Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 11

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  276  277  278   ..

 

 

Специализация и типизация розничных торговых сетей

Специализация и типизация розничных торговых сетей

ВВЕДЕНИЕ

Розничная торговля – торговля товарами народного потребления, как правило, за наличный расчет через розничную торговую сеть за удовлетворения личных потребностей населения. В розничной торговли происходит завершение процессов обращения, так как товары переходят в собственность потребителя выпадая из сферы обращения. Потребляются или образуют потребительский фонд.

Предприятие розничной торговли предназначено для продажи товаров населению. Основными задачами этого предприятия являются: удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров; организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.

Цель коммерческой деятельности розничного торгового предприятия – получение прибыли.

Торговля влияет на развитие производства, обеспечивает его непрерывность и согласованность. Дает возможность наиболее эффективно использовать материальные ресурсы для удовлетворения потребностей населения. Важную роль торговля играет в экономических связях между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством.

Торговля является одной из крупнейших отраслей потребителей кредита. Она тесна, связана с денежным обращением страны, поскольку преобладающая часть наличных денег находится у населения.

Объем продажи товаров народного потребления через розничную торговую сеть и предприятий общественного питания, а также объем предоставленных услуг называется розничным т/о.

Розничный т/о – важнейший показатель хозяйственной деятельности торгового предприятия. Результат выполнения плана т/о влияют на многие экономические показатели. Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия начинают с изучения розничного т/о.

Для осуществления хозяйственной деятельности на коммерческой основе торговое предприятие должно располагать материально – технической базой, которая представляет собой совокупность материально – вещественных ценностей. Это основные производственные фонды и технологии производственных процессов.

Глава 1. Розничная торговая сеть.

1.1. Функции розничной торговой сети и торговое предприятие – основное звено розничной торговой сети.

Розничная торговая сеть - это совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров), размещенных на определенной территории (город, поселок, населенный пункт) для организации обслуживания населения и оказания услуг покупателям.

Процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети, составляющей основу материально-технической базы торговли и представляющей собой совокупность торговых предприятий.

Под торговым предприятием понимают имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг

торговли.

Завершая комплексный торгово-технологический процесс товародвижения, магазины выполняют ряд торговых (коммерческих) и технологических функций.

Основные торговые функции магазинов следующие:

· изучение покупательского спроса на товары;

· составление заявок на завоз товаров;

· формирование ассортимента товаров;

· реклама товаров и услуг.

К технологическим функциям (операциям) относят:

· прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству;

· обеспечение хранения товаров;

· выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка и др.);

· внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале;

· продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций).

Кроме того, магазины выполняют функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг (предварительный прием заказов на товары, доставка купленных в магазине товаров на дом покупателю и т. д.).

Объем и характер выполняемых магазином функций будут зависеть от его типа и размера, хозяйственной самостоятельности, технической оснащенности, места расположения и других факторов. Например, магазин, обладающий полной хозяйственной самостоятельностью, кроме перечисленных выше функций выполняет также функции, связанные с оптовыми закупками товаров и расчетами за них, осуществляет управление и хозяйственное обслуживание подчиненных ему торговых единиц. Здесь, как правило, имеется больше возможностей для оказания широкого круга дополнительных услуг.

Торговое предприятие на современном этапе рыночной экономики является самостоятельным хозяйствующим субъектом, который с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли осуществляет закупку, хранение и реализацию покупателям товаров.

Сущность предприятия торговли рассматривается в трех аспектах: юридическом, хозяйственном и отраслевом.

Юридический аспект имеет наиболее общий характер, присущий всем предприятиям независимо от отраслевой принадлежности. Все торговые предприятия являются юридическими лицами с правовой точки зрения. Значение законодательного оформления торгового предприятия проявляется в том, что оно:

· позволяет определенным образом организовать, упорядочить внутренние отношения между участниками (учредителями) предприятия, объединить интересы каждого в общую цель;

· является оптимальной формой для долговременного объединения капиталов;

· позволяет ограничить имущественный риск участни­ков суммой вклада в капитал конкретного предприятия;

· создает основания для гибкого управления капиталом.

Все юридические лица должны проходить государственную регистрацию, иметь печати и открывать счета в банках. Но эти внешние атрибуты не отражают сущности торгового предприятия как юридического лица. Выделяются четыре основополагающих признака, на основании которых торговое предприятие признается юридическим лицом:

· первый признак - организационное единство, которое предполагает наличие определенной иерархии, соподчиненности органов управления предприятием (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, четкую регламентацию отношений между его участниками;

· второй признак - имущественная обособленность, которая создает материальную базу деятельности торгового предприятия, т. е. для организации торгового процесса требуется наличие материальных, финансовых и других ресурсов, принадлежащих только данному предприятию;

· третий признак - самостоятельная гражданско-правовая ответственность юридического лица означает, что каждое торговое предприятие самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам на основе имеющегося обособленного имущества, которым оно может отвечать перед кредиторами;

· четвертый признак - выступление в гражданско-правовом обороте от собственного имени означает возможность приобретать и осуществлять гражданские права, нести обязательства, выступать истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и обязательства через свои органы управления. Оно может иметь как один орган (директор), так и одновременно несколько органов (директор и дирекция) управления. Органы управления могут назначаться, если у предприятия единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько.

