Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  603  604  605   ..

 

 

Этапы формирования стратегии предприятия

Этапы формирования стратегии предприятия

1. Этапы формирования стратегии предприятия

2. Типовые стратегии развития предприятия

3. Инвестиционный климат и параметры его определяющие.

4. Инновационный цикл и его структура.

5. Интегрированные корпоративные структуры и их организационно-хозяйственные формы

6. Общая схема системы государственного регулирования процессов ЗСП, ее правовая основа.

7. Классификация ЗСП: признаки, типы, виды, назначение.

8. Программа содействия процессу создания и проектирования

9. Современные закономерности развития корпораций.

10. Оценка эффективности экономической интеграции.

11. Понятие, состав и структура имущества предприятия

12. Амортизация основных фондов: сущность и основные виды

13. Экономическое содержание, состав и структура оборотных средств

14. Себестоимость продукции: понятие, состав и классификация затрат.

15. Субъекты малого предпринимательства и виды предпринимательской деятельности.

16. Показатели использования оборотного капитала.

17. Сущность и пути реструктуризации действующих предприятий.

18. Типы производства: основные разновидности, отличительные особенности, тенденции развития.

19. Методы организации производства и практика их применения

20. Организация и пути ускорения подготовки производства на предприятии.

21. Особенности организации автоматического и автоматизированного производства. Автоматизация поточного производства

22. Эволюция научных подходов к управлению (школы, научные направления)

23. Принципы и методы управления предприятием

24. Мотивы, стимулы в менеджменте и стили управления.

25. Функции менеджера

26. Общесистемные принципы организации и управления

27. Миссия и цели организации: сущность, содержание, характеристики

28. Структура организации, типы структур и сопсобы их формирования.
А Б В А – рук-ль, а – конкр. продукт. Особенность: попытки в рамках существующего ресурсного управления и устойчивой мощной орг-ции орг-ть программное управление разными проектами (больш. и мал.) Матр. стр-ра состоит из двух частей : 1-я часть ориентированна на управление текущей деятельностью предприятия . 2-я часть ориентированна на решение конкретных межфункциональных задач . В нее могут входить одна или несколько структур управления , построенных по целевому принципу . При этом межфункциональные задачи преобразуется в целевую программу , по ней разрабатываются целевая структура предприятия , а затем все они интегрируются в единственную систему управления .
а
б
в

29. Основные элементы процесса принятия управленческого решения.

30. Модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения.

31. Информационные технологии в принятии управленческих решений.
Информа­ционные системы

—— технологические —

САПР (система автоматизированного проектирования)

—— управленческие —

персонал,

32. Понятие " качество продукции". Классификация показателей качества продукции.

33. Международные стандарты ИСО серии 9000: состав, содержание и ситуации применения.

34. Оценка к/с продукции

35. Понятие, принципы, виды и порядок сертификации продукции в РФ

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  603  604  605   ..

 

схемы Испытания в аккредитованных испытат лаборат-ях и др способы доказ-ва соответствия Проверка производства (ситемы ка-ва) Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы кач-ва, производства)
1 Испытания типа - -
Испытания типа Анализ состояния производства -
2 Испытания типа - Испытания образцов, взятых у продавцов
Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у продавцов. Анализ состояния производства
3 Испытания типа - Испытания образцов, взятых у изготовителя
Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у продавцов. Анализ состояния производства
4 Испытания типа - Испытания образцов, взятых у продавцов. Испытания образцов, взятых у изготовителя
Испытания типа Испытания образцов, взятых у продавцов. Испытания образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства
5 Испытания типа Сертификация производств или сертификация систем кач-ва Контроль сертифиц системы кач-ва (производства). испытания образцов, взятых у продавца и /или изготовителя
6 Рассмотрение декларации о соотв-ии с прилаг докум-ми Сертификация системы кач-ва Контроль сертифиц системы кач-ва
7 Испытание партии
8 Испытание каждого образца
9 Рассмотрение деклар о соотв с прилаг докум-ми
Рассмотрение деклар о соотв с прилаг докум-ми Анализ состояния производства
10 Рассмотрение деклар о соотв с прилаг докум-ми Испытания образцов, взятых у изготовителя или продавца
10а Рассмотрение деклар о соотв с прилаг докум-ми Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у изготовителя или продавца. Анализ состояния производства

36. Сертификация систем качества

37. Прямые и косвенные методы государственного регулирования деятельности предприятий.

Методы государственного регулирования . С точки зрения воздействия на экономику может осуществляться прямое и косвенное ГРЭ.

