Федеральное агентство по образованию
Таблица: Внешние сигналы о возможных изменениях состояния фирмы
Факторы внешней среды,
определяющие условия
функционирования фирмы
|
Сигналы о возникновении исходных экономических
явлений, запускающих механизм изменения состояния
фирмы
|
Агрегиро-
ванные
1.
|
Детализирова-
нные
2.
|
сигналы о нарастании угроз выполнению миссии фирмы
3.
|
Параметры
спроса
|
Величина спроса
|
Падение величины спроса на товары фирмы; рост
величины спроса на аналогичные товары конкурентов
Усиление колебаний в спросе и прибылях от продажи
товаров фирмы
Усиление колебаний в спросе и прибылях от продажи
товаров фирмы.
|
|
Стабильность
спроса
|
|
Требования
покупателей к
качеству товаров фирмы
|
Нарастание спроса на товары, превышающие стандарты
качества
|
|
Эластичность
спроса
|
Усиление эластичности спроса на товары фирмы
|
|
Разнообразие
(сегментация)
потребителей
товаров фирмы
|
Во всех обслуживаемых сегментах рынка утрачивается
интерес к товарам фирмы
|
|
Экономический
Потенциал
покупателей
|
Снижение покупательной способности
населения
|
2..Параметры
факторов
|
Конъюнктура
рынков
сырьевых и
материальных
ресурсов
|
Сокращение предложения сырьевых и материальных
ресурсов; рост цен на сырье и материалы
|
|
Конъюнктура
Рынков
Трудовых
ресурсов
|
Сокращение источников пополнения трудовых ресурсов;
рост уровня оплаты труда в связи с инфляцией
|
|
Конъюнктура
Рынков
Финансовых
ресурсов
|
Повышение процентных ставок по кредитам коммерческих
банков; падение курса собственных акций фирмы;
прекращение субсидий из фондов благотворительных
организации
|
|
Развитие
инновационной деятельности
|
Рост стоимости лицензий на использование изобретений и
открытий; ужесточение условий получения грантов и
государственных заказов на НИОКР
|
|
Конъюнктура
рынков средств производства
|
Сокращение предложения средств производства; рост цен
на средства производства
|
3. Параметры
родственных и
поддерживаю-
щих отраслей
|
Изменение
Потенциала
Родственных
отраслей
|
Свертывание производства родственных отраслей;
переориентация родственных отраслей на новую
технологию
|
|
Производственная инфраструктура
товаров фирмы
|
Стагнация научно-технического экономического
потенциала отраслей; внешней инфраструктуры
|
|
Социальная
инфраструктура
|
Рост цен на услуги отраслей инфраструктуры
|
|
Использование
достижений,
полученных в
родственных
отраслях
|
Неприемлемость достижений родственных отраслей для
целей фирмы; недоступность достижений ввиду высокой
стоимости
|
4. Параметры конкурентной
среды
|
Соперничество
между
существующими конкурирующими
системами
|
Конкурентный статус фирмы конкурента существенно
повысился; число конкурирующих фирм существенно
возросло; ценовая война началась
|
|
|
Конкурентные
силы, возника-
ющие вследствие
угрозы со
стороны товаров-заменителей
|
«Потолок цен» создаваемый товаром-заменителем, суще-
ственно снижает потенциальную прибыль; покупатели
охотно «переключаются» на товар-заменитель ввиду его
дешевизны
|
|
|
Конкурентные
силы,
возникающие
вследствие
угрозы
появления новых
конкурентов
|
Барьер для входа на рынок практически отсутствует;
фирмы, функционирующие на рынке, проявляют
лояльность к новым конкурентам
|
|
|
Конкурентные
силы, возника-
ющие вследствие экономических возмож-
ностей и
торговых
способностей
поставщиков
|
Экономический потенциал поставщиков высок ввиду
существенной доли затрат на их продукцию в издержках
покупателя; поставщики — субъекты рынка совершенной конкуренции: основная масса покупателей; субъекты монополии
|
5.
Деятельность
государственных властных
структур
|
Налоговая
политика
|
Повышение налоговых ставок; снятие налоговых льгот с
товаров фирмы; введение новых налогов; введение
налоговых льгот на субституты
|
|
Кредитно-
денежная
политика
|
Повышение учетной ставки Центрального
банка; неблагоприятное изменение валютного курса рубля;
жесткая политика финансовой стабилизации
|
|
Таможенная
политика
|
Неблагоприятное изменение экспортных и импортных
таможенных пошлин
|
|
Правовая среда
|
Изменчивое гражданское и коммерческое
законодательство; введение разрешительного порядка
|
|
Политика цен и
доходов
|
Введен контроль за ценами; введено налогообложение,
стимулирующее снижение доходов в зависимости от
динамики цен
|
6. Случайные
явления
|
Форс-мажорные обстоятельства
|
Стихийные бедствия и т. п.
|
|
Внешняя
Политика
Иностранных
государств —
партнеров по
бизнесу
|
Случайна и нестабильна; надежность инвестиций не
гарантируется
|
|
Научно-
технические
|
Новые изобретения и т. п.
|
Своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества позволяет поддерживать живучесть фирмы. Это происходит в случае своевременного обнаружения сигналов утраты конкурентного преимущества фирмы и принятия адекватных мер противостояния этой угрозе.
