Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 11

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  340  341  342   ..

 

 

Социально-культурной деятельность в формировании эстетической культуры

Социально-культурной деятельность в формировании эстетической культуры

Содержание

Введение. 3

Глава I. Теоретико-методологические основы формирования эстетической культуры.. 6

1.1. Специфика формирования эстетической культуры.. 6

1.2. Формирование нравственно-эстетической культуры.. 11

Глава II. Социально-культурная деятельность в системе формирования эстетической культуры.. 14

2.1. Уровни приобщения к эстетической культуре в условиях социально-культурной деятельности. 14

2.2. Организационно-методическая часть социально-культурной деятельности 19

2.3. Необходимые условия для формирования социально- культурных учреждений в настоящее время. 22

Заключение. 25

Литература. 27

Введение

Актуальность исследования социально-культурной деятельности представляет интерес особенно в последние годы, когда формирование культурно-нравственного уровня населения находится в стадии деградации. Поэтому возрождение идей социально-культурных мероприятий должно носить массовый характер.

Теория идей социально-культурной деятельности представляет важное направление современной философии, социологии, экономики, культурологии, социальной психологии, педагогики. В трудах отечественных и зарубежных ученых с достаточной полнотой раскрыта сущность досуга как социально-педагогической категории, отражающей деятельность человека в свободное время, обеспечивающую рекреацию и его дальнейшее физическое и духовное развитие. Усилиями С.Г. Струмалина, Г.А. Прудынского в 20-50-е годы, а в последствии М.А. Ариарского, В.И. Бестужева-Лады, ДМ. Генкина, Б.А. Грушина, А.Д.Жаркова,Г.А. Евтеевой, Т.Г.Киселевой, Ю Д Красильникова, Ю.Н. Кротовой, Н.Ф. Максютина, Б.Г. Мосалева, И.А. Новиковой, БД Парыгина, В.С.Садовской, Э.В. Соколова, Ю.А.Стрельцова, В.Я. Суртаева, А.А. Сукало, Б.А. Титова, BE. Триодина, В А Дцова и ряда других исследователей в России были теоретически осмыслены и практически решены многие социально-экономические, социологические, социально-психологические и культурологические аспекты социально-культурной деятельности в сфере формирования эстетической культуры. Эта деятельность активно перекликалась с исследованиями зарубежных ученых (Т. Фридман, Э.Д. Дюмазедье, М. Каплан, Д. Келли, Н. Миллер, Т.Парсонс, С. Паркер, К. Роберте и др.), которые выявили специфику досуга разных групп населения, определили взаимосвязь профессионально-трудовой и культурно-досуговой деятельности, обосновали пути и средства духовного обогащения свободного времяпрепровождения людей. Однако, при обилии публикаций по проблемам досуга, в них преобладали экономические, социологические, социально-психологические аспекты и явно недостаточно т были представлены проблемы педагогики. .Чрезвычайно мало научных работ по методологии и методике формирования культуры досуга. А между тем, сегодня не столько важно показать значимость досуга (это ясно каждому), сколько необходимо раскрыть механизм постижения культуры досуга, технологию овладения досуговой квалификацией.

Методология исследования строилась на синтезе психолого-педагогических (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, С.Г. Вершловский, Л.С. Выготский, Б.С. Гершунскчй, ЛИ. Новикова, ЗА. Малькова, Г.Н. Филонов и др.) концепций воспитания и философско-культурологических (М. Вебер, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, Э. Кассирер, Л. Уайт и др.), исходящих из восприятия личности как высшей ценности общества. Принципиальное значение имел вывод исследования Э.В. Соколова о том, что деятельность человека в свободное время обладает внутренней целевой доминантой, выражающей стремление личности к реализации ее сущностных сил, целостности в развертывании свободной деятельности, предопределяющей специфику культуры досуга. Исследование опиралось на обоснованные ГА. Евтеевой уровни использования свободного времени и классификацию культурно-досуговых занятий, детерминированных возрастом, образованием, характером профессионально-трудовой деятельности и спецификой интересов и потребностей личности. Значительную роль в раскрытии социально-культурного потенциала досуга сыграл анализ теоретических, методических и прикладных выводов исследований, сложившихся в Западной Европе и США научных школ (В. Бужински, Ж. Дюмазедье, М. Каплан и др.), определивших структуру и тенденции развития свободного времяпрепровождения разных групп населения. Преодолению утвердившихся в последние десятилетия стереотипов неадекватного восприятия зарубежного опыта обеспечения общественного досуга способствовало изучение практики функционирования культурных центров имени Дж. Кеннеди в Нью-Йорке и имени Ж. Помпиду в Париже, центров отдыха и развлечений в США, Канаде, Японии, Австралии, Новой Зеландии и Западной Европе. Методология и методика исследования исключали прямолинейное истолкование связи общественной организации досуга и качественных изменений в уровне культуры личности, не позволяли ограничиться поиском одновариантных решений, диктовали необходимость учета самых разнообразных факторов социально-культурного и психолого-педагогического влияния. Мы рассматривали объект анализа в естественной взаимосвязи с окружающей действительностью, в единстве со всей системой духовной жизни общества, с учетом специфических особенностей центров досуга как важных звеньев этой системы. Комплексный подход к проблеме позволил рассматривать личность в ее реальных взаимосвязях и отношениях одновременно как члена ряда коллективов в труде, в учебе, в семье, в быту и на досуге.

