Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 11

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  238  239  240   ..

 

 

Делегирование полномочий 3

Делегирование полномочий 3

Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет» имени И.И. Ползунова.

На Тему: «Делегирование полномочий.»

По дисциплине менеджмент в СКСиТ.

Барнаул,2010

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….….…3

1.Понятия и сущность делегирования полномочий. Полномочия и их виды...4

2. Основные принципы делегирования полномочий…………………….….…8

3.Роль и значение делегирования в СКСиТ на примере турфирмы «Карланж»…………………………………………………………...……10

Заключение……………………………………………………..…………14

Список литературы………………………………………………………16

Введение:

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Прибыль предприятия зависит от того, насколько правильно делегируются полномочия и как эффективно они исполняются. Но если налагаемые на работника задачи не соответствуют присущим ему полномочиям, то поставленные цели не будут выполнены, и предприятие получит не ту прибыль, на которую рассчитывало. Это означает, что делегирование полномочий должно осуществляться обдуманно и целенаправленно, иначе работа предприятия будет не столь эффективна и может не достигнуть желаемой прибыли.

Цель работы: Рассмотреть теоретический материал по теме «Делегирование полномочий» и определение роли делегирования на предприятии СКСиТ.

Задачами данной работы являются:

1) В первой главе - выявить сущность делегирования полномочий и научиться различать полномочия по видам.

2) Во второй главе - разобраться в основных способах и методах делегирования полномочий.

3) В третьей главе - применение делегирования полномочий на практике.

1. Понятия и сущность делегирования полномочий. Полномочия и их виды.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает пе­редачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Цели делегирования:

1)Разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текучки и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления.

2)Повысить дееспособность нижестоящих звеньев.

3)Активизировать «человеческий фактор», увеличить вовлеченность и заинтересованность работников.

Процесс делегирования полномочий:

I этап -Поручение работникам индивидуальных конкретных заданий.

II этап -Предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным.

III этап - Формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания.

Делегирование полномочий имеет ряд положительных мо­ментов:

а) Руководитель освобождается от выполнения рутинной ра­боты и получает время для решения творческих вопросов.

б) Делегирование полномочий является своеобразной фор­мой повышения квалифика­ции сотрудников и способ­ствует максимальному ис­пользованию их знаний и опыта.

в) Делегирование является большим стимулом в работе подчиненных, которые начи­нают чувствовать себя хозя­евами на участках работы, поощряет инициативу, приуча­ет к самостоятельности и го­товит людей к перемещению на более высокие должности.

Полномочие - это организационно закрепленное огра­ниченное право использовать ресурсы организации и направ­лять усилия ее работников на выполнение делегируемых за­дач.

Различают 2 вида полномочий:

1.Линейные полномочия - это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее друго­му подчиненному.

Линейные полномочия выражают существующую в органи­зации систему отношений между руководством и под­чиненными.

Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации, называемую цепью команд.

2.Штабные полномочия - это право советовать или помо­гать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу.

2.1.Рекомендательные полномочия штабного аппарата явля­ются наиболее ограниченными и сводятся в основном к кон­сультированию линейного руководства.

Введение процедуры обязательного согласования обеспе­чивает расширение рекомендательных полномочий и обязыва­ет линейное руководство согласовывать определенный круг решений со штабным аппаратом.

2.2.Параллельные полномочия представляют собой дальней­шее расширение штабных полномочий и включают право от­клонять определенные решения линейного руководства.

2.3.Функциональные полномочия означают представление штабному аппарату прав как предлагать, так и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции.

Необходимость реализации штабных функций и полномо­чий обусловила формирование специального штабного (адми­нистративного) аппарата в организациях.

Выделяют следующие основные разновидности администра­тивного аппарата:

- консультативный аппарат;

- обслуживающий аппарат;

- личный аппарат.

Консультативный аппарат формируется на временной или постоянной основе из специалистов определенного профиля, в обязанности которого входит консультирование линейного ру­ководства по проблемам, требующим специальной подготовки (правовые проблемы, новейшая или специальная технология, обучение и повышение квалификации персонала и др.).

Обслуживающий аппарат наряду с консультативными функциями выполняет обслуживающие функции. К наиболее типичным областям, в которых находит применение обслужива­ющий аппарат, относятся маркетинговые исследования, финан­сирование, планирование, материально-техническое снабжение и др.

Личный аппарат - это разновидность обслуживающего аппарата, формируемого из секретарей и помощников руково­дителя. Хотя в организациях сотрудники личного аппарата не имеют формальных полномочий, они могут обладать большой властью.

