Business services, Technical & Scientific research
15,8
10406
157 505
Англия
Atos Origin S.A.
IT
89,9
46584
155 244
Франция
Deloitte Touche Tohmatsu
Аудит, налоговое консультирование, HR
11
121283
150 062
США
Capgemini
IT;управленческий
18,8
59324
144 644
Франция
MAXIMUS, Inc.
Управленческий, стратегический
7,2
5151
125 703
США
Liberata plc
Аутсорсинг финансовых и HR бизнес-процессов
35,4
3335
119 790
Англия
ICF Consulting
Управленческий, технологический
н.д.
1500
92 666
США
The Parthenon Group LLC
Стратегический, M&A
н.д.
145
74 483
США
Infosys Technologies Limited
IT, технологический
35,2
36800
58 478
Индия
Tata Consultancy Services Limited
IT,технологический
37,7
40992
54 198
Индия
23,86
233 170
OXS
IT, внедрение SAP
374,7
136
349 970
РФ,М
Крок Инкорпорейтед
Системная интеграция, аудит
61,4
148
271 108
РФ,М
АйТи
IT, системная интеграция
131,6
250
235 372
РФ,М
РОЭЛ консалтинг
Инвестиционное, промышленный маркетинг
22,3
240
169 995
РФ,М
Пепеляев, Гольцблат и партнеры
Юридический.
16
110
165 054
РФ,М
Ай-Теко
ИТ-решения, информатизация
89,5
248
135 895
РФ,М
Борлас
Управленческий и IT
16,6
420
119 345
РФ,М
ИМА-консалтинг
PR
456,1
55
116 745
РФ,М
ТопС Бизнес Интегратор
IT
47,8
217
115 285
РФ,М
Объединенные консультанты ФДП
аудит, финансы, налоги
8,1
192
112 140
РФ,М
Компьюлинк
Архитектура IT-систем
42,8
575
101 939
РФ,М
РСМ Топ-Аудит
Аудит, финансы
20,7
201
98 353
РФ,М
Организационно-Технологические Решения 2000
IT-решения, бизнес-процессы
71,6
255
95 580
РФ,М
Квазар-Микро
IT
944,3
245
95 510
Украина, Киев; РФ, М
2К Аудит — Деловые консультации
Консалтинг, аудит, налоги
5,4
172
95 296
РФ,М
Развитие бизнес-систем (РБС)
Консалтинг, аудит
73,9
232
93 948
РФ,М
ЭКОПСИ Консалтинг
Консалтинг, персонал, ассесмент
71,3
56
92 857
РФ,М
IBS консалтинг
Управленческие и информационные технологии
73,3
1227
88 752
РФ, М
PRADO Банкир и Консультант
Консалтинг, IT
555,6
287
83 195
РФ,М
Прогноз
IT, софт
78,2
209
83 086
РФ, Пермь
ФБК (PKF)
Консалтинг, аудит
47,7
298
77 030
РФ,М
Галактика
консалтинг, IT
-17,4
217
64 161
РФ,М
БДО Юникон Консалтинг
Аудит, налоги
45,2
466
61 959
РФ,М
Евроменеджмент
Консалтинг, управленческий
10,6
129
59 449
РФ,М
Прогрессор
Консалтинг, управленческий
4,2
22
58 909
РФ,М
МЦФЭР-консалтинг, аудит, налоги, IT
Консалтинг,
81,3
389
46 190
РФ,М
Парус
IT
н.д.
532
42 622
РФ,М
Михайлов и партнеры
Консалтинг
30,9
120
29 700
РФ,М
124,6
110 622
Место
%
Москва
32.3
Санкт-Петербург
18.2
Сибирский федеральный округ
15
Приволжский федеральный округ
12.6
Центральный федеральный округ (без учета Москвы и Санкт-Петербурга)
5.9
Уральский федеральный округ
4.6
Южный федеральный округ
4.3
Дальневосточный федеральный округ
4
Северо-западный федеральный округ
3
Консалтинг как вид бизнеса имеет в России хорошие перспективы
Многие отечественные предприниматели до сих пор не готовы принимать консультантов и воспринимать их как помощников по бизнесу. Хотя консультационным услугам в России уже много лет.
