Министерство образования и науки Украины
Показатели
|
2006 г.
|
2007 г.
|
Кол-во ГТД (шт.)
|
Стоимость товаров (тыс. дол. США)
|
Кол-во ГТД (шт.)
|
Стоимость товаров (тыс. дол. США)
|
Экспорт всего
В том числе:
- по бартерным сделкам
- с паспортом сделки*
Импорт всего
В том числе:
- по бартерным сделкам
- с паспортом сделки
|
10412
2823
4358
10057
1354
214
|
546736,3
141541,7
325384,0
421145,3
127912,2
29528,8
|
7496
1854
3105
8307
566
368
|
520774,8
133136,7
300631,7
407821,5
93110,7
50778,5
|
* Оформление паспорта сделки означает, что оплата вывозимого (ввозимого) товара будет осуществляться в иностранной валюте.
Внешнеэкономическая деятельность Украины, в том числе и в зоне деятельности Харьковской таможни, за период с 2004 по 2007 гг. заметно активизировалась. Об этом говорит существенное увеличение (на 60,2 %) в 2007 году по сравнению с 2004 годом количества участников внешнеэкономической деятельности (с 627 участников в 2004 г. до 1055 – в 2007 г.). Участники внешнеэкономической
деятельности в большинстве случаев заключают контракты в зоне деятельности Харьковской таможни со следующими странами:
а) страны СНГ: Россия, Беларусь, Литва, Латвия, Эстония, Казахстан, Армения, Азербайджан, Грузия
;
б) страны дальнего зарубежья: Китай, Япония, Финляндия, Нидерланды, Великобритания, Италия, Таиланд.
Годы
|
Количество участников внешнеэкономической деятельности (шт.)
|
2004
|
627
|
2005
|
816
|
2006
|
1031
|
2007
|
1055
|
В Харьковской таможне 27 подразделений, условно объединяемые в пять крупных блоков, каждый из которых курирует отдельный заместитель начальника таможни.
В резу
льтате Госу
дарственный таможенный комитет Украины непрерывно осу
ществляет работу по выработке модели специалиста в таможенном деле, профессионально-квалификационных характеристик различных категорий служащих, критериев и методов оценки кадров при их выдвижении, аттестации и переаттестации. В практической работе делается попытка сформировать современные требования подбора кадров в таможенные органы.
Анализ кадровой политики предприятия.
Принципы отбора кадров на предприятии.
Происходящие в Украине и за ее пределами масштабные политические и экономические перемены привели и приводят к значительным переменам в инфраструктуре таможенных органов Украины, содержании их деятельности, увеличению объемов работы, к количественным и качественным из
менениям в структуре персонала. Чрезвычайно у
сложнились у
словия отбора, расстановки, обу
чения и воспитания кадров.
В настоящее время можно говорить не только о мерах, направленных на кадровое обеспечение таможенных органов Украины в интересах более качественного выполнения стоящих перед ними задач, а уже о кадровой политике как о сфере деятельности таможенных органов.
Профессионал, то есть человек, владеющий комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в рез
ультате углубленной общей и специальной подготовки и опыта работы, необходим в любом деле, в том числе и таможенном. Хотя профессионализм как принцип подбора, расстановки и перемещения кадров одинаково важен для органов, осуществляющих каждую из конституционно закрепленных трех ветвей государственной власти, в органах исполнительной власти, к которым, как уже известно, относятся таможенные органы, он имеет специфическое содержание, особые черты и формы проявления. Что касается всех государственных служащих, каковыми являются и таможенные служащие, то их профессионализм, прежде всего, предполагает знание особенностей соответствующей управляемой сферы, то есть наличие определенного образования. Кроме того, государственный служащий должен обладать знаниями в области теории управления, конституционного, административного и других отраслях права, относящихся к их должностям.
Первоосновой профессионализма является
компетентность, то есть не только з
нание каких-то вопросов, осведомленность о них, но и правомочность их обсуждать и решать.
