Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  391  392  393   ..

 

 

Разработка системы стратегического планирования на предприятии ОАО Брянский хлебокомбинат КАРАВ

Разработка системы стратегического планирования на предприятии ОАО Брянский хлебокомбинат КАРАВ

Введение

1. Определение миссии (философии) бизнеса

2. Определение общих долгосрочных целей предприятия
Наименование 2007г. 2008г. 2008г. в % к 2007г. 2009г. 2009г. в % к 2008г.
1 Выручка, тыс. руб. 285244 350130 122,7 407585 116,4
2 Доля рынка, % 29 31 106,8 32 103,2
3 Объем производства, т. 12760 14290 112 15050 105,3
4 Средняя заработная плата, руб. 8677 9271 106,8 12500 134,8
Цели ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» 2010г. 2011г. 2012г.
Корпоративная цель: увеличение выручки на 16% каждый год
Выручка На 18% На 20% На 22%
1. Рыночные цели

1.1 Увеличение доли брянского рынка

До 33%

До 34%

До 35%

2. Производственные цели

Увеличение объема производства

На 7%

На 9%

На 11%

3. Финансовая цель

3.1 Увеличение чистой прибыли

На 39,1%

На 37%

На 35,42%

4. Организационные цели

4.1 Мотивация сотрудников

Годы Выручка, тыс. руб. Себестоимость, тыс. руб. Прибыль от продаж, тыс. руб.
2009 407585 352052 25531
2010 480950 - Х
Сила воздействия операционного рычага (СВОР) = Валовая маржа / Прибыль от продаж = (407585 - 352052) / 25531 =2,18
Изменение прибыли = Изменение Выручки * СВОР = 18*2,18 = 39,1 %
Годы Выручка, тыс. руб. Себестоимость, тыс. руб. Прибыль от продаж, тыс. руб.
2010 480950 415421 35488
2011 577140 - Х
Сила воздействия операционного рычага (СВОР) = Валовая маржа / Прибыль от продаж = (480950 - 415421) / 35488 =1,85
Изменение прибыли = Изменение Выручки * СВОР = 20*1,85 = 37 %

3. Управленческий анализ

Годы Выручка, тыс. руб. Себестоимость, тыс. руб. Прибыль от продаж, тыс. руб.
2011 577140 498505 48618,5
2012 704110 - Х
Сила воздействия операционного рычага (СВОР) = Валовая маржа / Прибыль от продаж = (577140 - 498505) / 48618,5 =1,61
Изменение прибыли = Изменение Выручки * СВОР = 22*1,61 = 35,42 %
Наименование 2007г. 2008г. 2009г. 2009г. в % к 2008г.
1 Объем реализации всей продукции (тонн) 14 054 14 925 15050 100,84
2 Объем реализации продукции (тыс. руб.) 285244 350130 407585 116,41
3 Среднесписочная численность работающего персонала (чел.) 310 304 303 99,7
4 Средняя заработная плата (руб.) 8677 9271 12500 134,82
5 Производительность труда (тыс.руб./чел) 920,1 1151,7 1345,2 116,8
№ п/п Показатели Единицы измерения 2007г. 2008г. 2009г. 2009г. в % к 2008г.
1 Валовая прибыль тыс. руб. 40276 51183 55533 108,5
2 Чистая прибыль тыс. руб. 16417 22425 25531 113,85
3 Уставной капитал тыс. руб. 5306 5306 5306 100
Наименование показателя Ед. изм. 2007г 2008г 2009г.
Фондоотдача (выручка/основные фонды) руб./руб. 5,66 6,81 6,84
Фондовооруженность (основные средства/численность работников) руб./чел. 162,5 169,6 196
Стоимость основных фондов млн. руб. 50362 51398 59594
Товарооборот млн.руб. 285244 350130 407585
Рентабельность основных средств % 2,62 2,7 2,38
Наименование показателя Ассортимент выпускаемой продукции
Хлеб «ЛЮБИМЫЙ» Хлеб с семечками Хлеб здобный
2009г 2009г 2009г
Средняя цена за кг. руб. 31 24,3 22
Себестоимость, руб. 25,2 20,6 19,9
Доля в общем объеме, % производства, % 51,6 48,2 0,2
Объем производства, т./тыс.бут 7900 7298 27
Объем производства, т.руб. 229987,8 177001,2 594
Показатели

