Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  302  303  304   ..

 

 

Стратегия увеличения прибыльности предприятия на основе инноваций

Стратегия увеличения прибыльности предприятия на основе инноваций

Академия труда и социальных отношений

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Основные виды инновационной стратегии

Факторы и условия эффективности инновационной стратегии развития организации

виды инноваций

Рис. 4.- Методический подход к разработке стратегии развития предприятия.14

Прежде, чем детально рассмотреть основные этапы разработки стратегического плана, необходимо сделать замечание об информации, требующейся для аналитической работы. Получение такой информации, её корректировка, ведение базы данных – задача самого предприятия, требующая серьёзных финансовых затрат, организационных усилий и наличия квалифицированных менеджеров. Но даже при хорошо поставленной работе с информацией в ряде случаев получить реальную информацию просто невозможно (например, неопределённость изменения внешней обстановки; данные по структуре затрат конкурентов, которые являются, как правило, коммерческой тайной). Но всё равно необходимо попытаться выработать некоторую оценку таких данных: по внешней среде, – прогноз или сценарий развития обстановки, в отношении конкурентов – экспертные оценки. Степень приближения этих оценок к действительности в значительной мере зависит от опыта и квалификации управленческого персонала предприятия. Важно само наличие этих оценок, поскольку это даёт возможность проверить их обоснованность, отслеживая действия конкурентов или события во внешней среде и, пользуясь новыми данными, корректировать первоначальные оценки, приближая их к действительности. Таким образом, информация, используемая при разработке стратегического плана, часто имеет оценочный характер, но это не должно быть препятствием к самой попытке создания такого плана на предприятии. Признано, что лучше иметь любую стратегию, чем никакой.

Планирование любой деятельности начинается с анализа ситуации, т. к. без результатов анализа невозможно определить, какие возможности и ресурсы имеются в наличии, а также невозможно определить цели планирования и нужно ли оно вообще и, следовательно, невозможно построить план.

Изучив литературу по данной теме, я, попытался разработать стратегию увеличения прибыльности предприятия на основе инноваций:

1. положение продукта в отрасли.
2. описание продукта.
3. срок окупаемости продукта.
4. стоимость проекта.
5. сумма планируемой прибыли.
6. рентабельность проекта.
7. рынки сбыта продукта.

Рис. 5.- Стратегия увеличения прибыльности предприятия ЗАО «ВЗКО»

Выгода от реализации проекта: газовые мини-теплоэлектростанции – это способ одновременного получения электрической и тепловой энергии от сжигания природного газа. Для того чтобы в максимальной степени снизить эксплуатационные расходы, необходимо полностью утилизировать оба вида энергии, а это удается за счет перевода мини- теплоэлектростанции на газ (в дальнейшем планируется перевод на торф, дрова и другое аналогичное сырье).

Станция имеет высокую степень защиты от аварийных ситуаций. Все сообщения об аварии могут передаваться персоналу по системе сотовой связи.

То есть выбранная мной стратегия может увеличить прибыль предприятия за счет меньших издержек по ее эксплуатации и большего объема реализации.

3.2 Анализ предложенной стратегии.

Менеджеры и исполнители часто пытаются анализировать организацию дела в рамках такой структуры, которая обрисовала бы всю ситуацию в целом. Консультантами по управлению разработаны для этого следующие структуры:

1) портфель ценных бумаг;

2) логика отрасли;

3) предприятие.

Предприятие может в свою очередь рассматриваться в четырех аспектах: с точки зрения идеологической основы, внешней эффективности, внутренней эффективности и стратегического управления, которые также подразделяются на подпункты.

1. Идеологическая основа:

а) видение;

б) цели;

в) корпоративная миссия и стратегия;

г) потребительская оценка.

2. Внешняя эффективность (рынки):

а) потребности;

б) доля на рынке;

в) новые отрасли предпринимательства;

г) потребительская оценка качества.