Появление консалтинга как вида бизнеса фактически состоялось одновременно с развитием рыночных отношений в России. Поскольку на тот момент отсутствовала элементарная экономическая культура, а изменения в налоговое законодательство вносили столь часто и имели они зачастую взаимоисключающий характер, первая область, где потребовалось участие консультантов, - налоговый консалтинг. На заре российского консультирования разработка и внедрение так называемых схем минимизации налогообложения было основным занятием консультантов и аудиторов.
Но вскоре появились западные консультанты. Они пришли на российский рынок одними из первых, имели бренд, многолетний практический опыт и надежный тыл. Это во многом объясняет их передовые позиции в настоящий момент, а также весомый "кредит доверия" со стороны российских предприятий.
В результате за десятилетие ведущие российские консалтинговые и аудиторские компании, учась на собственных ошибках, перенимая опыт зарубежных коллег, фактически полностью освоили весь спектр консалтинговых услуг. Это позволяет им сейчас на равных конкурировать с теми же западными консультантами.
Что же до сих пор мешает руководителям обратиться к консультанту? Во-первых, многим сложно перешагнуть собственную установку о конфиденциальности информации. Доверить детали коммерческой деятельности - большой риск. Во-вторых, где гарантии того, что все консультации окажутся верными. Как раньше, так и сейчас некоей гарантией может служить только репутация консультанта. В-третьих, неправильное понимание заказчиком роли консультанта. Это проявляется в виде ожидания немедленной отдачи от производимых действий, хотя в ряде случаев положительный и стабильный результат от каких-либо изменений может быть достигнут только лишь в долгосрочной перспективе. Поэтому вопрос, стоит ли привлекать консультантов, учитывая достаточно высокую стоимость услуг, остается открытым для многих российских предприятий.
Единственный и наиболее востребованный вид - это налоговый консалтинг. И в нем в первую очередь заинтересован именно бухгалтер. При этом доказать необходимость привлечения консультанта руководителю бывает очень нелегко.
Во-первых, несмотря на достаточно стабильное в последние годы налоговое законодательство, а также на общий рост квалификации бухгалтерских кадров, нельзя однозначно сваливать груз ответственности на одного человека. Цена ошибки весьма велика. Во-вторых, стабильное не значит простое. Правила грамотного и законного ведения бизнеса за эти годы только значительно усложнились и требуют зачастую хорошего владения несколькими областями знаний, что опять же одному человеку не под силу. Наем в этих случаях дополнительных собственных кадров просто экономически нецелесообразен. Поэтому привлечение консалтинговой компании является самым оптимальным решением.
На современном этапе достаточно активно происходит сближение классического консалтинга и информационных технологий. Уже редко встречаются организации, ведущие бухгалтерский учет по журнально-ордерной системе. Как правило, бухгалтер использует одну из специализированных программ.
Учитывая, что действующее законодательство предписывает вести еще и налоговый учет, а зачастую параметры, заложенные для него, недостаточны для правильного отражения хозяйственных операций, в помощь бухгалтеру привлекают консультанта. В этом случае, исходя особенностей хозяйственной деятельности и учитывая особенности программного продукта, разрабатываются индивидуальный план счетов, налоговые счета, методология бухгалтерского и налогового учета и т. д. Эта новая для России услуга ориентирована в основном на средний и малый бизнес. Ведь хозяйственная и финансовая деятельность крупных предприятий сейчас намного сильнее интегрирована с программным обеспечением и там задачи консультанта не ограничиваются только бухгалтерскими и налоговыми разработками, а включают в себя постановку системы управления, поддерживающую принятие и исполнение решений.
Перспективы российского консалтинга очень хорошие. Помимо новых услуг появляются новые формы консалтинга. Такие, например, как дистанционный консалтинг. В то же время уже устоявшиеся виды и формы еще не скоро потеряют свою актуальность.
