Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  699  700  701   ..

 

 

Отчёт по практике - Менеджмент организации и управление трудовыми ресурсами

Отчёт по практике - Менеджмент организации и управление трудовыми ресурсами

Министерство образования и науки Украины

Показатели

2006 г.

2007 г.

Кол-во ГТД (шт.)

Стоимость товаров (тыс. дол. США)

Кол-во ГТД (шт.)

Стоимость товаров (тыс. дол. США)

Экспорт всего

В том числе:

- по бартерным сделкам

- с паспортом сделки*

Импорт всего

В том числе:

- по бартерным сделкам

- с паспортом сделки

10412

2823

4358

10057

1354

214

546736,3

141541,7

325384,0

421145,3

127912,2

29528,8

7496

1854

3105

8307

566

368

520774,8

133136,7

300631,7

407821,5

93110,7

50778,5

* Оформление паспорта сделки означает, что оплата вывозимого (ввозимого) товара будет осуществляться в иностранной валюте.

Внешнеэкономическая деятельность Украины, в том числе и в зоне деятельности Харьковской таможни, за период с 2004 по 2007 гг. заметно активизировалась. Об этом говорит существенное увеличение (на 60,2 %) в 2007 году по сравнению с 2004 годом количества участников внешнеэкономической деятельности (с 627 участников в 2004 г. до 1055 – в 2007 г.). Участники внешнеэкономической деятельности в большинстве случаев заключают контракты в зоне деятельности Харьковской таможни со следующими странами:

а) страны СНГ: Россия, Беларусь, Литва, Латвия, Эстония, Казахстан, Армения, Азербайджан, Грузия ;

б) страны дальнего зарубежья: Китай, Япония, Финляндия, Нидерланды, Великобритания, Италия, Таиланд.

Годы

Количество участников внешнеэкономической деятельности (шт.)

2004

627

2005

816

2006

1031

2007

1055

В Харьковской таможне 27 подразделений, условно объединяемые в пять крупных блоков, каждый из которых курирует отдельный заместитель начальника таможни.

В резу льтате Госу дарственный таможенный комитет Украины непрерывно осу ществляет работу по выработке мо­дели специалиста в таможенном деле, профессионально-квалифика­ционных характеристик различных категорий служащих, критериев и методов оценки кадров при их выдвижении, аттестации и переат­тестации. В практической работе делается попытка сформиро­вать современные требования подбора кадров в таможенные органы.

Анализ кадровой политики предприятия.

Принципы отбора кадров на предприятии.

Происходящие в Украине и за ее пределами мас­штабные политические и экономические перемены привели и приво­дят к значительным переменам в инфраструктуре таможенных орга­нов Украины, содержании их деятельности, увеличению объемов ра­боты, к количественным и качественным из менениям в структуре персонала. Чрезвычайно у сложнились у словия отбора, расстановки, обу чения и воспитания кадров. В настоящее время можно говорить не только о мерах, направленных на кадровое обеспечение тамо­женных органов Украины в интересах более качественного выполне­ния стоящих перед ними задач, а уже о кадровой политике как о сфере деятельности таможенных органов.

Профессионал, то есть человек, владеющий комплексом специ­альных знаний и практических навыков, приобретенных в рез ульта­те углубленной общей и специальной подготовки и опыта работы, необходим в любом деле, в том числе и таможенном. Хотя профес­сионализм как принцип подбора, расстановки и перемещения кад­ров одинаково важен для органов, осуществляющих каждую из кон­ституционно закрепленных трех ветвей государственной власти, в органах исполнительной власти, к которым, как уже извест­но, относятся таможенные органы, он имеет специфическое содер­жание, особые черты и формы проявления. Что касается всех государственных служащих, каковыми являются и таможенные служа­щие, то их профессионализм, прежде всего, предполагает знание особенностей соответствующей управляемой сферы, то есть нали­чие определенного образования. Кроме того, государственный слу­жащий должен обладать знаниями в области теории управления, конституционного, административного и других отраслях права, относящихся к их должностям.

