Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 11

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  47  48  49   ..

 

 

Финансовый менеджмент в банке

Финансовый менеджмент в банке

Контрольная работа

«Финансовый менеджмент в банке »

Вариант №3

1.Этапы развития банковского менеджмента.

2.Стратегическое планирование в банке.

3.Методы управления собственным капиталом банка.

4.Методы оценивания потребности в ликвидных средствах.

5.Что такое арбитраж?

Что такое имидж банка?

1.Этапы развития банковского менеджмента.

В странах с рыночной экономикой принципы и методы этого управления еще на рубеже XIX-XX веков оформились в специализированную область знаний, получившую название "финансовый менеджмент" (известный американский специалист в области финансового менеджмента - Ю. Бригхем - связывает его зарождение как самостоятельной научной дисциплины в США, где впервые возник этот термин, с 90-ми годами XIX столетия).

И.А. Бланк считает, что за прошедший период финансовый менеджмент прошел ряд этапов, в процессе которых постоянно расширялся круг изучаемых им проблем и углублялся методологический аппарат их исследования.

На первоначальном этапе своего становления (1890-1930 гг.) финансовый менеджмент был направлен на решение следующих основных проблем:

- определение источников и форм привлечения капитала в процессе создания новых фирм и компаний;

- изучение возможностей увеличения финансовых ресурсов в процессе расширения бизнеса за счет таких внешних источников, как эмиссия акций и облигаций ; формирование организационно-экономических основ эмиссионной деятельности компаний;

-рассмотрение финансовых аспектов и форм объединения отдельных компаний;

- формирование системы рейтинговой оценки облигаций и других долговых обязательств, а позднее и акций;

- разработка системы основных индикаторов состояния и динамики конъюнктуры финансового рынка. Первый такой индекс, отражающий динамику котировки основных фондовых инструментов, был предложен Ч. Доу, что заложило основы технического анализа конъюнктуры фондового рынка.

Второй этап развития финансового менеджмента (1931-1950 гг.) был связан, прежде всего, с преодолением негативных последствий Великой депрессии 1930 г. и послевоенного экономического спада. Для этого периода были характерны высокие темпы инфляции , массовое банкротство предприятий, низкая инвестиционная активность субъектов хозяйствования, коллапс всех основных видов финансовых рынков. Важнейшими целями управления финансовой деятельностью предприятий этого периода являлись вывод предприятий из кризисного состояния и предотвращение их банкротства, с одной стороны, и восстановление их активности как субъектов финансового рынка, с другой.

Соответственно, научные усилия в области финансового менеджмента были направлены на решение следующих основных проблем:

- формирование системы методов углубленной диагностики и критериев интегральной оценки финансового состояния предприятий (с соответствующим совершенствованием информационной базы). В эти годы была разработана обширная система финансовых коэффициентов и ряд моделей интегральной оценки финансового состояния хозяйствующих субъектов; заложены методологические основы современного финансового анализа; унифицированы основные стандарты финансовой отчетности предприятий;

- определение основных направлений вывода предприятий из финансового кризиса, а также форм и методов регулирования процедур санации и банкротства. На этом этапе были сформированы основы антикризисного финансового управления предприятием;

- унификация основных инструментов финансового инвестирования, условий и правил их эмиссии;

- унификация правил и норм поведения хозяйствующих субъектов на различных организованных финансовых рынках, а также процедур ведения торгов;

- формирование методов и показателей оценки реальной рыночной стоимости основных финансовых инструментов инвестирования. С этим периодом связана первая разработка методологических принципов оценки различных финансовых инструментов с учетом фактора риска.

Научные разработки в области финансового менеджмента получили отражение в целом ряде правовых актов того времени. В частности, на их основе в США в этом периоде были приняты Закон о ценных бумагах (1933 г.), Закон о банках (1933 г.), Закон о фондовой бирже (1934 г.), Закон о холдинговых компаниях (1935 г.), Закон о банкротстве (1938 г.) и другие, которые заложили основу современного государственного регулирования финансовой деятельности предприятий.

