Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  600  601  602   ..

 

 

Объекты системы управления туризмом в стране и отдельном регионе

Объекты системы управления туризмом в стране и отдельном регионе

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Институт менеджмента и бизнеса

Кафедра социального менеджмента

по дисциплине «Менеджмент в туризме» на тему: «Объекты системы управления туризмом в стране и отдельном регионе»

Выполнила:

Субботина А.А.

гр. СМ-06

Проверил;

Тарасевич В.И.

Тюмень 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКИХ ФИРМ 7

1.1 Место туризма в экономике страны 7

1.2 Понятие и классификация функций управления в туризме 13

1.3 Государственное регулирование туристской деятельности 22

2. РЫНОК ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В ТЮМЕНСКОМ РЕГИОНЕ. АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 25

2.1 Туристские ресурсы на территории юга Тюменской области 25

2.2 Существующие виды туристской деятельности и туристские продукты на территории юга Тюменской области 28

2.3. Основные территориальные туристские макрообъекты юга Тюменской области. Территориальная схема развития туризма Тюменской области 30

2.4. Приоритетные типы туризма на территории юга Тюменской области. Туристские потоки на территории юга Тюменской области 32

2.5 Современное состояние туроператорской и турагентской деятельности на территории юга Тюменской области 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 44

ВВЕДЕНИЕ

Туризм сегодня – один из самых прибыльных видов бизнеса в мире после экспорта нефти и автомобилей. В связи с этим задача эффективного управления туристско-рекреационной сферой в России становится в настоящий момент одной из приоритетных, в том числе и для ее регионов.

Особенно это касается территорий традиционно специализирующихся на

туризме. Государство заинтересовано в развитии таких территорий ввиду их уникальности по выполнению функций оздоровления и отдыха населения.

Система управления туризмом включает субъект и объект управления.

Неоднозначность и многогранность понятия объекта управления туризмом

предопределяют сложность управления им.

Теория управления в ее классическом виде предлагает достаточно четкое определение объекта управления – «то, на что направлена познавательная или иная деятельность».

Объектом управления выступает рекреационно-туристский комплекс

региона (субъекта РФ), который состоит из двух подсистем – «регион» и «туризм». Их сложность и неоднозначность, протекающие и связанные с ними

явления, отношения и процессы обусловливают трудность и противоречивость изучаемого объекта.

Термин «регион» насчитывает более 100 толкований. Официальное определение данного термина содержат Основные положения региональной политики в Российской Федерации, утвержденные Указом Президентом РФ от 3 июня 1996 г. В них под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и других условий [1, C.88].

Регион - крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями, а, главным образом, характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной социальной инфраструктурой.

Регион – это социально-экономическая пространственная целостность, характеризующаяся структурой производства всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчета на единицу пространства и времени, имеющая местные органы управления своей территорией (область, край, республика).

В последнее время все большее число специалистов в области региональной науки и особенно непосредственных руководителей краев, областей, республик сходятся в одном: регионами в России необходимо считать субъекты Федерации.

Исходя из перечисленных определений, можно выделить основные черты регионов:

1) единство и целостность региона;

2) общность и единство экономики; комплексность хозяйства;

3) наличие определенного контингента населения, обладающего соответствующим уровнем образования, квалификации и традиционно сложившимися навыками производства;

4) выход на рынок и использованием имеющихся ресурсов, таких, как труд, земля и капитал;

5) специализация;

6) управляемость, то есть наличие политико-административных органов управления.

Туризм сегодня – понятие многогранное. Явление, процесс, отрасль, система, комплекс – все эти характеристики можно соотнести с термином «туризм». Обширны и взаимосвязи туризма с различными сферами деятельности – политика, экономика, экология, медицина, культура, социальная сфера и др. Вопрос о том, как рассматривать сферу туризма, остается спорным до сих пор. Одни исследователи выделяет ее в отдельную отрасль, другие – в группу отраслей [2, C.188].

Рассматривая туризм как группу отраслей, необходимо определиться, какие отрасли к нему относить. Возможны два варианты:

1) включить отрасли, непосредственно обслуживающие туристов;

2) включить обслуживающие отрасли и отрасли материального производства, ориентированные на рынок туризма.

Некоторые исследователи утверждают, что туриндустрии как таковой не существует, так как нет производства и особого продукта. Ключевым моментом здесь выступает то, что лишь небольшая часть предприятий специализируется на производстве товаров и услуг исключительно для туристов, большинство же из них удовлетворяют потребности и местных резидентов, и, следовательно, можно говорить лишь о туристской специализации деятельности национальной или региональной экономики.

Туризм также рассматривают как рекреационно-туристский комплекс (РТК), также можно встретить понятие «территориально-рекреационный комплекс» (ТРК), поскольку в нашей стране дореформенный период характеризовался преобладанием рекреационных услуг в общей структуре туризма.

Целью данной курсовой работы является изучение объектов системы управления туризмом в стране и отдельном регионе.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить основы менеджмента туристических фирм (определить место туризма в экономике страны, проанализировать понятие и классификацию функций управления в туризме);

2. Ознакомиться с государственным регулированием туристской деятельности

3. Изучить рынок туристических услуг в Тюменском регионе, проанализировать туристическую отрасль Тюменской области (туристские ресурсы на территории юга Тюменской области, существующие виды туристской деятельности и туристские продукты на территории юга Тюменской области, современное состояние туроператорской и турагентской деятельности на территории юга Тюменской области).

Объектом курсовой работы является – менеджмент в туризме.

Предметом данной работы является - объекты системы управления туризмом в стране и отдельном регионе на примере Тюменского региона.

Методической базой работы является работы таких авторов как Александрова А.Ю. Международный туризм; Моиссева Н.К. Стратегическое управление туристической фирмой; Румянцева З.П. Менеджмент организации; Кабушкин Н.И. Основы менеджмента; Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности; Лукичева Л.И. Менеджмент туризма.

выполнена на кафедре социального менеджмента.

1. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКИХ ФИРМ

1.1 Место туризма в экономике страны

Туризм как высокодоходная отрасль сравним по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей отраслями. Высокодоходная отрасль, но не в России.

Отсутствие эффективной государственной политики в сфере туризма на протяжении последних 10 лет привело к тому, что на долю России, несмотря на ее высочайший туристский потенциал, приходится лишь 1% мирового туристического потока, который достигает 657 млн. прибытий в год. При этом, хотя государство и перестало быть донором и одновременно заказчиком в туризме, тем не менее, туризм живет и развивается. Но еще не превратился в то звено, которое в должной мере приносит пользу и государству, и его гражданам.

Сегодня туризм пополняет городской бюджет Москвы лишь на 1,5% в год. Основная задача состоит в том, чтобы к 2015 г. увеличить этот показатель в 10 раз. Для сравнения: вся московская промышленность пополняет бюджет на 18%. Столичные банки - около 9%. Ставка на развитие туризма экономически выгодна не только Москве, но и любому региону страны.

По данным ВТО, уже в 1998 г. туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг - на его долю приходится 532 млрд. долл., или 7,9% от мировой торговли товарами и услугами. Таким образом, туризм обогнал автомобильную, химическую промышленность, производство продуктов питания и компьютеров и многие другие сферы [1, С. 146].

Федеральная программа

Сегодня крайне необходима федеральная программа развития туризма с четко обозначенной туристической стратегией. Еще в апреле 2002 г. была рассмотрена и одобрена "Концепция развития туризма в Российской Федерации". Как подчеркнул Председатель Правительства РФ Михаил Касьянов, туризм является наименее капиталоемкой отраслью экономики, и, следовательно, в его развитие выгодно вкладывать деньги. Премьер дал конкретные поручения ряду министерств и ведомств по наиболее узким проблемам внутреннего и въездного туризма: визовому и таможенному режимам, совершенствованию нормативно-правовой базы, установлению категорийности отелей.