Государственная служба, в том числе и таможенная служба, призвана стать профессио
нальной
на всех ее уровнях.
В результате Государственный таможенный комитет Украины непрерывно осуществляет работу по выработке модели специалиста в таможенном деле, профессионально-квалификационных характеристик различных категорий служащих, критериев и методов оценки кадров при их выдвижении, аттестации и переаттестации. В данной практической работе делалась попытка сформировать современные требования подбора кадров в таможенные органы.
Один из критериев отбора персонала − это требование высшего образования как такового, вне связи с его спецификой. Это объясняется тем, что высшее образование рассматривается скорее как показатель общего уровня культуры, эрудиции и интеллекта человека.
На процесс подбора кадров, прежде всего, оказывает влияние организационная структура таможни. Подразделения Харьковской
таможни можно условно объединить в пять блоков:
- финансово-экономический;
- правоохранительный;
- таможенного оформления;
- кадровый;
околотаможенной инфраструктуры.
Должностные лица первых трех блоков находятся в постоянном взаимодействии с участниками внешнеэкономической деятельности.
Кадровый блок осуществляет работу с персоналом таможни по подбору и расстановке кадров, их обучению и движению, их воспитанию и укреплению трудовой дисциплины. Само название блоков и входящих в их состав подразделений говорит о том, какие профессии и специальности становятся приоритетными при подборе кадров для таможни. Например, для сотру
дников финансово-экономического
блока на сегодняшний день обязательным является экономическое образование. Аналогичным образом складывается ситу
ация и в правоохранительном блоке, для слу
жащих которого на первое место выдвигается требование юридического образования. Инспекторам блока таможенного оформления зачастую требуются и экономические, и юридические знания, а кадрового блока − знания в области педагогики и психологии. Хотя это деление, как и деление на блоки, условно, поскольку почти все таможенные служащие в той или иной степени имеют дело с товарами, перемещаемыми участниками внешнеэкономической деятельности через таможенную границу Украины. А это значит, что экономические изменения в нашей стране затрагивают каждого сотрудника таможни и именно с точки зрения выполнения им своих служебных обязанностей, а не только как гражданина Украины.
Практически все должностные лица таможни на том или ином этапе своей деятельности встречаются с нарушениями таможенных правил и вступают в межличностное общение, как с участниками внешнеэкономической деятельности, так и друг с другом. В этом как раз и проявляется принцип «специализация +
универсализация» и особенности профессионализма и компетентности таможенных служащих, о которых упоминалось выше. С одной стороны, к должностному лицу таможни предъявляется требование быть непревзойденным специалистом в узкой сфере своей деятельности, обусловленной подразделением, в котором он служит. С другой сто
роны,
в непредвиденной ситу
ации инспектор таможни обязан проявить способность представить в своем лице таможенный орган, то есть одну
из ветвей исполнительной власти, не зависимо от того, должность какого у
ровня он занимает.
Помимо специального звания кандидату
на слу
жбу
в таможню необходимо обладать гибкими интеллекту
альными способностями, то есть быть легко обу
чаемым и переобу
чаемым, легко воспринимающим большие потоки информации. Большое значение имеют определенные физические данные, а в некоторых случаях − пол и возраст. Кандидат должен уметь подчиняться и соблюдать субординацию, то есть принять первичность организации по отношению к себе со всей ее иерархией.
И, естественно, никто не может спорить с Таможенным кодексом, который определяет, что должностными лицами таможенных органов могут быть только граждане Украины, о чем писалось выше.
Специальные условия требуют, чтобы кандидат не подвергался уголовному наказанию и не увольнялся из государственных и муниципальных учреждений за совершение дисциплинарных проступков. Кандидат должен быть способным нести службу в дневное и ночное время и иметь быструю реакцию.
На основе Инструкции о порядке отбора кадров на службу в таможенные органы Украины, разработанной Государственным таможенным комитетом, на Харьковской
таможне приказом ее начальника утвержден порядок отбора кандидатов в Харьковскую
таможню, состоящий из 18 последовательных ступеней. Порядок представлен в табл. 1.