3. Внутренняя эффективность (ресурсы):

а) затраты;

б) капитал;

в) производительность.

4. Стратегическое управление:

а) способность наметить курс;

б) способность организовать дело в соответствии с выбранным курсом;

в) способность повысить энтузиазм и заинтересованность людей в работе.17

К этому сводятся моменты, которые главный управляющий компании должен иметь в виду, чтобы понять дело, которое он ведет. Компания — это юридический субъект, обычно она представляет собой своего рода портфель, т. е. совокупность предприятий. Весь портфель в целом, в отличие от входящих в него отдельных предприятий, не связан с какой-либо одной отраслью производства. Анализ, таким образом, следует начинать с характеристики портфеля. Он включает некоторое число предприятий, основными характеристиками которых являются:

1) привлекательность отрасли с точки зрения рентабельности и возможностей развития;

2) положение данного предприятия в отрасли. Этим понятием часто пренебрегают, но правильное понимание закономерностей развития отрасли может дать Вам более широкое и ясное представление о том, чем Вы занимаетесь.

Основным объектом анализа, конечно, является предприятие. Для того чтобы лучше понять его суть, необходимо проанализировать следующие основные моменты: идеологическая основа, внешняя эффективность, внутренняя эффективность и стратегическое управление.

Идеологическая основа — это видение, идеальное представление о состоянии бизнеса, в соответствие с которым лидер хочет привести свое дело. Он движется по этому пути, достигая определенных целей (вех на пути), которые могут иметь конкретное воплощение в деньгах, определенной доле рынка или потребительской оценке качества продукции. Путь предопределяется стратегией, в то время как корпоративная миссия выступает выражением философии бизнеса и определяется потребностями, покупателями, характером продукции и наличием конкурентных преимуществ.

Внешняя эффективность отражает знание структуры потребностей и степени удовлетворения их компанией, которая определяется, в частности, долей компании на рынке и тенденциями ее изменения. Внешняя эффективность включает также создание новых сфер предпринимательства и способность к их организации, демонстрирует деловые возможности компании и ее потенциал.

Внутренняя эффективность отражает состояние предприятия с точки зрения затрат, использования капитала и динамики производительности. В некоторой степени эти показатели могут быть связаны с результатами работы конкурентов.

Характеристика способности к стратегическому управлению применяется относительно недавно. Она позволяет оценить, как руководство компании справляется с разработкой стратегии. Оценка должна касаться не только положения, существующего на момент исследования, но и возможностей развития ситуации. Руководство должно быть способно выбрать правильный курс и вести этим курсом всю организацию.

Этот подход доказал свою эффективность на практике. Методы анализа могут быть усовершенствованы, а его процедуру необходимо адаптировать к конкретным ситуациям. Очень важно иметь представление обо всей картине в целом и не увязать в мелких деталях.34

Проведем анализ предложенной стратегии, который строится на анализе финансовых результатов деятельности предприятия.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой прибыли, которую предприятие желает получить от выбранной стратегии и уровнем рентабельности. Прибыль предприятие получает главным образом от реализации продукта- нововведения.

Прибыль- это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получает предприятие. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разницу между выручкой и полной себестоимостью продукции по проекту. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыль, тем лучше его финансовое состояние.

Разрабатывая проект ЗАО «ВЗКО», я, ориентировался на следующие показатели:

Статьи затрат Сумма, тыс.руб Структура затрат,%
Оплата труда с отчислениями 170,0 34, 0

Материальные затраты

В том числе: комплектующие

электроэнергия

нефтепродукты

250,0

200,0

35,0

15,0

50,0

-

-

-

Амортизация 65,0 13,0
Прочие затраты 15,0 3,0
Итого производственных затрат 500,0 100,0

Табл. 1- Структура затрат на проект

Данные таблицы 1 показывают, какой удельный вес занимает каждая статья в общей структуре затрат. Основной удельный вес в себестоимости проекта занимают затраты на оплату труда и материальные затраты. Амортизация в структуре занимает небольшую долю. Для того, чтобы снизить материальные затраты необходимо использовать более дешевое сырье на производство продукта. Оплату труда можно снизить за счет сокращения штата управленческого персонала.