Третий этап развития финансового менеджмента (1951- 1980 гг.) - период расцвета его концептуальных основ. Этот этап характеризовался поступательным экономическим развитием большинства стран, активной интеграцией отдельных национальных экономик в систему мирового экономического хозяйства, углублением исследований в области общеэкономической теории и теории менеджмента, индивидуализацией методов управления всеми основными аспектами финансовой деятельности предприятий.

На этом этапе научные разработки в области финансового менеджмента были сконцентрированы на решении следующих основных проблем:

- теоретическое обоснование главной цели финансовой деятельности предприятия (а соответственно и финансового менеджмента) и ее места в системе общих целей его развития;

- выявление условий эффективного формирования портфеля финансовых инвестиций ;

- углубление методологических подходов и методического аппарата оценки реальной рыночной стоимости (инвестиционной привлекательности) различных видов финансовых инструментов инвестирования (финансовых активов, обращающихся на фондовом рынке);

- формирование условий равного доступа к информации для всех участников финансового рынка, обеспечение его прозрачности;

- разработка методологии оценки стоимости капитала, привлекаемого из различных источников, и управления его структурой;

- формирование теоретических основ дивидендной политики компании, обеспечивающей возрастание ее рыночной стоимости ;

- повышение эффективности управления оборотными активами предприятия и оптимизация отдельных их видов (запасов, дебиторской задолженности , денежных средств и их эквивалентов);

- оптимизация схем и диверсификация источников финансирования активов предприятия;

- формирование методологических основ финансового планирования и бюджетирования;

- исследование финансовых аспектов слияния, поглощения, разделения и других форм реорганизации предприятий.

Четвертый, современный этап развития финансового менеджмента (с 1981 г. по настоящее время) характеризуется усилением процессов глобализации экономики, возрастанием нестабильности конъюнктуры отдельных видов финансовых рынков, как национальных, так и мировых (наиболее ощутимым в этом отношении был финансовый кризис 1997-1998 гг.), ускорением темпов научно-технологического прогресса. В этих условиях развитие финансового менеджмента направлено на решение следующих основных проблем:

- интеграция теоретических выводов различных научных школ (американской, европейской, японской и др.) по основным концептуальным подходам к управлению финансами предприятия;

- обоснование принципов и моделей финансового обеспечения устойчивого роста предприятия;

- совершенствование системы методов фундаментального анализа конъюнктуры финансового рынка с учетом специфики функционирования отдельных его видов и сегментов;

- активная разработка новых финансовых инструментов и финансовых технологий в сфере управления финансами предприятий;

- формирование нового направления финансовой науки - "финансовой инженерии";

- дальнейшее развитие информационных технологий в сфере финансового рынка и финансов предприятий; интеграция теоретических выводов и методического аппарата финансового менеджмента и управленческого учета;

- углубление методов оценки инвестиционной привлекательности отдельных финансовых активов, в первую очередь, производных ценных бумаг;

- совершенствование методов оценки и формирование эффективной системы управления недиверсифицируемыми финансовыми рискам и предприятия;

- конкретизация теоретических положений и методов стратегического менеджмента в процессе формирования методологических основ разработки финансовой стратегии предприятия.

2.Стратегическое планирование в банке.

Развитие банковского сектора Украины характеризуется определенной насыщенностью рынка по основным видам банковских услуг и ограниченностью сфер прибыльного размещения ресурсов.

Отечественный финансовый рынок перестает быть спекулятивно прибыльным для большинства действующих на нем финансово-кредитных организаций, о чем свидетельствуют снижение и выравнивание уровней доходности основных финансовых инструментов, относительная стабилизация национальной денежной системы, общее перераспределение активов в сторону уменьшения доли межбанковских кредитов и ценных бумаг.

При этом процесс концентрации банковского капитала выражается, в первую очередь, в активизации процедур слияний и поглощений.

Для успешного функционирования банка в современных условиях требуются разработка стратегии и ее последовательная реализация, с тщательным согласованием процедур оперативного и стратегического управления.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспе­чить осуществление миссии банка и достижение его це­лей.

Стратегическое планирование охватывает все сферы деятельности и все структурные подразделения банка.