Первоосновой профессионализма является компетентность, то есть не только з нание каких-то вопросов, осведомленность о них, но и правомочность их обсуждать и решать. Государственная служ­ба, в том числе и таможенная служба, призвана стать профессио нальной на всех ее уровнях.

В результате Государственный таможенный комитет Украины непрерывно осуществляет работу по выработке мо­дели специалиста в таможенном деле, профессионально-квалифика­ционных характеристик различных категорий служащих, критериев и методов оценки кадров при их выдвижении, аттестации и переат­тестации. В данной практической работе делалась попытка сформиро­вать современные требования подбора кадров в таможенные органы.

Один из критериев отбора персонала − это требование высше­го образования как такового, вне связи с его спецификой. Это объясняется тем, что высшее образование рассматривается скорее как показатель общего уровня культуры, эрудиции и интеллекта человека.

На процесс подбора кадров, прежде всего, оказывает влияние организационная структура таможни. Подраз­деления Харьковской таможни можно условно объединить в пять блоков:

- финансово-экономический;

- правоохранительный;

- таможенного оформления;

- кадровый;

околотаможенной инфраструктуры.

Должностные лица первых трех блоков находятся в постоян­ном взаимодействии с участниками внешнеэкономической деятель­ности. Кадровый блок осуществляет работу с персоналом таможни по подбору и расстановке кадров, их обучению и движению, их воспитанию и укреплению трудовой дисциплины. Само название блоков и входящих в их состав подразделений говорит о том, какие профессии и специальности становятся при­оритетными при подборе кадров для таможни. Например, для сотру дников финансово-экономического блока на сегодняшний день обязательным является экономическое образование. Аналогичным образом складывается ситу ация и в правоохранительном блоке, для слу жащих которого на первое место выдвигается требование юридического образования. Инспекторам блока таможенного оформ­ления зачастую требуются и экономические, и юридические знания, а кадрового блока − знания в области педагогики и психологии. Хотя это деление, как и деление на блоки, условно, поскольку почти все таможенные служащие в той или иной степени имеют де­ло с товарами, перемещаемыми участниками внешнеэкономической деятельности через таможенную границу Украины. А это значит, что экономические изменения в нашей стране затрагивают каждого сотрудника таможни и именно с точки зрения выполнения им своих служебных обязанностей, а не только как гражданина Украины.

Практически все должностные лица таможни на том или ином этапе своей деятельности встречаются с нарушениями таможенных правил и вступают в межличностное общение, как с участниками внешнеэкономической деятельности, так и друг с другом. В этом как раз и проявляется принцип «специализация + универсализа­ция» и особенности профессионализма и компетентности таможен­ных служащих, о которых упоминалось выше. С одной стороны, к должностному лицу таможни предъявляется требование быть непре­взойденным специалистом в узкой сфере своей деятельности, обу­словленной подразделением, в котором он служит. С другой сто роны, в непредвиденной ситу ации инспектор таможни обязан про­явить способность представить в своем лице таможенный орган, то есть одну из ветвей исполнительной власти, не зависимо от того, должность какого у ровня он занимает.

Помимо специального звания кандидату на слу жбу в таможню необходимо обладать гибкими интеллекту альными способностями, то есть быть легко обу чаемым и переобу чаемым, легко воспринима­ющим большие потоки информации. Большое значение имеют опреде­ленные физические данные, а в некоторых случаях − пол и воз­раст. Кандидат должен уметь подчиняться и соблюдать суборди­нацию, то есть принять первичность организации по отношению к себе со всей ее иерархией.

И, естественно, никто не может спорить с Таможенным кодек­сом, который определяет, что должностными лицами таможенных органов могут быть только граждане Украины, о чем писалось выше.

Специальные условия требуют, чтобы кандидат не подвергал­ся уголовному наказанию и не увольнялся из государственных и муниципальных учреждений за совершение дисциплинарных проступ­ков. Кандидат должен быть способным нести службу в дневное и ночное время и иметь быструю реакцию.