№ п/п
|
Проводимая работа
|
Ответственный
|
Примечание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
Поиск кандидатов
|
Начальник комплектуемого подразделения
|
2.
|
Индивидуальная беседа с кандидатом с целью проверки документов (удостоверение личности, об образовании и др.), первичной оценки кандидата и направления его в комплектуемое подразделение для дальнейшего изучения
|
Начальник отдела кадров
|
Мнение излагается в Листе изучения кандидата
|
3.
|
Индивидуальная беседа с кандидатом, сбор и изучение документов, характеризующих кандидата (по месту учебы, службы, предыдущей работы, жительства, личных рекомендаций сотрудников таможни) с целью определения профессиональной пригодности кандидата для обеспечения конкретного участка таможенной деятельности
|
Начальник комплектуемого подразделения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
4.
|
Разъяснение кандидату условий отбора, предупреждение его о необходимости прохождения медицинского освидетельствования, предъявления характеристики с предыдущего места работы, а также проверки в соответствии с законодательством Украины представляемых им сведений
|
Начальник комплектуемого подразделения
|
После получения достаточных оснований считать, что изучаемое лицо может быть рассмотрено в качестве кандидата
|
5.
|
Оформление письменного заявления кандидата с просьбой рассмотреть его в качестве кандидата на службу в таможню
|
Начальник комплектуемого подразделения
|
После получения достаточных оснований считать, что изучаемое лицо может быть рассмотрено в качестве кандидата
|
6.
|
Направление собранных в ходе изучения кандидата документов, в том числе заявления кандидата, в отдел кадров для дальнейшей работы
|
Начальник комплектуемого подразделения
|
Мнение излагается в Листе изучения кандидата
|
7.
|
Изучение и оценка документов изучения кандидата, поступивших из комплектуемого подразделения
|
Начальник отдела кадров
|
8.
|
Индивидуальная беседа с кандидатом с целью оформления документов (анкета, автобиография)
|
Начальник отдела кадров
|
1
|
2
|
3
|
4
|
9.
|
Направление запроса в отдел регистрации, учета и хранения оперативных материалов и уголовной статистики МТУ Украины
|
Начальник отдела кадров
|
В случае если кандидат ранее работал в таможенных органах
|
10.
|
Психологическое обследование кандидата, подготовка заключений и рекомендаций по результатам
|
Психолог таможни
|
В течение 3-х дней заключение направляется в отдел кадров
|
11.
|
Направление собранных в ходе изучения кандидата материалов в отдел собственной безопасности для дальнейшей работы
|
Начальник отдела кадров
|
12.
|
Индивидуальная беседа с кандидатом, изучение материалов на кандидата, организация в установленном порядке проверки сведений, содержащихся в них
|
Начальник отдела собственной безопасности
|
13.
|
Подготовка и направление в отдел кадров заключения с выводом о пригодности (непригодности) кандидата для работы в таможне, а также всех собранных в ходе изучения кандидата материалов
|
Начальник отдела собственной безопасности
|
В месячный срок с момента поступления материалов из отдела кадров. Мнение излагается в Листе изучения кандидата.
|
14.
|
Подготовка и направление кандидата на медицинскую комиссию для определения годности его к службе по состоянию здоровья
|
Начальник отдела кадров
|
1
|
2
|
3
|
4
|
15.
|
Оценка материалов изучения и индивидуальная беседа с кандидатом с целью определения его пригодности к службе в таможне
|
Зам. начальника таможни, курирующий данное подразделение, зам. начальника таможни по работе с личным составом
|
Мнение излагается в Листе изучения кандидата
|
16.
|
Подготовка заключения о приеме кандидата на службу
|
Начальник комплектуемого подразделения
|
Согласовывается с начальником ОК и начальником отдела собственной безопасности
|
17.
|
Оценка материалов изучения кандидата
|
Начальник таможни
|
В Листе изучения кандидата дается поручение начальнику отдела кадров о подготовке проекта приказа о приеме кандидата на службу
|
18.
|
Утверждение приказа о приеме кандидата на службу
|
Начальник таможни
|
Заключение приобщается к личному делу при приеме кандидата на службу, все другие материалы изучения кандидата накапливаются в отдельном деле и хранятся в отделе собственной безопасности
|
Таблица 1
Порядок отбора кандидатов на служб
у в Харьковскую
таможню.
