Власть начальника, коллег или ------- достигнутая власть
Блейк,
1/1 ------- 1/9 ------- 9/9
Халл
Принятие 1/9 принятие решения
Фидлер
Авторитарность в ситуациях среднего авторитарности
1. Совершенствование планирования своей работы и использования своего рабочего времени. Основными его этапами являются уточнение потребности и целей такого совершенствования, учет использования своего рабочего времени (по памяти, записям в календаре, самоотчетам, с помощью специального регистрирующего устройства), группировка и анализ информации, выработка выводов и выдвижение идей по проведению практических мер для совершенствования своей деятельности, определение сроков проведения этих мер и контроля. Для важнейших задач в календаре планируемого рабочего времени заранее отводится специальное время.
2. Беседа о результатах. Это беседа, которая проводится по определенной форме между начальником и подчиненным, основной целью которой является обеспечение результативной деятельности на уровне отдельных работников. Хорошая беседа о результатах включает подготовку к ней со стороны и начальника, и подчиненного, собственно беседу продолжительностью 2—4 часа, выводы по полученным результатам, достижение договоренности о ключевых результатах и целях на предстоящий период, а также об индивидуальном совершенствовании подчиненного, собственно работу и контроль. Беседу о результатах целесообразно проводить 1—2 раза в год.
3. Техника получения сведений об отдаче проводимой работы. С их помощью увеличивается гласность взаимодействия между руководителем и подчиненными, а также даются стимулы для индивидуального роста и совершенствования. Техника получения таких сведений может быть самой различной, от оценок работы по определенной форме в повседневных ситуациях.
4. Техника принятия решений. Ее целью является обучение принятию решений вообще и совершенствование качества принимаемых решений. Техника принятия решений может соответствовать определенной форме (например, техника Кепнера - Трего) или же носить неструктурный характер. В качестве реалистической цели следует поставить задачу принятия максимально большого числа решений на основе взаимопонимания вместо так называемых незаметных решений, решений на основе авторитета, решений меньшинства, решений большинства и компромиссов. Большим преимуществом решений на основе взаимопонимания является то, что к их осуществлению участники его принятия приступают с большей готовностью, нежели решений, принятых на иной основе.
5. Способы поощрений. Управление по результатам будет функционировать только в том случае, если достижение результата будет увязываться с поощрением или санкциями. Поощрение может осуществляться разными системами: способами мотивации, обеспечением индивидуального развития и роста, планированием организации и содержания труда, работой по проектам и, конечно, деньгами. Существенным при управлении по результатам является то, что вознаграждение предусматривается за результаты и ближайшей, и дальней перспективы. Руководитель должен научиться поощрять себя аналогично тому, как он мотивирует свою работу
6. Консультирование и индивидуальная подготовка. Новинкой в управленческой работе в последние годы явилось индивидуальное консультирование. Основополагающей мыслью при этом является то, что начальник ответствен за рост и развитие своих подчиненных. С другой стороны, у начальников в связи с их служебным положением имеются весьма хорошие возможности консультировать своих подчиненных по вопросам, касающихся их работы, а частично и по иным проблемам. Беседы по результатам могут в своем лучшем виде стать двусторонним консультационным мероприятием. Особенно в проектных организациях роль начальника должна больше опираться именно на консультации и подготовку своих подчиненных, а не на иерархические отношения. Кроме начальника, консультантами могут быть подчиненные, коллеги, специалисты различных областей, друзья.
7. Техника оказания влияния. За последнее время усилилось также значение совершенствования использования власти, способов и стилей влияния при анализе скрытых сил организации. Стремления, связанные с властью, направляют, во всяком случае бессознательно, поведение многих руководителей. Познание своего стиля влияния и использование соответствующих ему способов управления повышают результативность работы. Стили влияния можно разделить на "поощрение и наказание", "участие и доверие", "общее мнение и аргументированное убеждение" (предложения, обоснования и контраргументы).
8. Способы подбора и оценки персонала. В качестве средств создания и совершенствования людских ресурсов можно использовать многочисленные средства, с помощью которых организации стремяться достичь наилучших решений. Наиболее широко используются психологические тесты, тесты внутреннего выбора, тесты для подбора работников вне организации, различные анкеты и анализы данных, собеседования, рекомендации, оценки, оценочные беседы и т.д. Для обеспечения более или менее высокой надежности оценок необходимо прибегнуть к трем-четырем разным оценочным средствам.
9. Делегирование ответственности и власти. Смысл делегирования как приема при управлении по результатам заключается в том, что вместо традиционного делегирования задач здесь делегируется ответственность за результаты своей работы и за результаты использования предоставленной власти. Такое делегирование имеет свои характерные черты, как с точки зрения отношения к нему, так и с технической. Задача руководителя — создать в организации равновесие между полномочиями работников (право делать), ответственностью за результаты работы (санкции для себя), властью (способность делать) и подотчетностью (право требовать
10. Факторы, облегчающие управленческое поведение руководителя. Каждый руководитель может совершенствовать и приспосабливать свои умения в соответствии с потребностями. Факторами, оказывающими благоприятное влияние на управленческое поведение, могут быть: умение выступать, техника самообразования и самосовершенствования, умение управлять изменениями, способы поддержания трудовой морали и дисциплины, методы групповой работы, техника проведения совещаний, техника творческой работы, техника скорочтения и умения расслабляться
1. Верищагин Д.С. Становление: Система дальнейшего энергоинформационного развития, II ступень. СПб.: ИД «Невский проспект», 2007.- 188 с.
2. Джулия Моргенстерн Тайм менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. М.: ООО «добрая книга», 2005. – 264 с.
