Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 11

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  141  142  143   ..

 

 

Системный анализ открытого акционерного общества ХЛЕБОКОМБИНАТ

Системный анализ открытого акционерного общества ХЛЕБОКОМБИНАТ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Контрольная работа по дисциплине

«Общая теория систем и системный анализ»

«Системный анализ

открытого акционерного общества ХЛЕБОКОМБИНАТ»

Выполнила: Чикунова Е.А.

студент: группа Мн-292

Проверил: Шепталина Л.И.

Челябинск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение. Цели контрольной работы.

2. Общие сведения о предприятии:

2.1. История предприятия.

2.2. Характеристика продукции.

.

.3. Структура предприятия;

3.1. Функциональная структура

3.2. Организационная структура

4.Цели предприятия:

4.1. Миссия.

4.2. Долгосрочные цели и задачи.

4.3. Определение эффективности пути достижения целей. (Метод дерева целей)

5. Характеристики предприятия:

5.1 .Входные элементы:

5.1.1. Ресурсы

5.1.1.1.Ресурсы осязаемые

· Ресурсы 1 группы:

–Материалы;

–Информация;

–Потребители.

· Ресурсы 2 группы:

–Основные средства;

–Расходные материалы;

–Людские ресурсы

5.1.1.2. Ресурсы неосязаемые:

–Репутация;

–Ноу-хау;

–Персонал

5.1.3. Затраты.

5.2. Процесс преобразования.

5.3. Выходные элементы:

5.3.1. Товары;

5.3.2. Услуги;

5.3.3. Приобретения.

6. Характеристики окружающей среды

6.1. SТЕЕР -анализ дальнего окружения

6.2 . Профиль состояния внешней среды.

6.3 Ближнее окружение (микросреда).

7.Экспертиза предприятия (методом SWОТ- анализа);

: 7.1 .Составление SWОТ- матрицы.

7.2. Анализ конкурентных возможностей предприятия;

· Сильные стороны предприятия и его возможности;

· Слабые стороны предприятия и его возможности

· Слабые стороны предприятия и внешние угрозы;

· Сильные стороны и внешние угрозы.

8. Выводы.

1. Введение. Цели контрольной работы.

Под системой понимают упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Систем как таковых в природе не существует, существуют предметы, объекты, процессы которые могут рассматриваться как системы.
Система состоит из элементов. Элемент - такая часть системы, которая выполняет определенную специфическую функцию и не подлежит дальнейшему разбиению с точки зрения рассматриваемого процесса функционирования системы. Разделение объекта на элементы и системы относительно. Каждая система может быть представлена как элемент системы большего масштаба, в свою очередь, любой элемент можно рассматривать в качестве относительно самостоятельной системы, состоящий из элементов.
Функционирование отдельных объектов как целостных систем обеспечивается установлением и реализацией связей между их элементами.
Под связью понимается перемещение и/или преобразование вещества, энергии, информации. Наличие зависимости между элементами так же трактуется как связь между ними. Если поведение элементов независимо, то связь между ними отсутствует.
Всякая система функционирует в среде. Среда - совокупность объектов (процессов, явлений, предметов, параметров), воздействующих на систему, но не подконтрольных ей. В процессе исследования граница между системой и средой может существенно меняться. Уточнение представлений о системе влечет за собой уточнение представлений о среде. Иногда выделяют внешнюю или внутреннюю среду в соответствии с тем , параметры каких объектов (внешних по отношению к системе или внутренних элементов, соответственно) рассматриваются как неконтролируемые.

Выделяются внутренние и внешние связи. Внутренние связи - это действия или взаимодействия элементов. Внешние связи - это взаимодействие системы с другими системами, воздействия системы на среду, воздействие среды на систему. В связи с этим в системе выделяются элементы, функция которых состоит в восприятии воздействий среды; эти элементы называются входами. Вещество, энергия, информация поступающие на вход системы - входные воздействия.

Элементы системы, реализующие выходные воздействия - выходы системы. Вещество, энергия, информация поступающие из системы в среду - выходные воздействия.

Система, в отличие от просто совокупности, объединения такой объект свойства которого не сводятся без остатка к свойствам составляющих его элементов. Причина того, что свойство системы не равно сумме свойств составляющих ее элементов, заключается в наличие определенной структуры связей между элементами.

Важнейшими характеристиками системы являются ее структура и функция. Под структурой системы понимается состав элементов и постоянные связи между ними. Структура материальных объектов всегда относительно постоянна, устойчива во времени. Устойчивость - характерная особенность структуры вообще, поэтому понятие структуры включает в себя не все взаимодействия элементов, а только устойчивые во времени.
Под функцией системы понимается назначение, то ради чего система существует. Функция играет роль системообразующего фактора.

Цель системы можно определить как ее определенное желаемое состояние или искомые значения ее параметров,

Любая система выступает как единство функции и структуры. В процессе развития происходят изменения в системе и среде, что ведет к изменениям функции и структуры системы, в результате чего их согласованность может быть нарушена, при этом работоспособность системы снижается.

Главной целью данной контрольной работы является получение практических навыков применения системного мышления в анализе работы конкретного предприятия.

На основе системного подхода мною будет проведен анализ открытого акционерного общества ХЛЕБОКОМБИНАТ, даны его основные характеристики.

