Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 11

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  381  382  383   ..

 

 

Формирование стратегии использования конкурентных преимуществ в ОАО Румянцевское

Формирование стратегии использования конкурентных преимуществ в ОАО Румянцевское

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

по менеджменту на тему:

«Формирование стратегии использования конкурентных преимуществ в ОАО «Румянцевское» Дальнеконстантиновского района Нижегородской области»

Выполнил: студент 4 курса экономического

факультета 28 группы

Выполнил Прохоров А. А.

Проверил: Серов А.А.

Нижний Новгород

2009 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Теоретическая глава

1.1. Оценка конкурентоспособности продукции и деятельности в целом………………………………………………………..............5

1.2. Научные подходы к управлению конкурентоспособностью……9

1.3. Управление факторами, обеспечивающие конкурентоспособные преимущества организации………………………………………12

2. Практическая глава

2.1. Краткая природно-экономическая характеристика ОАО «Румянцевское» Дальнеконстантиновского района……………15

2.2. Оценка обеспеченности и эффективности использования производственного потенциала…………………………………22

2.3. Анализ среды функционирования ОАО «Румянцевское»……28

2.4. Управленческое обследование ОАО «Румянцевское»………..43

2.5. Анализ условий внедрения системы стратегического управления………………………………………………………..49

3. Проектная глава

3.1. Разработка миссии ОАО «Румянцевское» и модели целевой ориентации системы управления……………………………….52

3.2. Определение конкурентоспособности выпускаемой ОАО «Румянцевское» продукции – молока…………………………55

3.3. Определение направлений реализации стратегии на основе разработки матрицы «привлекательность рынка / позиция в конкуренции»……………………………………………………..56

3.4. Прочие мероприятия, способствующие реализации стратегии использования конкурентных преимуществ……………………..60

Выводы и предложения……………………………………………………..62

Библиографический список литературы……………………………………64

Введение

Все организации в условиях жесткой конкуренции и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в организации, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволяла бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие организации могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию организации к быстро меняющейся окружающей среде.

Стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания предприятия в усложняющейся конкурентной борьбе при изменяющихся условиях окружающей конкурентной среды. Конкурентная среда анализируется по её пяти основным составляющим: конкуренты внутри отрасли; покупатели; поставщики; потенциальные новые конкуренты; производители возможной замещающей продукции. Анализ каждого из данных пяти субъектов конкуренции ведется с точки зрения конкурентной силы и конкурентных возможностей.

Анализ внутренней среды вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать организация в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию.

Целью курсового проекта является формирование стратегии использования конкурентных преимуществ в изменяющихся условиях деятельности организации. В курсовом проекте дается оценка конкурентоспособности производства и реализации молока, так как в хозяйстве на протяжении уже длительного времени картофель не возводится. В курсовой работе излагаются теоретические основы выбора стратегии использования конкурентных преимуществ и практические разработки стратегии: цели предприятия и задачи, выполняемые им функции, потенциал, которым располагает данная организация, для решения поставленных перед нею задач.

При этом использовались следующие методы исследования: метод корреляционно-регрессионного анализа, метод SWOT анализа, многофакторный корреляционный анализ.

Объект исследования является ОАО «Румянцевское» Дальнеконстантиновского района Нижегородской области.

Источники информации: годовой отчет ОАО «Румянцевское» (с 2004 по 2008 года), устав предприятия, специальная литература по курсу менеджмента.

1. Теоретическая глава

1.1 Оценка конкурентоспособности продукции и в деятельности в целом.

Одна из важнейших предпосылок экономического возрождения России – стабилизация и рост производства во всех отраслях, на каждом отдельно взятом предприятии. Однако, в отличие от планово-административной в условиях рыночной экономики нужен рост не любого производства и любой ценой, а только конкурентоспособного. Сегодня в России проблема конкурентоспособности и участие в ее решении государства стоит очень остро.

Конкуренция – это соперничество между товаропроизводителями, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, определяет конкурентоспособность товара.

Возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка - конкурентоспособность предприятия.

Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств этой продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению (эксплуатации) и утилизации продукции. Оценка конкурентоспособности начинается с определения цели исследования:· если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;· если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.Независимо от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе· рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции; · анализируются направления развития аналогичных разработок;· рассматриваются сферы возможного использования продукции; · анализируется круг постоянных покупателей. Вышеизложенное подразумевает “комплексное исследование рынка”. Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование его развития, связанное с длительностью осуществления разработки и производства многих видов компьютерной техники.На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар.По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.Анализ конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает. Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.Производится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемой продукцией и потребностью по данной группе параметров, и позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе.Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.Результаты оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а также - для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач. Однако, факт высокой конкурентоспособности самого изделия является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие решения:· изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции; . изменение порядка проектирования продукции; · изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа; · изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;· изменение порядка реализации продукции на рынке;· изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;· изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;· изменение системы стимулирования поставщиков;· изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.Принципы и методы оценки конкурентоспособности могут быть использованы для обоснования принимаемых решений при: · комплексном изучении рынка и выборе направлений коммерческой деятельности предприятия;· разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции;· оценке перспектив продажи конкретных изделий и формировании структуры продаж;· разработке предложений по развитию производственного потенциала предприятия;· контроле качества продукции;· установлении цен на продукцию;· отборе продукции при покупке через тендеры и торги;· аттестации продукции;· подготовке технических заданий по созданию новых образцов продукции;· решении вопроса о включении в экспортную программу и снятии продукции с экспорта, либо ее модернизации;· подготовка информации для рекламы продукции;· решении вопроса о целесообразности патентования и поддержания патента в действии;· разработке мероприятий по стимулированию разработчиков и поставщиков.

1.2 Научные подходы к управлению конкурентоспособности.

Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития.

Инструментарием для решения стратегических задач повышения конкурентоспособности может служить комплексный подход по разработке и построению модели конкурентоспособности промышленного предприятия. Целью разработки и построения модели конкурентоспособности предприятия является правильное определение конкурентной стратегии, согласованной с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретное предприятие.

Инструментарием для разработки и построения модели может служить применение математического моделирования, позволяющего выявить особенности функционирования экономического объекта, и на основе этого предсказывать будущее поведение объекта при изменении каких-либо параметров. Для любого экономического субъекта возможность прогнозирования ситуации означает, прежде всего, получение лучших результатов или избежание потерь. В модели все взаимосвязи переменных могут быть оценены количественно, что позволяет получить более качественный и надежный прогноз.