Важно осознать, что в крупных организациях административный аппарат может состоять из множества людей. В таких ситуациях аппарат представляет собой подразделение с более чем одним уровнем управления. Таким образом, сам штабной аппарат имеет линейную организацию и обычную цепь команд внутри себя. Естественно, менедже­ры в аппаратной иерархии обладают линейными полномочиями по отношению к своим подчиненным, независимо от характера полномочий аппарата по отношению к организации в целом.

Сосредоточим внимание на определении того, какая деятельность от­носится к линейной, а какая к аппаратно-штабной. Традиционно к линейной деятельности относятся производственная, сбытовая и финансовая функции пред­приятия.

2. Основные принципы делегирования полномочий .

Рассматриваемые ниже принципы делегирования полномочий являются основополагающими для правильного делегирования полномочий. Несоблюдение их на практике может привести к тому, что делегирование будет неэффективным, организация нежизнеспособной, а процесс управления значительно затруднится.

- Принцип делегирования на основе ожидаемых результатов.

Делегирование в соответствии с ожидаемыми результатами предполагает, что цели установлены, а планы разработаны, что они доведены до сведения подчиненных и поняты ими, что введены соответствующие должности, которые будут способствовать выполнению поставленных задач. Кроме того, данный тип делегирования указывает на то, что планирование является необходимой предпосылкой для осуществления любых стоящих перед управляющими целей и что на практике все функции управляющего сливаются в единый вид деятельности.

-Принцип функциональной дефиниции.

Структурное деление — это группировка видов деятельности, обеспечивающая достижение поставленных целей, и управляющий каждого из подразделений должен обладать полномочиями, необходимыми для координации действий этого подразделения с предприятием в целом. Исходя из этого, принцип функциональной дефиниции означает, что: чем яснее определены ожидаемые от управляющего или структурного подразделения результаты, чем четче и полнее определены направления их деятельности и делегированные организационные полномочия, чем яснее осознаны должностные и информационные взаимосвязи с другими управляющими и подразделениями — тем больший вклад способны внести эти управляющие и структурные подразделения в реализацию целей предприятия.

-Скалярный принцип.

Скалярный принцип относится к цепочке прямых должностных отношений руководителей и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда должно быть лицо, обладающее верховной властью в организации. Чем отчетливее линия должностной связи высшего управляющего с каждым из подчиненных, тем эффективнее процесс принятия решений и коммуникация.

-Принцип уровня полномочий.

На каждом уровне управляющие должны принимать все те решения, на которые у них хватает полномочий, а на усмотрение своего руководства передавать решение лишь тех вопросов, которые выходят за рамки их компетенции.

-Принцип единоначалия.

Одним из основных принципов управления является принцип единоначалия, который формулируется следующим образом: чем полнее взаимосвязь подчинения подчиненного с руководителем, тем меньше вероятность получения им противоречивых указаний и тем выше чувство персональной ответственности за результаты работы.

-Принцип безусловной ответственности.

Подчиненные, приняв поручение и получив необходимые для его выполнения полномочия, несут полную ответственность перед руководителями за свою деятельность; руководители же в свою очередь несут всю ответственность за организационную деятельность подчиненных.

-Принцип соответствия полномочий и ответственности.

Ответственность за те или иные действия не может превышать объемом делегированных полномочий, но и не должна быть меньше ее.

3.Роль и значение делегирования в СКСиТ на примере турфирмы «Карланж»

Туристическая фирма "Карланж" была основана 22 февраля 2003 года. Фирма сотрудничает с ведущими российскими туристическими организациями в различных регионах России и ближнего зарубежья. В 2004 году фирма впервые выступила в качестве тур оператора в летней программе «В Испанию с нами». В 2005 году впервые были предложены собственные туристические программы по Московской области, затем была разработана программа путешествий по Сибири, получившие признание московских, иногородних и иностранных туристов - приключенческий автомобильный тур по северу Омской области "Таежное ралли" и сплав на байдарках под названием "Тайны таежной реки". В этом же году фирма награждена дипломом Международного выставочного центра «InterSib» за профессиональную работу. Огромную популярность завоевали круизы по реке Иртыш на крупнейшем омском теплоходе туристического класса "Римский-Корсаков". Помимо организации внутренних туров, "Карланж" активно работает в сфере приема в России иностранных граждан, предоставляя полный комплекс туристических услуг. Фирма осуществляет обслуживание, как туристических групп, так и индивидуальных туристов, иностранных граждан. прибывающих , как с деловыми, так и с частными целями.
На сегодняшний день штат сотрудников фирмы составляет 21 человек. Налажены контакты со всеми ведущими гостиницами города, а также крупнейшими санаториями Московской области. В офисе фирмы организована продажа авиабилетов во все направления на рейсы российских и иностранных авиакомпаний.