Показатель Тыс.руб
Себестоимость проекта 500,0
Выручка от реализации проекта 1200,0
Прибыль 700,0
Рентабельность проекта, % 1,4

Табл. 2- Финансовые результаты

Из данных таблицы 2 следует, что выручка от реализации проекта составит 1200 тыс.руб, что в 2,4 раза выше требуемых для данного проекта затрат. Чем ниже будут затраты на производство, тем выше будет прибыль у предприятия.

Показатель рентабельности характеризует эффективность работы предприятия в целом, его доходность и окупаемость. На анализируемом предприятии рентабельность составляет 1,4 %. Это означает, что предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукта имеет 140% прибыли. Следовательно, наше предприятие от внедрения данной разработки сможет получить прибыль, что позволит улучшить финансовое состояние ООО «Металлпромпоставка» и вести дальнейшие разработки в области инноваций.

Заключение

В результате экономического развития стран на смену управления функционированием приходит управление развитием. Источником же развития, как известно, являются противоречия, которые рано или поздно приведут к системному кризису, трансформации ее в новое качество. Но система всегда стремится к стабильности, поэтому необходим определенный раздражающий фактор. Таким фактором служат инновации. Причем очень важно, чтобы изменения, вызываемые инновациями, воспринимались не как разрушение, а как новый шанс на успех. Для этого необходимо научиться эффективно, управлять инновациями и инновационным процессом. В результате начинает активно развиваться особое направление в менеджменте предприятий - инновационный менеджмент.

В данном дипломе была рассмотрена стратегия увеличения прибыльности предприятия на основе инноваций.

В первой главе дипломной работы был изучен литературный обзор по данной теме.

Вторая и третья главы характеризуют анализ работы ЗАО «ВЗКО».

В 2003 году увеличилось количество заявок и заказов на производство. На проработку поступило 2275 заявок от различных предприятии, из которых по 1400 заявкам была произведена продукция. Предприятие имеет огромный «круг» заказчиков. Появились стабильные заказы из Саратовской, Пермской областей, Москвы и других городов, благодаря рекламе в прессе и Интернету.

В третьей главе дипломного проекта была разработана стратегия увеличения прибыльности предприятия. Анализ разработанной стратегии характеризуется финансовыми показателями производства, из которых: прибыль- 700 тыс.руб, себестоимость 500 тыс.руб.

Показатель рентабельности характеризует эффективность работы предприятия в целом, его доходность и окупаемость. На анализируемом предприятии рентабельность составляет 1,4 %. Это означает, что предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукта имеет 140% прибыли. Следовательно, наше предприятие от внедрения данной разработки сможет получить прибыль, что позволит улучшить финансовое состояние ЗАО «ВЗКО» и вести дальнейшие разработки в области инноваций.

В ходе проведенного анализа для увеличения прибыльности предприятия автор рекомендует сократить штат управленческого персонала, использовать более дешевое сырье, сократить затраты на производство за счет инновации.

Библиография

1.Балашевич М.И. Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт. – Мн. 1999

2. Василевская И. В. Инновационный менеджмент: учебн. пособ.- М.:РИОР, 2004г.

3. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновации на предприятии. - М.: Экономика, 1999

4. Все о маркетинге. Сборник материалов для руководителей пред­приятий, экономических и коммерческих служб. М.: Азимут-центр. 1997.

5. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнорзирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. – Железнодорожный: ТОО НПЦ «Крылья», 1997

6. Друкер П. Инновации и предпринимательство. – М., 1998

7. Жизнин С.З., Крупное В.И. Как стать бизнесменом. — Минск.: Изда­тельская группа “Предприниматель”. — 1998.