На вопрос о том какую палитру показателей, характеризующих конкурентоспособность экономического субъекта, включить в базу данных для построения модели поможет ответить опыт, накопленный учеными по определению основных критериев конкурентоспособности. При построении экономической модели для рассматриваемой экономической категории, «конкурентоспособность предприятия», выделяются структурные элементы, такие как категория конкурентоспособности фирмы и конкурентоспособности товара, соответствующие данной цели, выявляются наиболее важные качественные характеристики этих элементов. Категории конкурентоспособности фирмы и конкурентоспособности товара взаимосвязаны. В качестве основных критериев конкурентоспособности предприятия можно в обобщенном виде предложить две оценочные категории: «ценность производимых предприятием товаров (услуг)» и «ценность предприятия как хозяйствующего субъекта».

Всякий товаропроизводитель, для того чтобы объективно оценить конкурентоспособность изготавливаемого товара, должен использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Следовательно, сначала необходимо определить перечень параметров, существенных с точки зрения покупателей.

Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара способствует созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя и, тем самым, позволяет количественно оценить конкурентоспособность товара.

Среди качественных показателей можно выделить две категории параметров: «жесткие» и «мягкие».

«Жесткие» параметры описывают важнейшие функции товара и связанные с ним основные характеристики, изменение и, тем более, замена которых могут осуществляться в определенных, относительно стабильных пределах, заданных конструктивными принципами изделия. Наиболее представительной группой «жестких» параметров являются технические параметры, которые включают показатели назначения и показатели эргономичности.

«Мягкие» параметры характеризуют эстетические свойства товара (дизайн, цвет, упаковку и т.п.). В настоящее время, когда рынок заполнен разнообразными товарами, в том числе со схожими «жесткими» показателями, возрастает значение «мягких» параметров, придающих товарам особую привлекательность. Причем данная тенденция проявляется не только на рынках товаров массового спроса, но и для товаров производственного назначения.

Конкурентоспособность товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. При этом могут использоваться дифференциальный, комплексный и смешанный методы оценки.

Дифференциальный метод основан на использовании и сопоставлении единичных параметров качества анализируемой продукции и базы сравнения путем построения для каждого из них соответствующего параметрического индекса

Комплексный метод применяется в случае, если для характеристики качества товара используется совокупность параметров, описывающих какое-либо свойство. Тогда параметрический индекс (Ii) рассчитывается с учетом удельного веса отдельных составляющих:

При смешанном методе оценки конкурентоспособности товара используется часть параметров, рассчитанных дифференциальным методом, и часть параметров, рассчитанных комплексным методом.

определяя уровень конкурентоспособности товара, следует учитывать затраты потребителя по приобретению и эксплуатации товара, а не только оценивать товар по степени его соответствия конкретным 88потребностям.

1.3 Управление факторами, обеспечиваемые конкурентоспособные преимущества организации.

Факторы внутренних конкурентных преимуществ хозяйствующего субъекта можно представить в следующем виде.

1. Конкурентоспособность изделия. Всякий товаропроизводитель, для того чтобы объективно оценить конкурентоспособность изготавливаемого товара, должен использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Следовательно, сначала необходимо определить перечень параметров, существенных с точки зрения покупателей.

2. Финансовое состояние предприятия. Наряду с абсолютными показателями, финансовую устойчивость организации характеризует коэффициент обеспеченности собственными средствами , который определяется «Методологическими положениями по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса»

3. Эффективность маркетинговой деятельности. Анализируя различные определения и формулировки, мы считаем, что наиболее точно определение эффективности маркетинговой деятельности можно сформулировать следующим образом – это степень использования инструментов маркетинга в совокупности со средствами и возможностями предприятия. В стоимостной форме эта характеристика может быть оценена отношением коммерческих результатов и затрат на маркетинговую деятельность.

4. Рентабельность продаж. Рентабельность – показатель экономической эффективности бизнеса, характеризующий соотношение дохода и затрат за определенный период времени, который отождествляется с коммерческой эффективностью товарного производства.

С нашей точки зрения, рентабельность продаж представляет собой комплексную характеристику удельной прибыльности на один рубль затрат по производству конкретного вида продукции.

5. Имидж (марочный капитал) предприятия. Ориентация на завоевание все новых рынков, удовлетворение запросов покупателей посредством дифференциации продукта побуждает фирмы к стремлению в максимально возможной мере отвечать потребительским предпочтениям, а также к работе над упрощением процесса информирования потребителей об усложняющихся свойствах и параметрах изготавливаемой продукции. Посредством рекламной активности фирм торговая марка (название, под которым фирма рекламирует и продает свою продукцию), как один из инструментов маркетинга, способствует распространению сведений о качестве продукта, сокращая дистанцию между производителем и потребителем. В условиях растущей конкуренции покупатель заинтересован в расширении своей информированности о качестве продукта.

6. Эффективность менеджмента. Менеджмент как управление организацией в условиях рыночной экономики, и его целью ставит наиболее полное удовлетворение постоянно учитываемых потребностей человека через рыночный механизм спроса, предложения и прибыли. По его мнению, под эффективностью менеджмента понимается его качество, обеспечивающее организации достижение намеченных целей. Количественно эффективность менеджмента определяется как отношение результата к необходимым для этого затратам. Центральным понятием эффективности является критерий эффективности (показатель успешности) менеджмента. Критерий эффективности менеджмента – это количественные показатели, характеризующие его результативность и экономичность, которые позволяют вскрывать сущность решаемой организацией задачи, определять главные, решающие связи и пути совершенствования менеджмента.

В качестве критериев эффективности предлагается выбирать такие показатели, которые дают возможность:

прогнозировать ожидаемый результат – достижение организацией ее цели;

оценивать фактическую степень достижения цели;

сравнивать различные варианты цели между собой.

2. Практическая глава

В практической главе мы рассмотрим организационно – экономическую характеристику ОАО «Румянцевское», проанализируем обеспеченность и эффективность использования на предприятии ресурсного потенциала, изучим внутреннюю и внешнюю среду функционирования и проведем управленческое обследование организации. Также определим условия, при которых в ОАО «Румянцевское» будет возможность внедрения системы стратегического управления и реализации стратегии использования конкурентных преимуществ на сельскохозяйственном предприятии.

2.1. Краткая природно-экономическая характеристика ОАО

ОАО «Румянцевское» расположено в северо-западной части Дальне- Константиновского района Нижегородской области, в 55 км от областного центра г.Нижний Новгород и 16 км от районного центра р.п.Дальнее Константиново.