Для страны, стремящейся максимально полно использовать существующий туристский потенциал, необходимо задать приоритеты в очередности развития уже существующих туристических регионов с целью повышения экономической эффективности предполагаемых мер. По уровню состояния материальной базы туризма территория России может быть распределена следующим образом:

1. регионы с высоким уровнем развития материальной базы: Москва и Московская область, С.-Петербург и Ленинградская область, Кавказские Минеральные Воды, Краснодарский край, Калининградская область;

2. регионы со средним уровнем: Северо-Западный (Карелия, Псковская, Новгородская области), Среднерусский ("Золотое кольцо", Поволжье);

3. регионы с низким уровнем: Северный, Дальневосточный (Камчатка, Курилы, Приморье), Западно-Сибирский (Горный Алтай) и Сибирский (Байкал) [10, С. 146].

В связи с этим первоочередные мероприятия по развитию инфраструктуры туризма должны быть сосредоточены в регионах, требующих относительно низких капиталовложений, но с расчетом на скорую отдачу.

Согласно оценкам ВТО, в настоящее время наиболее перспективными сегментами рынка, растущими опережающими темпами, для всех стран являются:

- экологический туризм;

- культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% мирового потока туристов, жизненный уровень которых выше среднего и которые постоянно ищут новые направления для путешествий;

- тематический или специализированный вид туризма, подразумевающий научный, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный туризм и обеспечивающий концентрированные продажи всего туристского комплекса и смежных с ним продуктов и услуг;

- круизы, в которых участвует более 9 млн. туристов ежегодно.

Благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также все возрастающему интересу зарубежных туристов, для которых Россия является новым неохваченным направлением, наша страна имеет все основания для развития этих видов туризма. Причем, успешное развитие туризма требует законодательного решения многих насущных проблем. Необходимо создать образ России как страны, благоприятной для посещения, и обеспечить права и безопасность туристов. Нужна государственная поддержка внутреннего, въездного, социального туризма. Развитию туристической отрасли будет способствовать определение компетенции субъектов РФ в сфере туризма, учет специфики местных, человеческих, природных и других ресурсов, координация взаимодействия регионов как с федеральными органами, так и между собой и т. д. Должны быть объединены усилия Госдумы, в частности, ее Комитета по культуре и туризму, Минэкономразвития РФ, а также представительных органов субъектов Федерации.

Сегодня в России на 1 млн. жителей приходится 10 музеев, в то время как в Нидерландах - 35, в Германии - 32, в Чехии - 34. В Москве на 1 млн. жителей приходится 8 музеев, в Лондоне - 41, в Париже - 39, в Риме - 36. А сколько интересных мест в регионах России! Например, знаменитые Столбы в Красноярском крае, Суздаль на Владимирщине, Ипатьевский монастырь в Костроме, Плес, Палех в Ивановской области, Кижи, Валаам на Севере…

Две трети въездных туристов приходится на жителей Украины, Польши и Финляндии. Естественно, что существенного пополнения казны ожидать от них вряд ли следует - основная их часть приезжает на заработки, тогда как важнейшая доля туристских расходов в нашей стране приходится на туристов из дальнего зарубежья. Они оставляют в России более трех четвертей туристических расходов. Основными "поставщиками" туристов в Россию являются Германия, США, Великобритания, Италия, Франция, Япония. В последние годы к этому списку добавились страны Балтии, с которыми значительно вырос деловой и туристский обмен, а также Республика Корея.

Показательным по количеству поездок в Россию был 1989 г. Тогда нас посетило более 2 млн. 740 тыс. иностранцев. С 1992 г. начался резкий спад въездного туризма, продолжавшийся вплоть до 1995 г. Но начиная с 1995 г. поток туристов из дальнего зарубежья характеризуется стабильным среднегодовым ростом на 16%.

Вместе с тем, события августа 1998 г. почти на 20% уменьшили выездной поток россиян. Причем российские туристы выезжают за границу не только из-за качества обслуживания, но и потому, что о курортах Болгарии, Испании, Турции, достопримечательностях Парижа, Праги, Рима знают гораздо больше, чем о собственных [9, С. 115].

Продвижение въездного туризма - это только часть государственной политики в данной сфере. Российский туризм подразумевает, прежде всего, путешествия и отдых наших соотечественников на Родине. Всего в пределах России за последние 3 года отдохнуло около 8 млн. россиян, хотя еще 10 лет назад их было 45 млн.

Учитывая огромную протяженность границ России, нельзя упускать из вида трансграничный туризм, характеризующийся, в основном, краткосрочными турами. Только перечисление трансграничных районов охватывает всю географию страны. Это и Архангельская, Ленинградская, Калининградская области, и Курилы, и Карелия, и Хабаровский, Приморский края.

Определяющими условиями развития внутреннего и въездного туризма является привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры. В первую очередь, отечественные и иностранные инвестиции необходимы для формирования сети отелей, в том числе - малых, мотелей, расположенных на дорогах федерального значения, обеспечивающих комфортное проживание при условии доступных цен.

Говорить о пополнении бюджетов различных уровней от туризма позволяет наличие уникальных природных ресурсов при огромном количестве памятников истории и культуры, которыми наша страна обладает. Мы же продолжаем инвестировать экономики западных государств, в то время как наша индустрия гостеприимства остается без финансовых вливаний. Суммарный мировой оборот средств в сфере туризма вырос за последние 10 лет примерно на 150 млрд. долл. Причем почти 40% денежного оборота туризма оседает в США, Испании, Франции. Даже КНР увеличила поступающие в страну денежные средства за последние 10 лет в 5 раз. Число иностранных граждан, въехавших в Турцию, например, в два раза превосходит число жителей этой страны, выезжающих за рубеж. Россия находится не только "позади Европы всей", но и отстает от ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки. По данным ВТО, в 2000 г. из России была вывезена сумма, эквивалентная четверти федерального бюджета страны. Вот еще одно доказательство доходности туристического бизнеса.

Большинство государств мира, понимая важность и высокую доходность развития туризма в своих странах, выделяют солидные средства национальным туристическим администрациям на продвижение туристского продукта. Лидером является Израиль - более 200 млн. долл. Испания выделяет около 150 млн., Америка и Китай - по 70 млн., Франция - 60 млн. долл. Из федераль-ного бюджета России в 2002 г. было выделено 126,55 млн. руб. (или чуть более 4 млн. долл.). Основные средства западных стран идут на рекламу: в Испании - половина всей суммы, а во Франции - 99%. Не случайно, по данным Всемирной туристской организации, именно во Францию стремится больше всего туристов [17, С. 110].

Необходимо вовлекать в рекламную кампанию регионы страны, чтобы они могли привлекать туристов не только своими достопримечательностями, но и качественным обслуживанием, комфортабельным и недорогим проживанием. В России к началу XXI века вместимость номеров была 1 млн. 143 тыс. мест. При этом среднегодовая загрузка составила лишь треть - 36%. Так как основная масса гостиниц расположена в регионах с достаточно высоким уровнем материальной базы туризма, то и заполняемость номеров там значительно выше. По Москве, например, средняя загрузка гостиниц составляет 51%, благодаря постоянному потоку туристов, приезжающих с деловыми целями.

Низкий уровень нашего сервиса является еще одним из основных сдерживающих факторов для развития въездного туризма. Поэтому следует приложить немалые усилия для улучшения обслуживания в сфере гостеприимства, а также создания национальной системы профессиональной подготовки туристических кадров [17, С. 112].

Тенденции

Каковы же прогнозы развития мирового и отечественного туризма? Современный рынок труда индустрии туризма будет пополняться новыми кадрами. Причем расширение числа вакансий будет продолжаться быстрыми темпами и дальше. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, в ближайшие 15 лет количество рабочих мест на мировом туристском рынке может увеличиться на 130-150 млн. чел., то есть практически удвоиться.

В настоящее время в туристской индустрии стран Европейского Союза занято до 65% всего рабочего населения. Ежегодное увеличение рабочих мест в туристском бизнесе в государствах ЕС достигло 1,5%, и к концу 2010 г. возникнет потребность в дополнительных трудовых ресурсах от 2,5 до 3,5 млн. чел. В ближайшем будущем поток въездного туризма будет по-прежнему доминировать по сравнению с выездными и внутренними видами туристической деятельности.