Цель анализа:

- Изучение закономерностей, выделение ключевых характеристик, анализ которых позволит не только провести диагностику, но и разработать меры по стабилизации и прорыву анализируемой организации на рынке выпускаемой продукции;

- Определение приоритетов, логических связей и последовательности системного анализа выбранного предприятия;

- Определение методов анализа в зависимости от объекта (предмета) анализа;

- Разработка системы мероприятий, обеспечивающих повышение обоснованности принятых решений.

2. Общие сведения о предприятии.

2.1. История предприятия.

История ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТА начинается с 29 июля 1975 года, когда был введен в эксплуатацию хлебозавод № 1 Челябинского хлебокомбината по производству подового хлеба. Были построены два комплексно-механизированные линии с печами ХПА-40 и четыре линии с печами ФТЛ-2, что позволило увеличить выпуск «черного» хлеба до 30 тонн в сутки.

Хлебозавод № 1 непрерывно расширял производство, в 1985 году был налажен среднесуточный выпуск 79,8 тонн хлеба при проектной мощности 65 тонн.

9 июля 1989 года руководством объединения «Челябинскхлебпром» было принято решение создать на базе Челябинского хлебокомбината два самостоятельных предприятия. Так хлебозавод № 1 и кондитерский цех стали основой Челябинского хлебокомбината № 1. Хлебокомбинат № 1 в ноябре 1992 года преобразован в ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТ.

За годы самостоятельной работы предприятие приобрело свои индивидуальные черты. Одним из первых стал выпускать так называемый лечебный хлеб. В 1992 году достроен новый пекарный цех, а в апреле 1993 года освоено производство мелкоштучных изделий, с января 1994 года организован собственный автопарк.

В целях расширения рынка сбыта продукции, анализа покупательского спроса с 1996 года предприятие стало создавать собственные торговые точки. В настоящее время торговая марка ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТ известна всей области, налажены партнерские связи с другими регионами России.

ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТ живет и развивается, расширяется ассортимент выпускаемой продукции, появляются свои фирменные «изюминки», наш хлеб знают и любят в городе и области.

Основной объем в выпускаемой продукции занимает хлеб «Дарницкий», качество основной выпускаемой продукции получило наивысшую оценку в областном конкурсе-дегустации ржано-пшеничных хлебов в 2003 году.

2.2. Характеристика продукции.

ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТ специализируется на производстве хлеба и хлебобулочной продукции.

Ассортимент хлебобулочных изделий с каждым годом расширяется, преимущественно за счет дорого сегмента. Укрупненная номенклатура хлеба и хлебобулочных изделий включает в свой состав несколько массовых, традиционно популярных у населения групп: хлеб из пшеничной муки; хлеб из ржаной муки; хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки; булочные, сдобные изделия, среди них такие как

традиционные

Хлеб "Уральский" из ржаной муки

Хлеб "Столичный" (подовый)

Хлеб пшеничный из муки в/с

Хлеб пшеничный круглый (из муки 1 сорта)

Батон сдобный из пшеничной муки в/с

Батон пшеничный из пшеничной муки 1 сорта

Батон нарезной из пшеничной муки 1 сорта

Батон к чаю

Булка "Выборгская" из пшеничной муки I сорта

Сдоба "Домашняя" из пшеничной муки в/с

так и новые фирменные сорта :

Хлеб "Зерновой"

Хлеб «Тонус»

Хлеб "Иодированный" из ржаной и пшеничной муки 1 сорта

При этом выпуск как традиционных хлебобулочных изделий, так и продукции новых сортов отличается:

· хорошим вкусом;

· приятным запахом;

· легкостью усвоения;

· реализацией в расфасовочном виде;

· медленно черствеющих.

3. Структура предприятия.

3.1. Организационная структура.

На ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТ применяется так называемая линейная организационная структура. Когда каждому из руководителей верхнего звена подчиняется один или несколько специализированных отделов и служб.

Общее собрание акционеров
Совет директоров
Директор
Заместитель директора по маркетингу, производству и сбыту Заместитель директора по качеству Главный инженер Заместитель директора по экономике Заместитель директора по персоналу

Главный бухгалтер

Отдел маркетинга Отдел качества Отдел главного технолога Планово-экономический отдел Отдел по работе с персоналом Бухгалтерия
Отдел производства Отдел сертификации Отдел главного механика Финансовый отдел Отдел планирования и организации труда
Отдел закупок Отдел информационных технологий
Отдел сбыта


3.2. Функциональная структура.


Функциональные области управления и процессы, протекающие в них
1. Управление функционированием
Разработка стратегических планов.
Связи с внешней средой.
Принятие управленческих решений.
Формирование приказов и распоряжений.
2. Управление качеством
Управление качеством продукции.
Контроль за технологией изготовления.
3. Управление маркетингом, производством и сбытом
Составление сводок и графиков выполняемых работ.

Определение потребностей в материалах, ресурсах и комплектующих.

Определение потребностей в продукции.
Контроль за хранением и качеством материалов, продукции.
Закупочная деятельность.
Учет движения сырья (материалов), продукции и оборудования.
Связь с поставщиками.

Связь с покупателями.
Заключение договоров.