ОАО«Румянцевское» имеет цеховую структуру, в состав которой входят цех растениеводства, цех животноводства, механизации, промышленное производство, обслуживающие производства и финансово-экономическая служба.

Промышленные производства: кормоцех.

В состав вспомогательных производств входит: ремонтная мастерская.

Обслуживающие производства представлены столовой.

Центральная усадьба расположена в с.Румянцево ,где проживает основная часть работников и сосредоточены основные производственные объекты Предприятие имеет выгодное экономическое расположение ,так как находится вблизи крупного областного центра -г.Нижний Новгород и 35 км от ближайшей железнодорожной станции Суроватиха. На территории ОАО «Румянцевское» находится 6 населенных пунктов с общей численностью населения 1165 человек. Среднегодовая численность работников составляет в настоящее время 196 человек.

Предприятие располагает достаточно крепкой материально-технической базой, имеет необходимые помещения для хранения продукции растениеводства, содержания крупного рогатого скота, охлаждения и хранения молока ,содержания машинно-тракторного парка и размещения административной службы.

ОАО «Румянцевское»- одно из крупнейших хозяйств Д-Константиновского района.

Климат в Д- Константиновском районе занимает правобережную лесостепную часть среднего течения реки Волги. Климатические условия района и хозяйства характеризуются умеренной континентальностью. Температурные колебания в отдельные периоды года проявляются довольно резко, что объясняется относительной близостью арктического бассейна. Лето в районе умеренно- жаркое, влажное. Однако, в отдельные годы довольно резко проявляются засухи. Сумма положительных температур и продолжительность вегетативного периода вполне достаточны для выращивания с.- х. культур районированных в нечерноземной полосе. Продолжительность вегетационного периода составляет 171-177 дней, сумма температур за вегетационный период 2250°-2400° С. Среднегодовая сумма осадков—575 мм. Почвенный покров сравнительно однороден и представлен серыми лесными почвами. Мощность гумусового горизонта серых лесных почв колеблется 18-25 см. Обеспеченность почв элементами питания средняя. NPK равен примерно 70%. Бал бонитета пахотных земель =66%. Бонитет почвы в ОАО «РУМЯНЦЕВСКОЕ» = 65 баллов. Рельеф в ОАО «РУМЯНЦЕВСКОЕ» наиболее выравнен в северной и северо- восточной части, южную и юго- западную часть расчленяют овраги и балки. Размеры производственного ресурсного потенциала характеризуются следующими показателями. Общая площадь земель составляет 4376 га, из них сельскохозяйственные угодья 3548 га, (81 %) в том числе пашня 2899 га (66 %),пастбища 623 га (14 %),сенокосы 26 га (1 %). Поголовье КРС 1494 голов, в том числе коровы 457 голов. Плотность скота составляет 42 головы на 100 га с/х угодий, в том числе коров 13 голов.

ОАО «Румянцевское» обладает всеми необходимыми ресурсами для осуществления процесса производства. На основании данных таблицы 2.1 проанализируем обеспеченность ресурсами данной организации.

Таблица 2.1

Размер хозяйства и размер производства

Показатели

2006 г.

2007г.

2008г.

Темп роста, %

Размер хозяйства:

Площадь сельскохозяйственных угодий,га

3548

3548

3548

100

в т.ч. пашни

2899

2899

2899

100

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб.

82589

86360

102216

124

Материальные затраты, тыс.руб.

46049

57097

82236

178

Среднегодовая численность работников

190

196

185

97

занятых в с.-х. производстве

176

182

172

97

Размер поизводства:

Валовая продукция, тыс. руб.

59435

61090

88206

148,4

Денежная выручка от реализации, тыс.руб.

58482

67498

88844

152

Произведено:

зерна, ц

7550

7629

7920

105

картофеля, ц

молока, ц

38040

35801

39304

103

прироста кр.рог.скота, ц

2100

2619

2894

138

На основании данных таблицы 2. 1 можно сделать следующие вывод: площадь сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни за 2006 – 2008 г. г. не изменились; среднегодовая стоимость основных средств увеличилась на 24 %, а потребленных оборотных средств – на 78 %; среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве снизилась на 3 %, за счет текучести кадров; стоимость валовой продукции также как и денежная выручка от реализации продукции увеличились, соответственно, на 48,4 % и на 52 %. Кроме того, отмечается рост объемов производства растениеводческой и животноводческой продукции. Зерно увеличилось на 5%, молоко на 3%, прирост крупно рогатого скота на 38%.

Сравним изменение объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции за 2006 – 2008 г. г. по данным таблицы 2. 2.

Таблица 2.2

Объёмы производства и продажи продукции

Отрасль и вид производимой продукции

Объём производства продукции, ц

Продажа продукции в ценах базисного года, тыс. руб.

2007 год

2008 год

отклонение, (+, -)

2007 год

2008

год

отклонение, (+, -)

Растениеводство:

Зерно, тн

7629

7920

+291

13374

30257

+16883

Животноводство:

33007

36061

3054

16368

31847

+15479

Кр. рог. ск. в живой массе, ц

3250

2380

-870

18742

15600

-3142

Молоко, ц

35801

39304

+3503

33928

42194

+8266

Объём производства сельскохозяйственной продукции в ОАО «РУМЯНЦЕВСКОЕ» Д-Константиновского района в 2008 году по сравнению с 2007 годом по растениеводству увеличилось на 291 ц, По животноводству различия, в частности, объём производства мяса крупного рогатого скота в живой массе снизился – на 870 ц, молока увеличился - на 3503 ц,. Продажа продукции в ценах базисного года увеличилась по животноводству лишь по молоку на 8266 тыс. руб., мясо крупного рогатого скота в живой массе снизилось - на 3142 тыс. руб., это связанно с наиболее низким объемом производства в 2008 году по сравнению с 2007 годом. Продажа продукции в ценах базисного года зерна уменьшилось - на 16883 тыс. руб.

Таблица 2.3

Продуктивность основных сельскохозяйственных животных и урожайность основных сельскохозяйственных культур

Показатели

2006г.

2007г

2008г.

отклонение

2008г к 2006г,%

Среднегодовой надой молока на 1 гол,ц

83,24

78,34

84,34

1,3

Среднегодовой прирост 1 гол КРС, кг

292,3

293

294

0,58

Урожайность зерновых и зернобобовых,

ц/га

58,7

51,2

59,2

0,85

Урожайность картофеля, ц/га

Из таблицы видно, что все показатели увеличились.