Изу
чив табл. 1,
можно проследить аналогию с этапами, выделенными специалистами в области менеджмента, если перву
ю сту
пень в таблице назовем вербовкой, вторую − первичным изучением информации, третью − предварительным этапом, а ступени с четвертой по восемнадцатую − этапом селекции.
Это еще раз доказывает практическую применимость теоретических основ менеджмента как науки в отношении таможенной системы Украины и, в частности, Харьковской
таможни.
Поиск кандидатов осуществляется отделом кадров и руководителями структурных подразделений, имеющих вакансии. Вербовка используется в двух вариантах:
- индивидуальный − по рекомендациям, через
личные знакомства;
- массовый − по объявлениям.
И хотя первый вариант − более затруднителен, опыт показывает, что он используется в таможне гораздо чаще, так как на работу приглашается человек, о котором уже что-то известно. Но второй вариант имеет свое преиму
щество, поскольку
предполагает выбор наиболее подходящего работника из нескольких кандидатов.
Основная нагру
зка в процессе подбора кадров лежит на начальнике комплекту
емого подразделения. Именно ему как линейному менеджеру придется иметь дело с последствиями несоответствия уровня квалификации вновь принятого сотрудника официальным квалификационным требованиям по комплектуемой должности; именно непосредственному руководителю необходимо будет оценить рез
ультаты труда нового инспектора, решить вопросы его продвижения, перевода, отдыха и высвобождения.
Основная же задача кадровых структур таможни как штатных менеджеров заключается в планировании человеческих ресурсов организации, естественно, на основе «спущенного сверху» штатного расписания, то есть службе персонала необходимо определить потребности таможни в кадрах (с количественной и качественной стороны), выбрать источники ее удовлетворения, раз
работать определенные методы отбора и систему требований, предъявляемых к принимаемым сотрудникам, обеспечить формирование резерва пополнения, проанализировать практику этой работы с целью ее дальнейшего совершенствования.
Организационная структура кадровой политики предприятия.
В организационной структуре таможни, как и таможенной системе вообще, изначально
уже заложена основа для развития деловой карьеры, так как таможня − организация военизированная и строится по типу иерархии. Поэтому инспектор таможни не движется вверх по служебной лестнице только в двух случаях: или он плохо работает, или нет вакансии на более высоком уровне, что случается довольно часто. Конечно, сюда могут примешиваться и субъективные факторы, как, например, тип руководителя таможенного органа. Но в данном случае не будем принимать их во внимание.
Сравним данные по пополнению кадров Харьковской
таможни в 2006
и 2007 годах и проанализируем их в таблице 2.
№
п/п
|
Показатели
|
Количество принятых
|
2006 г.
|
2007 г.
|
Чел.
|
В % от общего кол-ва принятых в этом году
|
Чел.
|
В % от общего кол-ва принятых в этом году
|
Всего
|
95
|
41
|
1
|
Образование:
а) высшее
б) среднее специальное
в) среднее общее
|
62
15
18
|
62,5
15,8
19,0
|
36
3
2
|
87,8
7,3
4,9
|
2
|
Возраст:
а) до 30 лет
б) от 30 до 40 лет
в) старше 40 лет
|
50
38
7
|
52,6
40,0
7,4
|
30
11
0
|
73,2
26,8
-
|
3
|
Специфика образования:
а) экономист
б) юрист
|
15
5
|
15,8
5,3
|
5
2
|
12,2
4,8
|
Таблица 2.
Динамика пополнения кадров Харьковской таможни в 2006 -2007 гг.