На основе Инструкции о порядке отбора кадров на службу в таможенные органы Украины, разработанной Государ­ственным таможенным комитетом, на Харьковской таможне приказом ее начальника утвержден порядок отбора кандидатов в Харьковскую тамож­ню, состоящий из 18 последовательных ступеней. Порядок пред­ставлен в табл. 1.

№ п/п

Проводимая работа

Ответственный

Примечание

1

2

3

4

1.

Поиск кандидатов

Начальник комплектуемого подразделения

2.

Индивидуальная беседа с кандидатом с целью проверки документов (удостоверение личности, об образовании и др.), первичной оценки кандидата и направления его в ком­плектуемое подразделение для дальнейшего изучения

Начальник отдела кад­ров

Мнение изла­гается в Ли­сте изучения кандидата

3.

Индивидуальная беседа с кандидатом, сбор и изучение документов, характе­ризующих кандидата (по месту учебы, службы, предыдущей работы, жительст­ва, личных рекомендаций сотрудников таможни) с целью определения профес­сиональной пригодности кандидата для обеспечения конкретного участка тамо­женной деятельности

Начальник комплектуемо­го подразде­ления

1

2

3

4

4.

Разъяснение кандидату условий отбора, предупреждение его о необходимости прохождения медицинского освидетельствования, предъявления характеристики с предыдущего места работы, а также проверки в соответствии с законодательством Украины представляемых им сведений

Начальник комплектуемо­го подразде­ления

После получения достаточных оснований считать, что изучаемое лицо может быть рассмотрено в качестве кандидата

5.

Оформление письменного заявления кандидата с просьбой рассмотреть его в качестве кандидата на службу в таможню

Начальник комплектуемо­го подразде­ления

После получения достаточных оснований считать, что изучаемое лицо может быть рассмотрено в качестве кандидата

6.

Направление собранных в ходе изучения кандидата документов, в том числе заявления кандидата, в отдел кадров для дальнейшей работы

Начальник комплектуемо­го подразде­ления

Мнение излагается в Листе изучения кандидата

7.

Изучение и оценка документов изучения кандидата, поступивших из комплектуемого подразделения

Начальник отдела кадров

8.

Индивидуальная беседа с кандидатом с целью оформления документов (анкета, автобиография)

Начальник отдела кадров

1

2

3

4

9.

Направление запроса в отдел регистрации, учета и хранения оперативных материалов и уголовной статистики МТУ Украины

Начальник отдела кадров

В случае если кандидат ранее работал в таможенных органах

10.

Психологическое обследование кандидата, подготовка заключений и рекомендаций по результатам

Психолог таможни

В течение 3-х дней заключение направляется в отдел кадров

11.

Направление собранных в ходе изучения кандидата материалов в отдел собственной безопасности для дальнейшей работы

Начальник отдела кадров

12.

Индивидуальная беседа с кандидатом, изучение материалов на кандидата, организация в установленном порядке проверки сведений, содержащихся в них

Начальник отдела собственной безопасности

13.

Подготовка и направление в отдел кадров заключения с выводом о пригодности (непригодности) кандидата для работы в таможне, а также всех собранных в ходе изучения кандидата материалов

Начальник отдела собственной безопасности

В месячный срок с момента поступления материалов из отдела кадров. Мнение излагается в Листе изучения кандидата.

14.

Подготовка и направление кандидата на медицинскую комиссию для определения годности его к службе по состоянию здоровья

Начальник отдела кадров

1

2

3

4

15.

Оценка материалов изучения и индивидуальная беседа с кандидатом с целью определения его пригодности к службе в таможне

Зам. начальника таможни, курирующий данное подразделение, зам. начальника таможни по работе с личным составом

Мнение излагается в Листе изучения кандидата

16.

Подготовка заключения о приеме кандидата на службу

Начальник комплектуемого подразделения

Согласовывается с начальником ОК и начальником отдела собственной безопасности

17.