Результаты в любой сферы деятельности зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов обеспечивающих жизнедеятельность предприятия. Поэтому, забота о финансах является отправным моментом и конечной деятельностью любого субъекта хозяйствования. В условиях рыночной экономике эти вопросы имеют первостепенное значение. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли.

Кроме объектов производства и реализации следует обратить внимание на финансовое положение организации. В современных условиях следует обратить особое внимание на показатели финансовых результатов, главным из которых является выручка, себестоимость, прибыль и рентабельность.

Таблица 2. 4

Финансовые результаты деятельности ОАО «Румянцевское»

Показатели

2006г.

2007г.

2008г.

Оклонение 2008г.от

уровня 2006г.(+,-)%

Выручка от реалиации товар, работ ,

услуг,тыс.руб.

58989

68344

89703

152,06

Коммерческая себестоимость

реализации продукции, работ, услуг,т.р.

50566

60000

75903

150,1

Прибыль(убыток)от продаж-всего, т.р.

8423

8344

13800

163,8

от растениеводческой продукции

1854

2634

2772

149,5

от животноводческой продукции

2586

2812

2235

86

Рентабельность(убыточность)

производства:

в целом по предприятию,%

16

8

23

143,75

в т.ч.в растениеводстве

7

8

7

100

в животноводстве

15

16

14

99

Рентабельность(убыточность)продаж

в целом по предприятию,%

14,2

12,2

15,3

107,7

в т.ч.в растениеводстве

21

20,4

28,8

137,14

в животноводстве

11

10

8,2

74,5

Нераспределённая прибыль(убыток)

отчётного периода, тыс.руб.

11256

4611

21575

191,7

Выручка от реализации в ОАО «Румянцевское» выросла на 30714тыс. руб, а коммерческая себестоимость на 25337 тыс. руб., прибыль от растениеводства так же возросла и составляет в 2008 году 2772 тыс. руб. По животноводству выручка снизилась на 918 тыс. руб. или на 14%. На это повлияло воздействие мирового финансового кризиса. Так как ОАО «Румянцевское» производит только высококачественную продукцию, а в период кризиса основные потребители предпочли сэкономить, то есть отдавали должное более дешевой, соответственно менее качественной продукции.

От финансовых результатов, а так же от соотношения собственного и заемного капитала во многом зависит финансовая деятельность предприятия, без оценки которой невозможно сделать вывод о действительном финансовом состоянии предприятия. Основные показатели, характеризующие динамику показателей оценку финансовой деятельности, представлены в таблице 2.5

Таблица 2.5

Динамика показателей оценки финансовой деятельности

Наименование показателей

Нормативные ограничения

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Темп роста, %

Общий показатель ликвидности

>=1

0,5

0,59

0.67

134

Коэффициент текущей ликвидности

Необходимо >=1, оптимально не менее >=2

6,3

4,1

1,9

30.1

Коэффициент финансовой независимости

> 0,5

0,68

0,66

0,51

75

Коэффициент финансовой устойчивости

Оптимальное > 0,8-0,9, тревожное < 0,75

0,8

0,78

0,83

103.7

Коэффициент привлечения заёмных средств

< 0,5

0.45

0.5

0,48

106,6

Коэффициент менеджмента (с. 050 / с. 010 ф. № 2)

-

0.09

0,12

0,15

166,6

Коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдачи)

-

0,44

0.46

0.48

109,09

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолжности

-

19,23

21,8

22,49

116.9

Коэффициент оборачиваемости средств в расчётах

-

8,7

9,8

10,1

116,09

В результате анализа данных таблицы 2. 5 наблюдается увеличение основных показателей, таких как общий показатель ликвидности, который свидетельствует о повышении платежеспособности предприятия. Финансовая зависимость ОАО «Румянцевское» повышается. Заемные средства колеблются. Увеличение коэффициента менеджмента говорит о том, что с одного рубля выручки, предприятие с каждым годом получает все больше прибыли. Данные по изменению коэффициентов оборачиваемости представлены на рисунке 2.1 ( исходные данные приложение4)

Рис. 2.1 Динамика изменения коэффициентов оборачиваемости за 3 года.

Проанализировав обеспеченность ОАО «Румянцевское» средствами производства, можно сделать вывод, что предприятие обеспечено всеми необходимыми ресурсами для эффективной деятельности.

2. 2. Оценка обеспеченности и эффективности использования производственного потенциала

Производственный потенциал предприятия – это совокупность всех имеющихся на предприятии ресурсов, их взаимодействие для осуществления процесса производства. Производственный потенциал сельскохозяйственной организации – это совместное использование трудовых, материально – технических, природно–экономических и иных ресурсов для осуществления процесса производства сельскохозяйственной продукции.

Рассмотрим обеспеченность отдельными ресурсами ОАО «Румянцевское».

Основным элементом производственного процесса являются трудовые ресурсы, так как именно они занимаются производством продукции или участвуют в производственном процессе. От того как работники выполняют работу и сколько усилий прилагают, зависит качество конечного результата, то есть – продукции. В свою очередь на качество работы персонала предприятия влияют такие факторы, как уровень оплаты труда, условия труда, социальные и экономические факторы, эмоциональное состояние работника и многие другие. Поэтому, чтобы получить высокий результат и качественную продукцию, необходимо добиться от работника наибольшей отдачи. Это требует многих усилий со стороны руководства предприятия для создания всех необходимых условий для продуктивной деятельности.

Как известно, в России сельское хозяйство испытывает большую необходимость в трудовых ресурсах, так как в последние 2 – 3 десятилетия наблюдается отток кадров из отрасли. Аналогичная ситуация складывается на сельскохозяйственных предприятиях Нижегородской области, в том числе в ОАО «Румянцевское». Данную тенденцию четко отражают данные таблицы 2. 6

Таблица 2. 6

Обеспеченность хозяйства трудовыми ресурсами

Категории работников

Годы

2008 г. к 2006 г. %

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего работников по сельскохозяйственному предприятию, чел.

190

100

196

100

185

100

97,4

Работники, занятые в сельскохозяйственном производстве, чел.