Анализиру
я данные табл. 2,
можно сказать, что в 2007 год
у производился более тщательный отбор кандидатов − с высшим обра
зованием
принято на 22,6% больше, чем в 2006 году
. В 2007 год
у у
ру
ководства таможни и кадровых слу
жб было для этого больше времени, и была возможность выбирать. В 2004 − 2006 гг. приходилось укомплектовывать кадрами развивающуюся структуру таможни в короткие сроки. Кроме того, можно отметить значительное омоложение персонала таможни: количество вновь принятых сотрудников в возрасте до 30 лет увеличилось на 20,6%
, а в возрасте от 30 до 40 лет − сократилось на 13,2%
; что же касается со
трудников
в возрасте старше 40 лет, то в 2007 году их в тамож
ню не принимали.
Данные по принятым экономистам и юристам оставляют желать лу
чшего. В 2007 году
количество принятых сотрудников с экономическим и юридическим образованием даже снизилось:
по принятым экономистам − на 3,6 пу
нкта, по принятым юристам − на 0,5 пу
нкта.
Вновь принятые сотру
дники особенно не у
ху
дшили качествен
ный
состав персонала Харьковской таможни (см. табл. 3).
Если сравнить данные таблицы
3 за 2006 и 2007 год, то полу
чим совсем небольшие отклонения в ту
или другую
сторону
почти по всем показателям. Положительным является у
величение в 2007 году
количества экономистов в составе персонала таможни − даже всего на 0,7%
. А особенно важным является тот факт, что в 2007 году
количество сотру
дников со стажем от 2 до 5 лет уже составило 64,5%
от общей численности (сравним: в 2006 году их количество было равно 39,3%
).
А это один из признаков формирования кадрового потенциала организации.
Динамика качественного состава персонала Харьковской таможни в 2006 -2007 гг.
№ п/п
|
Показатели
|
Списочная численность
|
2006 г.
|
2007 г.
|
Чел.
|
В % от общего кол-ва принятых в этом году
|
Чел.
|
В % от общего кол-ва принятых в этом году
|
Всего
|
412
|
428
|
1
|
Образование:
а) высшее
б) среднее специальное
в) среднее общее
|
201
11
107
|
48,8
2,7
25,9
|
220
11
110
|
51,4
2,6
25,7
|
2
|
Возраст:
а) до 30 лет
б) от 30 до 40 лет
в) старше 40 лет
|
189
198
25
|
45,9
48,1
6,0
|
191
185
52
|
44,6
43,2
12,2
|
3
|
Специфика образования:
а) экономист
б) юрист
|
49
22
|
11,9
5,3
|
54
21
|
12,6
4,9
|
4
|
Стаж работы в таможенных органах:
а) до 1 года
б) от 1 года до 2 лет
в) от 2 до 5 лет
г) свыше 5 лет
|
117
133
162
0
|
28,4
32,3
39,3
-
|
68
79
276
5
|
15,9
18,5
64,5
1,1
|
Таблица 3
Для вновь принятых сотрудников Таможенным кодексом опреде
лена возможность установ
ления испытательного срока − до одного года. Организация, управление и оптимизация процесса прохождения испытательного
срока новыми сотрудниками − важные задачи кадровой политики в таможне. Именно в течение испытательного срока необходимо не только обеспечить возможность получения вновь принятым сотрудником уверенных знаний правовых, нормативно-методических и специальных вопросов таможенного дела, но и сформировать его сознание в соответствии с нормами таможенной этики, то есть нормами государственного человека, стоящего на защите экономических интересов страны. Выполнение вышеуказанных задач невозможно без планомерного комплексного
подхода к решению, как со стороны кадровых подразделений таможни, так и ее общественных структур
− Совета наставников и аттестационной комиссии, которая иначе еще называется у
чебно-методической. На Харьковской
таможне процесс профессиональной подготовки вновь принятых сотру
дников в период испытательного срока орга
низован
по нижепредставленной
схеме (схема 1) и контролиру
ется заместителем начальника таможни по работе с личным составом, так как он имеет возможность организовать взаимодействие всех структур, представленных в ней.
