Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  356  357  358   ..

 

 

Разработка и принятие управленческих решений на примере ЗАО Приалит

Разработка и принятие управленческих решений на примере ЗАО Приалит

Содержание

Признак классификации

Вид анализа

По функциям управления

Уровень информационного обеспечения

· внутренний управленческий анализ
· внешний финансовый анализ

Содержание процесса управления

· перспективный (предварительный) анализ
· ретроспективный (последующий) анализ
· оперативный анализ
· итоговый (заключительный) анализ

Характер объектов управления

· анализ стадий расширенного воспроизводства
· отраслевой анализ
· анализ ведомств и предприятий
· анализ составных элементов производства и производственных отношений

Прочие виды классификации

Субъекты анализа

· анализ по заданию руководства и экономических служб
· анализ по заданию собственников и органов управления
· анализ по заданию контрагентов (поставщиков, покупателей, кредитных и финансовых органов)

Периодичность

· годовой анализ
· квартальный анализ
· месячный анализ
· декадный анализ
· ежедневный анализ

Содержание и полнота изучаемых вопросов

· полный анализ
· локальный анализ
· тематический анализ

Методы изучения объекта

· комплектный анализ
· системный анализ
· сравнительный анализ
· сплошной анализ
· выборочный анализ

Степень автоматизации работ

· анализ с использованием ПЭВМ
· анализ без применения ПЭВМ

Показатели

Условные обозначения

Базисные значения

Фактические

Изменение

Абсолютное (+,- )

Относительное (%)

Объем товарной продукции, тыс. руб.

ТП

2920

3400

+480

116,40

Количество работников, чел

Ч

20

25

+5

125,00

Выработка на одного работающего,

СВ

146

136

-10

93,15

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 4

Таблица 5

Оценка рисков при принятии решения (фрагмент)

3 этап — принятие окончательного решения

Принятие окончательного решения производится на основе результатов предварительного решения и анализа критических значений.

Как уже говорилось ранее, при принятии решения в условиях неопределенности отдельное внимание должно отводиться качеству информации. В связи с этим предлагается использовать риско-информационную таблицу принятия решения (табл.6). Данная таблица составлена на основании итоговых результатов, полученных при апробации предлагаемого метода на одном из предприятий связи. С целью обеспечения конфиденциальности точное название предприятия не указывается.

Таблица 6

Риско-информационная таблица принятия решения

Выводы по оценке риска принятия решения руководством предприятия связи на размещение и использование нового оборудования для предоставления услуг связи в одном из районов г. Хабаровска:

Наиболее высокая оценка риска у транспортного (0.5) и финансового (0.83) рисков.

Наиболее рискоопасной по качественному составу рисков является операция по привлечению оборотных средств для реализации проекта.

Самая высокая степень риска потери (порчи) активов предприятия возникает при осуществлении операции по транспортировке (0.5).

Самая низкая степень риска при осуществлении операции по организации сделки и покупки оборудования (0.39).

При анализе риско-информационной таблицы видно, что большая часть рисков располагается в одной области, что говорит о тщательном планировании и проработке принимаемого решения. В то же время хочется обратить внимание на недостаток информации при рассмотрении регионального, производственного, кредитного и инвестиционного рисков. При использовании более качественной информации данные виды рисков могли из области с высоким риском перейти в область со средним риском.

Общая оценка риска решения составляет 0.44, что соответствует в предлагаемой шкале градаций риска показателю “высокий”. Реально существует ограниченное количество факторов, негативно влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Значительная вероятность наступления отрицательных последствий может быть устранена после детального анализа по минимизации и нейтрализации негативных факторов либо с применением других методов по управлению рисками.

Общая оценка качества информации при принятии решения составляет 0.73, что соответствует в предлагаемой шкале градаций риска показателю “средний”. При оценке риска используется информация хорошего качества, что говорит об ответственном подходе руководства предприятия к принятию решений.

Исходя из пунктов 6 и 7, предлагается сделать вывод, что общий риск по решению будет определяться как “высокий / средний”.

2.1. Аспекты результатов финансово-хозяйственной деятельности ЗАО “Приалит”.

Предприятие ЗАО “Приалит” в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов и др. Их характер, состав и структура зависят от многих факторов: организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевой принадлежности, места, занимаемого хозяйствующим субъектом на рынке товаров и капитала, инвестиционной, финансовой и учетной политики, а также установленными законодательно правилами и принципами поведения хозяйствующих субъектов в налоговой, кредитной, страховой и фондовой сферах. В связи с этим нельзя однозначно разделить весь сложный комплекс совершаемых предприятием затрат на какие-то определенные группы. Поэтому принято классифицировать затраты по различным направлениям. Остановлюсь подробнее на этих классификациях.

Исходя из экономического содержания затраты ЗАО “Приалит” можно разделить на три группы:

1) затраты, связанные с извлечением прибыли;

2) затраты не связанные с извлечением прибыли;

3) принудительные затраты.