Источник: ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Учет, налоги, право"
После прошлогоднего спада выручка от консалтинга в области маркетинга снова растет Динамика роста выручки от консалтинговых услуг в течении трех лет, %
Что такое консалтинг?
Геннадий Верников
Введение
Конец 80-х и начало 90-х годов ознаменован для России и стран бывшего Советского Союза существенными политическими и экономическими изменениями. Ядром этих перемен явилось стремление к созданию демократических общественных устоев и переход к рыночной экономике. С начала 90-х годов Россия получила возможность оценить преимущества демократического образа жизни и рыночного уклада экономики в виде свободно доступных товаров и услуг международного образца, наличия свободной прессы, частного предпринимательства и т.д.
Однако данные перемены, наряду с очевидными преимуществами, привнесли в жизнь России и ряд существенных проблем, сопровождающих переходный период любого государства. Среди этих проблем - инфляция и гиперинфляция, спад производства, политический и финансовый кризис, безработица и т.п. Коренными причинами данных проблем в значительной степени явились недостаток опыта работы в условиях рыночной экономики, а также почти полное отсутствие знаний в области оценки и управления рыночными процессами.
Одной из существенных особенностей современного бизнеса является то, что с развитием новых технологий (в том числе информационных) и ростом конкуренции значительно изменилась роль потребителя. Соревнование между производителями привело к дроблению массового рынка на относительно небольшие ниши, где уже потребитель диктует свои условия производителям, а не наоборот. В результате производитель вынужден непрерывно приспосабливаться как к новым технологиям, так и к постоянно меняющимся запросам своих клиентов.
Кроме того, сейчас в мировой экономической жизни (и Россия здесь не исключение) происходит переход к новой модели бизнеса, суть которой заключается в том, что во многих областях индустрии акценты значительно сменились в сторону предложения (и, соответственно, спроса) услуг за выполнение определенных работ, за обучение, консультации, анализ и оценку рынка, за внимание к проблемам клиентов и качество обслуживания. Новая тенденция характеризуется тем, что удельный вес услуг на рынке спроса и предложений будет постепенно расти по отношению к удельному весу собственной продукции.
Сегодня, таким образом, непрерывные и довольно существенные изменения в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов стали обычным явлением, и предприятия, стремясь сохранить свою конкурентоспособность, вынуждены непрерывно перестраивать корпоративную стратегию и тактику. Однако в сложившихся условиях у фирм, организаций и т.п. подчас не хватает внутренних ресурсов для своевременного и адекватного реагирования на происходящие изменения.
В этой весьма непростой ситуации оказывается полезной помощь квалифицированного консультанта или компании, специализирующейся на предоставлении консалтинговых услуг.
Что же такое консалтинг?
Определение консалтинга
Круг проблем, решаемых консалтингом, весьма широк, кроме того, специализация компаний, предоставляющих консалтинговые услуги, может быть различной: от узкой, ограничивающейся каким-либо одним направлением консалтинговых услуг (например, аудит), до самой широкой, охватывающей полный спектр услуг в этой области. Соответственно этому, каждый специалист (или каждая фирма), работающая в данной области, вкладывает в понятие консалтинга собственный смысл и придает ему собственный оттенок, определяемый направлением деятельности конкретной компании.
Попытаемся дать определение консалтинга в самом широком смысле этого слова.
Итак, Консалтинг - это вод интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента.
Консалтинг решает вопросы управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности организаций, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса, исследования и прогнозирования рынков сбыта, движения цен и т.д. Иными словами, консалтинг - это любая помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной проблемы.
Основная цель консалтинга заключается в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности компании в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника.
Каким структурам в России оказываются консалтинговые услуги?