Предлагаемая схема 1 позволяет организационно и структурно
охватить весь период испытательного срока вновь принятого сотру
дника и содержит три основных этапа:
- первоначальный (ознакомительный);
- обу
чения на ку
рсах первоначальной подготовки;
- заключительный (предаттестационный).
Прием на работу в таможенные органы
|
|
I этап
II этап
Схема 1. Этапы профессиональной подготовки вновь принятого сотрудника таможни в период прохождения испытательного срока.
Рассмотрим более подробно мероприятия, составляющие содержание каждого из предложенных этапов, и порядок их выполнения.
1.
Первоначальный этап.
Данный этап испытательного срока вновь принятого сотрудника начинается с момента подписания начальником таможни приказа о приеме на работу в одно из структурных таможенных подразделений и продолжается до зачисления его слушателем курсов первичной профессиональной подготовки в течение трех месяцев. Главную роль в адаптации новичка на рабочем месте играет наставник.
Поэтому особо важное значение приобретает правильный подбор начальником полразделения и Советом наставников его кандидатуры, а также личные качества и ответственный подход к делу самого наставника.
Назначение наставника производится приказом начальника таможни из числа резерва на основании рапорта с данными на предлагаемого к назначению. На основании рапорта, согласованного с Советом наставников, издается приказ по таможне о данном назначении. Далее работа наставника строится согласно Положения о наставничестве таможни по индивидуальному плану ознакомления подшефного с вопросами внутреннего распорядка службы, правилами и мерами безопасности, а также основными статьями Таможенного кодекса Украины, технологиями и спецификой работы подразделения.
После выполнения всех пу
нктов плана первоначальный этап испытательного срока считается з
аконченным, и согласно схеме сотру
дник включается в состав гру
ппы слу
шателей ку
рсов отдела подготовки кадров таможни.
2. Обу
чение на курсах первичной профессиональной подготовки на базе отдела подготовки кадров.
Цель второго этапа заключается в обучении вновь принятых сотрудников правовой и нормативно-методической основам таможенного дела, устройству и способам применения технических средств таможенного контроля и связи, в наработке практических навыков применения полученных знаний в повседневной работе.
Данный этап продолжается три месяца и включает в себя:
- курс теоретического обучения (1 месяц) со сдачей комплексного итогового экзамена;
- практическую стажировку слушателей на объектах таможни (1 месяц);
- стажировку сотрудника непосредственно на своем рабочем месте (1 месяц).
Организация второго этапа обучения и контроль за ходом его выполнения осуществляется отделом подготовки кадров совместно с Советом наставников и учебно-методической комиссией. После выполнения всех перечисленных мероприятий второй этап считается завершенным.
3. Заключительный (предаттестационный)
этап испытательно
го
срока вновь принятого сотру
дника включает в себя подготовку
к аттестации. Основной задачей этого этапа является обобщение приобретенных теоретических знаний по вопросам таможенного дела и практических навыков по процеду
ре контроля для самостоятельной работы молодого сотрудника в любом оперативном подразделении таможни.
Ответственное отношение руководителей всех звеньев к становлению молодых сотрудников таможни, качественная организация этого процесса позволяет в короткие сроки подготовить специалистов таможенного дела, способных достаточно свободно и грамотно выполнять возложенные на них обязанности по таможенному оформлению и контролю в условиях постоянного изменения и развития таможенной политики Украины.
Оценка и характеристика предприятия.
Кадры являются самым значительным ресу
рсом любого общества, любой страны и любой организации. Недаром в западных экономически развитых странах, говоря об у
правлении кадрами, подразу
меваются именно «человеческие ресу
рсы».
В Украине же в период становления рыночных отношений на первый план также выдвигается потребность не в «кадрах», а именно в «человеческих ресурсах».
Однако весьма распространена практика малоэффективного их использования. Часть специалистов не могут найти работу или имеют работу более низкого уровня сложности, чем их действительный потенциал.