176

92

182

92,8

172

93

97,7

в т. ч. постоянные работники

136

71

140

71,4

133

72

98

из них трактористы-машинисты

24

12,5

24

12,24

24

13

100

операторы машинного доения, дояры

19

9,9

19

9,7

19

10,2

100

скотники КРС

25

13

24

12,24

24

13

96

работники коневодства

-

-

2

1,02

2

1,08

-

1

2

3

4

5

6

7

8

Служащие

40

21,05

42

21,4

39

21

97,5

из них руководители

22

11,6

24

12,2

22

11,8

100

специалисты

12

6,3

13

6,6

12

6,5

100

Работники, занятые в подсобных промышленных предприятиях

11

5,8

11

5,6

9

4,8

Работники торговли

3

1,57

3

1,5

4

2,15

133

Как отмечалось выше, среднегодовая численность работников, занятых в сельском хозяйстве, снизилась в 2008 г. по сравнению с 2006 г. на 2,3 %, в том числе постоянных работников на 2 %. По категориям: численность трактористов – машинистов осталась неизменной; операторов машинного доения так же, а скотников крупного рогатого скота снизилась на 4 %. Число руководителей и специалистов – не изменилось . Услуги работников, занятых в подсобных промышленных предприятиях упали на 19%, а работников торговли стало больше на 33%.

Желание работника остаться работать в сельском хозяйстве обуславливается уровнем оплаты труда. В таблице 2. 7 отражена динамика изменения размера заработной платы основных работников ОАО «Румянцевское», осуществляющих процесс производства.

Таблица 2.7

Динамика среднемесячной заработной платы, руб.

Категори работников

2006г.

2007г

2008г.

Темп роста,%

Трактористы-машинисты

5906

8243

12663

214.4

операторы машинного доения

9114

9789

15162

166.3

скотники КРС

6723

6416

11517

171.3

Руководители

9803

6416

14756

150.5

Специалисты

7375

10109

11076

150

Работники, занятые в подсобных

промышленных предприятиях

4219

5530

7842

185.8

Работники торговли и обществен

ного питания

3944

5777

5541

140.5

За анализируемый период наблюдается значительный рост размера заработной платы всех специалистов. В первую очередь, трактористов- машинистов, заработная плата трактористов – машинистов увеличилась на 214.4 %, дояров – на 166.3 %, скотников крупного рогатого скота – на 171,3 %. Оплата труда специалистов – экономистов, зоотехников, ветеринаров и т. д. и руководителей выросла в полтора раза.

Рост заработной платы должен сопровождаться ростом производительности труда. Проанализируем какую тенденцию она приобрела в ОАО «Румянцевское» (таблица 2. 8).

Таблица 2. 8

Производительность труда на производстве основных видов сельскохозяйственной продукции

Вид продукции

2006 год

2008 год

произве

прямые

затраты

произве

прямые

затраты

дено,ц

затр.труда

труда на1ц

дено,ц

затр.труда

труда на1ц

чел.-ч.

чел.-ч.

чел.-ч.

чел.-ч.

Зерно

7550

15

6,3

7920

15

5,3

Картофель

Прирост КРС

2100

11

5,2

2894

12

3,8

Молоко

38040

111

3,8

39304

111,5

3,3

В изучаемый период (2006 – 2008 годы) наблюдается снижение затрат труда при производстве 1 ц молока с 3,8 до 3,3 чел.- ч. ,так же снизились затраты на производство зерна и мяса.

Значительным элементом сельскохозяйственного производства является материально – техническая база предприятия, то есть наличие средств производства: техники, производственного инвентаря, оборудования. Проследим обеспеченность изучаемого сельскохозяйственного предприятия основными средствами (таблица 2. 9).

Таблица 2. 9

Анализ обеспеченности предприятия основными средствами производства

Показатели

2006г.

2007г.

2008г.

2008г к

2006г.

Среднегодовая стоимость основных

средств-всего, тыс.р.

82589

86360

102216

123.7

в т.ч. На 100 га сельскохозяйственных

угодий(фондообеспеченность)

2327,7

2434

2565

110

на 1 среднегодового работника

(фондовооруженность)

421,3

466,8

537

127,5

Среднегодовая стоимость оборотных

средств на 100 руб.основных средств,руб.

403.2

438.6

1838

456

Энергетические мощности-всего,л.с.

9674

10103

10843

112

Отпущенно электроэнергии,тыс.кВт/час

1360

932

886

65

Энергообеспеченность организации,л.с.

4,10

4,3

9,4

230

Энерговооруженность труда,л.с.

49.3

51,54

58.6

118

Анализируя данные таблицы 2. 9 можно сделать следующий вывод: отмечается рост фондообеспеченности и фондовооруженности на 10 и 127.7 %, соответственно. Энерговооруженность и энергообеспеченность увеличился на 18 и 130 %, соответственно.

Основные фонды за время эксплуатации могут выбывать из действующих в результате ветхости и износа, стихийных бедствий, порчи имущества без передачи другим собственникам. Оно может пополняться за счет строительства, покупки, безвозмездной передаче. Это движение отражается в балансах.

Таблица 2.10

Выбытие и обновление основных средств

Показатели

Годы

2004

2005

2006

2007

2008

Наличие основных средств на начало года - всего, тыс. руб.

49971

67013

74035

93270

117868

Поступило в отчётном году, тыс. руб.

17780

15895

29565

18641

47808

Выбыло в отчётном году, тыс. руб.

5049

8873

1802

2571

5036

Наличие основных средств на конец года - всего, тыс. руб.

62702

74035

101798

117868

160640

Коэффициент выбытия, %

0,10

0,13

0,02

0,02

0,04

Коэффициент обновления, %

0,35

0,23

0,39

0,19

0,4

Наличие основных средств на начало и на конец года значительно увеличились. На изменение вышеуказанных показателей влияет то, насколько часто производится обновление ресурсов: техники, оборудования и т. д. В таблице 2. 10 определены соответствующие коэффициенты. Графически изменение коэффициентов представлено на рис 2.2 ( исходные данные Приложение 5)

Среднегодовая стоимость основных средств увеличивается на протяжении последних пяти лет, также, несмотря, на незначительные колебания, увеличивается коэффициент обновления.

Рис. 2.2 Изменения коэффициентов выбытия и обновления основных фондов в динамике за 5 лет.

На большинстве сельскохозяйственных предприятий наблюдается снижение обеспеченности ресурсами. Это происходит из – за маленькой прибыли, получаемой организацией от деятельности, минимальной помощи со стороны государства.

2. 3. Анализ среды функционирования ОАО «Румянцевское»

Деятельность любого предприятия осуществляется в определенной среде функционирования – в окружающей среде. Она обуславливает интенсивность и эффективность бизнеса. Предприятие не может функционировать, не обращая внимание, на воздействия среды функционирования.

Различают внутреннюю и внешнюю среду фирмы. Внутренняя среда – это основной источник жизненной силы предприятия, заключающая в себе потенциал, который помогает фирме эффективно функционировать, а, следовательно, работать и добиваться успехов в определённом промежутке времени. Но может произойти и так, что условия внутренней среды могут повредить предприятию или, же привести к краху. Поэтому необходимо учитывать все складывающиеся условия и рационально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы.