Консалтинговая компания, работающая на российском рынке, может оказывать услуги следующим структурам:
· российским предприятиям частного и государственного сектора, производящим продукцию и услуги;
· иностранным компаниям, работающим на российском рынке (к таким компаниям могут быть отнесены западные инвесторы, вступающие в российский рынок и развивающие бизнес в стране, международные финансовые институты, внедряющие современные технологии в российский бизнес и осуществляющие крупные проекты в России, а также ряд других);
· органам государственного управления и правительственным организациям (имеются в виду административные органы всех уровней, мэрии, министерства, ведомства, государственные комитеты и т.д.).
В каких случаях клиенты обращаются за помощью в консалтинговую компанию?
Согласно распространенному мнению, к услугам внешних консультантов обращаются в основном и в первую очередь те организации, которые оказались в критическом положении. Однако помощь в критических ситуациях - отнюдь не основная функция консалтинга. В каких же случаях и кто обращается за помощью в консалтинговую компанию?
Во-первых, в тех случаях, когда предприятие, имеющее статус надежного, намечает перестройку всей системы, связанную либо с расширением, либо с изменением формы собственности, либо к коренным изменением спектра деятельности предприятия и переориентацией ее на более перспективные и/или выгодные направления бизнеса.
Во-вторых, в случаях, когда предприятие, имеющее статус надежного, с целью утверждения своих позиций на рынке и создания необходимого имиджа в глазах потенциальных партнеров, обращается к услугам консультанта (например, аудитора), проводит ревизию своей деятельности (например, аудиторскую проверку) и затем делает ее результаты достоянием гласности.
И, наконец, в-третьих, в тех случаях, когда предприятие находится в критическом положении (или даже на грани краха) и своими силами из этого положения выбраться не в состоянии ввиду отсутствия опыта и внутренних ресурсов для адекватной и своевременной реакции на создавшуюся ситуацию. Услуги консультанта (консалтинговой фирмы) в этом случае носят характер кризис-консалтинга.
Требования, предъявляемые к консалтинговой компании
Деятельность квалифицированного консультанта или серьезной консалтинговой фирмы, предоставляющей широкий спектр услуг, должна быть подчинена ряду требований, основными из которых являются следующие:
1. Консультант (либо консалтинговая компания) обязан владеть отработанной технологией решения задач и необходимыми навыками в формулировании организационного диагноза, стратегическом планировании, использовании информационных систем, а также методами анализа и прогнозирования экономического положения, диагностики общей производственной ситуации, установления контактов (общения и утверждения) и т.п.
2. Консультант (либо консалтинговая компания) должен быть независим от поставщиков продуктов и решений в избранной области, от традиций, неписаных законов, бытующих в организации, политики управленческого аппарата. Мнение консультанта должно носить свободный и объективный характер.
3. Консалтинговая компания должна являть собой структуру, внешнюю по отношению к консультируемой организации.
4. Консультант (либо консалтинговая компания) обязан оказывать заказчикам помощь в использовании их собственного опыта для непрерывного совершенствования своей деятельности.
5. С целью накопления, анализа, переработки и использования получаемого опыта консультант (либо консалтинговая компания) должен работать со многими клиентами.
6. Консультант (либо консалтинговая компания) должен обладать обучающим воздействием на клиентов.
Виды консалтинга
Предоставляемые консалтинговой компанией услуги могут принимать следующие основные формы:
1. Аналитическая деятельность (анализ и оценка внутрихозяйственной и финансовой деятельности предприятия-клиента, анализ инвестиционных проектов, исследования деятельности конкурентов, рынков сбыта, движения цен и т.д.);
2. Прогнозирование (на основе проведенного анализа и используемых консультантом методик - составление прогнозов по указанным выше направлениям);
3. Консультации по самому широкому кругу вопросов, касающихся как деятельности компании-клиента, так и рынка в целом;
4. Ревизия деятельности предприятия-клиента;
5. Участие в деятельности предприятия-клиента (стратегическое планирование, решение совокупности проблем, связанных с организацией управления в различных сферах деятельности предприятия, а также разработка и внедрение информационных систем, системная интеграция и т.д.).
Продолжение материала читайте в следующем выпуске еженедельника.