К прямым методам ГРЭ относятся: 1) Государственные субсидии - безвозмездная ссуда, которая покрывает полностью или частично издержки производства её получателя. Они обычно предоставляются жизненно важным в экономике страны отраслям, где функционирование не достаточно прибыльно (убыточно); 2) Государственное предпринимательство. Оно включает создание и управление производственной, экономической и социальной деятельностью различных форм государственный предприятий; 3) Государственное программирование. Программа развития должна включать в себя разделы, содержащие: цели программы, приоритеты государственной политики, комплекс регулирующих мер, полномочия органов управления программой и ответственность по ним и механизм управления программой.

Типы государственных программ : — конъюнктурные , имеющие целью решение проблем сбалансированности и стабилизации экономики; — структурные, имеющие целью решение ключевых проблем национальной или региональной экономики.

К косвенным могут быть отнесены такие меры как: - налоговое; - амортизационное. Налоговое: — повышение или понижение общего уровня налогообложения (ставки подоходного налога, налога на доходы предприятий и косвенных налогов); — налоговые скидки на инвестиции; — разнообразные специальные налоговые льготы. Амортизационное. Сущность ускоренной амортизации в том, что государство разрешает списывать амортизацию в масштабах, существенно превышающих реальный износ основного капитала.

38. Государственное антимонопольное регулирование

Рынок несовершенной конкуренции предполагает отклонение от состояния равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции, следовательно общество несет потери в связи с монополизацией хозяйственной жизни. В силу этого обстоятельства в конце XIX века в промышленно развитых странах Запада и, прежде всего, в США была осознана необходимость противодействия монополизации. Административные меры, применяемые правительствами стран: принудительная демонополизация; налоговая политика, заставляющая монополии снижать цены; антимонопольное законодательство, препятствующее тайным сговорам, направленным на поддержание монопольных цен и установление контроля над предложением.

Выделяют два типа антимонопольного законодательства – американский и западноевропейский. Американский тип законодательства отвергает любую форму монополистического сговора или союза. В его основу были положены: а) Закон Шермана (1890 г.), которым запрещалась тайная монополизация торговли, захват единоличного контроля той или иной отраслью, сговор о ценах; б) Закон Клейтона (1914 г.), который запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др. Западноевропейский тип законодательства является более либеральным. В нем объектом противодействия выступают не всякие монополии, а лишь те из них, которые существенно ограничивают возможности соперничества в том или ином секторе рынка. В марте 1991 г. был принят Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В нем предусматривается: а) противодействие образованию крупных компаний типа трестов и концернов и договорам картельного типа; б) противодействие недобросовестной конкуренции; в) создан специальный орган – Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП). Динамическое реформирование российской экономики, принятие новой Конституции Российской Федерации потребовали внесения соответствующих изменений в Закон, которые вступили в силу с 25 мая 1995 года. Цели антимоноп. закон-ва: защита и поощр. конкур.; контроль за фирмами, заним. доминир. полож. на рынке; контроль за процессом концентрации 9слияния. поглощ.); контроль за ценообраз.; защита интересов и содействие предпр. мал. и ср. бизнеса; защ. интересов и прав потреб. 2 тенденции: запретительная система (отриц. моноп. как таковую и след. запрещ. ее); регулятивная (моноп. и конкур. совместимы). Недоброс. действия домин. фирм: связ. изъятием тов. из обращ. для образ. дефицита или искуств. повыш. цен, создание преп. доступу на рын. для др. хоз. суб.; включ. в дог. миним. "ограничит. условий", кот. неотнос. к предмету дог. и явл. невыг. контрагенту; наруш. устан. порядкаценообраз.

Доминирующее положение – это исключительное полож-е хоз субъекта или неск субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя или взаимозаменяемых товаров дающее ему (им ) возм-ть оказывать решающ влияние на общие условия обращения товаров на рынке или затруднять доступ на рынок др хоз субъектам. – доля товара на рынке свыше 35% признается доминирующей. В соответствии с принятыми поправками однозначно доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. Кроме того, доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет от 35 до 65%, если доминирование доказано антимонопольными органами с учетом дополнительных критериев, характеризующих товарный ранок.

Монопольно-высокая цена – устан 1 или неск-ми хоз субъектами, которая не м.б. никоим образом обусловлена. Монопольно-низкая цена - устан 1 или неск-ми хоз субъектами, которая не м.б. никоим образом обусловлена.

