Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  407  408  409   ..

 

 

Анализ производственной и финансовой деятельности ОАО УАЗ

Анализ производственной и финансовой деятельности ОАО УАЗ

Введение

Область общего внешнего окружения Фактор общего внешнего окружения Значимость для компании
1 2 3 4 5
Экономическая Уровень инфляции *
Импортные таможенные пошлины *
Уровень ВВП *
Экспортные таможенные пошлины *
Курс доллара США *
Ставка рефинансирования ЦБ РФ *
Ставка НДС *
Политико-правовая Отношения РФ со странами ближайшего окружения и Евросоюзом *
Вступление России в ВТО *
Социально-культурная Безработица в стране *

Социальные слои населения

*

Научно-техническая Разработки по развитию отрасли *
Разработки в области транспорта *
Область общего внешнего окружения Фактор общего внешнего окружения Текущее значение фактора Предполагаемое изменение фактора Срок изменения Угроза/Возможность для компании Предполагаемая реакция компании на изменение
Экономическая

Уровень инфляции

+5,6% -1,7% 1 год Угроза : снижение объемов продаж Сокращение себестоимости продукции
Уровень ВВП 8,7% -2,1% 1 год Угроза рост цен на продукцию Сокращение себестоимости продукции
Экспортные таможенные пошлины 13% -3% 1 год Возможность рост цен на продукцию иностранных конкурентов на Российском рынке Увеличение объемов продаж
Курс доллара США курс доллара США 29 руб. 27 руб. Угроза снижение цен у иностранных конкурентов на Российском рынке Сокращение себестоимости продукции

Ставка рефинансирования ЦБ РФ

13% Увеличение до 14% 1 год Угроза удорожание цены привлечения заемного капитала Формирование долгосрочных лимитов кредитования и зафиксированных процентных ставок

Импортные таможенные пошлины

14% Увеличение до 19% 1 год Угроза рост цен на продукцию Сокращение себестоимости продукции
Возможность снижение цен на готовую продукцию предприятия на мировом рынке Увеличение объемов продаж
Ставка НДС 18% Снижение до 12-13% 1 год Угроза Повышение цен и снижение объемов продаж Сокращение себестоимости продукции
Политико-правовая Отношения РФ со странами ближайшего окружения и Евросоюзом

Договоренность о сотрудничестве не на должном уровне

Увеличение количества договренностей

1 месяц Угроза : Снижение объемов продаж и увеличение стоимости продукции Лоббирование необходимых улучшений взаимоотношений стран
Возможность : увеличение объемов продаж Увеличение количества дополнительных услуг и качества сервиса
Вступление России в ВТО Стремление вступить Вступление в ВТО 1 год Возможност снижение расходов предприятия и увеличение объемов продаж Сокращение себестоимости продукции компании и увеличение объемов продаж
Социально-культурная Деление население на социальные слои 3 года Возможность увеличение материально-обеспеченных граждан Увеличение объемов продаж
Научно-техническая Разработки по развитию отрасли Изношенное оборудования Закупка нового, экономичного и эффективного оборудования 1 год Возможность сокращение амортизационных издержек, а как результат уменьшение себестоимости продукции Внедрение нового оборудования
Угроза устаревание оборудования и сокращение объемов продаж Сокращение себестоимости продукции и закупка новейшего оборудования
Разработки в области транспорта

Увеличение разработок

3 года Угроза появление новых конкурирующих видов транспорта Сокращение себестоимости продукции
Увеличение количества дополнительных услуг и качества сервиса
Код реакции Частота повторения Содержание стратегической реакции
р1 7 Сокращение себестоимости продукции
р2 3 Увеличение объемов продаж
р3 2 Увеличение количества дополнительных услуг и качества сервиса
р4 1 Создание запасов сырья и материалов.
р5 1 Формирование долгосрочных лимитов кредитования и зафиксированных процентных ставок.
р6 1 Внедрение нового оборудования.
р7 1 Лоббирование необходимых улучшений взаимоотношений стран
Внутренняя среда Внешняя среда
Возможности (О) Угрозы У(Т)
I II III IV
1 2 3 4 5 6

Сила

Прево-

Увеличе-

Новые

Появление

Повышение

Расширение

Увеличение

Исследование

Появление

Использование

Полная

Внедрение

Формирование

Увеличение

Переход на

Слабость Cл (W)

Низкая

Внедрение

Внедре-

Небла-

Невозможность

Нет

Новые

Освоение

Увеличение

Дополнительный расход времени на решение

Недостаток

Способность

Организация

Изменение

Выход на рынок

4.Разработка миссий и целей ОАО “УАЗ”

Миссия организации – это главная цель организации, ради которой она создана и которая характеризует определённый вид её деятельности. Миссия детализирует статус организации и направление деятельности для определения главной цели и стратегии организации. Формулировка миссии обычно включает: цель организации по товарам и услугам, рынкам, технологиям; характеристику культуры организации; тип привлекаемых работников.