В первую группу затрат данной классификации включаются затраты на обслуживание производственного процесса, затраты на реализацию продукции, производство работ, оказание услуг, инвестиции. Состав этих затрат можно разделить на следующие категории:

· материальные затраты, включающие затраты на сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо и энергию всех видов, упаковку и упаковочные материалы, запасные части, МБП, производственные услуги сторонних организаций;

· затраты на оплату труда, представляющие денежные и натуральные выплаты работникам предприятия для нормального воспроизводства рабочей силы;

· затраты накладного характера, состоящие из затрат на администрацию и управление, арендной платы, амортизации нематериальных активов, затрат вспомогательного производства и т.д.;

· инвестиции, представляющие капитальные вложения как в целях расширения объемов собственного производства и его технического обновления, использования нематериальных активов, создания различных денежных фондов и резервов, направленных на развитие предприятия, так и для извлечения дохода на финансовых и фондовых рынках.

К затратам, не связанным с извлечением прибыли относят затраты потребительского характера, спонсорство, затраты на благотворительные и гуманитарные цели. Это поощрительные выплаты работникам предприятия, отчисления в негосударственные страховые и пенсионные фонды, на развитие социально-культурной сферы и политику. Данные затраты используются в рекламных целях предприятия, формируют его имидж и репутацию для привлечения покупателей, инвесторов и рабочей силы.

Принудительные затраты состоят из налогов и налоговых платежей, отчислений в государственные внебюджетные фонды, расходов по обязательному страхованию, созданию резервов, штрафных санкций. Сюда также можно отнести платежи финансовой, банковской системам.

Исходя из целевого назначения комплекс затрат предприятия ЗАО “Приалит” также можно разделить на самостоятельные группы:

1) затраты на формирование и воспроизводство производственных фондов;

2) затраты на социально-культурные мероприятия;

3) операционные затраты;

4) затраты на производство и реализацию продукции.

Затраты на формирование и воспроизводство производственных фондов обеспечивают непрерывность производства и создают условия для реализации продукции. Это затраты на создание, реконструкцию расширение и восстановление основных фондов производственного назначения.

Предприятия осуществляют также затраты на социально-культурные мероприятия, направленные на повышение квалификации работников, подготовку кадров, улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работников. Сюда относятся также затраты на создание и реконструкцию основных фондов непроизводственного назначения, содержания клубов, детских садов, лагерей отдыха, функционирование медицинских учреждений.

Операционные затраты – это затраты особого назначения: проведение научно-исследовательских работ, изобретательство и рационализаторство, переоценку основных фондов и др. Особенность этой группы затрат в том, что они носят долговременный характер, окупаются на протяжении длительного периода и предназначены для повышения качества и эффективности производства.

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) занимают наибольший удельный вес во всех расходах предприятия. От формирования этой группы затрат зависит величина получаемой предприятием прибыли. Далее на этой группе я остановлюсь подробнее.

Поскольку одной из важнейших задач предприятия является получение дохода от выполняемой им деятельности, все произведенные в результате этой деятельности затраты должны покрываться за счет финансовых ресурсов – денежных средств, имеющихся в распоряжении предприятия и предназначенных для осуществления текущих затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования рабочих, направленных также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды и др. Финансовые ресурсы предприятия образуются за счет собственных и приравненных к ним средств, средств, мобилизируемых на финансовом рынке и средств, поступающих в порядке перераспределения. При этом каждая группа затрат может погашаться из различных источников финансовых ресурсов.

В частности, если рассмотреть группы затрат по целевому назначению, то затраты на формирование и воспроизводство производственных фондов осуществляются за счет собственных средств предприятия, кредита банков, бюджетных ассигнований; затраты на социально-культурные мероприятия погашаются за счет прибыли, бюджетных и целевых поступлений, средств профсоюзных органов и др.; источниками финансирования операционных затрат являются прибыль предприятия, бюджетные ассигнования, средства получаемые от заказчиков на научно-исследовательские работы, выполняемые по договорам; затраты на производство и реализацию продукции возмещаются после завершения кругооборота средств и покрываются за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Если взять во внимание собственные источники финансирования , то осуществляемые за счет них затраты можно разделить на следующие группы:

1) включаемые в себестоимость продукции по элементам (материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты);

2) смешанные затраты – затраты, часть которых, соответствующая с установленными нормами налогообложения, может включаться в себестоимость, а часть, идущая сверх норм покрывается за счет чистой прибыли (процент за кредит; командировочные расходы; представительские расходы; расходы на рекламу; образование страховых фондов)

