Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 11

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15   ..

 

 

Миссия фирмы и её в деятельности предприятия

Миссия фирмы и её в деятельности предприятия

Введение 2

Глава 1. Миссия фирмы и ее цели

1.1 Миссия фирмы 3

1.2 Стратегические цели 6

1.3 Финансовые цели 10

Глава 2. Задачи и функции функциональных отделов

2.1 Задачи и функции производственного отдела 13

2.2 Задачи и функции маркетингового отдела 17

2.3 Задачи и функции финансового отдела 22

Заключение 25

Список использованной литературы 26

Введение.

В современных условиях каждой фирме важно основать определенную миссию, ради которой она существует. Это необходимо потому, что в наше время существует множество видов предпринимательской деятельности, в каждой сфере ведется острая конкурентная борьба за портебителя. Если фирмой не будет определена миссия, то работники не будут знать, в каком именно направлении следует работать. Возьмем для примера фабрику по производству бытовой техники. Если, к примеру, определена миссия увеличения объема продаж, то фирмой будет сделан уклон на повышение качества оборудования, снижение себестоимости товара. При отсутствии миссии работники будут действовать в разном направлении, работа фабрики будет менее координированная, и, естественно, это отрицательно скажется на прибыли и других показателях.

В данной работе мы попытаемся разобраться в том, какие цели и задачи ставит перед собой фирма, какие факторы на это влияют, а также какие задачи выполняют основные функциональные отделы фирмы.

1. Миссия фирмы. Определение целей и задач фирмы

1.1 Миссия фирмы

При самом обобщенном и в то же время при самом углубленном понимании роль миссии организации состоит в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию изнутри, и тех, кто воспринимает организацию извне.

Существует широкое и узкое понимание миссии (О.Виханский. «Менеджмент организации»).

В широком понимании - это философия и предназначение, смысл существования организации. Философия организации определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть.

В узком - это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Как считает Ф. Котлер (Kotler, p. 45), миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

- история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировался ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;

- существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;

- состояние среды обитания организации;

- ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;

- отличительные особенности, которыми обладает организация.

Очень часто высшее руководство не задумывается о миссии фирмы, тогда она обычно сводится к банальному получению прибыли. Как показывает практика, такие предприятия не добиваются серьезных успехов в своей сфере деятельности. Правильно сформулированная миссия на фирме позволет работать коллектив в одном направлении, осознавать, ради чего проводится эта работа.

Для полного понимания того, что из себя представляет миссия фирмы, объясним это на примере предприятия, которое создает мобильные телефоны. Можно поставить миссия быть лидером в области этой сферы деятельности. Но она является слишком смутной и не объясняет, каким образом она достигается, и остается непонятным, какие средства и возможности предприятия используются при этом. Но можно поставить миссию быть лидером в области продаж телефонов, а для этого у предприятия должен быть высокий уровень рентабельности, что позволило бы установить невысокие цены на товар, или хорошее качество телефонов. Миссия лидерства в области ноу-хау предполагает создание высоко профессиоанального научно-технического персонала, высокий технологически уровень производства. Миссия фирмы не является выполнимой, иначе она бы перестала существовать после ее достижения.

Для напоминания о миссии фирмы часто используют различные лозунги. С их помощью руководство сплачивает коллектив, а также привлекает к себе потребителей. «Мы впереди планеты всей», «мы всегда найдем выход», «мы знаем, что вам нужно» - вот лишь немногие примеры лозунгов, используемых различными фирмами.

1.2 Стратегические цели

На основе философии фирмы и ее предназначения, то есть ее миссии, руководством устанавливаются краткосрочные и долгосрочные цели.

Цели – конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых бы хотела достичь организация.

Цели фирмы принято делить на 2 типа: стратегические и финансовые цели. Вторые мы рассмотрим позже.

Стратегия фирмы – программа действий, определяющая развитие фирмы и соответствующее ему управление

Стратегические цели направлены на укрепление конкретных позиций фирм на рынке. Стратегические цели относятся к конкурентоспособности фирмы и направлены на обеспечение более высоких темпов роста, чем в среднем по отрасли, на увеличение доли рынка, на улучшение качества продукции и предоставляемых услуг по сравнению с конкурентами, на достижение низкого уровня издержек, на улучшение репутации фирмы. Проникновение на зарубежные рынки, использование передовых технологий и развитие различных возможностей роста также являются стратегическими целями.

Заданная цель заключает в себе ряд желаемых результатов, для достижения которых требуются определенные усилия и организованные действия. Стремление перейти от существующего положения к желаемому заставляет фирму быть более изобретательной, улучшать свои финансовые показатели и деловую репутацию, что потребует сосредоточения всех возможностей фирмы.

