Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 11

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  131  132  133   ..

 

 

Организационная структура предприятия 11

Организационная структура предприятия 11


III

Руководитель проекта II

Координационный руководитель

Линейные исполнители

4 Цель как важнейшая характеристика менеджмента

Любая система управления — это, прежде всего целенаправ­ленная система, имеющая иерархическое строение и организо­ванная для достижения целей фирмы, которые принято назы­вать целями функционирования [5].

Цели, стоящие перед системой управления, являются от­правной точкой планирования. В сущности, планирование — это разработка целей и задач фирмы, нашедших конкретное выражение в перспективных и текущих планах.

В зависимости от сроков достижения целей различают пер­спективное и текущее планирование.

Значение целей функционирования велико. Во-первых, по­тому, что в организации должны приниматься только такие решения, которые реализуют ее цели функционирования. Во-вторых, во избежание такой деятельности, которая мешает дос­тижению целей функционирования, глобальная цель должна быть доведена до каждого руководителя и исполнителя. Для этого необходимы постоянный контроль за реальным состоя­нием системы и сравнение его с целями и задачами, стоящими перед фирмой.

Отсюда следует, что любая деятельность в системе оправда­на только в том случае, если она способствует достижению ее конечной цели функционирования.

Поскольку задачей менеджмента является достижение цели, важно правильно ее определить. Искусство выбора и формулирования правильной цели, управ­ление процессом ее реализации, включая оценку достигнутой степени реализации, отличают действительно умелого руково­дителя.

Определение целей функционирования — один из наиболее важных этапов в деятельности фирмы. От того, насколько пра­вильно выбрана цель функционирования, насколько четко она сформулирована, зависит успех деятельности. Неправильное и нечеткое формулирование цели приводит к тому, что система управления, даже если она должным образом устроена, работа­ет не с полной отдачей, неэффективно, так как усилия аппара­та управления расходуются нецеленаправленно. В различных организациях, как правило, приходится иметь дело с совокуп­ностью целей. Задача руководителя организации любого уровня — суметь учесть все многообразие факторов, влияющих на функционирование организации, правильно оценить ситуацию и выбрать оптимальные решения.

В ряде случаев для характеристики целей функционирова­ния используется совокупность параметров, что затрудняет оценку степени достижения цели и требует выбора критериев, по которым можно судить о степени достижения цели. По су­ществу, если нет критериев выбора или оценки степени дости­жения целей функционирования, нет и самих целей функцио­нирования.

На каждом уровне организации возникают некоторые част­ные цели, причем только их совокупность необходимо рассмат­ривать как некоторую цель определенного уровня управления. Отсюда возникает необходимость построения дерева целей.

Выбор средств достижения цели зависит от многих факто­ров, которые по-разному влияют на конечные результаты функционирования фирмы. Если цель функционирования не вы­брана точно, нет критерия, по которому можно судить о ее достижении, невозможно измерить эффективность текущей работы фирмы, скоординировать деятельность структурных подразделений, практически нельзя четко организовать работу аппарата управления и оценить ее эффективность.

Вследствие нечеткого формулирования целей невозможно рационально распределять обязанности между сотрудниками аппарата управления и оценивать деятельность каждого из них.

Цели, стоящие перед фирмой, подразделяются на качест­венные и количественные. Если количественные цели могут быть оценены в едином эквиваленте, например, в денежном выражении, в годах, в тоннах и т. д., то оценка качественных целей в количественных показателях весьма затруднительна и требует применения метода, известного под названием метода экспертных оценок, который позволяет выбрать цель функцио­нирования, определить приоритет целей и их важность.

Метод экспертных оценок определяется как «процедура», учитывающая субъективное мнение с целью определения коли­чественных соотношений между переменными, когда эти соот­ношения нельзя установить из теоретических соображений или на основании накопленных статистических данных. Следова­тельно, задача формулирования целей функционирования ор­ганизации с помощью экспертных оценок — это задача полу­чения объективного результата на основании индивидуальных субъективных мнений группы экспертов.

Ценность результата, полученного с помощью метода экс­пертных оценок, во многом зависит от компетентности вовле­ченных в эксперимент специалистов. Следовательно, большое значение для получения объективного результата имеют формирование групп экспертов, их состав.