Оценка материалов изучения кандидата

Начальник таможни

В Листе изучения кандидата дается поручение начальнику отдела кадров о подготовке проекта приказа о приеме кандидата на службу

18.

Утверждение приказа о приеме кандидата на службу

Начальник таможни

Заключение приобщается к личному делу при приеме кандидата на службу, все другие материалы изучения кандидата накапливаются в отдельном деле и хранятся в отделе собственной безопасности

Таблица 1

Порядок отбора кандидатов на служб у в Харьковскую таможню.

Изу чив табл. 1, можно проследить аналогию с этапами, выделенными специалистами в области менеджмента, если перву ю сту пень в таблице назовем вербовкой, вторую − первичным изу­чением информации, третью − предварительным этапом, а ступени с четвертой по восемнадцатую − этапом селекции. Это еще раз доказывает практическую применимость теоретических основ ме­неджмента как науки в отношении таможенной системы Украины и, в частности, Харьковской таможни.

Поиск кандидатов осуществляется отделом кадров и руководи­телями структурных подразделений, имеющих вакансии. Вербовка используется в двух вариантах:

- индивидуальный − по рекомендациям, через личные знаком­ства;

- массовый − по объявлениям.

И хотя первый вариант − более затруднителен, опыт показы­вает, что он используется в таможне гораздо чаще, так как на работу приглашается человек, о котором уже что-то известно. Но второй вариант имеет свое преиму щество, поскольку предполага­ет выбор наиболее подходящего работника из нескольких кандида­тов.

Основная нагру зка в процессе подбора кадров лежит на на­чальнике комплекту емого подразделения. Именно ему как линейно­му менеджеру придется иметь дело с последствиями несоответст­вия уровня квалификации вновь принятого сотрудника официальным квалификационным требованиям по комплектуемой должности; имен­но непосредственному руководителю необходимо будет оценить ре­з ультаты труда нового инспектора, решить вопросы его продвиже­ния, перевода, отдыха и высвобождения.

Основная же задача кадровых структур таможни как штатных менеджеров заключается в планировании человеческих ресурсов организации, естественно, на основе «спущенного сверху» штатно­го расписания, то есть службе персонала необходимо определить потребности таможни в кадрах (с количественной и качественной стороны), выбрать источники ее удовлетворения, раз работать определенные методы отбора и систему требований, предъявляемых к принимаемым сотрудникам, обеспечить формирование резерва по­полнения, проанализировать практику этой работы с целью ее да­льнейшего совершенствования.

Организационная структура кадровой политики предприятия.

В орга­низационной структуре таможни, как и таможенной системе вообще, изначально уже заложена основа для развития деловой карьеры, так как таможня − организация военизированная и строится по ти­пу иерархии. Поэтому инспектор таможни не движется вверх по служебной лестнице только в двух случаях: или он плохо работа­ет, или нет вакансии на более высоком уровне, что случается до­вольно часто. Конечно, сюда могут примешиваться и субъективные факторы, как, например, тип руководителя таможенного органа. Но в данном случае не будем принимать их во внимание.

Сравним данные по пополнению кадров Харьковской таможни в 2006 и 2007 годах и проанализируем их в таблице 2.

п/п

Показатели

Количество принятых

2006 г.

2007 г.

Чел.

В % от общего кол-ва принятых в этом году

Чел.

В % от общего кол-ва принятых в этом году

Всего

95

41

1

Образование:

а) высшее

б) среднее специальное

в) среднее общее

62

15

18

62,5

15,8

19,0

36

3

2

87,8

7,3

4,9

2

Возраст:

а) до 30 лет

б) от 30 до 40 лет

в) старше 40 лет

50

38

7

52,6

40,0

7,4

30

11

0

73,2

26,8

-

3

Специфика образования:

а) экономист

б) юрист

15

5

15,8

5,3

5

2

12,2

4,8

Таблица 2.

Динамика пополнения кадров Харьковской таможни в 2006 -2007 гг.