3. Факторы внутренней среды, определяющие условия функционирования фирмы
Факторами внутренней среды, определяющей условия функционирования фирмы, являются:
1. Параметры технических ресурсов фирмы:
• средства технического оснащения;
• сырье, материалы, полуфабрикаты;
• энергия.
2. Параметры технологических ресурсов:
• НИОКР;
• технология изготовления товаров фирмы.
3. Параметры кадровых ресурсов:
• работники, определяющие цели фирмы;
• работники, разрабатывающие средства достижения целей фирмы;
• работники, организующие процесс создания средств достижения целей фирмы;
• работники, непосредственно создающие средства достижения целей фирмы;
• работники, обслуживающие процесс создания средств достижения целей фирмы.
4. Параметры пространственных ресурсов:
• территория площадки фирмы;
• производственные здания;
• непроизводственные здания;
• сооружения и инженерные коммуникации.
5. Параметры ресурсов организационной структуры фирмы:
• степень адекватности и время прохождения управленческих воздействий по уровням иерархии;
• степень автономии, лиц принимающих решения (ЛПР), на каждом уровне иерархии управления фирмой;
• степень гибкости организационной структуры системы управления фирмой.
6. Параметры организационных ресурсов:
• информационное обеспечение производства;
• информационное обеспечение НИОКР;
• информационное обеспечение управления фирмой;
• научно-информационное обслуживание.
7. Параметры финансовых ресурсов:
• степень зависимости от привлекаемых источников финансирования. 8. Параметры стратегического потенциала фирмы:
• соответствие стратегического потенциала фирмы (СПФ) ее целям формирования конкурентного преимущества (КПФ).
В качестве просматривающей внешнюю и внутреннюю среды фирмы, должна выступать группа экспертов — специалистов в области маркетинга, стратегического контроллинга и внутрифирменного экономического анализа, а также служба информационного обеспечения фирмы.
Сканирование осуществляется на основе предварительно разрабатываемых методических материалов, перечисленных ниже:
• перечень подвергаемых наблюдению общих и специфических для каждой фирмы параметров внешней и внутренней среды;
• принципы количественной и качественной оценки внешних сигналов о состоянии и динамике экономической конъюнктуры;
• принципы количественной и качественной оценки внутренних сигналов о состоянии и динамике стратегического потенциала и конкурентного статуса фирмы;
• периодичность наблюдения установленных параметров состояния внутренней и внешней сред фирмы;
• методы анализа возможных последствий, выявленных в процессе наблюдения исходных экономических явлений, которые могут вызвать кризисное состояние фирмы;
• методы определения «контрольных точек» в цепочках» экономических явлений;
• методы внутрифирменного экономического анализа, обобщающего результаты наблюдения динамики значений параметров внешней и внутренней среды фирмы и оценка результатов анализа;
• принципы выработки антикризисных управленческих решений на основе использования результатов наблюдений и внутрифирменного экономического анализа.
Заключение.
В заключении можно сказать. Что при подробном анализе перечисленных выше внутренних и внешних факторов представляется возможным заранее и определенно судить о возникновении в фирме кризисной ситуации.
Интенсивность противостояния утрате конкурентного преимущества, т. е. степень агрессивности маркетинговой стратегии, предопределяет продолжительность жизненного цикла существования фирмы с ее первоначальной миссией.
Кризисное состояние наступает только тогда, когда все возможности поддержания конкурентного преимущества в рамках первоначальной миссии исчерпаны.
Истинным сигналом о начинающемся движении к потенциальному кризисному состоянию является начало роста величин отклонений тех или иных показателей, характеризующих состояние внешней и внутренней сред фирмы. Точнее говоря, их выход за пределы долгосрочной тенденции изменения этих показателей. Следовательно, для раннего обнаружения подобных слабых сигналов необходимо постоянное наблюдение (сканирование) состояния внешней и внутренней среды фирмы.
Список используемой литературы.
1. Крутик А. Б., Муравьев А. И. Антикризисный менеджмент. – СПб., 2001.
2. Ларионов И. К. Антикризисное упраление. – М., 2001.
3. Россия, ресурсы устойчивого развития / Под ред. Ю. В. Пискулова. - М., 1996.
4. Справочник кризисного управляющего./Под ред. Э. А. Уткина. – М., 1999.
5. Уткин Э. А. Управление фирмой. – М., 1996.
содержание ..
317
318
319 ..
|