1.2. Виды РТС.

Розничную торговую сеть делят на следующие виды: стационарную, передвижную и посылочную.

Основным видом розничной торговой сети является стационарная.Она включает магазины и мелкорозничную торговую сеть (палатки, киоски, павильоны, ларьки, торговые автоматы).

Основу розничной торговли составляют магазины (на их долю приходится примерно 90% всей сети). Они размещены в капитальных зданиях, располагают системой специальных помещений, оснащенных торгово-технологическим оборудованием, применяют различные формы продажи товаров в широком ассортименте, оказывают покупателям дополнительные услуги, обеспечивают высокую культуру торговли.

Мелкорозничная торговая сеть организует торговлю товарами частого спроса (мороженое, табачные изделия, овощи, фрукты, соки, безалкогольные напитки и так далее) через павильоны, палатки, ларьки и киоски. Сюда же относят и торговые автоматы, устанавливаемые на улицах, площадях, в местах отдыха населения, на вокзалах. В отличие от магазинов эти сооружения легкой конструкции не требуют больших капитальных затрат, но недостатком их является более узкий ассортимент товаров (нет подсобных помещений) и меньше удобств при обслуживании покупателей. Однако в летнее время, в период проведения массовых мероприятий и массового поступления в город овощей, ягод, фруктов роль мелкорозничной торговли повышается.

Торговые автоматы применяются для продажи штучных товаров, пива, соков, газированной воды, табачных изделий, горячих и холодных напитков, хлебобулочных изделий и др. Возможности использования их разнообразны. Их можно использовать для оснащения магазинов или отдельных секций, кафе-автоматов, торговли через витрины-автоматы (витроавтоматы), установки отдельных автоматов на улицах, на вокзалах.

Увеличение численности торговых автоматов позволяет сократить численность торговых работников, занятых обслуживанием покупателей, дает возможность населению приобретать товары в любое время суток с минимальными затратами времени, повышает культуру торговли.

Передвижнуюрозничную торговую сеть делят на развозную и разносную.

Развознаясеть включает сельские и городские автомагазины, магазины-вагоны, магазины-суда. Она имеет большое значение для населения отдаленных районов, сельской местности, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т. д. Ассортимент товаров в данном случае формируется с учетом спроса определенного контингента покупателей.

Торговля через автомагазины получила более широкое распространение в крупных городах, чему способствовало развитие сети автомагазинов на предприятиях, производящих молочные, мясные и некоторые другие продовольственные товары. Это современные, хорошо оснащенные холодильным и кассовым оборудованием автомагазины, имеющие привлекательный вид. Их устройство и оборудование позволяют покупателям беспрепятственно знакомиться с ассортиментом продаваемых товаров. Они ведут торговлю в наиболее оживленных местах,

Разноснаяторговля осуществляется с лотков, корзин и других простейших устройств. Ее организуют для продажи цветов, газет, книг, лотерейных билетов, мороженого, кондитерских и табачных изделий.

Передвижная торговая сеть обладает большой мобильностью. Она следует за покупателем и обслуживает его там, где не может быть организована стационарная торговля.

Посылочная торговля является дополнительной формой торгового обслуживания населения.

Розничную посылочную торговлю осуществляют базы, отправляя посылки на основании заказов покупателей. Чтобы оформить заказ, покупатели заполняют специальные бланки, имеющиеся в почтовом отделении или высылаемые базами по запросу покупателей. Информацию о наличии товаров на базах посылочной торговли можно получить из специальных каталогов или перечня товаров. В каталогах и перечнях помещают также правила покупки товаров посредством посылочной торговли.

В перспективе намечается строительство крупных посылочных предприятий, оснащенных современным технологическим оборудованием и электронно-вычислительной техникой. Посылочная торговля продовольственными товарами занимает незначительное место.

Также различают розничную торговую сеть:

· смешанную (торгующую продовольственными и непродовольственными товарами на одном рабочем месте продавца);

· специализированную (торгующую товарами одной или двух-трех групп или комплексов);

· узкоспециализированную (торгующую отдельными подгруппами и видами товаров);

· универсальную (торгующую всеми группами или про­довольственных, или непродовольственных товаров).

В настоящее время существует большое количество разнотипных и разномасштабных предприятий, которые можно классифицировать по ряду следующих признаков.

По масштабу деятельности розничные торговые предприятия делят на малые, средние и крупные.