4. Управление технической подготовкой производства

Разработка и усовершенствование технологий производства

Обслуживание действующего производства

Автоматизация задач управления

5. Управление планово-экономическим планированием
Планирование производственных мощностей.
Составление схемы размещения рабочей силы.
Определение режима работы предприятия.

Анализ прибыли.
Анализ резервов хозяйственной деятельности.
Финансовое планирование.
Управление капитальными вложениями.
Управление фондами предприятия.

6. Управление персоналом
Планирование численности работающих.
Комплектование штатов.
Планирование отпусков.
Составление штатного расписания.
Подготовка приказов.
Учет движения кадров.

7. Бухгалтерия
Управление дебиторской и кредиторской задолженностью.
Движение денежной наличности.
Производственный учет.
Движение материальных и товарных ценностей.
Исполнительные сметы отчетов.
Начисление заработной платы.
Подготовка отчетов для налоговой службы.

4. Цели предприятия.

4.1. Миссия.

Миссия ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТ — обеспечение населения Челябинской области высококачественной продукцией (хлеб, хлебобулочные изделия) на уровне мировых стандартов путем внедрения новейших технологий в производстве и управлении.

4.2. Долгосрочные цели и задачи.

В своей хозяйственной деятельности предприятие ориентировано на достижение следующих целей:

1. Расширение своей доли на рынке производителей хлеба, хлебобулочных изделий, в течение одного года с 10% до 15%.

2. Увеличение производства наиболее востребованных сортов хлеба, чтобы добиться эффективного роста компании.

3. Организация производства новых товаров: с улучшенными вкусовыми качествами, освоение новых технологий производства. ХЛЕБОКОМБИНАТ вкладывает деньги в новейшие средства производства и маркетинга, которые позволяют улучшить качество продукта.

4. Развитие интеграции с поставщиками и покупателями продукции.

5. Поддержание рентабельности производства «традиционных» сортов на уровне 20 %.

6. Замена линейно-функциональной структуры на сетевую (развитие внутренней сети) деятельность под единой торговой маркой.

7. Обеспечение приемлемого уровня заработной платы, улучшение условий труда на производстве.

8. Формирование благоприятного имиджа предприятия.

Долгосрочная цель - лидерство в области производства качественной высокорецептурной хлебобулочной продукции.

Корпоративные ценности

1. Стремление к совершенству и воля к победе

· Соответствие запросам и ожиданиям наших клиентов и потребителей

· Самосовершенствование

· Инициативность

· Оперативное принятие действенных мер

2. Новаторство

· Принятие разумных и оправданных рисков

· На шаг впереди конкурентов

· Понимание долгосрочных перспектив

· Баланс долгосрочных и краткосрочных задач

3. Командный дух

· Коллективные интересы

· Взаимовыручка

· Обмен опытом и знаниями

4. Внутренняя целостность

· Взаимное уважение и взаимопонимание

· Доверие

· Открытость и прозрачность информации.

4.3. Определение эффективности пути достижения целей. (Метод дерева целей)

критерии вес действия
Рост продаж Уменьшить себестоимость изделия
Объем продаж 0.8 0.6 0.4
Число закупок 0.2 0.5 0.5
∑=1 эффект
0.58 0.42

Е1= 0.8*0.6+0.2*0.5=0.58

Е2= 0.8*0.4+0.2*0.5=0.42

критерии вес действия
Качество продукции Выпуск новой продукции
Рентабельность 0.4 0.5 0.5
доходность 0.6 0.7 0.3
∑=1 эффект
0.62 0.38

Е3= 0.4*0.5+0.6*0.7=0.62

Е4= 0.4*0.5+0.6*0.3=0.38

критерии вес действия
Использование нового оборудования Введение новых технологий
Постоянные издержки 0.6 0.4 0.6
Переменные издержки 0.4 0.5 0.5
∑=1 эффект
0.44 0.56

Е5= 0.6*0.4+0.4*0.5=0.44

Е6= 0.6*0.6+ 0.4*0.5=0.56

Главная цель

0.58 0.42

0.62 0.38 0.44 0.56

Е1*= 0.62*0.58=0.3596

Е2*=0.38*0.58=0.2204

Е3*= 0.44*0.42=0.1848

Е4*= 0.56*0.42=0.2352

Отсюда мы видим, что наилучшим методом достижения главной цели будет увеличении роста продаж, затем следует введение новых технологий. Уменьшение себестоимости изделия занимает 3 место, и с помощью использования нового оборудования мы почти не добьемся достижения цели.

5. Характеристика предприятия.

5.1. Входные элементы.

5.1.1. Ресурсы.

5.1.1.1.Ресурсы осязаемые.

· Ресурсы 1 группы:

Основные материалы, применяемые в производстве:

- Мука пшеничная, ржаная (сорт.),

- Масло сливочное,

- Масло растительное

- Вода,

- Яйцо,

- Молочные продукты,

- Дрожжи,

- Специи.

Информация:

- Технология изготовления.

Потребители:

- Оптовые покупатели,

- Розничные покупатели.

· Ресурсы 2 группы:

Основные средства:

1) Сооружения, здания:

- Здания основных производственных цехов (технологический цех № 1, технологический цех № 2),

- Здания вспомогательных цехов (энергоцех, цех упаковки),

- Здание заводоуправления,

- Здание гаража,

- Здание складов (склад сырья № 1, 2; склад готовой продукции),

- Здание торгового помещения,

- Трансформаторная подстанция,

- Водопровод,

- Газопровод,

- Линии электропередач,

- Автодороги,

- Тротуары,

- Ограждение.