Нау
чные основы менеджмента в значительной степени применяются на практике в отношении таможенной системы Украины и, в частности, Харьковской
таможни как составного ее элемента.
Мною дана характеристика Харьковской таможне с точки зрения типов организации, выделяемых специалистами-менеджерами. На примере Харьковской таможни бала исследована работ
а всех семи законов, обязательных для любой организации. В структуре
таможенной системы Украины и организационной структуре
Харьковской таможни соблюдены нау
чные принципы построения организационных структур.
При анализе схемы у
правления Харьковской таможней прослежено в ее основе нау
чно разработанные схемы у
правления.
В работе с персоналом на Харьковской таможне довольно четко разграничены фу
нкции линейных и штатных менеджеров. Система подбора, профессиональной адаптации и расстановки кадров в таможне хотя и не доросла до маркетинга персонала, но строится исходя из рекомендаций менеджеров-теоретиков. Необходимость процесса развития карьеры заложена в самой структуре таможенной системы Украины. Практически, все составные элементы, этапы и движущие мотивы процесса развития карьеры в таможне соответствуют выведенным теоретически. Плановые начала процесса развития служебной карьеры также характерны для Харьковской таможни, хотя они пока еще слабо развиты.
В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
Кадровая политика на Харьковской таможне, то есть комплекс согласованных правовых, организационно-управленческих,
социально-психологических мер, направленных на формирование необходи
мых
кадровых ресу
рсов и обеспечение эффективной деятельности по решению поставленных перед таможней задач, осу
ществляется с у
четом нау
чных основ управления персоналом как самостоятельного вида деятельности в области менеджмента.
Работа с персоналом в таможне проводится по следующим направлениям:
- своевременное пополнение подразделений кадрами;
- оптимизация организационно-штатной структуры, рациональная расстановка кадров;
- обеспечение высокого уровня профессионализма, условий для всестороннего развития личности каждого работника;
- мотивация кадров к эффективной служебной деятельности.
Работа с персоналом в таможне осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1. Обеспечение строгого соблюдения требований законов, установленных норм и правил, регламентирующих жизнедеятельность работников, персональная ответственность з
а выполнение ими служебного и профессионального долга.
2.
Доверие и уважение к работникам, объективная оценка их качеств и результатов служебной деятельности.
3. Создание условий для профессионального роста кадров, творческого исполнения ими своих служебных обяз
анностей.
4. Единоначалие с использованием в его пределах возможностей коллегиальных органов.
5. Оптимальное сочетание опытных и молодых работников, преемственность в руководстве, планомерное движение кадров.
6. Гласность, систематическое информирование работников по вопросам работы с кадрами.
Главным критерием оценки эффективности работы с персоналом в таможне являются резу
льтаты его деятельности в решении возложенных на него задач.
Тем не менее, работа с персоналом на Харьковской
таможне ну
ждается в совершенствовании. Поскольку
таможня является исполнительным органом в иерархии таможенной системы, совершенствование кадровой политики в отдельно взятой таможне вне ее прямой зависимости от кадровой политики в таможенной системе в целом невозможно.
Для повышения эффективности кадровой работы, результатом которой является успешное выполнение поставленных перед Харьковской таможней задач, для создания предпосылок и потенциальных возможностей для развития карьеры служащих таможни необходимо осу
ществить комплекс дополнительных мер:
1. Разработать методику определения нагрузки таможенных служащих и внедрить научно обоснованные межотраслевые и ведомственные нормативы труда.
2.
Разработать квалификационные требования к различным категориям сотру
дников таможенных органов всех уровней.
3.
Внедрить современные методики поиска, подбора, проверки и определения профессиональной пригодности претендентов на служб
у в таможенных органах.
4. Обеспечить пополнение кадров таможни специалистами по таможенному
делу
, подготовленными на баз
е Украинской таможенной академии, ее филиалов, дру
гих ву
зов и колледжей.