К малым розничным торговым предприятиям относятся предприятия с численностью работающих не более 15 человек. Численность работающих как критерий для подразделения предприятий по масштабам деятельности широко используется также в зарубежной практике. Например, в соответствии с этим критерием все предприятия в США делятся на: наимельчайшие (численность не более 10 человек); мельчайшие (не более 20 человек); мелкие (не более 99 человек); средние (не более 500 человек); крупные (свыше 500 человек).

За рубежом широко распространены такие типы крупных розничных предприятий, как супермаркеты и гипермаркеты. Супермаркет, например во Франции, представляет собой крупный по объемам продаж и ассортименту товаров магазин. Размер торговой площади такого супермаркета составляет примерно 1 500 – 1 800 м2 , осуществляющее продажу продовольственных и непродовольственных товаров с очень широким ассортиментом – до 50 000 наименований, из которых 4 000 – 5 000 наименований составляют продовольственные товары. Кроме того, в таких магазинах можно купить сопутствующие товары. Гипермаркеты размещаются, как правило, на окраинах города.

По товарной специализациирозничные торговые предприятия подразделяют на узкоспециализированные, специализированные, универсальные.

Узкоспециализированные розничные предприятия – это магазины, в которых реализуется один какой-либо товар, например магазины «Хлеб», «Колбасы».

Специализированные розничные торговые предприятия осуществляют продажу целой группы товаров. К таким предприятиям могут быть отнесены магазины «Мебель», «Хозяйственные товары» и т.п.

Розничные торговые предприятия, специализирующиеся на торговле потребительскими комплексами, включающими товары многих товарных групп, - «Все для дома», «Товары для детей» и т.д.

Универсальные розничные торговые предприятия – универмаги, универсамы, супермаркеты, гипермаркеты – должны располагать универсальным ассортиментом товаров.

По методу обслуживания покупателейразличают розничные торговые предприятия самообслуживания, предприятия обслуживания покупателей через прилавки, предприятия торговли по каталогам, по почте и т.д. К предприятиям самообслуживания относятся прежде всего универсамы, супермаркеты, гипермаркеты. При этом следует отметить, что отнесение предприятия к той или иной классификационной группе по методу обслуживания во многом условно. Предприятие, используя преимущественно какой-либо один метод обслуживания, применяет в то же время, если это целесообразно, и другие методы обслуживания.

По группам обслуживаемых потребителей с учетом их возможностей приобретения товаров– еще один признак классификации розничных предприятий.

В последнее время в нашей стране в связи с большой дифференциацией доходов разных слоев населения сформировались три основные группы потребителей:

· группа лиц, чьи среднедушевые доходы во много раз превосходят прожиточный минимум;

· часть населения, среднедушевые доходы которого находятся на уровне прожиточного минимума или незначительно превышают его;

· основная масса населения, чьи среднедушевые доходы ниже и, как правило, значительно ниже прожиточного минимума.

Расслоение населения по возможности приобретения товаров на отмеченные выше три группы имеет место в большинстве развитых стран. В отличие от них абсолютно преобладающей является треть группа потребителей и совсем небольшой частью населения представлена вторая группа.

Процесс формирования указанных групп потребителей вызвал во внутренней розничной торговле тенденцию к становлению и развитию торговых предприятий, специально ориентированных на обслуживание покупателей одной из этих групп. А именно:

· предприятий розничной торговли, обслуживающих покупателей с весьма большими возможностями приобретения товаров. Это розничные предприятия с ассортиментом высококачественных (престижных), дорогостоящих товаров и высоким уровнем торгового обслуживания;

· розничных торговых предприятий, ориентирующихся на обслуживание социально незащищенных слоев населения.

В основу классификации розничных торговых предприятий положены следующие признаки:

· виды и особенности устройства;

· тип предприятия;

· форма торгового обслуживания;

· тип здания и особенности его объемно-планировочного решения;

· функциональные особенности предприятия.

По видам и особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, автомагазины, торговые автоматы и др.

Магазины располагают земельным участком, капитальным стационарным зданием или его частью, набором помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для выполнения разнообразных торгово-технологических операций.

Магазины - склады осуществляют торговлю топливом, строительными материалами и т. п. Они имеют благоустроенные площадки, навесы и складские помещения для топлива и строительных материалов, а также помещения для товарных образцов, торговли хозяйственными товарами и оформления продажи строительных материалов и других товаров.

Павильоны и киоски представляют собой сооружения легкой конструкции и относятся к мелкорозничной торговой сети. В отличие от магазинов они предлагают более узкий ассортимент товаров и меньше удобств при обслуживании покупателей:

Павильон — оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест.

Киоск — оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.

К мелкорозничной торговой сети относятся и передвижные средства развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы.

Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т. д. Они широко используются и производственными предприятиями для реализации своей продукции в городах.

Палатка — легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.

Торговые автоматы устанавливают в магазинах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (в парках, на вокзалах и т. п.).