Миссия ООО «УАЗ» заключается в том, чтобы оказывать услуги наивысшего качества для максимального удовлетворения запросов потребителей.

Достижение этой цели требует создания организации и условий работы, привлекающих самых достойных людей, обеспечивающих наиболее полное развитие их талантов, свободный и вдохновенный труд на благо процветания дела, сохранение и развитие исторических принципов честного отношения к труду и правильных действий.

Путём успешного применения этих принципов ООО «УАЗ» сможет добиться лидирующего положения своих услуг на рынке по доле и прибыли, что приведёт к процветанию дела, рабочих и служащих.

Цель – фундаментальное понятие теории управления. Цели разделяются на общие и специфические. Общие цели отражают концепцию организации, её миссию и разрабатываются на длительную перспективу. Специфические цели разрабатываются в контурах общих целей по основным направлениям деятельности организации и по её подразделениям или дочерним организациям.

Показатели работы ОАО «УАЗ»
за 2005 г., 2006 г., 1 полугодие и 7 месяцев 2007г.
Наименование 2005 г. отчет 2006 г. отчет 1 полугодие 2007 г. отчет 7 месяцев 2007г. отчет
Продажа автомобилей и машкомплектов марки УАЗ, шт. 66 310 66 120 33 174 38 515
в том числе: легковые 28 853 28 823 14 847 17 322
из них:UAZ Patriot 3 873 10 051 5 575 6 419
грузовые 5 308 4 493 2 533 2 998
спецавтомобили 13 924 15 491 7 625 8 576
автобусы 17 819 17 217 8 168 9 618
машкомплекты 406 96 1 1
Продажа запасных частей собственного производства, млн. руб. 1 044 1 083 588 695
Выручка от продаж, млн. руб. 15 197 17 120 10 155 11 940
Прибыль от продаж, млн. руб. 862 1 593 964 1 154
Рентабельность продаж, % 5,7 9,3 9,5 9,7
Чистая прибыль, млн. руб. 370 920 469 647
Средняя заработная плата (с дочерними обществами без УФ) руб. 7 695 8 965 10 560 10 902
в том числе ОАО «УАЗ», руб. 7 775 9 165 10 853 11 210
Среднесписочная численность работающих (с дочерними обществами без УФ), чел. 19 714 16 982 16 209 16 204
в том числе ОАО «УАЗ», чел. 15 418 12 196 11 672 11 679
Уплачено налогов (с дочерними обществами и УФ), млн. руб.,*в том числе: 940 1 793 710 1 004
Федеральный бюджет 111 741 127 231
Областной бюджет 199 413 247 360
Местный бюджет 177 187 91 124
Внебюджетные фонды 454 451 244 289

Рис.4. «Дерево целей» ООО «УАЗ-Автотранс».


Поскольку цели определяют стремление работать эффективно в заданном ими направлении, постольку для этого необходим период времени для достижения цели разделяется на этапы. На каждом таком этапе цель подразделяется на подцели с тем, чтобы чётко определить на каждом этапе количественно измеряемые рубежи. Чтобы сама цель и подцели были выполнены в полном объёме и в установленные сроки, необходима полная увязка подцелей и цели с ресурсным обеспечением для их достижения.

Чтобы лучше рассмотреть цели ООО «УАЗ» следует составить «дерево целей» (рис.5).

После составления «дерева целей» необходимо произвести расчёт необходимых факторов производства. Для этого определим, что прибыль от оказываемых услуг может увеличиться за счёт:

снижения расходов по оказываемым услугам;

увеличения объёма услуг оказываемых населению, с помощью нахождения новых потребителей предлагаемых услуг;

снижения транспортных расходов за счёт:

- закупки более дешёвого топлива;

- уменьшения количества поставок материала, за счёт поставки его более большими партиями;

4. снижения расходов на рекламу;

5. за счёт экономии электроэнергии и экономии горячего и холодного водоснабжения, для этого надо установить счётчики и назначить ответственное лицо, которое будет следить за экономией света и воды в помещениях;

5.Формулирование стратегических альтернатив и выбор стратегии.

Принцип создания системы управления предприятием заключается в том, чтобы, провести разделение труда по вертикали, которое осуществляется путем делегирования линейных полномочий сверху вниз по уровням управления, сформированным при построении структуры предприятия. В результате в структуре определяются руководители всех уровней (субъекты управления) и подчиненные им сферы контроля (объекты управления), создается иерархия уровней управления и образуется цепь команд. Кроме делегирования линейных полномочий сверху вниз, нужно определить штабные полномочия, обязанности руководителей по координации (стыковке) работ подразделений по горизонтали и обеспечить интеграцию деятельности всех подразделений для достижения общих целей организации. В организациях обычно выделяют три уровня управления:

· руководители низового звена — технический уровень (мастера — младшие начальники), которые руководят непосредственными исполнителями работ;

· руководители среднего звена — руководители подразделений;

· руководители среднего звена, взаимодействуют на своем уровне с поставщиками и потребителями и поставляют большую часть информации высшему руководству;

· руководители высшего звена, которые разрабатывают стратегию, формулируют цели и политику, взаимодействуют с внешней средой, принимают важнейшие решения, отвечают за мотивацию персонала, общую организацию работ и управление предприятием.