Анализиру я данные табл. 2, можно сказать, что в 2007 год у производился более тщательный отбор кандидатов − с высшим обра зованием принято на 22,6% больше, чем в 2006 году . В 2007 год у у ру ководства таможни и кадровых слу жб было для этого больше времени, и была возможность выбирать. В 2004 − 2006 гг. приходилось укомплектовывать кадрами развивающуюся структуру таможни в короткие сроки. Кроме того, можно отметить значитель­ное омоложение персонала таможни: количество вновь принятых со­трудников в возрасте до 30 лет увеличилось на 20,6% , а в возра­сте от 30 до 40 лет − сократилось на 13,2% ; что же касается со трудников в возрасте старше 40 лет, то в 2007 году их в тамож ню не принимали.

Данные по принятым экономистам и юристам оставляют желать лу чшего. В 2007 году количество принятых сотрудников с экономическим и юридическим образованием даже снизилось: по принятым экономистам − на 3,6 пу нкта, по принятым юристам − на 0,5 пу нкта.

Вновь принятые сотру дники особенно не у ху дшили качествен ный состав персонала Харьковской таможни (см. табл. 3).

Если сравнить данные таблицы 3 за 2006 и 2007 год, то по­лу чим совсем небольшие отклонения в ту или другую сторону поч­ти по всем показателям. Положительным является у величение в 2007 году количества экономистов в составе персонала таможни − даже всего на 0,7% . А особенно важным является тот факт, что в 2007 году количество сотру дников со стажем от 2 до 5 лет уже составило 64,5% от общей численности (сравним: в 2006 году их количество было равно 39,3% ). А это один из признаков формиро­вания кадрового потенциала организации.

Динамика качественного состава персонала Харьковской таможни в 2006 -2007 гг.

№ п/п

Показатели

Списочная численность

2006 г.

2007 г.

Чел.

В % от общего кол-ва принятых в этом году

Чел.

В % от общего кол-ва принятых в этом году

Всего

412

428

1

Образование:

а) высшее

б) среднее специальное

в) среднее общее

201

11

107

48,8

2,7

25,9

220

11

110

51,4

2,6

25,7

2

Возраст:

а) до 30 лет

б) от 30 до 40 лет

в) старше 40 лет

189

198

25

45,9

48,1

6,0

191

185

52

44,6

43,2

12,2

3

Специфика образования:

а) экономист

б) юрист

49

22

11,9

5,3

54

21

12,6

4,9

4

Стаж работы в таможенных органах:

а) до 1 года

б) от 1 года до 2 лет

в) от 2 до 5 лет

г) свыше 5 лет

117

133

162

0

28,4

32,3

39,3

-

68

79

276

5

15,9

18,5

64,5

1,1

Таблица 3

Для вновь принятых сотрудников Таможенным кодексом опреде лена возможность установ ления испытательного срока − до одного года. Организация, управление и оптимизация процесса прохожде­ния испытательного срока новыми сотрудниками − важные задачи кадровой политики в таможне. Именно в течение испытательного срока необходимо не только обеспечить возможность получения вновь принятым сотрудником уверенных знаний правовых, норматив­но-методических и специальных вопросов таможенного дела, но и сформировать его сознание в соответствии с нормами таможенной этики, то есть нормами государственного человека, стоящего на защите экономических интересов страны. Выполнение вышеуказан­ных задач невозможно без планомерного комплексного подхода к решению, как со стороны кадровых подразделений таможни, так и ее общественных структур − Совета наставников и аттестацион­ной комиссии, которая иначе еще называется у чебно-методической. На Харьковской таможне процесс профессиональной подготовки вновь принятых сотру дников в период испытательного срока орга низован по нижепредставленной схеме (схема 1) и контролиру ется заместителем начальника таможни по работе с личным составом, так как он имеет возможность организовать взаимодействие всех структур, представленных в ней.