По мере духовного роста человека, обогащается и его досуг и, если нет условий для его поступательного развития, это приводит к негативным последствиям. Именно в условиях неразвитости конструктивных начал досуговой деятельности свободное времяпрепровождение превращается в фактор антикультуры, порождает условия для пьянства, наркомании, разврата и других антиподов образа жизни любого цивилизованного общества.

Цель работы – охарактеризовать роль социально-культурной деятельности в системе формирования эстетической культуры.

Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи: определены основные теоретико-методологические подходы к формированию эстетической культуры, проанализировано формирование эстетической культуры с помощью социально-культурной деятельности.

состоит из введения, двух глав и заключения.

Глава I. Теоретико-методологические основы формирования эстетической культуры

1.1. Специфика формирования эстетической культуры

Фундаментальной категорией эстетики является категория «эстетическое». Эстетическое выступает как всеобъемлющее родовое универсальное понятие для эстетической науки, как «метакатегория» по отношению ко всем остальным ее категориям.

Ближе всех к категории «эстетическое» находится категория «прекрасное». Прекрасное есть образец чувственно созерцаемой формы, идеал, в соответствии с которым рассматриваются другие эстетические феномены. При рассмотрении возвышенного, трагического, комического и др. прекрасное выступает мерой. Возвышенное – то, что эту меру превышает. Трагическое – то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, часто приводящем к страданиям, разочарованиям, гибели. Комическое – то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, только это несовпадение разрешается смехом. В современной эстетической теории наряду с положительными категориями выделяют их антиподы – безобразное, низменное, ужасное. Это делается на том основании, что выделение положительного значения каких-либо качеств предполагает существование противоположных. Следовательно, научное исследование должно рассматривать эстетические понятия в их соотносительности.

Произведения искусства создаются в результате художественной деятельности, представляющей собой высшую форму эстетической деятельности человека. Но сфера эстетического освоения мира гораздо шире собственно искусства. Она затрагивает и аспекты, имеющие практический характер: дизайн, садово-парковую культуру, культуру быта и т.д. Этими явлениями занимаются техническая и практическая эстетики. Техническая эстетика – это теория дизайна, освоение мира по законам красоты промышленными средствами. Идеи технической эстетики зародились в середине 19 в. в Англии. Джон Рескин в своих работах Прерафаэлитизм (1851) и Политическая экономия искусства (1857) ввел понятие эстетически ценных продуктов. Уильям Моррис на теоретическом (работы Декоративные искусства, их отношение к современной жизни , 1878; Вести ниоткуда, или Эпоха счастья , 1891 и др.) и практическом (создание художественно-промышленной компании) уровнях разрабатывал проблемы эстетики труда, статуса художественной промышленности, дизайна, декоративно-прикладного искусства, эстетической организации среды. Немецкий архитектор и теоретик искусства Готфрид Земпер в 1863 опубликовал «опыт практической эстетики», сочинение Стиль в технических и тектонических искусствах , где он в противовес философскому идеализму своего времени подчеркнул базисное стилеобразующее значение материалов и техники.

Эстетика быта, человеческого поведения, научного творчества, спорта и т.д. находится в поле зрения практической эстетики. Эта область эстетического знания пока мало разработана, но у нее большое будущее, так как ее сфера интересов широка и многообразна.

Таким образом, эстетическая деятельность является составной частью практически-духовного освоения человеком действительности.

Эстетическая деятельность содержит в себе важные творческие и игровые начала и связана с бессознательными элементами психики. Понятие «игры» как одной из существенных характеристик эстетической деятельности было введено в эстетику И.Кантом и развито Ф.Шиллером. Кант сформулировал два важнейших эстетических понятия: «эстетическая видимость» и «свободная игра». Под первым он понимал сферу существования красоты, под вторым – ее существование одновременно в реальном и условном планах. Развивая эту мысль, Шиллер в Письмах об эстетическом воспитании человек (1794) писал, что красота, существуя в объективном мире, может быть и воссоздана, может стать «объектом побуждения к игре». Человек, по словам Шиллера, бывает вполне человеком, лишь тогда, когда играет. Игра не скована естественной необходимостью или социальной обязанностью, это – воплощение свободы. В процессе игры создается «эстетическая видимость», которая превосходит действительность, является более совершенной, изящной и эмоциональной, чем окружающий мир. Но, наслаждаясь искусством, человек становится соучастником в игре и никогда не забывает о двойственном характере ситуации.