3) относимые на финансовые результаты (затраты по аннулированным производственным заказам; затраты на производство, не давшее продукции; убытки от операций с тарой; судебные издержки и арбитражные расходы; присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и др. виды санкций; расходы по возмещению причиненных убытков; суммы сомнительных долгов; убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности давно истек, и других долгов, нереальных для взыскания; убытки по операциям прошлых лет, выявленных в текущем году; некомпенсируемые потери от стихийных бедствий, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидаций последствий стихийных бедствий; некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий и др. чрезвычайных ситуаций; ряд налогов (на имущество, рекламу и др.);

4) осуществляемые за счет чистой прибыли (оплата смешанных затрат сверх установленных норм; оплата процентов по долгосрочным ссудам; затраты по содержанию культурно-бытовых объектов, по благоустройству города; расходы, связанные с содержанием и оказанием бесплатных услуг учебным заведениям; материальная помощь, подарки, надбавки к пенсиям, дополнительные отпуска и т.п.; доходы по ценным бумагам предприятия; ряд местных налогов; образование различных фондов предприятий).

Если рассматривать производственные затраты, то их можно группировать следующими способами:

· по экономической роли в процессе производства ЗАО “Приалит”: основные (затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства) и накладные ( общепроизводственные и общехозяйственные расходы);

· по составу (однородности ЗАО “Приалит”): одноэлементные (состоящие из одного элемента, - заработная плата, амортизация и др.) и комплексные (состоящие из нескольких элементов, - цеховые и общезаводские расходы);

· по способу включения в себестоимость ЗАО “Приалит”: прямые (связанные с производством определенного вида продукции и непосредственно относящиеся на его себестоимость) и косвенные (не относящиеся непосредственно на себестоимость и распределяющиеся условно: общехозяйственные, общепроизводственные расходы);

· по отношению к объему производства : переменные (затраты, размер которых изменяется пропорционально изменению объема производства продукции, - сырье и основные материалы, заработная плата производственных рабочих и др.) и условно-постоянные (размер этих затрат почти не зависит от изменения объема производства продукции; к ним относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы и др.);

· по периодичности возникновения : текущие (затраты, имеющие частую периодичность, например расход сырья и материалов) и единовременные (или однократные – затраты, на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, затраты, связанные с пуском новых производств, и др.);

· по участию в процессе производства : производственные (затраты, связанные с изготовление товарной продукции и образующие ее производственную себестоимость) и коммерческие (внепроизводственные затраты, связанные с реализацией продукции покупателям);

· по эффективности : производительные (затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства) и непроизводительные (затраты, являющиеся следствием недостатков технологии и организации производства – потери от простоев, брак продукции, оплата сверхурочных работ и др.). Производительные затраты планируются в отличие от непланируемых непроизводительных расходов.

· по степени ограниченности : нормируемые (по которым устанавливается лимит ограничения) и ненормируемые (затраты размер которых неограничен).

Результаты денежного выражения затрат отражаются смете затрат, представляющий собой внутренний документ предприятия, позволяющий не только контролировать общий уровень затрат и их динамику, но и сопоставлять их величину по структурным подразделениям и филиалам. Смета затрат позволяет определить уровень самоокупаемости по предприятию в целом и его отдельным подразделениям.

При разработке сметы затрат определяется себестоимость единицы продукции, создается база для расчета оптовых цен, устанавливается возможность снижения затрат на производство и реализацию продукции за счет внедрения новых технологий, рационализации товародвижения, закладывается основа для получения прибыли. Сметы используются также для определения потребностей предприятия в оборотных средствах, объемов реализации продукции и размеров возможной прибыли. В частности предприятием могут быть разработаны смета продаж, смета производства, смета прямых материальных затрат, смета расходов на оплату труда, смета накладных расходов, смета себестоимости реализованной продукции, смета текущих (периодических) расходов, смета прибылей и убытков, смета капитальных затрат, смета движения денежных средств.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что затраты, осуществляемые предприятием в процессе своей деятельности, неоднородны по своему характеру, составу, структуре, назначению и размеру денежного выражения. В соответствии с этим каждый из видов затрат имеет свои источники погашения и по-своему оказывает влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия.

2.2. Сущность себестоимости и ее экономическое значение на предприятии ЗАО “Приалит”.

Выпуск продукции, выполнение работ или оказание услуг, являясь смыслом существования предприятия и определения основных направлений его деятельности, предполагает соответствующее ресурсное обеспечение, величина которого оказывает существенное влияние на уровень развития экономики предприятия. Поэтому каждое предприятие должно знать, во что обходится производство и реализация его продукции (работ, услуг). Данный фактор особенно важен в условиях рыночных отношений, так как уровень затрат на производство продукции влияет на конкурентоспособность предприятия, его экономику.

Для того чтобы знать, во что обходится изготовление продукта, предприятие должно производить его стоимостную оценку по вещественному и количественному составу (средства и предметы труда), а также по составу и количеству затрат, требуемых для его изготовления.