Такой метод наиболее прост, но имеет ряд недостатков, вы­званных чрезмерным влиянием психологических факторов. В последнее время разработаны методы, с помощью которых уда­ется преодолеть эти трудности путем устранения непосредст­венного общения специалистов друг с другом либо путем учета квалификации экспертов, взвешиванием их мнений.

5 Анализ управления фирмы ЗАО «ХХХ»

В качестве своего объекта исследования я выбрала фирму ЗАО «ХХХ». Этот сервисный центр на рынке компьютерных услуг с 1995 года. Чем же занимается ЗАО «ХХХ»? Это, прежде всего:

- продажа компьютеров и различных периферийных устройств;

- ремонт компьютерной техники и оргтехники, контрольно-кассовых аппаратов;

- продажа, установка компьютерных программ, а также первоначальное обучение работе с программами серии «1С» и «Консультант-Плюс»;

- локальные вычислительные компьютерные сети;

- различного рода услуги;

- гарантийное и послегарантийное обслуживание.

Клиентами ЗАО «ХХХ» являются крупные предприятия г. Омска, а также более мелкие организации – строительные управления, малые предприятия и, конечно же, частные лица.

5.1. Организационная структура управления фирмы ЗАО «ХХХ»

Главным управляющим фирмы является директор. Он организовал сеть центров продажи компьютерной техники и услуг в таких городах: Новосибирск, Челябинск, Тюмень и Томск. В его подчинении находится все линейные и функциональные руководители. Директор управляет фирмой, контролирует деятельность и взаимодействие структурных подразделений, ведет переговоры с крупными поставщиками и клиентами.

В подчинении у директора находятся управляющий. Он определяет перспективы развития магазина, ищет новых поставщиков, обеспечивает высокое качество продукции и улучшение ее ассортимента, ведет переговоры, контролирует и анализирует финансовое состояния фирмы.

Также в подчинении у директора центра находится специалист по кадрам. Он занимается обеспечением центра кадрами рабочих и служащих требуемых профессий и специальностей. Обеспечивает прием, размещение и расстановку молодых специалистов и рабочих, принимает трудящихся по вопросам найма, увольнения и перевода. Участвует в организации повышения квалификации специалистов и подготовка их к работе на руководящих должностях, отправляет на тренинги. Изучает, обобщает итоги работы с кадрами, анализирует причины текучести, прогулов и других нарушений трудовой дисциплины и др [2].

Главный инженер находится в подчинении у директора, в его обязанности входит: руководство техническими службами, координация подразделений по разработке технического развития предприятия, обеспечение систематического повышения эффективности производства, производительности труда, обеспечение производства конкурентоспособной продукции. В подчинении у главного инженера находятся программисты и отдел технического обслуживания. Отдел технического обслуживания занимается Техническим обслуживанием и ремонтом компьютерной и оргтехники, а программисты - изготовлением, установкой и настройкой программного обеспечения.

Как и на любом другом предприятии за учетом поступления финансовых средств, оплатой счетов, начислением заработной платы и сдачей отчетов занимается главный бухгалтер. В его подчинении находится специалист бухгалтер.

В подчинении у управляющего находятся два менеджера – менеджер по продажам (закупкам) компьютеров и менеджер по продажам (закупкам) оргтехники, которые являются специалистами на своем отделе [3]. Они и зучают конъюнктуру рынка, разрабатывают план реализации продукции, разрабатывают план ценовой стратегии, подготавливают и заключают договора, составляют заказ на товар, принимают его на гарантийный ремонт, а также следят за работой продавцов-консультантов. Которые, в свою очередь, ведут работу с покупателями, общаются с ними, помогают определиться с выбором, рассказывают о их свойствах и предназначении, оформляют документы на продажу за наличный расчет, провожают покупателей на кассу. Кассиры, затем, пробивают чек на оплату товара.

Схему данной организационной структуры можно представить в следующем виде (рис. 5).

Линейные исполнители

Рисунок 5 – Организационная структура управления фирмы ЗАО «ХХХ»

Данную организационную структуру можно отнести к линейно-функциональной структуре управления. Плюсом данной формы управления является качественное разделение труда в управлении, при котором линейные руководители сохранили за собой право отдавать распоряжение и принимать решения при участии и помощи функциональных работников. Минусом в такой организационной структуре управления является постоянная необходимость в согласовании принимаемых решений, что вызывается решением производственных задач, обусловленных новыми целями функционирования и требующих определенных знаний. Это приводит к замедлению сроков реализации товара, что ведет к росту управленческих расходов.