Решением ГКАП 29 декабря 1991 г. был утвержден «Государственный реестр Российской Федерации объединений и предприятий- монополистов». В него включены предприятия, производящие более 35% продукции на каком-либо товарном рынке. Для предприятий, включенных в реестр, установлено обязательное декларирование повышения свободных цен. В 1995 г. в Реестре находилось 555 предприятий.

Антимонопольные органы обеспечивают государственный контроль при рассмотрении проектов создания ФПГ в целях предупреждения доминирующего положения крупных хозяйствующих субъектов на товарных рынках. Основными методами регулирования: ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня, определение потребителей для обязательного обслуживания.

Осн виды естесств моноп: транспортировка нефти н/продуктов по магистральным нефтепроводам; трансп газа по трубопроводам; услуги по передаче э/э и тепловой энергии; ж/д первозки; услуги трансп терминалов, портов, аэропортов; почтовая связь и электричество. Особенности ест монополий: единоличное положение на рынке со стороны предлож в силу технологич особенностей; неэфф-ть конкуренции как способа повысить эфф-ть деят-ти; неэластичность спроса по цене; соц хар-р предоставл-х услуг. 3 принципа ц/образования в ест монополиях: назначение цены и реализация услуг; назнач цены с учетом нормативной текущей рентаб-ти; назнач цены исходя их норм рентаб-ти прилож-го капитала.

39. Государственное регулирование и контроль в сфере естественных монополий.

Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - органы регулирования естественных монополий)

Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности естественных монополий:

ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии,

Органы регулирования естественных монополий осуществляют, контроль за:

любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.

Для совершения этих действий субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения.

Орган регулирования естественной монополии не позднее 30 дней со дня получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован.

В случае, если для принятия решения необходима дополнительная информация, орган регулирования естественной монополии вправе запросить ее у заявителя и увеличить срок рассмотрения ходатайства на 30 дней при условии, что такой запрос вместе с уведомлением о продлении срока рассмотрения ходатайства направлен заявителю не позднее 15 дней со дня его получения.

40. Понятие и виды отвественности в предпринимательстве

Если предприниматель все-таки нарушил требования действующего законодательства, причинил вред жизни и здоровью граждан, их имуществу, а также нарушил условия договоров, обязательств, т.е. причинил материальный ущерб, он обязан нести ответственность. Ответственность предпринимателей на рынке предусмотрена даже при отсутствии вины. Предприниматель не имеет права ссылаться на то, что его подвели конкуренты, у него нет денежных средств и т.п., он все равно несет ответственность за нарушение своих договоров. Освободить его от ответственности может только действие непреодолимой силы: война, стихийные бедствия, аварии и т.п. или вина его контрагента по договору. Государство предусмотрело для предпринимателей несколько видов ответственности, в том числе гражданско-материальную, административную и уголовную.
Так, граждане и предприятия, которым причинен вред, имеют право требовать возмещения всех убытков, как прямых, так и неполученной выгоды; взыскания неустойки, т. е. штрафов или пени, а также возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и морального вреда, согласно статей 12, 330, 393 - 396, 1064, 1079, 1085 - 1095; 151, 1100, 1101 Гражданского Кодекса РФ.
Отдельно предусмотрена ответственность предпринимателей, которые причинили вред вследствие недостатков товара, работ или услуг. Эти предприниматели несут материальную ответственность независимо от своей вины и от того, состоят ли потерпевшие с ними в договорных отношениях или нет, согласно статей 1095 -1098 Гражданского Кодекса РФ. Если гражданская ответственность предусмотрена только в денежной форме, то административная, т. е. налагаемая органами власти: милицией, инспекциями, может быть в виде штрафов, конфискации товаров или предметов продажи, предупреждения, исправительных работ от 1 до 2-х месяцев с удержанием 20 % заработка, приостановления действия лицензии или ее аннулирования. Эта ответственность предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях РФ (1985 г. с поправками 1999 г.).
Наиболее тяжелая ответственность предусмотрена за преступления в сфере экономики, т. е. за мошенничество, обман потребителей, лжепредпринимательство и т. д. Санкции за эти преступления предусмотрены в различных вариантах: в виде штрафов в размере от 200 до 1000 минимальных размеров оплаты труда; лишение свободы на срок до 15 лет с конфискацией имущества.
Эти меры вызваны большой опасностью преступлений в банковской деятельности, отмыванием преступных денежных средств и т. д. Они предусмотрены Уголовным Кодексом РФ от 13.06.1996 г., введенным в действие с 1.01.1997 г. Таким образом, законы защищают рядовых граждан - потребителей и карают нерадивых, неосторожных предпринимателей, особенно преступников.