Принято считать, что издержки (себестоимость ) – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и оказанием услуг, то есть все то, во что обходится предприятию производство и реализация продукта (продукции)[ 6 ]. Это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определен Положением о составе затрат[ 1 ], изменениями и дополнениями, внесенными в это Положение [ 2 ].

В соответствии с назначением затраты, образующие себестоимость продукции группируются по экономическим элементам и калькуляционным статьям .

При группировке затрат по элементам в каждый элемент включаются однородные по своему содержанию расходы. По экономическим элементам ведется бухгалтерский учет и составляется денежный отчет по общей сумме расходов на производство продукции. Классификация затрат по элементам позволяет определить, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов, дает возможность знать структуру себестоимости и проводить целенаправленную политику по улучшению экономики предприятия.

В соответствии с нормативными документами [ 1,2 ], затраты, образующие себестоимость продукции, группируются, как уже отмечалось, по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.

Элементы «Материальные затраты» отражают стоимость:

· покупных сырья и материалов, используемых на производственные и хозяйственные нужды, а также комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем монтажу или дополнительной обработке в данной организации;

· работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или производствами и хозяйствами организации, не относящимися к основному виду деятельности;

· природного сырья;

· топлива всех видов, выработку всех видов энергии, отопление зданий, транспортные работы по обслуживанию производства, выполняемые транспортом организации;

· покупной энергии всех видов, расходуемой на технологические и другие производственные и хозяйственные нужды.

Стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу «Материальные затраты», формируется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость), наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями.

Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов , под которыми понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства продукции, утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса. Возвратные отходы оценивают по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если отходы могут быть применены для основного, вспомогательного производства или реализованы на сторону и по полной цене исходного материального ресурса, если отходы реализуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса.

Элементы «Затраты на оплату труда» отражают затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, предусмотренные законодательством, затраты на оплату труда не состоящих в штате работников, занятых в основной деятельности. Не включаются в себестоимость продукции премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений, надбавки к пенсиям, доходы по акциям и вкладам трудового коллектива, оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования, специальными маршрутами, оплата путевок на лечение и отдых, экскурсий и путешествий.

Элементы «Отчисления на социальные нужды» отражают обязательные отчисления по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования, Пенсионного фонда, фондов занятости и медицинского страхования от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

Элементы «Амортизация основных фондов» отражают сумму амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов. Мировая практика ориентируется на групповые нормы амортизационных отчислений. С этой целью все основные фонды группируются в зависимости от срока их эксплуатации, а нормы амортизационных отчислений применяются к стоимости каждой группы. Стоит также отметить, что амортизационные отчисления не представляют собой денежные затраты, а являются расчетной величиной, позволяющей предприятию накапливать собственные средства для инвестиций. Денежную форму амортизационные отчисления приобретают при финансировании за счет этого источника инвестиционных программ.

Элементы «Прочие затраты» отражают налоги, сборы, платежи (в том числе по обязательным видам страхования), отчисления в страховые фонды, затраты на проведение ремонтных работ, затраты на оплату процентов по полученным кредитам, платежи за выбросы загрязняющих веществ, затраты на командировки, оплату услуг связи, вычислительных центров, банков, амортизацию нематериальных активов, отчисления в ремонтный фонд, административные расходы и др. При этом включение в себестоимость этих видов затрат происходит в размере нормативов, установленных законодательством.

Группировка затрат по калькуляционным статьям расходов отражает их состав в зависимости от направления (назначения) затрат (на производство или его обслуживание) и места возникновения (основное производство, вспомогательные службы, обслуживание хозяйства и др.). Перечень статей калькуляции, их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг), определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости с учетом характера и структуры производства (независимо от формы собственности на предприятии).

В Основных положениях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях [ 1,2 ] установлена типовая группировка затрат по статьям калькуляции, которую можно представить в следующем виде:

1) «Сырье и материалы»;

2) «Возвратные отходы» (вычитаются);

3) «Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций»;

4) «Топливо и энергия на технологические цели»;

5) «Заработная плата производственных рабочих»;

6) «Отчисления на социальные нужды»;

7) «Расходы на подготовку и освоение производства»;

8) «Общепроизводственные расходы»;

9) «Общехозяйственные расходы»;

10) «Потери от брака»;

11) «Прочие производственные расходы»;

12) «Коммерческие расходы».

При определении себестоимости следует различать полную себестоимость товарной продукции , включающую все денежные затраты на производство и реализацию продукции, и производственную себестоимость товарной продукции. Итог первых одиннадцати статей образует производственную стоимость продукции, а итог всех двенадцати статей - полную себестоимость.

В нашей стране состав себестоимости продукции регламентируется государством. Государство устанавливает определенные принципы и правила, по которым налогоплательщики обязаны вести учет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), регламентирует порядок их начисления и списания, устанавливает источники их покрытия. Так понесенные предприятием затраты на закупку сырья, материалов и других элементов материальных затрат, компенсируются лишь в том объеме, который затрачен на реализованную продукцию. Оставшаяся часть оседает в нереализованной готовой продукции и складских запасах.

