем работ/Норма обслуживания

Специфическим случаем применения метода норм обслуживания следует рассматривать определение численности руководителей через нормы управляемости. В качестве общих рекомендаций по их установлению можно принять следующие: для руководящих должностей в подразделениях со значительным удельным весом работ творческого нестандартного характера, высокой квалификации или частыми отклонениями от заранее намеченной технологии процесса норма управляемости должна лежать в пределах 5-7 человек; для руководящих должностей в подразделениях с достаточно устоявшимся характером работ, в значительной мере определяемым стандартными организационно-управленческими процедурами, норма управляемости должна лежать в пределах 10-12 человек; в любом случае норма управляемости не должна превышать 15-17 человек, иначе коллектив становится неуправляемым. Для расчета численности персонала можно использовать некоторые статистические методы. Их условно делят на две основные группы: стохастические методы; методы экспертных оценок. Стохастические методы расчета основываются на анализе взаимосвязи между потребностью в персонале и др. переменными величинами (напр., объемом производства). При этом в расчет принимаются данные за предшествующий период. Предполагается, что потребность в будущем будет развиваться по аналогичной зависимости. Как правило, для расчета используются такие факторы, которые не требуют сложных математических действий, но дают вполне приемлемые результаты. Наиболее часто применяются следующие стохастические методы: расчет числовых характеристик; регрессионный анализ; корреляционный анализ. Расчет числовых характеристик применяется, когда потребность в персонале в значительной мере связана с каким-либо фактором и эта связь достаточно стабильна. Напр., при расчете численности ремонтного персонала используются следующие данные: объем производства за прошедший год; трудоемкость ремонта за этот период. На их основе рассчитывается показатель трудоемкости ремонта на ед. выпуска продукции, исходя из которого определяется объем ремонтных работ на плановый период. Дальнейший порядок расчета выполняется по схеме метода, основанного на данных о времени рабочего процесса.

Один из важных моментов любой организации и разделения труда является кооперация труда.

Кооперация труда

Разделение труда на предприятии неразрывно связано с его кооперацией. Чем глубже разделение труда в той или иной организации, тем шире его кооперация, чем больше работников занятых выполнением простых трудовых процессов, тем больше исполнителей необходимо объединить в единый процесс производства продукции и оказания услуг. Под кооперацией принято понимать объединение всех категорий персонала для участия в совместной планомерно организованной трудовой деятельности. Кооперация труда осуществляется на всех уровнях управления - от отдельного рабочего места, где могут быть заняты несколько работников, до всего экономического пространства предприятия и целой страны, и представляет собой систему устойчивых трудовых отношений между отдельными исполнителями или производственными подразделениями в процессе деятельности предприятия или организации.

Примерами кооперации могут служить отдельные рабочие группы, производственные участки, различные отделы и службы и сама организация, объединяющая весь свой персонал для достижения единой экономической цели.

На отечественных предприятиях различают несколько видов производственной кооперации:

· - межцеховая;

· - внутрицеховая;

· - внутриучастковая.

Межцеховая кооперация основывается на разделении производственного процесса между цехами и обеспечивает взаимодействие персонала по всем стадиям производства продукции.

Внутрицеховая кооперация объединяет всех работников в решении соответствующих производственных задач.

Важнейшая задача внутриучастковой кооперации состоит в создании условий для эффективного взаимодействия всех работников в совместной трудовой деятельности. На большинстве предприятий наиболее распространенными формами кооперации являются производственные бригады, объединяющие в своем составе работников различных категорий. В зависимости от профессионального состава работников различают специализированные и комплексные бригады. Специализированные бригады обычно создаются из рабочих однородных профессий и специальностей, работающих по единому наряду- заданию, например по сборке, монтажу и ремонту оборудования.

Комплексные бригады включают в себя рабочих различных профессий, выполняющих законченную технологическую стадию или комплекс единых работ. В таких бригадах создаются необходимые условия для развития творческих способностей и повышение профессиональной квалификации всех работников. Кооперация в рамках научной организации труда понимается как объединение отдельных представителей или их групп в одном или нескольких связанных между собой процессах труда.

Направления совершенствования дисциплины труда

Рациональное разделение и кооперация труда служат организационной основой эффективного использования всех экономических ресурсов, повышение результатов труда отдельных работников и профессиональных групп.

Как свидетельствует мировой опыт, технологические и организационные нововведения последних лет направлены на проектирование и развитие групповых форм организации и стимулирования труда.

В качестве группы обычно понимаются: рабочая бригада, производственный участок, соответствующий центр эффективности (например, бизнес- центр) или сама компания.

Многолетняя практика совершенствования организации труда на российских предприятиях, получившая распространение в компаниях экономически развитых стран, подтверждает высокую эффективность применения рассмотренных видов и форм разделения и кооперации труда в условиях рыночных отношений, в частности бригадных форм организации труда персонала, совмещение профессий многочисленного обслуживания и др. согласно раздела VIII ТК РФ «Трудовой распорядок и дисциплина труда», в эффективной системе управления персоналом важными организационными факторами служат технологическая и трудовая дисциплина и трудовой распорядок рабочего дня для работников. Дисциплина труда на предприятии предусматривает обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, установленным ТКРФ и др. нормативными актами организаций.

Трудовую дисциплину характеризует соблюдение установленного распорядка работы, выполнение закрепленных за работником обязанностей и распоряжений вышестоящих руководителей.

Дисциплина создает правовую основу единства трудовой деятельности персонала в целях наиболее эффективного достижения необходимых производственных результатов. Существуют различные виды дисциплины: производственная, трудовая, технологическая, общественная и др.

Производственная дисциплина охватывает все стороны производственно- хозяйственной деятельности работников и требует от них соблюдения необходимых для производства требований, своевременного выполнения производственных заданий, соблюдения техники безопасности.

Трудовая дисциплина требует от всех участников производства точного соблюдения установленного распорядка работы: своевременного начала и окончания работы, установленного времени перерывов на отдых, точного выполнения всех закрепленных за работником обязанностей, безусловного выполнения всех распоряжений и указаний руководства.

Технологическая дисциплина это четкое соблюдение всех технологических отношений, технологических режимов работы оборудования, предусмотренных производственным процессом.

Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем и являются приложением к коллективному договору.

Согласно ТК РФ и соответственно правил внутреннего распорядка грубыми нарушениями трудовой дисциплины считаются:

· - самовольное прекращение выполнения трудовых обязанностей;

· - совершение прогула, в том числе отсутствие на работе более четырех часов подряд в течение рабочего дня;

· - появление на работе в нетрезвом состоянии, наркотическом и токсическом опьянении;

· - участие в азартных играх;

· - передача пропуска другому лицу для прохода на территорию предприятия;

· - повреждение или использование служебного автомобиля в личных целях;

· - совершение по месту работы хищения.

За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие меры взыскания:

· - замечание;

· - выговор;

· - увольнение по соответствующим основаниям.

Соблюдение трудовой дисциплины всеми категориями работников способствует совершенствованию социальных отношений и повышению эффективности экономической деятельности всей организации.

Рабочее время является основной экономической категорией. Рациональное использование рабочего времени на предприятии служит первым признаком согласованной организации трудовых, технологических и производственных ресурсов. Под рабочим временем принято понимать законодательно установленный период работы для всех участников производства. В настоящее время таким рабочим периодом считается сорокачасовая рабочая неделя.


список литературы

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  815  816  817   ..