3. Зайверт Л. Ваше время – в Ваших руках. М.:ИНФРА-М, Интерэксперт, 2005. – 267 с.
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2005. – 512 с.
5. Кузнецова Е. Постройте судьбу // Действующие лица. 2007. № 4. С. 48-50.
6. Маслоу А. Мотивация и личность. СПБ.: Питер, 2007. – 352 с.
7. Мильнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2006.- 336 с.
8. Психология человека от рождения до смерти. СПб: Прайм ЕВРОЗНАК, 2006. - 656 с.
9. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. М.: Смысл , 2006. – 359 с.
10. Удальцова М.В. Социология управления. М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2007. – 144 с.
11. Хроленко А.Т. Самоменеджмент М.: «Экономика», 2006. – 139 с.
12.
Цыпкин. А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент.: НТ-ДИАНА, 2005. – 439 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Приложение 1.
Таблица 1.
Техника самоуправления.
Функции
самоуправления
Рабочие приемы,
методы
Достигаемый результат
Постановка целей
Определение целей, ситуационный анализ, целевые стратегии и методы достижения успеха, формулирование целей
Мотивация.
Устранение слабых сторон.
Распознавание преимуществ.
Концентрация усилий на узких местах, фиксация сроков и ближайших шагов.
Планирование
Годовое планирование.
Месячное планирование.
Декадное планирование.
Планирование дня.
Принципы временного менеджмента.
Метод «Альпы».
Менеджмент с помощью дневника времени.
Подготовка и реализация цели.
Оптимальное распределение и использование времени.
Сокращение сроков использования.
Принятие решений
Установка приоритетов.
Принцип Парето (соотношение 80:20), АБВ – анализ.
Принцип Эйзенхауэра.
Делегирование дел.
Приводящая к успеху организация труда. Первоочередное решение жизненно важных проблем.
Упорядочение дел по их важности, избавление от «тирании» неотложности, продуктивность трудовых затрат.
Реализация и организация
Распорядок дня.
График продуктивности, биоритм, самопроявление, дневной рабочий план.
Применение самоуправления, концентрация на значительных задачах, использование пика производительности, учет периодических колебаний, становление индивидуального рабочего стиля.
Контроль
Контролирование процесса работы (сравнения замысла с результатом), контролирование итогов, обзор итогов истекшего дня (самоконтроль)
Обеспечение запланированных результатов, позитивное воздействие на течение жизни.
Приложение 2.
Таблица 2.
Умение управлять собой.
Основные блоки качеств
(первый уровень)
Содержание критерия
Первичные качества
(второй уровень)
Личная организованность.
Способность жить и работать по системе.
Приверженность к системному подходу. Умение ценить и эффективно использовать время. Умение сосредоточиться на главном. Умение все делать по порядку. Умение не упускать из виду мелочи. Умение анализировать затраты времени.
Самодисциплина
Умение держать себя в руках, управлять своим поведением.
Обязательность, способность держать слово. Пунктуальность, точность исполнения. Собранность, умение не разбрасываться.
Наличие чувства ответственности. Умение отказываться от удовольствий ради главного.
Знание техники личной работы
Знание правил и приемов личной работы и умение ими пользоваться.
Организация рабочего места. Умение работать с информацией. Умение составлять документы. Умение говорить по телефону. Умение слушать. Умение планировать свои дела. Знание методов рационального личного труда. Умение пользоваться современной организационной и вычислительной техникой. Умения менять занятия. Знание технологии коммуникаций. Умение делегировать полномочия. Умение подготовиться к служебной командировке.
Эмоционально-волевой потенциал
Способность управлять своей волей.
Волевые качества. Трудолюбие. Упорство в работе. Целеустремленность. Решительность. Напористость. Умение заинтересовать, мотивировать себя. Оптимизм и жизнерадостность. Увлеченность работой. Преданность работе и коллективу. Семейное благополучие. Уверенность в самом себе. Психологическая подготовка к работе.
Способность делать себя здоровым.
Хорошее состояние здоровья, гигиена умственного труда.
Физические нагрузки. Питание. Сон. Дыхание. Водные процедуры. Закаливание. Борьба с шумом. Тренированность нервной системы. Умение расслабиться. Отказ от вредных привычек. Режимы отдыха и труда.
Способность формулировать и реализовывать жизненные цели.
Умение формулировать и добиваться реализации жизненных целей.
Способность познать самого себя. Умение формулировать свои жизненные цели. Умения принимать решения. Умения планировать карьеру. Умение найти и получить хорошую работу. Умение адаптироваться в коллективе.
Личный самоконтроль.
Способность контролировать процессы и результаты своей деятельности.
Контроль процессов. Контроль результатов. Контроль дня. Умение формировать и контролировать свой имидж.
[1]
Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991. 320 с.
[2]
Управление по результатам: Пер. с финск. / Общ. Ред. И предисл. Я.А. Лейманна. – М.: Издательская группа «Прогресс». 2005 гг., 134с.
[3] Управление по результатам: Пер. с финск. / Общ. Ред. И предисл. Я.А. Лейманна. – М.: Издательская группа «Прогресс». 2005 гг., 134с.
[4]
Управление по результатам: Пер. с финск. / Общ. Ред. И предисл. Я.А. Лейманна. – М.: Издательская группа «Прогресс». 2005 гг., 134с.
[5]
Джулия Моргенстерн Тайм менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. М.: ООО «добрая книга», 2005. – 264 с.
[6]
Кузнецова Е. Постройте судьбу // Действующие лица. 2003. №4. С. 48-50.
[7]
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2003. С. 225.
[8]
Хроленко А.Т. Самоменеджмент. М.: Экономика, 1996. С. 13.