Установление зависимости эстетической культуры личности от приобщения ее к основным эстетически оформленным материальным и духовным ценностям (орудиям труда, предметам быта, произведениям искусства), их созданию, потреблению и распространению, а также к культурному наследию прошлого является отправным положением в исследовании интересующих нас вопросов: 1) факторы (объективные или субъективные), которыми обусловлена мера (т.е. качественная и количественная характеристика) приобщения конкретной личности к основным материальным и духовным ценностям; 2) возможности целенаправленного формирования эстетической культуры личности в современном обществе; 3) особенности проявления эстетической культуры личности в различных сферах жизнедеятельности; 4) критерии культурной развитости личности. Выяснение этих вопросов позволит охватить круг явлений, обозначенный понятием "эстетическая культура личности", выявить те стороны, грани и свойства личности, которые определяют ее культуру, поставить вопрос о критериях культурной развитости человека и подойти к определению понятия "эстетическая культура личности".

Объективными предпосылками формирования эстетической культуры личности выступают уровень развития материальных и духовных ценностей и степень их распространения в обществе. Приобщение конкретной личности к этим ценностям, их созданию, потреблению, сохранению и распространению - непременное условие формирования общей и эстетической культуры каждого человека. Для того, чтобы иметь возможность приобщиться к материальным и духовным ценностям, создавать и использовать их, человек должен обладать известными субъективными способностями: иметь определенное образование, вкус, потребность, интерес. К одному и тому же объекту человек может относиться по-разному, например, утилитарно-практически и эстетически. Эстетикой доказано, что в филогенезе утилитарно-практическое отношение предшествовало эстетическому. Что же касается развития человека современного (онтогенез), то здесь дело обстоит значительно сложнее, и прямые аналогии опасны.

Практическая деятельность, общение с художественно оформленными материальными и духовными ценностями постепенно формируют эстетическое чувство человека, его вкус, потребности, интерес. Огромную роль в этом процессе играет жизненный опыт человека, опыт его культурного общения. Известно, что на определенном этапе развития личности для нее характерен "потребительский" интерес к культуре. Однако эстетическая культура личности обусловлена не только приобщением к материальным и духовным ценностям, их потреблением, но и умением их создавать, сохранять и распространять. Успехи культурного развития общества зависят от творческой активности людей.

Эстетика считает, что эстетическая культура личности формируется и проявляется в живом процессе деятельности людей. Успех формирования ее зависит от целенаправленного воспитательного воздействия на личность тех форм жизнедеятельности, с которыми она связана. Речь идет о сознательном и целенаправленном формировании в каждом человеке: 1) эстетического сознания как составной части общественного сознания, которое проявляется не только в потреблении, но и в создании эстетических ценностей; 2) своеобразной культуры чувств, проявляющихся в любой сфере жизнедеятельности; 3) особых способностей и навыков создания, хранения и распространения эстетических ценностей.

Таким образом, формирование эстетической культуры личности тесно связано с существующей системой эстетического воспитания и зависит от конкретных форм и методов, которые применяет общество в его целенаправленном развитии. И здесь большая роль отведена деятельности специальных учреждений культуры (телевидения, театров, дворцов культуры, библиотек, школ и других учебных заведений). Однако культуру личности формируют и такие сферы, как труд, быт, спорт, само общение с другими людьми и природой. В каждом отдельном случае правомерно говорить об их специфике и необходимости целенаправленного воспитательного процесса, отвечающего общечеловеческим задачам формирования высокой эстетической культуры.

Процесс целенаправленного формирования эстетической культуры человека должен охватывать не только сферу его сознания (чувства, вкусы, идеалы, потребности, интересы), но и телесную организацию. Под так называемой "внешней культурой" понимается, в данном случае, не только культура тела (телесная гармония), но и культура речи, движений, жестов, мимики и т.д. Силу жеста, мимики, выражения глаз по достоинству оценивают даже малокультурные, нецивилизованные люди (в частности, обитатели заброшенного острова Кули, которые при решении важных вопросов часто сидят спиной к оратору, дабы он своими жестами и мимикой не смог воздействовать на них).

В своих "Законах'' Платон отмечал, например, что при одних и тех же "тяжелых обстоятельствах" телодвижения и речи мужественной души и души трусливой будут несхожи; у мужественных людей они прекрасны, у трусливых - безобразны. Неслучайно говорят, что один бывает и в гневе прекрасен, а другой - и в любви отвратителен. Но вполне понятно, что у двух мужественных людей различного воспитания и образа жизни внешние проявления духа (мимика, телодвижения, жесты) также будут различны. Хорошо воспитанный человек, обладающий высоким эстетическим вкусом, достаточно развитый физически, будет красив и в движении, и в статике.