По прогнозам экспертов Европейского Союза, самыми быстрыми темпами в период до 2010 г. будут развиваться следующие отрасли, связанные с индустрией туризма: отели 5* и 5-супер, авиакомпании, аэропорты, курорты и оздоровительные центры, глобальные электронные системы бронирования и резервирования, компьютерное и программное обеспечение, тематические и развлекательные парки, спортивные сооружения [9, С.203].

Стабильно будут развиваться: деревенские, 3* и 4* отели, кемпинги, музеи, выставки, театры, кабаре, памятники культуры, природы, народные промыслы и сувенирная продукция, рекламные агентства и СМИ, туристические и торговые центры, экскурсионные бюро, а также страхование путешествий, производство транспортных средств и одежды для отдыха, оптовая и розничная торговля, строительная индустрия.

Практически не изменится состояние дел в 1-2* отелях, мотелях, туристических агентствах, некатегорийных ресторанах, библиотеках, на железнодорожном и водном транспорте. Согласно прогнозам, через 10 лет не будут вовсе востребованы низкокатегорийные отели, а также пункты обмена валюты.

В большой степени эту динамику развития туризма и сопутствующих ему отраслей можно отнести и к нашей стране. По мере развития российский туризм еще будет приносить немалые доходы в казну [10, С. 114].

1.2 Понятие и классификация функций управления в туризме

Планирование в туризме

Управление системой туризма должно базироваться на страте­гическом (спроецированном в будущее) видении и предвидении. На основе видения (своего рода «рисунков», которые показыва­ют нас в будущем), являющегося ведущей идеей менеджмента, разрабатывается политика туристской фирмы, которая представ­ляет общие цели и нормы отношений, обеспечивающие жизне­способность и развитие этой структуры.

Планирование – это один из этапов процесса управления, на котором определяются цели любой туристской структуры, а также методы их достижения. В одних случаях фирма прекра­щает свое существование после достижения поставленных це­лей, в других ставятся новые, более значимые цели. Это указы­вает на то, что планирование не представляет собой какого-то одноразового действия. Это непрерывный процесс (одна из ста­дий процесса управления) изучения новых путей и методов со­вершенствования деятельности фирмы за счет выявленных воз­можностей, условий и факторов [6, С. 129].

Формирование политики предприятия осуществляется чаще всего на высшем уровне управления. Все положения политики туристской фирмы представляются, как правило, в виде веду­щего туристского образа. Ведущий образ содержит в себе долго­срочные цели, философию, политику (принципы взаимоотно­шений с различными заинтересованными группами), культуру предприятия и его законодательные права.

Применительно к конкретному туристскому региону речь должна идти прежде всего о его конкурентоспособности. Конк­ретно функция планирования включает в себя следующие виды работ:

участие в разработке устанавливаемых управлениями ту­ризма целей развития региона;

текущий анализ конкурентоспособности места (рынок, пря­мые и косвенные конкуренты, спрос, поставщики, отрасль);

разработку стратегии конкурентоспособности региона, его
особой позиции;

претворение в жизнь стратегии конкурентоспособности ре­гиона – прежде всего оказание консультаций туристским пред­приятиям, проведение инновационного менеджмента [6, С. 155].

Таким образом, под планированием деятельности туристско­го предприятия следует понимать систематический, информа­ционно обрабатываемый процесс качественного, количествен­ного и временного определения будущих целей, средств и методов, формирования, управления и развития предприятия.

Функция организации в туризме

Организовать - значит создать структуру управления туристическим предприятием и обеспечить его необходимыми ресурсами для нормальной работы (финансы, персонал, материалы и проч.), что дает людям возможность эффективно работать вместе для достижения целей организации. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения организационной функции:

определение и детализация целей фирмы, которые были выявлены в ходе планирования;

определение видов деятельности, необходимых для достижения этих целей;

поручение различных задач индивидуумам (разделение и специализация труда) и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;

координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство;

единство цели - каждый член организации работает на общее благо, т.е. никто не должен работать против целей организации;

размах контроля, или размах менеджмента - каждый менеджер отвечает за управляемое им число работников.

Реализацию этих принципов осуществляют через три основных организационных процесса:

департаментализацию - деление организаций на подразделения соответственно целям и стратегиям;

делегирование полномочий;

разработку концепции культуры организации (корпоративная культура).

Департаментализация - это процесс распределения различных видов деятельности и ресурсов в логичные производственные единицы для исполнения определенных организационных задач [10, С. 118].

Делегирование полномочий как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Чтобы эффективно осуществлять делегирование, необходимо учитывать связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.

Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

Важно иметь в виду, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочий и собственно ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может «размывать» ответственность, передавая ее подчиненному [10, С. 123].

Формирование организационной (корпоративной) культуры внутри организации является не менее важной функцией организации и характеризуется созданием единого подхода к ценностям и целям организации, высокой чувствительностью к изменениям рынка и требованиям потребителей, внедрению достижений научно-технического прогресса.

Организационная культура представляет совокупность внутриорганизационных принципов и правил взаимоотношений работников, систему ценностей и убеждений, воспринимаемых всеми добровольно или в процессе воспитания персонала.

Организационная культура объединяет ценности и нормы, свойственные для организации стиль и процедуры управления, концепции технологического и социального развития. Организационная культура задает пределы, в которых возможно уверенное принятие решений на каждом из иерархических уровней, возможности использования ресурсов организации в целом, ответственность, дает направление развития, регламентирует управленческую деятельность, способствует идентификации членов с организацией. Под влиянием организационной культуры складывается поведение отдельных ее членов. В основе организационной культуры лежат потребности личности и потребности организации [10, С. 137].

Функция мотивации в туризме

При рассмотрении данного вопроса менеджмент туризма ориентируется на два аспекта этой проблемы: мотивацию (мотивы) путе­шествий и мотивацию трудовых отношений.

Мотивы путешествий

Цель поездки (мотив, побуждающий человека путешествовать) – это причина, при отсутствии кото­рой данная поездка не состоялась бы. Информация о цели путе­шествия нужна прежде всего для того, чтобы правильно разде­лить туристские рынки на сегменты и определить целевые рынки, положенные в основу разработки модели управления турист­скими потоками и маршрутами.

Следует иметь в виду, что путешествующая группа, т.е. груп­па людей, совместно совершающих поездку, имеет, как прави­ло, только одну основную цель посещения. Вместе с тем у каж­дого члена группы может быть и своя, отличная от групповой, мотивация путешествия. В связи с этим для менеджмента очень важно получить ответ на вопрос о том, каким образом могут быть систематизированы причины (мотивы) путешествий. Для ответа на этот вопрос рассмотрим следующий пример:

Пример. Госпожа Ш. работает архитектором. Она получила при­глашение принять участие в конференции в Барселоне (с 1 по 8 марта). Г-жа Ш. принимает решение отправиться в поездку в Испанию по разным причинам: с одной стороны, ее заинтересовала повестка дня конферен­ции; с другой – она надеется, что в начале марта в Барселоне уже тепло и она сможет насладиться солнцем. Кроме того, в свободное между засе­даниями время можно будет познакомиться с городом и посетить музей [7, С. 189].

Можно ли сказать однозначно, какой мотив побудил г-жу Ш. принять приглашение и отправиться в поездку? Пример не рас­крывает этого.

Как в данном случае, так чаще всего и во всех остальных единственной мотив выделить нельзя. Ситуация усложняется тем, что причины, сопутствующие поездке, лежат чаще всего в подсознании, а на первый план выдвигается сразу несколько причин. Именно поэтому принято говорить о мотивации путе­шествия. В связи с этим целесообразно выделить пять основных групп мотивации путешествий:

1. Физическая мотивация.Физическая мотивация подразде­ляется на отдых, лечение и спорт. Если основной причиной пу­тешествия является восстановление физической силы, то на пер­вом месте стоит отдых. Если должно быть восстановлено здоро­вье, решающим фактором будет оздоровление, лечение. Если во время отпуска в первую очередь ищут разгрузку и движение для тела, то в таком случае важнейшей физической мотивацией яв­ляется спорт.

2. Психологическая мотивация.Главная психологическая мо­тивация путешествия – желание уйти от повседневной рутины и увидеть что-нибудь новое, необходимость смены обстановки и расслабления. К психологической мотивации относится так­ же и смена впечатлений.