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера торговой площадимагазины подразделяют на типы (универмаг, универсам и т. п.), а внутри каждого типа (в зависимости от величины торговой площади) — на типоразмеры.

По формам обслуживанияразличают салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок или продавцом-консультантом в магазине самообслуживания, Форма торгового обслуживания — организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания.

С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решенияпредприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

По функциональным особенностямрозничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.

1.3.Основные принципы размещения розничной торговой сети

Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры требует рационального размещения предприятий торговли. К размещению торговой сети предъявляется ряд требований и методов.

Методы размещения розничной торговой сети:

· равномерный - с целью максимального приближения к населению;

· концентрический или ступенчатый - общегородской тип, тип жилых районов;

· групповой - создание торговых улиц, торговых центров.

Факторы, влияющие на размещение розничной сети:

· градостроительные - величина города, функциональное зонирование территории, плотность населения, размещение мест приложения труда, административных, культурных и спортивных центров;

· транспортные - направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта;

· социальные - возможность снижения затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, достижение высокого уровня обслуживания;

· экономические - эффективность капитальных вложений, оптимальный уровень их доходности.

Рациональное размещение розничной торговой сети, всех ее видов, с учетом развития, обновления, совершенствования ее структуры, ее специализация и типизация позволяет сократить затраты на строительство и реконструкцию, упорядочить ассортимент, обеспечить высокий уровень обслуживания.

Показатели, характеризующие качество розничной торговой сети:

· плотность торговой сети - количество торговых единиц, приходящихся на 10 000 жителей;

· обеспеченность населения розничной торговой сетью - торговая площадь, приходящаяся на 100 жителей;

· доля полустационарной сети в общем количестве розничной торговой сети;

· уровень специализации розничной торговой сети - отношение количества специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли;

· общая численность торговых предприятий;

· средняя торговая площадь магазина;

· соотношение торговой к неторговой площади магазина.

Итак, характеристику розничной торговой сети определяют термины и определения.

Розничная торговая сеть - это совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.

Функции розничной торговой сети: закупка товаров; продажа товаров; транспортировка; хранение; принятие риска; финансовая деятельность; маркетинговая деятельность; подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.

Классификация розничной торговой сети по двум признакам:

· по стационарности;

· по товарно-ассортиментному профилю.

Специализация розничной торговой сети - это ограничение деятельности отдельных предприятий по торговле отдельными группами товаров.

Типизация торговых предприятий - это система мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов, используя следующие показатели: торговую площадь, товарный ассортимент, форму продажи товаров.

Глава 2. Специализация РТС.

Одним из важнейших условий повышения качества торгового обслуживания населения является специализация торговой сети. Специализация — это форма разделения труда между торговыми объектами по розничной продаже отдельных групп товаров для наиболее полного удовлетворения спроса населения.

Необходимость специализации розничной торговой сети вызывается постоянным изменением ассортимента реализуемых товаров, который нуждается в классификации на группы, подгруппы и виды.

Специализация розничной торговой сети оказывает существенное влияние на все стороны организационно-хозяйственной деятельности магазинов, особенно по торговле товарами культурно-бытового назначения, хозяйственного обихода и легкой промышленности.

Прежде всего, специализация способствует значительному расширению ассортимента той или иной группы товаров, улучшению работы с поставщиками, обеспечению более высокого уровня культуры продажи товаров, расширению дополнительных услуг и в конечном счете — повышению как экономической, так и социальной эффективности продажи за счет значи­тельного снижения затрат времени покупателей на поиск нужных товаров.

Специализация розничной торговой сети может осуществляться по двум признакам: товарно-отраслевому и комплексности спроса.

При специализации по товарно-отраслевому признаку деятельность магазинов ограничивается продажей товаров определенных групп или отраслей. Специализация магазинов, как правило, осуществляется по следующим товарным отраслям:

· предметы одежды, обувь, туалетные принадлежности (ткани, обувь, трикотаж, галантерея, парфюмерия и т.д.)

· предметы культурно-бытового назначения (школьные, канцелярские, музыкальные, фото-, радио- и спорттовары);

· предметы домашнего и хозяйственного обихода (мебель, электротовары, бытовые машины, хозтовары и т.д.);

· предметы производственно-хозяйственного назначения (строительные, химико-москательные товары, сельскохозяйственный инвентарь и т.д.)

прочие (цветы, автомобили, топливо и т.д.).

По степени специализации магазины делятся:

· на узкоспециализированные — реализуют отдельные товары определенной товарной группы (сорочки, носки, хлеб, молоко);

· специализированные — осуществляют продажу товаров одной товарной группы (обувь, ткани, рыба, кондитерские товары);

· комбинированные — имеют в ассортименте товары нескольких товарных групп, объединенных комплексностью спроса (галантерея—парфюмерия, мясо—рыба, овощи— фрукты);

· универсальные — торгуют большинством товарных групп (Дом торговли, универмаг, универсам, гипермаркет);

· неспециализированные (смешанные) магазины — реализуют отдельные виды продовольственных или непродовольственных товаров (магазин «Товары повседневного спроса»).