Стратегические цели определяет, как правило, главный менеджер фирмы. Планируемые цели могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Первые направлены на немедленное получение желаемых результатов, вторые - заставляют задуматься над тем, что необходимо предпринять сейчас, чтобы укрепить положение фирмы и улучшить показатели работы в долгосрочной перспективе.

Возьмем для примера промышленное предприятие. Долгосрочной целью может быть повышение качества товара, внедрение новых технологий производства, популяризация своего товара через отдел маркетинга и др. Краткосрочные цели: сокращение объема производства, введение новой системы опаты труда для персонала, применение новой технолгии в производстве.

Если руководитель (главный менеджер) не может непосредственно контролировать деятельность всех функциональных отделов, то на предприятии разрабатвается долгосрочное и краткосрочное стратегическое планирование.

Задача менеджера по созданию и реализации стратегии в предпринимательской организации состоит из пяти взаимосвязанных частей:

- Определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений ее развития - т.е. необходимо обозначить цели и долгосрочные перспективы развития.

- Превращение общих целей в конкретные направления работы. На этом этапе ставятся задачи для функциональных отделов

- Эффективная реализация выбранной стратегии.

- Оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение

корректив в долгосрочные основные направления деятельности, в цели, в стратегию или в ее осуществление в свете приобретенного опыта, изменившихся условий, новых идей или новых возможностей.

Задача составления стратегии включает в себя разработку плана действий или намеченной стратегии и их адаптирование к изменяющейся ситуации. Текущая стратегия компании составляется менеджером с учетом событий, происходящих как внутри, так и за пределами фирмы. Однако обстановка постоянно изменяется, будь то важное открытие в области технологии, успешный вывод конкурентом на рынок нового товара, новая государственная регламентация и политика, расширение интересов покупателей в той или иной области и т.д. Всегда остается определенная степень неуверенности в будущем, и менеджер не может предусмотреть все стратегические действия заранее и следовать этим намеченным маршрутам, не внося изменений. Таким образом, стратегия компании состоит из запланированных действий (намеченная стратегия) и необходимых поправок в случае непредвиденных обстоятельств (незапланированные стратегические решения).

Для достижения цели функциональные подразделения фирмы получают определенные задачи, к рассмотрению которых мы перейдем в следующей главе.

1.3 Финансовые цели.

Финансовый менеджмент - управление финансами хозяйствующих субъектов, финансовые анализ, планирование, а также нахождение и распределение капитала. Финансовый менеджмент - это также и вид управленческой деятельности. Он представляет собой систему воздействия финансового менеджера на объект его управления с целью совершенствования последнего.

Финансовые цели обязательны, так как при нехватке финансовых средств компания может остаться без ресурсов необходимых ей для роста и процветания. Стратегические цели направлены на укрепление конкретных позиций компаний на рынке. Финансовые цели предполагают увеличение таких показателей, как объем прибыли, отдача от инвестиций, приток наличности, размеры займов и дивидендов.

Цели финансового менеджмента вытекают из целей хозяйствующего субъекта и его экономической стратегии. Следовательно, цели финансового менеджмента и предприятия совпадают. Цели финансового менеджмента взаимосвязаны между собой, к ним относятся:

- максимизация рентабельности, максимальная отдача от вложенных издержек

- достижение конкурентоспособного уровня прибыли, рост доходов

собственника, менеджеров, персонала фирмы и усиление мотивации их труда. Это достигается путем повышения зарплат, введение системы вознаграждения за сверхурочную работу и т.д.

- повышение уровня управления капиталом, оптимизация потоков денежных средств. Финансовая дирекция и финансовый менеджер не могут полностью конртолировать денежные потоки на предприятии. К примеру, средства, выделенные на популяризацию товара в маркетинговый отдел, могут неправильно распределяться, или кто-то может присвоить эти средства как награду за проделанную работу.

- упрочение завоеванных позиций в конкурентной борьбе, финансовое обеспечение конкурентного преимущества на рынках, обеспечение «прорывов» в необходимых направлениях деятельности и др. Эта цель относится к долгосрочным целям и предполагает долгосрочное планирование и исследования «внешней среды» предприятия, на котором происходит конкурентная борьба.

Для достижения финансовых целей осуществляется финансовое планирование. Финансовое планирование может быть долгосрочным, стратегическим (на срок свыше двух лет), среднесрочным (один-два года), краткосрочным, или текущим (на срок до одного года), и оперативным (менее одного месяца). В силу специфики российской экономики наиболее распространены краткосрочное и оперативное планирование. Выделяют балансовые планы, т.е. планы динамики активов предприятия в целом, его структурных элементов, а также планы применяемых финансовых ресурсов. Балансовый план позволяет оптимизировать соотношения между оборотными и внеоборотными, собственными и заемными средствами, а также между другими элементами активов. Финансовому планированию предшествует финансовое прогнозирование, эту функцию отдела мы рассмотрим в следующей главе.