Затраты на оплату труда, напротив, включаются в состав себестоимости продукции при их фактическом начислении независимо от того, произвело ли предприятие реальные денежные выплаты.

Отнесение отчислений на социальные нужды на себестоимость продукции производится при начислении средств на оплату труда независимо от фактических выплат.

Амортизационные отчисления рассчитываются исходя из балансовой стоимости и утвержденных в порядке установленных норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством.

Для прочих затрат вообще характерен двойной способ покрытия. В пределах законодательно установленных нормативов их относят на себестоимость продукции, сверхнормативные расходы погашаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения.

Такое специфическое отнесение затрат на себестоимость продукции позволяет государству влиять на величину основных показателей деятельности предприятия. Для предприятия себестоимость является основой для определения цен на производимую продукцию и соответственно базой для определения прибыли от реализации продукции и налога на прибыль. Взаимосвязь этих показателей будет отражена далее в моей работе.

2.3. Расчет себестоимости продукции (работ, услуг) на ЗАО “Приалит”.

На предприятиях планируются и учитываются следующие основные показатели издержек: затраты на производство, себестоимость товарной и реализованной продукции которые рассчитываются по следующим этапам:

1. Определяется производственная способность (PS) – совокупность затрат, связанных только с производством. Сюда войдут затраты, учитываемые по всем пяти экономическим элементам или первым одиннадцати калькуляционным статьям.

2. Определяется себестоимость валовой продукции (SВП ). Она отличается от производственной способности на величину изменений остатков расходов будущих периодов. Их увеличение уменьшает производственную способность и наоборот.

SВП = Ор.б.п.1 + PS – Ор.б.п.2,

где Ор.б.п.1 – остатки расходов будущих периодов на начало отчетного периода,

Ор.б.п.2 – остатки расходов будущих периодов на конец отчетного периода.

1. Определяется себестоимость товарной продукции (Sт ). При этом себестоимость валовой продукции корректируется на изменение остатков незавершенного производства – прирост остатков снижает себестоимость и наоборот.

Sт = Он.п.1 + SВП - Он.п.2,

где Он.п.1 - остатки незавершенного производства на начало отчетного периода,

Он.п.2 - остатки незавершенного производства на конец отчетного периода.

2. Определяется полная себестоимость товарной продукции (Sт пол ). При этом себестоимость товарной продукции увеличивается на непроизводственные затраты (SНЗ ) – двенадцатая статья калькуляции.

Sт пол = Sт + SНЗ

5. Определяется себестоимость реализованной продукцииРП ). При этом величина полной себестоимости товарной продукции уменьшается (увеличивается) на положительное (отрицательное) изменение остатков готовой нереализованной продукции.

SРП = Онр.п.1 + Sт пол - Онр.п.2,

где Онр.п.1 - остатки нереализованной продукции на начало отчетного периода ( по фактической себестоимости),

Онр.п.2 - остатки нереализованной продукции на конец отчетного периода.

При планировании себестоимости следует учесть, что плановый период должен совпадать с отчетным (год, квартал). Это позволяет предприятию прогнозировать предстоящие налоговые выплаты и соответственно обеспечивать предстоящие обязательные платежи необходимыми денежными ресурсами.

Состав остатков нереализованной продукции зависит от метода учета выручки от реализации продукции на предприятии. Если используется метод начисления при ее расчете, то после отгрузки товаров и выписки платежных документов, продукция считается реализованной и следовательно остатки нереализованной продукции на начало планового периода совпадают с фактическими складскими запасами. При кассовом методе учета выручки, продукция считается нереализованной до момента поступления за нее денег на расчетный счет предприятия. Оценка остатков на начало планового периода осуществляется по фактической производственной себестоимости предыдущего отчетного периода.

2.4. Управленческие решения как главный компонент муниципального управления на ЗАО “Приалит”.

Понятие «муниципальное управление» отражает комплексное и многообразное явление, которое порождает различные подходы к его исследованию.

Под местным самоуправлением понимается организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 3 Европейской Хартии о местном самоуправлении[1] местным органам власти и их должностным лицам предоставляется право и реальная возможность регулировать подведомственные вопросы и управлять в рамках закона и под свою ответственность важной частью публичных дел в интересах своего населения.

Рассмотрим функции и задачи местного самоуправления.

Функции – это совокупность действий и операций, которые осуществляются управляющими субъектами для достижения определенных подцелей в рамках единой целенаправленной деятельности. Функции управления в социально-экономических системах (к которым относится и местное самоуправление) объективны по своей природе и реализуются путём принятия управленческих решений уполномоченными органами и должностными лицами.