2) Оборудование:

- Автоматы для замеса теста,

- Хлебопечи,

- Холодильное оборудование,

- Технологический конвейер,

- Лабораторное оборудование,

- Вычислительная техника.

3) Автомобили.

4) Все ресурсы, которые служат больше года:

- Спецодежда,

- Мебель,

- Лотки,

- Формы для выпечки,

- Технологический инструмент.

Расходные материалы:

Материалы, которые теряются безвозвратно:

- Газ,

- Вода,

- Тепло,

- Электричество,

- Упаковочный материал,

- Канцелярские товары.

Персонал:

- Руководители,

- Служащие,

- Рабочие.

5.1.1.2. Ресурсы неосязаемые:

Репутация:

- Торговая марка. На предприятии разработана и применяется торговая марка.

- Сертификация продукции. Продукция сертифицирована, имеется сертификат качества. Система менеджмента качества сертифицирована по ИСО 9001 2000 и ИСО 9001 2001.

- Конкурентоспособность продукции. Современные технологии позволяющие выпускать высококачественную продукцию, продукцию не имеющую аналогов в регионе, обеспечивают ее конкурентоспособность.

Ноу-хау:

- Технологические процессы, используемые только на данном предприятии.

Персонал

- Высокая квалификация работников, поддерживаемая непрерывным обучением персонала высокотехнологичным способам производства. Действенная мотивация персонала. Определение четких границ ответственности.

5.1.2. Затраты.

Финансы:

- Закупка оборудования, инвентаря,

- Закупка зерна, муки, яйца, специй, молочных продуктов и прочего сырья,

- Заработная плата персонала,

- Оплата обучения,

- Затраты на разработку новых видов изделий, технологий.

- Оплата ГВС, ХВС электричества, газа,

- Содержание транспорта,

- Хранение сырья и готовой продукции,

- Управленческие расходы,

- Погашение кредитов и процентов,

- Погашение налоговых обязательств.

Здоровье:

- Оплата больничных листов работникам,

- Медицинский осмотр персонала,

- Добровольное медицинское страхование.

Время:

- Время на изготовление изделий,

- Время на доставку до торговой точки,

- Время на продажу изделия через собственную торговую сеть.

Силы:

- Силы, затраченные на изготовление продукции,

- Силы, затраченные на управление производством,

- Силы, затраченные на содержание производства, хранение, сбыт и т.п.,

- Силы, затраченные на доставку продукции,

- Силы, затраченные на продвижение товара на рынке.

5.2. Процесс преобразования.

Завод - материалы (производство хлебобулочных изделий).

Магазин – потребитель (продажа хлебобулочных изделий).

Значит, наше производство характеризуется, как завод – магазин.

5.3. Выходные элементы.

5.3.1. Товары:

- Хлеб,

- Хлебобулочные изделия,

- Тесто,

- Кондитерские изделия.

5.3.2. Услуги:

- Производство на заказ,

- Доставка в торговую точку.

5.3.3. Приобретения:

Прибыль:

- От продажи изделий,

- От сдачи в аренду основных средств (холодильного оборудования, торговых помещений),

- От оказанных услуг (доставка продукции, изготовление продукции по индивидуальным заказам),

- От реализации излишков основных фондов.

Неосязаемые приобретения:

- Положительный имидж, репутация предприятия как предприятия, выпускающего продукцию с отличными потребительскими свойствами.

6. Анализ внешней среды.

6.1. Ближнее окружение.

Конкуренты:

Основными конкурентами являются крупные заводы по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий: ООО Хлебокомбинат № 3, ОАО Хлебокомбинат № 7, ОАО Комбинат хлебобулочных изделий, ОАО Уральский пекарь.

Конкурентами ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТА являются также мини-пекарни города Челябинска.

Поставщики:

Поставщиками основного сырья – муки являются комбинаты хлебопродуктов Урала: ООО «Торговый дом «Сосновский», г. Челябинск; ООО «Мельник» г. Магнитогорск; Саткинский комбинат хлебопродуктов, г. Сатка и др.

ОАО «Иркутский дрожжевой завод», г. Иркутск; ООО «Компания «ГРоС», г. Челябинск являются поставщиками прессованных дрожжей и сахара.

ОАО «Сибирский бальзам», г. Омск является поставщиком вино - водочных изделий.

ОАО «Первая птицефабрика» г. Чебаркуль является поставщиком яйца и яичного порошка.

Потребители:

Потребителями продукции и услуг являются население, оптовые и розничные торговые предприятия, частные предприниматели. Среди них крупные: сеть магазинов ООО Продторг г. Челябинск, ООО Кондитер г. Челябинск, ООО Хлеб г. Миасс, а также розничные магазины (ООО, ЧП).

Инвесторы (акционеры):

Общее количество акционеров: 150. Среди них:

Физические лица: 139;

Юридические лица:

Российский фонд федерального имущества, ОАО ЧЕЛФА, ЗАО МИКСИ, ООО Траффи другие.

Кредиторы:

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (ОАО).