2. Задачи функциональных отделов

2.1 Задачи и функции производственного отдела.

Производственный менеджмент осуществляется на основе планирования, организации работ (распорядительство), координации, мотивации труда, контроля хода за исполнением решений и регулированием хода производства. Производственные подразделения предприятия действуют и развиваются в соответствии с определенными целями. Цели и задачи - это те конечные рубежи к достижению которых направлена деятельность коллектива цеха. Каждое подразделение может иметь свои цели и задачи, которые, как правило, ставятся главным менеджером. В конечном итоге основная управленческая цель остается одной и той же для каждого из них: безусловное выполнение заданной производственной программы выпуска продукции и достижения при этом минимальных затрат материалов, труда, времени и денежных средств. Для достижения целей в процессе производственного менеджмента необходимо целенаправленно воздействовать на коллективы цехов, отдельных работников, координации их деятельности. Для реализации указанных воздействий используют функции, методы и организационную структуру управления. Рассмотрим их применительно к условиям производственного менеджмента. Основными функциями производственного менеджмента являются: организация, нормирование, контроль и регулирование, планирование и координация. Функция организация отражает структуру управляемой и управляющей системы, обеспечивающей процесс производства продукции и целенаправленное воздействие на коллектив людей, реализующих этот процесс. Организация и система производственного менеджмента тесно связаны. Совершенствование организации производства сопровождается совершенствованием системы управления. Функция нормирования - это разработка научно-обоснованных расчетных величин, устанавливающих количественную и качественную оценку различных элементов, используемых в процессе производства и управления. Функция организации и нормирования имеют двойственный характер. Функция организации характеризует создание (совершенствование) системы управления, а на стадии организации работ реализуется при непосредственном производственном менеджменте. Функция нормирования реализуется с помощью нормативных документов, инструкций при планировании системы. Функция планирование занимает центральное место, так как призвано строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ним целей. Планирование оказывает непосредственное влияние на деятельность руководства и аппарата управления. Разработка программ с помощью ЭВМ и экономико-математических методов, их строгая увязка по всем подразделениям, согласованност с располагаемыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами позволяет наиболее эффективно управлять производством. Функция координации призвана обеспечить согласованную и слаженную работу подразделений. Функция мотивации оказывает влияние на коллектив цеха в форме побудительных мотивов к эффективному труду. Примером таких побудительных мотивов могут быть повышение зарплаты, премии за качественную работу, надбавки за сверхурочную работу и т.д. Функция контроля проявляется в форме воздействия на коллектив людей посредством выявления, обобщения, анализа результатов хозяйственной деятельности и доведения их до руководителей подразделений. Функция регулирования. Производственные программы подвергаются воздействиям внутренней и внешней среды, в результате чего возникают нарушения. Эта функция призвана устранить выявленные отношения и перебои в ходе производства. 2.2 Задачи и функции маркетингового отдела. В этом разделе мы расскажем о трех основных функциях, на которых основана деятельность маркетингового отдела.

1. Аналитическая функция:

Изучение рынка — это первое, чем должен зани­маться специалист по маркетингу. Изучение рынка проводится по таким критериям, как его географическое положение, ем­кость, спецификация, количество конкурентов, состояние спро­са-предложения на продукт, который предприятие намерено производить (или даже производит) и предложить к продаже.

На любом рынке имеется множество потребителей, которые могут заинтересоваться продукцией или услугой компании. И здесь главное — определить среди них свою группу, т.е. провести сегментацию рынка. Каждое предприятие имеет свои методы маркетингового исследования в этой облас­ти, но общим является изучение: во-первых, структуры потребителей — по количеству, если это отдельные покупатели, и ве­личине, если это фирмы, по возрасту и полу, образовательному цензу, социальному положению, а во-вторых, запросов потреби­телей — объем закупок, реакция на появление новых товаров и на изменение цен. Затем необходимо изучить товарную структуру, чтобы опре­делить существующий ассортимент и выявить, есть ли продукт, подобный тому, который предприятие намерено предложить, а также каковы действующие на рынке стандарты, нормы, требо­вания к качеству товаров. Одновременно изучаются компании-конкуренты: товарное предложение и спрос на их продукцию, система сбыта, прогноз на будущее в плане конкуренции продукции.

2. Производственная функция.

На основе производственного маркетинга хотелось бы выделить две подфункции:

1. Организацию материально-технического снабжения:

Материально-техническое снабжение – это наиболее существенный элемент обеспечения производства. В условиях рыночной экономики предприятие обеспечивает свои потребности посредством закупки необходимых материально-технических ресурсов по прямым договорам купли-продажи, а также используя возможности оптового рынка.