Процесс разработки стратегии направлен на обеспечение эффективной и конкурентоспособной деятельности банка на финансовом рынке (завоевание, расширение, закрепление и т.д.) и концентрацию усилий всех подразделений банка для решения поставленных задач.

Основой для стратегического планирования является концепция развития банка, которая представляет собой определение акцентов, общих целей и приоритетов, выделение ключевых направлений в деятельности банка.

В концепцию развития банка, как правило, включаются следующие элементы:

миссия;

- позиционирование на финансовых рынках;

- принципы клиентской и кредитной политики;

- принципы управления;

- имидж и корпоративная культура.

Современный подход к стратегическому планированию признает взаимозависимость планирования и других функций и видов деятельности банка, указывая на необходимость учета этой взаимозависимости при проектировании систем планирования в банках, их информационных и других обеспечивающих подсистем, а также иных процессов и систем.

Схематически систему стратегического планирования можно представить следующим образом

Система планов . Результатом процесса стратегического планирования, его выходом является плановая документация (так называемая “система планов”), в которой находят отражение все виды планируемых показателей на конец соответствующих периодов.

Процесс планирования . Для того чтобы разработка и использование сложной системы планов были эффективными, процесс планирования должен протекать организованно. Одна из главных преимуществ планирования — получение синергического эффекта.

Подсистема принятия решений. Включение подсистемы принятия решений в систему планирования служит для того, чтобы подчеркнуть характер планирования как процесса именно принятия решений, а также для того, чтобы показать необходимость получения специальной информации и такой ее обработки, которая способствует принятию более качественных решений.

Подсистема информационного обеспечения. Многие неудачи в планировании обусловлены отсутствием необходимой плановой информации. Информация должна показывать перспективы и быть сосредоточена на тех аспектах окружающей среды и конкуренции, которые в наибольшей мере влияют на будущее банка.

Подсистема организационного обеспечения. Функции стратегического планирования могут по–разному распределяться между подразделениями банка, в различных сочетаниях формируя один из следующих профилей: сильная центральная служба планирования, центральная служба планирования, децентрализация полномочий по долгосрочному планированию.

Подсистема управления стратегическим планированием. Стратегическое планирование не возникает само по себе; оно нуждается в мотивации. Само планирование должно планироваться, и этим процессом следует руководить.

Стратегический план банка довольно сложно определить с точки зрения рода информации, включаемой в него. Его содержание не у всех банков совпадает. Однако, несмотря ни на что, стратегический план должен включать следующие компоненты:

А) миссия банка определяется на самом первом этапе осуществления маркетинговых мероприятий и служит отправной точкой при стратегическом планировании. Она устанавливает то, к чему банк стремится, и затрагивает уровень организационных подразделений, очерчивая круг их деятельности;

Б) цели формулируются и устана­вливаются на основе общей миссии банка и определен­ных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее ру­ководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик:

конкретностью и измеримотстью, ориентацией во времени, достижимостью;

В) исходное положение рынка - оно должно отражать состояние среды в целом и в отдельных сегментах, в которых действует банк;

Г) оценка факторов, воздействующих на стратегию банка , чрезвычайно важный компонент стратегического плана, в котором основное внимание уделяется оценке конкурентоспособности;

Д) оценка опасностей и возможностей - с тратегический план должен содержать оценку рыночных опасностей, а также возможностей достижения целей и задач в каждом из сегментов, в которых банк действует или только намеревается действовать;

Е) стратегия развития хозяйственного портфеля - она для каждого участка рынка, где действует банк, определяет приоритетные направления инвестиций.

Ж) стратегические изменения в регулируемых факторах - рыночные условия меняются довольно часто и неожиданно, поэтому все предусмотреть в стратегическом плане не представляется возможным. В связи с этим в нем отражается набор переменных, которые могут корректироваться в процессе выполнения указанного плана.

З) ожидаемые финансовые результаты — возможный результат деятельности банка за год, выраженный в стоимостной оценке.

3.Методы управления собственным капиталом банка.

Управление капиталом означает прогнозирование его величины с учетом роста объема балансовых и забалансовых операций, величины рисков, принимаемых банком, соблюдения установленных нормативными актами пропорций между различными элементами капитала с целью достижения установленных банком параметров.