В результате, для обеспечения полноты и непрерывности процесса управления на предприятии, по нашему мнению, необходимо предусмотреть выполнение следующих управленческих функций: взаимодействие с внешней средой, определение стратегии и политики, организацию работ, подбор, подготовку и мотивацию персонала, планирование и подготовку производства, управление производством, контроль производства и качества продукции, информационное обеспечение, разработку мероприятий, принятие решений, внедрение мероприятий.

Содержание и методы работ при выполнении перечисленных выше функций в процессе управления предприятием определяются для каждой функции в отдельности. При этом необходимо применять методы и подходы к управлению, накопленные практикой менеджмента и отвечающие содержанию и характеру реализуемых функций.

На основе процессного подхода можно построить модель управления предприятием и показать на ней процесс управления как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций (рис.3).

В соответствии с представленной моделью процесс управления начинается со взаимодействия с внешней средой. Исходя из требований заказчиков и рынков сбыта, предприятие определяет объемы поставок, сроки, цену и качество своей продукции и требования к поставщикам материалов и комплектующих элементов. Анализ предприятия принимает стратегические решения, то есть определяет долгосрочные цели, разрабатывает стратегию и политику. Затем проводятся мероприятия по организации работ, подбору, подготовке и мотивации персонала. Исходя из стратегии и политики, с учетом требований рынка и заказчиков, осуществляется планирование производства. Далее проводится подготовка производства, осуществляется непосредственное управление производством и проводится контроль производства и качества продукции. Полученная по результатам контроля информация анализируется и сравнивается с информацией о научно-техническом прогрессе (НТЦ), а также с информацией с рынков сбыта, от заказчиков и конкурентов. По результатам сравнительного анализа разрабатываются мероприятия и принимаются необходимые решения ру­ководством предприятия.

После этого осуществляется внедрение мероприятий для реализации принятых решений. Как правило, оперативные решения, принимаемые руководством, направляются на устранение и предупреждение отклонений от технологии и требуемых характеристик продукции при управлении производством, а также на улучшение продукции и производственного процесса. Но кроме этого принимаемые меры могут быть направлены на корректировку ранее принятых оперативных планов, а также на сферу ответственности высшего руководства, например, на изменение организации работ, на повышение квалификации и мотивации персонала, а также на выбор более квалифицированных поставщиков материалов и комплектующих изделий.

Рис. 5.Модель управления предприятием

После завершения процесса производства продукция поставляется заказчику или на рынки сбыта, и поставщик получает от них реакцию на поставленную продукцию (обратная связь). Таким образом, цикл управления заканчивается выполнением той же функции, с которой он и начинался — взаимодействием с внешней средой.

Для завершения создания системы управления необходимо разработать нормативные документы, указывающие, как надо выполнять указанные выше функции их исполнителями. Только после этого, можно будет сказать, что система управления предприятием сформирована.

Заключение

В данной работе проводится анализ работы ОАО «УАЗ». Были исследованы такие вопросы, как: система предприятия, факторы прямого и косвенного воздействия на предприятие, контроль за деятельностью и ее планирование, мотивация деятельности. кадровый состав, внутренние и внешние связи и другие важные вопросы.

По результатам анализа системы управления выявлены следующие недостатки:

- большая загруженность работой руководителей высшего эшелона управления

- нерациональные информационные потоки (нарушение информационных связей)

- чрезмерная централизация оперативного управления производством

- незаинтересованность сотрудников в общем успехе предприятия

- обособленность администрации

- низкий уровень стимулирования работников

Для достижения наибольших успехов в работе ПЗТМ необходимо провести следующие мероприятия:

1. перестройка системы планирования деятельности предприятия (долгосрочного и текущего) путем реорганизации коммерческой деятельности ПЗТМ на принципах маркетинга;

2. создание на предприятии современной информационно-управленческой системы;

3. пересмотр действующих принципов стимулирования сотрудников.

Решение указанных задач является сложной комплексной задачей, требующей системного подхода и методического сопровождения, основанного на анализе нормативных материалов, политической и социально-экономической обстановки. В представленной работе показано использование приобретенных теоретических знаний в области экономического анализа и теории управления. Использование этих знаний позволяет систематизировать и аналитически представит процессы , происходящие в реальном производстве. Использование экономических законов и положений производственного менеджмента позволяет вовремя определить отклонения в работе предприятия и произвести их корректировки.

На основе укрупненного анализа деятельности ОАО «УАЗ» необходимо произвести детальный анализ деятельности каждого административного и производственного подразделения, определить круг должностных и функциональных обязанностей каждого работающего на предприятии, увязав их в единую структуру, направленную на реализацию стратегии предприятия, в процессе такого анализа выявится еще множество управленческих операций, которые потребуют совершенствования. Если на предприятии будет проведена такая работа, то успех ему обеспечен.



 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  407  408  409   ..