Базисный

Отчетный

Абсолютное

Темп

Товарооборот, Т, тыс. руб. 350130 407585 +57455 116,41
Сумма издержек, И тыс. руб. 298947 352052 +53105 117,76
Уровень издержек, Уи, % 85,24 86,25 +1, 01 101,2
Сила Слабость
1. Широкий ассортимент выпускаемой продукции 1.Часть оборудования производственных цехов предприятия является устаревшей
2. Высокое качество выпускаемой продукции, подтвержденное сертификатами качества (см. прил.3) 2. Отставание в области исследований по расширению ассортимента выпускаемой продукции
3. Применение новейшего высокотехнологичного оборудования в производстве продукции 3. Необходимость ремонта помещений цехов предприятия

Продукция Выручка от продажи, тыс. руб. Себестоимость проданной продукции, тыс.руб. Прибыль, тыс.руб. Рентабельность, %
Любимый 229987,8 201450 28766,8 14,3
Хлеб с семечками 177001,2 150237,6 26763,6 17,8
Хлеб здобный 594 537,3 56,7 9,5
Направление Мероприятия Затраты, тыс. руб.
Товарная политика

1. Модификация товара

800
Ценовая политика

1. Повышение уровня механизации и автоматизации производства за счет внедрения новой техники и технологий

1500
Сбытовая политика

1. Снижение суммы предоплаты на 10% и издержек на транспортировку на 5%

3000
Коммуникативная политика

1. Увеличение рекламного бюджета до 630,5 тыс. рублей

630,5
ИТОГО 5930,5
Сила Слабость
1. Способность быстрого реагирования на изменяющиеся потребности потребителей 1.Слабая политика по продвижению сдобного хлеба, недостаточная реклама
2.Проведение всего комплекса маркетинговых исследований, связанных с рынком, продуктом, потребителями и конкурентами 2.Отсутствие четкой маркетинговой стратегии по производству сдобного хлеба
3. Высокая квалификация сотрудников отдела маркетинга 3. Слабое финансирование маркетинговых исследований
Показатель 2007г. 2008г. 2009г.
Численность работников, чел. 310 304 303
Средняя заработная плата, руб. 8677 9271 12500
Персонал 2007г. 2008г. 2009г.
Управленческий персонал 13191 13905 17972
ИТР 7890 8422 11981
Производственные рабочие 7252 7761 10450
Прочий 6378 6989 9605
ИТОГО 34711 37077 50008
Персонал 2007г. 2008г. 2009г.
Прибыло Убыло Прибыло Убыло Прибыло Убыло
Управленческий персонал 1 0 2 1 0 0
ИТР 2 3 4 6 2 4
Производственные рабочие 12 9 8 11 6 7
Прочий 7 5 4 6 9 7
ВСЕГО 22 17 18 24 17 18
Данные 2007г. 2008г. 2009г.
Затраты на переобучение, руб. 46210 48929 53580
Сила Слабость
1. Наличие системы мотивации персонала 1. Нехватка высококвалифицированных кадров на производстве
2. Невысокая текучесть кадров 2. Недостаточное финансирование обучения персонала и повышения квалификации
3. Рост заработной платы 3. Невысокий уровень заработной платы производственных рабочих и прочего персонала
Коэффициент Норматив Данные на конец года
2007г. 2008г. 2009г.
Показатели финансовой устойчивости в долгосрочном плане
Коэффициент автономии = СК/ВБ >0,6 0,9 0,93 0,83
Коэффциент финансовой зависимости = КЗ/СК <1 0,1 0,1 0,2
Коэффициент маневренности = СОК/СК <0,5 0,45 0,53 0,34
Собственный оборотный капитал (СОК)=СК-ВА 48568 68817 58850
Коэффициент обеспеченности производственными запасами =СОК/ПЗ >0,8 2,67 2,86 2,74
Показатели ликвидности
Коэффициент текущей ликвидности =ОбА/КО >2 4,47 6,81 2,74
Коэффициент срочной ликвидности =(ОбА-ПЗ)/КО 0,8-1 2,1 4 2,1
Коэффициент абсолютной ликвидности = ДС/КО >0,2 0,85 0,29 0,42
Показатели деловой активности (данные за год)
Оборачиваемость средств в расчетах = (ДЗ*360)/ВР, дней Не более 73 40 52 44
Оборачиваемость производственных запасов = (ПЗ*360)/СБ, дней Не более 120 27 29 22
Оборачиваемость кредиторской задолженности = (КЗ*360)/СБ Не более 190 17 11 35
Показатели рентабельности (данные за год)
Рентабельность СК = ВР/ВА 4,72 5,74 3,62
Рентабельность ВА = ВР/ОФ 5,66 6,81 6,84
Рентабельность ОФ = ВР/СК 2,62 2,7 2,38
Рентабельность продаж = ВР/СБ 1,16 1,17 1,17
Рентабельность основной деятельности = ВР/ВБ 2,37 2,53 1,98
Рентабельность общего капитала = СБ/ВР 0,86 0,85 0,87
Сила Слабость
1.Увеличение рентабельности внеоборотных активов и общего капитала 1. Снижение показателей ликвидности и рентабельности капитала, основных средств
2. Сокращение оборачиваемости средств и производственных запасов 2. Снижение показателей рентабельности капитала, основных средств и основной деятельности
Сила Слабость
1.Большой опыт управления предприятием у руководителей 1. Нечеткое разграничение функций маркетинга и сбыта
2. Обмен информацией между службами маркетинга и сбыта 2. Единоличное принятие решений руководителем предприятия
Организационную структуру ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» можно квалифицировать как линейно-функциональную, так как имеются структуры функционального назначения, и структуры, содержащие вертикальные связи управления, т.е. элементы линейной структуры.
Генеральный директор
Параметры Шкала от 1 до 5 Оценка
«Чистый» тип организации Механический тип Органический тип
1. Специализация Узкая Широкая 2
2. Много правил и процедур Работа по правилам