Обе эти мотивационные группы – физическая и психоло­гическая – представляют особый интерес как для современного туризма, так и для эффективного менеджмента.

3. Межличностная мотивация.По значимости вслед за физи­ческой и психологической мотивациями следует межличност­ная мотивация. Многие люди ищут во время поездки необходи­мые им социальные контакты. Они стремятся завести отношения с другими путешествующими или познакомиться с местными жителями. Большое значение в этой группе мотиваций занима­ют посещения друзей, знакомых, родственников.

4. Культурная мотивация.Знакомство с другими странами, с их обычаями, традициями и языками стоит в данной группе на первом месте. Далее следуют интерес к искусству, посещение спортивных мероприятий, а также религиозные причины.

5. Мотивация престижа и статуса. Для группы туристов с такой мотивацией характерно то, что они совершают путешествия с целью развития своей личности. Кроме того, основная цель путешественников этой группы – добиться всеобщего признания и удержать его. Развитие личности чаще всего связано с профессиональной подготовкой, а также с повышением квалификации или переподготовкой.

Если вы подумаете о своем отпуске, то, вероятнее всего, смо­жете установить, что на принятие решения по поводу определен­ной поездки повлияло несколько мотиваций. Часто происходит так, чтомотивации путешествий не исключают друг друга, а, наоборот, дополняют, даже если они принадлежат к различным груп­пам. Мотивы путешествий могут быть даже противоречивыми[7, С. 187].

Пример. В отпуске стремятся получить покой и отдых, но одно­временно разнообразие и общение.

Мотивация трудовых отношений .

В этом смысле мотивация рассматривается как совокупность стимулов, побуждающих ра­ботников к активной трудовой деятельности, т.е. после проведе­ния организационных мероприятий менеджер должен обеспечить успешное выполнение работы. В этих целях используются: а) сти­мулирование, т.е. побуждение работников к активной деятельнос­ти с помощью внешних факторов (материального и морального стимулирования); б) собственно мотивирование, т.е. создание у работников внутреннего побуждения к труду. Главными здесь яв­ляются заинтересованность в труде, потребность в трудовой актив­ности и удовлетворенность от нее. Это свидетельствует о том, что поведение человека всегда мотивировано.

Функция контроля

Контроль, являющийся последней функцией управления и следующий после составления плана организации, создания ее структуры, заполнения рабочих мест и определения мотивов поведения сотрудников, выполняет важнейшую роль, ибо означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

Контроль, как правило, ассоциируется с властью, командованием: «поймать», «уличить», «схватить». Такое представление о контроле уводит в сторону от главного содержания этой функции. Понятие «контроль» выходит за пределы понятия «контролирование (проверка) как вид административной деятельности». Оно охватывает собой и активную деятельность менеджера - управление.

Как видно из определения, в процессе контроля менеджер не столько отдает приказы сотрудникам, сколько оценивает успешность выполнения намеченных организацией планов и удовлетворение потребностей внутренней и внешней среды.

В организациях создаются системы контроля. Их функции состоят в посредничестве между планами и деятельностью, т.е. система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями - определенными первоначальными планами менеджмента и реальными показателями деятельности организации. Следовательно, тот, кто имеет современные и точные системы контроля, имеет больше шансов выжить [16, С. 146].

В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие принципы:

- эффективность контроля - определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков; сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля);

- эффект влияния на людей - выясняется вопрос: применяемая технология контроля вызывает у работников положительные стимулы или негативные, стрессовые реакции (демотивация труда); - выполнение задач контроля - контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией, способствовать устранению отклонений и выработке эффективных решений;

- определение границ контроля - контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений. Длина проверяемых отрезков должна позволять выявить отклонения на самой ранней стадии. Нужно соблюдать нормы контроля, определенные действующим законодательством.

Различают три вида контроля.

Предварительный контроль. Называется так потому, что осуществляется до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация (не создание, а именно реализация) определенных правил, процедур и линий поведения.

Текущий контроль. Он осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего объектом его являются сотрудники, а сам он - прежде всего прерогатива их непосредственного начальника. Такой контроль позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.

Заключительный контроль. Цель такого контроля - предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется тогда, когда работа уже выполнена (при текущем контроле - в процессе ее выполнения). Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, он, во-первых, дает руководству информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем, и, во-вторых, способствует мотивации [16, С. 143].

На современном этапе используется такая разновидность контроля, как контроллинг. Хотя истоки контроллинга прослеживаются с XV-XVIII в.в., он стал популярен за рубежом (в США, Германии и других странах) в последние десятилетия. В России интерес к контроллингу стал проявляться в начале 1990-х г.г.

Контроллинг - новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. Суть контроллинга - создание условий, препятствующих невыполнению управленческого решения. Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу (в том числе с помощью использования компьютерных возможностей и технологий) для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений [16, С.188].

1.3 Государственное регулирование туристской деятельности

Регулирование туристского бизнеса на государственном уровне производится с целью:

1.Увеличение валового национального дохода туристской деятельности; 2. Защиты потребителя туристских услуг; 3. Организации туристской деятельности в цивилизованных рамках; 4.Сохранение туристско-рекреационных ресурсов.

Увеличение валового национального дохода за счет туристского бизнеса регулируется налоговым законодательством.

Пополнение местных бюджетов за счет туризма достигается дополнительными местными налогами, сборами и платежами (туристский налог, курортный сбор, гостиничный сбор др.) [14].

Защита потребителя туристских услуг на государственном уровне производится: для физических лиц (граждан) в рамках закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», а также в судебном порядке, а юридических лиц (предприятий, учреждений, организаций) – в судебном порядке через арбитражный суд.

Организация туристской деятельности в цивилизованных рамках регулируется:

1. Нормативно-правовыми актами о регистрации юридических лиц, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

2. Законодательными актами о сертификации туристских предприятий и лицензирование туристской деятельности;

1. Налоговым законодательством;

2. Нормативными актами о внешнеэкономической деятельности;

3. Таможенным кодексом Российской Федерации и др.

Сохранение туристско-рекреационных ресурсов регулируется на законодательном уровне, в частности, Земельным кодексов РФ.

В большинстве развитых зарубежных стран туристская отрасль является приоритетной и имеет значительную государственную поддержку. Однако в России до сих пор отсутствует Туристский кодекс РФ, нет Федерального Министерства туризма. Существующее Министерство по физической культуре, спорту и туризму (МФСТ) занимается физической культурой и спортом, санаторно-курортным делом и туризмом, в том числе.

Регулирование внешнеэкономических связей туристских фирм производится на основании двухсторонних правительственных соглашений, законодательных актов по внешнеэкономической деятельности РФ.

Основным документом, регулирующим перспективное развитие туризма в стране, является целевая федеральная «Программа развития туризма РФ».

Координацию деятельности туристских предприятий в России осуществляет Министерство по физической культуре, спорту и туризму (МФСТ). Аналогичные структуры (или департаменты) имеются в субъектах и крупных городах. При Президенте РФ создан координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму, решения которого носят рекомендательный характер, а вся его деятельность осуществляется на общественных началах. Указом Президента РФ «О реорганизации и развитии туризма в РФ» одобрена новая концепция развития туристской отрасли и создана Национальная туристская корпорация (НТК).

Комитет по туризму создан также в Государственной Думе с правом законодательной инициативы.

Структура управления тризмом в субъектах федерации различны: как привило, это департамент туризма в рамках Министерства экономики (в Бурятии), Министерство по делам молодежи (в Карелии) и др. В городах, областях – это управление по туризму при мэрии или главах администрации. Большинство туристских организаций объединились в ассоциации по интересам: Ассоциация туризма (АСТУР), Национальная туристская ассоциация (НТА), Российская ассоциация социального туризма (РАСТ), Российская ассоциация туристских агентств (РАТА), Туристско-спортивный союз России (ТССР) и др.

Взаимодействие туристских организаций производится через Министерство по физической культуре, спорту и туризму, Координационный совет по туризму и органы управления координации на местах, а также в рамках вышеперечисленных общественных организаций.