Товары сложного ассортимента (одежда, товары культурно-бытового назначения), имеющие в пределах товарной группы большое разнообразие фасонов, моделей, марок, видов, требуют более узкой специализации. В то же время комплексность спроса, особенно на предметы домашней обстановки, одежды, требует создания крупных комбинированных и универсальных магазинов.

При специализации по комплексности спроса ассортимент реализуемых товаров формируется по потребительским комплексам (магазины «Товары для детей», «Товары для дома», «Сделай сам», «Все для садовода» и др.). Преимущество этой формы специализации заключается в том, что покупатели легче ориентируются в торговой сети города, меньше затрачивают времени на поиск нужных товаров, более полно удовлетворяется спрос.

Однако необходимо отметить, что при специализации магазинов по комплексности ассортимента значительно осложняется их деятельность по формированию ассортимента, воздействию на поставщиков, организации контроля качества и в целом процесса продажи товаров.

Именно по этим причинам в Номенклатуре типов магазинов количество основных типов магазинов комплексного ассортимента сужено до нескольких единиц («Товары для спорта и туризма», «Товары для детей»).

Перспективными направлениями специализации розничной торговой сети в нашей стране и за рубежом являются:

· в продовольственной торговле — существенное повышение роли универсамов, супер-, гипермаркетов, расширение сети небольших магазинов продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса (минимаркетов);

· в непродовольственной торговле — возрастание роли универмагов, Домов торговли и крупных специализированных магазинов в сочетании с сетью небольших узкоспециализированных магазинов с углубленным ассортиментом товаров, а также создание сети магазинов комплексного ассортимента (для садоводов, спортсменов, рукоделия и т.д.).

Уровень специализации, как правило, определяется отдельно по продовольственным и непродовольственным товарам. На уровень специализации влияет ряд факторов:

· характер покупательского спроса (твердо сформированный или импульсивный спрос);

· степень сложности ассортимента (чем сложнее ассортимент, тем более узкая специализация возможна и целесообразна);

· размеры торговых предприятий (меньшие размеры требуют более узкой специализации);

· местные условия развития товарооборота;

· размеры помещений магазина;

· численность населения городов и т.д.

Глава 3 . Типизация РТС.

Под типизацией розничной торговой сети понимают определение, проектирование и выбор наиболее оптимальных типов магазинов с целью обеспечения нормальной рентабельности и высокой культуры торговли. Это понятие означает сведение множества разнообразных по размерам и специализации магазинов к сравнительно небольшому их количеству.

Типизация имеет существенное социально-экономическое значение для рациональной организации розничной торговой сети и позволяет обеспечить лучшую управляемость торговой сетью, в зависимости от типа магазина определить типовые штаты. Она является необходимым условием для унификации торгово-технологических процессов и внедрения типовых наборов торгового оборудования и инвентаря (например, комплектов оборудования для универсама).

Типизация дает существенные преимущества в организации материально-технической базы торговли, способствует наиболее рациональному определению и размещению торговой сети на территории города или района, а также наиболее полному удовлетворению спроса населения и повышению культуры торговли.

Применение современных типовых проектов позволяет значительно сократить сроки и затраты на проектирование, строительство торговых объектов, прежде всего за счет индустриальных методов строительно-монтажных работ.

Процесс типизации заключается в следующем: на основе всестороннего изучения передового опыта определяются объекты торговли, с экономической точки зрения наиболее успешно работающие и имеющие достаточно высокий уровень культуры. Отобранные магазины служат основой для создания новых, более современных типов с учетом последних достижений торговой и строительной техники, науки, наиболее эффективных форм продажи товаров, устройства и планировки торговых залов и изменений в характере спроса на товары народного потребления.

Тип магазина определяют следующие основные признаки:

· ассортиментный профиль магазина;

· мощность магазина, выраженная в размерах торговых площадей;

· формы торгового обслуживания;

· район деятельности магазина.

Типизация товарного профиля заключается в установлении для магазина определенного ассортимента, т.е. определение конкретных товарных групп, реализуемых в магазине. В зависимости от этого магазины бывают универсальными, специализированными, комбинированными и комплексного ассортимента.

Типизация размеров сводится к определению торговой площади магазина на основе выявленного объема товарооборота или численности обслуживаемого населения. Магазины одного товарного профиля могут иметь несколько типовых размеров. Например, типоразмеры универсамов — 400, 650, 1000, 1500 м2 торговой площади. Это дает возможность при организации магазина выбирать такой тип, который в наибольшей мере отвечает требованиям покупателей данного района, их численности.

Типизация форм торгового обслуживания покупателей заключается в выборе наиболее оптимальных форм обслуживания при реализации определенных товарных групп и обслуживании определенных контингентов населения (самообслуживание, продажа по заказам, образцам и т.д.).