Мало правил и

2
3. Четкость прав и ответственности

Чёткие права и

Амбициозная

1
4. Ясная иерархия

Чётко выделенные

Уровни иерархии

2
5. Система вознаграждения Объективная Субъективная 3
6. Критерии отбора кадров Объективные Субъективные 1
7.Служебные отношения Формальные, носят официальный характер Неформальные 3
Параметры Шкала от 1 до 5 Оценка в орг-и
Условия Механический тип Органический тип
1. Внешняя среда Несложное стабильное окружение Сложное нестабильное окружение 2
2. Цели и задачи Известны Не известны 2
3. Делимость задач Поддаются делению Не имеет четких границ 2
4. Простота и ясность задач Простые и ясные Сложные 2
5. Измеримость работы Измеряема Измерить сложно 1
Параметры Шкала от 1 до 5 Оценка
Чистый тип организации

Корпоративная

Индивидуалистская организация
1. Характер объединения людей Объединение людей по соц. и проф. критериям Свободное объединение людей 2
2. Приоритет интересов Интересы производства определяют интересы человека Интересы производства определяются интересами человека 2
3. Принятие решений Принцип большинства или старшинства Принцип меньшинства или право вето 1
4. Согласование интересов Интересы согласовываются лидерами Интересы согласовываются всеми членами организации

2

5. Характер тактического управления Монополия на информацию Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности организации

1

6. Роль работы Человек существует для работы Работа существует для человека 1
7. Мораль Принцип двойной морали в поведении Общечеловеческая мораль 2
Содержание функции Название функции Исполнитель
Работа с рынком Функция «Маркетинг» Начальник отдела маркетинга
Выпуск продукции Функция «Производство» Директор по производству
Финансирование основного и вспомогательного видов деятельности Функция «Финансы» Финансовый директор
Обеспечение персоналом Функция «Человеческие ресурсы» Начальник кадровой службы
Создание новых видов продукции Функция «НИОКР» Технический директор
Сбыт продукции Функция «Сбыт» Начальник службы сбыта