Если туристская фирма является монополистом туристских услуг в регионе, то она взаимодействует также с Антимонопольным комитетом РФ.

2. РЫНОК ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В ТЮМЕНСКОМ РЕГИОНЕ. АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Туристские ресурсы на территории юга Тюменской области

Культурные ресурсы для целей туризма

Наличие культурных ресурсов на юге Тюменской области определяется несколькими волнами культурного освоения (историко-культурными периодами развития) данной территории:

1. Памятники, связанные с существованием на территории коренного угорского населения региона, предков манси и ханты, а также памятники культурных волн освоения данного региона кочевыми народами (тюрками). На территории юга области существуют памятники каменного и бронзового веков, следы пребывания древних ариев (на территории Ингальской долины), памятники скифо-сарматской и сарматской культур (р. Тобол, Пышма, Исеть, Иртыш)

2. Памятники, отражающие формирование первых государств: в нач. XIV в. Тюменского ханства (первое государство за Уралом) с центром в поселении Чимги-Тура (современная Тюмень); после распада Золотой Орды в сер. XIV в. Сибирского ханства с центром в Искере (Кашлык).

3. Памятники истории и культуры периода завоевания Сибири русскими, российской колонизации Сибири: поход Ермака против Сибирского ханства, завоевание «Старой Сибири» (Искер), создание «Новой Сибири» (Тобольск, Тюмень).

4. Памятники Тобольска периода его расцвета в качестве столицы Сибири, превращение Тобольска и Тюмени в важнейшие опорные точки дальнейшего продвижения русских на восток и главные транзитные пункты на сибирских торговых путях.

5. Памятники эпохи XIX века, эпохи декабристов, на фоне упадка Тобольска и усиления Тюмени в связи изменением направления Московско-Сибирского тракта и сооружением Транссибирской магистрали

6. Памятники рубежа XIX – нач. ХХ века, в том числе связанные с темой Распутина и Романовых.

7. Памятники советской эпохи довоенного и военного времени, индустриализации региона.

8. Памятники освоения территории в качестве нефтегазового региона.

Особенно следует отметить достопримечательности, места исторической памяти и силы, имеющие общероссийское назначение: связанные с историей и культурой России археологические раскопки стоянок, датированных более чем III тысячелетием до нашей эры (Ингальская долина (особенно урочище Бузан), многочисленные курганы); места ссылки декабристов; путь Ермака; г.Тобольск – «Врата Сибири» и ее первая столица; православная святыня – Абалакский монастырь; места пребывания царской семьи и родина Распутина; памятники других религиозных конфессий; музеи истории Сибири.

В число исторических личностей, связанных с Тюменской областью, входят: Николай II Романов, Д.И. Менделеев, А.А. Алябьева, П.П. Ершов, Г.Е. Распутин, С.И. Мамонтов, Г.Н. Потанин, Н.В. Никитин, С.Г. Волконский, В.К. Кюхельбекер, Е.П. Оболенский, М.И., , Е.С. Матвеев, Ю.А. Гуляев. Н.А. Абрамов, П.Н. Буцинский, М.С. Знаменский, Г.Ф. Миллер, С.У. Ремезов, П.А. и И.Я. Словцовы, а также имена, известные во всем мире - Гумбольдт, Стеллер, Паллас, Мессершмидт, Дефо, Дюма и др.

Культурные ресурсы перечисленных периодов в разной степени включены в туристские технологии и ориентированы на различные историко-культурные интересы аудитории [2].

В настоящее время туристские культурные ресурсы области (с автономными округами) характеризуется показателями, заметно превосходящими среднероссийские значения.

Туристские культурные ресурсы (объекты туристского интереса) включают: более 1000 объектов истории, культуры и досуга, в том числе 28 музеев, 4 театра; 764 учреждений культуры и досуга; 2107 спортивных сооружений, сотни археологических памятников и др.

По числу объектов (количественный показатель), составляющих туристские культурные ресурсы (музеев, театров, памятников истории и культуры, спортивных сооружений и т.д.), Тюменская область входит в первые семь регионов России и сопоставима с рядом развитых стран, таких как Канада, Норвегия, Германия и др.

Пакет культурных ресурсов обеспечивает конкурентоспособность туристской индустрии области, хотя в регионах Сибири эксплуатируются примерно такой же пакет историко-культурных тем (освоение Сибири, этнография, декабристы и т.д.) и ресурсов. Конкурентоспособность Тюменской области будет определяться наличием проектов культурного туризма, максимально активно использующих данные культурные ресурсы в современной технологической «упаковке».

На сегодня степень вовлечения данных ресурсов в технологии туризма не велика (за исключением Тобольска и Тюмени): ряд памятников не доведены даже до экспозиционного состояния, не выстроена интерпретация культурных ресурсов для целей туризма, отсутствует событийный инструментарий (менеджмент региональных и общероссийских событий на основе данных культурных ресурсов).

Фактически отсутствует позиционирование данных памятников среди платежеспособных целевых групп, а не только в рамках образовательно-познавательного осмотра.

В целом можно заключить, что культурные ресурсы области не имеют современной технологической оболочки для целей туризма (в лучшем случае выступают предметом отраслевого управления в сфере культуры, имеющего другие задачи).

Природные факторы для целей туризма

Географическое положение Тюменской области, расположенной в пределах Западно-Сибирской равнины, в основном в междуречье Тобола и Ишима, в лесостепной и степной природных зонах, благоприятно для развития туризма. Экологически чистые ландшафтные и рекреационные комплексы, заказники с разнообразной флорой и фауной, многочисленные водные объекты, представляющие интерес для экологического и охотничье-рыболовного туризма.

Среди ключевых ограничений, формируемых природными факторами:

Короткий летний туристский сезон (зимой возможно развитие зимних видов туризма)

Наличие комаров и гнуса

Заражение рыбы карповых пород описторхозом

Недостаток исключительных по своей туристской привлекательности природных объектов и явлений (гор, водопадов, пещер и т.д.).

На территории юга Тюменской области расположены: 2 государственных природных заказника федерального значения — "Тюменский" и "Белозерский", 33 заказника регионального значения, 29 памятников природы. Кроме них к особо охраняемым территориям относятся водно-болотные угодья международного значения "Озера Тоболо-Исетской лесостепи" [2].

2.2 Существующие виды туристской деятельности и туристские продукты на территории юга Тюменской области

К настоящему моменту наибольшее развитие на юге Тюменской области приобрели:

- историко-культурный туризм, основанный на экскурсионном интересе к памятниками истории и культуры на территории области, как со стороны внутрирегиональных потребителей (в основном в форматах образовательного туризма, поездок выходного дня и т.д.), так и со стороны гостей области (в формате осмотра достопримечательностей).

- деловой туризм, связанный с функционированием на территории области центров государственного и бизнес-управления, предприятий нефтегазового сектора, энергетики и т.д., включающий собственно деловую (организация командировок, встреч, переговоров, рабочих визитов, конференций и др.), познавательную (знакомство с достопримечательностями, культурная программа), рекреационную (отдых и развлечения), составляющие, которые должны быть отнесены к туристской деятельности;

- рекреационный отдых в санаториях и на базах отдыха, в подавляющий степени людей, проживающих на территории Тюменской области, в том числе Ханты-Мансийского автономного округа - Юрга (ХМАО) и Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), в небольшой степени – отдыхающих из других регионов;

- медицинский туризм (для жителей автономных округов и других регионов) – специальные медицинские и оздоровительные услуги в учреждениях области, в т.ч. в рамках программы «Сотрудничество»;

- охотничье-рыболовный туризм, как организованный и лицензированный (небольшая доля), так и неорганизованный (большинство), связанный с использованием природных ресурсов, в основном ориентированный на внутрирегиональный спрос;

- шопинг, досуг и развлечения, в первую очередь для жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Юрга и Ямало-Ненецкого автономного округа, на территории которых нет таких крупных центров развлечений и торговли потребительскими товарами, как в Тюмени;

- передвижения, связанные с отдыхом на природе, в большинстве своем ориентированные на отдых у воды, сбор дикоросов и т.д., имеющие массовый характер, но не управляемые со стороны государства и бизнеса;

- паломнические поездки в религиозные центры Тюменской области, из которых Тобольск является центром макрорегионального значения в масштабе Урала и Сибири.