Партнеры

Лиц, являющихся партнерами нет, так как ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТ не участвует в совместном предприятии.

Профсоюзы

В ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТ имеется профсоюзный комитет. Разработан и действует коллективный договор.

6.2. STEEP – анализ дальнего окружения.

Социально-демографические факторы

1) Привычки и обычаи

Хлебобулочная продукция исторически является для России товаром первой необходимости и даже в кризисные времена при падении покупательной способности населения спрос на хлеб не только не снижается, а неуклонно возрастает.

2) Предпочтения

Наиболее высокий уровень предпочтения (важности) имеет для потребителей качество продукции, доступность, свежесть. Менеезначимы внешний вид продукции и вкус/запах. Именно эти показатели формируют позитивное отношение как к ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТ целом, так и к его продукции. Наряду с тем, что многие потребители в целом довольны культурой обслуживания ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТ, качеством выпускаемых им хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, именно эти факторы являются основными в формировании имиджа, и именно им следует в дальнейшем уделять больше внимания.

В меньшей степени на оценку качества влияет упаковка продукции. Фактор культуры обслуживания важнее, чем уровень конкурентоспособности цен.

Технологические факторы

1) Модернизация технологий

Технологии в прошломразрабатывались для ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТ централизованно. Практически все города страны выпускали одни и те же сорта хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. В настоящие время предприятие самостоятельно разрабатывает технологии производства, что позволяет ему выпускать «эксклюзивную» продукцию, при общении с партнерами просим поделится рецептами и если продукция находит своего покупателя наращиваем его выпуск. Это позволяет предприятию расширять круг потребителей.

Предприятие осуществляет постоянный поиск лучшего решения и применения новейших технологий.

2) Новые продукты

В прошлом можнобыло насчитать 5 - 6 сортов хлеба, примерно столько же хлебобулочных и кондитерских изделий выпускаемых ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТ. В настоящее время рынок потребителя диктует необходимость производства новых видов продукции. Именно с этой целью на предприятии налажено производство так называемых «лечебных» сортов хлеба – с повышенным содержанием железа, с отрубями, зерновой хлеб. Это направление очень перспективно.

Тенденции развития данных факторов позволяют сделать вывод о том, что применение новых технологий и выпуск новых сортов продукции позволят ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТ не только удержаться на рынке, но и завоевать его новые сегменты (области).

Экономические факторы

1) Цены на энергоносители

Экономика страны в целом развивается таким образом, что рост цен на энергоресурсы происходит практически постоянно. Это в свою очередь влечет неуклонный рост цен на продукцию ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТ. Тем не менее предприятие, даже идя на снижение прибыли, пытается поддерживать относительно низкие для нашего региона цены. Целью такой политики предприятия является желание сохранить своего покупателя.

Данный показатель имеет негативное влияние.

2) Налогооблажение (политика законодательства)

В условиях продолжающейся в стране налоговой реформы для рассматриваемого предприятия сохраняются риски, связанные с изменением налогового законодательства. Тенденции последних лет говорят о том, что бремя налогов для предприятий – производителей, каким является ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТ, снижается.

В настоящее время социально значимые товары каким является хлеб облагаются 10-процентной ставкой налога на добавленную стоимость (НДС). Отмена льготной ставки повлечет за собой повышение цен на эти товары.

Практика показывает, что снижение налогов не ведет к снижению цен в силу монополизации нашей торговли, в силу того, что государство не осуществляет антимонопольную политику. А вот повышение налога обычно ведет к повышению цен, причем, к более ощутимому, чем повышение налога.

И как следствие данный фактор может сказаться положительного для его дальнейшего развития.

3) Количество денег в обращении

Денег в обращении ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТ достаточного, чтобы осуществлять текущую деятельность: рассчитываться с поставщиками, работниками предприятия, платить налоги и т.д. Достаточное количество денег в обращении является положительным фактором развития производства. В дальнейшем, в случае нехватки собственных денежных средств (ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТ планирует модернизировать оборудование, технологии, осваивать выпуск новых видов продукции) предприятие будет кредитоваться в банках.

Экологические факторы

Изменение среды

С одной стороны загрязнение окружающей среды отрицательным образом влияет на здоровье человека, на его иммунную систему. Для того чтобы поддерживать состояние здоровья, в последнее время особое внимание уделяется правильному питанию, когда вместе с пищей, в том числе хлебом, в организм попадают вещества, способствующие выведению из организма вредных веществ, витамины, ферменты, минеральные добавки. В настоящее время на предприятии активно внедряется производство таких обогащенных продуктов. Расширяется их рынок сбыта путем привлечения все большего количества конечных потребителей. С этой точки зрения изменение окружающей среды является положительным фактором.

С другой стороны современные требования охраны окружающей среды вынуждают ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТ совершать дополнительные расходы, связанные с экологической безопасностью производства.

Какой из факторов имеет наибольшее значение можно решить проведя подробный экономический анализ.

Политические факторы

Стабильность правительства

Политическая система оказывает сильное влияние на деловую активность организации. Понимание этого позволяет предприятию, путем лоббирования своих интересов, воспользоваться благоприятными возможностями и укрепить свои позиции. В этом случае предприятие сможет и в дальнейшем успешно осуществлять свою деятельность

6.3.Профиль состояния внешней среды.