Однако внешняя красота - не самоцель, она должна быть выражением внутренней культуры человека. В противном случае она превращается в красивую оболочку, скрывающую внутреннюю пустоту. Практика показывает, что проявляющаяся в суждениях людей общая и эстетическая культура не всегда соответствует и совпадает с поступками и делами.

Уровень эстетической культуры личности так же, как и уровень эстетического сознания, меняется в зависимости от индивидуального развития в течение всей жизни. Найти эффективные способы и формы развития, формирования и удовлетворения эстетических потребностей, интересов и вкусов молодежи можно лишь в том случае, если мы будем знать их содержание и характер, а также тенденции их развития и изменения.

При пропаганде искусства важно помнить, что само произведение искусства есть особый продукт художественного творчества, который оказывает свое воздействие на человека только в процессе его особого эстетического восприятия. А эстетическое восприятие предполагает наличие достаточно развитого эстетического вкуса и чувства. Процесс эстетического восприятия искусства является активным, творческим, связанным с воображением, развитостью ассоциативного мышления. Обладая воспитательной функцией, искусство формирует, совершенствует, развивает все богатство социальных чувств, меняя общую и эстетическую культуру человека и вместе с тем совершенствуя процесс эстетического воспитания.

1.2. Формирование нравственно-эстетической культуры

Эстетическое воспитание - это формирование и развитие эстетического отношения человека к действительности и искусству, способность творить и сопереживать искусству и красоте. Цель эстетического воспитания обусловлена задачей формирования всесторонне развитого человека, оно тесно связано со всеми направлениями воспитания: нравственным, трудовым, экологическим и физическим. В эстетическом воспитании можно выделить непосредственную цель - формирование эстетических чувств, потребностей и интересов, эстетических вкусов и идеалов, способности человека к художественному творчеству и эстетическому осознанию окружающего мира.

Однако формирование "чистого" эстетического сознания не является конечной целью эстетического воспитания. Формирование эстетического отношения и эстетической деятельности во всех проявлениях (труд, общение, религия, отношение к природе) способствует развитию духовного мира, т.е. является средством всестороннего развития личности.

Эстетическое воспитание выступает как одно из важнейших средств превращения нравственных установок в образ жизни и стиль поведения. То, что в общественной жизни характеризуется с прогрессивных экономических, политических, нравственных позиций как нечто необходимое и справедливое, с эстетической точки зрения рассматриваются как прекрасное. Воссоединение в сознании личности этих аспектов в виде целостного эмоционально-рационального отношения к миру служит и залогом, и условием ее гармонической целостности.

Другим аспектом формирования всесторонне развитой личности средствами культуры является преодоление некоторых негативных последствий научно-технического прогресса по отношению к духовному миру человека. Все возрастающее значение интеллектуального развития личности в связи с требованиями сегодняшнего дня и в чем-то сдерживающая общее развитие личности профессиональная специализация нивелируют индивидуальность, ограничивают общекультурный уровень человека.

Условием эстетического воспитания является необходимость совершенствования воспитания и образования вообще. Цель и задачи эстетического воспитания осуществляются в различных сферах воспитания (детский сад, семья, школа, трудовой коллектив, улица и пр). Процесс эстетического воспитания включает в себя: организацию восприятия, ознакомление людей с эстетическими явлениями и искусством; объяснение воспринятого, организацию художественного творчества, художественной практической деятельности. При этом эстетическое воспитание предполагает применение всех этих форм к различным этапам и сферам процессов воспитания, в соответствии с возрастными особенностями людей, а следовательно, их жизненным опытом и практикой.

Знание причин возникновения исторического развития эстетического сознания, эстетического отношения человека к действительности и понимание путей искусства позволяют выделить средства, методы, формы и содержание процесса эстетического воспитания. Основными средствами являются следующие: эстетически оформленная и организованная общественная, производственная и бытовая среда, искусство и организация процесса его восприятия. Однако средства эстетического воспитания в нашей стране сегодня зачастую неэффективны и не оказывают целенаправленного воздействия.

Глава II. Социально-культурная деятельность в системе формирования эстетической культуры

2.1. Уровни приобщения к эстетической культуре в условиях социально-культурной деятельности

Установление зависимости эстетической культуры личности от приобщения ее к основным эстетически оформленным материальным и духовным ценностям (орудиям труда, предметам быта, произведениям искусства), их созданию, потреблению, распространению, а также к культурному наследию прошлого является отправным положением в исследовании интересующих нас вопросов:

- факторы (объективные или субъективные) обусловленности меры, т.е. качественной и количественной характеристики, приобщения конкретной личности к основным материальным и духовным ценностям;

- возможности целенаправленного формирования эстетической культуры личности в современном обществе;

- особенности проявления эстетической культуры личности в различных сферах жизнедеятельности;

- критерий культурной развитости личности.