Внешняя среда, в свою очередь, - это источник поддержания ресурсного потенциала на необходимом уровне для осуществления рациональной организации и эффективной деятельности сельскохозяйственного предприятия в рыночных условиях. Организация и внешняя среда постоянно «обмениваются» ресурсами и информацией, что необходимо для «выживания» фирмы в условиях жесткой конкуренции. Так как внешняя среда насыщена множеством различных предприятий, преследующих одну цель – получение максимума прибыли, то распределение ресурсного потенциала между ними будет производиться по принципу – «кто успел – тот и съел». В результате этой борьбы «за лидирующие позиции» определится – кто останется в среде и продолжит функционировать, а кто покинет «поле боя».

Исходя из этого можно сделать вывод: для того чтобы организация свободно функционировала в среде, важно знать какими преимуществами она обладает по сравнению с другими предприятиями, и какие слабые стороны могут помешать ей в достижении намеченных целей. Кроме того, необходимо определить какие возможности окружающая среда может предложить предприятию для ведения эффективной деятельности, и какие угрозы могут возникнуть при решении поставленной задачи. Следовательно, нужно проводить анализ среды исходя из основных элементов стратегического управления, который направлен на выявление угроз и возможностей, возникших во внешней среде по отношению к организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Для этого были разработаны определённые методы анализа среды.

Одним из таких методов является метод SWOT-анализа (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы). Его применение эффективно на предприятиях с любым направлением деятельности, но если SWOT-анализ использовать

применительно к маркетингу, то он позволит более точно определить те проблемы и возможности, которые организацию ожидают на рынке. Также SWOT-анализ можно использовать как экспертизу внутренних сил и слабостей предприятия и возможностей и угроз внешней среды. Его применяют как общий инструмент на предварительных стадиях принятия решений, которое должно содержать элементы: формирование сил, уменьшение слабостей, использование возможностей, противодействие угрозам. Он должен проводиться довольно часто, так как эффективен из-за своей простоты.

Грамотное использование SWOT-анализа может помочь предприятию в формировании рыночной стратегии развития, а оценка сильных и слабых сторон по отношению к возможностям и угрозам внешней среды позволяет определить наличие у организации стратегических перспектив и возможность их реализации. Следует отметить и то, что SWOT-анализ проводится преимущественно либо руководством предприятия, либо наиболее компетентными сотрудниками.

Для определения позиции, занимаемой ОАО «Румянцевское» во внешней среде, был проведен SWOT-анализ. В результате были выявлены сильные и слабые стороны, характеризующие организацию, а также определены возможности и угрозы, которые могут ожидать Общество при определённых обстоятельствах, данные представлены в таблице 2.11

Сбор данных для SWOT-анализа внутренней среды организации

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

1. Хорошие для возделывания сельскохозяйственных культур условия, (5 %)

1. Отсутствие финансирования или инвестора,

(-4 %)

1. Возможность повысить урожайность сельскохозяйственных культур, (6 %)

1. Получение убытка, что может привести к разорению предприятия,

(-10 %)

2. Приобретение новой сельскохозяйственной техники, (9 %)

2. Текучесть кадров, (-5 %)

2. Снижение себестоимости,

(5 %)

2. Гибель урожая по различным причинам,

(-4 %)

3. Обеспеченность земельными ресурсами, (4 %)

3. Большие затраты на ремонт техники,

(-7 %)

3. Увеличение поголовья молочного стада, (6 %)

3.Снижение ликвидности предприятия,

(-9 %)

4. Наличие высококвалифицированных работников (экономисты, ветеринары, агрономы и т. д.), (8 %)

4. Возрастной состав рабочего коллектива,

(-3 %)

4. Улучшение качества кормов,

(2 %)

4. Посягательство на собственность организации,

(-5 %)

5. Высокая заработная плата,

(5 %)

5. Низкая продуктивность животных, (-7 %)

5. Возможность повысить продуктивность коров молочного стада,

(5 %)

5.Несвоевременное выполнение условий договоров по реализации продукции, (-5 %)

6. Наличие газопровода по селу,

(2 %)

6. Средняя урожайность зерновых культур,

(-6 %)

6. Увеличить размер посевных площадей, за счёт вспашки земель,

(3 %)

6.Потеря выгодных рынков сбыта (клиентов, покупателей, заказчиков),

(-5 %)

7. Поощрение

хороших специалистов, (3 %)

7. Преобладание количества старой техники над количеством новой техники, (-8 %)

7. Увеличить размер прибыли, (10 %)

7. Уменьшение государственного субсидирования,

(-8 %)

8. Образованный, справедливый, дальновидный руководитель, (8 %)

8. низкая рентабельность производства,

(-10 %)

8. Привлечение квалифицированных специалистов , (1 %)

8. Угроза финансового риска, (-9 %)

9. 7-ми часовой рабочий день, (3 %)

9.Высокая себестоимость сельскохозяйственной продукции,(-8 %)

9.Возможность повысить размер заработной платы,

(2 %)

9. Падёж скота,

(-5 %)

10. Благоустроенное место работы, (4 %)

10. Невысокий уровень товарности,

(-3 %)

10. Улучшить условия труда,

(2 %)

10.Угроза не окупить произведённые затраты, (-6 %)

11.Наличие места культурного отдыха,

(1 %)

11. Кредиторская задолжность,

(-7 %)

11. Возможность привлечения работников со стороны, (3 %)

11. Износ производственных сооружений,

(-6 %)

12. Наличие дорог с асфальтированным покрытием, (2 %)

12. Старые сооружения (скотные дворы, склады и т. д.),

(-4 %)

12. Возможность приобретения новой качественной техники в более быстрые сроки, (9 %)

12.Невыполнение условий трудового договора работниками или руководителем предприятия,

(-1 %)

13. Возможность повышать уровень профессиональности с помощью различной литературы, курсов и т. д.