Предлагаемая схема 1 позволяет организационно и структурно охватить весь период испытательного срока вновь принятого сотру дника и содержит три основных этапа:

- первоначальный (ознакомительный);

- обу чения на ку рсах первоначальной подготовки;

- заключительный (предаттестационный).


Прием на работу в таможенные органы


I этап


II этап


Схема 1. Этапы профессиональной подготовки вновь принятого сотрудника таможни в период прохождения испытательного срока.

Рассмотрим более подробно мероприятия, составляющие со­держание каждого из предложенных этапов, и порядок их выполне­ния.

1. Первоначальный этап.

Данный этап испытательного срока вновь принятого сотрудни­ка начинается с момента подписания начальником таможни приказа о приеме на работу в одно из структурных таможенных подразделе­ний и продолжается до зачисления его слушателем курсов первич­ной профессиональной подготовки в течение трех месяцев. Глав­ную роль в адаптации новичка на рабочем месте играет наставник. Поэтому особо важное значение приобретает правильный подбор на­чальником полразделения и Советом наставников его кандидатуры, а также личные качества и ответственный подход к делу самого наставника.

Назначение наставника производится приказом начальника таможни из числа резерва на основании рапорта с данными на предлагаемого к назначению. На основании рапорта, согласован­ного с Советом наставников, издается приказ по таможне о дан­ном назначении. Далее работа наставника строится согласно По­ложения о наставничестве таможни по индивидуальному плану озна­комления подшефного с вопросами внутреннего распорядка службы, правилами и мерами безопасности, а также основными статьями Таможенного кодекса Украины, технологиями и специ­фикой работы подразделения.

После выполнения всех пу нктов плана первоначальный этап испытательного срока считается з аконченным, и согласно схеме сотру дник включается в состав гру ппы слу шателей ку рсов отдела подготовки кадров таможни.

2. Обу чение на курсах первичной профессиональной подготов­ки на базе отдела подготовки кадров.

Цель второго этапа заключается в обучении вновь принятых сотрудников правовой и нормативно-методической основам таможен­ного дела, устройству и способам применения технических средств таможенного контроля и связи, в наработке практических навыков применения полученных знаний в повседневной работе. Данный этап продолжается три месяца и включает в себя:

- курс теоретического обучения (1 месяц) со сдачей комп­лексного итогового экзамена;

- практическую стажировку слушателей на объектах таможни (1 месяц);

- стажировку сотрудника непосредственно на своем рабочем месте (1 месяц).

Организация второго этапа обучения и контроль за ходом его выполнения осуществляется отделом подготовки кадров совмес­тно с Советом наставников и учебно-методической комиссией. По­сле выполнения всех перечисленных мероприятий второй этап счи­тается завершенным.

3. Заключительный (предаттестационный) этап испытательно го срока вновь принятого сотру дника включает в себя подготовку к аттестации. Основной задачей этого этапа является обобщение приобретенных теоретических знаний по вопросам таможенного де­ла и практических навыков по процеду ре контроля для самостоя­тельной работы молодого сотрудника в любом оперативном подраз­делении таможни.

Ответственное отношение руководителей всех звеньев к ста­новлению молодых сотрудников таможни, качественная организация этого процесса позволяет в короткие сроки подготовить специали­стов таможенного дела, способных достаточно свободно и грамот­но выполнять возложенные на них обязанности по таможенному оформлению и контролю в условиях постоянного изменения и раз­вития таможенной политики Украины.


Оценка и характеристика предприятия.

Кадры являются самым значительным ресу рсом любого общест­ва, любой страны и любой организации. Недаром в западных эконо­мически развитых странах, говоря об у правлении кадрами, подра­зу меваются именно «человеческие ресу рсы».

В Украине же в период становления рыночных отношений на первый план также выдвигается потребность не в «кадрах», а именно в «человеческих ресурсах». Однако весьма распространена прак­тика малоэффективного их использования. Часть специалистов не могут найти работу или имеют работу более низкого уровня слож­ности, чем их действительный потенциал.