5.2. Миссия фирмы ЗАО «ХХХ»

Миссия ЗАО «ХХХ» состоит в обеспечении предприятий, организаций и населения компьютерной, орг-, и другими видами современной техники, а также предоставлением качественных услуг в сфере компьютерных технологий. Благодаря эффективности и бесперебойности функционирования подобных учреждений, зависит не только успех деятельности отдельных хозяйственных единиц, но и темпы экономического и научно-технического развития страны в целом.

Что же касается ЗАО «ХХХ», то следует отметить, что он имеет некоторую отраслевую направленность. Все большее количество предприятий и организаций обслуживает сейчас «ХХХ» – это частные, муниципальные и другие организации, а также, что особенно приятно, частные лица. В соответствии с этим и определяется его миссия - содействовать экономическому и научно-техническому развитию и благосостоянию предприятий и организаций, обслуживаемых ЗАО «ХХХ», путем предоставления им качественной и надежной продукции и предоставления услуг, таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным стандартам. Сотрудники фирмы всегда придерживаются негласного правила: «Клиент всегда прав!».

Общие положения из устава фирмы:

- закрытое акционерное общество «ХХХ» учреждено Комитетом по управлению имуществом г. Омска

- закрытое акционерное общество несет ответственность за результаты своей деятельности, за выполнение взятых на себя обязательств перед акционерами и партнерами по заключенным договорам, а также перед трудовым коллективом, согласно действующему законодательству

- организация получает право юридического лица после ее государственной регистрации, вправе от ее имени заключать договоры, приобретать имущественные и не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судебных органах

- организация отвечает по своим обязательствам имуществом предприятия

- организация руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, нормативными актами, регулирующую предпринимательскую деятельность

- организация имеет собственный баланс, расчетный и иные счета в банках, бланки, угловой штамп, товарный знак, печать со своим наименованием [1].

Кратко миссию ЗАО «СКЦ» можно изложить всего несколькими словами, которые произнес Билл Гейтс: «Компьютер на каждом столе!».

На основе общей миссии формулируются и устанавливаются цели предприятия - конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится достигнуть предприятие.

Ниже перечислены приоритетные цели ЗАО «СКЦ»:

- увеличение объема продаж;

- конкурентоспособность цен;

- увеличение доли рынка;

- увеличение качества и ассортимента продукции;

- продвижение на рынок новинок.


Заключение

В заключении подведём итоги:

1. Структура управления создаёт механизмы координации, обеспечивающие эффективное достижение общих целей и задач организации.

2. Структура управления – упорядоченная совокупность связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач организации.

3. Структуру управления характеризуют с помощью таких понятий, как сложность, уровни формализации и централизации, механизмы координации.

4. Выделяют два основных подхода к построению структуры управления: иерархический (бюрократический) и органический.

5. Выбор структуры управления осуществляется с учётом стратегии развития организации, её размера, технологии, характеристики окружающей среды.

6. Существует несколько видов структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, проектная, матричная, бригадная.

7. Однако ни одна из перечисленных структур управления в чистом виде не применяется, за исключением линейной, и то лишь на малом предприятии. На подавляющем большинстве предприятий используется смешанный тип управления. В одних случаях— это простое сочетание перечисленных четырех форм, когда в нижнем звене — на уровне бригады — применяется линейная, в среднем — на уровне цеха — функциональная, а на уровне предприятия — линейно-функциональная и частично матричная форма. Чаще, однако, встречается синтез различных форм, когда они действуют солидарно на всех уровнях хозяйственной иерархии.


Список литературы

1. Устав закрытого акционерного общества «ХХХ» (новая редакция) от 18 сентября 2002 г – 18 с.

2. Должностная инструкция «Специалиста по кадрам» от 20 января 2010 г. – 3 с.

3. Должностная инструкция «Менеджера по продажам (закупкам)» от 20 января 2010 г. – 3 с.

4. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс/ О. С. Виханский – М.: Гардарика, 1996- 304 с.

5. Максимцов, М. М., Игнатьева, А. В., Комаров, М.А. Менеджмент/М. М. Максимцов, А. В. Игнатьева – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001 – 343 с.

6.Румянцева, З.П. Общее управление организацией: теория и практика /

З. П. Румянцева – М.: ИНФРА-М, 2001 – 200 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  131  132  133   ..