Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  377  378  379   ..

 

 

Планирование инноваций

Планирование инноваций

ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ

Стадия планирования Вид плана
краткосрочный среднесрочный долгосрочный

Разработка

Ежемесячная

-

-

Полугодовое

Полугодовая

Годовая

По необходимости

На год

Годовая

Годовая

По необходимости

На три года

Период

планирования

До 1 года До 50лет Свыше 5 лет

Рис 1. Схема периодичности планирования инноваций

Реализация принципа непрерывности находит свое наиболее полное выражение в концепции скользящего планирования, в которой благодаря периодическому продлению планов долгосрочные укрупненные расчеты сочетаются с краткосрочным детальным планированием. Тем самым преимущества долгосрочного планирования дополняются достоинствами детальных краткосрочных планов. Перечисленные принципы, составляя методическую основу формирования системы планирования инноваций, находят выражение в составе, содержании, порядке и методах разработки планов на ИП.

3. Виды планирования инноваций на предприятии

Система планирования инноваций на ИП включает комплекс различных планов, взаимодействующих друг с другом и направленных на осуществление основных функций и задач планирования. Существенными факторами, определяющими состав и содержание этого комплекса, выступают организационная структура и профиль инновационной деятельности ИП, состав осуществляемых инновационных процессов, уровень кооперации при их проведении, масштабы и постоянство инновационной деятельности. Виды планов различаются по целям, предмету, уровням, содержанию и периодам планирования.

По целевой ориентации различают стратегическое и оперативное планирование инноваций. Стратегическое планирование как элемент стратегического управления инновациями заключается в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формирование системы целей деятельности и стратегии поведения на рынках инноваций. При этом проводятся глубокие маркетинговые исследования, масштабные прогнозные разработки, оценки сильных и слабых сторон организации, рисков и факторов успеха. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период пять и более лет. Оно направлено на создание нового потенциала успешной деятельности ИП.

Оперативное планирование инноваций имеет своей задачей поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития ИП. Оно предусматривает формирование продуктово-тематического портфеля ИП, разработку календарных планов, составление бизнес-планов по отдельным проектам, выполнение расчетов потребных ресурсов, средств и источников их покрытия и пр. Оперативное планирование инноваций имеет своей задачей реализацию потенциала организации в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и др. Стратегическое и оперативное планирование находятся в диалектическом взаимодействии и содержательно дополняют друг друга в едином процессе инновационного менеджмента.

Предметный признак характеризует объем плановой работы на ИП. В соответствии с разделением труда по предметному признаку на ИП в отдельные виды планов выделяют планирование НИОКР, производства, сбыта, материально-технического снабжения, информационного обеспечения, финансов, персонала и других предметных областей ИП. Характер предметной области существенно влияет на состав используемой информации, нормативную базу, периодичность и методы выполнения плановых расчетов.

Планирование должно охватывать все сферы и иерархические уровни организации. В соответствии с принятой организационной структурой ИП различают сводное и комплексное планирование деятельности ИП в целом, планирование структурных единиц (подразделений, служб, отделов и лабораторий, производств, цехов и участков), планирование отдельных инновационных проектов и индивидуальное планирование деятельности исполнителей. Каждый уровень планирования отличается составом планируемых параметров, степенью из детализации и методами разработки. Содержательный аспект в планировании инноваций находит свое выражение в трех видах плановых расчетов: продуктово-тематическом, технико-экономическом и объемно-календарном.

Продуктово-тематическое планирование инноваций заключается в формировании перспективных направлений и тематики НИОКР, подготовке программ и мероприятий по обновлению продукции, совершенствованию технологии и организации производства на ИП. На производственной стадии инновационных процессов этот вид планирования предусматривает разработку и оптимизацию производственных программ ИП и цехов.

Технико-экономическое планирование включает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности инновационной деятельности ИП. Этот вид расчетов включает финансовое планирование, составление бизнес-планов, бюджетное планирование и т.п.