Основными функциями управления являются[2] :

1) прогнозирование изменений в развитии каких-либо событий и процессов на основе полученной информации о прошлом и настоящем с учётом всех условий и факторов влияния;

2) планирование – определение направлений, формулирование целей, постановка задач, определение перечня мероприятий для решения задач, выбор конкретных количественных и качественных показателей в организации деятельности;

3) выработка, обоснование и принятие решений и организация их исполнения;

4) распорядительство и координация действий субъектов, осуществляющих деятельность по реализации управленческого решения;

5) правовое регулирование исполнительно-распорядительной деятельности;

6) контроль с целью выявить и устранить отклонения в реализации решений и принятие мер к нарушителям;

7) учёт людских, материальных и финансовых ресурсов;

8) информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа;

9) кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и т.п.

Перечисленные функции являются основными для исполнительных органов местного самоуправления и по существу характеризуют содержание их деятельности. Отношения, связанные с реализацией этих функций, регулируются нормами административного права[3] .

При реализации вышеуказанных функций выборные и иные должностные лица местного самоуправления формулируют цели (желаемый результат познания и практической деятельности), ставят своим подчинённым задачи и обеспечивают их решение.

Задачи – это перечень мер, мероприятий, действий и операций, которые должны осуществлять исполнители, чтобы приблизится к сформулированной цели. Термин "решение задачи" употребляется в трех различных смыслах: а) решение как план (способ) решения задачи; б) решение как процесс осуществления требований задачи, выполнения плана решения; в) решение как результат выполнения плана решения[4] .

В отличии от функций задачи всегда имеют субъективный характер, т.е. результат их решения зависит от уровня образования, опыта работы и личных качеств субъекта управления. Функции всегда первичны, а организационные структуры по их реализации – вторичны.

Рассмотрим организационные принципы управления[5] .

1) Принцип плавности в условиях перехода к рыночной экономике выражается в разработке различных программ развития хозяйства, прогнозировании результатов региональных программ, расчётах по наиболее эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, определении приоритетных целей и задач.

2) Принцип объективности требует анализа и учёта фактического состояния и развития процессов и явлений, условий, существующих в социальной среде, влияния демографических и других факторов, а также закономерностей взаимодействия общества с природной средой в целях реализации оптимального управления.

3) Принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций и полномочий каждого из должностных лиц, что крайне важно для правильного подбора и расстановки муниципальных служащих в соответствии с их профессиональной подготовкой и опытом работы, а также разработки организационных структур управления в соответствии с объективными функциями.

4) Принцип научности заключается в применении научных методов и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоянии объекта управления; её обработки с применением количественных методов на базе ЭВМ; выявлении актуальных проблем, формировании приоритетных целей, постановке задач, определении эффективных способов и средств их решения.

5) Принцип рациональности заключается в том, что цели и задачи управления должны достигаться при наименьших финансовых, ресурсных (силах и средствах) и временных затратах. Управление должно быть оптимальным. Рациональность управления базируется на разработке научно обоснованных вариантов решений, их сравнении и выборе наилучшего.

6) В тесной связи с принципом рациональности находится принцип ответственности субъектов исполнительной власти за результаты работы в целом. Это обеспечивается нормативно-правовым закреплением полномочий, задач, функций, структуры, форм и методов работы.

7) Принцип единоначалия заключается в том, что вопросы текущего оперативного управления осуществляются путём единоначалия, например, принятие распоряжений главой администрации муниципального образования.

8) Особую роль в муниципальном управлении отводится принципу отраслевого управления. В соответствии с ним для решения определённой группы задач образуются целевые структуры, специальные органы и аппараты. Отраслевой принцип позволяет оперативно проводить единую управленческую политику, рационально и оперативно использовать силы и средства.

9) Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал централизации в руководстве с учётом местных условий (например, управление муниципальной милицией).

Организационные принципы закрепляются в уставах субъектов Российской Федерации[6] .

Процесс управления включает в себя несколько этапов: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы и принятие решения по ее разрешению.

По характеру взаимодействия названных этапов процессы управления подразделяют на несколько типов:

1. Если осуществление этапов происходит в строгой последовательности и есть достаточная определенность по всем этапам процесса управления и уверенность в их осуществлении, то такой процесс управления относится к линейному типу: цели – ситуация – проблема – решение.

2. Если при выполнении какого-либо этапа предыдущий нуждается в корректировке и она вносится, то процесс управления называется корректирующим.

3. Когда нет возможности выделить главную проблему и принять единственное решение, тип процесса управления характеризуется как разветвленный.

4. Если цель формируется в условиях неопределенности как предварительная, на первое место выходит задача анализа ситуации, процесс в этом случае носит название ситуационного.

5. Если приходится непрерывно уточнять ситуацию и корректировать проблему, процесс может быть назван поисковым.