Все перечисленные виды деятельности являются типичными для всех регионов, обладающих сходным набором базовых (культурных, природных и т.д.) ресурсов. Деловой и культурно-культурный туризм (выросшие на базе 2-х специализаций региона: сосредоточение столичных функций административного центра и центра нефтегазовой провинции в Тюмени во 2 половине ХХ века; сосредоточение культурных и административно-управленческих функций столице Сибири в Тобольске в XVIII веке) являются видами деятельности, работающими не только на внутрирегиональном рынке, но и на рынке РФ [2].

По большому счету, город Тюмень выступает на туррынке РФ в качестве центра путешествий с деловыми целями в административную и деловую столицу региона по определенным направлениям (нефтегазовый сектор, энергетика и т.д.), однако, в силу того, что Тюмень не является российским центром коммуникационной активности по нефтегазовой тематике, такой туризм пока не стал четкой специализацией Тюмени.

В наибольшей степени культурный туризм развит в форме экскурсионного и самостоятельного осмотра достопримечательностей в гг. Тюмень и Тобольск. По оценкам туроператоров Тюменской области, до 90% экскурсионных маршрутов сосредоточено на направлении Тюмень-Тобольск.

Отдых в санаториях и охотничье-рыболовный туризм обслуживают региональный спрос, не являются специализацией туристской индустрии Тюменской области на рынке РФ, но служат важнейшими дополнительными факторами конкурентоспособности тюменской туриндустрии.

2.3. Основные территориальные туристские макрообъекты юга Тюменской области. Территориальная схема развития туризма Тюменской области

К настоящему моменту на территории юга Тюменской области сложились и продолжаются складываться территориальные центры туризма [Приложение 1].

В настоящий момент на юге области сложилось несколько основных территориальных туристских направлений:

г. Тюмень;

г. Тюмень - г. Тобольск (направление включает с. Покровское и Абалакский монастырь);

«южное кольцо»: Исетский район (Ингальская долина, Марьино ущелье, Рафайловский монастырь) – г. Ялуторовск – г. Заводоуковск – г. Ишим;

речные круизы (предполагается развитие направления Тюмень – Тобольск с посещением Абалакского заказника – Ханты-Мансийск – Салехард);

маршруты охотничье-рыболовного туризма в районах: Нижнетавдинский, Тобольский, Вагайский, Ярковский, Сорокинский, Армизонский, Казанский, Сладковский;

межрегиональные маршруты, в первую очередь совместно со Свердловской (Нижняя Синячиха, Верхотурье и другие), Курганской (Чимеево, озеро Медвежье и другие), Челябинской (Аркаим, озера Тургояк, Чебаркуль и другие), Новосибирской и другими областями [2].

В настоящий момент центр концентрации туристского интереса смещается от Тобольска, который еще недавно был единственным туристским центром области, к более широкому спектру территориальных точек туристской деятельности. В частности, Тюмень все больше начинает позиционироваться в качестве экскурсионного города, города услуг делового туризма и рекреации. Недалеко от Тобольска предполагается строительство туристского центра в с.Абалак. На направлении Тюмень-Тобольск значение туристского центра постепенно приобретает с. Покровское. На южном направлении роль малого туристского центра начинает играть (после очевидного спада, вызванного экономической ситуацией 90-х гг. ХХ века) Ялуторовск. В числе очевидно потенциальных туристских территорий и мест в среднесрочной и долгосрочной перспективе, в которой основными факторами является строительство туристских инфраструктур и проектирование локального туристского продукта, входят Ингальская долина (с опорной точкой в с.Исетское), Заводоуковск, в меньшей степени - Ишим. Также в долгосрочной перспективе очевидно формирование в окрестностях Тюмени «кустов» курортно-рекреационного туризма и отдыха. В долгосрочной перспективе можно предполагать также развитие устойчивых кустов локализации рыболовно-охотничьего туризма, а также туристского освоения других районов. В частности, это относится к Нижнетавдинскому району, на территории которого возможно формирование малой рекреационной зоны (в опоре на существующие ресурсы, например, санаторий «Ахманский», находящийся на реконструкции), а также центра культурного туризма на базе проектов районного краеведческого музея, и развития экологического туризма.

Все перечисленное позволяет говорить о начале процесса территориальной диверсификации турпродукта (и, соответственно, турпотоков) на юге Тюменской области и возможности формирования туристского территориального кластера.

Опорным каркасом территориального кластера могут быть туристские услуги Тобольска и Тюмени, а также предприятия курортно-рекреационного сектора в окрестностях Тюмени. Данный каркас начинает обрастать дополнительными туристическими центрами меньшего масштаба, трансформируясь в распределенный кластер г. Тюмень – Тобольск – Абалак – Ингальская долина – Ялуторовск [2].

2.4. Приоритетные типы туризма на территории юга Тюменской области. Туристские потоки на территории юга Тюменской области

Статистический и экспертный анализ показывают, что в области наиболее быстро растет сектор рекреационного, лечебно-оздоровительного туризма (на 65% за 2003-2004 гг.), т.е. услуг, востребованных населением юга области и северных округов. Наблюдается острый дефицит мест в учреждениях санаторно-курортного типа, происходит обновление санаторно-курортной базы в окрестностях Тюмени. Данные тенденции дают основания для вывода об устойчивом развитии этого сегмента туристской индустрии.

Что касается других сегментов, то они показывают средние темпы роста. В частности:

деловой туризм, являющийся наиболее перспективным для г. Тюмени, пока растет, по экспертным оценкам, не за счет специализированных услуг (организация деловых коммуникаций, корпоративных мероприятий и т.п.), а за счет бронирования билетов, трансфера, экскурсионного обслуживания. Рост в значительной степени сдерживается неготовностью крупного бизнеса отдавать на аутсорсинг MICE-проекты;

детский туризм, что связано с низкими темпами роста потребительской (детской) аудитории, с низкими темпами роста и развития специализированной инфраструктуры детского отдыха (тематические детские парки и т.д.), с высокими ценами на услуги размещения, питания и транспорта в рамках технологической цепочки экскурсионного туризма, что оказывает давление на потребление. При этом доля детского туризма, в расчете через проживающих в коллективных средствах размещения, достигает 15-20%;

организованный историко-культурный туризм, показывает средние темпы роста потребительской аудитории, но при этом имеет значительные перспективы, связанные с новыми культурными и событийными проектами, развитием новых турпродкутов, развитием инфраструктур приема на территориях [2].

Туристские потоки на территории юга Тюменской области

Основные объемы въездного туризма в Тюменской области (без автономных округов) в последние три года растут в среднем на 7-8% в год и в 2004 году составили по официальным данным 390 тыс. человек,

Из общего объема въездного туризма Тюменской области в 2004 году 98,3% (383,3 тыс. человек) составляют туристы из других регионов РФ, СНГ (3 тыс. человек) и 0,9% из стран вне СНГ (3,7 тыс. человек).

Основные потоки иностранных граждан, приезжающих из стран вне СНГ: Китай, Германия, Польша, Канада, Финляндия, Франция, США. Из стран СНГ: Украина, Казахстан, Азербайджан, Молдавия, Грузия, Узбекистан, Таджикистан, Армения и Белоруссия.

По цели приезда туристов в Тюменскую область их можно разделить следующим образом:

55,2% -деловой и профессиональный туризм;

23,3% - туризм досуга и отдыха;

15,9% - оздоровительный туризм.

Следует отметить, что основной целью иностранных туристов является деловой и профессиональный туризм – 95,3 %.

Низкое числовое значение показателя въездного турпотока свидетельствует о недостаточных потребительских свойствах Тюменского турпродукта.

Внутренний поток туристов (более 130 тыс. чел.) по оценкам турфирм вырос за 2 года на 2 тыс.чел. (67%) и достиг 5,2 тыс.чел., по санаториям и домам отдыха - на 48 тыс.чел. (65%) и достиг 121 тыс.чел.