Главная цель процесса управления банковским капиталом заключается в привлечении и поддержке достаточного объема капитала для расширения деятельности и создание защиты от рисков. Величина капитала определяет объемы активных операций банка, размер депозитной базы, возможности заимствования средств на финансовых рынках, максимальные размеры предоставленных кредитов, величину открытой валютной позиции и другие важные показатели, которые существенным образом влияют на деятельность банка. Для украинских банков актуальными остаются вопрос наращивания капитальной базы и для большинства из них цель управления капиталом заключается в его пополнении.

В банковской практике используются два метода пополнения капитала:

- метод внутренних источников пополнения капитала;

- метод внешних источников пополнения капитала.

За первым методом главным источником роста капитала есть нераспределенная прибыль банка. Реинвестирование прибыли - самая приемлемая и сравнительно дешевая форма финансирования банка, который стремится расширить свою деятельность. Такой подход к наращиванию капитальной базы не расширяет круг владельцев, а итак, разрешает сохранить существующую систему контроля за деятельностью банка и избегнуть снижения доходности акций вследствие увеличения их количества в обращении.

Чистая прибыль, которая осталась в распоряжении банка после выплаты налогов, может быть направленный во исполнение двух основных задач: 1) обеспечение определенного уровня дивидендных выплат акционерам; 2) достаточное финансирование деятельности банка. Итак, дивидендная политика банка взыскивает значительное влияние на возможности расширения капитальной базы за счет внутренних источников.

Задача менеджмента состоит в определении оптимального соотношения между величиной прибыли, которая направляется на пополнение капитала, и размером дивидендных выплат акционерам банка. Низкий уровень дивидендов приводит к снижению рыночной стоимости акций банка и побуждает владельцев к их продаже, которая означает отлив акционерного капитала из банка. Такая дивидендная политика не делает авансы потенциальных акционеров и может создать проблемы во время привлечения капитала в будущему, поскольку акции с низкими дивидендами не будут иметь спроса на рынке.

Высокий уровень дивидендных выплат привлекает акционеров, но замедляет процесс накопления капитала. Это сдерживает рост объема активных операций, которые генерируют доходы банка, и повышает общий уровень риска. Снижение надежности банка также может стать причиной отлива капитала через продажу акционерами своих акций, которые становятся весьма рискованными. Дивидендная политика влияет не только на внутренние источники пополнения капитала, а и на внешние, ведь возможности дополнительного привлечения капитала большой мерой определяются размером дивидендов.

Оптимальной дивидендной политикой есть такая, которая максимизирует рыночную стоимость акций банка. Доходность акций банка должны быть не низшей за доходность других видов инвестиций с таким самым уровнем риска. В развитых странах средний уровень доходности банковских акций составляет 14-17 %.

Одним из важных факторов влияния на возможности банка привлекать капитал в будущему есть стабильность дивидендной политики. Для поддержания постоянного уровня дивидендных выплат банки в последнее время все более большую часть своих прибылей направляют именно на выплату дивидендов за акциями. Это связано как с повышением требований со стороны акционеров, так и с тенденцией общего снижения доходности банковской деятельности. Так, банками США на протяжении последнего десятилетия около 80 % полученной чистой прибыли было направлено на выплату дивидендов. Такое положение побуждает менеджеров банков к поиску внешних источников пополнения капитала.

Преимущества метода внутренних источников пополнения капитала: независимость от конъюнктуры рынка; нет расходов из привлечение капитала извне; простота применения, поскольку средства просто переводятся с одного бухгалтерского счета на другого; нет угрозы потери контроля над банком со стороны акционеров.

Недостатки метода внутренних источников пополнения капитала: полное налогообложение, поскольку на пополнение капитала направляется чистая прибыль после выплаты всех налогов; возникновение проблемы уменьшения дивидендов; медленное наращивание капитала.

Привлечение капитала за счет внешних источников возможное несколькими способами:

1) эмиссия акций;

2) эмиссия капитальных долговых обязательств (субординований долг);

3) продажа активов и аренда недвижимости.