Особенности принятия решения в органах муниципального управления:

1. Преобладание стратегических решений социальной направленности как директивных актов, направляющих, организующих и мотивирующих коллективные действия людей для достижения стратегических целей.
Стратегические решения должны быть обоснованными, своевременными, экономичными и приниматься по следующей технологии: выявление проблемы, обоснование общей концепции, выработка нескольких альтернатив и выбор наилучшего решения.

2. Наличие у управленцев умения выявить зарождение стратегических противоречий города, региона.

3. Необходимость уметь выделить из огромного числа вопросов узловые. Для специалистов муниципального управления складывается, как правило, две ситуации. Первая связана с возможностью постоянно и внимательно следить за ситуацией и своевременно подготавливать стратегические решения. Вторая ситуация возникает неожиданно под воздействием изменений внешней среды, и решение в таком случае делится на принятие неотложных мер и действий стратегического характера.

4. Низкая мотивация исполнителей управленческого решения.

Итак мы рассмотрели понятие местного самоуправления, его функции и организационные принципы, выделили типы управления в зависимости от этапов управленческой деятельности, охарактеризовали особенности принятия управленческих решений в органах муниципального образования. Муниципальное управление имеет важное значение в настоящее время. Его цели и задачи определяются исходя из интересов местного населения. Функции управления различны, и эффективность их реализации напрямую зависит от своевременности и качества принимаемых управленческих решений. Соблюдение всех организационных принципов позволит повысить рациональность, гибкость, плавность, эффективность управленческой деятельности, применение новых методов управления. В настоящее время значительно возросла роль стратегического управления, которая облегчает управленческую деятельность.

Заключение

Подводя итог можно сказать, что анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия представляет собой процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия с целью оценки перспективы его развития.

Главной задачей анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является снижение неизбежной неопределенности, связанной с принятием экономических решений ориентированных в будущее.

Основная цель анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия – это получение максимально качественных информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния организации, ее прибылей и убытков, изменений.

Основное требование к муниципальному управлению – его эффективность в достижении целей, реализации функций и задач. Выполнение данного требования зависит от целесообразности, своевременности, содержательности управленческих решений, которые являются важнейшим связующим звеном процесса управления.

По свое содержательности управленческие решения достаточно разнообразны. Одно и то же решение может классифицироваться по разным признакам. Тем не менее каждое из них должно всесторонне охватывать соответствующую ему ситуацию для ее своевременного, полного и точного анализа и разрешения.

Главный недостаток в управленческой деятельности - это не плохое решение, а отсутствие решения. Выделим следующие причины некачественных решений: значительный объем принимаемых решений, что не позволяет каждое из них тщательно разрабатывать и обосновывать; несогласованность вновь принимаемых решений с ранее принятыми, что вызывает дублирование, рассогласование действий и конфликтность; принятие «расплывчатых» решений, не носящих конкретного содержания, отражающих только общую установку: обратить внимание, повысить, принять необходимые меры (таких решений в практике управления до 10 %); недостаточное информационное обеспечение, следствием чего является выработка слабых решений, реализация которых не снимет сути той или иной проблемы.

Субъекты, принимающие управленческие решения, должны ориентироваться в главных организационных предпосылках, которые могут помочь повысить качество решений, тем самым способствовать повышению эффективности управления в целом.

Чтобы обеспечить эффективность процесса разработки и принятия решений, предлагаются следующие рекомендации:

· люди предпочитают не брать на себя ответственность добровольно, и этого ждать от них не следует;

· нельзя пускать на самотек процессы согласования на всех этапах, включая совещания и заседания;

· нельзя во всем полагаться на память, многое рекомендуется фиксировать в записной книжке или иных материальных носителях;

· необходимо осваивать и пополнять знания по теории разработки управленческих решений.

Важную проблему составляет низкая мотивация исполнителей управленческого решения. Для решения этого вопроса в настоящее время рекомендуется своевременно доводить решения до исполнителей для предупреждения потери принятым управленческим решением своей актуальности; повысить мотивацию через расширение привлечения населения территорий, городов и районов к разработке концепций, парадигм, ключевых положений, стратегий, а не только путем согласования с ним сформированных решений; формировать общественное мнение по проблемам через средства массовой информации, проводить конференции, семинары, симпозиумы; создавать системы кадрового обеспечения реализации решений; организовывать контроль за исполнением решения, что позволит руководству города, района вносить своевременно необходимые коррективы. Правильным на все времена решение быть не может, так как любая социально-экономическая система движется во времени и пространстве, меняется ситуация внутри нее. В новой ситуации возникают иные проблемы, стратегический курс корректируется, принимается новое решение. Так начинается очередной управленческий цикл. Поэтому необходимо стремиться к гибкости управления и принятия управленческих решений.

На эффективность управленческих решений значительное влияние оказывает информационное обеспечение, которое должно быть комплексным и охватывать весь процесс принятия решений.