Нау чные основы менеджмента в значительной степени применя­ются на практике в отношении таможенной системы Украины и, в ча­стности, Харьковской таможни как составного ее элемента.

Мною дана характеристика Харьковской таможне с точки зрения типов организации, выделяемых специалистами-менеджерами. На примере Харьковской таможни бала исследована работ а всех семи законов, обязательных для любой организации. В структуре таможенной си­стемы Украины и организационной структуре Харьковской таможни соблю­дены нау чные принципы построения организационных структур. При анализе схемы у правления Харьковской таможней прослежено в ее основе нау чно разработанные схемы у правления. В работе с персоналом на Харьковской таможне довольно четко разграничены фу нк­ции линейных и штатных менеджеров. Система подбора, профессио­нальной адаптации и расстановки кадров в таможне хотя и не до­росла до маркетинга персонала, но строится исходя из рекоменда­ций менеджеров-теоретиков. Необходимость процесса развития ка­рьеры заложена в самой структуре таможенной системы Украины. Практически, все составные элементы, этапы и движущие мотивы процесса развития карьеры в таможне соответствуют выведенным теоретически. Плановые начала процесса развития служебной карь­еры также характерны для Харьковской таможни, хотя они пока еще сла­бо развиты.

В результате проведенного анализа можно сделать следу­ющие выводы.

Кадровая политика на Харьковской таможне, то есть комплекс согласованных правовых, организационно-управленческих, социаль­но-психологических мер, направленных на формирование необходи мых кадровых ресу рсов и обеспечение эффективной деятельности по решению поставленных перед таможней задач, осу ществляется с у четом нау чных основ управления персоналом как самостоятель­ного вида деятельности в области менеджмента.

Работа с персоналом в таможне проводится по следующим направлениям:

- своевременное пополнение подразделений кадрами;

- оптимизация организационно-штатной структуры, рациональ­ная расстановка кадров;

- обеспечение высокого уровня профессионализма, условий для всестороннего развития личности каждого работника;

- мотивация кадров к эффективной служебной деятельности.

Работа с персоналом в таможне осуществляется в соответст­вии со следующими принципами:

1. Обеспечение строгого соблюдения требований законов, установленных норм и правил, регламентирующих жизнедеятель­ность работников, персональная ответственность з а выполнение ими служебного и профессионального долга.

2. Доверие и уважение к работникам, объективная оценка их качеств и результатов служебной деятельности.

3. Создание условий для профессионального роста кадров, творческого исполнения ими своих служебных обяз анностей.

4. Единоначалие с использованием в его пределах возможнос­тей коллегиальных органов.

5. Оптимальное сочетание опытных и молодых работников, преемственность в руководстве, планомерное движение кадров.

6. Гласность, систематическое информирование работников по вопросам работы с кадрами.

Главным критерием оценки эффективности работы с персона­лом в таможне являются резу льтаты его деятельности в решении возложенных на него задач.

Тем не менее, работа с персоналом на Харьковской таможне ну ждается в совершенствовании. Поскольку таможня является исполнительным органом в иерархии таможенной системы, совершенствова­ние кадровой политики в отдельно взятой таможне вне ее прямой зависимости от кадровой политики в таможенной системе в целом невозможно.

Для повышения эффективности кадровой работы, результатом которой является успешное выполнение поставленных перед Харьковской таможней задач, для создания предпосылок и потенциальных возможностей для развития карьеры служащих таможни необходимо осу ществить комплекс дополнительных мер:

1. Разработать методику определения нагрузки таможенных служащих и внедрить научно обоснованные межотраслевые и ведомственные нормативы труда.

2. Разработать квалификационные требования к различным категориям сотру дников таможенных органов всех уровней.

3. Внедрить современные методики поиска, подбора, провер­ки и определения профессиональной пригодности претендентов на служб у в таможенных органах.

4. Обеспечить пополнение кадров таможни специалистами по таможенному делу , подготовленными на баз е Украинской таможен­ной академии, ее филиалов, дру гих ву зов и колледжей.