Менеджмент банка прибегает к внешним источникам роста капитальной базы в случае, когда нужно обеспечить быстрое получение больших объемов средств. Например, в условиях гиперинфляции капитал банков быстро обесценивается и прибыли может не хватить даже на компенсацию потерь. Если органами банковский надзор пересмотрен нормы достаточности капитала, то перед менеджментом банка возникает задача быстро и существенным образом нарастить капитал, который возможно лишь за счет внешних источников. Такая ситуация сложилась в Украине в 1997-1999 гг., а в связи с финансовым кризисом 1998 г. проблема наращивания капитальной базы банков значительно заострилась.

Самым популярным внешним источником является эмиссия обыкновенных и привилегированных акций. Выпуск и размещение на рынке акций банка - это самый дорогой с точки зрения стоимости способ наращивания капитала. Такая процедура связана с высокими затратами и сопровождается значительным риском, который связан с возможным снижением прибыли на одну акцию и потерей контроля над банком со стороны акционеров. Если эмиссия акций значительна и акционеры не в состоянии выкупить все новые акции, то перед банками встает угроза изменения собственников через концентрацию контрольного пакета акций. Вместе с тем расширение круга акционеров создает благоприятные условия для привлечения дополнительных средств в будущем.

Планируя эмиссию акций, менеджмент банка должны взвесить свои возможности и оценить, будет ли обеспечен достаточный уровень доходности для поддержания стабильного уровня дивидендов. Если этого достичь не удается, то акции банка обесцениваться. Законодательством большинства стран предусмотрено государственной регистрации эмиссии ценных бумаг, к которым относятся и банковские акции. В регистрации может быть отказано, если выявлены финансовые злоупотребления и махинации, просроченные долги перед бюджетом и кредиторами, убыточную деятельность. Этот порядок действует и в Украине. Так что не все банки имеют доступ к такому источнику пополнения капитала как эмиссия акций.

Капитальные долговые обязательства являются долгосрочными заемными средствами, вложенными в банк внешними инвесторами. Эмиссия может проводиться в форме выпуска в обращение долгосрочных ценных бумаг или долговых обязательств. Предполагается, что такие обязательства банка имеют характер субординированных, т.е. в случае банкротства они являются второстепенными по сравнению с обязательствами перед вкладчиками, но имеют приоритет перед акционерами в случае установления порядковости выплат. Хотя по своей экономической природе субординированные обязательства для банка - заемные средства, которые в конечном итоге нужно будет возвращать владельцам, однако учитывая достаточно длительный период их использования и возможность обмена на акции банка такие средства приравниваются к собственным. Кроме того, банки могут пользоваться этим источником неограниченно долго, погашая предыдущий долг за счет новой эмиссии.

Субординированные обязательства менее рискованные, чем акции банка, поэтому имеют более низкий уровень доходности. Для банка это дешевле источник пополнения капитала по сравнению с эмиссией акций. В основном капитальные обязательства выпускаются на 10-15 лет под фиксированную ставку или на дисконтной основе, когда доход обеспечивается за счет роста их курсовой стоимости. Субординированные обязательства могут быть конвертируемыми, когда условиями выпуска предусматривается возможность их обмена на акции банка в будущем. Конвертируемость повышает привлекательность таких обязательств, поскольку предоставляет право приобретения акций в самый выгодный момент.

Банки также могут прибегать к эмиссии ценных бумаг, погашение которых осуществляется только через обмен на акции. Привлекательность для банка такого способа наращивания капитала определяется правилами налогообложения, когда процентные выплаты по таким долгом относятся на расходы банка и не облагаются налогом. Но не все банки могут воспользоваться таким источником пополнения капитала, поскольку доступность его в значительной степени вытекает из банковского законодательства конкретной страны. Отечественные коммерческие банки имеют право выпускать облигации лишь при условии уплаты всех выпущенных ими акций, но многие банки не могут доказать уставные капиталы до минимальных размеров. Следовательно, банковские облигации в Украине не получили большого распространения и не могут рассматриваться как реальный источник формирования ресурсов банка.