Выяснение этих вопросов позволит охватить тот круг явлений, который обозначен понятием "эстетическая культура личности", выявить те стороны, грани, свойства личности, которые определяют ее культуру, поставить вопрос о критериях культурной развитости человека и подойти к определению понятия "эстетическая культура личности".

Объективной предпосылкой формирования эстетической культуры личности выступают уровень развития материальных и духовных ценностей и степень их распространения в обществе. Приобщение конкретной личности к этим ценностям, их созданию, потреблению, сохранению, распространению - непременное условие формирования общей и эстетической культуры каждого человека.

Для того, чтобы иметь возможность приобщаться к материальным и духовным ценностям, создавать и использовать их, человек должен обладать известными субъективными способностями: иметь определенное образование, вкус, потребность, интерес. К одному и тому же объекту человек может относиться по-разному, например, утилитарно практически и эстетически. Эстетикой доказано, что в филогенезе утилитарно-практическое отношение предшествовало эстетическому. Что же касается развития современного человека (онтогенез), то здесь дело обстоит значительно сложнее, и прямые аналогии опасны.

Практическая деятельность, общение с художественно оформленными материальными и духовными ценностями постепенно формируют эстетическое чувство человека, его вкус, потребности, интерес. Огромную роль в этом процессе играет жизненный опыт человека, опыт его культурного общения.

Известно, что на определенном этапе развития личности для нее характерен "потребительский" интерес к культуре. Однако эстетическая культура личности обусловлена не только приобщением к материальным и духовным ценностям, их потреблением, но и умением создавать их, сохранять и распространять. Успехи культурного развития общества зависят от творческой активности людей.

Эстетика считает, что эстетическая культура личности формируется и проявляется в живом процессе деятельности людей. Успех ее формирования зависит от целенаправленного воспитательного воздействия на личность тех форм жизнедеятельности, с которыми она связана.

Речь идет о сознательном и целенаправленном формировании в каждом человеке:

эстетического сознания как составной части общественного сознания, которое проявляется не только в потреблении, но и в создании эстетических ценностей;

своеобразной культуры чувств, проявляющихся в любой сфере жизнедеятельности;

особых способностей и навыков создания, хранения и распространения эстетических ценностей.

Таким образом, формирование эстетической культуры личности тесно связано с существующей системой эстетического воспитания и зависит от конкретных форм и методов, которые применяет общество в его целенаправленном развитии. И здесь большая роль отведена деятельности специальных учреждений культуры (телевидения, театров, дворцов культуры, библиотек, школ и других учебных заведений). Однако культуру личности формируют и такие сферы, как труд, быт, спорт, само общение с другими людьми и природой. В каждом отдельном случае правомерно говорить об их специфике и необходимости целенаправленного воспитательного процесса, отвечающего общечеловеческим задачам формирования высокой эстетической культуры. Процесс целенаправленного формирования эстетической культуры человека должен охватывать не только сферу его сознания (чувства, вкусы, идеалы, потребности, интересы), но и телесную организацию. Под так называемой "внешней культурой" понимается в данном случае не только культура тела (телесная гармония), но и культура речи, движений, жестов, мимики и т.д.

В своих "Законах" Платон отмечал, например, что при одних и тех же "тяжелых обстоятельствах" телодвижения и речи мужественной души и души трусливой будут несхожи: у мужественных людей они прекрасны, у трусливых - безобразны. Неслучайно говорят, что один бывает и в гневе прекрасен, а другой - и в любви отвратителен. Но вполне понятно, что у двух мужественных людей различного воспитания и образа жизни внешние проявления духа (мимика, телодвижения, жесты) также будут различны. Хорошо воспитанный человек, обладающий высоким эстетическим вкусом, достаточно развитый физически, будет красив и в движении, и в статике.

Однако внешняя красота - не самоцель, она должна быть выражением внутренней культуры человека. В противном случае она превращается в красивую оболочку, скрывающую внутреннюю пустоту. Практика показывает, что проявляющаяся в суждениях людей общая и эстетическая культура не всегда соответствует поступкам и делам, совпадает с ними.

Уровень эстетической культуры личности так же, как и уровень эстетического сознания, меняется в зависимости от индивидуального развития в течение всей жизни. Найти эффективные способы и формы развития, формирования и удовлетворения эстетических потребностей, интересов и вкусов молодежи можно лишь при условии, что мы будем знать их содержание и характер, а также тенденции их развития и изменения.

При пропаганде искусства важно помнить, что само произведение искусства есть особый продукт художественного творчества, который оказывает свое воздействие на человека только в процессе его особого эстетического восприятия. А эстетическое восприятие предполагает наличие достаточно развитого эстетического вкуса и чувства. Процесс эстетического восприятия искусства является активным, творческим, связанным с воображением, развитостью ассоциативного мышления.