5. Обеспечить следующие возможности для непрерывного роста квалификации кадров таможни:
- ввести практику обязательного обучения на курсах повышения квалификации для всех служащих таможни по направлению их деятельности раз в три-четыре года на базе регионального таможенного управления и Государственного таможенного комитета;
- расширить контакты служащих таможни с должностными лицами вышестоящих органов соответствующего направления деятельности на местах − непосредственно в подразделениях таможни − для решения оперативных вопросов, для проведения «круглого стола» теоретиков и практиков таможенного дела;
- распределять по таможням большее количество мест для обучения в Украинской таможенной академии и ее филиалах;
- обеспечивать должностных лиц таможни возможностью получения дополнительного профессионального образования, которого требует специфика подразделения, (например, обучение на бухгалтерских курсах, компьютерная подготовка и так далее) за счет средств таможни;
- расширить практику
проведения семинаров по различным направлениям деятельности таможни на базе дру
гих таможен, региональных таможенных управлений
и Госу
дарственного таможенного комитета.
6. Совершенствовать кадрову
ю слу
жбу
в таможне, оснастить ее современными техническими средствами и методиками работы с персоналом.
7. Совершенствовать работу по ротации кадров, а именно, расширить практику осуществления ротации между таможенными органами, предварительно уточнив ее правовую основу и подготовив материально-техническую базу перемещения кадров.
8.
Расширить направления работы по формированию резерва кадров на выдвижение, а именно:
- проводить с резервом кадров руководящ
его и среднего звена таможни эксперимент «Дублер»;
- осуществлять работу по выбору «лучшего таможенника
» с последующим зачислением его в резерв кадров на выдвижение;
- расширить практику стажировок рез
ервистов в других таможнях и вышестоящих таможенных органах.
9.
Осуществить мероприятия по развитию психологической службы таможни, оснастив ее современными техническими средствами и методиками, для эффективной работы с персоналом таможни по всем направлениям деятельности психолога, установленным вышестоящими таможенными органами.
10. Расширить издание учебной и справочной литературы и обеспечить таможни необходимым количеством экземпляров.
Заключение.
В результате прохождения практики были применены и закреплены пройденные теоретические знания по курсу «Менеджмент организации и управление трудовыми ресурсами», а также смежных дисциплин, приобретение практических навыков в области управления конкретным направлением менеджмента, а также приобретение практических навыков работы по специальности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Таможенный кодекс Украины. − Х.:
Фактор 2006.(Серия законодательства)
2. Веснин В. Р.
Основы менеджмента: Учебное издание. − К.:
Триада Лтд,
2003.
3. Герчикова
И.Н.
Менеджмент: Учебное издание 2-е дополненное и переработанное. − М.:
Банки и биржи, издательское объединение ЮНИТИ,
2005.
4. Шекшня
С. В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие. − М.:
Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2003.
5. Габричидзе
Б. Принцип профессионализ
ма в госу
дарственной слу
жбе //
Госу
дарство и право. − 2002. − № 12.
6. Маусов
Н. Менеджмент персонала − ключевое звено внутрифирменного управления //
Проблемы теории и практики управления. − 2002. − № 6.
7. Мишин А.К. В кадре − кадровые службы //
ЭКО. − 1996. − № 9.
8. Организация деятельности практики психолога в таможенных органах: Кодекс профессиональной этики психологов. − К.:
Государственный таможенный комитет Украины. − 1999.
9. Саруханов
Э.
, Сотникова
С. Как готовить кадры для предприятий //
Проблемы теории и практики управления. − 2004. − № 4.
10. Саруханов
Э.
, Сотникова
С. Маркетинг персонала на предприятии //
Проблем
ы теории и практики управления.
− 2006. − № 1.
11. Страуссмен
Дж.
Стратегический госу
дарственный менеджмент //
Проблемы теории и практики у
правления. − 2005. − № 1.
12. Таможенные вести: ежемесячник. − Донецк. − 2005-06 гг.
13. Таможенный вестник: ежемесячник. − Государственный таможенный комитет Украины. − 2006-07 гг.
содержание ..
699
700
701 ..
|