8. Ильин А.И. Управление предприятием: М. 1999.

9. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/С.Д.Ильенкова, Л.М.Гохберг, С.Ю.Ягудин и др.; Под ред. С.Д.Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997

10. Инновационный процесс в странах развитого капитализма (методы, формы, механизм)./Под ред. Рудаковой И.Е. - М.: изд-во МГУ, 2001.

11. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2000

12. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет. М., Финансы и статистика, 2000

13. Котлер Ф. Основы маркетинга. М, Росинтер, 1996

14. Лавров С. Н, Основы маркетинга промышленных объектов –М: внешторгиздат, 1996.

15. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. – М.: Инфра–М, 1997.

16. Менеджмент организации. Учебное пособие. Под ред. Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. – М.: ИНФРА – М. 1995.

17. Методические указания по оценке эффективности инвестиционных проектов и их для финансирования. - М.: “Информэлектро, 1997.

18. Морозов Ю.П. Управление технологическими нововведениями в условиях рыночных отношений. - Н. Новгород, 1995

19. Постюшков А. В Оценочный менеджмент – М: ФАИР-ПРЕСС, 2004г.

20. Российский статистический ежегодник. Госкомстат РФ. М., 2000

21. Родинова В.Н. Стратегический менеджмент: учебн. пособ.- М: ИНФРА-М,2002.

22. Русинов Ф., Минаев Н. Система отбора и оценки инновационных проектов. — Консультант директора. — 1996. № 23.

23. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. – М.: Прогресс, 1999

24. Словарь-справочник предпринимателя. — М.: Издательско-произ­водственная фирма “Зевс”. — 2001.

25. Справочник директора предприятия / Под. Ред. Лапусты М. Г. 4 изд. М.; ИНФРА-М, 2000.

26. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. – М.: Экономика, 1997.

27. Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Соломатина. – М.: Инфа-М, 1998

28. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998

29. Ховард Кен, Коротков Э. Принципы менеджмента: управление в системе цивилизованного предпринимательства, уч. пособие. – М.1996.

30. Швальбе Б., ШвальбеХ. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. — М.: Прогресс. —1996.

31. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.: Итнра-М, 1995

32. Шумпетер И. Теория экономического развития (Исследование пред­принимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). — М.: Прогресс. — 1998.

33. Экономика предприятия. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова. —М.; Бизнес и Банки, ЮНИТИ.— 1996.

34. Энциклопедия малого бизнеса, или Как вести свое дело. – М. 1997.

35. Янчевский В.Г. Менеджмент, маркетинг, бизнес: М. 2003г.

Библиография

1.Балашевич М.И. Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт. – Мн. 1999

2. Василевская И. В. Инновационный менеджмент: учебн. пособ.- М.:РИОР, 2004г.

3. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновации на предприятии. - М.: Экономика, 1999

Все о маркетинге. Сборник материалов для руководителей пред­приятий, экономических и коммерческих служб. М.: Азимут-центр. 1997.

Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнорзирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. – Железнодорожный: ТОО НПЦ «Крылья», 1997

6. Друкер П. Инновации и предпринимательство. – М., 1998

7. Жизнин С.З., Крупное В.И. Как стать бизнесменом. — Минск.: Изда­тельская группа “Предприниматель”. — 1998.

8. Ильин А.И. Управление предприятием: М. 1999.

Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/С.Д.Ильенкова, Л.М.Гохберг, С.Ю.Ягудин и др.; Под ред. С.Д.Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997

Инновационный процесс в странах развитого капитализма (методы, формы, механизм)./Под ред. Рудаковой И.Е. - М.: изд-во МГУ, 2001.

Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2000

Козлова Е.П. Бухгалтерский учет. М., Финансы и статистика, 2000

Котлер Ф. Основы маркетинга. М, Росинтер, 1996

14. Лавров С. Н, Основы маркетинга промышленных объектов –М: внешторгиздат, 1996.

15. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. – М.: Инфра–М, 1997.

Менеджмент организации. Учебное пособие. Под ред. Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. – М.: ИНФРА – М. 1995.

Методические указания по оценке эффективности инвестиционных проектов и их для финансирования. - М.: “Информэлектро, 1997.

Морозов Ю.П. Управление технологическими нововведениями в условиях рыночных отношений. - Н. Новгород, 1995

Постюшков А. В Оценочный менеджмент – М: ФАИР-ПРЕСС, 2004г.

Российский статистический ежегодник. Госкомстат РФ. М., 2000

21. Родинова В.Н. Стратегический менеджмент: учебн. пособ.- М: ИНФРА-М,2002.

22. Русинов Ф., Минаев Н. Система отбора и оценки инновационных проектов. — Консультант директора. — 1996. № 23.

Санто Б. Инновация как средство экономического развития. – М.: Прогресс, 1999

24. Словарь-справочник предпринимателя. — М.: Издательско-произ­водственная фирма “Зевс”. — 2001.

25. Справочник директора предприятия / Под. Ред. Лапусты М. Г. 4 изд. М.; ИНФРА-М, 2000.

Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. – М.: Экономика, 1997.

Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Соломатина. – М.: Инфа-М, 1998

Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998

29. Ховард Кен, Коротков Э. Принципы менеджмента: управление в системе цивилизованного предпринимательства, уч. пособие. – М.1996.

30. Швальбе Б., ШвальбеХ. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. — М.: Прогресс. —1996.

Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.: Итнра-М, 1995

32. Шумпетер И. Теория экономического развития (Исследование пред­принимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). — М.: Прогресс. — 1998.

33. Экономика предприятия. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова. —М.; Бизнес и Банки, ЮНИТИ.— 1996.

34. Энциклопедия малого бизнеса, или Как вести свое дело. – М. 1997.

35. Янчевский В.Г. Менеджмент, маркетинг, бизнес: М. 2003г.


20 Российский статистический ежегодник. Госкомстат РФ. М., 2000.

2 - Наука России в цифрах – 2000. Статистический сборник. М., ЦИСН, 2000.

21 Родинова В.Н. Стратегический менеджмент: учебн. пособ.- М: ИНФРА-М, 2002.

3 Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновации на предприятии. - М.: Экономика, 1999.

9 Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/С.Д.Ильенкова, Л.М.Гохберг, С.Ю.Ягудин и др.; Под ред. С.Д.Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

9 Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/С.Д.Ильенкова, Л.М.Гохберг, С.Ю.Ягудин и др.; Под ред. С.Д.Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

26 Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. – М.: Экономика, 1997.

28 Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.

6 Друкер П. Инновации и предпринимательство. – М., 1998.

15 Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. – М.: Инфра–М, 1997.

17 Методические указания по оценке эффективности инвестиционных проектов и их для финансирования. - М.: “Информэлектро, 1997.

26 Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. – М.: Экономика, 1997.

10 Инновационный процесс в странах развитого капитализма (методы, формы, механизм)./Под ред. Рудаковой И.Е. - М.: изд-во МГУ, 1999.

35 Янчевский В.Г. Менеджмент, маркетинг, бизнес: М. 2003.

23 Санто Б. Инновация как средство экономического развития. – М.: Прогресс, 1999.

16 Менеджмент организации. Учебное пособие. Под ред. Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. – М.: ИНФРА – М. 1995.

21 Родинова В. Н. Стратегический менеджмент : учеб. пособ. М: ИНФРА-М, 2002.

21 Родинова В. Н. Стратегический менеджмент : учеб. пособ. М: ИНФРА-М, 2002.

14 Лавров С. Н, Основы маркетинга промышленных объектов –М: внешторгиздат, 1996.

17 Методические указания по оценке эффективности инвестиционных проектов и их для финансирования. - М.: “Информэлектро, 1997.

34 Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.: Итнра-М, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  302  303  304   ..