Важная роль также принадлежит системе планирования. Распространение данного процесса на все уровни управления гарантирует прозрачность деятельности подразделений, позволяет установить характеристики результативности работы. Планы должны лечь в основу оперативных совещаний, оценки деятельности подразделений и их руководителей, анализа объема исполняемых функций, эффективности использования бюджетных средств и т. д.

Поэтому необходимым является повышение эффективности управленческих решений, что является главной предпосылкой рационального управления.

Список использованной литературы

1. Амстронг М. Основы менеджмента. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. С.410 - 417.

2. Анализ и обоснование хозяйственных решений. М.: Финансы и статистика, 2001.

3. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Железнодорожный : ТОО НПЦ "Крылья", 2000.

4. Иванов А.И., Малявина А.В. Разработка управленческих решений: Учеб. пособие. М.: ИИК "Калита", 2000.

5. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001.

6. Князев С.Д., Хрусталев Е.Н. Российское муниципальное право: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. – 344 с.

7. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель. М.: Дело, 2003. С.183 - 192.

8. Кутафин О.Е., Фадеев. В.И Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – 428 с.

9. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 2002.

10. Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. Вербальный анализ решений. М.: Наука, 2003.

11. Лебедева О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента: Учеб. пособие. СПб.: МиМ, 2003. С.165 - 178.

12. Лескин А.А., Мальцев В.Н. Системы поддержки управленческих и проектных решений. Л.: Машиностроение, 2002.

13. Литвак Б.Г. Управленческие решения. М.: ТАНДЕМ "Экмос", 2003.

14. Мандрица В.М., Касьянов В.В. Правовые основы управления: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 480 с. (Серия «Учебники и учебные пособия»).

15. Матвеев Л.А. Системы поддержки принятия решений: Учеб. пособие. СПб.: Спец. литер., 2003.

16. Муниципальное право: Вопросы и ответы/Под ред. проф. А.И. Коваленко. – М.: Новый Юрист, 2002. – 160 с. (Серия «Подготовка к экзамену»).

17. Никольский А.А. и др. Технология принятия управленческих решений. М.: МГАГП, 2002.

18. Общий и социальный менеджмент: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А. Гапоненко. М.: РАГС,2002. Ч. 2. С.14 - 25.

19. Основы менеджмента: Учеб. пособие для вузов / Науч. ред. А.А. Радугин. М.: Центр, 2001. С.214 - 242.

20. Ременников В.В. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

21. Самоуправление в Российской Федерации. Сб. Федеральных законов с комментариями. М.; 2003.

25. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты . М.:ИНФРА-М, 1996. С.529. 38. Теория выбора и принятия решений: Учеб. пособие. М.: Наука, 2000.

22. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000.

23. Четвериков В.С. Муниципальное право: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 183 с. – (Серия «Вопрос-ответ»).

24. Чудновская С.Н. Разработка управленческих решений. / Тюмен. гос. ун-т. Тюмень, 2002.

25. Акулов В., Рудаков М. Особенности принятия решений субъектом стратегического менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. 2003. №3.

26. Гельман В.Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы, практики. // Политические исследования. Февраль 2000 № 2.

27. Лаптева Л.Е. региональное и местное управление в России (втор. пол. XIX в.) – М.: Издательство Академии правового института при ИГП РАН; 2002. – 151 с.

28. Новикова Лидия, Сиземская Ирина. Власть и самоуправление в «зеркале заднего вида». // Власть. 2003. №8 – 9. С. 99 – 104.

29. Попов А.В. Административно – территориальное управление и новая политическая роль регионов. // Социально – гуманитарное знание. 2000. № 5.

30. Попов А.В. О проблемах становления региональных систем управления. // Социально – гуманитарное знание. 2000. № 3, 4.

31. Попов А.В. Специфика самоуправления – в единстве государственного и муниципального управления. // Социально – гуманитарное знание. 2001. № 2,3.

32. Шуменкова Н.В. муниципальный менеджмент (Методологические подходы к преподаванию). // Социально – гуманитарное знание. 1998. № 4.


[1] Серия Европейских договоров № 122. Страсбург, Совет Европы, Отдел изданий и документов. ISBN № 92-871-0804-8. Май 1990.

[2] Четвериков В.С. Муниципальное право: Учеб. пособие. – М.; 2001.

[3] Мандрица В.М. Юридический менеджмент. – Ростов н/Д.; 97.

[4] Иванов А.И., Малявина А.В. Разработка управленческих решений: Учеб. пособие. М.: ИИК "Калита", 2000.

[5] Коваленко А.И. Муниципальное право: Вопросы и ответы. – М.; 98.

[6]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  356  357  358   ..

 

Модели

Мультипликативные

Аддитивные

Кратные

Смешанные

Цепной подстановки

+

+

+

+

Абсолютных разниц

+

-

+

-

Относительных разниц

+

-

-

Интегральный

+

-

+