Следует заметить, что и в развитых странах с мощными финансовыми рынками субординированные обязательства составляют относительно небольшую часть банковского капитала. Таким источником с успехом могут пользоваться лишь крупные по размеру банки, которые пользуются доверием инвесторов. Большинство дилеров по операциям с ценными бумагами отказываются иметь дело с эмиссиями небольших банков через высокие расходы и риск.

Преимущество метода пополнения капитала выпуском субординированных обязательств заключается в повышении показателей прибыльности на одну акцию при условии, что полученные таким образом ресурсы приносят доход, превышающий процентные выплаты по ним. Но этот способ формирования капитала уменьшает устойчивость банка (соотношение собственных и привлеченных средств) и повышает риск, который может негативно повлиять на цену акций банка.

Для пополнения капитала и получения значительных денежных средств банки прибегают к проведению таких финансовых операций, как продажа активов, в частности зданий, сооружений, офисов, принадлежащих банку, с одновременным долгосрочной их арендой у новых владельцев. Такие операции становятся успешными в условиях, когда из-за инфляции рыночная стоимость имущества возрастает, а законодательством разрешена ускоренная амортизация недвижимости. Чаще в банках создаются резервы переоценка основных средств для покрытия разницы между их рыночной и балансовой стоимости. На сумму дооценки активов выпускаются акции, которые бесплатно размещаются между акционерами банка, увеличивая долю их собственности. Такая операция капитализации резервов и дооцинювання активов называется бонусной эмиссией. Она увеличивает размер капитала, не распыляя собственности и не повышая риск потери контроля над банком со стороны акционеров.

Выбор способа привлечения капитала из внешних источников должно базироваться на результатах глубокого финансового анализа альтернативных вариантов и их потенциального влияния на величину прибыли в расчете на акцию.

Менеджмента банку необходимо принять во внимание относительную стоимость и риск, связанный с каждым источником, методы государственного регулирования и доступность, а также оценить долгосрочные перспективы и последствия. Для отечественных банков эмиссия акций - фактически единственный внешний источник пополнения капитала.

Преимуществами этого способа является возможность быстро получить крупные суммы денежных средств, а также улучшить позиции банка по привлечению средств в будущем. Но такой подход имеет ряд существенных недостатков, которые следует принимать во внимание:

• высокая стоимость;

• трудности размещения акций на рынке;

• значительный рост риска снижения доходов на одну акцию;

• ослабление контроля над банком со стороны акционеров, если они не смогут сами выкупить все акции новой эмиссии.

Коммерческие банки должны планировать свою деятельность относительно пополнения капитала. Процесс планирования включает следующие обязательные этапы:

1) разработка общего финансового плана деятельности банка;

2) определение величины капитала, необходимого для расширения активных операций, повышения их рискованности (если банк проводит агрессивную политику), удовлетворение требований органов банковского надзора;

3) определение величины капитала, который банк имеет возможность привлечь за счет нераспределенной прибыли;

4) оценивание и выбор наиболее приемлемой внешнего источника пополнения капитала по результатам анализа рыночных условий, прав и интересов собственников, прогнозов относительно будущей прибыльности банка.

Отечественные банки испытывают все большую потребность в увеличении объемов собственного капитала, особенно после принятия соответствующих постановлений НБУ, поэтому планирование перспектив развития капитальной базы рассматривается как одна из основных задач менеджмента.

4.Методы оценивания потребности в ликвидных средствах.

Основными методами оценки потребности банка в ликвидных средствах являются:

1) метод оценки источников и использования средств (метод определения величины разрыва ликвидности по различным срокам);

2) коэффициентный метод (или метод показателей ликвидности);

3) метод структуры средств.

Метод оценки источников и использования средств заключается в определении величины разрыва ликвидности в течение заданного периода, равной разнице между ожидаемыми притоками и потенциальными оттоками наличности, и представляет наглядную модель движения активов и пассивов банка.

На практике разрыв в ликвидности определяется как разность между активами, погашение которых приходится в данный момент, и пассивами, возврат которых приходится также в данный момент. Суммы, полученные в строке «разрыв ликвидности», представляют в абсолютном выражении информацию о соответствии или несоответствии объемов ресурсов и вложений на конкретную дату.