п/п

Факторы

Знак

влияния

Качественная

оценка

Бальная

оценка

Весовой

коэффициент

Важность фактора

Критериальный

синтез

1 Социально-демографические факторы
1.1 Привычки и обычаи + Существенное влияние 9 0.15 +1.35 Выпускаемая ХЛЕБОКОМБИНАТОМ продукция является товаром первой необходимости. Производство хлеба (хлебобулочной продукции) исторически занимает значимое место в производстве продуктов питания, так как даже в условиях снижения покупательной способности спрос на хлеб не снижается
1.2 предпочтения + Существенное влияние 7 0.1 0.7 Ассортимент выпускаемой продукции позволяет удовлетворять различные вкусы и предпочтения: от «традиционной продукции» до «лечебных» и пр. эксклюзивных сортов.
2 Технологические факторы
2.1 Модернизация технологий + Существенное влияние 8 0.13 +1.04 Новые технологии производства
2.2 Новые продукты + Существенное влияние 6 0.12 +0.72

Новые продукты позволяют осваивать выпуск новых и улучшать качество традиционных сортов продукции. Следствием этого является привлечение новых потребителей. Тем самым предприятие сохраняет возможность удерживать позиции на рынке и завоевывать его новые сегменты.

Кроме того внедрение новых технологий позволит снизить материало- и трудозатраты производства.

3 Экономические факторы
3.1 Цены на энергоносители - Существенное влияние 8 0.11 -0.88 Повышение цен на энергоносители влечет повышение цен не только на энергоносители как самостоятельную статью затрат, но и в скрытой форме увеличивает стоимость потребляемого производством сырья, материалов и потребляемых услуг. В целях компенсации такого влияния может быть предложена стратегия вертикальной интеграции, когда предприятие становится центром сетевой организации, включающим представителей от производителей сырья до конечной переработки.
3.2 Налогообложение (политика государства) + Слабое влияние 3 0.07 +0.21 Риск связанный с изменением политики государства в области регулирования налогооблажением предприятий для нашей страны сохраняяется. Тем не менее, если рассматривать последние тенденции в этой области, в частности вожможность отмены льготной ставки НДС на хлеб (10%), ХЛЕБОКОМБИНАТ пойдет на увеличение цен на свою продукцию. При этом риск потери части потребителей незначителен, так как рост цен компенсируется качеством продукции, отличными вкусовыми характеристиками, качеством упаковки, доступностью, то есть тем, что в конечном счете и составляет наш имидж, нашу торговую марку. Компенсацией возможного отрицательного влияния является предложенная выше стратегия интеграции.
3.3 Количество денег в обращении + Существенное влияние 9 0.08 +0.72 Количество денег в обращении у ХЛЕБОКОМБИНАТА достаточно для осуществления текущей деятельности, Предполагаемые реформы (модернизация технологий, выпуск новых видов продукции) на предприятии вызовут отток денежных средств непосредственно от производства. Дополнительные денежные потоки можно получить используя кредиты или привлекая инвестиций, в том числе за счет собственных средств.
4 Экологические факторы
4.1 Изменение среды - Слабое влияние 4 0.12 -0.48 Экологическая безопасность для любого предприятия является затратной статьей. Тем не менее отрицательный характер этого фактора может быть скомпенсирован для предприятия с другой стороны доходами от выпуска так называемых «лечебных» сортов хлеба (направленных на профилактику развития различных заболеваний).
5 Политико-правовые факторы
5.1 Стабильность правительства + Слабое влияние 4 0.12 +0.48 В случае возможности продвижения своих интересов на современной политической арене ХЛЕБОКОМБИНАТ сохраняет рынки сбыта и возможность захвата новых.

7. Экспертиза предприятия (методом SWOT – анализ).

7.1. Составление SWOT – матрицы.

S

· Высокий уровень квалификации руководящих работников и производственных рабочих предприятия.

· Высокое качество выпускаемой продукции.

· Наличие уникальных комплексов, позволяющих производить продукцию, отвечающую самым высоким требованиям рынка.

· Стабильная прибыльность предприятия.

· Стабильная разработка и внедрение новых технологий, новых уникальных видов продукции.

· Хорошая репутация предприятия на рынке производителей хлеба, хлебобулочных изделий.

· Хорошее понимание требований потребителя.

O

· Хлеб и хлебобулочные изделия являются для России товаром первой необходимости.

· Выпуск высококачественной («вне конкуренции») продукции.

· Наличие налаженной сети сбыта продукции среди розничных и оптовых покупателей.

· Лоббирование своих интересов в институтах власти (государственных органах).

· Современные технологии производства.

· Выпуск новых видов продукции.

W

· Отсутствие действенной мотивации сотрудников в развитии предприятия.

· Высокая степень износа, особенно в части оборудования, обслуживающего производство.

· Низкая скорость оборота капиталов, когда промежуток между моментом предоплаты за сырье и поступлением от реализации составляет до 2-х месяцев.

· Высокая стоимость продукции по сравнению с конкурентами.

· Низкая окупаемость новых видов продукции, обусловленная ограниченным рынком ее сбыта.

T

· Повышение качества продукции конкурентов без ощутимого повышения цен на товар.