5. Обеспечить следующие возможности для непрерывного ро­ста квалификации кадров таможни:

- ввести практику обязательного обучения на курсах повыше­ния квалификации для всех служащих таможни по направлению их деятельности раз в три-четыре года на базе регионального тамо­женного управления и Государственного таможенного комитета;

- расширить контакты служащих таможни с должностными ли­цами вышестоящих органов соответствующего направления деятель­ности на местах − непосредственно в подразделениях таможни − для решения оперативных вопросов, для проведения «круглого сто­ла» теоретиков и практиков таможенного дела;

- распределять по таможням большее количество мест для обучения в Украинской таможенной академии и ее филиалах;

- обеспечивать должностных лиц таможни возможностью полу­чения дополнительного профессионального образования, которого требует специфика подразделения, (например, обучение на бух­галтерских курсах, компьютерная подготовка и так далее) за счет средств таможни;

- расширить практику проведения семинаров по различным направлениям деятельности таможни на базе дру гих таможен, региональных таможенных управлений и Госу дарственного таможенного комитета.

6. Совершенствовать кадрову ю слу жбу в таможне, оснастить ее современными техническими средствами и методиками работы с персоналом.

7. Совершенствовать работу по ротации кадров, а именно, расширить практику осуществления ротации между таможенными ор­ганами, предварительно уточнив ее правовую основу и подготовив материально-техническую базу перемещения кадров.

8. Расширить направления работы по формированию резерва кадров на выдвижение, а именно:

- проводить с резервом кадров руководящ его и среднего зве­на таможни эксперимент «Дублер»;

- осуществлять работу по выбору «лучшего таможенника » с последующим зачислением его в резерв кадров на выдвижение;

- расширить практику стажировок рез ервистов в других тамо­жнях и вышестоящих таможенных органах.

9. Осуществить мероприятия по развитию психологической службы таможни, оснастив ее современными техническими средства­ми и методиками, для эффективной работы с персоналом таможни по всем направлениям деятельности психолога, установленным вышестоящими таможенными органами.

10. Расширить издание учебной и справочной литературы и обеспечить таможни необходимым количеством экземпляров.


Заключение.

В результате прохождения практики были применены и закреплены пройденные теоретические знания по курсу «Менеджмент организации и управление трудовыми ресурсами», а также смежных дисциплин, приобретение практических навыков в области управления конкретным направлением менеджмента, а также приобретение практических навыков работы по специальности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Таможенный кодекс Украины. − Х.: Фактор 2006.(Серия законодательства)

2. Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебное издание. − К.: Триада Лтд, 2003.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебное издание 2-е допол­ненное и переработанное. − М.: Банки и биржи, издательское объединение ЮНИТИ, 2005.

4. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организа­ции: Учебно-практическое пособие. − М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2003.

5. Габричидзе Б. Принцип профессионализ ма в госу дарствен­ной слу жбе // Госу дарство и право. − 2002. − № 12.

6. Маусов Н. Менеджмент персонала − ключевое звено внутрифирменного управления // Проблемы теории и практики управления. − 2002. − № 6.

7. Мишин А.К. В кадре − кадровые службы // ЭКО. − 1996. − № 9.

8. Организация деятельности практики психолога в таможен­ных органах: Кодекс профессиональной этики психологов. − К.: Государственный таможенный комитет Украины. − 1999.

9. Саруханов Э. , Сотникова С. Как готовить кадры для пред­приятий // Проблемы теории и практики управления. − 2004. − № 4.

10. Саруханов Э. , Сотникова С. Маркетинг персонала на пред­приятии // Проблем ы теории и практики управления. − 2006. − № 1.

11. Страуссмен Дж. Стратегический госу дарственный менедж­мент // Проблемы теории и практики у правления. − 2005. − № 1.

12. Таможенные вести: ежемесячник. − Донецк. − 2005-06 гг.

13. Таможенный вестник: ежемесячник. − Государственный таможенный комитет Украины. − 2006-07 гг.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  699  700  701   ..