В результате анализа возникает диаграмма разрывов по основным валютам. Обычно отдельно анализируются рубли и доллары, а также сводные данные. Далее осуществляется лимитирование допустимой величины отношения разрыва в тот или иной момент к сумме пассивов в тот или иной момент.

Разумеется, трансформирование краткосрочных пассивов в длинные активы довольно выгодно за счет естественного увеличения процентного спрэда <7>, но такая стратегия приводит к увеличению процентного риска. Наоборот, чем меньше величина разрывов по срокам, тем ниже риск, однако больше процентные издержки банка. Вот почему оптимизация коэффициента трансформации является важнейшей задачей финансового управления, а контроль за этим показателем должен осуществляться коллегиальным органом, сформированным по решению высшего руководства банка в целях оптимального управления ресурсами банка и их ликвидностью.

<7> Разница между процентной ставкой по активам и ставкой по пассивам.

Обычно объемы возвратов активов и оттока депозитных средств планируются по данным соответствующих подразделений. Эти сведения получаются из расшифровок по срокам погашения активов и пассивов, применяемых при обычных расчетах ликвидности, при этом разница итогов планируемых притоков и оттоков отражает планируемый дисбаланс.

Отсюда видно, что важнейшим фактором, влияющим на состояние ликвидности, являются вероятные притоки и оттоки денежных средств. Их объем в отличие от плановых не всегда зависит от внутрибанковских потребностей, а может зависеть от различных рыночных условий: цикличности, законодательных изменений, других факторов конъюнктуры и финансовой политики. Возможный объем таких средств определяется по историческим данным за достаточно продолжительный прошлый период, а отслеженные закономерности отображаются в планируемом периоде.

Оценка будущих вкладов и ссуд состоит в разделении прогноза роста депозитов и кредитов на три основных компонента:

1) трендовый компонент, который банк может определять с помощью построения тренда (постоянно возрастающей кривой). Точками кривой могут быть вклады и кредиты на конец года, за квартал, месяц, за достаточно длинный базовый период, чтобы можно было выявить тенденцию или долгосрочный средний темп роста;

2) сезонный компонент определяет, какие изменения в состоянии вкладов и кредитов в течение какого-либо месяца в сравнении с их уровнем на конец последнего года вызваны сезонными факторами;

3) циклический компонент представляет собой положительное или отрицательное отклонение от совокупного уровня ожидаемых вкладов и кредитов, вычисляемое как сумма трендового и сезонного компонентов, и зависит от состояния экономики в этом году.

Реализация описанного подхода предполагает применение для расчетов методов статистического анализа исторических данных, прогнозирования тенденций, использование стандартных пакетов программ обработки статистической информации.

Применение коэффициентного метода совокупности с плановым дисбалансом позволяет более точно спрогнозировать размер итогового разрыва ликвидности. Когда источники ликвидных средств превышают использование ликвидных средств, банк имеет положительный разрыв ликвидности. Этот излишек ликвидных средств должен быть инвестирован в активы, приносящие доход. Когда же объем использования ликвидных средств превышает величину их источников, то банк сталкивается с дефицитом ликвидных средств или отрицательным разрывом ликвидности. И тогда он должен получить средства из наиболее дешевых и доступных по времени источников.

Источниками покрытия отрицательного дисбаланса могут служить:

-разработанные банком новые депозитные услуги;

-возможная реализация государственных ценных бумаг;

-недоиспользованные лимиты по открытым другими банками кредитным линиям;

-установление встречных лимитов на новые банки;

-сделки по операциям РЕПО;

-сделки по ломбардному кредитованию — кредитованию от Центрального банка под залог ценных бумаг;

-межфилиальные кредиты (для филиалов).

Но в любом случае при рассмотрении вопроса продажи активов или приобретения пассивов банк (филиал) должен оценивать следующие факторы:


при продаже активов:
- прибыль или убыток от продажи ценных бумаг;
- увеличение или уменьшение налогов;
- стоимость операций (например, оплата брокерских услуг, пошлин);

при приобретении пассивов:
- обязательные резервы;
- затраты на обслуживание обязательств и маркетинговых усилий по созданию новых продуктов;
- процентные расходы.