Политика работы фирмы направлена на качественное и достойное оказание туристических услуг.

Фирма расположена в г. Москвы на улице Народная, д. 13 с большой доступностью для населения.

Конечная цель любого предприятия - обеспечение наибольшей экономической эффективностью деятельность предприятия.

Главной задачей ООО «Карланж» является удовлетворение потребностей населения в туристических услугах, обеспечение качественных и надежных услуг туристам. Компания должна строго соблюдать выполнение договорных обязательств по туристическому обслуживанию населения, реализовывать необходимые мероприятия, направленные на информирование населения.

Компанию возглавляет генеральный директор. Он организует работу всего коллектива, несет полную ответственность за состояние компании и ее деятельность.

Генеральному директору подчиняется Гл.бухгалтер и Управляющий директор, Гл.бухгалтеру подчиняется бугалтер, управляющему – юрист, специалист визовой поддержки и управляющий по работе с клиентами, ему в свою очередь – менеджеры, секретарь, курьер.

Эффективные структуры управления должны удовлетворять следующим критериям:

- У подразделения или человека может быть только один непосредственный начальник;

- В прямом подчинении должно находиться не больше 7+/-2 человек - Принцип нормы управляемости;

- Каждый сотрудник должен иметь определенные функциональные обязанности;

- Делегируя обязанности необходимо делегировать ответственность за их выполнение, контроль не делегируется;

- При делегировании обязанностей, необходимо обеспечивать подразделение достаточными ресурсами и полномочиями;

- Объединение работников в подразделения должно осуществляться на основе какого-либо принципа группировки (единство выполняемой функции, единство бизнес-процесса, единство клиента и др.);

- Каждая функция должна выполняться полностью в рамках одного подразделения;

Ряд функций выполняется не в полном объеме:

- Отсутствие четкого разделения по уровням иерархии;

- Размытость ряда функций между подразделениями, нечеткие границы между функциями подразделений;

- Отсутствие системы контроля.

В результате предприятие имеет недостаточную управляемость:

- Указания руководства не исполняются;

- Руководство не располагает полной и достоверной информацией о деятельности предприятия;

- Неподотчетность сотрудников и подразделений стимулирует неисполнение или частичное исполнение должностных обязанностей;

- Решения принимаются бессистемно и являются запоздалой реакцией на существующую ситуацию.

Для более успешной работы организации требуется применение нескольких принципов делегирования:

· Принцип функциональной дефиниции способствует разделению по уровням иерархии, упорядочит функции между подразделениями.

· Принцип безусловной ответственности облегчит управляемость предприятием, а так же контроль за исполнением указаний руководства.

· Скалярный принцип повысит эффективность процесса принятия решений и коммуникации.

Заключение:

Целью данной работы было изучение теоретического материала по теме «Делегирование полномочий» и определение роли делегирования на предприятии СКСиТ.

В Iглаве были изучены:

Понятия и сущность делегирования полномочий. Полномочия и их виды.

Во II главе были изучены:

Основные принципы делегирования полномочий.

В III главе:

Применение делегирования полномочий на практике.

Прибыль предприятия зависит от того, насколько правильно делегируются полномочия и как эффективно они исполняются. Но если налагаемые на работника задачи не соответствуют присущим ему полномочиям, то поставленные цели не будут выполнены, и предприятие получит не ту прибыль, на которую рассчитывало. Это означает, что делегирование полномочий должно осуществляться обдуманно и целенаправленно, иначе работа предприятия будет не столь эффективна и может не достигнуть желаемой прибыли.

В изучаемой мной туристской фирмеООО «Карланж» полномочия делегируются не правильно, что приводит к снижению прибыли - главной цели деятельности любой организации. Для повышения эффективности работы фирмы, мною были разработаны рекомендации по применению нескольких принципов делегирования:

· Принцип функциональной дефиниции способствует разделению по уровням иерархии, упорядочит функции между подразделениями.

· Принцип безусловной ответственности облегчит управляемость предприятием, а так же контроль за исполнением указаний руководства.

· Скалярный принцип повысит эффективность процесса принятия решений и коммуникации.

Список литературы:

1. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. СПб.: Союз, 1997.

2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб: Питер Ком, 1999.

3. Орлов А.И. Менеджмент/ Учебное пособие – М., Гардарики, 1998г.

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.:Гадарики, 2003г.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  238  239  240   ..