Цель эстетического воспитания обусловлена задачей формирования всесторонне развитого человека. Эстетическое воспитание включает формирование и развитие эстетического отношения человека к действительности и искусству, способности наслаждаться творчеством, искусством, красотой. Этим обусловливается его тесная связь со всеми направлениями воспитания: нравственным, трудовым, экологическим, физическим.

В эстетическом воспитании можно выделить непосредственную цель - формирование эстетических чувств, потребностей и интересов, эстетических вкусов и идеалов, способности человека к художественному творчеству и эстетическому осознанию окружающего мира. Однако формирование "чистого" эстетического сознания не является конечной целью эстетического воспитания.

Формирование эстетического отношения и эстетической деятельности во всех проявлениях (труд, общение, религия, отношение к природе) способствует развитию духовного мира, т.е. является средством всестороннего развития личности.

Эстетическое воспитание выступает как одно из важнейших средств превращения нравственных установок в образ чувствования жизни и стиль поведения. То, что в общественной жизни характеризуется с прогрессивных экономических, политических и нравственных позиций как нечто необходимое и справедливое, с эстетической точки зрения рассматривается как прекрасное. Воссоединение в сознании личности этих аспектов в виде целостного эмоционально-рационального отношения к миру служит и залогом, и условием ее гармонической целостности.

Другим аспектом формирования всесторонне развитой личности средствами культуры является преодоление некоторых негативных последствий научно-технического прогресса по отношению к духовному миру человека. Все возрастающее значение интеллектуального развития личности в связи с требованиями сегодняшнего дня и в чем-то ограничивающая общее развитие личности специализация, в частности профессиональная, нивелируют индивидуальность, ограничивают общекультурный уровень человека.

Условием эстетического воспитания является необходимость совершенствования воспитания и образования вообще. Цель и задачи эстетического воспитания осуществляются в различных сферах воспитания (детский сад, семья, школа, трудовой коллектив, улица и пр.).

Знание причин исторического развития эстетического сознания, эстетического отношения человека к действительности и понимание путей развития искусства позволяют выделить средства, методы, формы и содержание процесса эстетического воспитания. Основными средствами являются следующие: эстетически оформленная и организованная общественная, производственная и бытовая среда (художественно-оформленные орудия труда, предметы быта), искусство и организация процесса его восприятия. Однако средства эстетического воспитания в нашей стране сегодня зачастую неэффективны и не оказывают целенаправленного воздействия.

Процесс эстетического воспитания включает в себя: организацию восприятия, ознакомление людей с эстетическими явлениями и искусством; объяснение воспринятого; организацию художественного творчества, художественной практической деятельности. При этом эстетическое воспитание предполагает применение всех этих форм к различным этапам и сферам процессов воспитания в соответствии с возрастными особенностями людей, а, следовательно, их жизненным опытом и практикой.

2.2. Организационно-методическая часть социально-культурной деятельности

В технологии культурно-досуговой деятельности принято выделять несколько подсистем[1] : 1. Организационная подсистема (структура организаций, штатное расписание, сложившаяся система распределения полномочий между сотрудниками и др.); 2. Методическая подсистема (принятый алгоритм разработки и осуществления отдельно взятых культурно-досуговых акций, включая сценарную разработку, режиссуру, степень участия в работе волонтеров, т.е. активистов-общественников, сложившаяся практика обобщения и распространения передового опыта, освоения инновационных технологий деятельности); 3. Социально-психологическая подсистема (система формальных и неформальных отношений внутри организаций, отношения с внешней средой, сложившаяся практика подготовки и проведения внутриорганизационных мероприятий); 4. Управленческая подсистема (овладение маркетинговыми технологиями, рекламные процессы, связь с общественностью, сложившаяся практика работы с персоналом и др.).

Если признать за культурно-досуговой деятельностью ее педагогический характер, а это исторически так и сложилось, то правомерно говорить и о разработке системы целей или, как теперь принято говорить, дерева целей . Проблема целеполагания появилась не сегодня, но именно в наши дни она актуальна как никогда. Никому сейчас не дано права "пускать деньги на ветер", не важно, являются ли эти средства госбюджетными или предоставлены каким-либо инвестором, меценатом или спонсором. А кроме того, за четко сформулированной целью всегда стоит последующая хорошо организованная работа. Достижение поставленных целей - это эффективный педагогический результат! Размытость и неопределенность целей - свидетельство некомпетентности и низкой профессиональной квалификации.