Объемно-календарное планирование инноваций заключается в планировании объемов работ, загрузки подразделений и исполнителей; построение календарных графиков проведения работ по отдельным проектам, всей совокупности планируемых работ, загрузки оборудования и исполнителей; распределении работ по отдельным календарным периодам.

В зависимости от периода планирования различают планы долгосрочные, ориентированные на пять и более лет, среднесрочные – до пяти лет и краткосрочные, охватывающие период времени до года. Период планирования инноваций влияет на характер планируемых показателей, степень укрупнения планируемых процессов, состав используемой информации и методы плановых расчетов. Нередко в планировании выделяют лишь два периода: текущее (до года) и перспективное (более года). Наличие различных периодов планирования позволяет обеспечить преемственность и непрерывность в управлении инновационными процессами, а при соответствующей увязке планов проявляется возможность реализации скользящего принципа планирования инноваций.

Состав и сочетание различных видов планов в рамках отдельной организации формируются исходя из принятой в ней концепции планирования инноваций.

4. Процессы внутрифирменного планирования инноваций

Планирование инноваций не является разовым, волевым актом менеджмента, результатом которого становится утвержденный плановый документ. Оно представляет собой один из важнейших процессов принятия управленческих решений на ИП. Этот процесс состоит из отдельных фаз, стадий и этапов, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на ИП специфический плановый цикл. Цикличность планирования инноваций обеспечивается прямыми и обратными связями и обусловливается, с одной стороны, необходимость последовательной детализации плановых заданий по отдельным периодам времени, иерархическим уровням планов и содержанию заданий, а с другой – требованиями актуализации планов при возникновении отклонений или новых соображений менеджмента.

Процесс планирования инноваций независимо от видов планов распадается на три формальные фазы расчетов: постановка задачи планирования, разработка плана и реализация планового решения. Первая фаза планирования предусматривает постановку задачи планирования и включает формирование цели и анализ проблемы планирования. Вторая фаза состоит из прогнозирования, поиска и оценки альтернатив и принятия планового решения. Третья фаза включает доведение решения до исполнителя, реализацию планового решения, контроль и анализ отклонений.

Конкретное выражение целей планирования зависит от вида разрабатываемых планов. Однако в любом случае должны выполняться следующие общие требования:

1) Реальность целей. Выполнимость формулируемых целей должна оцениваться в процессе планирования. Так, планируемая реализация инновационного продукта должна быть обеспечена спросом на рынках, производственной мощностью предприятия и ценовой политикой.

2) Ясность формулировки цели. Цель должна быть сформулирована четко, включая характеристику содержания, масштабов, периода времени и т.д. Предпочтительно использовать для формулирования целей количественные параметры и характеристики.

3) Адресность цели. Достижение цели зависит от деятельности, прежде всего, подразделений и сотрудников предприятия, от их собственных усилий и действий партнеров, что находит отражение в формулировке цели.

4) Согласованность цели. Любая цель должна носить непротиворечивый характер, т.е. не отрицать и не вступать в противоречие с другими целевыми установками менеджмента и логикой целевых параметров.

5) Ранжирование целей. Система целей должна ранжироваться относительно времени их достижения и располагаемых ресурсов. Приоритеты целей должны учитывать их важность, взаимозависимость и логический порядок.

6) Иерархическая структура. Формулировка цели должна содержать не только определение конечного результата, но и средства его достижения. Как правило, цель формулируется в виде иерархии параметров: каждый следующий уровень содержит перечень средств и способов достижения вышестоящей цели.

7) Актуальность целей. Ориентированные во времени цели должны постоянно корректироваться с тем, чтобы сохранять свою актуальность для предприятия.

Принятие планового решения осуществляется менеджером на основе всесторонней оценки и обоснованного выбора наилучшего варианта плана. Решение о плане выступает как одно из важнейших управленческих решений в инновационном менеджменте. На форму его принятия влияет много факторов субъективного и объективного характера, в частности принятый на предприятии индивидуальный стиль руководства менеджера, система документооборота, структура менеджмента. Доведение планового решения до исполнителя и его реализация осуществляются с помощью методов и приемов коммуникаций, принятых на предприятии.