Район деятельности магазина определяется с учетом частоты спроса на товары, затрат времени на покупку, требований покупателей к ассортименту, а также культуры торговли. В этом плане магазины делятся на две группы:

· магазины, реализующие товары первой необходимости, частого спроса, т.е. магазины стандартного характера, размещаемые в жилой зоне;

· магазины, реализующие товары сложного ассортимента, периодического и редкого спроса, имеющие общегородское значение.

Все типы магазинов сведены в Номенклатуру типов магазинов, в которой учтены современные требования к развитию и организации торгового обслуживания городского населения, а также зарубежный опыт. Данная Номенклатура включает 118 типоразмеров магазинов для нового строительства и ряд дополнительных типов для реконструкции действующей торговой сети.

Номенклатура типов магазинов распространяется на организации розничной торговли различных организационно-правовых форм и форм собственности и применяется:

· для разработки перспективных планов (схем) развития и размещения сети объектов торговли в генеральных планах развития городов;

· работ по рациональной специализации действующей торговой сети;

· разработки проектов зданий магазинов, строительных норм и правил по проектированию магазинов;

· планомерного и комплексного развития сети объектов торговли, совершенствования их структуры и размещения;

· улучшения условий работы персонала магазина и повышения эффективности его деятельности.

3.1. Типы торговых зданий.

Здания, используемые для размещения магазинов, могут быть классифицированы по нескольким признакам. По типу здания магазины различаются:

· в составе торговых центров;

· встроенные;

· встроенно-пристроенные;

· в специальных отдельно стоящих зданиях.

Магазины, размещаемые в составе торговых центров, обеспечивают наиболее высокий уровень комплексного обслуживания при одновременной экономии затрат как при строительстве, так и при эксплуатации здания.

Значительная часть магазинов, особенно старой застройки, размещается на первых этажах жилых домов, административных зданий (встроенные) или в блоках, пристроенных к многоэтажным жилым домам, где часть помещений магазина находится на первом этаже жилого дома и в подвале, а другая часть — торговая площадь — вынесена за пределы первого этажа (встроенно-пристроенные). Эти виды зданий имеют ограниченные габариты (малая ширина и высота, частая сетка колонн), не всегда обеспечивают условия технологического процесса и внедрения прогрессивных форм торговли, создают неудобства для проживающих (шум от работы торгового оборудования, транспортных средств, загрязненность территории и т.д.).

Специальные отдельно стоящие здания выгодно отличаются от встроенных и встроенно-пристроенных. Они в большей мере обеспечивают удобную планировку и компоновку помещений, рациональное направление покупательских потоков, возможности для механизации торгово-технологического процесса. Их строительство позволяет избежать ненужных коммуникаций, характерных для любого жилого дома. При этом улучшаются транспортные пути, хозяйственные дворы магазинов изолируются от жилых домов.

По капитальности сооружения торговые здания делятся на капитальные (магазины) и облегченного типа (мелкорозничная торговая сеть).

По особенностям объемно-планировочных решений торговые здания бывают одно- и многоэтажными, с подвалом или без него. Современные проекты торговых зданий, особенно в продовольственной торговле, предусматривают строительство одноэтажных, отдельно стоящих зданий без подвалов, которые позволяют наиболее эффективно использовать торговые площади, не требуют средств механизации для вертикального перемещения товаров и обеспечивают наилучшие условия для торгово-технологического процесса. Вместе с тем для одноэтажных зданий необходима большая территория застройки, что при высоких ставках за аренду земли экономически невыгодно.

В зависимости от материала стен и конструктивных элементов торговые здания могут быть кирпичными, каменными, гипсо-, шлако- и железобетонными. Типовые проекты наиболее современных магазинов (универсамы, универмаги, дома торговли, торговые центры) предусматривают строительство индустриальными методами из сборных железобетонных конструкций, что значительно ускоряет процесс их строительства и ввода в действие.

По размеру торговых площадей торговые здания делятся на мелкие (до 250 м2), средние (250—1000 м2), крупные (1000—5000 м2), особо крупные (свыше 5000 м2).

Эффективность торгово-технологического процесса в магазине во многом зависит от наличия определенных функциональных помещений, которые должны обеспечить необходимые условия для торгового обслуживания покупателей, удобства для работников и сохранность товарно-материальных ценностей. Устройство магазина, планировка его помещений и торгово-технологический процесс взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они зависят от товарного ассортимента, торговой площади, методов продажи, от характера работ по подготовке к продаже (перемеривание тканей, утюжка одежды, проверка теле- и радиоаппаратуры, продажа живой рыбы и т.д.).