Далее надо поставить вопрос о поиске и выборе наиболее оптимальных организационно-методических форм культурно-досуговой деятельности, прежде всего организационных, массовых, групповых, коллективных и индивидуальных. Только дифференциацией аудитории успех не досвигается, но именно с нее начинается предметный и конструктивный подход к отдельным потребителям услуг культуры, их группам и целым коллективам - производственным, учебным, воинским и т.п. Быть может, имеет смысл вернуться к уже известным нам формам: университетам, школам, курсам, лекториям? В конце концов, в самих этих формах ничего плохого нет, дело, скорее, в другом - зачем, с какой целью они организованы, каково содержание совместной работы людей, на что она направлена[2] .

Отдельная проблема - поиск методических форм культурно-досуговой деятельности. Первое, над чем здесь следует подумать, это оптимальное сочетание традиционных (устных, печатно-наглядных, театрализованных и т.д.) и инновационных форм. Многообразие форм культурно-досуговой деятельности неизбежно ставит работника культуры перед необходимостью выбора оптимального решения: какую именно форму в том или ином случае предпочесть. Аксиоматическое утверждение "форма должна соответствовать содержанию" не всегда является ключом к конкретному решению. При этом замечено: чем опытнее специалист культурно-досугового учреждения, тем сложнее ему выбирать конкретную форму проведения какой-либо работы, тем требовательнее он к окружающим его коллегам и к самому себе.

Принятие решения о форме осуществления той или иной культурно-досуговой акции целесообразно было бы проводить в таком порядке. Анализ ситуации (изучение спроса потребителей, сбор информаций, изучение демографических характеристик аудитории); в случае, когда речь идет о коммерческом проекте или платной программе, полезно провести маркетинговое исследование, изучить потенциальный рынок, выбрать интересующий сегмент и позиционировать планируемую услугу на избранном сегменте. Далее следует выбрать оптимальную форму проведения мероприятия. Потребуется оценить возможные альтернативы с точки зрения критериев и ограничений. Последние могут носить экономический, социально-демографический и даже личностный характер. Принимаются во внимание такие условия и факторы, как наличие ресурсов, квалификация исполнителей, имеющееся в распоряжении организаторов мероприятия время и др.

Остаются актуальными проверенные временем рекомендации относительно активного характера планируемого мероприятия, участия в нем активистов-общественников, широты и разнообразия используемых средств раскрытия темы и др.

Центральным моментом в выборе формы является окончательная оценка выбранной формы, однако на этом процесс принятия решения не завершается. Самое хорошее решение - это выполненное решение, в нашем случае - состоявшееся мероприятие. Здесь уместно говорить о необходимости установления обратной связи. Мероприятия ради мероприятий давно ушли в прошлое.

2.3. Необходимые условия для формирования социально-культурных учреждений в настоящее время

В настоящее время учреждение культуры включает в себя разработку культурных, воспитательных программ ситуаций деятельности в среде культурной среды. В социально-культурных учреждениях досуговая среда устойчиво формируется с учетом занятий. Каждый человек, который находится в контакте с культурными ценностями, виртуально переносится в переживаемый им мир и в то же время он способствует сохранению сознания своего присутствия в реальном мире и самопозиционирование.

Еще одним важным аспектом дальнейшего развития деятельности современных центров социально-культурного развития является знание специфических особенностей восприятия досуговой среды. Восприятие человеком себя в культурной среде, можно рассматривать как чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, которые непосредственно воздействуют на человека.

Гармоничность социально-культурной среды, в которой располагается человек, обусловливается соблюдением основных критериев ее восприятия и оценок:

а) осознание (человеком) себя в социально-культурной среде, окружающей его, способность ориентироваться в мире, понимать культурное значение важнейших событий; самооценка, которая выражается в стремлении к ощущению спокойствия, уверенности, одухотворенности, комфорта, идентификации себя с эстетикой данной социально-культурной среды;

б) истинно эстетическая оценка, которая способствует вызыванию радости, изумления; образ социально-культурной среды, эстетическое наполнение человека определяет ощущение причастности не только к социально-культурной среде, но и к внешней среде обитания – дому, городу, краю;

в) оценка социальной значимости социально-культурной среды объединяет такие понятия как: осознание значимости исторического культурного прошлого своего народа, современности, память о событиях и людях, восприятие истории в памятниках культуры, искусства, чувства гордости, уважения и самоуважения, ощущение причастности к культуре, искусству и истории;

г) оценка практических удобств и психологического комфорта, микроклимата социально-культурной среды, который формирует общее представление об уровне взаимного соответствия уровня культуры человека и социально-культурной среды.

Социально-культурные программы, которые рассчитаны на массовую аудиторию, всегда провоцируют различные игровые формы поведения, что происходит в результате восприятия других присутствующих людей в качестве действующих персонажей. В качестве таких людей выступают группы и отдельные знакомые или незнакомые люди.