( 4 %)

13. Большие потери при уборке урожая,

(-7 %)

13. Возможность получения дополнительной прибыли, за счёт развития подсобных промыслов или перепрофилизации производства, (10 %)

13. Отток кадров, (-3 %)

14. Бюджетные компенсации на развитие хозяйства,

(8 %)

14.Недобросовестное выполнение обязанностей работниками, (-2 %)

14. Возможность вести расширенное воспроизводство, (8 %)

14. Снижение объёмов производства,

(-6 %)

15.Сотрудничество с сельскохозяйственными организациями района и области,(8 %)

15. Незавершенное производство,

(-6 %)

15. Появление новых каналов реализации сельскохозяйственной продукции, (6 %)

15. Появление платёжеспособного конкурента,

(-8 %)

16. Наличие выгодных каналов реализации продукции и её приобретения, (8 %)

16. Нерациональное использование земельных ресурсов, (-6 %)

16. Улучшить качество почв,

(5 %)

16. Смена руководителя, (-4 %)

17. Большое количество рынков сбыта и торговых партнеров, (9 %)

17. Малые затраты на приобретение высококачественных семян и удобрений,

(-4 %)

17. Увеличить затраты на приобретение классных семян, качественных удобрений, (4 %)

17. Начисление штрафов, пеней за нарушения различного характера,

(-4 %)

18. Оказание материальной и иной помощи работникам предприятия, жителям села, пенсионерам,

(1 %)

18. Отсутствие инноваций,

(-2 %)

18. Получение дополнительных средств на поддержание животноводства и растениеводства на предприятии, (7 %)

18. Снижение заработной платы, (-1 %)

19. Наличие профессиональной экономической службы, (8 %)

19. Низкий уровень информированности жителей деревни и работников,

(-1 %)

19. Привлечение квалифицированных специалистов, (6 %)

19. Не соблюдение агротехнических сроков уборки урожая (-1 %)

Итого 100 %

Итого 100 %

Итого 100 %

Итого 100 %

Во всем многообразии внешней и внутренней среды. Можно заметить из разделение на две группы: те, которые поддаются управлению со стороны руководства предприятия, и те, которые такому управлению не поддаются.

В стратегическом управлении наиболее часто используется метод анализа среды организации, получивший название SWOT- анализ. Применяя этот метод, удается установить линии связи между силой и слабостью и внешними угрозами и возможностями. Такие связи в дальнейшем используются для разработки стратегии.

В процессе выработки стратегии необходимо учитывать, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Для успешного применения SWOT- анализа окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и пытаться, но и пытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.

Для такой оценки чаще всего применяют метод позиционирования на матрицах возможностей и угроз.

Таблица 2.12

Матрица SWOT - анализа внутренней среды организации

1

2

3

Сильные стороны

Возможности

Угрозы

1.1. № 13 Возможность повышать уровень профессиональности с помощью различной литературы, курсов и т. д.
(+ 4 %) + № 8 Возможность карьерного роста у работников, (+ 1 %) = 5 %

2. 1. № 1 Хорошие для возделывания сельскохозяйственных культур условия, плодородные почвы,(+ 5 %) + № 2 Гибель урожая по различным причинам, (-4 %) = 1 %

1.2. № 3 Обеспеченность земельными ресурсами, (+ 4 %) + № 6 Увеличить размер посевных площадей, за счёт вспашки земель, (+ 3 %) = 7 %

2. 2. № 5 Высокая заработная плата, (+ 5 %) + № 13 Отток кадров, (-3 %) = 2 %

1. 3. № 17 Большое количество рынков сбыта и торговых партнеров, (+ 9 %) + № 12 Возможность приобретения новой качественной техники в более быстрые сроки, (+ 9 %) = 18 %

2. 3. № 8 Образованный, справедливый, дальновидный руководитель, (+ 8 %) + № 16 Смена руководителя, (-4 %) = 4 %

1. 4. № 14 Бюджетные компенсации на развитие хозяйства, (+ 8 %) + № 18 Получение дополнительных средств на поддержание животноводства и растениеводства на предприятии, (+ 7 %) = 15 %

2. 4. № 19 Наличие профессиональной экономической службы, (+ 8 %) + № 17 Начисление штрафов, пеней за нарушения различного характера, (-4 %) = 4 %

1. 5. № 15 Сотрудничество с сельскохозяйственными организациями района и области, (+ 8 %) + № 15 Появление новых каналов реализации сельскохозяйственной продукции, (+ 6 %) = 14 %

2. 5. № 14 Бюджетные компенсации на развитие хозяйства, (+ 8 %) + № 3 Снижение ликвидности предприятия,
(-9 %) = - 1 %

1. 6. № 10 . Благоустроенное место работы, (+ 4 %) + № 10 Улучшить условия труда, (+ 2 %) = 6 %

2. 6. № 2 Приобретение усовершенствованной сельскохозяйственной техники, (+ 9 %) + № 19 . Возможность не соблюсти
агротехнические сроки уборки урожая по различным причинам, (-1 %) = + 8 %

1. 7. № 5 Высокая заработная плата, (+ 5 %) + № 11 Возможность привлечения работников со стороны, (+ 3 %) = 8 %

2. 7. № 4 Наличие высококвалифицированных работников (экономисты, ветеринары, агрономы и т. д.), (+ 8 %) + № 9 Падёж скота,
(-5 %) = 3 %

1. 8. № 2 Приобретение усовершенствованной сельскохозяйственной техники, (+ 9 %) + № 16 Улучшить качество почв, (+ 5 %) = 14 %

2. 8 № 15 Сотрудничество с сельскохозяйственными организациями района и области, (+ 8 %) + № 6 Потеря выгодных рынков сбыта (клиентов, покупателей, заказчиков),
(-5 %) = 3 %

1. 9. № 8 Образованный, справедливый, дальновидный руководитель, (+ 8 %) + № 13 Возможность получения дополнительной прибыли, за счёт развития подсобных промыслов

2. 9. № 17 Большое количество рынков сбыта и торговых партнеров, (+ 9 %) + № 1 Получение убытка, что может привести к разорению предприятия,
(-10 %) = - 1 %

Продолжение таблицы 2. 12

1

2

3

Сильные стороны

развития подсобных промыслов (наличие колбасного цеха,хлебопекарни), (+ 10 %) = 18 %

х

1. 10. № 1 Хорошие для возделывания сельскохозяйственных культур условия, плодородные почвы,(+ 5 %) + № 1 Возможность повысить урожайность сельскохозяйственных культур,(+ 6 %) = 11 %

2. 10. № 12 Наличие дорог с асфальтированным покрытием, (+ 2 %) + № 5 Несвоевременное выполнение условий договоров по реализации продукции, (-5 %)
= - 3 %

1. 11. № 16 Наличие выгодных каналов реализации продукции и её приобретения, (+ 8 %) + № 4 Улучшение качества кормов,(+ 2 %) = 10 %

2.11. № 9 7-ми часовой рабочий день, (+ 3 %) + № 12 Невыполнение условий трудового договора работниками или руководителем предприятия,
(-1 %) = 2 %