Помещения магазина делятся на следующие группы:

· торговые помещения, занимающие центральное место в магазине. Их удельный вес может достигать 70 % общей площади магазина. К торговым помещениям относятся торговые и демонстрационные залы, столы заказов и упаковки товаров, бюро дополнительных услуг, кафетерии. Данные помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине, поэтому от их удельного веса в общей площади и форм планировки во многом зависят экономические показатели деятельности магазина;

· подсобно-оперативные помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже (приемочные, кладовые, комплектовочные, фасовочные и др.);

· подсобно-вспомогательные помещения, предназначенные для хранения и ремонта оборудования и инвентаря, тары, хранения белья, упаковочных материалов, а также радиоузел, рекламные мастерские и др.;

· административно-бытовые помещения, включающие кабинет директора, помещения для специалистов, столовую (буфет), комнаты отдыха, личной гигиены, санузлы, гардероб, душевые;

· технические помещения, предназначенные для размещения котельной, холодильного оборудования, вентиляционных устройств, электрощитовых, телефонных коммутаторов.

Между этими группами помещений должна быть надлежащая взаимосвязь, которая обеспечивала бы рациональную организацию всего технологического процесса. Например, вспомогательные помещения должны быть хорошо связаны с торговым залом, конторские помещения — с торговым залом и вспомогательными помещениями. Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже не должны быть проходными, их размещение должно соответствовать схеме торгово-технологического процесса.

Эффективная работа магазинов, культура торгового обслуживания, рациональная организация торгово-технологического процесса и труда работников во многом зависят от устройства, проектирования, планировки магазинов. При их строительстве должны применяться современные проекты и индустриальные методы строительства с использованием новейших конструкций и отделочных материалов, внедряться совершенные системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Устройство и планировка магазина должны отвечать целому ряду требований.

Технологические требования предусматривают прежде всего беспрепятственное движение покупательских потоков, выделение помещений или зон в соответствии со стадиями технологического процесса, отсутствие перекрещивающихся покупательских потоков и обеспечение наикратчайших путей движения товаров. Исходя из этого требования, в магазине выделяется главная зона — торговая, на долю которой должно приходиться 50—80 % всей полезной площади торгового предприятия. Соответствие торговых зданий техническим требованиям означает также и применение современных средств торговой и вычислительной техники.

Эргономические требования сводятся к повышению производительности труда торговых работников за счет применения современных средств механизации и автоматизации торговых процессов и создания комфортных условий для работников магазинов (соответствующие температура, освещенность, акустика). Выполнение этих требований связано с выделением от­дельных помещений бытового характера (душевых, моечных, комнат отдыха и др.).

Строительные требования предполагают применение современных индустриальных методов при строительстве торговых зданий, использование отделочных материалов заводского изготовления (панели, щиты, плиты) из новых, экономичных и гигиеничных материалов (пластмассы, керамика, мраморная крошка, пеностекло и др.). Строительство должно предполагать необходимую прочность, устойчивость и долговечность здания, торговые здания — легко реконструироваться.

Архитектурные требования сводятся к оформлению внешнего (экстерьер) и внутреннего (интерьер) вида магазинов. Архитектурное решение фасада магазина должно обеспечивать максимальную обозримость интерьера торгового зала с улицы, быть лаконичным и выразительным. Необходимо, чтобы наружные витрины, вывески и другие рекламные средства были броскими и максимально наглядными. Фасад магазина должен выгодно отличаться от других зданий и соответствовать архитектурному ансамблю города.

Экономические требования заключаются в том, что торгово-технологический процесс должен осуществляться с наименьшими затратами труда и средств. Торговые здания с экономической точки зрения должны быть дешевыми, оснащенными удобным и недорогим оборудованием. При этом сроки окупаемости капитальных вложений предусматриваются минимальными.

Санитарно-гигиенические требования определяют общие условия работы торгового персонала, комфортность для покупателей и соблюдение режимов хранения товаров с целью сохранения их качества и снижения потерь. В этом отношении магазины должны быть оборудованы современными средствами вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и канализации.

Требования к благоустройству прилегающей территории: зона для покупателей (площадки для отдыха, подходы к магазину, автостоянки для индивидуального транспорта и др.) и зоны хозяйственного назначения (хозпостройки, навесы для тары, подъезды к местам разгрузки товаров) должны быть разграничены с тем, чтобы покупательские и товарные потоки не пересекались.

3.2. Магазины основного и дополнительного типа.

Все типы магазинов, включенные в номенклатуру, делятся па основные и дополнительные.

Основные типы магазинов предназначены для строительства в районах новой жилой застройки и частично при реконструкции городов и поселков городского типа. Для них установлены определенные размеры торговой площади.

Дополнительные типы магазинов используются преимущественно в районах старой застройки, при реконструкции или расширении действующей торговой сети. Перечень их в Номенклатуре весьма широк, что позволяет торговым и проектным организациям, местным органам власти выбрать наиболее оптимальный вариант с учетом многих факторов.