Объектами управления и включения в туриндустрию юга области пока не стали транзитные потоки по основным трассам Тюмень - Ханты-Мансийск, Тюмень - Омск, Тюмень - Екатеринбург, Тюмень – Курган [2].

2.5 Современное состояние туроператорской и турагентской деятельности на территории юга Тюменской области

Турфирмы области имеют высокий темп развития: за 2 года (2003, 2004) на юге Тюменской области по отношению к 2002 г. турпоток (через турфирмы) вырос на 52%, по иностранцам на 76% (в автономных округах рост в 3 раза меньше). По состоянию на 01.01.2005 на территории юга Тюменской области действует 140 лицензированных организаций, занимающихся туристской деятельностью, большинство из которых ориентированы на выездной туризм. В том числе 130 турфирм зарегистрировано в Тюмени, 5 – в Тобольске, 3 – в Ялуторовске, 1 – в Ишиме, 1 – в Тюменском районе.

Лишь несколько из числа турфирм г. Тюмень и г. Тобольск имеют развитые программы по приему и туристскому обслуживанию на территории Тюменской области. Анализ деятельности регионального турбизнеса показывает, что въездной турпродукт занимает незначительную долю в структуре деятельности даже у лидеров отрасли, и не играет определяющей роли в прибылях туристских компаний на фоне продаж услуг выездного туризма.

На прием время от времени, в зависимости от сезона, заказов и т.д. работают до 10-15% фирм от общего числа турфирм области. Из всего числа операторов не более 8-10% можно считать специализирующимися на въездном и внутреннем туризме.

Среди ключевых тенденций в туроперейтинге:

Конкуренция за ресурсы

Несоответствие уровня развития различных элементов туристического цикла (технологической цепочки) – туроператоры готовы обеспечить поток, при этом уровень приема в конкретных точках и развитость местной инфраструктуры не соответствует возможностям спроса и потока. Подготовленной точкой можно считать только Тобольск. Остальные населенные пункты имеют выраженные инфраструктурные недостатки.

Укрупнение на рынке туроператорской деятельности. 60-70% рынка въездного и внутреннего туризма консолидировано крупнейшими региональными компаниями, которые могут обеспечить качественные и технологичные услуги. Новым компаниям очень сложно войти на рынок. Пул сильнейших туроператоров сложился, мелкие компании либо будут в большинстве поглощены крупными, постепенно исчезнут, либо станут работать в определенных нишах [2].

Специализация в туроперейтинге. Региональные туроператоры все более специализируется на определенных видах туризма, распределяются по деятельности на соответствующих рынках. Данный процесс обусловлен тем, что региональные операторы не могут продавать сразу все продукты: качество продуктов снижается при «распылении», а также операторы не удерживают такое количество маркетинговых коммуникаций, связанных с позиционированием и продажами.

Основные направления специализации:

1. Паломнические поездки осуществляются паломническим отделом Тобольско-Тюменской Епархии;

2. Туры по религиозным местам с преобладанием культурно-исторической компоненты осуществляется 2-3-мя турфирмами;

3. Ряд туроператоров специализируется по маршрутным направлениям (к примеру, турфирма «Симтур» на межрегиональном маршруте Тюмень - Кунгурская пещера, турфирма «Глобус» на маршруте в Ингальскую долину и т.д.)

Достройка технологических цепочек в целях получения большей добавленной стоимости в рамках компании полного цикла. Данный процесс происходит в двух направлениях: «от владельцев инфраструктур» и «от операторов потока». Либо владельцы инфраструктур включают в технологическую цепочку туроператорские функции (например, оператор «Евросезон», выросший на базе гостиницы «Славянская» в Тобольске), либо операторы инвестируют в развитие собственных инфраструктур размещения и приема (базы отдыха и т.д.).

Субъекты турбизнеса «добирают» региональный рынок, подогретый ростом потребительских секторов, развитием ритейла и потребительского кредитования. Рост в среднесрочной перспективе будет обеспечен емкостью регионального (юг Тюменской области) и макрорегионального рынков (в масштабе Тюменской области с автономными округами и регионов Урала).

Финансовые результаты деятельности организаций туристской индустрии Тюменской области

По данным государственной статистики финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций туризма по Тюменской области (с автономными округами) являлся в 2003 году самым плохим по Российской Федерации и составлял – (минус) 92,2 млн. руб. По югу Тюменской области финансовый результат составил (минус) 0,1 млн. руб. Следующие с конца субъекты Федерации: Краснодарский край (- 61,7 млн. руб.), Свердловская область (- 20,6 млн. руб.), лучшие в группе регионов – Томская область (1 млн. руб.), Новосибирская область (0,2 млн. руб.), лучшие по РФ – Хабаровский край (38,6 млн. руб.), Нижегородская область (15,3 млн. руб.), Волгоградская область (14,2 млн. руб.), для справки - Москва – 342,1 млн. руб., Санкт-Петербург – 12 млн. руб.

Таким образом, Тюменская область имеет объективные предпосылки (потенциальную возможность) развития индустрии туризма темпами – 13-15%, более высокими, чем прогнозируемые до 2010 г. среднероссийские (10-12%). Однако пока индустрия туризма в Тюменской области развивается темпами - (8%), которые заметно ниже средне го [2].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Российская Федерация обладает огромными потенциальными возможностями по развитию туристской сферы. Однако эти возможности до последнего времени использовались в совершенно недостаточной степени. Основные причины такого положения, определяются как социально-экономическим кризисом в стране, так и недостаточным уровнем развития инфраструктуры туризма в России.

Развитие туризма в России - важное направление деятельности в нашей экономике. Россия - исключительно привлекательная страна, причём не только для иностранцев, но и для россиян.

Успешное развитие внутреннего туризма в последние годы особенно заметно в регионах страны.

Курортное дело можно смело назвать одной из отраслей нашей экономики. И эта отрасль, так же как и другие, требует вложений капиталов.

Туризм стимулирует развитие других сопредельных отраслей экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления и др. Наряду с высоким экономическим потенциалом, туризм играет важную социальную роль. Он оказывает значительное влияние на занятость населения.

Целью данной курсовой работы было изучение объектов системы управления туризмом в стране и отдельном регионе.

Для достижения данной цели в ходе работы были решены следующие задачи:

1. Изучены основы менеджмента туристических фирм (определено место туризма в экономике страны, проанализировано понятие и классификация функций управления в туризме):

Туризм как высокодоходная отрасль сравним по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей отраслями. Высокодоходная отрасль, но не в России.

Продвижение въездного туризма - это только часть государственной политики в данной сфере. Российский туризм подразумевает, прежде всего, путешествия и отдых наших соотечественников на Родине. Всего в пределах России за последние 3 года отдохнуло около 8 млн. россиян, хотя еще 10 лет назад их было 45 млн.

Определяющими условиями развития внутреннего и въездного туризма является привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры.

Под планированием деятельности туристско­го предприятия следует понимать систематический, информа­ционно обрабатываемый процесс качественного, количествен­ного и временного определения будущих целей, средств и методов, формирования, управления и развития предприятия.

Организовать - значит создать структуру управления туристическим предприятием и обеспечить его необходимыми ресурсами для нормальной работы (финансы, персонал, материалы и проч.), что дает людям возможность эффективно работать вместе для достижения целей организации.

При рассмотрении мотивации в менеджменте туризма ориентируется на два аспекта этой проблемы: мотивацию (мотивы) путе­шествий и мотивацию трудовых отношений.

Контроль, как правило, ассоциируется с властью, командованием: «поймать», «уличить», «схватить». Понятие «контроль» выходит за пределы понятия «контролирование (проверка) как вид административной деятельности». Оно охватывает собой и активную деятельность менеджера - управление.

2. Автор работы ознакомился с государственным регулированием туристской деятельности:

Регулирование туристского бизнеса на государственном уровне производится с целью:

1. Увеличение валового национального дохода туристской деятельности; 2. Защиты потребителя туристских услуг; 3. Организации туристской деятельности в цивилизованных рамках; 4. Сохранение туристско-рекреационных ресурсов.