В настоящее время продолжается целенаправленное развитие положительных тенденций по созданию социально-культурной среды, адекватной современными культурно-досуговым потребностям общества. Создание новых типов учреждений культуры таких, как культурно-досуговых центров, связано, главным образом, с качественными изменениями потребностей населения. Наличие подобных учреждений гарантирует:

- Высокое качество предоставляемых населению социально-культурных услуг.

- Регулярное обновление и развитие форм предоставляемых видов досуговой деятельности.

- Демократичность условий привлечения личности в активную социально-культурную деятельность.

Таким образом, в наше время происходит развитие положительных тенденций по направлению к созданию социально-культурной среды, которая бы с должной степени верно соотносилась бы с современными социально-культурными потребностями общества. И современные досуговые центры должны взять на себя функции носителей целостной социально-культурной среды. А она в свою очередь предполагает положительное влияние на характер и содержание всей деятельности по организации социально-культурной деятельности и вызывать у людей потребность активного участия в ней.

При создании современных социально-культурных программ в досуговых центрах и муниципальных учреждениях, должны учитываться не только психологические закономерности взаимодействия молодежи в клубных объединениях. Кроме того, также должен проводиться повсеместный и единовременный учет многообразия связей между людьми в процессе общения, личные и групповые интересы, мотивы посещения, но и хотя бы самые общие особенности социально-культурных ориентаций людей, складывающихся стихийно, независимо от деятельности того или иного клубного учреждения. В этой связи достаточно высокой продуктивностью обладает обращение к типологии форм поведения в досуге, которое рассчитано на максимальное сближение социально-культурных запросов населения и учреждений культуры.

Заключение

Успешное развитие общества подразумевает аспект формирования чувства высокой гражданственности личности, совершенствования уровня культуры производства и управления им.

Эстетика в содружестве с другими философскими науками изучает различные стороны материальной и духовной культуры, охватывая круг явлений, который обозначен понятием "эстетическая культура". Однако, хотя это понятие в какой-то степени традиционно и им оперирует не только эстетика, но и другие науки (этика, социология, педагогика, искусствоведение), оно еще не стало общепризнанной категорией в эстетической науке. В этом факте нет ничего удивительного, так как практически все категории утвердились не сразу, а подверглись длительной диалектической обработке историей, человеческой мыслью, наукой и техникой. Иными словами, любая категория возникает и наполняется содержанием в процессе общественно-исторической деятельности, результаты которой откладываются в языковых структурах.

Подробное изучение эстетических категорий предполагает решение, по крайней мере, трех задач: исследование отдельных категорий; изучение исторического развития этих категорий; анализ взаимосвязей эстетических категорий, что способствует выявлению субординации и связей системы категорий. Каждая из трех вышеупомянутых задач может стать предметом специального исследования. Мы же остановимся лишь на том круге явлений, который на современном этапе развития науки и практики охватывается понятием "эстетическая культура личности".

Культура является сущностным условием человеческой жизни, представляя совокупность достижений человека в производственной, общественной, умственной и творческой деятельности. Духовную сторону содержания культуры определяют Добро, Истина, Любовь, Красота.

Эстетическая культура – это в первую очередь культура чувственного освоения мира, включающая в себя два аспекта, которые соответствует органически взаимосвязанным сторонам трудовой деятельности человека. Материальная культура охватывает всю сферу деятельности человека (процесс труда, орудие труда, одежда, жилье и т.д.). духовная культура охватывает сферу сознания (философия, религия, эстетика, искусство, политика и т.д.). материальная и духовная культура связаны между собой.

Литература

1. Бестужев –Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. - М.: Политиздат, 1984 г.

2. Воспитательная деятельность клубных учреждений. - М: НИИ культуры, 1983.

3. Горбатова И.И., Каменец А.В. Деятельность клубов. / Аналитический обзор. - М.: ГИВЦ МК Р.Ф., 1994.-35с.

4. Иконникова С.Н. Диалоги о культуре. - М.: Лениздат, 1987

5. Литвиненко Л.Л. Методологические основы эстетической культуры и эстетического воспитания // Сборник трудов Межвузовской научно-практической конференции "Современные проблемы становления профессионально-педагогической культуры (преподавателя вуза, колледжа, лицея, школы)" Ростов-на-Дону, 2004, с. 31 – 42

6. Новаторов В.Е. Современные технологии социально-культурной деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития // Вестник ОмГУ, 1999, Вып. 3. С. 109-114

7. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований социально-культурнойдеятельности: Учебное пособие. - М.: МГИК, 1990.

8. Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры: Сб. науч. тр./НИИ культуры. - М.,1990, С.22-91.

9. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. - М: Просвещение, 1984.

10. Хорунженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону, 1997.


[1] Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития // Вестник ОмГУ, 1999, Вып. 3. С. 112

[2] Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития // Вестник ОмГУ, 1999, Вып. 3. С. 113

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  340  341  342   ..