Дополнительных типов продовольственных магазинов в номенклатуре также немного. Среди них магазины «Овощи— фрукты» (30-200 м2), «Хлебокондитерский» (50—200 м2), «Мясо-молоко» (50 250 м2), «Винно-водочные изделия» (30—100 м2), «Кондитерские товары» (30—100 м2), «Рыба» (100-200 м2), «Табак» (20—75 м2), «Птица»(50—200 м2), «Хлеб» (20—50 м2), «Чай—кофе» (20-50 м2), «Колбасы—копчености» (30—150 м2).

В действующей Номенклатуре отражена тенденция к универсализации сети продовольственных магазинов, что продиктовано потребностями населения. Именно поэтому и в дальнейшем сеть специализированных продовольственных магазинов может быть сокращена за счет гастронома, винно-водочного, хлебокондитерского и других типов.

В зависимости от численности населения города в Номенклатуре рекомендованы примерные типоразмеры и количество тех или иных типов магазинов. Так, для города с населением 50 000—100 000 человек может быть рекомендован универмаг площадью 3500 м2, с населением от 250 000 до 1 000 000 человек — 4500, 6500 м2, с населением более 1 000 000 человек — 6500—8500 м2. В крупных городах могут создаваться универмаги районного значения. Практически все основные типы непродовольственных магазинов имеют городское значение.

В действующей Номенклатуре значительное внимание уделено специализации непродовольственных магазинов. В этом проявилась назревшая необходимость через специализацию розничной торговой сети более активно влиять на широту и глубину ассортимента по группам, подгруппам и товарным комплексам непродовольственных товаров и на этой основе более активно воздействовать на производство этих товаров.

Ниже приведена характеристика основных типов городских магазинов с универсальным ассортиментом товаров.

Гипермаркет — торговый объект, реализующий продовольственные и непродовольственные товары преимущественно по форме самообслуживания. Торговая площадь от 5000 м2.

Универмаг — торговый объект, реализующий главным образом непродовольственные товары универсального ассортимента различными методами продажи. Торговая площадь от 3500 м2.

Универмаг «Детский мир» — торговый объект, реализующий непродовольственные товары детского ассортимента. Торговая площадь от 2500 м2.

Универсам {супермаркет) — торговый объект, реализующий продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары массового спроса методом самообслуживания. Торговая площадь от 400 м2.

Гастроном — торговый объект, реализующий в основном продовольственные товары с преобладанием в ассортименте гастрономических товаров, с индивидуальным обслуживанием. Торговая площадь от 200 м2.

Магазин «Продукты» — торговый объект, реализующий продовольственные товары узкого ассортимента с индивидуальным обслуживанием через прилавок. Торговая площадь от 100 м2.

Дом торговли — торговый объект, реализующий товарные комплексы для мужчин, женщин, использующий различные формы обслуживания. Торговая площадь от 1000 м2.

Торговый центр — совокупность розничных торговых объектов, в которых реализуется универсальный ассортимент товаров и оказывается широкий набор услуг, расположенных на определенной территории, спланированных как единое целое и (или) централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.

Дисконтный магазин — торговый объект площадью от 1500 м2, реализующий продовольственные и непродовольственные товары массового спроса и отличающийся от других магазинов удобным месторасположением (на автозаправках, в местах отдыха, автомагистралях и т.д.), режимом работы (удлиненные часы или круглосуточно), более низкими ценами, совмещением торговых функций с другими (бытовым обслуживанием, закупкой сельскохозяйственной продукции и т.д.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Розничная торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени, приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве. Также повышается культура обслуживания населения, создается максимальные удобства для покупателей и сокращается время на приобретение товаров.

Розничный т/о является завершающей стадией процесса обращения предметов личного потребления. В результате розничной продажи дальнейшее движение товара прекращается, он становится предметом удовлетворения потребностей отдельных членов общества.

На практике в розничный т/о включается также продажа из торговой сети товаров учреждениям, организациям, предприятиям для коллективного потребления или текущих хозяйственных нужд, но не для производственного потребления.

Розничный т/о является важным звеном в общем процессе осуществления требований экономического закона распределения по труду. Денежные доходы отдельных членов общества, полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, обмениваются через розничный т/о на потребляемые товары.

Список использованной литературы.

1. Герчикова И. Н. «Менеджмент» «Юнити», 2000г.

2. Жуспекова А. К. «Розничная и оптовая торговля», 2000г.

3. Дашков Л.П. «Коммерция и технология торговли», 2002г.

4. Каплина С.А. «Технология оптовой и розничной торговли», 2002г.

5. Кондрашов В. М. «Менеджмент продаж», 2007г.

6. Пакратов Ф. П. «Коммерческая деятельность», 2006г.

7. Раицкий К. А. «Экономика предприятия», 2002г.

8. Соломатина А.Н. «Экономика и организация деятельности торгового предприятия», 2000г.

9. Платонов В. Н. «Организация торговли», 2002г.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  276  277  278   ..