· Потеря прибыли, обусловленная сдерживанием роста цен при возрастающих затратах на производство, в том числе рост цен на сырьё.

· Признание предприятия монополистом в сфере производственной деятельности.

Выявленные сильные и слабые стороны ХЛЕБОКОМБИНАТа , с также внешние возможности и угрозы позволяют сделать вывод о том, что предприятие представляет собой стабильно работающий комплекс, ориентированный как на традиционный рынок потребителей, так и, что является уникальным для предприятия, - на вновь возникающие потребности рынка.

Предприятие имея перед собой цель удовлетворять эти потребности, повышает качество продукции. При этом вынуждено сдерживать цены, что невозможно делать бесконечно. Уже сейчас необходимо задумываться о более дешевых источниках сырья. Одним из возможных решений может быть собственное сельскохозяйственное производство, объединение либо покупка сельхозпредприятия.

Оборачиваемость капиталов можно повысить, используя более эффективно (увеличивая число) собственную розничную сеть.

Дальнейшее развитие невозможно без этапной реконструкции производства, оснащения современным оборудованием. Репутация предприятия, стабильно получаемый доход позволит кредитоваться в банках на взаимовыгодных условиях.

Таким образом основными направлениями развития нашего предприятия:

1. Выпуск традиционной продукции высшего качества;

2. Выпуск так называемых «лечебных» сортов хлеба – с повышенным содержанием железа, с отрубями, зерновой хлеб и т.п.

А обозначенные выше проблемы должны в первую очередь решаться через:

1. Кооперацию с сельхозпроизводителем;

2. Расширение собственной розничной сети.

Обоснуем сказанное.

В результате проведенного в работе анализа деятельности ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТ можно выделить перспективные направления стратегического поведения рассматриваемого предприятия, которые бы обеспечивали им преимущества (или, по крайней мере, равные возможности) в конкуренции с аналогичными предприятиями.

Были оценены слабые и сильные стороны стратегических позиций ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТ, определили, какие стратегии рыночного поведения будут оптимальными в сложившейся ситуации.

Несмотря на определенный рост объемов производства, как указывалось ранее имеется ряд проблем, которые могут негативно проявляться при обострении конкуренции со стороны аналогичных фирм:

1. традиционная ориентация на стратегию экономии в затратах;

2. сильная зависимость ценообразования от состояния сырьевых рынков, в связи с высокой материалоемкостью, в том числе энергоемкостью, продукции;

3. затруднения в реализации стратегии дифференциации продукции в связи с техническими и экономическими сложностями.

Стратегия экономии на затратах.

Данная стратегия связана с краткосрочным эффектом максимизации прибыли. Здесь нужно отметить, что усиление ценовой конкуренции может отрицательно сказываться на качестве выпускаемой продукции. См. SWOT–матрицу – внешние угрозы: «Повышение качества продукции конкурентов без ощутимого повышения цен», то есть угроза того, что продукция конкурентов будет иметь более высокое качество и одновременно – более низкую цену.

Предприятию необходимо отказываться от стратегии низких затрат и цен. В пользу такого заключения имеется еще один аргумент – нестабильное состояние сырьевых рынков. Высокая материалоемкость продукции делает предприятие зависимыми от поставщиков сырья и их цен.

Отсутствие выгод у данной стратегии требует ее замены. Альтернативой являются стратегии дифференциации и фокусирования. Первой трудностью в их осуществлении станет довольно жесткая привязка хлебобулочной продукции к ранее единой системе ГОСТов и ТУ. Поэтому главный козырь дифференциации – это управление торговой маркой и регулирование уровня качества продукции. Данные операции требуют крупных финансовых вложений в маркетинг, системы качества. Переход к стратегии дифференциации будет осложнен недостатком финансовых средств, низким уровнем развития информационной базы, систем коммуникаций и другими причинами. Можно сделать вывод, что ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТ необходимо увеличивать свои размеры и потенциал, в частности, его финансовую составляющую. Этого можно достичь посредством получения кредитов или привлечения инвестиций, в том числе за счет собственных средств. Однако потенциал саморазвития не может быть безграничным. По данным Банка России в пищевой отрасли сохраняются напряженные условия с объемом денежных средств, находящихся в руках предприятий.

Стратегической альтернативой сложившейся ситуации можно назвать развитие интеграции. Условия в которых сейчас находится ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТ, проблемы дальнейшего развития диктуют необходимость применения вертикальной интеграции предприятия:

· «обратной» вертикальную (усиление контроля над поставщиками) и

· «вперед идущей» (объединение с посредниками в сфере торговли и распределения).