5. Организация планирования инноваций на предприятии

Сложность процессов планирования инноваций и многообразие разрабатываемых планов требуют строгой организации всех процедур подготовки, обработки и синтеза плановой информации, контроля за исполнением планов и их своевременной корректировки. Организация планирования инноваций на предприятии предусматривает решение трех комплексов вопросов: состав и характер специализации органов планирования инноваций, формы координации работ по планированию инноваций, характер формализации процессов планирования инноваций на предприятии.

Состав и характер специализации органов планирования инноваций на предприятии определяются тремя основными факторами: уровнем централизации планирования на предприятии, типом общей системы управления и принятой формой организации инноваций.

Сочетание различных видов плановых расчетов образует целостные системы планирования инноваций в ИП. Его осуществление поручается специальным плановым органам и менеджерам различных уровней. Принципиально различают централизованные и децентрализованные системы планирования инноваций в ИП. При централизованной системе выполнение функции планирования возлагается на центральные органы планирования инноваций.

Централизованная форма организации планирования чаще всего реализуются на крупных ИП с относительно устойчивым профилем деятельности и стабильными темпами технического прогресса. При децентрализованной схеме планирование инноваций возлагается на плановые службы и руководителей подразделений ИП, специализированных по тематическому принципу или ответственных за отдельные стадии инновационного процесса: НИОКР, производство, сбыт, снабжение и пр. В этом случае и стратегическое, и оперативное планирование инноваций осуществляется раздельно по направлениям инновационной деятельности ИП.

В зависимости от действующей системы управления структура системы планирования может быть построена по одно-, многолинейной схеме или как линейно-штабная система планирования.

Одна из важнейших задач планирования инноваций на ИП заключается во взаимной увязке отдельных планов в единый комплекс согласованных и строго субординированных плановых заданий. В планировании эта задача носит координация планов. Ее выполнение осуществляется различными процедурными и методическими приемами. Различают три вида координации планов: по периодам, по содержанию и уровням планирования. Координация планов по периодам может осуществляться двояким путем:

1) суммарный или нарастающий итого по годам определяет значение планируемого показателя на конец перспективного планирования;

2) целевое значение планируемого показателя на конец перспективного периода распределяется затем по отдельным годам текущих планов.

Координация частных и свободных планов осуществляется двояким способом:

1) первоначально разрабатываются частные планы по тематическим направлениям инноваций или отдельным частям инновационного процесса, которые интегрируются в соответствующие свободные по ИП планы;

2) первоначально разрабатываются на основе стратегических решений сводные по предприятию планы, которые затем дезинтегрируются в частные планы по направлениям инноваций и частям инновационного процесса.

Уровневая координация планов обеспечивается принятой на ИП системой делегирования полномочий, развитием демократических начал в менеджменте. Процесс планирования по уровням иерархии может осуществляться на ИП по трем альтернативным схемам:

1) «сверху вниз» путем последовательной детализации общих задач и направлений и доведения их до отдельного исполнителя;

2) «снизу вверх» путем сбора, обобщения предложений низовых структур и интеграции их в целостную концепцию развития инноваций;

3) «встречное», или смешанное, планирование, при котором целевые задачи спускаются «сверху вниз», а способы их решения формируются по принципу «снизу вверх».

Планированию инновационных процессов ввиду их творческого характера, персонифицированной формы деятельности и результатов в большей степени свойственна схема координации «снизу вверх». Известно, что две трети американских компаний планируются по такой схеме, а остальные – на основе взаимодействия всех уровней управления.

Формализация процессов планирования инноваций на ИП в каждой из перечисленных областей осуществляется специфическими методами и обеспечивает содержательную координацию всех служб и подразделений в системе управления инновациями.

Список литературы

1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.

2. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2001. – 576 с.

3. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник. – 2-е изд. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. – 624 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  377  378  379   ..