4. Стратегический анализ внешней среды

Сильные стороны Слабые стороны
Производство

1. Широкий ассортимент выпускаемой продукции

1.Часть оборудования производственных цехов предприятия является устаревшей

Маркетинг

1. Способность быстрого реагирования на изменяющиеся потребности потребителей

1.Слабая политика по продвижению минеральной воды и кваса, недостаточная реклама

Кадры

1. Наличие системы мотивации персонала

1. Нехватка высококвалифицированных кадров на производстве

Финансы

1.Увеличение рентабельности внеоборотных активов и общего капитала

1. Снижение показателей ликвидности и рентабельности капитала, основных средств

Менеджмент

1.Большой опыт управления предприятием у руководителей

1. Нечеткое разграничение функций маркетинга и сбыта

Показатели 2007г. 2008г. 2009г. 2009г. в % к 2008г.
Валовой внутренний продукт, млрд. руб. 33102,9 41256 39016,1 94,5
Объем промышленной продукции, % к пред. году 106,3 102,1 89,2 87,4
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 6716,2 8764,9 7539,9 86
Темп инфляции, % 12 13,3 8,8 100
Ставка ЕСН, % 26 26 26 100
13 18 18 100
Ставка налога на прибыль, % 24 24 20 83,3
Экспорт, млрд. долл. США 354,4 471,6 303,3 64,3
Импорт, млрд. долл. США 223,5 291,9 192,7 66
Показатели 2007г. 2008г. 2009г. 2009г. в % к 2008г.
Общая численность населения, млн. чел 142,2 142,2 142,2 100
Реальные располагаемые денежные доходы, млн. руб 12603 15136 16818 111,1
Прожиточный минимум в среднем на душу населения, руб. 3752 4690 5083 108,4
Номинально начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника, руб. 13518 17112 18785 109,8
Средний размер пенсии, руб. (среднемесячный) 3682,3 4546,3 5023 110,5
Общая численность безработных, млн. чел. 4,6 4,8 6,3 131,25
Занятые, млн.чел. 70,5 71,0 69,4 97,7
Численность официально зарегистрированных безработных, млн. чел. 1,6 1,7 2,9 170,6
Технологические показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Уровень НТП 43,1 44,07 46,02
Затраты на информатизацию и автоматизацию, млн. руб. 4135,6 4200,89 2255,4
Инвестиции в основной капитал, в % к предыдущему году 126,9 109,8 110,5
Факторы макросреды Возможности, которые дают факторы Угрозы, которые представляют факторы
Политические и правовые факторы Реализация целевых программ поддержки предпринимательства; реализация стратегии социально-экономического развития; политическая стабильность в стране. Снижение налога на прибыль на 4% Несовершенство государственной политики в области инвестирования, ужесточение стандартов на защиту окружающей среды.
Экономические факторы Стабильный курс рубля, наличие неосвоенных рынков сбыта. Рост цен на энергоносители, комплектующие, материалы, снижение ВВП; нестабильная экономическая ситуация в стране и мире; уменьшения числа занятых; уменьшение объема промышленного производства
Социальные факторы Рост уровня доходов населения, увеличение начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника. Низкий уровень жизни людей, ухудшение демографической ситуации в стране.
Технологические факторы Повышение технического уровня и надежности оборудования, финансирование научных исследований и проведения опытно-конструкторских работ, появление оборудования, позволяющего производить новые виды продукции. Появление новых технологий у конкурентов, нет достаточных средств для реализации новых идей.
Экологические факторы Использование предприятием экологически безопасного оборудования, использование безотходного производства. Применение материалов несоответствующих экологическим требованиям, повышение содержания вредных веществ в комплектующих.
Факторы среды Важность для отрасли, Х Влияние на организацию, У Направленность влияния, Z

Степень важности

1 2 3 4 5
1. Политические 2 3 +1 +6
2.Экономические 4 4 -1 -16
3.Социально-демографические 3 3 -1 -9
4.Технологические 3 4 +1 +12
5. Экологические 2 2 -1 -4
ИТОГО: 14 17 +5
Предприятие-конкурент Доля на рынке Цены на товары Отличительное особенности
ОАО «ЛУКОШКО» 7 40 руб./кг. невысокие цены
ОАО «Брянский хлеб» 4 39, 5 руб./кг. низкие цены
2007 г 2008г 2009 г
Объем продаж, тыс. руб. 285244 350130 407585
Рост, % 110,9 122,7 116,4
Наименование Закупочная цена, руб./кг
Мука пшеничная, в/с 11,50
Мука пшеничная, 1 с 11
Дрожжи прессованные 17,50
Маргарин 45
Изюм 42
Сахар 18,50
Соль 2
Яйцо (за 10 шт.) 23
Ванилин 480

5.

s Сильные СТОРОНЫ o Возможности

1. Наличие финансовых ресурсов.

1. Появление новых технологий, оборудования и рецептур для хлебобулочной отрасли.

W СЛАБЫЕ СТОРОНЫ T УГРОЗЫ

1. Небольшие маркетинговые способности.

1. Наличие сильного конкурента (ОАО «Брянский хлеб»).

6. Формирование стратегии предприятия

Факторы внешней и внутренней сред предприятия

Удельный вес фактора

Оценка

Итоговая оценка

Сильные стороны

0,2

5

1

Итого 1 4,4

Слабые стороны

0,2

4

0,8

Итого 1 4,15

Возможности

0,1

3

0,3

Итого 1 4,4

Угрозы

0,3

5

1,5

Итого 1 4

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  391  392  393   ..

 

Продукция Lg X Темпы роста продаж, %
1 Хлеб отрубной 0,4 9,5
Хлеб ржаной 0,35 13