Процессы активизации деловой жизни во всей пищевой отрасли подтверждают необходимость выбора в пользу данной стратегии. Выбираемый тип интеграции зависит от темпов роста отрасли и позиции предприятия на рынке. Сильная позиция на рынке позволяет ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТ стать центром сетевой организации на основе вертикальной интеграции. Интегрированное формирование, включающее представителей от производителей сырья до конечной переработки, получит гораздо больше преимуществ в стратегической перспективе. Во-первых, они перестают зависеть от колебаний сырьевых рынков. Сырье может превратиться для предприятия из источника расходов в побочный источник доходов. Входной контроль сырья и окончательный – готовой продукции могут быть заменены единой системой качества. Тесная связь со сферой распределения и продаж послужит стимулятором развития коммуникаций, информационных систем и процессов. Интегрированное объединение получает возможность реализовать единую финансовую, производственную и маркетинговую стратегию. Переход к политике дифференциации продукции становится, таким образом, осуществимым. Интегрированные капитальные, финансовые и маркетинговые ресурсы откроют возможность для развития маркетинговой деятельности, создания имиджа объединения и “лица” выпускаемой им продукции. В процессе интеграции будут изменяться не только конкурентные стратегии, но и организационные структуры. Линейно-функциональная организация больше ориентирована на условия небольшого, недифференцированного и стабильного рынка. Вместо нее будут появляться сетевые структуры. Они могут быть организованы по различным принципам. Внутренняя сеть представляет собой деятельность под единой торговой маркой. Стабильная сеть – это отношения на долгосрочной основе. Динамичные сети строятся на базе средне- и краткосрочных контрактов, постоянно перезаключаемых на оптимизационной основе.

Итак, интегрированное объединение позволит расширять свои возможности рыночной деятельности за счет расширения финансового, информационного, организационного потенциала. Таким образом, интеграция может стать основой для дальнейшего усиления позиции предприятия на рынках.

7.2. Анализ конкурентных возможностей предприятия.

Таблица 1. Определение сильных и слабых сторон ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ»

Параметры оценки Сильные стороны Слабые стороны
Организация

· Высокий уровень квалификации руководящих работников и производственных рабочих предприятия.

· Постоянное повышение квалификации путем получения дополнительного образования, участие в тренингах, семинарах.

· Отсутствие действенной мотивации сотрудников в развитии предприятия.
Производство

· Высокое качество выпускаемой продукции.

· Наличие уникальных комплексов, позволяющих производить продукцию, отвечающую самым высоким требованиям рынка.

· Наличие Сертификатов качества.

· Наличие лицензий на осуществление деятельности.

· Наличие надежных связей с поставщиками сырья.

· Наличие собственного подразделения, отвечающего за технологическое сопровождение производства продукции.

· Собственная уникальная технология.

· Высокая степень износа, особенно в части оборудования, обслуживающего производство.

· Неравномерность в загруженности производственных мощностей. Загруженность некоторых единиц составляет 80%, а при выполнении отдельных заказов не хватает имеющегося оборудования.

Финансы

· Стабильная прибыльность предприятия.

· Низкая скорость оборота капиталов, когда промежуток между моментом предоплаты за сырье и поступлением от реализации составляет до 2-х месяцев.

· Высокая стоимость продукции по сравнению с конкурентами.

Инновация · Стабильная разработка и внедрение новых технологий, новых уникальных видов продукции.

· Низкая окупаемость новых видов продукции, обусловленная ограниченным рынком ее сбыта.

Маркетинг

· Хорошая репутация предприятия на рынке производителей хлеба, хлебобулочных изделий.

· Хорошее понимание требований потребителя.

· Известность торговой марки.

· Высокое искусство конкурентной борьбы.

· Высокая оценка выпускаемой продукции потребителями.

· Широкий ассортимент выпускаемой продукции.

Таблица 2. Определение рыночных возможностей и угроз ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ».

Параметры оценки Возможности Угрозы
Факторы спроса · Хлеб и хлебобулочные изделия являются для России товаром первой необходимости.
Факторы конкуренции

· Выпуск высококачественной («вне конкуренции») продукции.

· Удержание позиций на рынке производителей элитных сортов (лечебных).

· Повышение качества продукции конкурентов без ощутимого повышения цен на товар.
Факторы сбыта

· Наличие налаженной сети сбыта продукции среди розничных и оптовых покупателей.

· Привлекательные для оптовых покупателей условия поставки.

Экономические факторы · Благоприятные условия налогообложения. · Потеря прибыли, обусловленная сдерживанием роста цен при возрастающих затратах на производство.

Политические и правовые факторы

· Лоббирование своих интересов в институтах власти (государственных органах). · Признание предприятия монополистом в сфере производственной деятельности.
Научно-технические факторы

· Современные технологии производства.

· Выпуск новых видов продукции.

· Невостребованность на рынке новых видов продукции.
Социально-демографические факторы · Высокая численность/плотность населения региона.
Социально-культурные факторы · Традиции населения в потреблении продуктов питания.
Природные и экологические факторы · Высокая загрязненность окружающей среды.

8. Выводы.

В результате проведенного анализа я научилась применять системный взгляд на деятельность предприятия, получила навыки системного подхода при его описании.

Исследовала ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТ, специализирующееся на производстве хлеба и хлебобулочных изделий, как социально-экономическую систему и объект системного анализа.

В контрольной работе описаны основные характеристики ОАО ХЛЕБОКОМБИНАТ: история создания и развития, его организационная и функциональная структура, определены цели и задачи деятельности предприятия, дана оценка существующему стилю руководства и рекомендации в этой области, охарактеризованы ресурсы, входные и выходные элементы, описан процесс преобразования, проанализировано ближнее и дальнее окружение, определен характер и проранжирована степень влияния окружения на деятельность предприятия, описаны сильные и слабые стороны.

Проведенный системный анализ позволил:

- выявить и описать круг проблем стоящих перед компанией;

- предложить несколько путей их решения.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  141  142  143   ..