Перед службой снабжения стоят достаточно сложные задачи, т.к. она должна обеспечить: скоординированные с планом производства по срокам и объемам поставки элементов материально-технического снабжения; наличие альтернативных источников снабжения; регулярность и определенную равномерность поставок во избежание затоваривания складского хозяйства, что неизбежно увеличивает накладные расходы; удовлетворительное качество поставляемого сырья; долговременный и устойчивый характер хозяйственных связей с поставщиками.

2. Управление качеством и конкурентоспособностью товаров:

Товар может стать конкурентоспособным только в том случае, если он будет отвечать такому многозначному понятию, как ка­чество. Строгое требование — соответствие стан­дартам, которые устанавливает государство, и которые закреплены законодательством. Это касается таких факторов, как качество, безопасность, экологичность, а также размеры и формы продукта. Однако этого недостаточно. Товар должен удовлетворять ожиданиям потребителя - технически, эксплуатационно, эсте­тически, по цене. А если он еще сможет способствовать удовлетворению высших потребностей - статусных, духовных - успех его на рынке бу­дет обеспечен. Качество товара в маркетинге — это степень удовлетворения по­требности, решения проблемы потребителя.

Оценка конкурентоспособности начинается с определения цели исследования: если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам; если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

3. Распределительно-сбытовые функции.

Охватывают все то, что происходит с продуктом после его производства, т.е. речь идет о продвижении его на рынок. Кроме непосредственных мер по сбыту продукции, таких как транспартировка, хранение товара, применяются также меры воздействия на рынок. Эти меры являются одними из основополагающих сфер деятельности маркетинга, они преследует цель способствовать успешной реализации товаров.

Цена — один из определяющих факторов действий потребителя. При формировании ценовой политики руководство предприятия должно понимать влияние конкурент­ной структуры рынка и устанавливать на свой продукт такие цены, чтобы овладеть запланированной долей рынка, обеспе­чить выживаемость и получить намеченную прибыль.

Рекламная кампания предприятия имеет целью создать у по­тенциального потребителя полное представление о своих товарах (услугах), включая их полный спектр, качество, стоимость. Рекла­му широко используют в маркетинговой деятельности — самостоя­тельно или с помощью специальных агентств. При этом произво­дитель стремится стимулировать спрос на конкретный товар, а также активизировать действия оптовых и розничных торговцев. Посредник пользуется рекламой преимущественно для того, чтобы создать положительное отношение к конкретному производителю, торговому предприятию, формам и методам обслуживания. Специалист по маркетингу должен знать все приемы и мето­ды организации рекламной кампании, а главное, правильно ис­пользовать в своей деятельности средства распространения рек­ламы, основными из которых являются: реклама в прессе (газе­ты, журналы); печатная реклама (проспекты, каталоги, справоч­ники, листовки, пресс-релизы и т.д.); реклама средствами веща­ния (радио и телевидение); наружная реклама (плакаты, газет­ные установки); реклама в местах продажи (витрины, вывески, упаковка, этикетки).

Функция и задачи финансового отдела.

Вот основные функции финансового менеджмента организации (функция планирования нами уже была рассмотрена):

Прогнозирование (от греч. prognosis ― предвидение) в финансовом менеджменте ― разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Эти прогнозы представляют собой предвидение соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая вариантность развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование может осуществляться на основе как экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденции изменения, так и прямого предвидения изменений. Эти изменения могут возникнуть неожиданно. Управление на основе их предвидения требует выработки у финансового менеджера определенного чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.

Функция организации в финансовом менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу

на базе каких-то правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т. п.

Регулирование в финансовом менеджменте ― воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов.

Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.

Контроль в финансовом менеджменте сводится к проверке организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и т.

п. Посредством контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, вскрываются

дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы, в организацию финансового менеджмента.

Заключение.

В данной Курсовой Работе мы рассмотрели определения целей и задач фирмы, какие виды целей существуют, какие миссии они (фирмы) могут определить для себя, какие факторы влияют на их определение.

Нами была предпринята попытка разобраться, какие задачи стоят перед основными функциональными отделами фирмы, такими как финансовая дирекция, маркетинговый и производственный отделы. Подробно рассмотрели основные функции этих отделов. Во время написания данной работы мы пытались подробно расмотреть механизм определения целей, выяснить основные проблемы, возникающие в ходе этого процесса, а также максимально ясно изложить свои мысли.

Список использованной литературы

Фатхутдинов Р. А. «Производственный менеджмент»

Виханский О.С. «Менеджмент»

Гольдштейн Г.Я. «Стратегический менеджмент»

Котлер Ф., Келлер К. Л. "Маркетинг менеджмент.

Интернет-ресурсы:

www.inventech.ru

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15   ..