Организация туристской деятельности в цивилизованных рамках регулируется:

1. Нормативно-правовыми актами о регистрации юридических лиц, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

2. Законодательными актами о сертификации туристских предприятий и лицензирование туристской деятельности;

4. Налоговым законодательством;

5. Нормативными актами о внешнеэкономической деятельности;

6. Таможенным кодексом Российской Федерации и др.

3. Изучен рынок туристических услуг в Тюменском регионе, проанализирована туристическая отрасль Тюменской области (туристские ресурсы на территории юга Тюменской области, существующие виды туристской деятельности и туристские продукты на территории юга Тюменской области, современное состояние туроператорской и турагентской деятельности на территории юга Тюменской области).

В настоящее время туристские культурные ресурсы области (с автономными округами) характеризуется показателями, заметно превосходящими среднероссийские значения.

Туристские культурные ресурсы (объекты туристского интереса) включают: более 1000 объектов истории, культуры и досуга, в том числе 28 музеев, 4 театра; 764 учреждений культуры и досуга; 2107 спортивных сооружений, сотни археологических памятников и др.

В целом можно заключить, что культурные ресурсы области не имеют современной технологической оболочки для целей туризма (в лучшем случае выступают предметом отраслевого управления в сфере культуры, имеющего другие задачи). Существующие виды туристской деятельности и туристские продукты на территории юга Тюменской области: историко-культурный туризм; деловой туризм; рекреационный отдых в санаториях и на базах отдыха; медицинский туризм охотничье-рыболовный туризм; шопинг, досуг и развлечения; передвижения, связанные с отдыхом на природе паломнические поездки в религиозные центры Тюменской области.

Турфирмы области имеют высокий темп развития: за 2 года (2003, 2004) на юге Тюменской области по отношению к 2002 г. турпоток (через турфирмы) вырос на 52%, по иностранцам на 76% (в автономных округах рост в 3 раза меньше). По состоянию на 01.01.2005 на территории юга Тюменской области действует 140 лицензированных организаций, занимающихся туристской деятельностью, большинство из которых ориентированы на выездной туризм. В том числе 130 турфирм зарегистрировано в Тюмени, 5 – в Тобольске, 3 – в Ялуторовске, 1 – в Ишиме, 1 – в Тюменском районе.

Тюменская область имеет объективные предпосылки (потенциальную возможность) развития индустрии туризма темпами – 13-15%, более высокими, чем прогнозируемые до 2010 г. среднероссийские (10-12%). Однако пока индустрия туризма в Тюменской области развивается темпами - (8%), которые заметно ниже среднего.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова А.Ю. Международный туризм [Текст] / А.Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 220с.

2. Балабанов И.Т.Экономика туризма [Текст] / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 330с.

3. Биржаков М.Б. Введение в туризм [Текст] / М.Б. Биржаков. – СПб.: Герда, 1999. – 212с.

4. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности [Текст] / Е.Н. Ильина. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 229с.

5. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие для вузов [Текст] / Н.И. Кабушкин. – Минск. 2001. – 200с.

6. Карпова Г.А., Воронцова М.Г. Экономика современного туризма [Текст] / Г.А. Карпова. - М.: Изд-во «Герда», 1998. – 146с.

7. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов [Текст] / Ф. Котлер. – М.: ЮНИТИ, 1998.-205с.

8. Лукичева Л.И. Менеджмент туризма: Основы менеджмента: Учебник [Текст] / Л.И. Лукичева. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 273с.

9. Моиссева Н.К. Стратегическое управление туристической фирмой [Текст] / Н.К. Моисеева. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 306с.

10. Зорин Г.И., Ильина Е.Н., Мошняга Е.В. Основы туристической деятельности: Учебник [Текст] / Г.И. Зорин. – М.: Советский спорт, 2007. – 333с.

11. Сапрунов А.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг [Текст] / А.Б. Сапрунов. – М.: Новое знание, 1997. – 226с.

12. Румянцева З.П. Менеджмент организации [Текст] / З.П. Румянцева. – М.: Инфра-М, 1996.-337с.

13. Чудновский А.Д. Менеджмент туризма: Учебник [Текст] / А.Д. Чудновский. – М.: Финансы и статистика, 2003.-325с.

14. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 27.12.2009 № 365-ФЗ)

15. Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 31.05.2010 № 109-ФЗ)

16. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. от 23.11.2009 № 261-ФЗ)

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 г. № 452 "Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта"

18. Анализ туристической отрасли Тюменской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.research72.ru/databank/market-reports/detail.php?ID=1008

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Табл. 2.3.1 Территориальные туристские макрообъекты юга Тюменской области

Территориальный

макрообъект

Составляющие туристского потенциала,

туристские ресурсы

Ситуация в отношении развития туризма
1 г. Тобольск

Территория самой высокой концентрации

памятников Российской империи в Сибири.

Имеет статус исторического города России,

решением Святейшего

Синода провозглашен одним из главных духовных центров России

Назван в числе территориальных приоритетов развития туризма в РФ

Наличествует 3 некатегорийных и 1 категорийное (гостиница «Славянская») коллективное средство размещения. Событийная активность (фестивали) собирают до 1500 иногородних гостей.

Наличествует развитая сеть туристских экскурсий по центру города.

В городе 5 субъектов, имеющих туроператорскую лицензию, из них 3 являются лидерами по приему туристов.

Требуется дальнейшая реконструкция исторической части, а также обустройство туристской инфраструктуры.

Создано НП «Туристско-информационный центр».

Экспертная оценка существующего турпотока – до 150 тыс. чел. в год. (месте с транзитными потоками по трассе IP 404).

2 г. Тюмень

Город привлекает множество прибывающих с деловыми целями.

Наличествуют достопримечательности регионального и российского значения.

Существует дефицит гостиниц среднего класса и специализированных средств размещения, мировые отельные цепочки отсутствуют.

Наличествует набор туристских маршрутов по территории города.

Специальные туристские сервисы (информационный центр, туристская маршрутная зона и т.д.) отсутствуют. Экспертная оценка существующих турпотоков (включая транзит) - до 450 тыс. чел. в год.

3 с.Абалак Абалакский Свято-Знаменский мужской монастырь, привлекательный ландшафт

Наличествуют первичные ресурсы для организации приема туристов.

Идет создание многофункционального туристского комплекса.

Экспертная оценка существующего турпотока и паломнических визитов – до 20 тыс. чел. в год.

С началом функционирования туристского комплекса на территории Абалакского заказника турпоток может увеличиться до 50-60 тыс. чел. в год.

4 с. Покровское Музей Г.Распутина

Предполагается строительство гостиницы для транзитного турпотока.

Экспертная оценка существующего турпотока (вместе с транзитными потоками в рамках коридора Тюмень-Тобольск) – до 5 тыс. чел. в год.

5 г. Ялуторовск

Имеет статус исторического города России.

Наличествуют достопримечательности регионального и российского значения

Наличествуют первичные ресурсы для организации приема туристов.

В городе несколько субъектов (музеи) осуществляют экскурсионное обслуживание.

Предполагается строительство гостиницы.

В настоящий момент 90% турпотока в город составляют образовательные и детские экскурсии (экспертная оценка существующего турпотока - до 10 тыс. чел. в год.).

6

Андреевские озера

Археологический музей-заповедник на оз. Андреевском В настоящий момент основные доли в структуре турпотока занимаю образовательные экскурсии и отдых (экспертно, до 15 тыс. чел.).
7 г. Заводоуковск

Краеведческий музей

Родина первого реактивного самолета

Наличествуют первичные ресурсы для организации приема туристов.
8 Ингальская долина, Исетский район Археологические памятники

Наличествуют значительные культурные ресурсы для организации приема туристов.

Инфраструктуры приема отсутствуют.

Экспертная оценка существующего турпотока – до 2 тыс. чел. в год.

9 г. Ишим

Имеет статус исторического города России.

Место проведения крупнейшей в Сибири Никольской Ярмарки.

Литературный музей П.П.Ершова

Наличествуют первичные ресурсы для организации приема туристов.

Приемом занимается 1 турфирма

10 Нижнетавдинский район Нижнетавдинский район Наличествуют первичные ресурсы для развития санаторно-курортного (на базе санатория «Ахманский), культурного (на базе краеведческого музея) и экологического туризма.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  600  601  602   ..