1. 12. № 7 Поощрение хороших специалистов, (+ 3 %) + № 19 Привлечение квалифицированных специалистов, (+ 6 %) = 9 %

2. 12. № 16 Наличие выгодных каналов реализации продукции и её приобретения, (+ 8 %) + № 10 Угроза не окупить произведённые затраты, (-6 %) = 2 %

1. 13. № 19 Наличие профессиональной экономической службы, (+ 8 %) = № 7 Увеличить размер прибыли, (+ 10 %) = 18 %

х

Общая сумма = 153 %

Общая сумма = 23 %

Слабые стороны

3.1. № 5 Возможность повысить продуктивность коров молочного стада, (+ 5 %) + № 5 Низкая продуктивность животных, (-7 %) = - 2 %

Слабые стороны: 4. 1. № 1 Отсутствие финансирования или инвестора, (-4 %)

3.2. № 7 Увеличить размер прибыли, (10 %) + № 8 Убыточное производство, (-10 %) = 0

4. 2. № 13 Большие потери при уборке урожая, (-7 %)

3. 3. № 1 Возможность повысить урожайность сельскохозяйственных культур, (5 %) + № 9 Высокая себестоимость сельскохозяйственной продукции, (-8 %) = - 3 %

4. 3. № 17 Малые затраты на приобретение высококачественных семян и удобрений, (-4 %)

3. 4. № 9 Возможность повысить размер заработной платы, (2 %) + № 14 Недобросовестное выполнение обязанностей работниками, (-2 %) = 0

4. 4 № 18 Отсутствие инноваций, (-2 %)

3. 5. № 6 Увеличить размер посевных площадей, за счёт вспашки земель, (3 %) + № 16 Нерациональное использование земельных ресурсов, (-6 %) = - 3 %

4. 5. № 19 Низкий уровень информированности жителей деревни и работников, (-1 %)

3. 6. № 11 Возможность привлечения работников со стороны, (3 %) + № Возрастной состав рабочего коллектива, (-3 %) = 0

Угрозы: 4. 6. № 4 Посягательство на собственность организации,
(-5 %)

Слабые стороны

3. 7. № 13 Возможность получения дополнительной прибыли, за счёт развития подсобных промыслов (наличие колбасного цеха, хлебопекарни), (10 %) + № 11 Кредиторская задолжность, (-7 %) = 3 %

4. 7. № 7 Уменьшение государственного субсидирования, (-8 %)

3. 8. № 12 Приобретение новой, более дорогой, качественной и усовершенствованной техники, (9 %) + № 3 Большие затраты на ремонт техники, (-7 %) = 2 %

4. 8. № 8 Угроза финансового риска, (-9 %)

3. 9. № 16 Улучшить качество почв, (5 %) + № 6 Невысокая урожайность зерновых культур,
(-6 %) = - 1 %

4. 9. № 11 Износ производственных сооружений,
(-6 %)

3. 10. № 14 Возможность вести расширенное воспроизводство, (8 %) + № 15 Незавершенное производство, (-6 %) = 2 %

4. 10. № 14 Снижение объёмов производства,
(-6 %)

3. 11. № 15 Появление новых каналов реализации сельскохозяйственной продукции, (6 %) + № 10 Низкий уровень товарности, (-3 %) = 3 %

4. 11. № 15 Появление платёжеспособного конкурента,
(-8 %)

3. 12. № 19 Привлечение квалифицированных специалистов, (6 %) + № 7 Преобладание количества старой техники над количеством новой техники, (-8 %) = - 2 %

4. 12. № 18 Снижение заработной платы, (-1 %)

3. 13. № 18 Получение дополнительных средств на поддержание животноводства и растениеводства на предприятии, (7 %) + № 12 Старые сооружения (скотные дворы, склады и т. д.), (-4 %) = 3 %

х

Общая сумма = + 2 %

Общая сумма = - 61 %

Общая сумма по матрице SWOT - анализа внутренней среды организации = 116 %

Эффективность использования потенциала предприятия и возможности, которые представляются хозяйству ( 153/200*100) составляют 76,5 %. При этом в течении трех лет в целом потенциал предприятия повысится на 58% (116/200*100).

Так же необходимо оценить какие возможности могут быть реализованы в ближайшей перспективе и какое положительное влияние они окажут на потенциал предприятия в целом.

Для этого мы использовали метод позиционирования каждой возможности и каждой угрозы на матрице возможностей и матрице угроз, соответственно Таблицы 2. 13 и 2. 14.

Таблица 2.13

Матрица возможностей

Вероятность использования возможностей

Сила влияния

сильная, >= 7 %

умеренная, 4 - 6 %

малая, < 3 %

Высокая, >= 67 %

№ 12 Приобретение новой, более дорогой, качественной и усовершенствованной техники = 0,67*0,09 = 0,0603

№ 15 Появление новых каналов реализации сельскохозяйственной продукции = 0,67*0,06 = 0,0402

№ 4 Улучшение качества кормов = 0,67*0,02 = 0,0134

№ 18 Привлечение квалифицированных специалистов = 0,67*0,07 = 0,0469

№ 16 Улучшить качество почв = 0,67*0,5 = 0,0335

№ 6 Увеличить размер посевных площадей, за счёт вспашки земель = 0,67*0,03 = 0,0201

№ 13 Возможность получения дополнительной прибыли, за счёт развития подсобных промыслов (наличие колбасного цеха, хлебопекарни) = 0,67* 0,1 = 0,067

№ 1 Возможность повысить урожайность сельскохозяйственных культур = 0,67*0,06 = 0,0402

№ 8 Привлечение квалифицированных специалистов = 0,67*0,01 = 0,0067

№ 7 Увеличить размер прибыли = 0,67*0,1 = 0,067

№ 19 Привлечение квалифицированных специалистов = 0,67*0,06 = 0,0402

№ 10 Улучшить условия труда = 0,67*0,02 = 0,0134

х

х

№ 11 Возможность привлечения работников со стороны = 0,67*0,03 = 0,0201

Сумма

0,2412

0,1474

0,0943

Средняя

х

х

х

Низкая,> 33 %

№ 14 . Возможность вести расширенное воспроизводство = 0,33*0,08 = 0,0264

№ 2 Снижение себестоимости = 0,33*0,05 = 0,0165

№ 9 Возможность повысить размер заработной платы = 0,33*0,02 = 0,0066

х

№ 3 Увеличение поголовья молочного стада = 0,33*0,06 = 0,0198

х

х

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  381  382  383   ..