Метод структуры средств может быть отнесен к приемам прогнозирования объемов средств на корреспондентском счете, необходимых для выполнения банком своих обязательств перед клиентами по возврату депозитных средств и предстоящей выдаче кредитов.

Данный метод может быть использован в оперативном планировании текущей ликвидности в режиме «сегодня на завтра». При этом банк (филиал) на планируемый день должен определиться с объемами:

а) обязательств по «горячим деньгам» - средствам, которые точно должны уйти из банка;
б) обязательств по «ненадежным средствам» средствам, значительная часть которых может быть изъята в течение дня; особое значение необходимо придавать крупным вкладам (в том числе и крупным остаткам на расчетных счетах) — это так называемые «спящие депозиты»;
в) обязательств по «стабильным средствам» - средствам, вероятность изъятия которых наименьшая (ключевые депозиты).

На следующем этапе следует определить, в каком размере по каждой из полученных категорий (а—б—в) необходимо иметь наличные средства. Например, по категории «а» — 95%, по категории «б» — 25—30%, по категории «в» — 11—15%. Тогда резерв ликвидных средств может быть определен следующим образом:

Резерв ликвидных средств = 0,95 x обязательства по «горячим деньгам» + 0,30 x ненадежные средства + 0,15 x стабильные средства.

При этом пропорции разделения массы обязательств на данные категории и степень их необходимого резервирования должны определяться банком индивидуально на основе накопленного опыта наблюдения, учета специфики клиентской базы и ситуации на рынке — фондовом и межбанковском.

Кроме того, при наличии заявок на получение кредитов и известном на данный момент объеме погашения кредитов потребность банка в ликвидных средствах будет определяться следующим образом:

Резерв ликвидных средств = 0,95 x обязательства по «горячим деньгам» + 0,30 x ненадежные средства + 0,15 x стабильные средства + суммы планируемых выдач кредитов – суммы планируемых погашений кредитов.

Применение данного метода позволяет максимально снизить риск ликвидности, ограничивая в то же время возможности получения наибольшей прибыли, поскольку рассчитанные объемы резервов могут оказаться невостребованными, а затраты на их поддержку существенными. А поэтому минимизация этих затрат в такой ситуации может быть достигнута только за счет быстрой реализации избыточных резервов.

Таким образом, управление ликвидностью для банка — есть основа его существования. Поддержание необходимого уровня ликвидности дает возможность кредитной организации не только отвечать по своим обязательствам различного уровня, но и осуществлять динамичное развитие, направленное на получение необходимой нормы прибыли. Вот почему процесс управления ликвидностью, осуществляемый в рамках финансового менеджмента, является частью комплексного процесса и затрагивает все аспекты деятельности банка.

5.Что такое арбитраж? Что такое имидж банка?

Арбитраж (от фр. Arbitrage — справедливое решение) в экономике — несколько логически связанных сделок, направленных на извлечение прибыли из разницы в ценах на одинаковые или связанные активы в одно и то же время на разных рынках (пространственный арбитраж), либо на одном и том же рынке в разные моменты времени (временно́й арбитраж). Выделяют эквивалентный арбитраж — операции с комбинацией составных или производных активов (опционов, фондовых индексов) и обычных контрактов, когда между теоретически эквивалентными комбинациями на практике возникает разница цен.

Имидж банка — это относительно устойчивый образ, представление о нем среди персонала банка, его клиентуры, в финансовых кругах, различных контактных аудиториях и в широких слоях общества. Разумеется, реклама не является единственным средством формирования и поддержания благоприятного имиджа банка. Ее роль заключается главным образом в создании запоминающегося образа банка, в тиражировании банковской символики или фирменного стиля банка.

Ликвидность банка обусловливает такой фактор, как имидж. Положительный имидж банка дает ему преимущество перед другими банками в привлечении ресурсов, обеспечивает стабильность депозитной базы и развитие связей с иностранными партнерами

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  47  48  49   ..